Виды деструктивного поведения: Виды и причины деструктивного поведения.

Содержание

как школа влияет на личность ребёнка?

Главная

Полезные материалы

Профилактика деструктивного поведения: как школа влияет на личность ребёнка?

18.04.2022

© pexels.com

Дети школьного возраста в наибольшей степени восприимчивы к эмоционально-ценностному и духовно-нравственному развитию и воспитанию. Именно поэтому ключевую роль в становлении личности ребёнка играют семья и образование. Кандидат социологических наук, заместитель директора ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО) Евгений Нижник рассказал сотрудникам АНО «ЦИСМ» о том, как школа влияет на формирование личных качеств и ценностей обучающихся и как проводится профилактическая работа с детьми и родителями.

 

– Какова роль Аналитического центра ФИОКО в системе профилактики деструктивного поведения подростков и молодёжи?

Цель организации – повысить эффективность профилактической работы в каждой конкретной школе. С 2021 года Аналитический центр ФИОКО формирует систему мониторинга в сфере профилактики деструктивного поведения детей и обучающейся молодёжи, которая включает сеть координаторов – сотрудников региональных и муниципальных органов управления в сфере образования, а также тьюторов – сотрудников институтов развития образования, аналитических и методических центров. Сегодня к ней подключаются представители школ, специалисты по воспитательной работе.

 

Аналитический центр собирает, анализирует практики и модели воспитательной и профилактической работы, разрабатывает методические рекомендации для образовательных организаций, обучения и повышения квалификации всех участников системы мониторинга.

 

– Каким образом школа влияет на формирование личности ребёнка с точки зрения профилактики девиантного поведения?

– Школа стремится воспитать личность, устойчивую к влиянию неблагоприятных девиантогенных факторов среды. Эта работа направлена на формирование морально-нравственных норм и правильных ценностей: ориентации, связанные с жизнью, здоровьем и безопасностью человека, в области социального взаимодействия и личностного развития, в том числе ценности труда, знаний, творчества и саморазвития. Большое значение имеет правовое и гражданское воспитание. Важно, чтобы личность была законопослушной не из-за страха перед наказанием, а вследствие понимания справедливости и необходимости установленных правил для жизни человечества.

– Как выстроена работа по профилактике девиантного поведения среди школьников? Какие специалисты её проводят?

– Используется трёхуровневая модель профилактической работы.

Первичная профилактика охватывает всех обучающихся. Прежде всего, школьное воспитание связано с формированием комфортной и безопасной образовательной среды с высоким уровнем физического и психологического благополучия учащихся. Первичная профилактика – задача всего педагогического коллектива. Важнейшим звеном воспитательной работы в школе является классный руководитель, который ежедневно общается с учащимися, знаком с каждой семьёй, осведомлён о складывающейся в детском коллективе ситуации. Важно, чтобы педагоги следовали духовно-нравственным ценностям и установкам, были позитивным примером для своих воспитанников.

Вторичный уровень – профилактическая работа с отдельными категориями группы риска отклоняющегося поведения. В эту группу входят школьники со сложностями в обучении и развитии, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, из неблагополучных семей. Выявление и сопровождение таких обучающихся является основной задачей

педагогов-психологов и социальных педагогов.

При проявлении девиантного поведения, например, совершении правонарушений, обучающиеся могут быть поставлены на профилактический учёт в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также на внутришкольный учёт. В этом случае уже задействован уровень третичной профилактики, когда ведётся индивидуальная работа по устранению неблагоприятных факторов и условий, коррекции и реабилитации личности правонарушителя. Большую роль в профилактической деятельности на всех уровнях играет служба школьной медиации (примирения), цель которой – урегулирование конфликтов с помощью медиативно-восстановительных технологий.

 

– Какое количество школьников в классе входит в группу риска?

– Количество обучающихся группы риска в классах колеблется в пределах от 0 до 6 человек, но чаще всего это 1 учащийся. Данный параметр будет очень отличаться в разных школах в зависимости от ряда условий. В первую очередь, играет роль уровень физического и психического здоровья, а также социального благополучия в том населенном пункте или районе города, где находится школа. Средний уровень культуры и образования населения, количество семей, находящихся в социально опасном положении, показатели безработицы, алкоголизма, наркомании – всё это имеет значение. Также важен статус образовательной организации: в гимназиях и лицеях с высокими образовательными результатами процент обучающихся группы риска всегда ниже.

– Каким образом дети с девиантным поведением влияют на психологический климат в школьном коллективе?

– Возможны две ситуации: либо дети с девиантным поведением влияют на психологический климат в классе, либо сам коллектив положительно воздействует на этих учащихся. Чтобы оценить степень возможного негативного влияния на подростковую тренинговую группу, педагоги-психологи учитывают уровень стойкости отклоняющихся убеждений, полученный школьником девиантный опыт, его личностные особенности, например, наличие или отсутствие лидерских качеств. Также оценивается и степень возможного влияния коллектива на личность. Если группа учащихся обладает правильными ценностями, позитивными моделями коммуникации, сильным лидером, опытом волонтёрской деятельности и других общественно полезных дел, то, скорее всего, психологический климат радикально не пострадает. Такой коллектив, действительно, может корректировать девиантное поведение подростка. Конформизм и идентификация – эти механизмы работают у каждого человека, поэтому такой способ профилактической работы успешно используется в образовательных организациях.

– Какие особенности личности учащегося влияют на возможность развития девиантного поведения? Какую профилактическую работу проводят в этом ключе специалисты?

– Личностные особенности, которые являются фактором риска развития девиантного поведения, могут быть как врождёнными, так и быть следствием нарушений социальной ситуации развития, педагогической запущенности. К врождённым чертам относят ригидность, возбудимость, импульсивность, низкую выносливость и работоспособность, чрезмерную или, напротив, недостаточную активность, органические и функциональные нарушения ЦНС, другие расстройства психики. Повлиять на данные конституционально-биологические черты не может ни педагог, ни психолог.

Поэтому ребёнок своевременно должен направляться на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), получать при необходимости медицинскую помощь.

 

На уровне характера и становления личности на развитие девиантного поведения влияют эгоцентризм, коммуникативные дефициты, дезадаптивные копинг-стратегии, внешний локус контроля, девиантные ценности, нарушения морального сознания, несформированность позитивных интересов, учебной и профессиональной мотивации, неразвитость временной перспективы, нарушения идентичности, неадекватность самооценки. Здесь основным средством работы является психологическая коррекция – устранение отклонений и восполнение дефицитов психического развития. Однако она не будет эффективной, если нет существенного изменения социальной среды. Поэтому при необходимости проводятся анализ и коррекция межличностных отношений в классном коллективе, а также стиля воспитания в семье.

 

– Как вовлекают в профилактическую работу родителей?

– Самым главным направлением работы любой школы с родителями является просвещение по вопросам педагогики и психологии. Именно незнание зачастую приводит к фатальным воспитательным ошибкам со стороны взрослых. Образовательные организации реализуют различные практики, например, проводят тренинги для родителей по обучению способам позитивной коммуникации, профилактики и урегулирования конфликтов, методам поддержки детей в трудных жизненных ситуациях. В то же время важно информировать родителей о телефонах доверия, службах и специалистах по оказанию помощи подросткам с признаками отклоняющегося поведения, находящимся в кризисных ситуациях. В настоящее время, помимо традиционных собраний и консультаций, распространены такие формы работы, как родительские клубы, советы отцов, коуч-сессии, конференции.  

 

– Может ли школа уберечь ребёнка от внешнего негативного влияния и различных угроз?

– Школа, как и ответственные родители, стремится уберечь ребёнка от физических опасностей, угроз психическому развитию и нормальной социализации. Для этого в общеобразовательных учреждениях должны быть разработаны и внедрены режимы антитеррористической защиты, алгоритмы действий специалистов в чрезвычайных ситуациях. Также необходимо выработать меры защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, стремиться повысить уровень психологической безопасности.

В то же время нужно понимать, что школа не является изолированной от остального мира средой и значительную часть времени ребёнок проводит вне её стен. Поэтому

самое важное – это научить детей и подростков самостоятельно распознавать угрозы и защищаться. Совместная задача родителей и педагогического коллектива образовательной организации состоит в развитии у несовершеннолетних умения противостоять чужому влиянию, выявлять манипулятивные приёмы, пропагандирующие девиантное поведение и потребительские ценности, относиться осознанно и ответственно к собственному выбору при столкновении с любыми угрозами.

 

Полезные ресурсы ФИОКО:

Лучшие практики, методики в сфере воспитания и профилактики деструктивного поведения детей и молодёжи

 

Телеграм-канал по вопросам воспитательной работы и профилактики отклоняющегося поведения детей и обучающейся молодёжи

  

Другие статьи по теме:

   

Профилактическая работа с подростками: какую роль играет учитель?

 

Что такое школьная служба примирения

Девиантное поведение подростков: какие дети в группе риска?


Теги:

школаподросткибезопасность детей

Историко-теоретический анализ феноменов деструкции и деструктивного поведения старших подростков

Социальная психология | Мир педагогики и психологии №12 (53) Декабрь 2020

УДК 159. 9.015

Дата публикации 28.12.2020

Спиридонова Ирина Алексеевна
магистрант КГУ им. К.Э. Циолковского, Институт психологии, кафедра психологии развития и образования,3 курс, группа Мв-ПсПК-31, РФ, г.Калуга
Моисеев Константин Алексеевич
педагог-психолог ГАОУ ДПО «КГИРО» «Центр воспитательного и психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности», РФ, г.Калуга
Дувалина Ольга Николаевна
к. психол. н., доцент, доцент кафедры психологии развития и образования КГУ им. К.Э.Циолковского, РФ, г.Калуга

Аннотация: В статье представлен историко-теоретический анализ феноменов деструкции и деструктивного поведения, описываются базовые подходы (клинический, диспозициональный, социальный, и возрастной) к данной проблеме. Понятие деструктивного поведения определяется, как систематическое и повторяющееся поведение, которое вредно или потенциально вредно по отношению к человеку, участвующему в этом поведении. Деструктивное поведение относится к целому ряду актов самоповреждения, суицидальные мысли и поведение, не суицидальные самоповреждения, расстройства пищевого поведения, аддикции, агрессию и безрассудное поведение, которые наблюдаются в высоких процентах среди молодежи, вовлеченной в систему профилактики правонарушений. Проведенный анализ может стать основой операционализации и определить рамки эмпирического исследования, профилактики и контроля.
Ключевые слова: деструкция, деструктивность, деструктивное поведение, дезадаптация, концептуальные подходы, операционализация

Historical and theoretical analysis of the phenomena of destruction and destructive behavior of older adolescents

Spiridonova Irina Alekseevna
master student at KSU named after K. E. Tsiolkovsky, Institute of psychology, Department of developmental and educational psychology, 3rd year, group MV-PSPU-31, Russia, Kaluga
Moiseev Сonstantine Alekseevich
teacher-psychologist of the state educational INSTITUTION «KGIRO» «Center for educational and psychological-pedagogical support of educational activities», Russia, Kaluga
Duvalina Olga Nikolaevna
PhD (psycology), associate Professor, Department developmental and educational psychology, KSU named after K. E. Tsiolkovsky, Russia, Kaluga

Abstract: The article represents a complex historical and theoretical analysis of the issue of destructive behaviour and describes the basic approaches to studying the problem: clinical, trait-based, social, and developmental. The term of ‘destructive behaviour’ is defined as the behaviour which results in systematically causing harm to the subject of of it. Destructive behaviour may include, but is not limited to self-harm and suicidal thoughts and behaviour, as well as non-suicidal self-harm, eating disorders, addictions, aggressive behaviour. These behaviour patterns are especially common among adolescents who are involved in crime prevention programs. The present study may contribute to operationalisation, and to improving deviation prevention and control programs.
Keywords: destruction, destructive behaviour, maladaptation, conceptual approaches, operationalisation.

Правильная ссылка на статью

Спиридонова И.А., Моисеев К.А., Дувалина О.Н. Историко-теоретический анализ феноменов деструкции и деструктивного поведения старших подростков // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 12 (53). Режим доступа:https://scipress. ru/pedagogy/articles/istoriko-teoreticheskij-analiz-fenomenov-destruktsii-i-destruktivnogo-povedeniya-starshikh-podrostkov.html (Дата обращения: 28.12.2020)

Проблема изучения негативных проявлений достаточно давняя. Еще во времена Античности в трудах мыслителей описаны некоторые подходы и первые представления о деструктивном поведении. К ним относится морально-нравственный подход (Аристотель, Гиппократ, Платон), где главной идеей считался идеал личности, идеально сочетающий в себе «естественное и чувственное» — любое отклонение — уже считалось деструктивным проявлением. Второе направление, изучающее деструктивное поведение – это естественно-научное (Авиценна, Аверрорес, Гален), в нем предполагалось сформулировать зависимость психического от биологических причин.

Первичное описание причин деструктивного поведения проводилось в контексте поиска природных предпосылок данных форм поведения, которые виделись исследователям как, прежде всего, природно-биологические: вырождение, наследственность, атавизмы и патологии развития (Б. О. Морель, В. Маньян, Ч.Ломброзо). Развитие ребенка в данном контексте было описано в концепции о так называемой моральной дефективности (морального помешательства) Дж. Причарда (1835), которая связала причины проблемного поведения подростка с наследственным отягощением, и проявлениями врожденного расстройства интеллектуальной и аффективно-волевой сферы: извращение нравственных чувств и привязанности с резко выраженной наклонностью к антисоциальным поступкам, наступающим в подростковом возрасте.

Л.С. Выготский и П.П. Блонский, [1], [2] подвергли справедливой критике теории подобного типа, указав на игнорирование в их рамках

пластичности и социальной обусловленности детского развития. Но и в настоящее время подобного типа теории, которые в классической советской психологии обозначали как «биологизаторские» (С.Л. Рубинштейн), окончательно не потеряли своей актуальности. В качестве примера современных теорий этой направленности можно назвать теорию тёмной триады, авторами которой являются Д. Паулхус и К. Уильямс [24]. Ими выявлен ряд личностных черт: нарциссизм, макиавеллизм и психопатию, высокий уровень которых напрямую предопределяет поведение индивида. Сходным образом описываются причины проблемного поведения и в концепциях акцентуации характера, психологических теориях, связанных с психиатрической теорией расстройства личности и т.д. Во всех таких теориях признается, что проблемное поведение носит практически природный характер и определяется врожденной природой индивида.

Вторая концепция, которая решительно противоречит биологизаторским – концепция социальной природы проблемного поведения. Данный контекст в значительной мере был, сформулировал Давид Эмиль Дюркгеймом, который рассмотрел в классической работе «Самоубийство» (1897) [3] суицид как явление социальной природы без обращения к проблематике врожденных патологий и природных особенностей индивида. Для обозначения проблемного поведения им было введено понятие «девиантное поведение». Существенными чертами данного понятия явились:

— обыденное и устойчивое поведение субъекта;

— редкость характера данного поведения;

— неодобрительное отношение общества к данному поведению, следствием которого является применение формальные и неформальные санкции.

В качестве основной причины девиантного поведения Д. Э. Дюркгейм назвал аномию. [3] Это понятие подразумевает состояние запутанности и дезориентации личности в обществе во время кризисов или радикальных социальных перемен.

Вместе с тем, в опоре на концепцию девиантного поведения мы с трудом можем объяснить, является ли конкретное поведение конкретного индивида девиантным. В концепции неоднозначно предполагается, что общество имеет некое единое мнение относительно признания поведения девиантным. Но так ли это? Достаточно обратиться к анализу правовых норм и их коллизий, или анализу их взаимоотношений с правовыми представлениями, чтобы обнаружить, что это далеко не так. Например, курение ребенка в 17 лет явно является девиацией, но уже через год перестает быть таковым на законодательном уровне и уже не считается девиантным поведением. При этом большинство родителей не оценивают курение уже 16-летнего подростка, как что-то недопустимое.

Некоторые виды однозначно девиантного поведения не являются редкими. Более того, нормативное поведение не является столь частым. Это можно отнести к употреблении алкоголя или нецензурной брани подростками 14-15 лет.

С точки зрения редкости той или иной формы поведения, как девиации, можно рассмотреть и такие однозначно позитивные феномены – честность, альтруизм, одаренность, совесть. Некоторые авторы в этой связи пытались говорить о позитивных девиациях [4]. Вместе с тем, обратившись к работам самого Э. Дюркгейма, [3] мы обнаружим, что это принципиально ошибочно с его точки зрения. Поскольку концепции определения девиантного поведения оно известно заранее и не нуждается в обосновании. Это является проявлением социальной власти исследователя. Поэтому перенос социологического по сути понятия «девиантное поведение» [5] в контексте психологического исследования не является вполне корректным. Именно с этим было связано введение в исследовательскую практику понятия «деструктивное поведение» [6], [7], [8], [9]. В данном понятии деструктивного поведения обобщаются психологические характеристики разных видов «проблемного поведения». Традиционно его определяют как систематическим и повторяющимся поведением, которое вредно или потенциально вредно по отношению к индивиду, участвующему в этом поведении [6 c. 67]. Из видов деструктивного

поведения можно выделить, прежде всего, аутодеструктивное поведение – суицидальное, кроме того, оно включает в себя несуицидальные самоповреждения, расстройства пищевого поведения, аддикции, агрессию, безрассудное поведение и т.д.

Полный перечень видов деструктивного поведения далеко не исчерпывается приведенными выше и постоянно пополняется все новыми его видами.

Наиболее четко выделяются такие виды поведения, которые имеют однозначно трактуемый результат. Например, суицидальное. Но к суицидальному поведению относят не всякое поведение результатом, которого является лишение индивидом себя жизни. Но лишь такие, где лишение себя жизни является сознательно поставленной целью, в том числе и неосознаваемой самим индивидом. Сравним две ситуации: ребенок 3-х лет съел пачку таблеток, приняв их за конфетки, и подросток 14 лет выпил ту же пачку таблеток, целенаправленно лишив себя жизни. Результат один, а система мотивов и целей разные. Еще очень четко выделяется агрессивное поведение, результатом которого является нанесение ущерба другому индивиду. Остальные виды деструктивного поведения объясняются разными исследователями в значительной мере по-разному. Наиболее часто выделяются нарциссическое поведение, аутистическое поведение, асоциальное, антисоциальное поведение, рисковое поведение и т.д. [7], [9].

Понятие деструктивности и деструктивного поведения было введено в научный оборот в рамках второй теории личности З. Фрейда. Который выделил влечения к жизни (эрос) и влечение к смерти (танатос). Отражением данных саморазрушительных тенденций и является деструктивное поведение (З. Фрейд, Ш. Ференци [10]). На начальных этапах данная проблематика рассматривалась, прежде всего, в психопатологических контекстах и сложившийся подход можно обозначить как клинический. Он опирается на разработанную в существенно большей степени традицию психиатрического исследования проблем и нарушений. (Ц.П. Короленко, Т.Моффит) [11]. Деструктивность поведения может выступать как неосознаваемая и

инстинктивная потребностью, формирующаяся в раннем детстве (З.Фрейд, Ш. Ференци, С.Н. Шпильрейн) [10]. Либо, в рамках поведенческого подхода, связывается с опытом наблюдения за насилием или виктимностью (А.Бандура, Л.Хюсман). Весьма значимо представлен и дифференциально-диспозициональный подход, объясняющий деструктивность доминированием некоторых личностных черт (нейротизм, психотизм, нарциссизм, макиавеллизм, агрессивность и пр. [12], [13], [24]). Предполагается, существование деструктивности, то есть системного свойства личности, как личностной инстанции, имеющей смешанный характер. Таким образом, низкие адаптивные способности субъекта обусловлены как биологическими предпосылками, так и социальными условиями. Данный подход можно обозначить как клинико-диспозициональный.

Закономерно встает вопрос, в чем разница между биологизаторскими концепциями, рассмотренными ранее и концепций деструктивного поведения. Принципиальное различие лежит в том, что концепция деструктивного поведения не предполагает прямой связи между личностными особенностями индивида и его поведением. То есть индивид ведет себя не потому, что он психопат, а проявляет психопатические формы поведения в силу различных причин, которые и нуждаются в дальнейшем раскрытии, а указание на наличие той или иной личностной диспозиции всего лишь обобщенное указание на типичное для данной личности поведение [25]. Поясним это на примере: «мы называем кого-либо обладающим честностью потому, что он обычно ведет себя честно, но неверным будет сказать, что он ведет себя в данной конкретной ситуации честно, так как обладает качеством честности».

Второй подход — социальный (А. Адлер, Ф. Знанецкий) и социально-психологический [14], [15]. Социологический подход рассматривает деструктивное поведение как проявление дезадаптации, закономерный путь выражения протеста против изоляции, социальной несправедливости. Для подростков протест характерен проявлением в противодействии миру взрослых людей, а свою очередь у взрослых – к установленному социальному порядку. Деструктивное поведение в рамках данного подхода рассматривается через

призму социальной репутации и социального капитала личности (Татарко А.Н., Лебедева Н.М. [16], [17]), а норма раскрывается как система социально-психологических установок, либо как некий социально-психологический норматив (Гуревич К.М) [18], выявляемый при содержательном анализе комплекса нормативно-правовых документов описывающих и предписывающих процесс успешного развития личности. Основные темы исследования в рамках данного методологического подхода – принятие норм, овладение нормой, произвольность личности в отношении нормы.

В настоящее время возрастной подход является третьим подходом в объяснении деструктивного поведения. В современной психологии развития общепризнанным является положение о наличии для каждого возрастного этапа специфических задач развития (Э. Эриксон) [19] и разрешения личностных новообразований (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин [20]). В процессе решения данных задач, индивид приобретает опыт, необходимый для дальнейшего развития. У него формируются новые способности, возможности, развиваются психологические структуры. Задачи развития могут рассматриваться как системы специфичных для каждого возраста социальных требований и ожиданий, предъявляемых обществом к индивиду; успешность их своевременного решения определяет возможности эффективного перехода на новую ступень социального и личностного развития и во многом обеспечивает дальнейшее развитие по направлению к личностной и социальной зрелости. Если же этого не происходит, то развитие затормаживается или даже происходит регресс. В рамках отечественной психологии вслед за Л.С. Выготским данная проблема рассматривалась как достижение новообразований развития возраста. В зарубежной психологии впервые проблема задач развития была поставлена в работах Э. Эриксона показавшего, что полноценное развитие на каждой из выделенных им восьми фаз требует от индивида решения центральной для этой фазы задачи. Задача развития определяется Э. Эриксоном через так называемый кризис развития, порождаемый столкновением двух тенденций развития, в результате столкновения которых формируется соответствующее личностное достижение. В рамках данного подхода

деструктивное поведение возможно определить как регресс, мораторий или негативное решение соответствующего возрастного кризиса. Центральное новообразование раннего юношеского возраста, по мнению отечественных психологов [21] является самоопределеним личности.

Сходных взглядов придерживаются и зарубежные психологи (Дж. Марша, Э. Эриксон, Х. Ремшидт [21], [22], [23]. Чувство идентичности включает в себя способность интегрировать все прошлые идентификации, существующие в настоящем импульсы и влечения либидо, способности и возможности, предлагаемые социальными ролями. Эго-идентичность юноши или девушки включает не только внутреннее чувство целостности и тождественности, но и уверенность в том, что его/ее целостность и тождественность значимы для других.

Опасность этой стадии заключается в спутанности и смешении ролей. Основные негативные варианты смешения ролей:

— «слабость социальных идентичностей» сомнения и неспособности установить непротиворечивую систему идентификаций, вплоть до полного ее краха и распада;

— формирование ассоциальности поведения — игнорирование социальных норм и ценностей, «ассоциация с субкультурами» ориентация на маргинальные нормы и культурные эталоны;

— «сверхидентификация» (до видимой утраты собственной идентичности) с кумирами, фанатизм, в том числе в экстремистских формах;

— так называемая «юношеская любовь» как «попытка добиться четкого определения собственной идентичности, проецируя расплывчатый образ собственного эго на другого, и, наблюдая его уже отраженным и постепенно проясняющимся» [19 с. 251];

— обособление в своем кругу с отвержением всех «чужаков», отличающихся цветом кожи, происхождением, уровнем культуры, вкусами, дарованиями, особенностями одежды, макияжа и т.п.., чтобы опознать «своих», ощутить, высветить «собственное Я».

Иногда в этот переходный период от детства к взрослости подросток объявляет своеобразный психосоциальный мораторий и погружается в ролевое экспериментирование, стремясь путем проб и ошибок найти свое место в обществе. Основная форма внешнего проявления ролевого моратория –концентрация на межличностных отношениях, общении, сползание в решение проблем подросткового возраста, либо отказ вообще принимать какие бы то ни было решения, необходимые для его дальнейшей жизни, поскольку не верит в их реализацию, переживая одиночество, тревожность и нерешительность. Данный вариант деструктивного поведения на сегодняшний день актуально и для современных подростков (регресс к подростковому кругу чтения (серийная массовая литература – фэнтези, литRPG, альтернативная история), увлечение компьютерными играми и гаджетами приводящими к зависимости.

Как писал Э. Эриксон [21] период юности добавляет новый элемент к ритуализации – идеологический, основанный на принципах солидарности убеждений, в то же время юность сама для формирования верности требует приемлемой социальной идеологии и поддержки сверстников. Базовая «добродетель», связанная с успешным преодолением кризиса юности, – верность, способность найти свой путь в жизни, выполнить свободно взятые на себя обязательства.

Представленный обзор концепций проблемного поведения позволяет сделать вывод о необходимости в психологическом исследовании данных форм поведения исходить из его феноменологического определения как поведения наносящего вред или потенциально опасного для индивида, при этом опора на внешние источники в определении проблемного поведения социологические, биологические и т.д. с нашей точки зрения не является продуктивным. Выявление личностных инстанций связанных с риском проявления деструктивного поведения весьма важно в комплексных программах скрининга, но малопродуктивно применительно к анализу конкретного случая. В данных ситуациях наиболее применимы социальный и возрастные подходы, основанные на представлении о деструкции как многоаспектном феномене обладающем внутренней целостностью.


Список литературы

Блонский П.П. О так называемой моральной дефективности//Блонский, П. П. Психология и педагогика. Избранные труды / П. П. Блонский. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 184 с. — (Антология мысли). С.20-43.

2. Выготский Л.С. Moral insanity.//Выготский Л.С. Основы дефектологии. — СПб: Лань, 2003. С.156-158.

3. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд / Пер. с фр. сокр. А. Н. Ильинского; под ред. В. А. Базарова. — М.: Мысль, 1994.

4. Клейберг Ю.А. Теоретико-методологические обоснования психологии девиантного поведения. Методология современной психологии. 2020. №11 С.140-165.

5. Симонова М. М. Анализ теорий девиантного поведения личности: социологический подход.// Социально-гуманитарные знания. 2020 № 1. С. 135-144.

6. Злоказов К. В. , Деструктивное поведение в различных контекстах его проявления, Вестник удмуртского университета. Серия философия. Психология. Педагогика Изд.: Удмуртский государственный университет (Ижевск), № 4, 2016 г. С. 67-73.

7. Гефеле О. Ф.,Вердиев Э. З. Феномен деструктивного поведения: концептуальный подход к исследованию, проблемы управления в социально-гуманитарных, экономических и технических системах. Восьмой ежегодный сборник научных трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов факультета управления и социальных коммуникаций ТвГТУ. В 2 ч.. Под общ. ред. И.И. Павлова. Тверь, 2020. Изд-во: Тверской государственный технический университет (Тверь), 2020 г. с. 11-14.

8. Проблема отклоняющегося поведения в современном образовании: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2018.

9. Рычкова Л.С. Кузнецова М.Н. Подходы к пониманию деструктивного поведения в зарубежной и отечественной психологии. Вестник ЧГПУ. 2018 №4. С.172-180.

10. Лапланш Ж., Понталис Ж. Словарь по психоанализу. /Пер. с фр. Н. Автономова. М.: Изд-во Центр гуманитарных инициатив, 2016.

11. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В.,Загоруйко Е. Н. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007.

12. Купер К. Индивидуальные различия/Пер. с англ. Т. М. Марютиной под ред. И. В. Равич-Щербо — М.: Аспект Пресс, 2000.

13. Егорова М.С., Ситникова М.А. Темная триада // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 38. С. 12. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 30.11.2020).

14. Кочеров А.В. Девиантное поведение как психологический феномен. // Вестник науки. 2020. Т. 2. №2(23). С.33.40.

15. Дискуссионные проблемы социальной психологии: коллективная монография /отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2018.

16. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Социальный капитал: теория и психологические исследования. Монография. – М.: РУДН, 2009.

17. Бочарова Е.Е.Социальный капитал как психологический феномен. //Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Серия Философия, Психология, Педагогика. 2018. Т.18. вып. 4. С. 433-438.

18. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. – СПб: Питер, 2008.

19. Эриксон Э. Г. Детство и общество / пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000.

20. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М: Педагогика, М. 1989.

21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, 1996.

22. Алиханова В.Л. Психоаналитическая концепция феномена идентичности. Time of Science (Время науки). 2018.№1. С.3-12.

23. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. — М.,1994.

. Paulhus, D.L., & Williams, K. The Dark Triad of personality: Narcissism, Machiavellianism, and psychopathy. // Journal of Research in Personality, 36, С. 556-568.

25. Ryle G. The Concept of Mind. — Chicago: University of Chicago Press, 2002.

← Предыдущая статьяПсихологические особенности формирования культуры речи младших школьников. Эффективные пути развития и коррекции

Следующая статья →Case study — эффективный метод формирования профессиональных качеств в обучении иностранному языку студентов экономических специальностей

Расскажите о нас своим друзьям:

Что знать о саморазрушительном поведении

Что знать о саморазрушительном поведении
  • Условия здоровья
    • Условия здоровья
      • Альцгеймер и деменция
      • Тревога
      • Астма и аллергия
      • Atopic Dermatitis
      • Раковые
      • Здоровье сердечно-сосудистой системы
      • COVID-19
      • Диабет
      • Окружающая среда и устойчивое развитие
      • Физические упражнения и фитнес
      • Health Health
      • Головная боль и мигрень
      • Health Equity
      • ВИЧ и СПИДС
      • Биология человека
      • Лейкемия
      • LGBTQIA+
      • Men’s Health
      • PEDICE HEALTH
      • Multy Sclerosis (MS)
      • S.
      • .S.
      • .S.
      • .S.
      • .S.
      • S.
      • S.
      • .S.
      • . 80003. 80003. 80003. 80003
      • . 80003
      • .
      • Псориаз
      • Псориатический артрит
      • Сексуальное здоровье
      • Язвенный колит
      • Женское здоровье
  • Health Products
    • Health Products
      • Nutrition & Fitness
      • Vitamins & Supplements
      • CBD
      • Sleep
      • Mental Health
      • At-Home Testing
      • Men’s Health
      • Women’s Health
  • Discover
    • Новости
      • Последние новости
    • Оригинальная серия
      • Медицинские мифы
      • Честное питание
      • Моими глазами
      • Новое нормальное здоровье
    • Подкасты
      • Может ли диета облегчить симптомы депрессии?
      • Основные исследования 2022 года
      • Как Виагра стала новым «инструментом» для молодых мужчин
      • Что заставляет рак груди возвращаться?
      • Как понять хроническую боль
      • Что стоит за нерешительностью в отношении вакцинации?
  • Инструменты
    • Общее здравоохранение
      • Лекарства от А до Я
      • Health Hubs
    • Инструменты здравоохранения
      • Кальцираторы ИМТ и диаграммы
      • Диаграмма артериального давления: диапазоны и руководство
      • Рак молочной железы: руководство по самоопроводству
      • Расчинок сна
    • Викторины
      • RA Myths против фактов
      • Тип 2 Сахар
      • Боль при анкилозирующем спондилите: правда или вымысел
  • Connect
    • О медицинских новостях сегодня
      • Кто мы
      • Наш редакционный процесс
      • Целостность контента
      • Сознательный язык
    • Информационные бюллетени может варьироваться от человека, изолирующего себя от других, до причинения вреда собственному телу. Травматический опыт или состояние психического здоровья могут увеличить риск такого поведения.

      Саморазрушающее поведение – это когда человек причиняет себе физический или эмоциональный вред.

      Люди, которые пережили травму, могут причинить себе вред, но не каждый человек, который причиняет себе вред, может пережить травму.

      Саморазрушительное поведение может действовать как временное отвлечение или способ справиться с эмоциональным дистрессом, болью или дискомфортом. Однако отвлечение длится недолго, и саморазрушительное поведение со временем может стать опасной привычкой.

      Специалист по психическому здоровью может помочь определить причины такого поведения. Они также могут помочь вам разработать более здоровые и эффективные методы преодоления стресса, такие как прогулка, практика глубокого дыхания или разговор с любимым человеком во время стресса.

      В этой статье более подробно обсуждается саморазрушительное поведение, включая то, что это такое, почему оно происходит и как с ним бороться. В статье также даны ответы на некоторые распространенные вопросы о саморазрушающем поведении.

      Саморазрушительное поведение может различаться у разных людей. Однако общее у этих видов поведения то, что они причиняют вред вовлеченным людям. Некоторые типы саморазрушающего поведения могут включать:

      • порез кожи острым предметом
      • выдергивание волос
      • нанесение ударов себе, стенам или другим предметам
      • сжигание кожи
      • нанесение синяков на тело или перелом костей

      Другие формы саморазрушающего поведения могут включать в себя:

      • невыполнение различных обязательств, таких как на работе или в школе
      • не следить за своим здоровьем
      • изоляция от других
      • злоупотребление наркотиками или алкоголем
      • азартные игры
      • заниматься сексом без презерватива или другим барьерным методом

      Человек, проявляющий саморазрушительное поведение, может причинять себе вред с суицидальными намерениями или без таковых. Такое поведение чаще встречается среди молодых людей и обычно является признаком крайнего эмоционального расстройства.

      Негативное мышление также может привести к саморазрушительному поведению. Исследование, проведенное в 2020 году, показало, что участники с депрессией чаще испытывают негативные мысли, чем те, у кого нет депрессии. Для некоторых негативные мысли также могут привести к саморазрушительному поведению.

      Предупреждение самоубийств

      Если вы знаете кого-то, кто подвергается непосредственному риску членовредительства, самоубийства или причинения вреда другому человеку:

      • Задайте сложный вопрос: «Вы думаете о самоубийстве?»
      • Слушайте человека без осуждения.
      • Позвоните по номеру 911 или по местному номеру службы экстренной помощи, или отправьте текстовое сообщение РАЗГОВОР на номер 741741, чтобы связаться с обученным кризисным консультантом.
      • Оставайтесь с человеком, пока не прибудет профессиональная помощь.
      • Постарайтесь убрать любое оружие, лекарства или другие потенциально опасные предметы.

      Если у вас или у кого-то из ваших знакомых возникают мысли о самоубийстве, вам может помочь горячая линия по профилактике. Линия помощи 988 Suicide and Crisis Lifeline доступна круглосуточно по номеру 988. Во время кризиса слабослышащие люди могут воспользоваться предпочитаемой службой ретрансляции или набрать 711, а затем 988.

      Нажмите здесь, чтобы получить дополнительные ссылки и местные ресурсы.

      Многие люди, склонные к саморазрушению, пытаются скрыть это поведение от других. Им может быть стыдно или стыдно за свои действия.

      Знание признаков саморазрушающего поведения может помочь друзьям и членам семьи поддержать близкого человека. Некоторые из этих предупреждающих знаков включают:

      • постоянное ношение длинных рукавов или брюк, независимо от погоды
      • необъяснимые рубцы
      • свежие порезы или синяки на коже
      • импульсивное поведение
      • пренебрежение обязанностями, здоровьем и социальными обязательствами
      • 8
      • 8
      • выражение беспомощности при решении проблем

      Люди, занимающиеся членовредительством, обычно испытывают болезненные эмоции. Они могут отдаляться от друзей или семьи или выражать чувство безнадежности или никчемности окружающим. И они могут демонстрировать резкие смены настроения или импульсивное поведение.

      Людям, склонным к саморазрушающему поведению, следует поговорить с медицинским работником, который поможет определить причины их поведения и разработать план лечения, включающий более эффективные навыки преодоления трудностей.

      Во многих случаях саморазрушительное поведение — это способ, которым люди справляются со сложными эмоциями. Боль от самоповреждения может временно отвлечь от переполняющих вас чувств.

      Определенные состояния психического здоровья, такие как депрессия и расстройства пищевого поведения, могут вызывать у человека ощущение, что его жизнь вышла из-под контроля. Люди с такими состояниями могут заниматься членовредительством, чтобы снова почувствовать некоторый уровень контроля над своей жизнью.

      В одном исследовании исследователи изучали людей, живущих с анорексией. Они обнаружили, что 41% этих людей сообщали о самоповреждающем поведении в течение последнего месяца.

      Эти люди имели более долгую историю лечения, чем люди, которые не причиняли себе вреда. Большинство людей, сообщивших о самоповреждающем поведении, имели вторичное психическое заболевание.

      Люди с пограничным расстройством личности или депрессией также имеют высокий потенциал для членовредительства.

      Распространенным симптомом депрессии является чувство эмоциональной пустоты или онемения. Люди с депрессией могут также заниматься самоповреждением как способом почувствовать что-то физически. Членовредительство также может быть формой наказания себя за предполагаемые несовершенства или ошибки.

      Саморазрушительное поведение может показаться единственным выходом во времена изоляции и эмоциональной боли. Хотя для такого поведения нет единой причины, оно часто является признаком серьезного стресса и проблем.

      Одно исследование показало, что люди с низким уровнем эмоционального интеллекта более склонны к саморазрушительному поведению.

      Другие факторы риска саморазрушающего поведения могут включать:

      • злоупотребление алкоголем или наркотиками
      • наличие психического заболевания
      • переживание травмы
      • отсутствие социального взаимодействия
      • наличие друзей или членов семьи, склонных к саморазрушающему поведению

      Людям, склонным к саморазрушающему поведению, следует поговорить со специалистом в области психического здоровья, который может провести оценку.

      Специалисты в области психического здоровья основывают свой диагноз членовредительства на Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, 5-е издание, редакция текста ( DSM-5-TR ).

      Они также могут использовать Индекс расстройств NSSI, управляемый клиницистами (CANDI), для диагностики несуицидального самоповреждения (NSSI). Этот инструмент помогает выявить симптомы, которые могут помочь в планировании лечения.

      NSSI предполагает самоповреждающее поведение, которое вызывает травмы средней степени тяжести. Эти травмы не эквивалентны попыткам самоубийства, но сочетание самоповреждающего поведения и суицидальных мыслей довольно распространено.

      Лечение саморазрушительного поведения зависит от человека и тяжести его состояния. Крайние случаи членовредительства могут потребовать госпитализации. Больница может обеспечить безопасную и структурированную среду, чтобы начать двигаться к более здоровым и эффективным способам преодоления трудностей.

      В легких или умеренных случаях людям может быть назначена психотерапия. Во время психотерапии специалист по психическому здоровью изучает текущие симптомы и прошлый опыт человека и создает индивидуальный план для удовлетворения его потребностей.

      Специалист по психическому здоровью может помочь определить стратегии преодоления стресса и сложных эмоций. Люди могут работать над использованием этих стратегий выживания, а не обращаться к саморазрушающему поведению.

      Психотерапия также может помочь выявить негативные модели мышления. Как только люди узнают о негативных мыслях, они могут разработать стратегии управления ими.

      Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных вопросов о саморазрушающем поведении.

      Как можно остановить саморазрушительное поведение?

      Людям, страдающим саморазрушающим поведением, следует подумать о том, чтобы поговорить с врачом, чтобы изучить варианты лечения. Медицинский работник может помочь человеку разработать стратегии выживания и справиться с негативными мыслями и поведением.

      Как кто-то может сказать, что они саморазрушительны?

      Может быть трудно распознать признаки саморазрушительного поведения, особенно если они появляются постепенно.

      Ведение дневника для отслеживания эмоций и поведения может помочь человеку распознать изменения с течением времени. Человек также может поговорить со специалистом в области психического здоровья, чтобы определить признаки саморазрушающего поведения.

      Человек может испытывать NSSI, если он занимается членовредительством, даже если поведение поверхностное или нечастое. Человек также может осознавать, что он изолирует себя от других, чувствует себя подавленным или подавленным, испытывает трудности с управлением эмоциями или повседневными задачами.

      Является ли саморазрушительное поведение реакцией на травму?

      Одно исследование показало, что люди, пережившие травму, подвержены более высокому риску саморазрушительного поведения. Для некоторых людей членовредительство является реакцией на травму. Однако все по-разному реагируют на травму, поэтому переживание травматического опыта не всегда приводит к саморазрушительному поведению.

      Саморазрушающее поведение может варьироваться от причинения человеком физического вреда себе до мыслей о причинении себе вреда. В большинстве случаев такое поведение является реакцией на болезненные эмоции.

      Лица с определенными психическими расстройствами имеют более высокий риск саморазрушительного поведения. Те, кто пережил травму, также более склонны к членовредительству.

      Специалист в области психического здоровья может помочь людям с самоповреждающим поведением в изучении причин такого поведения и помочь им найти новые, более эффективные навыки преодоления, чтобы свести к минимуму или даже прекратить причинение себе вреда.

      Последний медицинский осмотр 31 октября 2022 г.

      • Психическое здоровье
      • Психология / Психиатрия

      Как мы рецензировали эту статью:

      Medical News Today имеет строгие правила выбора источников и опирается только на рецензируемые исследования, академические исследовательские институты, медицинские журналы и ассоциации. Мы избегаем использования третичных ссылок. Мы связываем первоисточники, включая исследования, научные ссылки и статистику, в каждой статье, а также перечисляем их в разделе ресурсов внизу наших статей. Вы можете узнать больше о том, как мы обеспечиваем точность и актуальность нашего контента, прочитав нашу редакционную политику.

      • ДеАнджелис, Т. (2015). Кто наносит себе травмы?
        https://www.apa.org/monitor/2015/07-08/who-self-injures
      • Депрессия. (н.д.).
        https://www.nimh.nih.gov/health/topics/depression
      • Gratz, K. L., et al . (2015). Диагностика и характеристика несуицидального расстройства с самоповреждением DSM-5 с использованием индекса несуицидального самоповреждения, вводимого врачом.
        https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5505727/
      • Хули, Дж. М., и др. . (2019). Несуицидальное самоповреждение: диагностические проблемы и современные перспективы.
        https://www.dovepress.com/nonsuicidal-self-injury-diagnostic-challenges-and-current-perspectives-peer-reviewed-fulltext-article-NDT
      • Как справиться с самоповреждением. (н.д.).
        https://www.crisistextline.org/topics/self-harm/#pass-741741-on-to-a-friend-8
      • Модровски, Калифорния, и др. . (2021). Ассоциации между воздействием травмы, посттравматической диссоциацией, безрассудным/саморазрушающим поведением и подростковыми правонарушениями.
        https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC8272723/
      • Oldham, JM (2015). Спектр самоповреждающего поведения.
        https://journals.lww.com/practicalpsychiatry/Fulltext/2015/05000/The_Spectrum_of_Self_injurious_Behavior.1.aspx
      • Психотерапия. (н.д.).
        https://www.nimh.nih.gov/health/topics/psychotherapies
      • Sadeh, N., et al . (2016). Опросник рискованного, импульсивного и саморазрушающего поведения (RISQ): проверочное исследование.
        https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/1073191116640356
      • Членовредительство. (н.д.).
        https://www.rainn.org/articles/self-harm
      • Членовредительство. (2019).
        https://medlineplus.gov/selfharm.html
      • Членовредительство. (2022).
        https://www.mentalhealth.gov/what-to-look-for/self-harm
      • Членовредительство и членовредительство. (2019).
        https://www.betterhealth.vic.gov.au/health/conditionsandtreatments/self-harm
      • Членовредительство (порезы, членовредительство или членовредительство). (н.д.).
        https://www.mhanational.org/conditions/self-injury-cutting-self-harm-or-self-mutilation
      • Smithuis, L., et al . (2018). Самоповреждающее поведение у пациентов с нервной анорексией: количественное исследование.
        https://jeatdisord.biomedcentral.com/articles/10.1186/s40337-018-0214-2
      • Thomas, S.J., et al . (2020). Когнитивные искажения в отношении уровней кортизола и окситоцина в плазме при большом депрессивном расстройстве.
        https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyt.2019.00971/full
      • Цириготис, К. (2016). Косвенное саморазрушение и эмоциональный интеллект.
        https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4839034/
      • Что такое членовредительство? (н.д.).
        https://www.nami.org/About-Mental-Illness/Common-with-Mental-Illness/Self-harm

      Поделитесь этой статьей 31, 2022

      Соответствующее покрытие

      • Почему эмоциональная саморегуляция важна и как это сделать

        Эмоциональная саморегуляция — это умение думать, как реагировать на сильные эмоции, а не действовать импульсивно с негативными или деструктивными…

        ПОДРОБНЕЕ

      • Что такое самоповреждение?

        Медицинское заключение Николь Вашингтон, DO, MPH

        Самоповреждение или членовредительство происходит, когда человек умышленно причиняет себе вред. Узнайте о предупреждающих знаках, методах лечения и о том, как помочь.

        ПОДРОБНЕЕ

      • 14 видов терапии

        Медицинский обзор Тимоти Дж. Легга, доктора философии, психолога

        Терапия — это форма лечения, направленная на решение психических или эмоциональных проблем. Существует множество видов терапии. Узнать больше.

        ПОДРОБНЕЕ

      • Действительно ли окситоцин важен для сближения? Новое исследование на полевках говорит об обратном

        Исследование на полевках, сконструированных таким образом, чтобы не производить окситоцин, гормон, предназначенный для облегчения образования пар, показало, что животные, лишенные окситоцина, по-прежнему…

        ПОДРОБНЕЕ

      • Лечение психических заболеваний: Австралия разрешает МДМА, псилоцибин, но что это значит?

        Австралия дала добро на использование МДМА и псилоцибина для лечения некоторых форм посттравматического стрессового расстройства и депрессии с июля 2023 года. Эксперты…

        ПОДРОБНЕЕ

      Как распознать модели саморазрушительного поведения

      В тот или иной момент каждый из нас проявлял саморазрушительное поведение. Такова человеческая природа, но от одних негативных моделей поведения избавиться гораздо труднее, чем от других. Даже признание того, что вы попали в них, может быть проблемой, особенно если вы не хотите признаваться в этом себе. И ничто так не тормозит личный или профессиональный рост, как самообман.

      Хорошая новость заключается в том, что вы способны ломать модели саморазрушительного поведения. Все, что требуется, — это готовность принять то, что вы делаете неправильно, понять, почему, и приложить согласованные усилия, чтобы изменить свое поведение. В этой статье мы больше поговорим о саморазрушающем поведении в целом, о том, почему его бывает трудно распознать в себе, и как начать это делать.

      Давайте приступим!

      • 1 Что такое саморазрушительное поведение?
      • 2 Почему сложно распознать модели саморазрушительного поведения
      • 3 Как распознать саморазрушительное поведение (5 распространенных моделей)
        • 3. 1 1. Вы постоянно оправдываете свои личные (и профессиональные) недостатки
        • 3.2 2. У вас нет энергии, чтобы полностью погрузиться в повседневную жизнь.
        • 3.3 3. Вы пренебрегаете своим физическим здоровьем
        • 3.4 4. Вы саботируете личные (и профессиональные) отношения
        • 3,5 5. Вы отказываетесь принимать помощь от других
      • 4 Заключение

      Что такое саморазрушительное поведение?

      Саморазрушающее поведение относится к любому действию, которое вы совершаете, даже если вы знаете, что оно окажет негативное влияние на вас. Одним из распространенных примеров этого является курение. Сигарета может ощущаться как стакан прохладной воды, когда вы измучены, но все мы знаем, что она имеет множество неприятных побочных эффектов.

      Однако это только один пример, и саморазрушительное поведение может повлиять на вас множеством способов. Некоторые из них включают в себя:

      • Отрицание своего психического и физического здоровья.
      • Влияние на вашу самооценку.
      • Нанесение ущерба вашим личным и рабочим отношениям.
      • Влияет на вашу производительность труда.

      Полностью исключить такое поведение из своей жизни может быть сложно, если только вы не буддийский монах. Это также не обязательно означает полное избегание такого поведения. Например, это может быть нормально, если вы выпили слишком много алкоголя или плохо ели пару дней подряд. Однако эти вещи становятся проблемой, когда вы позволяете такому поведению беспрепятственно продолжаться в течение длительного периода времени, пока оно не станет нормой в вашей жизни.

      Конечно, это легче сказать, чем сделать. Во многих случаях распознать этот тип негативного поведения может быть непросто, особенно когда речь идет о том, чтобы заметить его в себе.

      Почему трудно распознать модели саморазрушительного поведения

      Очень легко сказать человеку, у которого есть проблема, что он должен просто «исправить ее». Однако справиться с саморазрушающим поведением обычно намного сложнее.

      В большинстве случаев главная проблема заключается в том, что мы не хотим признавать, что попали в модель саморазрушающего поведения. Возможно, вы сами видели это на примере наркоманов, многие из которых верят, что могут избавиться от своих привычек в любое время. Вместо этого они склонны возвращаться к этим шаблонам, если не признают серьезность своих проблем и не применяют систематический подход к их решению.

      Конечно, это яркий пример. Саморазрушающее поведение не обязательно должно подниматься до уровня злоупотребления психоактивными веществами, чтобы быть очень разрушительным. Хроническая прокрастинация, например, может нанести ущерб вашей карьере, и даже такая, казалось бы, безобидная вещь, как плохой сон, может сильно повлиять на вашу жизнь.

      Во многих случаях распознать саморазрушительное поведение намного проще, когда вы смотрите на кого-то другого. Ключ в том, чтобы обратить такой же критический взгляд на наше собственное поведение, чтобы выяснить, есть ли шаблон, который нам нужно устранить.

      Для этого важно, чтобы вы осознали, что склонность к саморазрушающим моделям поведения не является признаком слабости. Это то, что может случиться с каждым, независимо от личности, генетики или множества других факторов. Это также далеко не невозможно исправить, даже если это может показаться чрезвычайно сложным с вашей точки зрения. Пока вы решите проблему и решите ее, все будет в порядке.

      Как распознать саморазрушительное поведение (5 общих шаблонов)

      Борьба с саморазрушающим поведением требует осознанности. Таким образом, мы собираемся обсудить некоторые из наиболее распространенных шаблонов, которые должны дать вам возможность проверить, применимы ли они к вам. Давайте взглянем.

      1. Вы постоянно оправдываете свои личные (и профессиональные) недостатки

      Представьте, что на вашем столе лежит проект, который нужно закончить к следующей неделе. Это несколько сложно, но у вас были месяцы, чтобы сделать это. К настоящему времени крайний срок приближается, а вы почти не добились никакого прогресса.

      Скорее всего, вы не успеете закончить вовремя, и ваш клиент не обрадуется этому. В этом случае вина лежит исключительно на вас. В идеальной ситуации вы поймете, где ошиблись, и примете меры, чтобы этого больше не повторилось.

      Однако некоторые люди вместо этого ищут способы обвинить в своих неудачах других людей или внешние факторы. Возможно, у вас была напряженная пара месяцев, поэтому вы не могли сосредоточиться на проекте или чувствовали, что вас кто-то отвлекает. Даже если это правда, вы, вероятно, успели заранее попытаться получить продление или решить проблему заранее, вместо того, чтобы откладывать все на последний момент.

      Но это только один пример. Идея состоит в том, что вы можете отказываться признать вину, когда совершили ошибку. Таким образом, важно, чтобы вы признали, когда вы могли бы избежать такой ситуации, чтобы понять, почему это произошло, и избежать этого в будущем. В конечном счете, это сводится к простому вопросу:

      Сделал ли я все, что мог, чтобы решить эту проблему, или я просто ищу оправдания?

      Если вы обнаружите, что постоянно оправдываете свои недостатки, вы попали в одну из самых распространенных моделей саморазрушения. Это может негативно сказаться не только на вашей работе, но и на ваших отношениях с клиентами и коллегами. Чтобы разорвать порочный круг, не забывайте решать проблемы на ранней стадии и нести ответственность за любые возникающие ошибки или задержки.

      2. У вас нет энергии, чтобы полностью посвятить себя повседневной жизни

      Во многих случаях саморазрушительное поведение может истощить нашу энергию и мотивацию. Например, чрезмерное увлечение едой может нанести вред вашему телу, как и слишком поздно ложиться спать вместо хорошего ночного отдыха.

      Если вы все время чувствуете усталость, вам нужно внимательно присмотреться к тому, как выглядит ваш распорядок дня. В большинстве случаев вы сможете сразу найти источник такого поведения. Проблема в том, что устранение основной причины такого поведения может стать проблемой.

      Если это что-то физическое, например, недостаток сна или ужасная диета, вы можете решить эти проблемы напрямую, например, улучшив свой график сна или улучшив свои привычки в еде. Однако, если вы страдаете от депрессии — что тоже возможно — путь к выздоровлению может потребовать больше усилий.

      Депрессия сама по себе не является саморазрушительным поведением, но может быть его катализатором. Если вы страдаете от проблем с психическим здоровьем, вы, скорее всего, обнаружите себя в саморазрушительных паттернах, поскольку они могут принести мгновенное облегчение. Чтобы избавиться от такого поведения, может потребоваться много работы и даже профессиональная помощь.

      3. Вы пренебрегаете своим физическим здоровьем

      Один из самых коварных видов саморазрушительного поведения, которым вы можете заниматься, — это пренебрежение своим физическим здоровьем. Такое поведение может принимать разные формы, например:

      • Слишком много или слишком мало еды.
      • Недостаточно сна.
      • Отсутствие физических упражнений.
      • Злоупотребление веществами, воздействующими на ваше тело или разум.

      В любом случае, пренебрежение своим физическим здоровьем не только заставит вас чувствовать себя ужасно, но также может повлиять на ваш уровень энергии и мотивацию, как мы обсуждали ранее. Это вполне возможно изменить, но зачастую это требует значительного изменения образа жизни.

      Например, возвращение в форму после того, как какое-то время пренебрегали физическими упражнениями, может быть изнурительным процессом. Вот почему вы видите так много продуктов и гуру, которые охотятся на людей, ищущих простые способы улучшить свое тело. Однако правда в том, что легких путей нет, и забота о своем теле — это непрерывный процесс, требующий внимательности и мотивации.

      Время от времени можно немного побаловать себя. Однако, если вы слишком часто злоупотребляете своим телом одним или несколькими из способов поведения, о которых мы упоминали ранее, то это проблема, которую вам нужно решить как можно скорее. Подумайте о том, чтобы обратиться к врачу за помощью в том, как улучшить вашу диету или привычки сна. Даже упражнения не должны быть такими сложными, как вы можете опасаться, даже для новичка.

      4. Вы саботируете личные (и профессиональные) отношения

      Не все люди социальные бабочки. Однако большинству из нас нужны хоть какие-то положительные отношения как в личной, так и в профессиональной жизни.

      Проблема в том, что некоторые люди попадают в ловушку, не прилагая никаких усилий к своим отношениям или даже активно их саботируя. Это, в свою очередь, может привести к ощущению изоляции, что может оказать огромное негативное влияние на ваше эмоциональное состояние и даже на вашу продуктивность на рабочем месте.

      Кроме того, если вы работаете вместе с другими, вам нужно как минимум поддерживать здоровые профессиональные отношения. Это не означает, что вы станете лучшими друзьями со всеми в офисе, но относитесь к ним с уважением, чтобы избежать проблем на рабочем месте.

      Общение дается не всем. Тем не менее, это навык, который вы можете практиковать и улучшать, если приложите к нему немного усилий. Для начала рекомендуем взглянуть на свою жизнь и составить список людей, которые вам небезразличны. Если вы обнаружите, что ваши отношения с некоторыми из них натянуты, возможно, с вашей стороны возникла проблема, которую вам нужно решить. В некоторых случаях это может означать, что вы должны чаще обращаться к собеседнику, лучше слушать и выявлять аспекты своего поведения, вызывающие конфликты.

      5. Вы отказываетесь принимать помощь от других

      Отказ от помощи других — это модель саморазрушительного поведения, которая может оказать существенное влияние на каждый аспект вашей жизни и карьеры. Дело в том, что неважно, насколько вы талантливы или продуктивны. В какой-то момент вам понадобится помощь извне. Если вы откажетесь просить или принять это, вы просто закопаете себя в канаву.

      Например, представьте, что вы столкнулись с проблемой на работе, которую не знаете, как решить. Даже после проведения некоторого исследования вы все еще не можете его взломать, и у вас приближается крайний срок. В этом случае логично обратиться за поддержкой и помощью к более опытному человеку.

      Однако в некоторых случаях вы можете решить действовать в одиночку. До определенного момента это понятно, но только не в том случае, если это влияет на вашу общую производительность труда и вызывает у вас чрезмерный стресс. Если это поведение, которым вы постоянно занимаетесь, то, скорее всего, у вас есть проблема.

      Важно, чтобы вы знали, как исследовать и решать проблемы самостоятельно, но просить о помощи — это не признак слабости. На самом деле обращение к коллегам за помощью может стать отличным способом улучшить ваши рабочие отношения, о чем мы говорили в предыдущем разделе. В конце концов, доказано, что обращение к людям за помощью повышает их симпатию к нам и помогает наладить личные отношения и улучшить качество вашей работы.

      Заключение

      Это клише, но первый шаг к решению проблемы — признать и принять ее. При саморазрушительном поведении может возникнуть соблазн думать, что вы не делаете ничего необычного. Однако чем дольше вы позволяете этим шаблонам продолжаться, тем труднее может быть их сломать, поэтому вам нужно проверить себя, прежде чем вы упадете слишком глубоко.

      Когда дело доходит до распознавания саморазрушающего поведения, мы рекомендуем вам обратить внимание на пять моделей:

      1. Постоянно оправдывать свои недостатки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *