Экскурсии в природу
Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, воспитанию у детей материалистического мировоззрения. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья.
Организация и методика проведения экскурсий. Экскурсии как форма занятий проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах.
По содержанию экскурсии делятся на два вида: природоведческие экскурсии — в парк, лес, на реку,. луг — и экскурсии на сельскохозяйственные объекты (ознакомление с трудом взрослых) — в поле, на птицеферму, в сад, на огород и т. д.
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.
Экскурсии на сельскохозяйственные объекты проводятся эпизодически для ознакомления с отдельными видами труда взрослых.
Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.
Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.
Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему — не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин, в старшей и подготовительной к школе группах — 40—50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.
Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до нее осмотреть его. Побывав на месте -будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны — получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.
Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить й конкретизировать план, но и продумать приемы ее ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.
Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.
Воспитанники должны знать, что экскурсия — это занятие, которое проводится не в группе,-а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо 6Б1ТЬ дисциплинированным и внимательным. Воспитатель напоминает детям правила поведения на улице.
При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно в соответствии с погодой и сезоном.
К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.
Оборудование для сбора растений
1. Небольшой совочек или лопатка для выкапывания растений — 3 шт.
2. Нож складной для срезания веток с дерева и кустарника — 1 шт.
3. Пресс для сушки растений — 1 шт. (Покупной пресс можно заменить самодельным — это 2 куска фанеры с просверленными в них отверстиями.)
5. Полиэтиленовое ведерко или корзинка для переноски свежих растений — 2—3 шт.
Оборудование, для ловли животных
1. Сачок для ловли насекомых в воздухе — 1 —2 шт.
2. Сачок для ловли животных в воде — 1—2 шт.
3. Посуда для переноски водных обитателей — 2—3 шт.
4. Коробка с отверстиями для переноски насекомых — 4—5 шт.
Оборудование для размещения собранного материала
1. Цветочный горшок.
2. Садок для насекомых.
3. Террариум.
4. Банка для водных насекомых.
5. Ваза для растений.
Все оборудование должно находиться в определенном месте. Перед экскурсией воспитатель должен тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.
Методика проведения природоведческих экскурсий. Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры ребят с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить ее цель, дать ребятам осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения.
Важное место отводится на экскурсии вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство,» устанавливать связь между различными явлениями природы.
Показывая тот или иной предмет, педагог должен позаботиться о том, чтобы он хорошо был виден всем детям. Это достигается правильной расстановкой воспитанников полукругом. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств. Полезно сопровождать наблюдения стихотворениями, загадками. Естественное, ненавязчивое обращение к поэзии углубляет впечатление детей, помогает им почувствовать красоту природы.
Сочетание различных приемов и удельный вес каждого будет видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии.
По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы. Сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии воспитателя.
При выполнении детьми самостоятельной работы воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать ребятам, как пользоваться, например, совком, как выкапывать растения. Однако помощь не должна сводиться к выполнению работ за детей.
Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами качество предмета, запоминают названия растений. Можно провести такие игры, как «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!».
В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.
Работа после экскурсии. Сразу же по возвращении с экскурсии собранный материал размещают в уголке природы и на участке: растения помещают в цветочные горшки, вазы, на грядку или клумбу на участке; рыбок — в аквариумы, мелких животных — в тер-, рариумы, садки.
Собранный материал можно оформить в виде гербариев, наглядных пособий.
Через 2—3 дня после экскурсии следует провести занятие с использованием раздаточного материала, организовать рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, чтение художественной литературы, рассказы детей о том, где были и что видели, обобщающую беседу.
Обобщающая беседа имеет большое значение. Она используется для обобщения знаний, формирования элементарных понятий, заставляет детей глубже осмысливать увиденное. Беседуя с детьми, воспитатель должен так ставить вопросы, чтобы в их памяти восстанов-вился весь ход экскурсии. Важно подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести детей в выводам и обобщениям.
Экскурсии на сельскохозяйственные объекты. С детьми дошкольного возраста проводят экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк.
Эти экскурсии дают возможность показать детям, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и животных, как ухаживает за ними. Кроме того, на экскурсиях дети знакомятся с основными трудовыми операциями.
Своеобразие этих экскурсий состоит в том,» что дети наблюдают труд людей. Основная цель экскурсий — показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.
При подготовке к экскурсии воспитателю необходимо предварительно ознакомиться с объектом наблюдения, получить разрешение на проведение экскурсии, условиться о времени посещения, договориться об участии детей в труде, определить содержание беседы рабочего, занятного на данном объекте.
Обобщающие экскурсии. Кроме экскурсий, на которых идет первоначальное ознакомление детей с природой, в старшей и подготовительной к школе группах проводятся обобщающие экскурсии. Цель этих экскурсий — обобщить знания детей о луге, лесе, поле и т. д., сформировать элементарные понятия о биоценозах, с которыми знакомили детей.
Вопрос и задание. 1. Как организуются и проводятся экскурсии? 2. Разработайте конспекты экскурсий в разные времена года.
Сайт www.i-gnom.ru
Методика ознакомления с природой в детском саду/под ред. П.Г.Саморуковой.- М.»Просвещение»,1992.
Главная страница =>библиотека=>оглавление
Методика проведения экскурсий для детей 5-7 лет
Статья
Методика проведения экскурсий для детей 5-7 лет
Подготовила воспитатель: Свиридова Жанна Сергеевна
МБДОУ №»45»Буратино» г. Тамбов
Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.
Программное содержание:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
— владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре, природе. Экскурсии помогают привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям. Задачей при проведении экскурсий с дошкольниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте.
Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.
С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств.
В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.
В основном проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
Виды экскурсий
По характеру решаемых педагогических задач можно выделить такие разновидности экскурсий: природоведческая, по ознакомлению с трудом взрослых, экскурсия эстетического характера.
Природоведческие экскурсии.
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.
Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей. Подготовка воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности. Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.
Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.
Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, в лесу, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. В системе подготовительной работы активно используются игры-тренинги, предполагающие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктивного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребенка.
К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы.
Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии. Всё оборудование должно находиться в определенном месте. Перед экскурсией воспитателю необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.
Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.
Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве примера можно привести вопрос: «Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке? » и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спросить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям. Нужно обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая «этажи» парка и водоема, определяя обусловленное взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.
Дидактические игры, проводимые во время экскурсий, необходимо ориентировать на предоставление дошкольникам возможности проявить активную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы. Темы могут быть следующие: «Помоги дереву», «Осторожно, муравей», «Птицы любят тишину», «Доброе утро» и др. Небольшие экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кормушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во время этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.
Важное место отводится на экскурсиях вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств. По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога. Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают название растений («Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три, к березе беги!»). В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы. Главная цель заключительного этапа — подведение итогов экскурсионной работы.
Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к миру природы. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книги сказок. Например, дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель. Через поступки персонажей, вводимых в эти литературные произведения, можно выразить отношение к различным экологическим ситуациям. Как вариант творческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водоемов, любимых аллей парка и пр.
Конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. После каждой экскурсии макет может дополняться, преобразовываться.
Таким образом, экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов), сформировать представления об их «жизни» в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.
Экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых.
Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. Повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции. Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограниченные возможности наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.
Важным средством развития представлений о труде взрослых выступают экскурсии, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия. Преимущество экскурсий состоит в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса. Для создания положительного отношения к труду и осмысления его значимости имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом.
Правильно проведенная экскурсия оставляет глубокий след в детской памяти и находит отражение в творческих играх детей, оказывая влияние на их поступки и поведение. Но в игре не получают отражения наблюдения, в которых для ребенка на первый план выступают только предметы и ускользают люди, их деятельность и взаимоотношения. Удачная экскурсия, конечно, является основой процесса усвоения детьми знаний о значении труда, о том, как, кем и для чего он проводится. Поскольку наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример труда взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством включения детей в различные виды деятельности, уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
Таким образом, знакомство с трудом взрослых дает возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии — показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.
Методика проведения производственных экскурсий.
Любая производственная экскурсия, как правило, проходит в несколько этапов:
1. Подготовка дошкольников к экскурсии (подготовительная беседа).
2. Вводная беседа на предприятии.
3. Порядок знакомства с производством, рассказ педагога, наблюдения детей, объяснения специалистов предприятия.
4. Сбор иллюстрированных материалов.
5. Встречи и беседы с производственниками.
6. Краткая заключительная беседа на месте экскурсии. Подготовка к экскурсии ведется по двум направлениям: по содержанию и по организационным вопросам.
В подготовительной беседе педагог объясняет цель экскурсии, рассказывает детям, куда они пойдут и что должны наблюдать. Во время беседы можно предложить вопросы, ответы на которые нужно будет дать после экскурсии. Такие вопросы помогут детям вести наблюдения в заданном направлении, не давая возможности отвлекаться. Педагог объясняет, что экскурсия — это такое же занятие, как и все, поэтому во время экскурсии необходимо выполнять требования, предъявляемые к детям на занятии: внимательно слушать, организованно задавать вопросы, не разговаривать, соблюдать дисциплину. Нельзя нарушать порядок, дисциплину и по дороге на экскурсию. На предприятии держаться всем вместе, переходить из одного помещения в другое спокойно, не суетясь.
Во время наблюдения за объектом становится так, чтобы всем было видно. Особое внимание следует уделить технике безопасности и осторожности. Необходимо предупредить детей, что ничего нельзя брать самостоятельно. Сбор материалов для коллекции должно будут производить по разрешению воспитателя и экскурсовода.
Перед началом экскурсии оговариваются средства передвижения к месту назначения (пешеходные переходы, городской транспорт), время в пути, время ознакомления с производством, время возвращения. Напоминаются правила дорожного движения.
Педагог, прибыв на место, обычно повторно проводит краткую беседу о цели экскурсии и порядке осмотра предприятия. После беседы дети знакомятся с экскурсоводом и приступают к осмотру предприятия. Важной задачей экскурсовода является постановка направляющих вопросов, способствующих возбуждению интереса к наблюдаемым объектам.
Дети не могут одновременно слушать и наблюдать действия работающего или работу машины. Поэтому краткие пояснения должны сменяться самостоятельными наблюдениями. Схема построения экскурсии должна соответствовать основному требованию, рассказ подчинен показу. Рассказ ведется в виде развернутого материала, справки, объяснения, вводного и заключительного слова. Недостающие зрительные звенья восполняют экспонаты – «Портфель экскурсовода» (фотографии, иллюстрации, коллекции, образцы). Тема экскурсии регулирует рассказ – не дает экскурсоводу говорить об объекте все, что он знает, а только то, что будет раскрывать тему
Экскурсии эстетического характера
Они помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приёмы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при организации и других видов экскурсий.
Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.
В конце экскурсии подводятся итоги. Педагог напоминает план экскурсии, её основные задачи и выясняет, все ли дети усвоили, на все ли вопросы могут ответить. Если что-то осталось для них непонятным, они задают экскурсоводу или педагогу вопросы. По итогам экскурсии дети готовят устные отчеты, делают стенды, альбомы, рисунки.
20 увлекательных и познавательных идей экскурсий для дошкольников
Экскурсии — важное событие в жизни дошкольника. Экскурсии для дошкольников позволяют детям насладиться сменой обстановки и провести время за пределами класса, занимаясь практическим обучением.
В дополнение к воспоминаниям, которые дети создают во время экскурсий, они дают преподавателям ценную возможность укрепить уроки. При правильном планировании и подготовке экскурсии для детей могут стать увлекательным и познавательным днем для всех участников.
Источник
Почему дошкольные экскурсии важны?
Экскурсии — это больше, чем внеклассные занятия. Они могут быть неотъемлемой частью раннего образования ребенка. Экскурсии для дошкольников приносят много существенных преимуществ для детей:
Расширяют их образование
В классной комнате дети получают лишь ограниченное количество знаний. Экскурсии позволяют детям получить более полное представление об образовательных предметах, наблюдая за ними вне книг, уроков или видео.
Знакомство с реальным жизненным опытом
В дошкольном возрасте у детей формируется понимание жизни и окружающего мира. Экскурсии знакомят их с повседневной жизнью в обстановке, где их учитель может помочь им связать то, что они изучают, с тем, что происходит в реальных местах в их сообществе. Экспериментальное обучение (подлинное, непосредственное, сенсорное обучение) посредством экскурсий — это способ для детей обдумать и применить свои новые знания.
Исследования показывают улучшение успеваемости
Исследования подтверждают идею о том, что экскурсии имеют реальное влияние на образование ребенка. Экскурсии связаны с улучшением академической успеваемости. Согласно исследованию молодежных образовательных поездок, проведенному Wagner Group и Ассоциацией путешественников США, взрослые, которые совершали образовательные поездки, когда были моложе…
- Имели более высокие оценки (59% респондентов исследования)
- Окончили среднюю школу с более высоким процентом (95% респондентов исследования)
- Сообщили, что образовательные поездки положительно повлияли на их образование (89% респондентов исследования)
Расширяет их мир
Экскурсии позволяют всем детям больше узнать о мире. Независимо от того, живут ли они в оживленном городе или в сельской местности, экскурсии знакомят детей с опытом и средой, к которой они, возможно, не имели бы доступа в противном случае. У воспитателей дошкольных учреждений есть возможность сделать мир ребенка немного больше с каждой экскурсией и показать ему новые места, людей и приключения.
Источник
Как спланировать экскурсию дошкольников и подготовиться к ней
Успешная экскурсия требует большой подготовки. Для учителей и администраторов есть люди, места и расписания, которые можно согласовать на недели или месяцы вперед.
При планировании поездки рассмотрите следующие области:
Моменты обучения
Иногда экскурсии для дошкольников планируются по определенной теме, которую обсуждал класс. Иногда поездки — это просто хорошая возможность для обучения, в которую вы вплетете урок. Независимо от того, в каком сценарии вы находитесь как учитель, полезно заранее подготовить свои заметки и задания.
Сопровождающие
Сколько взрослых сопровождающих вам потребуется для экскурсии? Когда вы планируете экскурсии для детей, очень важно иметь подтвержденное, соответствующее количество сопровождающих в зависимости от количества посещающих детей.
Вы можете пригласить семейных волонтеров или составить сменный график, чтобы семьи могли планировать заранее. Подумайте о том, чтобы предложить поощрения, такие как бесплатные обеды или подарочные карты, и напомните им, что это прекрасная возможность получить значимый опыт со своим ребенком и познакомиться с другими детьми и семьями, участвующими в вашей программе.
Питание
Запланируйте дополнительные закуски на случай, если время приема пищи задержится. Подготовьтесь ответить на вопросы родителей о том, следует ли упаковать обед или договориться о еде на месте экскурсии. Если вы будете подавать еду во время экскурсии, подготовьте ее заранее и определите, как вы будете ее транспортировать. Подумайте о том, чтобы взять с собой холодильник для любых скоропортящихся продуктов, которые необходимо хранить в холоде, и возьмите с собой много воды, если в пункте назначения ее нет.
Транспорт
Некоторые дошкольные правила требуют, чтобы школьные автомобили использовались для экскурсий. Перед поездкой определите потребности в транспорте, например, сколько фургонов или автобусов потребуется и разрешено ли родителям водить машину.
Стоимость
Если поездка связана с расходами, как вы будете получать средства от школы или обрабатывать платежи от родителей? Используйте свои коммуникационные платформы, чтобы предупредить родителей о любых расходах, которые им необходимо покрыть, как можно раньше.
Расписание
Иногда поездки могут повлиять на расписание высадки и вывоза. Создайте повестку дня и маршрут, который показывает, где будет проходить класс, и разбивает, как долго вы будете в каждом месте. Это помогает родителям планировать свой день и предоставляет школьной администрации информацию, которая им понадобится в чрезвычайной ситуации.
Предметы снабжения
Если у детей есть лекарства, медицинское оборудование или что-то еще, что необходимо для них, это необходимо учитывать при планировании выезда на природу. Принесите любые документы по охране здоровья и технике безопасности, такие как точный список для подсчета детей и контактную информацию для экстренных случаев. Учителя также должны взять с собой аптечки и антибактериальные салфетки для рук, если в поездке нет доступа к чистой проточной воде.
Участие семей в экскурсиях — отличный способ включить их в учебную программу и провести день из жизни класса. Ознакомьтесь с нашим шаблоном календаря, чтобы держать семьи в курсе всех основных школьных событий и генерировать новые идеи для семейного взаимодействия круглый год.
Советы по безопасности во время экскурсий
Поездка с маленькими детьми на экскурсию может оказаться ошеломляющим испытанием без надлежащей подготовки. Экскурсии очень увлекательны, поэтому имейте в виду, что у детей может быть лишняя энергия или они могут больше отвлекаться. Чтобы поездка прошла весело, безопасно и гладко, сосредоточьтесь на мерах безопасности до и во время экскурсии.
Перед экскурсией
- Ознакомьтесь с расписанием вместе с детьми и скажите им, чего ожидать
- Дайте детям рекомендации по безопасности и процедуры, которым они должны следовать
- Назначьте пары или небольшие группы для проверки численности персонала
- Привлеките детей к проверке контрольного списка материалов для экскурсий
- Попросите детей носить яркую одежду или одежду определенного цвета, чтобы их было легко заметить
- Подготовьте и принесите аптечку
Во время производственной поездки
- Часто и всегда проверяйте численность персонала, прежде чем покинуть или войти в какое-либо место
- Внимательно соблюдайте правила для пешеходов при ходьбе, например, пользуйтесь тротуарами и пешеходными переходами и переходите улицу только тогда, когда светофор говорит, что это безопасно
- Если вы путешествуете на автобусе или микроавтобусе, проверьте каждое место перед выходом
- Убедиться, что дети понимают и соблюдают меры безопасности в месте проведения экскурсии
- Продолжайте соблюдать элементарные правила гигиены, такие как мытье рук или использование салфеток для рук перед едой
- Всегда держите при себе копию списков контактов для экстренных случаев
- Ходите в туалет всей группой
Идеи экскурсий для дошкольников
Выбор места, куда отвести детей из вашего дошкольного класса, является одним из самых захватывающих этапов планирования экскурсий. Вот 20 увлекательных и образовательных идей экскурсий для дошкольников:
Фруктовый сад
Яблоневые сады и тыквенные грядки могут показать детям, как выращиваются эти продукты, и дать им действительно практическое образование, когда они выбирают свои собственные.
Прогулка на природе
Прогулка на природе — это образовательное приключение, которое позволяет детям открывать для себя различные растения, листья, животных и деревья. А еще это отличная физическая нагрузка!
Фермерские рынки
Экскурсия на местный фермерский рынок или в продуктовый магазин может дать детям уроки о правильном питании и о том, откуда берется их еда.
Аквариум
Многие детские книги полны рассказов и иллюстраций о морских обитателях, поэтому аквариум обязательно понравится дошкольникам. У них будет возможность увидеть этих существ вблизи и узнать о них больше.
Пекарня
Местная пекарня — это еще одна экскурсионная программа, посвященная еде, которая поддерживает малый бизнес и позволяет детям увидеть, как создаются их любимые сладости.
Зоопарк
Зоопарки — любимые дети дошкольников! Дети могут посетить и услышать факты о самых разных животных, включая птиц, млекопитающих и рептилий.
Местная библиотека
Библиотеки часто являются знакомым местом для маленьких детей, но экскурсия в библиотеку для дошкольников дает детям возможность узнать подробности о том, чем занимается библиотекарь, и о многих видах книг, которые им доступны.
Пожарная часть
Дошкольники, как правило, любят пожарные машины. Используйте экскурсию в пожарную часть, чтобы рассказать им о работе, которая происходит за кулисами, и дать соответствующие возрасту советы по пожарной безопасности.
Местные мероприятия
Иногда лучшие образовательные мероприятия не нужно бронировать — они уже происходят в вашем районе! От праздничных торжеств и парадов до ежегодной ярмарки местные мероприятия могут предоставить детям множество возможностей для обучения.
Ферма
У фермеров так много всего, что они могут научить маленьких детей, от уроков о том, как выращивать пищу, до того, как выращивают животных.
Детский музей
Музеи, предназначенные специально для детей младшего возраста, являются образовательными и интерактивными местами, которые идеально подходят для дошкольных экскурсий. Они также имеют тенденцию регулярно менять экспонаты, что означает, что они являются отличным выбором для нескольких поездок.
Магазин товаров для дома
Покажите детям, как изготавливаются стулья, столы и другие предметы, которыми они пользуются каждый день. Другой способ сделать это — найти местного строителя с небольшим магазином, который готов провести экскурсию по мастерской и демонстрацию.
Государственный парк
Если у вас поблизости есть государственный парк, подходящий для детей, они станут отличным местом для экскурсий. Государственные парки — прекрасное место, где можно рассказать о природе и способах защиты и уважения нашей планеты.
Центр утилизации
Расскажите детям о важности переработки и о том, как перерабатываются предметы повседневного обихода, такие как пластиковые бутылки из-под воды и алюминиевые банки из-под газировки.
Пруд
Местные пруды идеально подходят для недорогих экскурсий, посвященных науке и природе. Они часто являются домом для лягушек, уток и водных растений, что делает их отличными темами для уроков для детей дошкольного возраста.
Охота за мусором в городе
Расскажите детям о том, где они живут, с помощью охоты за мусором в вашем районе. Центр города обычно является идеальным местом для этой экскурсии.
Театр
Познакомьте детей с исполнительским искусством с дошкольной экскурсией в местный театр. Эта поездка может научить их рассказывать истории на сцене, театральному этикету и сценической карьере.
Вокзал
Изучение различных видов транспорта расширяет кругозор и мировоззрение детей. Добавьте поездку на поезде, чтобы сделать ее увлекательной и познавательной!
Ботанический сад
Ботанический сад — это потрясающая среда, в которой дети знакомятся с красотой природы и различными видами растительного мира.
Исторические памятники
Экскурсия в соответствующее возрасту историческое место может дать первые уроки о важных исторических личностях и событиях.
Мероприятия и обучение после экскурсии
Получите максимальную отдачу от своего дня вне классной комнаты, поддерживая детей и их семьи после экскурсии. Родители оценят то, чему научились их дети, а дети получат возможность пережить лучшие моменты своего путешествия.
Чтобы информировать семьи, рассмотрите возможность включения краткого отчета о вашей экскурсии в информационный бюллетень для дошкольников. Попросите детей поделиться своими любимыми моментами поездки и добавить фотографии!
Спланируйте незабываемую экскурсию
Существует множество деталей, которые необходимо учитывать и планировать, когда дело доходит до проведения экскурсий для дошкольников. Путешествие — это прекрасная возможность для педагогов использовать все, что их дети изучают в классе, и вовлечь их в практический, запоминающийся опыт.
Экскурсии по уходу за детьми — важная и ценная часть дошкольного образования
Даниэль Беннетт | 2 ноября 2016 г. | Статьи |
Экскурсии являются важной частью раннего образования ребенка. Они знакомят ребенка с целым рядом различных переживаний и позволяют ему получить представление о мире, в котором он находится. Экскурсии побуждают ребенка принять незнакомое, и часто все чувства используются для наблюдения и понимания того, что они переживают.
Есть много прекрасных мест, которые можно включить в экскурсии для детей. Вот лишь несколько идей:
Для большинства детей посещение крупных садов, таких как местный ботанический сад, может стать увлекательным занятием. Запахи, тактильная природа растений вокруг них и удивительное ощущение открытых зеленых насаждений чрезвычайно захватывают маленьких детей. Визуальное наблюдение за сезонными изменениями в садовой среде также является отличным способом консолидации учебных программ в центре. Эти виды и запахи часто остаются с ребенком во взрослой жизни, становясь одними из его самых ранних и самых любимых воспоминаний.
Кто знает, подтолкнуло ли посещение сада в четырехлетнем возрасте Чарли Элбоуна, удостоенного наград ландшафтного дизайнера и садовника, к выбранной им карьере в дальнейшей жизни!
Посещение местных общественных служб, таких как пожарная часть, — еще один отличный способ обучения детей в веселой и интересной форме. Он предоставляет ценную информацию о том, как работает сообщество и какие услуги необходимы для оказания помощи местным сообществам. Он учит уважению и признательности мужчинам и женщинам, находящимся на службе. Дети могут «посмотреть и потрогать» и получить реальное представление о том, как работает пожарная часть. Это также дает возможность обсудить такие темы, как предотвращение лесных пожаров или пожарная безопасность, в доступной форме.
Ничто не доставляет пожилым и пенсионерам большего удовольствия, чем посещение с маленькими детьми! Экскурсии в дома престарелых или дома престарелых взаимовыгодны как для пожилых, так и для молодых. Сообщества процветают лучше всего, когда возрастные различия успешно преодолеваются и существует реальная связь между прошлыми и нынешними поколениями. У пенсионеров и пожилых людей есть много интересных историй, которые можно рассказать, и они открывают окно в прошлое для маленьких детей, которое они находят увлекательным и познавательным. Взаимодействие со старшим поколением делает их менее загадкой для дошкольников — дети узнают, что они такие же, как они, только с несколькими морщинками!
- Пляж / Океан
Экскурсия на пляж должна быть на первом месте в списке желаний большинства дошкольников. Нет ничего лучше ощущения песка между пальцами ног и теплого солнца на плечах! Это фантастическая возможность для игр и творчества на свежем воздухе, а также прекрасная учебная среда для изучения океана и его обитателей.
Обсуждение таких тем, как охрана океана и морской жизни, а также предотвращение загрязнения, являются актуальными беседами об окружающей среде, и большинство дошкольников легко усваивают основные концепции сохранения.
- Парк дикой природы
Наряду с концепциями сохранения морской среды, тема сохранения животных и дикой природы является актуальной темой.