виды и эффективное применение — karpachoff.com
В среднем человек за день произносит около 15 000 слов. Мы зависимы от общения, решаем с его помощью свои жизненные задачи, наслаждаемся им или страдаем от него же. Но умеем ли мы правильно коммуницировать с людьми? Считают ли они нас приятными собеседниками или вступают в разговор лишь для получения информации?
Словесное общение называют вербальным. Оно состоит из множества аспектов и нескольких видов, бывает либо развитым, либо не очень. В нашей статье мы постараемся разобраться, что же такое словесная коммуникация, зачем и как именно ее развивать.
Виды общенияВербальное общение — это обмен информацией между людьми с помощью слов. Форма и специфика речи человека зависит от цели общения. Словами можно что-то сообщить, о чем-то договориться, выразить оценку, описать чувства.
Существует 4 формы речевой деятельности:- Говорение — система акустических сигналов, несущих определенную информацию.
- Аудирование — восприятие этих сигналов.
- Письмо — кодирование слов с помощью графических символов.
- Чтение — декодирование этих символов и понимание их значения.
Все 4 аспекта речевой деятельности задействованы в процессе вербального общения. И то, насколько сильно они развиты, зависит успех коммуникации человека.
Устная и письменная речьЕсть также два вида вербального общения — устная и письменная речь. Особенность первой — наличие минимум двух собеседников. Один говорит, второй слушает. Устная форма обусловлена восприятием человека того, о чем говорит его визави. И это предопределяет взаимозависимость коммуникантов: реакция на речь способна ее изменить.
Пример: если человек видит, что собеседник не воспринимает его слова, реагирует на них не так, как ожидалось, то может оперативно изменить подачу, скорректировать не только информационную составляющую, но и форму выражения.
Особенность письменной речи заключается в том, что человек не видит своего собеседника, поэтому не может знать его реакцию на написанное. Все корректировки письма можно сделать до отправки текста, а значит — нужно заранее продумать формулировки так, чтобы смысл был понят однозначно и с правильной трактовкой.
Невербальное общение
Речь дополняют мимика, жесты, положение тела во время коммуникации — все это называют невербальным общением. Его задача — раскрыть смысл сказанного, проиллюстрировать свое отношение к теме разговора и вызвать более сильную реакцию. Невербальным языком можно не просто передать информацию, но и придать ей нужный эмоциональный окрас.
Представьте фразу, сказанную с веселым выражением лица:
— Я сегодня встретила Наташу возле магазина (коннотация — как здорово, что мы встретились).
И ту же фразу, но с выражением грусти:
— Я сегодня встретила Наташу возле магазина (коннотация — неприятная была встреча, плохие новости).
Если добавить покачивание головой и характерную мимику, то можно продемонстрировать осуждение:
— Я сегодня встретила Наташу возле магазина (коннотация — гуляла в рабочее время, осуждаю).
То есть буквально любую информацию можно подать по-разному — придать ей нужный контекст, дополнить смысл.
Особенность невербального общенияНаши жесты и мимика плохо поддаются контролю, особенно у тех, кто не умеет сдерживать свои эмоции. Бессознательная и самопроизвольная коммуникация достаточно опасна, но в то же время может расположить человека своей искренностью. Все же лучше взять под контроль язык тела, чтобы с помощью вербальных и невербальных средств общения добиваться поставленных целей.
Еще одна особенность неречевой коммуникации — не все люди умеют ее считывать. Поэтому нельзя быть уверенным, что тебя поймут правильно, если в общении используются только жесты или только мимика. Например:
— Как твои дела?
— /взмах рукой/
Варианты трактовки: всё плохо, не спрашивай, ничего интересного.
Для лучшего понимания можно добавить мимику, но в идеале использовать несколько инструментов общения — слова, жесты, мимику — одновременно.
Кстати, наши далекие предки (первобытные люди) общались именно жестами, поэтому можно утверждать, что вербальное общение появилось позже невербального.
Также читайте: Как правильно выражать свои эмоции и почему это важно
Зачем нужно развивать навык речевого общенияДалеко не все люди умеют эффективно использовать вербальные средства общения. А ведь без этого невозможно решать задачи, которые регулярно встают перед социально активным человеком. И в повседневной жизни, и в бытовом общении, и на работе без отточенных навыков вербального общения будет крайне трудно взаимодействовать с окружающими. И вот почему:
✓ Затрудняется взаимопонимание.
✓ Растет недовольство.
✓ Ухудшаются межличностные отношения.
✓ Трудности в выражении своих желаний, просьб.
✓ Зажатость и тревожность при необходимости вести диалог на серьезную/волнующую тему.
✓ Сложность в организации любого процесса.
✓ Низкая эффективность в командной деятельности.
Возникают все эти трудности, как правило, из-за речевых блоков. Их всего 4:- Семантический — человек изъясняется на непонятном для окружающих языке, использует двусмысленные формулировки, неправильно выстраивает предложения.
- Организационный — неспособность определять иерархию между собеседниками и подстраиваться под общепринятую тональность общения, сложности в коммуникации с большим количеством людей или во время публичных выступлений.
- Психологический — когда собеседники не способны долго удерживать фокус внимания на предмете беседы, не умеют правильно выражать эмоции, плохо слушают друг друга.
- Селективный — возведение своих интересов на первое место за счет игнорирования потребности собеседника выразить свое мнение. Такой человек перебивает, слушает невнимательно, демонстрирует поверхностные суждения и непонимание истинного смысла сказанного.
Преодоление барьеров поможет переосмыслить роль вербальной коммуникации между людьми. Человек научится:
- эффективно обмениваться информацией с окружающими;
- достигать целей общения без значительных усилий;
- заводить полезные в работе и личной жизни связи;
- длительное время поддерживать отношения как в деловом окружении, так и среди близких, друзей;
- получать удовлетворение от диалога, вести его на высоком уровне;
- коммуницировать с незнакомыми людьми;
- общаться более осмысленно, вкладывать в слова глубокий смысл;
- слушать и слышать собеседника;
- передавать эмоции словами.
Без навыка эффективного общения у человека вряд ли сложится успешная карьера или долгая дружба. Да и в отношениях с противоположным полом будет постоянно возникать недопонимание. Поэтому развитие словесной формы общения в первую очередь повысит качество жизни и откроет новые перспективы.
Как повысить эффективность вербального общенияДля начала приведем несколько главных навыков, которые определяют качество общения. Это маркеры способности к взаимопониманию и правильному обмену информацией.
Итак, ваша задача — развить в себе умение…
- четко формулировать мысль;
- говорить конкретно, короткими тезисами;
- внимательно слушать собеседника;
- не отвлекаться и не отклоняться от предмета беседы;
- помогать собеседнику изложить суть информации, которую он хочет вам сообщить;
- ясно выражать свои мысли и чувства;
- использовать понятную лексику;
- придерживаться культуры и этики речи.
Если цели поставлены, можно начинать работу над улучшением речевой коммуникации. Предлагаем вам 12 советов, как развить вербальное общение.
Совет 1.
Определите свой уровень ведения диалога. Для этого можно пройти тестирование у психолога, опросить друзей, критически оценить свое общение с разными собеседниками — от близких людей до незнакомцев, от детей до руководства на работе. Постарайтесь выявить свои слабые стороны. К примеру, трудности во время публичных выступлений, сбивчивая речь, неспособность выражать чувства словами и т. д.
Совет 2.
Избавьтесь от страха говорить то, что вы думаете. Постепенно выходите из зоны комфорта. Например, если вы боялись делать коллеге комплименты, начните с чего-то нейтрального: поговорите о хорошей погоде и невзначай отметьте, что ее пальто как раз кстати в эту пору года.
Совет 3.
Не избегайте живого общения с людьми. Навык письменной речи также необходимо развивать, но лучше начинать с устной. Она более спонтанна, требует значительных усилий в плане скорости обработки информации. Возможно, вам будет сложнее на старте, но именно говорение снимает психологический и селективный барьеры.
Совет 4.
Сочетайте вербальное и невербальное общение. Тренируйте мимику и жесты перед зеркалом, но избегайте крайностей. Излишняя жестикуляция выдает ваше волнение, а слишком яркие эмоции на лице могут оттолкнуть собеседника.
Научитесь расшифровывать язык жестов, а также подстраиваться под стиль невербального общения своего собеседника. Тогда взаимопонимание в диалоге вам обеспечено.
Совет 5.
Практикуйте навык общения с разными людьми — разного возраста, профессии, национальности. Подмечайте трудности во взаимопонимании и работайте над их преодолением.
К примеру, вербальное общение с ребенком разительно отличается от общения со взрослым человеком. Если диалог идет с трудом, постарайтесь зафиксировать, в какой момент ребенок или вы потеряли к нему интерес, возникло недопонимание.
Попробуйте еще раз, избегая этих сложных моментов.Совет 6.
Удерживайте зрительный контакт с собеседником. Это поможет добиться более успешного взаимодействия и донести нужную информацию. Если возникла неловкость, не отводите взгляд. Постарайтесь словами ее сгладить и продолжить общение.
Совет 7.
Избегайте двусмысленных трактовок ваших слов. А если таковые допускает ваш собеседник, не стесняйтесь уточнить, правильно ли вы его поняли. Чтобы ваши слова были восприняты однозначно, подкрепляйте их жестами, мимикой. Следите за тем, чтобы они дополняли друг друга, а не противоречили.
Совет 8.
Будьте предельно искренни, позитивны и открыты во время беседы. Старайтесь понять суть сказанных вам слов и выдавать осмысленные реакции. Поначалу будет трудно одновременно контролировать несколько аспектов беседы, но тренировка этого навыка поможет вам заслужить статус приятного собеседника.
Совет 9.
Очень важно во время разговора пребывать, что называется, в моменте. Не уноситься мыслями в свои дела, не пропускать слова визави мимо ушей. Это поможет вам вынести максимальную пользу из диалога, избежать уточнений и недопонимания.
Совет 10.
Чтобы преодолеть семантический барьер, тренируйте четкую дикцию и правильное построение предложений. В этом поможет чтение книг для расширения словарного запаса и наработки моделей синтаксиса, запись с последующим анализом речи своих телефонных переговоров, заучивание стихов и отрывков из текста.
Если у вас есть проблемы по логопедии, попробуйте решить их. Коррекция легких недостатков возможна в любом возрасте, вопрос лишь во времени (количестве занятий) и сложности конкретного случая.
Совет 11.
Не употребляйте слов, значение которых вы не до конца понимаете. Не используйте несвойственные вам интонации и стили общения. Естественность собеседников формирует непринужденный разговор — приятный и успешный. И напротив: мучительный выбор выражений снизит эффективность коммуникации.
Совет 12.
Говорите размеренно, с интонационными паузами. Выбирайте подходящий тембр: старайтесь не завышать и не занижать ваш нормальный голос, не использовать детские интонации, не копировать речь других людей. Вы должны чувствовать себя комфортно и рационально распределять усилия: лучше контролировать слова, мимику и жесты, чем пытаться говорить в несвойственной для вас манере.
_______
«Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери).
Работайте над своей устной и письменной речью, совершенствуйте коммуникативные способности и искусство ведения диалога, ведь без этих навыков невозможно представить себе ни успешную карьеру, ни гармонию в межличностных отношениях.
Вербальное общение — виды, особенности
Вербальное общение – это коммуникативное обоюдно направленное действие, совершающееся между одним индивидом, несколькими субъектами или более, которое предполагает трансляцию информации разнообразной направленности и ее прием. При вербальном коммуникативном взаимодействии в качестве механизма коммуникации используется речь, которая представлена языковыми системами и подразделяется на письменную и устную. Важнейшим требованием к вербальной коммуникации является четкость произношения, ясность содержания, доступность изложение мысли.
Вербальное общение может вызывать ответное положительное или негативное эмоциональное реагирование. Именно поэтому каждому индивиду просто необходимо знать и грамотно применять правила, нормы и приемы речевого взаимодействия. Для эффективности коммуникаций и успешности в жизнедеятельности любому человеку следует овладеть искусством риторики.
Вербальное и невербальное общение
Как известно, человеческий индивид существо социальное. То есть субъект, никогда не сможет стать личностью без социума. Взаимодействие субъектов с социумом происходит посредством инструментов общения (коммуникации), которое бывает речевым и невербальным.
Вербальные и невербальные средства общения обеспечивают коммуникативное взаимодействие индивидов во всем мире. Хотя у человека первична мысль, но для ее выражения и понимания другими индивидами необходим такой инструмент вербального общения как речь, которая обличает мысли в слова. Ведь для индивида явление или понятие начинает существовать только при условии приобретения им определения или названия.
Наиболее универсальным средством общения между людьми является язык, который представляет собой основную систему, кодирующую информацию, и важный инструмент коммуникации.
С помощью слов человек делает понятным значение событий и смысл явлений, выражает собственные мысли, чувства, позиции и мировоззрение. Личность, ее язык и сознание неразделимы. Однако при этом абсолютное большинство людей к языку относится так, как к воздуху, т.е. использует его, не замечая. Язык довольно часто обгоняет мысли или не подчиняется им.
Во время коммуникационного взаимодействия людей на каждом его этапе возникают барьеры, которые препятствуют эффективности общения. Часто на пути к взаимопониманию становится использование одинаковых слов, жестов и других коммуникационных инструментов для определения совершенно разных явлений, вещей, предметов. Такие барьеры появляются вследствие социально-культурных различий, психологических и других факторов. Индивидуальные расхождения в человеческих потребностях и системе их ценностей часто не дают возможности найти общий язык даже при обсуждении универсальных тем.
Нарушения процесса коммуникационного человеческого взаимодействия вызывают ошибки, промахи или сбои в шифровании информации, недоучет мировоззренческих, профессиональных, идеологических, религиозных, политических, возрастных и половых отличий.
Кроме этого, для человеческих коммуникаций неимоверно важны следующие факторы: контекст и подтекст, стиль. Так, например, неожиданное фамильярное обращение или развязное поведение может свести к нулю всю информационную насыщенность беседы.
Однако большая часть информации о партнере по коммуникации передается не с помощью вербальных инструментов, а при помощи невербальных средств. То есть представление об истинных чувствах собеседника и его намерениях субъекты черпают не из его речи, а при непосредственном наблюдении за деталями и манерой его поведения. Другими словами, межличностное коммуникационное взаимодействие, главным образом, осуществляется благодаря целому комплексу невербальных инструментов – мимике и жестам, символическим коммуникативным знакам, пространственным и временным границам, интонационным и ритмическим характеристикам речи.
Как правило, невербальные коммуникации являются следствием не сознательной манеры поведения, а подсознательных побуждений. Вербальные механизмы общения довольно трудно подделать, именно поэтому доверять им следует больше, чем словесным формулировкам.
Вербальные и невербальные средства общения в ходе коммуникационного взаимодействия людей воспринимаются одновременно (одномоментно), их следует рассматривать в качестве единого комплекса. Кроме того, жесты без использования речи не всегда бывают состоятельными, а речь без мимики пуста.
Виды вербального общения
К вербальному общению относится внешне направленная речь, которая в свою очередь подразделяется на письменную и устную, и внутренне направленная речь. Устная речь может быть диалогической или монологической. Внутренняя речь проявляется при подготовке к устной беседе или, особенно, к письменной речи. Письменная речь бывает непосредственной и отсроченной. Непосредственная речь происходит при обмене записками, например, на совещании или лекции, а отсроченная – при обмене письмами, когда для получения ответа может пройти довольно длительное время. Условия общения при письменной речи строго опосредованы текстом.
Также своеобразной формой словесной коммуникации считается дактильная речь. К ней относится ручная азбука, которая является заменой устной речи и служит для взаимодействия глухих или слепых лиц между собой и людьми, знакомыми с дактилологией. Знаки дактильной речи заменяют буквы и напоминают буквы печатного шрифта.
Обратная связь влияет на точность понимания человеком, воспринимающим информацию, смысла высказываний говорящего. Обратная связь устанавливается только при условии, что коммуникатор и реципиент будут попеременно меняться местами. Задача реципиента заключается в том, чтобы при помощи своих высказываний дать понять коммуникатору, как он воспринял смысл информации. Отсюда следует, что диалоговая речь является последовательной сменой ролей коммуникативного взаимодействия беседующих, в процессе которой обнаруживается смысл речевого высказывания. А монологическая речь, наоборот, может длиться довольно долго при этом, не прерываясь репликами других беседующих. Она требует предварительной подготовки от говорящего. К монологической речи относят лекции, доклады и т.д.
Важными составляющими коммуникативного аспекта общения являются умения точно, четко выражать собственные мысли и умение слушать. Так как нечеткое формулирование мыслей ведет к неверному толкованию произнесенного. А неумелое слушание трансформирует смысл транслируемой информации.
К вербальному общению относится также всем известный вид взаимодействия — разговор, собеседование, диспут и дискуссия, спор, собрание и др.
Разговором называют вербальный обмен мыслями, мнениями, знаниями, сведениями. Разговор (беседа) предполагает наличие двух и больше участников, задачей которых является в непринужденной обстановке высказывать собственные мысли и соображения по заданной теме. Участники беседы могут задавать друг другу вопросы с целью ознакомления с позицией собеседника или прояснения непонятных моментов, возникших в ходе обсуждения. Разговор особенно эффективен при возникновении необходимости прояснения какого-либо вопроса или освещения проблемы. Собеседование представляет собой специально организованный разговор на общественные, профессиональные или научные темы. Диспутом называют публичное обсуждение или спор на общественно важную либо научную тематику. Дискуссией называют публичный спор, результатом которого являются выяснение и соотнесение различных точек зрения, позиций, поиск и выявление верного мнения, нахождение нужного решения спорного вопроса. Спором называют процесс обмена противоположными воззрениями. То есть он обозначает всякое столкновение позиций, разногласия в убеждениях и взглядах, своеобразную борьбу, при которой каждый из участников отстаивает собственную правоту.
Также словесное общение подразделяется на вербальное деловое общение и межличностное. Межличностное общение осуществляется между несколькими индивидами, результатом его является возникновение психологического контакта и определенного отношения между общающимися. Вербальное деловое общение представляет собой сложный многосторонний процесс вырабатывания в профессиональной сфере контактов между людьми.
Особенности вербального общения
Главной особенностью вербального общения считается то, что такая коммуникация свойственна только человеку. Вербальное общение в качестве непременного условия предполагает овладение языком. Благодаря своему коммуникативному потенциалу оно намного богаче всех видов невербальной коммуникации, хотя при этом не в состоянии целиком его заменить. Формирование вербальных коммуникаций первоначально обязательно опирается на несловесные средства коммуникации.
Основным компонентом коммуникации являются слова, которые были взяты сами по себе. Вербальное взаимодействие считается наиболее универсальным способом трансляции мысли.
Любое сообщение, построенное при помощи несловесной знаковой системы, можно расшифровать или перевести на словесный человеческий язык. Так, например, красный свет светофора можно перевести как «проезд запрещен» или «остановитесь».Вербальный аспект коммуникации обладает сложной многоуровневой структурой и может выступать в разных стилистических вариациях: диалект, разговорный и литературный язык и т.п. Успешной или неудачной реализации коммуникативного акта способствуют все речевые компоненты или другие характеристики. Человек в процессе общения из широкого набора всевозможных инструментов речевого взаимодействия выбирает такие инструменты, которые кажутся ему наиболее соответствующими для формулирования и выражения собственных мыслей в конкретной ситуации. Это называется социально значимым выбором. Такой процесс бесконечен в своем многообразии.
Слова в речевом коммуникативном взаимодействии не являются обычными знаками, служащими для названия предметов или явлений. В вербальной коммуникации создаются и формируются целые словесные комплексы, системы идей, религий, мифов, характерных определенному социуму или культуре.
То, как субъект говорит, может сформировать представление у другого участника взаимодействия, о том, кем такой субъект является на самом деле. Такое чаще проявляется, когда коммуникатор играет установленную социальную роль, например, руководитель компании, директор школы, капитан команды и т.п. Мимика, внешний вид, интонации будут соответствовать статусу социальной роли говорящего и его представлению о такой роли.
Выбор словесных инструментов способствует созданию и постижению некоторых социальных ситуаций. Так, например, комплимент не всегда будет указывать на то, что человек хорошо выглядит, он может просто являться своеобразным «коммуникативным ходом».
Результативность и эффективность вербального взаимодействия во многом обусловлена уровнем овладения коммуникатором ораторским искусством и его личностными качественными характеристиками. Сегодня грамотное владение речью считается важнейшей составляющей профессиональной реализации личности.
При помощи речи совершается не просто движение сообщений, но и взаимодействие участников коммуникационного процесса, которые особым образом влияют друг на друга, направляют, ориентируют друг друга. Другими словами, они стремятся к достижению определенной трансформации поведения.
Несмотря на то, что речь является универсальным инструментом коммуникативного взаимодействия, она приобретает смысл только при включении в деятельность. Речь обязательно должна дополняться употреблением неречевых знаковых систем для результативности взаимодействия. Коммуникативный процесс будет неполным, если не использовать невербальные средства.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Louder Than Words — Association for Psychological Science — APS
Люди демонстрируют замечательную изощренность в том, как мы используем язык, сочиняя все, от 140-символьных звуковых фрагментов до 800-страничных романов, выражая мысли и чувства, которые варьируются от тихих признаний до восторженных заявлений. любви.
Тот факт, что мы способны на такие лингвистические подвиги, является одной из определяющих черт человечества. И все же есть так много того, что мы сообщаем и выражаем, не произнося ни единого слова. Ученые-бихевиористы уже давно заинтересованы в понимании различных средств, с помощью которых мы вступаем в невербальную коммуникацию, и причин, по которым мы это делаем. На симпозиуме по интегративной науке на первом Международном съезде психологических наук в Амстердаме, Нидерланды, группа выдающихся исследователей изучила последние достижения науки, изучающие, как мы передаем мощные сигналы друг другу в отсутствие речи.
Честные сигналы
Чтобы понять роль, которую невербальные выражения играют в человеческом общении, исследователи часто сосредотачивались на передаче эмоций. Эмоции отражают нашу оценку ситуации или стимула — например, может ли она принести удовольствие или опасность — и эти оценки стимулируют поведение, которое сигнализирует о том, как мы намерены реагировать. Конечно, мы можем передавать свои эмоции другим с помощью слов, но мы также можем выражать свои эмоции невербально, модулируя акустические качества голоса и позиционируя мышцы лица и тела, часто неосознанно.
Как вербальный, так и невербальный способы общения позволяют нам сообщать о наших эмоциональных оценках и намерениях реагировать до того, как мы начнем действовать. Но что отличает невербальные сигналы, говорит научный сотрудник APS Клаус Р. Шерер из Женевского университета в Швейцарии, так это их подлинность:
«Поскольку мы разработали этот прекрасный инструмент, язык, было бы совершенно нормально просто сказать, что вы чувствуете. вот и все. Но это не так», — отметил Шерер. «Что нам нужно сделать, так это произвести честный сигнал эмоций, и это должно быть сделано без нечеткой категоризации и ярлыков».
Хотя наши вербальные выражения могут быть честными, выражение наших эмоций с помощью языка требует определенного уровня обработки и абстракции, который неизбежно отделяет вербальное выражение от основной эмоции. В той мере, в какой наши выражения лица и позы спонтанны и синхронизированы с ситуацией или стимулом, они обеспечивают более аутентичные сигналы эмоций, свободные от языковых ограничений.
Тот факт, что некоторые выражения эмоций кажутся универсальными, говорит об их фундаментальной коммуникативной функции. Основополагающее исследование, проведенное сотрудником APS Уильяма Джеймса Полом Экманом, показало, что активация лицевых мышц в определенных группах или единицах действия неизменно связана с определенными эмоциями. Например, одновременная активация большой скуловой мышцы, идущей от скулы к углу рта, и круговой мышцы глаза, окружающей глаз, достоверно ассоциируется с удовольствием и искренними улыбками. С другой стороны, сочетание нахмуренных бровей, сжатого рта и раздутых ноздрей ассоциируется с гневом.
Изысканная чувствительность
Однако для того, чтобы действовать как эффективный сигнал, недостаточно, чтобы невербальные выражения производились надежным способом; они также должны быть интерпретированы надежным способом. В своей текущей работе Шерер и его коллеги обнаруживают прочную связь между выражением лица и восприятием этого выражения, что указывает на то, что мы прекрасно приспособлены для чтения эмоциональной информации с лиц без какой-либо помощи языка.
В одном исследовании участники увидели серию динамических компьютерных аватаров, и им было поручено определить оценку, которая будет проходить через голову такого человека. Шерер и его коллеги запрограммировали аватары на отображение определенных выражений эмоций на лице, состоящих из определенных единиц действия. Мало того, что участники продемонстрировали сильное согласие в оценках, которые они определили по выражению лица, их оценки также систематически варьировались в зависимости от единиц действия.
Результаты крупного онлайн-исследования, проведенного с репрезентативной выборкой, показали аналогичную картину результатов: участники использовали выражение лица аватара, чтобы «читать» его или ее мысли, оценивая степень, в которой оценка аватара была новой, приятной, и способствует последовательному достижению цели.
Но лицо — это только один из способов выражения эмоций без слов. Серьезные исследования показали, что наша поза и положение тела также эффективно передают наше эмоциональное состояние. Опираясь на более раннюю работу по нейровизуализации с использованием электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), научный сотрудник APS Беатрис де Гелдер из Маастрихтского университета в Нидерландах и ее коллеги теперь используют транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС), чтобы лучше понять механизмы, которые управляют нашим поведением. воспринимать выражение эмоций в телах.
В ходе эксперимента де Гелдер и его коллеги создали изображения человеческих тел и контрольные изображения животных, которые демонстрировали либо угрожающие, либо нейтральные позы. Участники просматривали два изображения подряд и должны были определить, есть ли между ними разница в позе. Исследователи обнаружили, что применение ТМС к области мозга в экстрастриальной области, которая участвует в визуальном восприятии человеческого тела и частей тела, нарушило способность участников обнаруживать изменения в нейтральном положении, но не оказало заметного влияния на их восприятие тел, отображающих страх.
Применение ТМС к задней верхней височной борозде (STS) — области мозга, широко вовлеченной в социальное восприятие — с другой стороны, фактически улучшило способность участников обнаруживать изменения в этих так называемых телах страха.
«Область тела и ранняя зрительная кора так или иначе не играют решающей роли, но при стимуляции задней СТС, а также теменной области испытуемые лучше расшифровывают, замечают действительно незначительные различия в позах
тел человеческого страха, — объяснил де Гелдер.
В другом исследовании исследователи использовали парадигму бинокулярного соперничества — одновременную подачу разных изображений в левое и правое поле зрения — чтобы оценить, будут ли участники демонстрировать аналогичную обработку в отсутствие сознательного обдумывания. Опять же, результаты показали, что стимуляция задней STS улучшила чувствительность участников к изменениям выражений страха.
Результаты этих и других исследований показывают, что восприятие выражений эмоций, которые отображаются через тела, осуществляется через дорсальный зрительный поток и не требует представления и идентификации тела как объекта до того, как будет воспринято выражение эмоций. Другими словами, мы обрабатываем выражения эмоций в теле быстро и автоматически, с помощью механизмов, которые не требуют сознания или вербального обозначения.
Сила гордости
Сосредоточив внимание на обширном проявлении гордости, исследователь Джессика Трейси (Университет Британской Колумбии, Канада) обнаружила сходные доказательства того, что выражения тела, как и выражения лица, могут подавать надежные и надежные сигналы, влияющие на воспринимающих. ответы на автоматическом, имплицитном уровне.
Постуральные проявления гордости — стоя в полный рост, с раскинутыми руками и выпяченной грудью — возможно, чаще всего встречаются среди спортсменов-победителей и политиков, но они также проявляются, когда мы празднуем повседневные победы на работе и дома. Кросс-культурные исследования показывают, что проявления гордости надежно распознаются людьми во всем мире, а работа Трейси показывает, что они чаще проявляются как зрячими, так и слепыми спортсменами, выигравшими матч, чем теми, кто проиграл. В совокупности эти данные свидетельствуют о том, что выражение не является усвоенной реакцией на успех, а скорее является врожденным и спонтанным.
Трейси и его коллеги предполагают, что проявления гордости универсальны, потому что они выполняют адаптивную функцию, сигнализируя об успехе человека и, соответственно, о высоком статусе. В одном исследовании, например, исследователи попросили студентов-добровольцев записать цифры числа пи до девятого знака после запятой, что для большинства людей было невыполнимой задачей. Участники получали дополнительные деньги, если они давали правильный ответ, и у них была возможность увидеть ответ, предоставленный другим участником, прежде чем они ответили. Исследователи предсказали, что участники, скорее всего, будут копировать ответы студента, который проявлял гордость, а не другие эмоции. И это действительно то, что они обнаружили, указывая на то, что гордость эффективно сигнализирует об успехе для других.
Дополнительные результаты показывают, что проявления гордости, точно так же, как выражения лица и телесные проявления страха, обрабатываются на автоматическом, невербальном уровне. Трейси и ее коллеги предложили участникам пройти тесты на неявные ассоциации, в которых различные выражения эмоций сочетались со словами, указывающими на высокий или низкий статус. Они обнаружили, что участники гораздо быстрее ассоциировали гордость с высоким статусом и другие выражения эмоций с низким статусом, чем при составлении обратных пар. Когда исследователи перенесли исследование на отдаленный остров на Фиджи, они увидели ту же картину времени реакции.
Связь между гордостью и высоким статусом настолько сильна, что демонстрация гордости является ценным сигналом статуса, даже когда доступна конкурирующая контекстуальная информация. В одном исследовании участники просматривали фотографию либо мужчины, выглядящего бездомным, либо мужчины профессионального вида, чья поза выражала либо гордость, либо стыд. Их рейтинги показали, что выражение гордости повышает статус бездомного:
«Демонстрация гордости может привести к тому, что бездомный автоматически будет считаться равным по статусу деловому человеку, у которого был плохой день», — объяснила Трейси.
Голосовое доминирование
В то время как выражения лица и тела явно эффективны в качестве невербальных сигналов, накопленные данные свидетельствуют о том, что особая характеристика голоса — высота тона — может быть особенно надежным сигналом. То, что мы воспринимаем как высоту тона, измеряется с точки зрения основной частоты или скорости, с которой вибрируют голосовые связки. Исследования показывают, что во всем мире женщины, как правило, издают звуки примерно в два раза чаще, чем мужчины. Эта половая разница не просто заметна; оно намного больше, чем наблюдаемое почти во всех других вторичных половых признаках, включая вес, окружность бицепса, рост и силу.
С физиологической точки зрения, это половое различие не является загадкой: повышение уровня тестостерона в период полового созревания в конечном итоге приводит к тому, что мужские голосовые связки удлиняются и утолщаются, заставляя их вибрировать медленнее.
Но, как отмечает ученый Дэвид А. Путс, это не объясняет, почему вообще существует разница.
«Почему у нас возникла такая очень большая половая разница в способе общения, который одинаково используется обоими полами?» — спросил Путс. — Разве это не кажется вам странным?
Интуитивный ответ будет заключаться в том, что половые различия связаны с физическими размерами — мужчины, как правило, выше женщин, и эта разница в росте должна привести к тому, что у них более длинные голосовые связки. Но данные показывают, что мужские голосовые связки примерно в восемь раз длиннее, чем можно было бы ожидать, учитывая половые различия в росте.
Настоящее объяснение, как показывают исследования, может заключаться в половом отборе. Имеются убедительные доказательства того, что механизм выбора партнера, возможно, сыграл роль в возникновении этих различий: мужчины, как правило, предпочитают женщин с высоким голосом, а женщины предпочитают мужчин с низким голосом. Тот факт, что основная частота коррелирует с уровнями определенных гормонов, предполагает, что она может служить физиологическим индикатором, сигнализирующим о высокой фертильности у женщин и сильной иммунной функции у мужчин.
Но половые различия в основной частоте, возможно, даже сильнее связаны с другим механизмом полового отбора: состязательной конкуренцией. То есть тон голоса может функционировать как невербальный сигнал, сигнализирующий конкурентам о доминировании.
В соответствии с этой теорией данные показывают, что люди воспринимают мужские или низкие голоса как принадлежащие доминирующим личностям. И исследования показывают, что отношения работают и в обратную сторону — восприятие мужчинами доминирования, по-видимому, влияет на то, как они модулируют высоту своего голоса в конкурентном взаимодействии.
Под видом игры на свидания Путс и его коллеги сказали участникам-мужчинам, что они будут соревноваться с мужчиной в другой комнате, чтобы пообедать с женщиной. Голоса участников записывались в начале исследования, а затем еще раз, когда они напрямую обращались к своему «конкуренту». Результаты показали, что мужчины, которые считали себя менее физически доминирующими, имели тенденцию повышать свой тон при разговоре с конкурентом, в то время как мужчины, которые оценивали себя как более физически доминирующие, имели тенденцию к понижению своего тона.
Эти результаты демонстрируют устойчивость высоты голоса как невербального сигнала физического доминирования и могут помочь пролить свет на невербальную коммуникацию в более широком смысле, говорит Путс. Например, результаты исследования объясняют, почему мы склонны понижать тон, когда отдаем команду, и обычно повышаем его, когда задаем вопрос.
Последствия в реальном мире
Хотя мы можем не осознавать в явном виде влияние невербальных сигналов, таких как высота голоса и выражение тела, на нашу повседневную жизнь, исследования показывают, что их последствия могут быть далеко идущими.
В ходе одного исследования Трейси и его коллеги попросили участников оценить кандидата, претендующего на должность банковского менеджера. Некоторые участники увидели сильное резюме, указывающее на то, что кандидат имеет диплом с отличием в ведущем университете, хорошие оценки и впечатляющие внеклассные занятия, в то время как другие увидели гораздо более посредственное резюме. Затем участники просмотрели видеоклип, предположительно взятый из интервью кандидата; некоторые видели видео, в котором кандидат демонстрировал гордость, в то время как другие видели кандидата, демонстрирующего стыд. Важно отметить, что кандидат следовал одному и тому же сценарию в обоих видео.
Когда участники оценивали кандидата, они судили о ее интеллекте в первую очередь по резюме. Те, кто видел сильное резюме, оценивали кандидата как более умного, чем те, кто видел посредственное резюме.
Однако резюме, похоже, не имело значения при принятии окончательного решения о найме. Участники с большей вероятностью «наняли» фиктивного кандидата, если бы она проявила гордость на собеседовании, чем если бы она проявила стыд, независимо от качества ее резюме.
Точно так же исследования показывают, что могут быть серьезные последствия в реальном мире, связанные с высоким или низким голосом. Путс указал на корреляционные исследования, показывающие, что люди воспринимают людей с низким голосом как обладающих большими лидерскими способностями и заслуживающих большего уважения. Люди с большей вероятностью «выберут» мужчин и женщин-кандидатов с низким голосом на гипотетических выборах, а данные о вознаграждениях публичных компаний показывают, что руководители-мужчины с более низким голосом на самом деле могут зарабатывать больше, чем их коллеги с более высоким голосом.
Направления будущего
Исследования, охватывающие различные уровни и методы — от исследований нейронных механизмов до изучения социальных последствий — продолжают показывать, что невербальные выражения производятся и воспринимаются надежными, надежными и потенциально мощными способами. Но остается еще много нерешенных вопросов, на которые необходимо ответить, чтобы разобраться в механизмах, управляющих невербальными выражениями и нашими реакциями на них.
Точное определение происхождения этих выражений и их потенциальной адаптивной ценности является особенно сложным вопросом. Как заметил Шерер, исследователи часто приводят косвенный аргумент, что если мы надежно воспринимаем оценку с определенного лица, то эта оценка должна быть той, которая выражается эволюционно. Но этот вывод требует индуктивного скачка.
«Нам нужно больше доказательств для обеих частей уравнения, пытаясь получить его разными способами», — возразил Шерер.
Кроме того, новые исследования показывают, что различные индивидуальные и контекстуальные факторы действительно влияют на то, как мы воспринимаем невербальные выражения и реагируем на них. Например, де Гелдер и его коллеги обнаружили, что у людей обнаруживаются весьма существенные различия в активности мозга в зависимости от того, направлено ли им смотреть на агрессора или на жертву в сцене, изображающей конфликт, и эти различия в активации дополнительно коррелируют с личностными факторами, связанными с к сочувствию.
В будущих исследованиях де Гельдер утверждает: «Мы должны учитывать различные функции лица, тела и голоса», а не искать абстрактные категории эмоций, и обращать внимание на различия, связанные с «эмоциональным содержанием, визуальным осведомленности, социальному контексту, личностным факторам, а также этническим и культурным факторам».
3.4: Функции вербальной коммуникации
Наше существование тесно связано с используемой нами коммуникацией, а вербальная коммуникация выполняет множество функций в нашей повседневной жизни. Мы используем словесное общение, чтобы определять реальность, организовывать, думать и формировать отношения.
- Вербальное общение помогает нам определить реальность. Мы используем вербальное общение, чтобы определить все, от идей, эмоций, переживаний, мыслей, объектов и людей (Blumer, 1969). Подумайте, как вы определяете себя. Вы можете определить себя как студента, работника, сына/дочери, родителя, адвоката и т. д. Вы также можете определить себя как морального, этичного, полуночника или прокрастинатора. Вербальное общение — это то, как мы обозначаем и определяем то, что переживаем в жизни. Эти определения носят не только описательный, но и оценочный характер. Представьте, что вы находитесь на пляже с несколькими друзьями. День начинается солнечно и красиво, но приливы и отливы быстро меняются, когда над головой появляются дождевые облака. Из-за неожиданного дождя вы определяете день как разочаровывающий и некрасивый. Внезапно ваш друг замечает: «О чем ты говоришь, чувак? Сегодня красиво!» Вместо того, чтобы сосредотачиваться на погоде, он мог иметь в виду тот факт, что у него был хороший день, когда он проводил время со своими приятелями на пляже, будь то дождь или солнце. Это утверждение отражает, что у нас есть выбор того, как мы используем словесное общение для определения нашей реальности. Мы делаем выбор в отношении того, на чем сосредоточиться и как определить то, что мы переживаем, и его влияние на то, как мы понимаем и живем в нашем мире.
- Вербальная коммуникация помогает нам систематизировать сложные идеи и переживания по значимым категориям. Подумайте, сколько вещей вы испытываете своими пятью основными чувствами каждый день. Невозможно понять все, с чем мы сталкиваемся. Мы используем вербальную коммуникацию, чтобы организовать кажущиеся случайными события в понятные категории, чтобы понять смысл нашего опыта. Например, мы все распределяем людей в нашей жизни по категориям. Мы обозначаем этих людей такими терминами, как друзья, знакомые, романтические партнеры, семья, сверстники, коллеги и незнакомцы. Мы выделяем определенные качества, черты или сценарии, чтобы организовать внешне случайные события в значимые категории, чтобы придать смысл нашему миру.
- Вербальное общение помогает нам думать. Без вербального общения мы не могли бы функционировать как мыслящие существа. Способность, которая чаще всего используется для того, чтобы отличать людей от других животных, — это наша способность рассуждать и общаться. С помощью языка мы можем размышлять о прошлом, рассматривать настоящее и размышлять о будущем. Мы развиваем наши воспоминания с помощью языка. Попробуйте вспомнить свои первые осознанные воспоминания. Скорее всего, ваши первые сознательные воспоминания сформировались примерно в то время, когда вы начали использовать вербальное общение. Пример, который мы использовали в начале главы, показывает, каким был бы мир для людей без языка. В 2011 году В статье журнала Scientific American «Как язык формирует мышление» Лера Бородицкая утверждает, что люди «полагаются на язык даже при выполнении простых действий, таких как различение цветовых пятен, подсчет точек на экране или ориентирование в маленькой комнате: мои коллеги и я обнаружили, что ограничение способности людей свободно обращаться к своим языковым способностям — путем предоставления им конкурирующей сложной вербальной задачи, такой как, например, повторение новостного сообщения — ухудшает их способность выполнять эти задачи». Возможно, поэтому некоторым людям трудно работать в режиме многозадачности, особенно когда одна задача связана с речью, а другая — с мышлением.
- Вербальное общение помогает нам формировать наше отношение к окружающему миру. То, как вы используете язык, формирует ваше отношение к окружающему миру. Эдвард Сепир и Бенджамин Ли Уорф (1920–30-е годы) разработали гипотезу Сепира-Уорфа, чтобы объяснить, что язык определяет мышление.