Практическая работа № 8 (для самостоятельного выполнения). Составление поведенческого портрета.
1) Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека: стиль одежды, прически испытуемого; насколько он стремиться в своем внешнем облике быть «таким как все» или выделяться, привлекать к себе внимание, равнодушен к своему виду или придает ему особое значение. Какие элементы это подтверждают, в каких ситуациях.
2). Пантомимика: осанка, особенности походки, жестикуляция. Общая скованность, или, напротив, свобода движений, характерные индивидуальные позы.
3). Мимические особенности: общее выражение лица, сдержанность или выразительность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в каких – скованной.
4). Речевое поведение: молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм. Стилистические особенности, содержание и культура речи, интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи.
5). Поведение по отношению к другим людям, положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм), стиль общения (авторитарное, с ориентацией на собеседника, с ориентацией на себя), позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности), наличие противоречий в поведении – демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в одинаковых ситуациях (каких).
6). Поведенческие проявления отношения к самому себе: к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам.
7). Поведение в психологически значимых ситуациях: при выполнении задания, в ситуации конфликта.
8). Поведение в основной деятельности.
9). Примеры характерных индивидуальный вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.
1.Введение в психологию (под общей редакцией проф. А.В. Петровского). М: Академия, 1995
2.Гамезо М.В., Домашенко И.А.. Атлас по психологии. М, 1986 и более поздние издания.
3.Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии. Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997
4.Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988.
5.Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Пер. с фр. Н. Н. Алипова; Под ред. Г.Г. Аракелова.-М.: Мир, 1996.
6.Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л: ЛГУ, 1998.
7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001
8.Немов, Р.С. Психология. Книга 1. М. «Просвещение», 1994
9.Петровский, А.В. Введение в психологию.М., 1995
10.Практикум по общей психологии под ред. Профессора А.И. Щербакова. М.:Просвещение, 1990
11.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. 2-е издание. СПб. :Питер, 2000
12.Практикум по психологии. Общая и социальная психология. Под ред. Н.Д. Твороговой. М.: «МИА», 1997.
13.Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982
Невербальные средства общения — ПГУ им. Т.Г. Шевченко
Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования.
Согласно исследованиям, 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим.
Знать виды невербального общения и понимать невербальные сигналы важно по нескольким причинам. Во-первых, они выполняют функции точного выражения чувств, ведь очень часто мы испытываем чувства настолько сложные, что просто не в состоянии подобрать для их описания нужные слова, но это можно сделать, используя невербальные средства и методы. Во-вторых, они выполняют функции более глубокого взаимопонимания.
Зная основные способы невербального общения, вы сможете лучше понять другого человека, когда он в общении с вами пытается контролировать свое поведение, ведь невербальные сигналы проявляются бессознательно и ваш собеседник просто не может ими управлять. Классификация невербальных средств общения и примеры их использования помогут вам не только лучше понять себя, но и научат распознавать ложь и манипуляции со стороны других людей.
Расширьте свое восприятие
Чтобы, научиться лучше, понимать собеседника и распознавать его скрытые сигналы, для начала следует научиться обращать внимание одновременно на все элементы или средства невербального общения, к ним относятся мимика, жесты, позы, интонация и тембр голоса, визуальный контакт и межличностное пространство. Рассмотрим подробней о каждом из этих элементов невербального общения и приведем конкретные примеры их проявления.
Мимика
Мимика-это выражение лица человека, она является главным элементом отображением эмоций и чувств. Позитивные эмоции, например, любовь или удивление, распознать намного легче, чем негативные, к которым можно отнести отвращение или гнев. Эмоции по-разному отражаются на правой и левой стороне лица, ведь левое и правое полушарие мозга выполняют разные функции: правое совершает управление эмоциональной сферой, а левое отвечает за интеллектуальные функции.
Эмоции выражаются в мимике таким образом:
- Гнев — широко открытые глаза, опущенные уголки губ, «прищуренный» взгляд, сжатые зубы;
- Удивление – приоткрытый рот, широко открытые глаза и поднятые брови, опущенные кончики губ;
- Страх – сведенные брови, растянутые губы с опушенными и отведенными вниз уголками;
- Счастье – спокойный взгляд, приподнятые, отведенные назад уголки губ;
- Печаль – «угасший» взгляд, опущенные уголки губ, сведенные брови.
Визуальный контакт
Этот метод невербального общения помогает демонстрировать заинтересованность в беседе и лучше понимать смысл сказанного. Во время разговора два человека вместе создают и регулируют степень комфорта, периодически встречаясь взглядом и отводя его в сторону. Пристальный взгляд может, как сформировать доверие, так и породить дискомфорт.
Приятные общие темы поддерживают зрительный контакт, а негативные запутанные вопросы заставляют отводить взгляд в сторону, демонстрируя несогласие и неприязнь.
Особенности визуального контакта позволяют делать выводы о степени заинтересованности в диалоге и отношении к собеседнику:
- Восхищение – долгий зрительный контакт, спокойный взгляд;
- Возмущение – пристальный, навязчивый, несколько тревожный взгляд, длительный зрительный контакт без пауз;
- Расположение – внимательный взгляд, зрительный контакт с паузами каждые 10 секунд;
- Неприязнь – избегание зрительного контакта, «закатывание» глаз.
- Ожидание – резкий взгляд в глаза, приподнятые брови.
Интонация и тембр голоса
Правильно понимать интонацию и тембр голоса означает научиться «читать между строк» послание другого человека. К таким особенностям можно отнести частые паузы, незаконченные предложения и их построение, силу и высоту голоса, а также скорость речи.
- Волнение – низкий тон голоса, быстрая обрывистая речь;
- Усталость – низкий тон голоса, понижение интонации к концу предложения;
- Энтузиазм – высокий тон голоса, четкая уверенная речь;
- Высокомерие – медленная речь, ровная монотонная интонация;
- Неуверенность – ошибки в словах, частые паузы, нервный кашель.
Жесты и позы
Чувства и установки людей можно определить по манере сидеть или стоять, по набору жестов и отдельных движений. Людям легче и приятней общаться с теми, кто обладает экспрессивной моторикой оживленным расслабленным выражением лица. Яркие жесты отображают позитивные эмоции и располагают к искренности и доверию. При этом чрезмерная жестикуляция, часто повторяющиеся жесты могут говорить о внутреннем напряжении и неуверенности в себе.
Невербальное общение становиться доступным, а уровень взаимопонимания увеличивается, если вы понимаете позы и жесты вашего собеседника.
- Критичность – одна рука возле подбородка с вытянутым указательным пальцем вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть;
- Позитивность – корпус тела, голова немного наклонены вперед, рука немного касается щеки;
- Недоверие – ладонь прикрывает рот, выражая несогласие;
- Скука – голова подперта рукой, корпус расслаблен и немного согнут;
- Превосходство – положение сидя, ноги одна над другой, руки за головой, веки немного прикрыты;
- Неодобрение – неспокойные движения, встряхивание «ворсинок», расправление одежды, одергивание брюк либо юбки;
- Неуверенность – почесывание либо протирание ушей, обхватывание одной рукой локтя другой руки;
- Открытость – руки раскинуты в стороны ладонями вверх, плечи расправлены, голова «смотрит» прямо, корпус расслаблен;
Межличностное пространство
Расстояние между собеседниками играет важную роль в налаживании контакта, понимания ситуации общения. Часто люди выражают свое отношение такими категориями как «держаться оттуда подальше» или «хочу быть ближе к нему». Если люди заинтересованы друг другом, разделяющее их пространство уменьшается, они стремятся находиться поближе. Для лучшего понимания этих особенностей, а также для того, чтобы правильно разграничивать ситуации и рамки контакта, следует знать основные пределы допустимого расстояния между собеседниками:
Интимное расстояние (до 0,5 м) – интимные доверительные отношения между близкими людьми, друзьями. Также может быть допустимо в спорте, где допустимым является телесное соприкосновение.
Межличностное расстояние (от 0,5м – до 1,2 м) – комфортное расстояние во время дружественной беседы, где допускаются прикосновения друг к другу.
Социальное расстояние (от 1,2м – до 3,7м) – неформальное взаимодействие в социуме, во время деловой встречи. Чем больше расстояние, вплоть до крайней границе, тем отношения формальней.
Публичное расстояние (более 3,7м) – комфортное расстояние для лектора, который совершает публичное выступление перед большой группой людей.
Такие рамки расстояний и их значимость зависит от возраста, пола человека, его личностных особенностей. Детям комфортно находится на более близком расстоянии от собеседника, а подростки закрываются и желают отстраниться от других. Женщины любят более близкие расстояния, независимо от пола их собеседника. Уравновешенные, уверенные в себе люди не обращают особого внимания на расстояние, тогда как нервные тревожные люди стараются находиться в отдалении от других.
Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культур, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации.
В то время как какой-то жест может быть общепризнанным и иметь четкую интерпретацию у одной нации, у другой нации он может не иметь никакого обозначения или иметь совершенно противоположное значение.
Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить в изучении невербального общения, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств, поэтому следует помнить, что интерпретировать отдельно взятый жест без совокупности других сигналов тела, значит, ввести себя в заблуждение. Поэтому, прежде чем сделать конкретные выводы, нужно учесть все нюансы поведения собеседника, а также его физическое и психологическое состояние.
Образовательная причуда: устные отзывы
Время чтения: 4
John Dabell
Я выучился на учителя начальных классов 25 лет назад, начав свою карьеру в Лондоне, а затем я преподавал в ряде школ в Мидлендсе. В перерывах между преподавательской работой я работал инспектором Ofsted (пожалуйста, никаких писем с ненавистью!), национальным поставщиком услуг, проектом…
Подробнее о Джоне Дэбелле
Вы все еще используете штампы словесной обратной связи?
Пожалуйста, скажите мне, что вы не используете словесные штампы обратной связи. Если вы проштамповываете детские книги, чтобы указать, что словесная обратная связь имела место, то вы явно сбились с пути.
Джеймс Теобальд лучше всего определяет, что такое словесная обратная связь, в своем злобно остроумном «ГЛОССАРИИ ОБРАЗОВАНИЯ В Великобритании» (ТОМ 5)
словесная обратная связь существительное «первоначально отвергнутое как «не решающее никакой актуальной проблемы» в телевизионной программе BBC Dragon’s Den, этот продукт позже нашел небольшой успех в качестве новинки в качестве подарка для розыгрыша вместе с камнем для домашних животных, перемотчиком DVD и зонтами для обуви; до сих пор неизвестно, было ли его последующее введение в школы задумано как продолжение шутки или же оно было на самом деле серьезно». Штампы словесной обратной связи (VFS) не добавляют ценности обучению. Они не имеют никакого влияния, так почему вы их используете? Вы можете подумать, что они «очень полезны», но подумайте еще раз. Кто-то может возразить, что в некоторых случаях VFS могут работать, но, как говорит Майкл Тидд (2016): «В школах, где действительно ценится устная обратная связь, в ней, вероятно, нет необходимости». Дать детским книгам хорошую печать и украсить их дешевыми чернилами, может быть, вам станет легче, но какой вклад они вносят в индивидуального ученика? Учителя, которые используют VFS, делают это, потому что считают, что это считается доказательством того, что имела место своего рода словесная обратная связь — это не так. Они думают, что когда наблюдатель просматривает детские книжки и видит марку, то все халтурно — это не так. Как говорит Дэвид Дидау (2014) в своей книге «Секрет грамотности»: «Я ненавижу идею устных штампов обратной связи в учебниках учеников — для кого мы это делаем?» Становится хуже. У некоторых есть разноцветные штампы для разных предметов, и да, вы даже можете купить «гигантские штампы для учителей» и относиться к своему классу, как к игре в бинго. Тогда это становится смешным… некоторые учителя затем просили своих детей резюмировать полученную ими устную обратную связь в письменной форме рядом со штампом, чтобы доказать, что это действительно имело место. Потом отметили галочкой и комментарий! Я не думаю, что Workload Review считает этот подход «содержательным, управляемым и мотивирующим» подходом к оцениванию. Нет, отметка в паспорте 30 книг с ВФ не проходит испытание 3Мс. В отчете группы по оценке рабочей нагрузки по выставлению оценок признается, что «выставление оценок является жизненно важным элементом обучения, но когда они неэффективны, они могут деморализовать и напрасно тратить время как для учителей, так и для учеников». Я знаю учителей, которые их использовали. штамповать книги только для того, чтобы сказать, что они разговаривали с ребенком. Таким образом, это не может считаться свидетельством диалога и формирующей обратной связи. Кроме того, есть те, кто использовал их для печати книг, в которых не было обратной связи. Говорят «но выглядит хорошо» — ах, радости ответственности. Конечно, вербальная обратная связь выполняет важную функцию, но давайте сохраним вербальную обратную связь для того, для чего она предназначена: учителя ведут качественную беседу со своими учениками. Некоторые учителя любят свои VFS и считают их «отличным дополнением к набору инструментов», указывая на ряд преимуществ. Помимо того, что это быстро и легко, они говорят, что это: Да, VSF — это вещи, которые вы можете положить рядом со своими палочками от леденцов. Ладно, обманите себя, они имеют значение, но это не так. Что ж, возможно, они экономят время — вместо того, чтобы писать VF зеленой ручкой и обводить ее красной ручкой, чтобы обозначить «вербальную обратную связь», тогда использование штампа сэкономит вам 0,67 секунды, и это должно составить что-то на конец года. Мы действительно сбились с пути. Итак, у VSF есть сторонники, но их немного. Мэри Мятт (2016) говорит: «Зачем кому-то это использовать? Пустая трата времени и чернил». VFS являются частью безумия оценок, которому подвергались учителя, и безумия обратной связи, которому они также подвергали себя. Прекратите их использовать. Устная обратная связь — это то, что есть, и нам не нужен штамп, чтобы якобы показать, что это имело место. Когда обратная связь эффективна, она осуществляется в прямом эфире и инициируется студентами. Конти (2017) предполагает, что учащиеся могут быть более активными в процессе обратной связи, используя метод под названием L. I.F.T или метод обратной связи, инициированный учащимся, «при котором учащиеся сами запрашивают обратную связь у учителей». Штампы предназначены только для следов, а не для самих детей. Как говорит сам @TeacherToolkit в Марке. План. Учат. Штампы на работах учащихся, указывающие на то, что вы дали устную обратную связь, являются побочным продуктом сломанной системы, которая требует от учителей подтверждать обратную связь внутренним и внешним наблюдателям. Они абсолютная ерунда! На какие еще причуды вы потратили свое время? Прочтите 20 лет увлечения образованием, чтобы узнать об этом. Джон Дабелл Опубликовано администратором 03.11.2014 в Сообщение в блоге
11.03.2014 Наш
штампы учителей значительно облегчают вашу работу Вам не нужно читать новости, чтобы просто знать
как тяжело нынче приходится учителям — у многих из нас есть семьи,
друзей и/или знакомых, которые являются учителями и, следовательно, знают не понаслышке
под каким давлением они находятся. Или, может быть, вы сами учитель? В
В этом случае вы обязательно оцените все, что только можно
возможно, чтобы облегчить вашу нагрузку… например, наш собственный учитель и образование
Марки. Потребность учителей в штампах очевидна.
Когда вы оцениваете работу своих учеников, крайне неудобно
приходится записывать один и тот же или похожий отзыв снова и снова. С нашим
посвященные учителям печати, которые, кстати, все наносятся самостоятельно
штампы, благодаря чему не требуется отдельная подкладка — вы можете быстро и легко
передавать сообщения, которые вы хотите передать своим ученикам в их
тетрадей или при оценке любой другой работы. Например, у нас есть штамп в форме звезды, который
поставляется с подушечкой для серых/серебряных или желтых чернил. Также есть в наличии на Резина
Stamp King на данный момент — это зеленые марки с такими сообщениями, как «Обучение
Цель достигнута», «Сегодня я читал в группе» и «Данный устный отзыв».
Различные другие дизайны существуют в таких цветах, как фиолетовый, синий и красный.
доступные дизайны со звездами, улыбающимися лицами, пчелами и пальцами вверх среди
мотивы. Вы, наверное, уже поняли —
любой дизайн печати учителя, который вам может потребоваться, обязательно
быть представленным в нашем ассортименте специализированных самонаполняющих марок прямо здесь, на
Король резиновых штампов. Что говорят эксперты?
Пора поставить штамп
Штамповка Ерунда
Наши штампы для учителей значительно облегчат вашу работу
Наши печати для учителей значительно облегчат вашу работу org/BreadcrumbList» role=»navigation» aria-label=»breadcrumbs»>