Верующие в бога ученые: Подборка высказываний верующих ученых о науке и религии

Подборка высказываний верующих ученых о науке и религии

Принято считать, что ученый-естественник — это, как правило, атеист. Но это справедливо не в полной мере: многие ученые были и есть верующими людьми. Отдел науки «Газеты.Ru» составил подборку высказываний ученых, в которых они объясняют свой взгляд на Бога и религию.

Блез Паскаль (1623–1662), французский математик, механик, физик, литератор и философ

В своей книге «Мысли о религии» описывал следующее пари («пари Паскаля»): для поиска ответа на вопрос, на что делать жизненную ставку — на религию или атеизм, Паскаль предположил, что вероятность существования Бога больше нуля, и рассмотрел два варианта.

«Хокинг смотрел на Бога как Эйнштейн»

Сообщение, что известный физик Стивен Хокинг в своей новой книге утверждает, что Бог не создавал Вселенную…

03 сентября 14:03

Вариант первый: жить без веры крайне опасно, так как возможный «проигрыш» в случае существования Бога бесконечно велик — вечные муки.

Если же Бог не существует, то цена «выигрыша» невелика — безверие нам ничего не дает и от нас ничего не требует. Реальным выигрышем атеистического выбора будет некоторая экономия средств и времени, так как не будет религиозных обрядов.

Вариант второй: жить по канонам веры неопасно, хотя и чуть более затруднительно из-за постов, всяческих ограничений, обрядов и связанных с этим затрат средств и времени. Цена «проигрыша» в случае отсутствия Бога невелика — затраты на обряды и усилия на праведную жизнь. Зато возможный «выигрыш» в случае существования Бога бесконечно велик — спасение души, вечная жизнь.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765), первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик

«Нездраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии» (из книги «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санкт-Петербургской императорской Академии наук мая 26 дня 1761 года»

).

Верующий Эйнштейн в башне из слоновой кости

О росте волос на трупе нельзя узнать из вышедшей на русском языке книги немецкого популяризатора Эрнеста…

15 октября 15:54

Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907), русский ученый-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель

«По моему разумению, грань наук, доныне едва достигнутая и, по всей видимости, еще и надолго долженствующая служить гранью научного познания, грань, за которою начинается уже не научная область, всегда долженствующая соприкасаться с реальностью, из нее исходить и в нее возвращаться, эта грань сводится (повторю опять для избежания недоразумений — по моему мнению) к принятию исходной троицы несливаемых, друг с другом сочетающихся, вечных (насколько это нам доступно узнавать в реальностях) и все определяющих: вещества (или материи), силы (или энергии) и духа (или психоза). Признание их слияния, происхождения и разделения уже лежит вне научной области, ограничиваемой действительностью или реальностью.

Утверждается лишь то, что во всем реальном надо признать или вещество, или силу, или дух, или, как это всегда и бывает, их сочетание, потому что одинаково немыслимы в реальных проявлениях ни вещество без силы, ни сила (или движение) без вещества, ни дух без плоти и крови, без сил и материи» (из книги «Заветные мысли»).

Игорь Сикорский (1889–1972), русский и американский авиаконструктор, ученый, изобретатель, философ

«Всего несколько веков назад считали, что все, что происходит в природе, сопряжено с непосредственным Божьим участием. Планеты передвигали ангелы, стихийные бедствия виделись проявлением Божьего гнева и т.д. И открытие законов природы сначала вызвало резкое противодействие, чуть не обвинения в богохульстве. Теперь, однако, мы признаем, что закономерности Божьего мира делают его еще удивительней и прекрасней, что величие и чудесная точность функционирования Вселенной есть результат действия естественных законов, которыми Бог пользуется как инструментом.

Среди них один из главнейших — закон гравитации» (цитата из лекции «Эволюция души», прочитанной Сикорским в Фонде Вильяма Айреса в 1949 году).

«Или ты ученый и решил проблему, или ты просто болтун»

Известный ученый-кристаллограф, профессор СПбГУ, лауреат премии президента России для молодых ученых Сергей…

22 декабря 16:39

Точку зрения современных ученых в интервью «Газете.Ru» представил Сергей Кривовичев, ученый-кристаллограф с мировым именем, профессор СПбГУ, диакон православной церкви, отец шестерых детей, лауреат премии президента России для молодых ученых, член Совета по науке при Минобрнауки:

«Если посмотреть на историю науки и цивилизации, то мы увидим, что наука как раз создавалась верующими людьми — если говорить точнее, верующими западными христианами. Для них изучение Вселенной было способом проникнуть в тайны Божественного промысла о мире и человеке, с благоговением приникнуть к премудрости Творца. Общая тенденция западной антропоцентрической цивилизации в конце концов привела к атеистическому мировоззрению, и стало общим местом, что ученый-естественник — обязательно атеист и что наука доказала, что Бога нет.

Между тем наука не может ни подтвердить, ни опровергнуть бытие Божие. Это вопрос личного выбора, который стоит перед каждым до последних дней его жизни.

Недавно один знаменитый американский биолог и нобелевский лауреат выступал в МГУ и сказал, что он не понимает верующих ученых (их меньшинство, заметил он), потому что никогда не видел доказательств существования Бога. Но ведь в том-то все и дело, что таких доказательств не может быть — как не может быть и безусловных опровержений, это один из главных принципов отношений Бога и человека. Человек свободен в своем выборе, и это великий дар и великая ответственность. Вопрос веры всегда остается личным, и нет надобности его афишировать, особенно если тебя об этом не спрашивают. Тем более что в научной работе — свои критерии, как и в работе художника, столяра, каменщика, редактора. В смысле деятельности наука и религия — разные сферы, их смешение, как правило, приводит к неудачам.

Нельзя вносить в ход научного дискурса религиозные аргументы — например: это так, потому что так сотворил Бог.

Смысл науки состоит в поисках естественных причин природных явлений.

Страсти вокруг страстей

Отдел науки «Газеты.Ru» разобрался в аутентичности Реликвий Страстей — артефактов…

19 апреля 13:52

С другой стороны, нет никакого смысла утверждать, что наука и атеизм едины — это просто не так.

В научном сообществе и в обществе вообще есть люди, которые воспринимают религию как враждебную идеологию, а верующих — как недалеких людей, которых можно не принимать во внимание. Это глубоко неверная позиция и является пережитком атеистического воспитания. Для всякого культурного человека очевидно, что религиозная дискриминация недопустима, как и любая другая дискриминация. Религиозные и нерелигиозные люди вполне могут находить точки соприкосновения и вместе трудиться на благо общества. Одной из таких точек может быть укрепление нравственных устоев общества, борьба с коррупцией, устранение социального неравенства и так далее».

Может ли ученый верить в Бога? Отвечает верующий математик

Не все считают, что примирить строгое знание и веру невозможно. Вслед за мнением Александра Панчина «Афиша Daily» публикует монолог ученого, который не видит неразрешимых противоречий между наукой и религией.

Вопрос о сочетаемости занятий наукой и веры мне представляется вполне аналогичным вопросу о сочетаемости науки и других проявлений человеческого духа, скажем музыки, дружбы или семейной жизни. Совершенно очевидно (и доказано всей историей человечества), что ничто не мешает одному быть в полном согласии с другим.

При этом ошибочно полагать, что вера есть нечто не нуждающееся в подтверждениях. Наоборот, наиболее важные основания веры должны требовать от верующего непреложных личных (а не зазубренных, как бывает с теоремами) доказательств. Одной из целей духовной жизни является получение таких доказательств, которое достигается осмыслением своей жизни, жизни других людей, а также опыта подвижников от древних веков до недавнего времени. Причем это скорее экспериментальное осмысление (больше в духе физики или химии), а не чисто умозрительное (математическое). Именно в математике все базовые вещи приходится принимать на веру, а затем что-то из них выводить по особым правилам. Большинство профессионалов-математиков совсем не смущает то, что они не знают (и никогда не узнают), что такое число, точка и множество.

Среди ученых не принято как-то демонстрировать свою религиозность (или, напротив, ее отсутствие). Помню, как на одном банкете в Германии я сидел рядом с моим давним соавтором, немецким католиком, мы стали обсуждать различия в практике причастия, и это услышал другой наш сосед, голландец, который тоже оказался верующим. Он сказал, что впервые за долгую жизнь оказался на научном мероприятии, где рядом сидят три христианина и не скрывают этого. Затем он объявил, что нам совершенно необходимо выпить водки за его счет, и мы проявили подобающее смирение и исполнили требование.

Кстати, еще в начале XX века А.Г.Табрум провел анкетирование значительного числа известных западных естествоиспытателей об их отношении к вере и в 1912 году выпустил интересную книгу «Религиозные верования современных ученых». Кроме того, рекомендую книгу крупного инженера-нефтяника Владимира Щелкачева «Дорога к истине», а также книгу «Вселенная, космос, жизнь — три дня творения» протоиерея Леонида Цыпина, который многие годы был физиком-теоретиком. На весьма широкий круг читателей, в том числе не имеющих отношения к науке, рассчитаны работы замечательного проповедника, протоиерея Глеба Каледы, десятилетия проработавшего геологом.

Мне представляется, что сомнения в существовании Бога могут объясняться как раз пренебрежением фактами, экспериментальными доказательствами и логикой, а не наоборот. Впрочем, вряд ли большинство ученых подходят к вопросам веры столь формально, что какими-то «научными доводами» ее можно поколебать. Собственно, это не только к ученым относится. Ну вот, например, некто узнал, что мироточение какой-то иконы было сфальсифицировано, да и пошатнулся в вере. Спрашивается: чего такая вера стоила?

Еще 6 книг о современном состоянии религии

«Взаимоотношения науки и религии — старая тема, которая волнует человечество уже несколько веков, с того самого времени, когда наука стала делать первые реальные успехи и одновременно впервые поставила под сомнение те или иные положения христианской религии. Диалог сменялся войной, которая плавно переходила в перемирие, а затем страсти начинали бушевать с новой силой. Особенно актуальным вопрос становится в ХХ веке, когда очевидные достижения естественных наук (физики и биологии в первую очередь) в очередной раз поставили перед христианскими богословами задачу переосмыслить христианское интеллектуальное наследие и христианский дискурс, чтобы сделать это наследие понятным и доступным современникам. Именно на решение данной задачи направлена каждая из книг, представленных в списке».

«Бог: да или нет? Беседы верующего с неверующими» митрополита Антония (Сурожского)

Книга представляет собой очередное переиздание знаменитых бесед-диспутов выдающегося православного богослова и проповедника XX века митрополита Сурожского Антония (Блюма) с английскими журналистами А.М.Гольдбергом и М.Ласки. Беседы были организованы британским радио и телевидением в 1970-е годы. Главная тема встреч — христианская вера в современном секулярном мире, вера и неверие, принципы построения диалога между представителями традиционного христианского мировоззрения и атеистами и агностиками. Отличительная черта этих разговоров — доверительное и уважительное отношение к чужому мнению, которое тем не менее позволяет собеседникам поднимать самые острые вопросы экзистенциального характера.

Издательство

«Никея», Москва, 2016

Читать

Bookmate

«Секулярный век» Чарлза Тейлора

Капитальный труд заслуженного профессора философии Университета МакГилла (Канада), лауреата Темптоновской премии 2007 года Чарлза Тейлора посвящен теме секуляризации западного общества в ее историческом аспекте. Речь идет о таких социальных процессах, которые сопровождаются тотальным изменением сознания в исторической перспективе: старые формы религиозности трансформируются в новые, а в современном обществе религия становится одной из возможностей наряду с другими. Особое внимание при этом уделяется событиям и тенденциям эпохи Реформации и Просвещения, когда секуляризм получает свое философское обоснование, которое уже в XIX веке находит поддержку в достижениях естественных наук. Место христианства в контексте сложных и противоречивых явлений эпохи модерна и постмодерна — главная тема книги Тейлора.

Издательство

ББИ, Москва, 2017

«Антиклерикализм в Европе. Публичность и секуляризация во Франции, Испании и Германии (1848–1914)» Лизы Диттрих

Автор — молодая немецкая исследовательница, научный сотрудник кафедры новейшей истории исторического факультета Университета им. Людвига-Максимиллиана в Мюнхене. Это масштабное исследование генезиса и развития антиклерикальных тенденций в западноевропейском пространстве в обозначенный период. С точки зрения автора, антиклерикальные движения представляют собой своеобразный вид культурных войн. Предметом исследования Диттрих выступают социокультурные формы антиклерикальных движений. Церковная критика изучается прежде всего на материалах общественной прессы и публицистики. Значимость работы Диттрих заключается не только в колоссальном историографическом обзоре заявленной темы, но и в том, что здесь происходит попытка концептуализации рассматриваемого феномена в междисциплинарном ключе.

Издательство

Göttingen: Vandenhoek & Ruprecht, 2014

«Что такое «духовность»? Результаты, анализ, кейс-стади в Германии» Хайнца Штрайба и Барбары Келлер

Хайнц Штрайб — один из ведущих исследователей в области религиоведения и религиозной педагогики современной Германии, профессор евангелической теологии и дидактики университета города Билефельд. Эта книга — итог многолетнего проекта, который был организован социологами религии и педагогами Германии и США. В представленном исследовании дана новейшая систематизированная оценка основных существующих на сегодняшний день концепций и эмпирических исследований духовности, в первую очередь в трех аспектах — семантическом, психологическом и связанном с биографическим контекстом участников социологических опросов. С методологической точки зрения исследователи исходили из реакции «человека на улице» (принцип «Menschen auf der Straße»), то есть в первую очередь ориентировались на самопредставление, самопонимание и самоописание участниками социологических опросов своего собственного опыта.

Издательство

Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2015

«Религиозное чувство» Луиджи Джуссани

Монсиньор Луиджи Джуссани (1922–2005) — знаменитый итальянский католический священник, богослов и педагог, в 1950-х годах основавший движение молодежи Comunione e Liberazione («Общение и освобождение»), получившее распространение во многих странах Европы и Америки, в том числе и в России. Книга «Религиозное чувство» — не просто религиозный трактат, а одно из ключевых сочинений Джуссани, явившееся результатом осмысления диалогов и дискуссий со школьниками и студентами в процессе преподавания. Задача автора — сделать для молодых интеллектуалов доступной, понятной и убедительной христианскую истину во всех ее глубинных аспектах, в том числе в аспекте рациональности, показать, какую связь имеет христианское Благовестие с реальностью нашего мира.

Издательство

«Христианская Россия», Москва, 2000

Читать книги Луиджи Джуссани

Bookmate

«Вечная жизнь?» Ганса Кюнга

Ганс Кюнг — швейцарский теолог, один из крупнейших богословов современности, заслуженный профессор экуменического богословия Тюбингенского университета, идеолог модернизации католицизма. Представленная книга — литературно переработанный текст семи лекций, посвященных современному пониманию проблемы смерти и умирания, Воскресения и бессмертия в контексте впечатляющих достижений в области медицины, биологии, биоэтики, философии, религиоведения и богословия. Автор книги убедительно показывает, какой путь должен проделать современный интеллектуал, чтобы в финале сказать «вечной жизни» определенное «да».

Издательство

ББИ, Москва, 2014

расскажите друзьям

теги

МГУВШЭРПЦатеизмрелигияхристианствонаукакнижные списки

люди

Чарлз ТейлорВладимир БогачевГеоргий ОрехановЛев Толстой

ученых и убеждений | Pew Research Center

Когда президент Барак Обама объявил 8 июля 2009 года, что он выдвинет известного генетика Фрэнсиса Коллинза на пост нового директора Национального института здравоохранения, ряд ученых и экспертов публично поставили под сомнение набожную религиозную веру кандидата. должен лишить его должности. В частности, некоторые обеспокоены тем, что откровенный евангельский христианин, верящий в чудеса, может оказаться неподходящим человеком для того, что многие считают самой заметной работой в стране в науке. Коллинз был единогласно утвержден Сенатом США 7 августа 2009 г., но разногласия по поводу его назначения отражают более широкую дискуссию в научном сообществе между теми, кто считает, что религия и наука исследуют законные, но разные области знания, и теми, кто считает науку единственно верным способом понимания Вселенной.

Опрос ученых, являющихся членами Американской ассоциации содействия развитию науки, проведенный Pew Research Center for the People & the Press в мае и июне 2009 г., показал, что члены этой группы в целом гораздо менее религиозны, чем обычные люди. 1 Действительно, исследование показывает, что вероятность того, что ученые верят в Бога или высшую силу, примерно в два раза ниже, чем у обычных людей. Согласно опросу, чуть более половины ученых (51%) верят в ту или иную форму божества или высшей силы; в частности, 33% ученых говорят, что верят в Бога, а 18% верят во вселенский дух или высшую силу. Напротив, 95% американцев верят в ту или иную форму божества или высшей силы, согласно опросу широкой общественности, проведенному исследовательским центром Pew Research Center в июле 2006 года. В частности, более восьми из десяти американцев (83%) говорят они верят в Бога и 12% верят во вселенский дух или высшую силу. Наконец, опрос ученых показывает, что четверо из десяти ученых (41%) говорят, что делают , а не верят в Бога или высшие силы, в то время как опрос населения показывает, что только 4% американцев разделяют это мнение.

Источник: данные исследования Pew Research Center for the People & the Press, проведенного в мае и июне 2009 г.; полную формулировку вопроса см. в верхней строке опроса. Общедоступные данные опроса Pew Research Center, проведенного в июле 2006 г .; полную формулировку вопроса см. в верхней строке опроса. Сумма чисел может не равняться 100 из-за округления.

Недавний опрос ученых довольно тесно связан с более ранними опросами, которые оценивали взгляды ученых на религию. Первая из них была проведена в 1914 швейцарско-американский психолог Джеймс Леуба, который провел опрос около 1000 ученых в Соединенных Штатах, чтобы узнать их взгляды на Бога. Леуба обнаружил, что научное сообщество разделилось поровну: 42% заявили, что верят в личного Бога, и столько же сказали, что не верят.

Более 80 лет спустя Эдвард Ларсон, историк науки, в то время преподававший в Университете Джорджии, воссоздал опрос Леубы, задав такое же количество ученых точно такие же вопросы. К удивлению многих, Ларсону 19 лет.Опрос 96 дал аналогичные результаты, обнаружив, что 40% ученых верят в личного Бога, а 45% заявили, что не верят. Другие опросы ученых дали примерно аналогичные результаты.

Учитывая их гораздо более низкий уровень веры в Бога или высшую силу, неудивительно, что процент ученых, не принадлежащих к какой-либо религии, намного выше, чем среди населения в целом. Почти половина всех ученых, участвовавших в опросе исследовательского центра Pew Research Center 2009 года (48%), говорят, что не имеют религиозной принадлежности (то есть они называют себя атеистами, агностиками или никем конкретно), по сравнению с 17% населения. Отсюда следует, что большинство религиозных традиций представлены в научном сообществе в меньшем количестве, чем в обществе в целом. Например, в научном сообществе гораздо меньше протестантов (21%) и католиков (10%), чем в широкой публике, состоящей из протестантов на 51% и католиков на 24%. И хотя протестанты-евангелисты составляют более четверти населения в целом (28%), они составляют лишь небольшую часть (4%) научного сообщества. Одним заметным исключением являются евреи, которые составляют большую часть научного сообщества (8%), чем население в целом (2%).

Источник: данные ученых исследовательского центра Pew Research Center for the People & the Press, проведенные в мае и июне 2009 года; полную формулировку вопроса см. в верхней строке опроса. Общедоступные данные опросов Pew Research Center, проведенных в период с января по июнь 2009 г. Сумма чисел может не равняться 100 из-за округления.

Опрос ученых, проведенный Pew Research Center, также показал, что уровень религиозной веры варьируется в зависимости от научной специальности и возраста. Например, химики чаще верят в Бога (41%), чем те, кто работает в других основных научных областях. Между тем молодые ученые (18-34 года) чаще верят в Бога или высшие силы, чем те, кто старше.

Источник: исследование Pew Research Center for the People & the Press, проведенное в мае и июне 2009 г. Полную формулировку вопроса см. в верхней строке опроса. Сумма чисел может не равняться 100 из-за округления.

Этот отчет был написан Дэвидом Маски, старшим научным сотрудником Форума по вопросам религии и общественной жизни Исследовательского центра Пью.

23 Известные ученые, не являющиеся атеистами

Многие атеисты считают, что нельзя быть хорошим ученым, если вас обманывает религиозная вера.

Развенчаем это мнение, сопоставив религиозные убеждения выдающихся ученых. В ранней истории науки великие ученые — Галилей, Ньютон, Декарт, Паскаль — имели глубокую религиозную веру. Но предположим, что атеист ответит: «Это было тогда, это сейчас; теперь мы знаем больше, чтобы оправдать, что вера в Бога — это заблуждение». Мой ответ на эту утку состоит в том, чтобы процитировать теистическое кредо современных выдающихся ученых, многие из которых являются лауреатами Нобелевской премии.

Похоже, что большинство из них относится к «строгим» наукам, физике и химии, а не к биологии или медицине. Если у кого-то из вас, читателей, есть идеи о том, почему физики чаще являются теистами, чем биологи, я хотел бы их услышать.

Большая часть приведенной ниже информации взята из «Космос, Биос и Теос» Генри Маргенау, физика-математика из Йельского университета, и Роя Варгезе. Не все ученые, перечисленные в книге, верят в какую-то конкретную религию или даже в личного Бога. Многие из них деисты, верящие в Творца, но не обязательно в Бога, имманентного Вселенной. Из-за нехватки места здесь будут перечислены не все опрошенные.

Чтобы узнать больше об ученых, не являющихся атеистами, см. статью Magis «Как вера этих ученых в Бога помогла им понять природу». Кроме того, загрузите наш бесплатный PDF-файл «Хронология 13 влиятельных ученых» ниже.

 

23 Ученые, не являющиеся атеистами

 

(Примечание. Почетные общества, к которым принадлежат эти ученые, обозначаются числом звездочек после их имени. Один * обозначает члена Национальной академии наук. ; два ** является членом Исследовательского совета Европы, три *** является членом Королевского общества Великобритании.)

1. Профессор Кристиан Анфинсен * (Нобелевская премия по химии, биохимия РНК, Университет Джонса Хопкинса): » Я думаю, что атеистом может быть только идиот! Мы должны признать, что существует непостижимая сила или сила с безграничным предвидением и знанием, которая в первую очередь запустила всю вселенную». Вернер Арчер (Нобелевская премия по физиологии/медицине, ферментам рестрикции и молекулярной генетике, Базельский университет): « Я не думаю, что нашей цивилизации удалось открыть и объяснить все принципы, действующие во Вселенной. Я включаю понятие Бога среди этих принципов. Я счастлив принять эту концепцию, не пытаясь дать ей точное определение. Я знаю, что концепция Бога помогла мне разобраться во многих жизненных вопросах; оно направляет меня в критических ситуациях, и я вижу его подтверждение во многих глубоких прозрениях в красоту функционирования живого мира». 0056

3. Профессор Д.Х.Р. Бартон *** (Нобелевская премия по химии, конформационный анализ в органической химии, Техасский университет A&M): « Бог есть Истина. Между наукой и религией нет несовместимости. Оба ищут одну и ту же истину».

4. Профессор Ульрих Беккер ** (Физика частиц высоких энергий, Массачусетский технологический институт): « Как я могу существовать без Творца? Я не знаю ни одного ответа, который когда-либо давался».

5. Профессор Стивен Бернасек (Химия твердого тела, Принстонский университет): «Я верю в существование Бога. Его существование очевидно для меня во всем, что меня окружает, особенно в моей научной работе. С другой стороны, я не могу доказать существование Бога. как я могу доказать или опровергнуть ( научную ) гипотезу».

6. Д-р Фрэнсис Коллинз * (Медицина, бывший директор проекта «Геном человека», директор Национального института здоровья, автор книги «Язык Бога»): « Освобождение Бога от бремени особых актов творения не отменяет Его как источника того, что делает человечество особенным, и самой вселенной. Это просто показывает нам кое-что о том, как Он действует».

7. Профессор Фриман Дайсон *,*** (теоретическая физика, Принстонский институт перспективных исследований): « Я не делаю четкого различия между разумом и Богом. Бог — это то, чем становится разум, когда он выходит за пределы шкале нашего понимания. Бог может быть либо мировой душой, либо собранием мировых душ. Поэтому я думаю, что атомы, люди и Бог могут иметь разум, различающийся по степени, но не по типу».

8. Сэр Джон Экклс *** (Нобелевская премия, нейрохимия): « Если я рассматриваю реальность так, как я ее переживаю, то первичный опыт, который у меня есть, — это мое собственное существование как самосознательного существа, которое Я верю, что это созданный Богом номер ».

Сэр Джон Кэрью Экклс (1903-1997) / Школа медицинских исследований Джона Кертина, Австралийский национальный университет

9. Профессор Манфред Эйген (Нобелевская премия по химии, кинетика быстрых реакций, директор Института биофизической химии Макса Планка) , Геттинген): « . ..религия и наука не исключают и не доказывают друг друга

10. Профессор Джон Форнасс * (Математика, Принстонский университет): » Я верю, что Бог есть и что Бог приносит структуры Вселенной на всех уровнях от элементарных частиц до человека и сверхскоплений галактик. »

11. Профессор П.К.С. Гарнхэм *** (Медицинская протозоология, Лондонский университет):  «Бог создал вселенную или вселенные… На каком-то этапе эволюции, когда протолюди были достаточно развиты, Бог создал человеческая душа… По вере и по признанию научной необходимости Бог должен существовать».0056

12. Профессор Коньерс Херринг * (физика твердого тела, Принстонский университет): « Мы живем в жесткой, реальной вселенной, к которой нам приходится приспосабливаться. характеристика — то, что делает это приспособление возможным. Такие вещи, как истина, добро, даже счастье, достижимы благодаря силе, которая всегда присутствует, здесь и сейчас и доступна мне лично ».

Коньерс Сельдь / Общественное достояние, через Wikimedia Commons

13. Профессор Вера Кистяковски * (Экспериментальная ядерная физика, Массачусетский технологический институт и Колледж Маунт-Холиок): « Я удовлетворен существованием непознаваемого источника божественного порядка и цели и не нахожу это противоречащим тому, чтобы быть практикующий христианин».

14. Профессор Сэр Невилл Мотт *** (Нобелевская премия по физике, физике твердого тела, Кембриджский университет): «. ..мы можем и должны спрашивать Бога, каким путем нам следует идти, что нам следует делать, как мы должны вести себя . ».

15. Профессор Роберт Нойман * (ядерная и изотопная химия и физика, Принстонский университет): « Существование Вселенной требует от меня вывода, что Бог существует».

16. Профессор Эдвард Нельсон * (Математика, Принстонский университет): « Я верю, молюсь и поклоняюсь Богу». 1870 – 19 гг.35), общественное достояние, через Wikimedia Commons

17. Доктор Арно Пензиас * (Нобелевская премия по физике за первое наблюдение универсального микроволнового фонового излучения, вице-президент по исследованиям, AT&T Bell Laboratories): «.. . Глядя на порядок в мире, мы можем сделать вывод о цели, а из цели мы начинаем получать некоторое знание о Творце, Планировщике всего этого. Вот как я смотрю на Бога. Я смотрю на Бога через дела рук Божиих и из тех дел подразумевают намерения, из этих намерений я получаю впечатление о Всемогущем. ” 

18. Преподобный профессор Джон Полкингхорн *** (теоретическая физика элементарных частиц, президент Квинс-колледжа, Кембриджский университет): « Я действительно очень серьезно отношусь к Богу. рукоположен в англиканский священник), и я верю, что Бог существует и явил Себя в Иисусе Христе».

19. Профессор Абдус Салам *** (Нобелевская премия по физике (теория элементарных частиц), директор Международного центра теоретической физики, Триест): «Теперь это чувство удивления приводит большинство ученых к Высшему Существу — der Alte, Старейшему, как ласково называл Божество Эйнштейн, — Высшему Разуму, Владыке всего Творения и Природного Закона».

20. Профессор Артур Шавлов * (Нобелевская премия по физике [лазерная физика], Стэнфордский университет): « Мне кажется, что, сталкиваясь с чудесами жизни, нужно спросить почему, а не только как. единственные возможные ответы — религиозные … Я нахожу потребность в Боге во вселенной и в своей жизни ».

Артур Шавлоу / Хосе Меркадо, Стэнфордская служба новостей, CC BY 3.0

21. Профессор Вольфганг Смит (философия, математика и физика, Орегонский государственный университет). проблема в космическом полете): « Если физика прошлого века подтолкнула к атеизму, то физика сегодняшнего дня подстрекает, по крайней мере, наиболее вдумчивых своих приверженцев к пересмотру «вопроса о Боге»».

22. Профессор Чарльз Таунс * (Нобелевская премия по физике, разработка MASER/LASER, Калифорнийский университет, Беркли): « Я верю в концепцию Бога и в Его существование.»

23. Профессор Юджин Вигнер * (Нобелевская премия по физике, применение принципов симметрии — теория групп к квантовой механике — Принстонский университет): «Концепция Бога прекрасна — она также помогает нам принимать решения в правильное направление. Боюсь, мы были бы совсем другими, если бы у нас не было этой концепции».

Вера как дар

Несколько замечаний для того, чтобы поместить этот список в соответствующий контекст. Во-первых, лишь небольшая часть перечисленных ученых являются практикующими христианами, и из них меньшая часть является католиками. Большинство из них — деисты, которые верят в Бога-Творца, но не в личного Бога. Во-вторых, некоторые великие ученые являются атеистами или агностиками (на ум приходит Стивен Вайнберг, самый активный из них). Тем не менее он показывает, что вера и атеизм не являются ни необходимым, ни достаточным условием для того, чтобы быть хорошим ученым.

В заключение скажу, что большинство замечаний меня вдохновляют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *