Виды атрибуция каузальная: Каузальная атрибуция. Механизмы каузальной атрибуции.

Содержание

М. Андреева; доктор психологических наук, профессор Т. Д. Марцинковская Стефаненко Татьяна Гавриловна Этнопсихология

доктор психологических наук, профессор Т. Д. Марцинковская
Стефаненко Татьяна Гавриловна

Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с.

ISBN 978-5-7567-0414-3
Учебник излагает систематический курс этнопсихологии. В нем предпринята попытка интеграции этнопсихологических подходов, существующих в разных науках — от психологии до культурантропологии. Очерчиваются пути развития этнопсихологии, представлены классические и новейшие достижения ее основных школ и направлений в исследованиях личности, общения, регуляции социального поведения. Детально проанализированы социально-психологические аспекты этнической идентичности, межэтнических отношений, адаптации в инокультурной среде.

Для студентов, специализирующихся в области психологии, истории, политологии и других гуманитарных наук.
УДК 159.9 ББК 88.5

Предисловие к третьему изданию 4

Предисловие к четвертому изданию 4

ЭТНИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ 5

1.1. Этнический парадокс современности 5

1.2. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире 6

1.3. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности 8

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ 10

2.1. Этнос как психологическая общность 10

2.2. Культура как психологическое понятие 12

2.3. Что такое этнопсихология? 14

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКЕ 19

3.1. Зарождение этнопсихологии в истории и философии 19

3.2. Изучение психологии народов в Германии и России 21

3.3. Психология народов В. Вундта 23

3.4. Г. Г. Шпет о предмете этнической психологии 24

Рекомендуемая литература 26

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В АМЕРИКАНСКОЙ ЭТНОЛОГИИ 26

4.1. Конфигурации культур 26

4.

2. Базовая и модальная личность 27

4.3. Предмет и задачи психологической антропологии 29

СРАВНИТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОГОЗНАНИЯ 31

5.1. Эмпирические исследования перцептивных процессов 31

5.2. Зрительные иллюзии и культура 33

5.3. Цвет: кодирование и категоризация 35

5.4. Немного о тестах интеллекта 38

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 40

6.1. Релятивизм, абсолютизм, универсализм 40

6.2. Л. Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека 42

6.3. К. Леви-Строс об универсальности структуры мышления 45

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ 48

7.1. Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия 48

7.2. Влияние культуры на развитие ребенка 51

7.3. Этнография детства 55

7.4. Архивные, полевые и экспериментальные исследования социализации 57

7.5. Отрочество и «переход в мир взрослых» 62

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 66

8. 1. Личность и личностные черты: универсальность или специфичность? 66

8.2. Национальный характер или ментальность? 70

8.3. Пути к разгадке русской души 74

8.4. Проблема нормы и патологии личности 80

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНО-СПЕЦИФИЧНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ 85

9.1. Социальная психология и культурный контекст 85

9.2. Зависимость коммуникации от культурного контекста 89

9.3. Экспрессивное поведение и культура 93

9.4. Язык пространства и времени 98

9.5. Межкультурные различия в каузальной атрибуции 101

КУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ РЕГУЛЯТОРОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 104

10.1. Регулятивная функция культуры 104

10.2. Индивидуализм и коллективизм 107

10.3. Изучение ценностей как путь к познанию культуры 111

10.4. Культурная специфика моделей конфликта 115

10.5. Вина и стыд как механизмы социального контроля 119

10.6. Конформность как регулятор поведения индивида в группе 122

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ 126

11. 1. Отношения межличностные, межгрупповые и межэтнические 126

11.2. Психологические детерминанты межэтнических отношений 128

11.3. Основные компоненты этнической идентичности 130

11.4. Язык и другие этнодифференцирующие признаки 133

РАЗВИТИЕ И ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 135

12.1. Этапы становления этнической идентичности 135

12.2. Влияние социального контекста на этническую идентичность 140

12.3. Стратегии поддержания этнической идентичности 143

12.4. Модели измерения этнической идентичности 147

МЕХАНИЗМЫ МЕЖГРУППОВОГО ВОСПРИЯТИЯ В МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ 152

13.1. Этноцентризм как социально-психологическое явление 152

13.2. Этнические стереотипы и процесс стереотипизации 156

13.3. Этнические стереотипы: основные свойства 159

13.4. Социальная каузальная атрибуция 163

ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ — ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ 167

14.1. Определение и типы этнических конфликтов 167

14. 2. Этнические конфликты: как они возникают 170

14.3. Этнические конфликты: как они протекают 174

14.4. Урегулирование этнических конфликтов 177

АДАПТАЦИЯ К НОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ 182

15.1. Адаптация, аккультурация, приспособление 182

15.2. Влияние на процесс адаптации к новой культурной среде: основные факторы 186

15.3. Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов 190

Литература 192

Двум Галинам Михайловнам — памяти моей Мамы Г. М. Стефаненко и моему Учителю Г. М. Андреевой

Каталог: book -> common psychology
common psychology -> На подступах к психологии бытия
common psychology -> А. Н. Леонтьев Избранные психологические произведения
common psychology -> Л. Я. Гозман, Е. Б. Шестопал
common psychology -> Конрад Лоренц
common psychology -> Мотивация отклоняющегося (девиантного) поведения 12 общие представления одевиантном поведении и его причинах
common psychology -> Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль
common psychology -> Оглавление Категория
common psychology -> Учебное пособие Москва «Школьные технологии»
common psychology -> В психологию

common psychology -> Александр Романович Лурия Язык и сознание

Функции и последствия каузальной атрибуции — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Функции атрибуции. Атрибуции, по-видимому, могут выполнять три важные об­щие функции: контроль, самоуважение и самопрезентацию (Forsyth, 1980; Tet-lock, Levi, 1982). Потребность в какой-то степени осуществлять контроль над фи­зическим и социальным миром — в особенности понимать причины поведения людей и причины событий — была подчеркнута Келли в его первых работах по атрибуции (Kelley, 1967, 19726). Каузальная атрибуция дает возможность ког­нитивного контроля над событиями прошлого и настоящего, а также позволяет предвосхитить то, что может произойти в будущем (Wortman, 1976). Именно конт­ролирующая функция атрибуции помогает нам понять множество разнообразных феноменов атрибуции, противоречащих нашей интуиции.

Например, люди зло­словят о тех, кто стал жертвой роковых событий (считают, что они заслуживают такой судьбы), и пытаются сохранить убеждение, что подобные роковые события с ними не произойдут (гипотеза справедливого мира; ср.: Lemer, Miller, 1978). Имеются также свидетельства того, что родители детей, больных лейкемией (Cho-doff, Friedman, Hamburg, 1964), раковые больные (Abrahams, Finesinger, 1953), жертвы несчастных случаев (Bulman, Wortman, 1977) и насилия (Medea, Thomp­son, 1974) способны возлагать вину на себя, чтобы иметь (иллюзорное) впечатле­ние, что они контролируют события. Кажется, что признание собственной вины помогает человеку понять событие, иначе необъяснимое, и что он предполагает, что можно было бы что-то сделать, чтобы воспрепятствовать возобновлению по­добных событий (Langer, 1975; Wortman, 1976). Однако нет никакой уверенности в том, что самообвинение помогает выздоровлению. Напротив, оно даже могло бы препятствовать выздоровлению (Frey, Rogner, 1987; Meyer, Taylor, 1986).

Функция самоуважения иллюстрируется потребностью людей защищать, ва-лидизировать или подчеркивать чувство своей личностной ценности и эффектив­ности (Greenwald, 1980). Свидетельства существования этой функции мы нахо­дим в первую очередь в исследованиях, в которых сравнивается самоатрибуция в случае успеха и в случае неудачи. Атрибуции служат самоуважению в той ме­ре, в какой (как было показано выше) они являются относительно внутренними в случае успеха и относительно внешними — в случае неудачи. Пыжчинскии и Гринберг (Pyszczynsky, Greenberg, 1987) изучили данные, связывающие атрибу­цию и самооценку, и пришли к заключению, что атрибуция людей относительно результатов своих поступков оказывает заметное влияние на их самоуважение.

Функция самопрезентации связана с тем фактом, что люди предположительно могут потенциально контролировать представление о себе других людей, сооб­щая им атрибуции, предназначенные для того, чтобы получить публичное одоб­рение или избежать неловкости (Baumeister, 1982; Tedeschi, Riess, 1981).

причинных факторов с целью затушевать связи между результатами и их оцен Кой. Тем самым субъ­екты, осуществляющие действия, могут избежать некоторых отрицательных по­следствий неудачи. Например, человек, который ожидает н&удачи в каком-то деле может принять лекарства, снижающие его тонус, или болытдее количество алкого­ля, чтобы дать благоприятное для себя объяснение неизбежной неудачи (Berglas, Jones, 1978; Tucker, Vuchinich, Sobell 1981). Точно так же недостаточное старание может послужить благовидным предлогом для объяснения: плохих результатов в будущем, не давая тому, кто их получит, думать, что он/она потерпел(а) неудачу из-за недостаточных способностей (Frankel, Snyder, 1978; Snyder et al, 1981). Та­кое самоуничижение можно нередко наблюдать вблизи аудиторий, где проходит экзамен и где можно услышать, как один студент говорит Другому: «Я не жду хо­роших результатов, я ничего не делал».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Теория атрибуции

Что такое теория атрибуции?

Теория атрибуции, основанная на социальной психологии, исследует когнитивные процессы, лежащие в основе процесса атрибуции. Когда люди сталкиваются с событиями или поведением, они естественным образом прибегают к каузальным атрибуциям, чтобы понять их. Эти атрибуции можно разделить на диспозиционные (внутренние) или ситуативные (внешние) и они могут оказывать значительное влияние на эмоции, отношения и поведение человека в будущем.

То, как люди связывают причины с положительными и отрицательными событиями, может сильно повлиять на их мотивацию и самооценку. Например, приписывание успеха личным усилиям, а не трудностям задачи или внешним источникам, может привести к повышению самооценки и более сильному чувству собственной эффективности. И наоборот, постоянное приписывание неудач личным недостаткам может привести к снижению самооценки и ощущению беспомощности.

Понимание сложностей человеческого поведения и атрибуций, которые люди делают, имеет важное значение для учителей и родителей, поскольку это позволяет им лучше поддерживать социальное и эмоциональное развитие детей. Признавая аспекты восприятия человека, которые способствуют процессам атрибуции, взрослые могут направлять детей к более сбалансированным и точным атрибуциям. Это может способствовать более здоровому самовосприятию и повысить устойчивость перед лицом проблем.

В сфере образования понимание процесса атрибуции может помочь в разработке стратегий обучения и методов управления классом. Например, преподаватели могут подчеркивать важность усилий и настойчивости в преодолении трудностей, а также признавать роль внешних факторов в формировании результатов. Этот подход может помочь детям развить более тонкое понимание своих собственных способностей и факторов, которые способствуют их успехам и неудачам.

В конечном счете, углубляясь в теорию атрибуции, учителя и родители могут лучше понять сложную взаимосвязь между когнитивными процессами, эмоциями и поведением. Это понимание может способствовать более эффективному общению, поддерживать стратегии и в конечном итоге привести к созданию более позитивной и расширяющей возможности учебной среды для детей.

 

Пионеры теории атрибуции: Хайдер, Келли и Вайнер

В рамках вклада Бернарда Вайнера в теорию атрибуции он исследует d концепция внутренней атрибуции, которая относится к убеждению, что поведение человека определяется личными характеристиками, такими как способности, усилия или личностные качества. Эта точка зрения подчеркивает роль социального восприятия в формировании атрибуций, поскольку люди часто полагаются на свои наблюдения и оценки других, чтобы делать суждения о причинах поведения.

Работа Вайнера по теории атрибуции также проливает свет на феномен корыстных атрибуций. Корыстные атрибуции возникают, когда люди приписывают свои успехи своим личным характеристикам, а неудачи приписывают внешним факторам. Это предубеждение может служить для защиты самооценки и поддержания позитивного образа самого себя даже перед лицом плохой работы или неудач.

Понимание нюансов теории атрибуции, особенно роли внутренних атрибуций и корыстных предубеждений, может иметь большое значение для педагогов и родителей. Зная о том, что эти предубеждения могут влиять на самовосприятие и эмоциональные реакции детей, взрослые могут помочь им направить их к более сбалансированным и точным атрибуциям.

Например, поощряя детей учитывать как внутренние, так и внешние факторы при оценке своих достижений, взрослые могут способствовать более реалистичному пониманию их способностей и факторов, которые способствуют успеху и неудаче.

Кроме того, работа Вайнера о стабильности и управляемости предлагает ценные идеи для поддержки эмоционального благополучия и мотивации детей. Сосредоточив внимание на контролируемых факторах, таких как усилия и стратегия, взрослые могут помочь детям развить чувство свободы действий и ответственности за свои действия. Это, в свою очередь, может способствовать более адаптивному стилю атрибуции и большей устойчивости перед лицом проблем.

Новаторская работа Хайдера, Келли и Вайнера в области теории атрибуции обеспечивает прочную основу для понимания сложного взаимодействия между социальным восприятием, атрибуциями и человеческим поведением. Применяя эти идеи к образовательному и родительскому контексту, взрослые могут лучше поддерживать социальное, эмоциональное и когнитивное развитие детей.

 

Теория атрибуции

Внутренние и внешние атрибуции: изучение локуса контроля

Изучение внутренних и внешних атрибуций является важным аспектом социальной психологии, поскольку оно проливает свет на то, как люди воспринимают и интерпретируют поведение других. Делая атрибуции о людях, люди часто пытаются определить, являются ли действия человека результатом личных характеристик (диспозиционная атрибуция) или внешних обстоятельств (ситуационная атрибуция). Этот процесс атрибуции может сильно повлиять на то, как люди реагируют как на положительные, так и на неудачные события в своей жизни.

Одним из факторов, который может значительно повлиять на объяснение поведения, является предвзятость действующий-наблюдатель, которая относится к тенденции людей приписывать свои собственные действия ситуационным факторам, а действия других приписывать диспозиционным факторам. Эта предвзятость может привести к недопониманию и недопониманию как в социальном, так и в образовательном контексте.

В области теории образования понимание роли локуса контроля в формировании детских атрибуций имеет решающее значение для обеспечения эффективной поддержки и руководства. Признавая, есть ли у ребенка внутренний или внешний локус контроля, учителя и родители могут адаптировать свой подход, чтобы лучше удовлетворять уникальные потребности ребенка и воспитывать чувство собственной эффективности и автономии.

Клиническая психология также выигрывает от понимания локуса контроля и его влияния на атрибуции. Например, люди с экстернальным локусом контроля могут быть более восприимчивы к чувству беспомощности и депрессии, поскольку они считают себя мало контролирующими источник успеха или неудачи в своей жизни. Помогая людям распознать и изменить свой локус контроля, специалисты в области психического здоровья могут способствовать ощущению расширения возможностей и благополучия.

Таким образом, исследование внутренних и внешних атрибуций и концепции локуса контроля занимает центральное место в понимании человеческого поведения и социальных взаимодействий. Применяя эти идеи в образовательных и клинических условиях, учителя, родители и специалисты в области психического здоровья могут лучше поддерживать социальное, эмоциональное и когнитивное развитие детей и подростков.

Теория атрибуции в классе

Стабильность и управляемость: ключевые факторы процессов атрибуции

В дополнение к стабильности и управляемости, на тип атрибуции людей также могут влиять различные факторы, такие как социальная желательность и желание поддерживать положительное представление о себе.

Люди могут быть более склонны приписывать свои успехи внутренним характеристикам, таким как трудолюбие и талант, а свои неудачи приписывать внешним факторам, таким как невезение или неблагоприятные обстоятельства. Эта тенденция может служить для защиты самооценки и поддержания положительной самооценки.

Понимание роли причинно-следственных связей в процессе атрибуции, включая стабильность и управляемость, имеет решающее значение для педагогов и родителей в поддержке социального и эмоционального развития детей.

Помогая детям распознавать факторы, влияющие на их успехи и неудачи, взрослые могут способствовать более сбалансированному и точному пониманию их способностей и опыта.

Кроме того, знание потенциального влияния социальной желательности на атрибуции может помочь учителям и родителям направлять детей к более честной и точной самооценке.

Создавая благоприятную среду, которая ценит рост и обучение, взрослые могут поощрять детей развивать реалистичный и адаптивный стиль атрибуции, который в конечном итоге может способствовать большей устойчивости и благополучию.

Когнитивные искажения в атрибуции: фундаментальная ошибка атрибуции

Расширяя концепцию фундаментальной ошибки атрибуции, важно признать, что различные другие когнитивные искажения могут влиять на то, как люди делают внутренние и внешние атрибуции. Эти предубеждения могут влиять на то, как люди интерпретируют поведение других, что приводит к искаженному восприятию и потенциально ошибочным выводам.

Например, предвзятость подтверждения может привести к тому, что люди интерпретируют поведение таким образом, который подтверждает их ранее существовавшие убеждения о человеке, в то время как предвзятость культуры может привести к атрибуциям, основанным на культурных стереотипах или предположениях.

Одним из особенно важных аспектов восприятия человека, который следует учитывать, является склонность приписывать негативное поведение внутренним факторам, например, навешивание ярлыка на кого-то как на «плохого человека» на основании одного действия. Это может привести к чрезмерно упрощенным объяснениям поведения, которые не учитывают сложное взаимодействие ситуационных и диспозиционных факторов, формирующих человеческие действия.

Чтобы противодействовать этим предубеждениям и способствовать более точному пониманию человеческого поведения, учителя и родители могут поощрять детей непредвзято подходить к поведенческим атрибуциям и учитывать различные факторы, которые могут повлиять на действия человека.

Участвуя в дискуссиях, в которых исследуются различные точки зрения и оспариваются предвзятые представления, взрослые могут помочь детям развить навыки критического мышления и способствовать сочувствию и пониманию в их социальных взаимодействиях.

В конечном счете, повышая осведомленность о когнитивных искажениях, таких как фундаментальная ошибка атрибуции, предвзятость подтверждения и предвзятость атрибуции, учителя и родители могут дать детям возможность развить более тонкое и точное понимание человеческого поведения. Это, в свою очередь, может способствовать более эффективному общению, более крепким межличностным отношениям и более инклюзивной и благоприятной учебной среде.

Корыстная предвзятость и ее влияние на атрибуции

Корыстная предвзятость — еще одно когнитивное искажение, связанное с атрибуциями. Это включает в себя тенденцию людей приписывать свои успехи внутренним факторам, таким как способности или усилия, а неудачи приписывать внешним факторам, таким как невезение или несправедливые обстоятельства. Это предубеждение может привести к завышенному чувству собственного достоинства и нереалистичному восприятию своих способностей.

Чтобы противодействовать предубеждению в корыстных целях, учителя и родители могут помочь детям выработать более сбалансированный взгляд на свои успехи и неудачи. Поощрение размышлений как о внутренних, так и о внешних факторах может способствовать развитию мышления, при котором дети учатся видеть в проблемах возможности для улучшения, а не угрозы их самооценке.

Теория атрибуции имеет большое значение для социального и образовательного контекста, поскольку помогает объяснить, как дети понимают свое поведение и поведение других. Понимая, как формируются атрибуции, учителя и родители могут лучше поддерживать социальное и эмоциональное развитие детей.

В классе преподаватели могут использовать теорию атрибуции для обоснования своих стратегий обучения и методов управления классом. Воспитывая установку на рост и подчеркивая важность усилий и настойчивости, учителя могут помочь учащимся развить здоровое чувство самоэффективности и устойчивости.

Обучение теории атрибуции

Механизмы совладания и стили атрибуции: значение для психического здоровья содействие психическому благополучию у детей. Стиль атрибуции человека может влиять на его способность справляться как с положительными, так и с отрицательными событиями в своей жизни, а также на его ожидания в отношении будущего успеха.

Гедонистическая релевантность, или степень, в которой событие воспринимается как влияющее на благополучие, может влиять на типы атрибуций, которые делают люди. Например, при столкновении с негативным событием ребенок с внутренним стилем атрибуции может винить себя, тогда как ребенок с ситуативным стилем атрибуции может приписать событие неконтролируемому фактору.

Чтобы поддержать развитие адаптивных стилей атрибуции, учителя и родители могут побуждать детей размышлять о своем опыте и учитывать различные факторы, способствующие положительным и отрицательным событиям.

Помогая детям осознать роль как личных, так и ситуационных факторов в формировании их опыта, взрослые могут помочь им развить сбалансированное и точное понимание своих способностей и окружающего мира.

Кроме того, сосредоточение внимания на контролируемых факторах, таких как усилия и стратегия, может дать детям возможность взять на себя ответственность за свои действия и развить чувство самоэффективности. Это, в свою очередь, может способствовать созданию более эффективных механизмов преодоления трудностей, повышению устойчивости перед лицом проблем и улучшению показателей психического здоровья.

Помогая детям развивать здоровый стиль атрибуции, учителя и родители могут сыграть решающую роль в поддержке их социального, эмоционального и когнитивного развития.

Улучшение общения и эмпатии посредством осознания атрибуции

В сфере социальной психологии различные типы атрибуций, такие как диспозиционные и причинные атрибуции, играют решающую роль в формировании понимания человеком собственного поведения и поведения других.

Повышение осведомленности об этих стилях атрибуции может дать ценную информацию учителям и родителям, стремящимся улучшить общение и развить сочувствие в своих отношениях с детьми.

Столкнувшись с положительным событием или сложной ситуацией, то, как дети объясняют причину события, может существенно повлиять на их будущее поведение и аффективные реакции.

Понимая нюансы теории атрибуции, взрослые могут лучше поддерживать детей в развитии более адаптивных стилей атрибуции, что может способствовать выработке более эффективных стратегий преодоления трудностей и большей устойчивости.

По мере того, как педагоги и родители лучше понимают роль атрибуций в жизни детей, они могут применять более чуткие стили общения, учитывающие основные атрибуции, формирующие мысли и эмоции ребенка. Этот чуткий подход может привести к более крепким и поддерживающим отношениям между взрослыми и детьми, создавая позитивную среду обучения, в которой дети могут развиваться как в учебе, так и в эмоциональном плане.

Внедряя принципы теории атрибуции в повседневное взаимодействие с детьми, учителя и родители могут улучшить свои навыки общения и сочувствия, в конечном итоге создавая более поддерживающую и понимающую среду, в которой дети могут развиваться и процветать.

 

Модель теории атрибуции

Переобучение атрибуции: методы изменения атрибуций и поведения

жалобы на людей и события могут привести к устойчивым изменениям в поведении и отношении. Исследования, такие как Forsyth D (1987). Социальная психология показала, что устранение неадаптивных стилей атрибуции может способствовать улучшению различных аспектов восприятия человека и общего психического здоровья.

В образовательном контексте переобучение атрибуции может быть особенно полезным для содействия академическим успехам и формирования положительного отношения к обучению. Учителя и родители могут реализовать этот подход, помогая детям распознавать и оспаривать их негативные атрибуции, одновременно поощряя их к принятию более адаптивных и конструктивных моделей мышления.

Этого можно достичь с помощью таких методов, как предоставление альтернативных объяснений событий при обработке информации, участие в дискуссиях, в которых исследуются различные точки зрения, и празднование небольших побед, чтобы укрепить идею о том, что усилия и настойчивость имеют решающее значение для успеха.

Кроме того, включение повторного обучения атрибуции в повседневное взаимодействие может помочь детям развить более сбалансированное понимание своих собственных способностей и опыта, что в конечном итоге способствует большей уверенности в себе и устойчивости. Поддерживая детей в развитии более здоровых стилей атрибуции, учителя и родители могут сыграть решающую роль в их эмоциональном, социальном и когнитивном развитии, закладывая основу для успеха и благополучия на протяжении всей жизни.

Теория атрибуции Хайдера — Еженедельник менеджмента

Шаяни Сенгупта

Фриц Хайдер признан отцом теории атрибуции. Теория атрибуции Хайдера — одна из первых теорий социальной психологии, объясняющая, как люди делают выводы о причинно-следственных связях поведения. Его основной тезис заключался в том, что люди приписывают поведенческие результаты диспозиционным (внутренним) причинам или ситуационным (внешним) причинам. Позже теория атрибуции Хайдера была расширена, чтобы сформулировать фундаментальную ошибку атрибуции и систематическую ошибку соответствия. О них мы узнаем в этой статье.

Содержание

Типы атрибуции

Теория атрибуции Хайдера полагает, что все люди являются наивными социальными психологами, любопытствующими узнать причины своих действий и поведения. Чаще всего такие каузальные умозаключения бывают двух видов: диспозиционные и ситуативные.

Диспозиционная атрибуция

Диспозиционная атрибуция означает, что результат приписывается внутренним причинам. Другими словами, локус контроля над поведением считается внутренним. Следовательно, лицо или действующее лицо несут ответственность за поведение. Наблюдатели считают, что такой исход произошел благодаря чертам, способностям, навыкам актера, а не ситуативным или контекстуальным факторам.

Например, если учащийся получает низкий балл на экзамене, приписывание низкого балла недостатку интеллекта и способностей является диспозиционной атрибуцией. Здесь мы не учитываем роль всех других факторов, таких как здоровье учащегося, сложность вопросов и строгость оценок. Вместо этого мы просто сосредоточились на характере студента.

Ситуационная атрибуция

Ситуационная атрибуция означает, что результат приписывается внешним причинам. Таким образом, лицо или деятель не несут ответственности за последствия действия. Вместо этого мы придаем большее значение контекстным и внешним факторам.

В приведенном выше примере ситуационная атрибуция будет означать приписывание низкого балла внешним факторам, таким как сложный вопросник или строгая схема выставления оценок. Мы бы не учитывали диспозиционные факторы, такие как интеллект и усилия студента.

Фундаментальная ошибка атрибуции

Хотя обычные люди — наивные социологи, мы подвержены ошибкам в суждениях. Эта ошибка возникает главным образом потому, что мы склонны переоценивать роль диспозиций в оценке чужого поведения и роль ситуационных факторов в нашем собственном поведении. Эта предвзятость в нашем суждении называется фундаментальной ошибкой атрибуции.

Джонс и Харрис, команда социальных психологов, провели социальный эксперимент для изучения фундаментальной ошибки атрибуции. Они набрали группу студентов и попросили их просмотреть эссе, написанные писателями о Фиделе Кастро. Эти эссе были целенаправленно написаны либо в пользу Кастро, либо против Кастро. Рецензенты были дополнительно разделены на две группы. Одной группе сказали, что писателей заставляли писать за или против Кастро, в то время как другой группе сказали, что у них есть выбор писать за него или против. Результаты показали наличие фундаментальной ошибки атрибуции. Это связано с тем, что рецензенты переоценили роль диспозиционных факторов, даже когда им прямо сказали, что у авторов не было выбора писать в пользу или против Кастро.

В повседневной жизни мы также наблюдаем многочисленные случаи, когда мы переоцениваем роль диспозиций в оценке действий других. В то же время мы не учитываем диспозиционные факторы при оценке собственного поведения. Такое обесценивание служит цели защиты нашей самооценки. Если бы мы приписывали все наши неудачи диспозиционным причинам, наша самооценка была бы намного ниже. Присвоение ситуативной атрибуции помогает сохранить уверенность в себе, а также вселяет надежду и оптимизм.

Смещение соответствия

Смещение соответствия относится к тенденции объяснять поведение диспозиционными причинами, даже если оно может быть полностью объяснено ситуативными причинами. Подобно фундаментальной ошибке атрибуции, это тоже чаще всего происходит при выводе выводов о поведении других людей. Роль ситуационных и контекстуальных факторов в значительной степени игнорируется.

Представьте себе ситуацию, когда вы спешите забрать бабушку с вокзала. Из-за нехватки времени вы пропускаете один или два сигнала светофора и сокращаете путь нескольким автомобилям. Вы бы подумали, что ехали опрометчиво, потому что спешили, а не потому, что вы вообще небрежный водитель. Теперь представьте ситуацию, когда вы отправились в долгую поездку с любимым человеком, а кто-то другой ведет машину так же, как вы в предыдущей ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *