Веласкес менины описание картины: Las Meninas, 1656, 276×318 cm by Diego Velazquez: History, Analysis & Facts

Описание картины Диего Веласкеса «Менины» :: школьное сочинение на Сочиняшка.Ру



Диего Веласкес (6.06.1599 — 6.10.1660) — испанский художник 17 века. Он творил в эпоху испанского барокко, и был ярким образцом художника мадридской школы. Он писал картины на исторические, религиозные и мифологические сюжеты. Самые известные среди них — «Поклонение волхвов», «Триумф Вакха, или Пьяницы», «Сдача Бреды», «Эзоп» и другие. Преуспел Веласкес и в портретной живописи. Будучи придворным живописцем, он писал портреты знатных и августейших особ. Среди них картина «Менины (Фрейлины)».

«Менины», или «Семья Филиппа IV», написана в 1656 году. Это одна из самых известных картин Веласкеса. Довольно интересный сюжет картины в сочетании с высоким мастерством художника ставит её в ряд лучших его работ.

Размеры этого полотна значительны — 318 ? 276 см. Помимо этого, в картине пространство визуально расширено: помещение, в котором происходит действие, просторно, в стене заднего плана — открытая дверь.

В проёме видна лестница со стоящим на ней человеком в тёмной одежде. Таким образом, открывается дополнительное пространство.


Хотя название картины указывает на фрейлин, но в центре полотна — пятилетняя инфанта Маргарита, единственный на то время ребёнок монаршей четы Испании. Маленькая девочка держится прямо, даже царственно. Её тельце затянуто в пышное платье. По обеим сторонам от инфанты находятся две фрейлины (менины). Это представительницы самых знатных семей. Фрейлина справа готовится присесть в глубоком реверансе. Фрейлина слева коленопреклонённо подаёт принцессе кувшин. Кроха, не взглянув, небрежно, как положено принцессе, берёт кувшин. Усвоивший уроки воспитания ребёнок держится с королевским достоинством и сознанием собственной значительности.

Справа от инфанты — карлица и шут, который пытается растолкать ногой сонного пса, изображённого на переднем плане. На заднем плане, справа от открытой двери находятся компаньонка инфанты и её охранник.

По левую сторону от дверного проёма Веласкес изобразил себя с кистью, за мольбертом. Очевидно, он писал портрет короля Филиппа IV и его супруги Марианны, так как они отражены в зеркале на заднем плане.

В картине нет ярких красок, тона её мягкие, светло-серебристые. Дальний план картины затемнён, его изображение, как в дымке, теряет отчётливость. Фигуры в центре и на переднем плане изображены детально. Так, наряд принцессы тщательно выписан.

Рассматривая картину вблизи, можно увидеть, что Веласкес использовал несколько приёмов. В работе над лицами он применил технику лессировки, когда переливчатые цвета достигаются нанесением полупрозрачных красок на основной цвет. Мельчайшими мазками художник изобразил кружева и бархат платья принцессы Маргариты. Она освещена ярко, в изображении прочих персонажей присутствует мягкость пастели. Картина производит впечатление воздушности и света. Она невольно притягивает взгляды посетителей музея в Прадо.



«Менины»: загадка и скрытый смысл картины Диего Веласкеса

«Менины» Диего Веласкеса (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez, 1599-1660) чудом избежали печальной судьбы. В этом есть какая-то мистика. В 1734 году в старом дворце, где была выставлена картина, вспыхнул небывалый пожар. В адской жаровне погибло около 500 шедевров мировой живописи. Создаётся впечатление, будто полотно Веласкеса выжило лишь благодаря этой очистительной жертве, принесённой всепожирающему пламени.

Картины, что люди: у каждого своя судьба. Во время гражданской войны в Испании над полотном вновь нависла смертельная угроза, но и на этот раз всё обошлось, и пламень гражданской войны не испепелил этот шедевр. Какая завидная живучесть, какое устойчивое желание донести несмотря ни на что великое послание художника своим потомкам!

Живопись | Диего Веласкес | Менины, 1656

Ещё одним важным испытанием для этого шедевра стала его изолированность. Картина приобрела широкую известность лишь тогда, когда она, наконец, в 1819 году оказалась в музее Прадо, а до этого её могли созерцать только члены королевской семьи и их гости. В это трудно поверить, но факт остаётся фактом: на протяжении 200 лет о существовании картины знало считанное количество людей. Она словно была на долгие годы заточена в золотой клетке королевской резиденции. И вот вырвалась наружу! По своему воздействию на зрителя полотно производит эффект тихо разорвавшейся бомбы. Именно тихо. Здесь этот оксюморон вполне уместен. В отличие от полотен Рембрандта, например его «Ночного дозора», (напомним, кстати, что эти художники были современниками и оба написали великие групповые портреты), в картине Веласкеса звук отсутствует. У Рембрандта, наоборот, он изображён настолько убедительно пластическими средствами, что вы словно слышите неумолкающую барабанную дробь и визг испуганной собаки. Под эту какофонию, условно говоря, и спускается в ад знаменитый Ночной дозор. У Веласкеса всё тихо, как и положено в королевских покоях, всё размеренно и степенно. Но это спокойствие весьма обманчиво.

Мы находимся во внушительном по своим размерам зале королевского дворца, отличающегося строгостью обстановки, чьи стены увешаны картинами, наверное, одними из тех, которые и погибнут в страшном пожаре несколько десятилетий спустя. Свет проникает в этот зал из двух раскрытых окон справа, причём, два других закрыты наглухо ставнями, а также через дверь на заднем плане, которая распахнута настежь.

На первый взгляд, перед нами автопортрет художника, находящегося в процессе работы над одним из своих шедевров. Он трудится над каким-то неизвестным полотном, но неожиданно его уединение нарушает маленькая принцесса, которая врывается в этот ярко бьющий из окна солнечный свет со своей свитой — фрейлинами, шутами, дуэньями и огромной собакой.

И, действительно, нас, зрителей, встречают напряжённые взгляды некоторых участников этой сцены, включая самого художника. И эти взгляды устремлены куда-то за пределы художественного пространства картины. Так, Веласкес изображает себя в обычной позе художника, который отступил на шаг от холста и, вроде бы, смотрит на модель, словно сравнивая её с тем, что уже получилось на полотне.

Живопись | Диего Веласкес | Менины, 1656 (Фрагмент. Диего Веласкес — Автопортрет)

Всё правильно. Но что всё-таки на этом самом загадочном холсте изображено? Может быть, мы тоже попали туда каким-то чудом? Ведь наша позиция — именно позиция модели. Кажется, что взоры участников этой композиции устремлены к нам. А, может быть, художник лишь изучает саму инфанту, и ему нет никакого дела до нас? Если так, то Веласкес может видеть лишь спину девочки, хотя она явно позирует и приняла благородную осанку, а фрейлины почтительно склонились перед ней. Они позируют все, включая и старую шутиху, но лиц их Веласкес явно не видит.

Остаётся только предположить, что на том месте, куда устремлён взор художника и где должны находиться мы сами, расположено большое зеркало, в котором и отразилась вся сцена картины. Тогда получается, что то, что мы видим перед собой — отражается в зеркале, а художник фиксирует это отражение у себя на холсте. И всё бы так и было, но есть ещё одно зеркало в глубине картины, где мы видим слабое отражение королевской четы.

Так это их изображает Веласкес? Но мы уже знаем, что никакого двойного королевского портрета никогда не существовало.

Живопись | Диего Веласкес | Менины, 1656 (Фрагмент. Портрет Филиппа и его супруги Марианны)

Так, может быть, зеркальное отражение королевской четы на заднем плане картины — это всего лишь рефлексия самого художника, вспышка его сознания как память о своих высоких покровителях и вместе с тем сентиментальное движение души по поводу родителей маленькой девочки, буквально излучающей свет в самом центре этой непростой композиции? Ведь у этой королевской четы, как и у каждого другого участника композиции, есть своя неповторимая судьба, свой разыгранный жизненный сценарий, своя личная драма, свой счёт в непрерывной борьбе с судьбой. Так, мы узнаём, что у короля — это второй брак. Король Филипп на 30 лет старше своей второй жены и приходится ей дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.

Ей всего пять лет.

Филипп IV представляет собою пятое поколение Габсбургов на испанском престоле, и всегда они женились или выходили замуж за кого-нибудь из своей династии. Это привело к инцесту внутри семьи. Его единственный сын Карл II родился инвалидом и был не в состоянии произвести на свет жизнеспособное потомство. Он стал последним из Габсбургов на испанском престоле, после его смерти разразилась война за наследство, к власти в стране пришли Бурбоны. Тот факт, что инфанта есть, что она здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Эту надежду разделяет и сам Веласкес. Он видит маленькую девочку, которую зашнуровали в жёсткий корсет и фижмы. Ей физически очень неудобно держать эту благородную позу, но она — послушная дочь своих родителей и будет делать всё, что от неё потребует этикет. Это ребёнок, лишённый детства.

Взгляд девочки, как, впрочем, почти всех находящихся в ателье, прикован к королевской чете, сидящей перед картиной. Хотя и это обман. Там никто не стоит и не сидит, потому что если провести прямую линию от изображения родителей в зеркале и свести её к точке, на которой застыл взгляд инфанты, то станет ясно, что изображение смещено. А если эти фигуры и есть там, то они никак не могли бы отразиться в зеркале. Так кому же инфанта показывает, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать, если не родителям?

Перед нами не ребёнок в нашем современном понимании, а маленькая взрослая. Если хотите, то в этой картине заключён реквием по никогда не случившемуся детству. Веласкес немало потрудился над изображением различных инфант, бледных, болезненных девочек, затянутых в фижмы, в недетских, чопорных позах. Инфанту лишили детства, и именно поэтому она так похожа на старую карлицу. Уродство карлицы — это зеркальное отражение искорёженной детской души маленькой девочки, которой так не посчастливилось родиться в королевской семье да ещё в греховном браке королевского инцеста. Мы знаем, что проживёт инфанта очень недолго.

Живопись | Диего Веласкес | Менины, 1656 (Фрагмент. Инфанта Маргарита)

Получается, что картины нет — и картина есть. Почему? Да потому, что она обречена на вечную незавершённость. И ещё потому, что мы сами являемся частью её композиции. Наши собственные судьбы вплетены в этот холст наподобие нитей, и наш собственный жизненный путь здесь начался и здесь готов и закончится, когда карлик-пройдоха ударит по крупу большого пса, не то Цербера, не то ещё какого-нибудь представителя загробного мира.

Лас Менинас Анализ | Artble.com

  • Дата создания:
  • CIRCA 1656
  • Альтернативные названия:
  • Семейство Felipe IV
  • Высота (CM):
  • 318,00
  • Длина (см):
  • 276. 00
  • Средний: Средний
  • .
  • Нефть
  • Поддержка:
  • Canvas
  • Область:
  • Пейзаж
  • Движение искусства:
  • BAROCE

  • Создано:
  • Diego Velazquez

  • .0035
  • Текущее местоположение:
  • Мадрид, Испания

  • Показано по адресу:
  • Museo Nacional Del Prado

  • владелец:
  • Museo Nacional Del Prado

  • 9001
  • Museo Nacional Del Prado

  • 955

    Museo Nacional Del Prado

  • 959

    Museo Nacional Del Prado

  • 9001
  • Museo Nacional Del Prado

  • 9001
  • Museo Nacional Del Prado

  • 9
  • Композиция
  • Настроение, тон и эмоции
  • Мазок
  • Менины

    Диего Веласкес

  • Las Meninas

    Diego Velazquez

  • Las Meninas

    Diego Velazquez

  • Las Meninas

    Diego Velazquez

  • Las Meninas

    Diego Velazquez

  • Las Meninas

    Diego Velazquez

  • Лас Менинас

    Диего Веласкес

  • Лас Менинас

    Диего Веласкес

Если «Менины» были признаны величайшей картиной всех времен, то во многом благодаря необычайной и новаторской сложности композиции. На первый взгляд картина Веласкеса может показаться относительно простой и прямолинейной, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что «Менины» представляют собой поразительно замысловатую композицию.

Слои глубины:
Картинный план Лас Менинас разделен на сетку, состоящую из четвертей по горизонтали и седьмых по вертикали. Кроме того, холст также разделен на семь слоев глубины. «Лас Менинас» имеет самое глубокое и тщательно очерченное пространство из всех картин Веласкеса, и это единственная картина, на которой виден потолок комнаты.

Пространство комнаты изображается как декорация с семью слоями пространства, расположенными через неравные интервалы. Первый, самый поверхностный слой начинается с выступающего холста слева от плоскости изображения и охватывает карлика, пинающего собаку с правой стороны.

Второй уровень состоит из Инфанты и ее служанок, третьего Веласкеса, сопровождающего и телохранителя, четвертого — задней стены комнаты, пятого — пространства за открытой дверью и фигуры Ньето, шестого — пространства отражение зеркала, и, наконец, седьмой уровень — это пространство, которое предполагает отражение зеркала, а именно пространство за пределами картинной плоскости, где стоят Король, Королева и зритель.

Узоры и соединения:
Для такой большой многофигурной композиции необходима отличная организация. Веласкесу удалось навести порядок в Менинасе, используя систему изогнутых и диагональных линий. Он расположил фигуры на переднем плане по форме X с младенцем Маргаритой в центре, тем самым подчеркнув ее важность и сделав пятилетнего ребенка фокусом композиции.

Создается одна диагональ, состоящая из коленопреклоненной фрейлины слева от Инфанты, диагональ, которая простирается до стоящей фрейлины справа и заканчивается компаньонкой и телохранителем на заднем плане. Другая диагональ начинается с Веласкеса слева и спускается через голову Инфанты к лежащей собаке справа.

Веласкес мастерски использует свет и тьму, чтобы еще больше упорядочить композицию. С помощью света и тени он создает систему двойных дуг, которые еще больше централизуют Инфанту: одна вверху, которая начинается с Веласкеса, спускается к Инфанте и поднимается к Ньето на заднем плане, а другая внизу, созданная дугой света на заднем плане. передний план.

Само расположение фигур создает узор, который дополнительно упорядочивает композицию. Слева стоит Веласкес, за ним королева и король в зеркале, за ним Ньето, за ним женщина-сопровождающая и телохранитель. Это создает ритм мужчины-женщины-мужчины, мужчины-женщины-мужчины, всех этих фигур, стоящих над Инфантой и, таким образом, символически защищающих ее. Тот факт, что Инфанта почти чисто белая, еще больше выделяет маленькую девочку, учитывая, что большая часть картины отбрасывается в тенистых тенях.

Рамы:
Менины Веласкеса — это картина о рамах и обрамлении. Все фигуры обрамлены самой комнатой, в которой они находятся, а буквальные рамки существуют в виде холста слева, рамы картин на задней стене, дверного проема, обрамляющего Ньето, и, наконец, зеркала, которое обрамляет королевскую чету.

Последние два кадра наиболее интересны с точки зрения композиционного приема, который они обеспечивают. После Инфанты это два других фокуса картины, и они создают эффект «толкай-тяни-толкай», на который вы действуете. Справа открытая дверь манит зрителя представить пространство за его пределами, тогда как зеркало слева, создавая иллюзию рецессивного пространства, на самом деле выталкивает зрителя за пределы картинной плоскости, поскольку отражает то самое пространство, в котором находится зритель.

Статья

Скрытый смысл «Менины» Веласкеса

Момент в истории искусства

Джейсон Хорейс 24 августа 2022 г.

«Менины» Диего Веласкеса — одна из самых знаковых и известных картин в мире. Написанная в середине 17 века, эта работа представляет собой мастерский образец стиля испанского барокко. На картине изображена молодая девушка Маргарет Тереза, инфанта Испании. Ее окружают фрейлины, все смотрят на зрителя. Сам художник также включен в картину, как и король и королева, отраженные в зеркале [это исправлено из первой версии этого поста, когда я ошибочно сказал, что художник отразился в зеркале]. Отражение в зеркале указывает на то, что художник занят рисованием короля и королевы, в то время как сюжетом «Менины» явно является Инфанта или сам художник.

Есть много интерпретаций этой картины, но одна общая тема заключается в том, что она отражает роль искусства и художника. Включение художника в картину считается заявлением о силе искусства. Включив себя в картину, художник возводит себя на один уровень с Инфантой. Это сильное заявление о важности искусства и художника.

Еще одним интересным элементом картины является использование света и тени. Говорят, что свет на картине представляет божественное, а тень представляет человека. Эта дихотомия часто встречается в картинах этого периода и, как считается, представляет собой борьбу между духовным и земным.

Картина вызвала споры, когда создавалась, поскольку считалась отходом от традиционной портретной живописи. «Менины» — сложное произведение, не вписывающееся четко ни в один жанр. Использование света и тени в картине также было нетрадиционным, и некоторые зрители сочли работу тревожной.

Несмотря на возникшие в то время споры, «Менины» широко считаются самым важным произведением Веласкеса и стали предметом серьезного критического анализа и интерпретации.

Веласкес родился в Севилье, Испания, в 1599 году. Его отец был художником и научил Диего рисовать. Первая известная картина Диего «Омовение ног» была написана, когда ему было всего шестнадцать лет. Вскоре он стал одним из самых востребованных художников Севильи. В 1623 году Веласкес написал картину «Триумф Вакха», которая так впечатлила короля, что он вызвал художника в суд.

Следующие двенадцать лет Веласкес провел в королевском дворце, рисуя портреты короля, королевы и их детей, а также религиозные и мифологические сцены. Он также написал серию крупномасштабных пейзажей. В 1656 году Веласкес отправился в Италию, где изучал работы великих мастеров и находился под особым влиянием творчества Тициана. Он вернулся в Испанию в 1659 г.и провел последние годы своей жизни, рисуя серию портретов Папы Иннокентия X.

Веласкес умер в Мадриде в 1660 году в возрасте 61 года. Он был похоронен в монастыре Сан-Хуан-Баутиста. Веласкес был одним из самых важных художников Золотого века Испании, и его работы значительно повлияли на развитие западного искусства.

«Менины» Пабло Пикассо, 1968 г.

«Менины» повлияли на многих художников. Сальвадор Дали создал стереоскопическую, сюрреалистическую интерпретацию «Менины». Пабло Пикассо создал серию картин по мотивам произведения, которое он начал в 1957. Фрэнсис Бэкон также создал ряд вариаций на эту тему.

«Менины» и сегодня продолжают служить источником вдохновения для художников. Его сложная композиция и использование света и тени продолжают очаровывать и бросать вызов тем, кто смотрит на него.

«Менины» в Прадо в Мадриде

Картина выставлена ​​в Музее Прадо в Мадриде, Испания.

Подробнее: https://en.wikipedia.org/wiki/Las_Meninas

Какое, на ваш взгляд, самое важное послание, которое Веласкес пытался передать в «Менинах»? Каково значение художника, включенного в картину? Вы когда-нибудь создавали художественные работы, чтобы поделиться сообщением или идеями? Вы видели «Менины» вживую? Если да, то какое впечатление произвела картина? Поделитесь своими мыслями в комментариях ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *