Бессознательное в психологии: поведение, отличие от сознательного
Считается, что состояние человека, свойства, психические процессы представляются только на уровне сознания, но это ошибочное мнение. Существует скрытая область мозга, которая хранит важные процессы, образы, явления. Бессознательное в психологии — пласт психики, состоящий из многочисленных процессов, которые влияют на поведение человека, но не осознаются им.
Суть и описание
Чтобы понять, что такое сознательное и бессознательное в психологии и как они связаны между собой, нужно знать, что такое сознание. Характеристики сознания:
- В сознании закрепляются различия объекта и субъекта. Человек — единственное существо, которое может направлять личную энергию на саморазвитие, познание собственных особенностей развития. Человек может отделять себя от окружающих, основываясь на разных критериях.
- Сознание можно назвать обширной областью, содержащей знания, учения об окружающем мире, социуме. Обогащение знаний человека новой информацией осуществляется с помощью познавательных процессов — мышления, памяти, воображения, восприятия, ощущения. Если процессы нарушаются, происходит разрушение восприятия окружающего мира, появление психических отклонений, распад сознания.
- Активизация чувственного отношения. То, как человек относится к окружающему миру, другим людям определяется высшими чувствами.
- Определение цели деятельности. У любого вида деятельности есть определенные мотивы, задачи. Человек принимает решения, определяет действия, которые зависят от воздействия внешних факторов. Человек — единственное живое существо, которое может действовать не только согласно условиям, но и вопреки им.
Бессознательное — психические явления, свойства, процессы, которые не осознаются человеком, не могут контролироваться. К нему можно отнести рефлексы, реакции на внешние раздражители, восприятие образов.
Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного, их влиянии на человеческую жизнь остается одним из самых сложных.
Историческая сводка
Первые упоминания об области бессознательного, процессах, которые в ней содержатся, можно найти в работах Платона, а именно в учении о познании-воспоминании. Кардинальные изменения это понятие претерпело после выхода работы по изучению сознания от Р. Декарта. Он считал, что за пределами сознания может быть только физиологическая, но не психическая деятельность головного мозга.
Впервые концепция бессознательного была сформулирована Г. Лейбницем в его работе «Монадология», выпущенной в 1720 году. Он утверждал, что именно оно является низшим проявлением душевной деятельности. По его мнению, эта область располагается на границе осознанных представлений.
Попытку сделать точное материалистическое описание осуществил Д. Гартли. Он объединил область неосознаваемого с работой центральной нервной системы.
Стимул для активного изучения области бессознательного, психических процессов которые в ней содержатся, появился после множество успехов в изучении, развитии психопатологии. Для работы с пациентами применялись специфические методики, с помощью которых ученые воздействовали на область бессознательного. Яркий пример — гипноз.
УровниУровни:
- Сознание. Его называют верхним слоем психики, передним краем, «острием копья». Именно отсюда начинается взаимодействие психики с окружающим миром. Сознание можно разделить на 2 части. Основная из них, через которую проходит главная информация, — фокус. Эту часть окружает периферия.
- Предсознательное. Психологи называют этот пласт «служебным районом». Его главная функция — защита сознания от перегрузок. Предсознание содержит впечатления, которые человек не может осознавать, но способен обращаться к ним в необходимые моменты. Область предсознательного содержит весь неактуальный опыт.
- Вытесненное бессознательное. На этом уровне содержатся компоненты психики, которые ранее относились к сознательному, но постепенно были вытеснены. Одна из основных причин, по которой переносятся определенные компоненты психики, — болезненный для индивида опыт. Поскольку психика не может безболезненно интегрировать его в привычное сознание, она его вытесняет.
- Принципиально не осознаваемое бессознательное. Является глубоким пластом психических явлений. Он ближе всех к биологическим, психофизиологическим процессам в организме. Этот пласт содержит психические явления, которые никогда не могли быть осознанными и не будут осознаваться в дальнейшем. В качестве примера можно привести инстинкты, рефлексы.
- Неосознаваемые установки. Стандартные реакции организма на раздражители. Это может быть громкий вскрик при испуге, скачок при опасности. Проявляются неосознанно, практически не контролируются организмом.
- Патологические явления, которые проявляются в психике. К ним относятся психические заболевания, болезненные состояния, которые сопровождаются галлюцинациями, бредом.
- Сопроводительные действия. Один из примеров — наблюдение за человеком, выполняющим ряд обязанностей, или напевание одной и той же мелодии при совершении разных действий.
- Привычные действия. Осуществляются без приказов, лишних мыслей. Это касается элементарных действий. Например, сжать губы, жестикулировать при разговоре, закрыть глаза. Они осознанные, но проявляются бессознательно.
Характеристики теории
Сейчас изучение области бессознательного происходит согласно одной из теорий, которые были разработаны выдающимися психологами. Основные теории принадлежат Лакану, Юнгу, Фрейду.
По Фрейду
У Зигмунда Фрейда было свое представление относительно бессознательного. К этой области он относил действия, в которых человек не отдает себе отчет. Он утверждал, что психика сама вытесняет в область неосознаваемого тайны, фантазии, желания, которые противоречат моральным устоям общества, тревожат человека слишком сильно.
По Юнгу
Расширению понятия поспособствовал Карл Юнг. Он создал отдельную дисциплину — аналитическую психологию, для которой разработал термин «коллективное бессознательное». Ученый ввел значительные изменения, если сравнивать его теорию с психоанализом.
Юнг разделил бессознательное на два слоя:
- Личное — к нему он относился индивидуальные психические процессы.
- Коллективное — процессы, затрагивающие группу людей.
Групповое бессознательное — совокупность статичных форм (доминантов или архетипов). Изначально они врожденные, но со временем могут быть актуализированы.
По Лакану
Следующим предположение относительно неосознаваемого выдвинул французский психоаналитик Жак Лакан. Он предположил, что область бессознательного сконструирована как речь, но при этом нельзя принимать предположение Лакана относительно того, что бессознательное это есть язык, поскольку это своеобразная метафора. Ее расшифровка — бессознательное похоже на язык, так как работает на схожих правилах. При этом оно не может исчерпываться законами лингвистики.
Связь с сознательным
Простой способ рассмотреть связь бессознательного с сознанием — изучение феномена сновидений. Сон — особый вид активности. Во время сна человек:
- Двигается.
- Проговаривает отдельные слова или предложения. Он произносит то, что вызывает сильные эмоции или нечто крайне важное.
- Размышляет.
- Сохраняет память.
- Просыпается в требуемый момент.
- Обучается. Во сне человек способен улучшить познания в иностранном языке.
Одновременно с этим между областью сознательного и бессознательного нет четких переходов. Фокус сознания концентрируется на том, что актуально для человека. При этом сторонние действия, явления уходят в область бессознательного, поскольку не имеют значимости.
Проблематика
Ученые не могут ответить на вопросы о том, насколько сильно бессознательное влияет на жизнь человека, что главнее — сознательное или бессознательное. Появляются сложности в понимании отдельных областей, их взаимосвязи между друг другом.
Сфера бессознательно оказывает влияние на поведение, образ жизни человека. С течением жизни оно постепенно наполняется разными процессами, свойствами, состояниями, которые не могут осознаваться.
Бессознательное в психологии
Роль бессознательного в жизни каждого человека очень велика. Привычки, умения и навыки несут в себе бессознательную основу. Осознание всех закономерностей взаимодействия сознания и сверхсознания, изучение свойств и приемов бессознательного, дает возможность каждому человеку уверенно идти по жизни, повышать эффективность своих действий, успешно решать свои жизненные задачи
Бессознательное в психологии обозначает совокупность психических процессов, явлений, действий и состояний, во влиянии и функционировании которых человек не в состоянии отдавать себе отчета. Они лежат вне человеческого разума, безотчетны и не поддаются контролю со стороны сознания, по крайней мере, в конкретный момент.
Первооткрывателем бессознательного в психике человека и целого раздела бессознательной психологии был Зигмунд Фрейд. Он один из первых поставил вопрос о неправильности отождествления сознания с психикой человека. Фрейд считает, что проблемы бессознательного предопределяют поведение человека.Выделяют следующие виды бессознательного:
- Естественное бессознательное, которое состоит из инстинктов, влечений, коллективного бессознательного. Следует отметить, что термин «коллективное бессознательное» ввел в психологическую литературу швейцарский психотерапевт К.Г. Юнг. Коллективное бессознательное, по мнению Юнга – это осадки функционирования предков животного ряда. Оно характеризуется тем, что его содержание никогда не было в сознании и достается по наследству от предков.
- Личный или индивидуальный бессознательный процесс состоит из содержаний, которые когда-то были сознательными, но с течением времени исчезли из сознания.
- Выработанное бессознательное явление – это те навыки, умения, привычки, автоматические движения – опыт, который начинается формироваться еще с детства и продолжает накапливаться в течение всей нашей жизни.
- Воспитанное бессознательное человека – это, так называемое, социальное бессознательное, те установки, возникшие под влиянием жизненного опыта в процессе воспитания, стереотипы поведения, которые сформировались под влиянием окружающих людей.
Бессознательное таит в себе огромный объем информации, переживаний и воспоминаний, намного больше, чем видимая нам сторона сознания каждого отдельного человека. Получить доступ к этому жизненному багажу не так-то просто, но тот, кому это все же удастся, навсегда забудет о неудачах в любой сфере деятельности.
Статьи по теме:
Вероломство Ежедневно нас окружает масса людей с разными качествами характера. Небольшую часть из них мы допускаем совсем близко и доверяем самое сокровенное. Но никто из нас не может быть уверен, что завтра близкий человек не подорвет нашу веру в него. Откуда берется вероломство и в чем оно заключается? Читаем и принимаем к сведению. |
Навязчивость «Пристал как банный лист к телу!». Такое возмущение хотя бы раз в жизни слышали все. Речь идет не о липких предметах, а навязчивых людях. Чем грозит излишняя женская забота и почему мы не любим назойливых ухажеров? Обо всем этом читайте далее. |
Эффект ореола Вы когда-нибудь сталкивались с ситуацией, когда вас знакомят с новым человеком, а он уже слышал о вас нехорошие вещи и не стремится продолжать общение? Всему виной психологический феномен под названием «эффект ореола». Сегодня с ним сталкивается практически каждый из нас. В чем же суть этого явления? | Апперцепция в психологии Восприятие мира и окружающих явлений — дело сугубо индивидуальное и проявляется у каждого человека по-разному. Однако существует общее понятие, которое объединяет все многообразие взглядов. Имя ему — апперцепция. В чем она заключается, и как ее диагностируют, мы расскажем далее. |
Три типа бессознательного —
Все мы понимаем, что у нас есть сознательная и бессознательная части нашего разума. Это различие восходит к самым ранним дням психоанализа. Точно так же все мы знаем, что у нас есть доступ к сознательной части, но не к бессознательной; тем не менее, оба вносят свой вклад в полную картину того, кто мы есть. Однако увлекательные исследования показывают, что у всех нас есть более чем одно бессознательное; в настоящее время считается, что есть три типа бессознательного.
Что мы знаем о себе
Однако краткое повторение. Есть явно некоторые вещи, которые мы знаем о себе. Часто мы знаем, что хотим делать, какие места нам нравятся и как мы любим проводить время. Точно так же есть некоторые вещи, которые мы делаем, потому что планируем их — мы видим книгу и берем ее. Мы можем объяснить себе наши мысли или действия; все это кажется нам логичным. Это сознательное.
Однако есть некоторые вещи, которые кажутся частью нас самих, но упрямо не поддаются нашему простому пониманию. Почему я всегда опаздываю? Я сказал ту сумасшедшую вещь, которую только что сказал? Почему я снова повторяю эту ошибку? Бессознательное является частью нашего внутреннего Я.
Иногда мы не можем понять, почему мы поступаем так или почему мы придерживаемся тех взглядов, которых придерживаемся, но мы все же знаем, что эти неизвестные мотиваторы являются частью нас самих. Таким образом, мы можем думать о себе как об айсберге — некоторые части нас самих известны, а некоторые скрыты. И мы пожимаем плечами, отказываемся от попыток понять бессознательное в какой-либо реальной глубине и сосредотачиваемся на том, что осознаем.
Три типа бессознательного
Но идея бессознательного до сих пор остается для нас интересной. Как это могу быть я, если я этого не понимаю и не могу контролировать? С этой отправной точки было построено много теорий, и выводы из них очень важны для психотерапии.
Берни Брандчафт (2009), уважаемый американский психоаналитик, резюмирует свои размышления, проводя различие между тремя типами бессознательного.
1 – Дорефлексивное бессознательное
Во-первых, это дорефлексивное бессознательное. Теория, лежащая в основе этого, заключается в том, что когда мы переживаем жизнь, мы делаем некоторые выводы из нашего опыта, и что некоторые из них сознательны, а некоторые бессознательны. Мы начинаем это делать с самого раннего детства. К сознательным выводам, которые мы делаем о жизни, мы можем получить доступ и перевернуть их в уме.
Однако бессознательные выводы еще более сильны в том, как они организуют наш опыт, так что это имеет смысл.
Я говорю более мощные, поскольку они недоступны для просмотра, поэтому мы просто не можем подвергать их сомнению, поскольку они влияют на нас. Например, если мы покупаем подержанную машину и недовольны полученным опытом, то можем сформировать сознательный вывод: «Я больше не куплю у них машину!» Однако наш бессознательный вывод, то, что способствует то, как мы организуем наш опыт, может быть чем-то более общим и более личным, например, «все пытаются меня обмануть», или «я всегда позволяю собой воспользоваться», или «я всегда принимаю неправильные решения».
Как только эти способы организации нашего опыта укоренятся, более поздний опыт может усилить их — все вне нашего сознания, все без вопросов.
2 – Динамическое бессознательное
Второй тип бессознательного – это динамическое бессознательное. Это происходит в основном в период нашего взросления, когда наши потребности в развитии особенно сильно зависят от отношений, которые мы формируем с другими людьми, особенно с нашими опекунами. Взрослея, мы вполне естественно начинаем выражать все различные части того, что значит быть человеком, и все эмоции, которые сопровождают это. Однако по какой-то причине в некоторых случаях наши опекуны не могут терпеть эти аспекты развития ребенка. Если мы испытаем эту реакцию достаточное количество раз и с достаточной силой, то придем к выводу, что дальнейшее выражение этих частей себя может повредить или разрушить необходимую связь с нашими опекунами.
В этих обстоятельствах мы отгораживаем эти части себя, и они формируют динамическое бессознательное — часть нашего «я», которая существует, но к которой мы в конечном итоге не можем получить доступ. Например, если попытки ребенка весело провести время встречают каменное неодобрение и презрение со стороны опекуна, то ребенок может прийти к выводу, что эта сторона его личности настолько нежелательна, что дальнейшее выражение избыточного веселья может означать, что опекун оставит их.
Чувство веселья может уходить «в подполье» и настолько сопровождаться страхом, что ребенок обращается к нему все меньше и меньше, поскольку каждый раз, когда оно вызывается, вызывается и страх.
3- Неподтвержденное бессознательное
Третья форма бессознательного – это неподтвержденное бессознательное. Эта часть бессознательного проявлялась лишь мимолетно, так как на нее совершенно не реагировали опекуны.
В этом случае он опускается под поверхность, как будто его никогда не существовало. Например, выражение какого-либо чувства или взгляда, совершенно неприемлемого для господствующей культуры. Об этом никогда не говорят и, в конце концов, даже не думают об этом. Затем этот опыт остается в зачаточном состоянии внутри человека. Примером этого могут быть некоторые аспекты развивающейся сексуальности молодого человека – его попытки серьезно поговорить об этом встречают шутки или дискомфорт окружающих. Эти аспекты его сексуальности — возможно, его нежность или уязвимость — затем становятся для него недоступными.
‘Как это помогает?’
Так какое отношение все это имеет к консультированию или психотерапии? Ясно, что во многих случаях люди разочарованы и расстроены властью бессознательного над ними. В основе консультирования и психотерапии лежит постепенное исследование бессознательного в темпе, определяемом клиентом.
Граница между бессознательным и сознательным зависит от контекста и подвижна. Это означает, что то, что в нас бессознательно, и то, что осознано, зависит от наших обстоятельств.
Когда вы чувствуете безопасность и доверие, граница между бессознательным и сознательным смещается. Это делает большую часть бессознательного сознательным. В присутствии кого-то, кому вы доверяете, можно получить доступ к тем аспектам себя, о которых иначе вы бы не подозревали. Мы также можем видеть, что у нас есть разные уровни доступа к трем типам бессознательного, причем доступ к неподтвержденному бессознательному, возможно, труднее всего.
Получение доступа
Доступ ко всем трем типам бессознательного — одна из самых популярных причин, по которой люди обращаются за психотерапией или консультацией. С ними происходит что-то, что, как они знают, является частью их самих. В то же время он кажется чуждым и необъяснимым, и люди хотят понять, почему это так.
Это интуитивно понятно; если вы сможете лучше понять бессознательные принципы организации, которые у вас есть, тогда у вас будет больше свободы делать сознательный выбор и вносить изменения.
Ссылка:
Брандчафт Б., Докторс С. и Сортер Д. (2010) «На пути к освободительному психоанализу» Рутледж, Нью-Йорк
Теория Юнга | в Главе 11: Личность
Теория Юнга
Теория Юнга, как и теория Фрейда, является глубинной психологией . Предполагается, что важные факторы, влияющие на личность, находятся в бессознательном. Однако Юнг не использовал концепции Фрейда об Ид и Супер-Эго.
Подобно Фрейду, Юнг называл разум в целом психикой . Психика – это вся психическая вселенная человека, включающая как сознательные, так и бессознательные процессы.
Какой была психика? Что особенно интересовало Юнга?
Юнг был очарован бессознательным. Если сексуальная теория была особым интересом Фрейда, то бессознательные психические содержания были особым интересом Юнга.
Юнг интересовался любым видом мифов, произведений искусства, снов, легенд или религиозных верований. Все они он рассматривал как выражение глубоких, в значительной степени бессознательных психологических сил.
Юнг различал два типа бессознательных процессов. Одно он назвал личным бессознательным, другое — коллективным бессознательным.
Личное бессознательное было накоплением переживаний за всю жизнь человека, которые нельзя было вспомнить сознательно. 9Коллективное бессознательное 0066 было универсальным наследием людей, видовой памятью, переданной каждому из нас.
Какими для Юнга были два типа бессознательного?
Юнг считал, что в личном бессознательном преобладают комплексов . Комплексы в системе Юнга — это эмоциональных тем из жизни человека .
Например, если вам в детстве ампутировали ногу, это может сильно повлиять на вашу жизнь, даже если вы чудесным образом преуспели в преодолении инвалидности. У вас может быть много мыслей и эмоций, связанных с этим фактом: воспоминания, чувство неполноценности, триумфа, горечи, решимости, и все они сосредоточены на одном аспекте вашей жизни.
Если вас беспокоили эти мысли, Юнг сказал бы, что у вас комплекс по поводу ноги. Юнгианская терапия включала бы в себя изучение комплекса со многих сторон и использование образов искусства или сновидений для изучения связанных с ним чувств.
Для Юнга комплекс был группой частей вокруг некоторой центральной эмоциональной темы. Комплексы были обусловлены жизненным опытом человека, поэтому они были индивидуальны и неповторимы.
Комплекс может появиться во сне или в фантазиях. Это могло спровоцировать необычную реакцию на слово или на события во внешнем мире, связанные с комплексом.
Что такое комплексы в теории Юнга?
Личное бессознательное формируется при жизни человека. Коллективное бессознательное было хранилищем врожденных тенденций глубокого времени: ответов на важные паттерны из среды человеческих предков.
Архетипы были паттернами коллективного бессознательного. Это были врожденные реакции на раздражители, встречавшиеся во всех человеческих обществах на протяжении тысячелетий, такие как младенцы, старики, герои и девушки.
Юнга поразило сходство между образами из сновидений, о которых ему сообщали пациенты, и изображениями в журналах средневековых алхимиков . Алхимики были донаучной версией химиков.
Алхимики были наиболее известны своими попытками превратить такие вещества, как свинец и сурьма, в золото, но они также провели много впечатляющих демонстраций. Они могли заставить жидкости изменить цвет, вспениться, взорваться или превратиться в твердые вещества, если ингредиенты были смешаны или нагреты правильным образом. Все это казалось магическим в средние века.
Некоторые алхимики вели дневники снов, иллюстрируя свои дневники яркими загадочными рисунками сверхъестественных существ и мистических символов. Юнг получил взаймы журнал алхимика из библиотеки на той же неделе, когда ему приснился яркий сон о книге, полной непонятных символов.
Книга прибыла напрокат, Юнг открыл ее, и были страницы, заполненные фантастическими символами, прямо как в его сне. С этого момента Юнг увлекся алхимией. Он исследовал книги древних алхимиков в поисках подсказок о малоизвестном символизме и оккультных практиках.
Почему Юнга интересовала алхимия?
Юнг не верил, что золото может быть создано из свинца… в буквальном смысле. Юнг рассматривал все предприятие алхимии как символическое, духовное упражнение.
Алхимия символизировала потенциальную человеческую трансформацию от низшего, низшего существования (свинец) к высшему духовному осознанию (золото). Для Юнга символизм, встречающийся в журналах алхимиков, как и символизм в снах его терапевтических клиентов, и мифы древних культур, были проявлениями одного и того же человеческого усилия, направленного на борьбу за духовную целостность, на поиск «золота». в существовании.
Архетипы коллективного бессознательного
Юнг описал коллективное бессознательное как «бессознательные образы самих инстинктов». Это один из самых оригинальных вкладов Юнга в психологию.
Под современной поверхностью разума, сказал он, скрывается изначальный примитивный менталитет наших предков в форме историй и символов, которые нам кажутся естественными. Мы опираемся на эти инстинктивные темы, составляя воображаемые истории и сцены, и они непрошено появляются в наших снах и фантазиях.
Коллективное бессознательное проявило себя в паттернах, называемых архетипами . Архетипы — это паттерны, которые могли бы надежно возникнуть в среде предков человека (так называемая ЭЭА или среда эволюционной адаптации, как ее назвали психологи спустя долгое время после Юнга).
Такие константы (всегда присутствующие шаблоны) льют воду на мельницу эволюции. Герои, девушки, младенцы, старики, страшные дикари: они были в каждом человеческом обществе на протяжении всей истории эволюции.
Вполне вероятно, что люди развили адаптивные реакции на эти паттерны. Основной процесс будет таким же, как у животных, развивающих инстинктивную чувствительность к значительным раздражителям в их среде.
Юнг писал, что архетипы представляют собой проекционных факторов в мозгу . Для проект означает увидеть что-то во внешнем мире, когда его реальный источник находится внутри.
Юнг считал, что архетипы представляют собой инстинктивную чувствительность к значимым паттернам, передаваемую в наших генах. Когда мы реагируем на значимый паттерн (например, на ребячество), это происходит из-за нашей врожденной схемы. Мы подобны самцам колюшек, атакующих красный цвет во время брачного сезона; мы не можем не реагировать.
Когда мы видим храброго успешного воина даже на поле спортивного поединка, а не на поле битвы, у нас есть врожденная склонность считать этого человека героем. Когда мы видим молодую привлекательную девушку, мы не можем не откликнуться на ее красоту. В песне может быть сказано: «Девушка ничего не может с собой поделать», но на самом деле ответ исходит изнутри нас, благодаря эволюции.
Каким образом проекция связана с опытом архетипов?
Ниже приведен неполный список архетипов. Каждая из них представляет собой образец, существовавший в первобытные времена, и его можно найти (в некоторых узнаваемых вариациях) в истории, литературе или мифах каждой человеческой культуры.
Образец юнгианских архетипов
- Мать: заботливая, любящая мать
- Отец: требовательный и щедрый отец
- Младенец: беспомощный младенец
- Мужчина: сильный, агрессивный, рациональный мужчина
- Дева: прекрасная, неиспорченная, интуитивная женщина
- Бог: Всемогущий, путеводный свет
- Дьявол: воплощение зла
- Дикий человек: дикий примитивный, волосатый и опасный
- Трикстер: озорной персонаж, который проказничает
- Boogie Man: монстр, охотящийся на безрассудных детей
- Анима: женщина, которая скрывается внутри каждого мужчины
- Анимус: мужчина, который скрывается внутри каждой женщины
- Тень: злые, подавленные части нашей личности
- Мандала: Круглый символ самости и сознания, обычно с чем-то святым посередине Герой
- : сильный, способный человек [Юнг сказал «мужчина»], который спасает и защищает .
- Ведьма: старая уродливая женщина, которая колдует или изготавливает яды
- Мудрец: Мудрый мудрец, обычно с длинной белой бородой
Какие существуют юнгианские архетипы?
Обратите внимание, что Юнг включил мифические темы, такие как трикстер, и духовные символы, такие как мандела, Бог и Дьявол. Это характерно для Юнга: он рассматривал психологические события как объективно реальные.
В конце концов, Филимон, фигура из его собственного бессознательного, учил его, что фигурам из бессознательного следует оказывать такое же уважение, как и птицам небесным или рыбам морским. Они были реальными и имели самостоятельное влияние на психику.
Юнг серьезно отнесся к этому открытию. (И кто может передать эту мудрость лучше, чем фигура из собственного воображения.)
Когда его спросили, верит ли он в Бога, Юнг ответил, что он не «верит» в Бога, он знал, что Бог реален. И это несмотря на то, что Юнг вовсе не был религиозен в общепринятом смысле.
Когда один из его клиентов рассказал о посещении Луны, коллега Юнга рассказал о женских фантазиях. «Нет, — поправил ее Юнг, — она действительно была на Луне». Возможно, этого не произошло в объективно реальном мире, но это произошло в ее психике.
Многие психологи считают идею Юнга об архетипах не более убедительной, чем сексуальная теория Фрейда. Однако, как отмечалось выше, идеи Юнга не так уж далеки от привычных концепций этологии, где инстинктивные влияния не вызывают споров.
Люди тоже животные. Мы самые социальные животные из всех, как сказал Эллиот Аронсон (1972). Нет ничего странного или неправдоподобного в том, что у нас есть инстинктивные реакции на значимые социальные паттерны, включая многие из тех, которые Юнг не перечислил.
В любом случае Юнг любил строить догадки. Он был мыслителем широкого круга. Он написал замечательное эссе об НЛО в 1950-х годах (Jung, 1958). Он сказал, что не верит, что они действительно существуют, хотя вещественные доказательства его убедят.
Тогда, как и сейчас, физических свидетельств посещения НЛО было странно мало, учитывая частоту, с которой их «видят». Юнг пришел к выводу, что наблюдения НЛО были современными версиями явления, известного людям на протяжении столетий: видений выражали глубокое духовное стремление.
Как Юнг объяснил летающие тарелки?
Юнг указал, что летающие тарелки являются совершенным духовным символом современности. Они были круглыми, как и мандала, и поэтому служили метафорой самости или рефлексивного самосознания. Их видели в небе, точно так же, как религиозные видения древности.
Морально они были двусмысленны, как и древние боги. Никто не знал, были ли они здесь, чтобы спасти землю или уничтожить нас.
НЛО имеют отношение к современным цивилизациям, отметил Юнг, будучи технологически продвинутыми, но они также несут в себе силу и тайну старых религий. Для застенчивых современных, ориентированных на технологии людей, которые больше не могли черпать вдохновение в старых системах верований, летающие тарелки были естественной заменой.