81.Вербальное и невербальное мышление. Дайте анализ динамики их развития в онтогенезе.
Как и общение, мышление может быть невербальным (с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих под впечатлением восприятия действительности, и вербальным (при оперировании понятиями, закрепленными в словах, суждениях, умозаключениях и т.д.).
Таким образом, язык определенным образом организует знания человека о мире, закрепляет эти знания и передает их последующим поколениям. Интересно, что иногда язык сохраняет и устаревшие, неправильные представления, «вчерашний мир мышления».
К невербальному мышлению можно отнести образное мышление, а к вербальному словесно-логическое(понятийное )мышление.
Среди множества концепций описывающих развитие мышления в онтогенезе одной из самых популярных и продуктивных является генетическая классификация утверждающая, что наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе и филогенезе.
Согласно этим представлениям первоначально ребенок решает мыслительные задачи, непосредственно действуя с предметом, и только позже он приобретает способности оперировать образами, а затем символами и отвлеченными, обобщенными понятиями.
Следовательно, генетически первым способом познания окружающего мира для ребенка выступает процесс физического взаимодействия с ним, со временем он уступает место относительно свободному от непосредственных действий образному познанию.
В дальнейшем формируется следующий способ, предполагающий перевод действий и образов в языковые средства. Таким путем, достигается более высокий уровень анализа и обобщения — включаются механизмы теоретического мышления.Естественно, что развитие мышления ребенка осуществляется не просто путем прохождения указанных стадий. Оно представляет собой последовательное овладение им тремя сферами представлений: действий, образов и символов (Брунер Дж., О.К. Тихомиров и др.). Сначала ребенок познает мир благодаря собственным практическим (предметным) действиям.
Затем мир представляется и осваивается в образах, относительно свободных от действий и только этот опыт создает базу для перевода действия и образа в языковые средства.1. При этом ранним и простейшим видом мышления является наглядно-
действенное(предметно-действенное) мышление ребенка, находящееся «в плену» у ситуации и действия, т.е. не способное осуществляться без опоры на «созерцание» ситуации и возможности действовать в ней. Такое мышление еще называют ручным. Низкая критичность по отношению к своим действиям, отсутствие иерархии признаков типа частное – общее, род – вид, противопоставление – эти показатель не всегда эффективны, если не подкреплены словесным мышлением
2. Совершенствуясь, мышление постепенно освобождается, «эмансипируется» из плена реальной конкретной ситуации. Вместо оперирования предметами мышление начинает оперировать их образами. Так возникает
Появляется также возможность производить мысленно операции, не осуществимые в реальной действительности. Обилие частных связей, случайностью в выборе признаков, большая доля субъективизма с преобладанием эмоциональных компонентов
3. В ходе дальнейшего совершенствования, мышление отказывается от оперирования предметами целиком и переходит к использованию понятий, логических конструкций, которые не имеют прямого образного выражения (честность, гордость…). У ребенка с 6-7 лет, то есть с момента обучения в школе, в качестве основной единицы понятийного мышления выделяется понятие, в котором отражаются наиболее общие, существенные признаки предметов. Предметно-символический код, который использовало мышление, становится символическим, а нередко и словесно-символическим. Таким образом, возникает словесно-логическоеили словесно-символическое мышление. Все эти виды мышления тесно связаны между собой.
82 83 84
«Язык есть вековой труд целого поколения»
Download 170.46 Kb.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 32
Bog’liq
хуйня
Тема 8. Введение в языкознание: предпосылки возникновения и краткая история языковедческой науки Древнеиндийская лингвистическая традиция
Русский писатель, этнограф и лексикограф Владимир Иванович Даль в IX столетии писал: « Языкознание начало развиваться на Древнем Востоке – в Месопотамии, где исследовались грамматические структуры шумерского языка, в Сирии, Малой Азии (по мере распространения клинописи в III–I-м тыс. до н.э.) и Египте, а также в Индии и Китае. Для обучения письму и письменному языку в Месопотамии и Северной Сирии (середина III-го тыс. до н.э.), а позднее и в других странах Передней Азии составлялись списки слоговых знаков и грамматических форм, создавались способы выделения на письме слов разных языков, но теоретическое рассмотрение языковых фактов ещё отсутствовало. Необычайно высокого уровня описательное и теоретическое языкознание достигло в Древней Индии. Индийская лингвистическая традиция, насчитывающая свыше 2500 лет, является одной из древнейших. Она возникла в результате потребности в сохранении точного произношения священных гимнов – вед, а также нормализации санскрита – единого литературного языка Древней Индии. Вопросы языка рассматриваются у индусов в самых ранних памятниках ведической литературы – в е д а н г а х. В одной из веданг (шикша) освещаются вопросы фонетики, в другой (вьякарана) – грамматика, в третьей (нирукта) – этимология и лексикология. Четвертая (чханда) посвящена теории поэзии. Эти веданги дают нам представление о том, как развивалась древнеиндийская наука о языке. Наиболее известным грамматистом Древней Индии был Панини сделал точный анализ морфологического строя санскрита и описал звуковой состав этого языка. Как и в других древнеиндийских грамматиках, в грамматике Панини приводятся длинные списки корней (1993 корня) с указанием их значений. Большое место в грамматике Панини уделяет фонетике. Он подробно говорит о комбинаторных звуковых изменениях, касается вопросов ударения. Более подробно Панини разбирает морфологические явления: выделяет различные классы глагольных корней, типы окончаний в именном склонении. Понятия корня и суффикса анализируются на основе парадигмы слова. Панини были знакомы понятия нулевой морфемы и внутренней флексии. Панини впервые в истории индийского языкознания дает образцы сравнительного метода, сравнивая санскрит и ведический язык в области фонетики, морфологии, словообразования и отчасти синтаксиса. Однако Панини только констатирует факты различия, но не делает из этого теоретических выводов. В течение почти двух тысячелетий правила Панини были непререкаемым авторитетом в грамматике классического санскрита. Метод анализа слова по его морфологической структуре, предложенный Панини, используется и в настоящее время. Необычайно высокого развития достигла в Древней Индии фонетика, что было связано с необходимостью сохранить в чистоте произношение ведических гимнов. Индийцы задолго до греков различали гласные, согласные, фрикативные. Им было знакомо понятие фонемы, которую они противопоставляли звуку речи. Описание звуков в древнеиндийской грамматической традиции производилось на физиологической основе. В древнеиндийских грамматиках выделялись четыре части речи (имя, глагол, предлог, частица). Имя древнеиндийские грамматисты определяли как слово, обозначающее предмет, а глагол – как слово, обозначающее действие, происходящее как в настоящее время, так и уже свершившееся. В имени различались семь падежей: именительный, винительный, орудийный, дательный, отложительный (аблатив), родительный и местный. Однако в то время падежи не имели этих названий, а обозначались как первый, второй, третий и т.д. Основной единицей языка для древнеиндийских грамматиков было предложение, так как они полагали, что только оно способно выражать мысль. Древнеиндийская наука о языке достигла значительных результатов и оказала огромное влияние на греческую и арабскую лингвистические традиции, а через них – и на последующее развитие языкознания. Грамматика Панини была опубликована в Европе в начале XIX в. «Высота, которой достигло языкознание у индусов, совершенно исключительна, – справедливо пишет Вильгельм Томсен, автор первого пособия по истории лингвистических учений, – и до этой высоты наука о языке в Европе не могла подняться вплоть до XIX века, да и то научившись многому у индийцев» [Томсен 1938: 10]. Download 170.46 Kb. Do’stlaringiz bilan baham: |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 32
Ma’lumotlar bazasi mualliflik huquqi bilan himoyalangan ©fayllar.org 2023
ma’muriyatiga murojaat qiling
Стиль мышления — вербальные и невербальные учащиеся
Интеллект играет ли , а не роль в различии между стилями обучения.Это просто разница в стилях обучения и мышления.
В основном думаю через звучание слов. Вербальное мышление состоит из составления звуковых предложений по одному слову за раз примерно с той же скоростью, что и речь. В своем уме они слышат голос, говорящий с ними. Они могут думать так же быстро, как и говорить! Скорость мыслителей-картинок почти непостижима — это дар! Вербальное мышление линейно и следует структуре языка.
В основном мыслите картинками. Они идентифицируют слова и предметы, рассматривая их с бесконечных визуальных точек зрения. Они думают с помощью трехмерных мультисенсорных образов, которые развиваются и растут по мере того, как мыслительный процесс добавляет больше информации или концепций. Этот мыслительный процесс происходит настолько быстрее, чем вербальное мышление, что часто происходит на подсознательном уровне, что объясняет, почему дислектики часто не замечают ошибок и образов. Люди с образным мышлением почти не воспринимают звуки внутреннего «диалога», поэтому чтение с помощью фонетики почти невозможно, всегда неприятно, а иногда и болезненно. Попытка научить фонетике образного мышления часто так же невозможна, как попытка загрузить программу Microsoft на устройство Apple!
Способность мыслить трехмерными мультисенсорными образами — это талант, которым обладают все дислектики. Однако это может вызвать проблемы и путаницу, когда речь идет о двумерных символах и абстрактных словах.
Если слово сбито с толку отсутствием визуального значения, образное мышление автоматически рассматривает буквы с разных точек зрения — в трех измерениях. Буквы будут казаться неправильными или искаженными — b-d-p-q — одна буква, но измененная при повороте ее через несколько точек обзора. Это происходит с 60% слов — абстрактных слов, значение которых не так просто визуализировать.
Вербальное мышление линейно и последовательно:
Стили мышления
Вы мыслите вербально?
Вы мыслите невербально?
Видео предоставлены коллегой Дэвиса, фасилитатора дислексии, Карен ЛоГиудис из New England Dyslexia Solutions в Массачусетсе. Используется с разрешения.
ЗАПРОСИТЬ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Почему?
При отсутствии картинки для обработки каждого слова текст быстро теряет смысл, вызывая путаницу, разочарование и усталость.
Учтите на мгновение, что до 60% любого написанного абзаца содержит слова, которые НЕ позволяют «мыслителю-образу» создать картинку. Представьте, как человек, который мыслит картинками, пытается получить реальный смысл абзаца, когда 60% слов — это слова, которыми вы не можете мыслить!
Вы знаете, как неприятно, когда отключается телефон или устройство. Представьте, что это происходит со всем чтением и прослушиванием на уровне 60%!
Попробуйте!
Прочитайте следующий отрывок и почувствуйте, что происходит с вашим пониманием, когда вы его читаете.
Добавьте сюда дезориентацию и почувствуйте, насколько это может сбивать с толку:
Что на самом деле говорит отрывок!
Ниже приведен оригинальный отрывок. Посмотрите на любой типичный абзац… среднее количество абстрактных слов составляет от 50% до 60%! Этот конкретный отрывок содержит 62%!
Для получения дополнительной информации см. также характеристики дислексиков.
Воображение важнее знаний, знания ограничены, воображение витает в воздухе.
Альберт Эйнштейн
Чтобы летать, вам нужно что-то твердое, с чего можно взлететь.
Неизвестно
Естественный мыслительный процесс в разуме и невербальный интеллект
Автор: Шерил
Автор: Эшли Тулио, специалист по коммуникациям
Язык глубоко укоренился во всех аспектах нашей жизни. Мы используем его каждый день, и именно так мы взаимодействуем с остальным миром. Языки — это универсальный инструмент, который мы используем для самовыражения, когда говорим, пишем или думаем. Кажется невозможным представить нашу жизнь без языка. Мы используем слова, символы, знаки и звуки, чтобы выразить свои мысли. Мои мысли — это слова, которые я слышу в своей голове. Есть голос, говорящий мне, о чем я думаю, даже сейчас, когда я думаю о том, как мне структурировать этот блог. Я думаю о своем 9Встреча в 00:00 и мое расписание на сегодня. Я не могу представить, каким был бы мой разум, если бы этого внутреннего голоса не было! Возможно ли вообще иметь связные мысли без присутствия какой-либо формы языка?
Что такое мысль?
Очень важно понять, что такое мысль. Такие аспекты, как чувства, ощущения и впечатления, могут быть выражены без участия языка. Но есть разница между способностью испытывать страх, вину или боль и обработкой концепция «испуга», «вины» или «боли». Большинство считает, что мысли больше связаны с вашим пониманием концепции, чем с вашими сиюминутными чувствами или выражением эмоций. Мысли — это то, что вы обрабатываете и часто выражаете через внутренний диалог с самим собой. Теперь вопрос: можно ли думать без слов и символов, и как бы это выглядело?
Какие существуют типы мышления, не связанные с языком?
Многие ученые описывают свои мыслительные процессы по-разному, и когда дело доходит до решения сложных зрительных задач, они не используют слова или концепции, вместо этого их мысли более абстрактны и наполнены образами/визуальными представлениями, помогающими им отображать сложные концепции. и дальнейшего их понимания. Это похоже на невербальное мышление. Это техника, предназначенная для решения проблем, основанная на картинках, диаграммах и формах, а не на словах. Детям часто дают тесты на невербальное мышление, чтобы увидеть, как они используют критическое мышление и логику при решении проблемы. Эти тесты помогают определить математические способности ребенка, его когнитивные способности и дедуктивные способности. Кроме того, эти тесты также могут быть использованы всеми, кто хочет улучшить свой невербальный интеллект.
Что такое невербальные мысли?
Невербальный интеллект — это способность человека анализировать и расшифровывать поступающую информацию, используя визуальные и практические рассуждения. Это способность интерпретировать нашу среду без использования слов. Невербальный интеллект довольно сложен, и, хотя все мы в определенной степени можем им пользоваться, им сложно овладеть, и он требует определенного типа мышления, а в некоторых случаях даже личности. Многие художники, инженеры и дизайнеры придерживаются такого образа мышления, потому что их работа требует от них более визуального мышления. Это увлекательный способ мышления, и очень немногие люди могут эффективно его использовать.
Хотя трудно определить, действительно ли наши мысли свободны от какого-либо языка, вы, вероятно, можете предположить, что люди, которые не говорят ни на одном языке, будут думать по-другому, а мысли будут более абстрактными и наглядными. Таким образом, учитывая приведенную выше информацию, можно сказать, что можно думать без языка. Но позвольте мне задать вам еще один вопрос: является ли он оптимальным или столь же эффективным, как мышление с помощью языка, и имеет ли он реальную пользу для нас, обычных людей?
Как мы используем язык, чтобы понять себя?
Обширное мышление потребует когнитивных мыслей, которые сопровождаются определенным количеством языка. Вполне естественно использовать свой разговорный язык во время мышления и использовать символы и слова, чтобы помочь вам понять новые концепции. Это то, что отличает нас от животных и делает нас людьми. Мы можем интерпретировать и понимать нашу среду совершенно иначе, чем язык и наши способности критического мышления. Разговорные языки позволяют нам общаться с другими людьми, но, что наиболее важно, с самими собой, что позволяет нам размышлять о себе и постоянно совершенствоваться. Язык позволяет нам разговаривать внутри себя, что помогает нам понять наши собственные чувства и эмоции. Невербальное мышление, хотя и полезно в некоторых ситуациях, не допускает много интерпретаций и не обладает специфичностью, необходимой для более глубокого понимания.