Эмоции и их роль в образовательном процессе
Эмоции и их роль в педагогическом процессе
Содержание.
1. Эмоции
2. Функции и виды эмоций
3. Чувства человека
4. Роль эмоций в педагогическом процессе
1. Эмоции
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний приятного и неприятного процесса и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. Любые проявления активности обучающегося сопровождаются эмоциональными переживаниями. Эмоции выполняют роль внутренних сигналов. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности.
Эмоции – один из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов.
Эмоциональная сфера человека являет собой сложное хитросплетение элементов, которые вместе позволяют переживать всё происходящее с ним и вокруг него. Состоит она из четырёх основных компонентов:
· Эмоциональный тон – это реагирование в форме переживания, которое задаёт состояние организма. Именно оно информирует организм о том, насколько удовлетворены его текущие потребности, насколько ему сейчас комфортно.
Если прислушаться к себе, то можно оценить свой эмоциональный тон.· Эмоции – это субъективные переживания, касающиеся ситуаций и событий, важных для человека.
· Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-то объекту. Они всегда субъективны и появляются в процессе взаимодействия с окружающими.
· Эмоциональное состояние отличается от чувства своей слабой направленностью на объект, а от эмоции – большей продолжительностью и устойчивостью. Оно всегда запускается определёнными чувствами и эмоциями, но при этом как бы само по себе. Человек может быть в состоянии эйфории, гнева, подавленности, меланхолии и т.д.
Эмоции характеризуются тремя компонентами:
· процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма;
· наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.
Эмоции в большей или в меньшей мере регулируют жизнь каждого из нас. Обычно за ними признают четыре основные функции:
· Мотивационно-регулирующая, призванная побуждать к действию, направлять и регулировать. Нередко эмоции полностью подавляют мышление в регуляции поведения человека.
· Коммуникативная отвечает за взаимопонимание. Именно эмоции сообщают нам о психическом и физическом состоянии человека и помогают выбирать правильную линию поведения при общении с ним. Благодаря эмоциям мы может понимать друг друга, даже не зная языка.
· Сигнальная позволяет сообщать о своих потребностях окружающим при помощи эмоционально-выразительных движений, жестов, мимики и т.д.
· Защитная выражается в том, что моментальная эмоциональная реакция человека способна в некоторых случаях спасти его от опасностей.
Рис. 1 «Эмоции и чувства»
Кроме того, все эмоции можно разделить на несколько видов.
Характер переживания (приятное или неприятное) определяет знак эмоции – положительный или отрицательный.
Также эмоции делятся на виды в зависимости от влияния на деятельность человека — стенические (побуждают человека на действие) и астенические (приводят к скованности и пассивности). Но одна и та же эмоция может по-разному влиять на людей или на одного человека в непохожих ситуациях. Например, сильное горе одного повергает в уныние и бездействие, а второй человек ищет утешение в работе.
Также вид эмоций определяет их модальность. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость, а остальные являются лишь их своеобразным выражением
Эмоции обычно бывают связаны с текущим моментом и являются реакцией человека на изменение его текущего состояния. Среди них К. Изардом выделяются несколько главных:
· радость – интенсивное переживание удовлетворенности своим состоянием и ситуацией;
· страх – защитная реакция организма в случае угрозы его здоровью и благополучию;
· волнение – повышенная возбудимость, вызванная как положительным, так и отрицательным переживанием, принимает участие в формировании готовности человека к важному событию и активизирует его нервную систему;
· интерес – врождённая эмоция, подстёгивающая познавательный аспект эмоциональной сферы;
· удивление – переживание, отражающее противоречие между уже имеющимся опытом и новым;
· обида – переживание, связанное с проявлением несправедливости по отношению к человеку;
· злость, гнев, ярость – отрицательно окрашенные аффекты, направленные против ощущаемой несправедливости;
· смущение – переживание за произведенное на окружающих впечатление;
· жалость – всплеск эмоций, возникающий, когда страдания другого человека воспринимаются как свои собственные.
3. Виды чувств человека
Чувства человека часто путают с эмоциями, но они имеют много отличий. Для возникновения чувств необходимо время, они более стойки и реже изменяются.
Все их делят на 4 категории:
Рис. 2 Классификация чувств
Более полувека назад К.Изардом и другими исследователями был поставлен эксперимент, где исследовался принцип эмоциональности личности, с точки зрения того, какие перцептивно-когнитивные признаки выявлялись.
· Испытуемым, которых разделили на группы, раздали стереоскопы с фотографиями людей в разных эмоциональных состояниях.
· В одной группе экспериментатору следовало быть уважительным и любезным. В результате испытуемые оценивали изображения чаще как удовлетворенные и радостные.
· В другой — он проявлял открытую враждебность, и участникам больше виделись люди в стереоскопе, у которых на лицах отражалась печаль, злоба и сердитость.
4. Роль эмоций в педагогическом процессе
Общеизвестно положение, что процесс обучения и воспитания протекает успешнее, если педагог делает его эмоциональным.
Сегодняшний выпускник любого учебного заведения – это специалист с высокой интеллектуальной культурой, с широким мышлением, профессионально и технологически подготовленный к исполнению своих обязанностей. Процессы обновления, происходящие в социальной сфере, образовании, производстве, требуют от современного специалиста гуманистической направленности, культуры, духовного богатства, нравственной устойчивости.
Эмоциональное состояние одного – душевная боль или радость другого.
Ничто не оказывает такого сильного воздействия на обучающегося, как эмоциональное состояние преподавателя. Представьте себе различные ситуации из жизни: Например, если педагог возмущен; то и обучающийся начинает возмущаться; если один угнетен, подавлен, плачет, то и другой приходит в такое же состояние; если один смеется, то и другой делает это же самое. Педагогический труд – это особая сфера общественной жизни, обладающая относительной самостоятельностью, он выполняет важные специфические функции.
Эмоции переживания и различные психические состояния, если они испытываются постоянно, оказывают непосредственное влияние на формирование устойчивого отношения к учению, на формирование мотивации учения.
При положительных эмоциях удовлетворяются любознательность, потребность в эмоциональном благополучии. При отрицательных эмоциях наблюдается отход от учебной деятельности, так как не удовлетворяется ни одна из жизненно важных потребностей. Желанная цель не создает реальной перспективы личности. И положительная мотивация не формируется, но зато формируются мотивы избегания неприятностей. Например, такое можно наблюдать в любом учебном заведении: если педагог на базе эмоций выразил свое отношение к обучающемуся (например, к прогульщику, к неуспевающему и т.
д. ).В индивидуальном развитии человека эмоции и чувства играют социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы.
На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются интересы и потребности.
Чувства, эмоции, эмоциональные состояния заразительны переживания одного непроизвольно воспринимаются другими и могут приводить другого индивида в более сильное эмоциональное состояние. Существует так называемая модель «цепной реакции». В такое состояние иногда приходят обучающиеся, когда смех одного «заражает всех». По модели «цепной реакции» начинаются массовые психозы, паника, аплодисменты.
При общении с обучающимися огромную роль играет личный пример педагога, который выполняет роль эмоционального механизма. Так если преподаватель входит в класс с улыбкой, то в классе устанавливается приятная, спокойная атмосфера. И наоборот, если преподаватель пришел в возбужденном состоянии, то и в группе среди обучающихся возникает соответствующая эмоциональная реакция.
Одним из наиболее распространенных видов аффектов — стресс. Стресс представляет состояние сильного психологического напряжения, когда нервная система получает эмоциональную перегрузку.
Преподаватель не может быть нейтральным к социальным оценкам своего поведения. Признание, похвала или осуждение поступков окружающими влияют на самочувствие и самоуважение личности. Именно они заставляют личность быть особенно чувствительным к отношению других, сообразоваться с их мнением.
Понимание значимости чувств помогает преподавателю правильно определить линию собственного поведения, а также воздействовать на эмоционально — чувственную сферу воспитанников.
В поведении личности чувства выполняют определенные функции: регулятивную, оценочную, прогностическую, побудительную. Воспитание чувств — длительный, многофакторный процесс. Итак, эмоции и чувства в работе педагога играют большую роль в процессе подготовки специалиста. Исходя из этого, можно сделать следующие рекомендации:
Рекомендации преподавателям:
1.Сдерживайте отрицательные эмоции.
2.Создайте оптимальные условия для развития нравственных чувств, в которых сочувствие, сопереживание, радость выступают элементарными структурами, формирующими высоконравственные отношения, при которых нравственная норма превращается в закон, а поступки в нравственную деятельность.
3.Умейте управлять своими чувствами и эмоциями, и чувствами обучающихся.
4.Чтобы все это реализовать обращайтесь к методике А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям», «Педагогическая поэма», «Как воспитать настоящего человека» К. Д. Ушинского, «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» Д.Карнеги, «Общение – Чувства – Судьба» К.Т. Кузнечиковой.
Эмоции. Значение эмоций и чувств в деятельности человека. Проявление эмоций и чувств. Виды эмоций и чувств. Стенические и астенические эмоции.
Общая психология ↓
Эмоции и чувства – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.
Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. В этом проявляется регуляторная функция эмоций и чувств. Эмоции и чувства также задействованы и в регуляции поведения человека в целом. Прежде всего, к таким функциям следует отнести отражательную функцию чувств, которая выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страз различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.
Эмоциональная оценка событий может формироваться не только на основе личного опыта человека, но и в результате сопереживаний, возникающих в процессе общения с другими людьми, в том числе через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и т. д. Выполняют еще и прединформационную, или сигнальную функцию. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворение потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т.д. Оценочная, или отражательная, функция эмоций и чувств непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. Чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, т.е. осуществляют подкрепляющую функцию. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность человека в ту или другую сторону. Еще одна функция эмоций и чувств – приспособительная. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям. Существует и коммуникативная функция чувств.
Эмоции и чувства, будучи субъективными по своей форме существования переживаниями, вместе с тем всегда имеют внешние проявления и выражаются в разнообразных движениях, мимике и пантомимике, в интонациях и тембре голоса, а также сопровождаются органическими изменениями, проявляющимися в покраснении, побледнении, в замедлении или в ускорении ритма сердцебиения и дыхания.
Американский психолог К. Изард выделяет 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе (страдание), гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина (раскаяние).
К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.
Переживания человека могут проявляться не только в виде эмоций и эмоциональных состояний, но и в виде разнообразных чувств. Чувства в отличие от эмоций имеют не только более сложную структуру, но и характеризуются определенным предметным содержанием. В зависимости от их содержания чувства бывают: моральные или нравственные, интеллектуальные или познавательные и эстетические. В чувствах проявляется избирательное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира.
По влиянию на поведение и деятельность человека немецкий философ И. Кант разделил эмоциональные реакции (эмоции) на стенические («стена» по-гречески – сила), усиливающие жизнедеятельность организма, и астенические – ослабляющие ее. Стенический страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (бегстве от опасности). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость («окрыленный успехом», говорят в таких случаях).
Активация нервной системы и, прежде всего, ее вегетативного отдела приводит к изменениям во внутренних органах и организма в целом, приводя либо к мобилизации энергоресурсов, либо к их демобилизации.
Похожие материалы в разделе Общая психология:
- Психофизиологическая проблема в психологии
- Определение понятия «сознание»
- Направленность личности. Виды потребностей. Интересы и склонности.
- Сознание и бессознательное
- Уровни проявления продуктивной памяти
- Свойства сознания
- Культурно-историческая концепция развития психики человека
- Психопатия
- Личность и коллектив
- Структура психики
Какие бывают виды эмоций?
Автор Эмбер Фелтон
В этой статье
- Что такое эмоции?
- Что такое эмоциональное благополучие?
- Сколько эмоций?
Эмоции — это то, как вы реагируете на окружающий мир. Они являются важной частью ваших повседневных функций и помогают вам стать тем, кто вы есть. Они также влияют на качество вашей жизни. Эмоции, как правило, играют большую роль в психическом здоровье и благополучии.
Что такое эмоции?
Что такое эмоции? Как работают эмоции? Каково значение эмоций? Откуда берутся эмоции?
Эмоции, чувства и настроения — это термины, которые часто используются взаимозаменяемо, даже если это не так. Эти три термина очень различны.
Что касается эмоций, чувств и настроения, эмоция обычно определяется как сложная реакция на определенные ситуации, часто включающая поведенческие, эмпирические и физиологические факторы. Короче говоря, эмоции — это то, как вы справляетесь с обстоятельствами, которые важны для вас лично. Эти переживания можно разделить на три категории: субъективные переживания, физиологические реакции и поведенческие и экспрессивные реакции.
Чувства и настроения отличаются от эмоций. Чувства возникают в результате эмоционального опыта, а настроения возникают в результате кратковременных эмоциональных состояний.
Какова цель эмоций?
Эмоции играют важную роль в вашем психическом здоровье и благополучии:
- Эмоции помогают защищать, сохранять и улучшать вашу жизнь.
- Эмоции помогают вам общаться с другими.
- Эмоции помогают вам влиять на других.
- Эмоции самоподтверждаются.
Что такое эмоциональное благополучие?
Эмоции существенно влияют на вашу способность выполнять повседневные дела и поддерживать здоровые отношения.
Эмоции также могут влиять на ваше психическое здоровье и самочувствие. Ваша реакция на определенные переживания, чувства и ситуации может меняться с годами. Когда вы хорошо регулируете свои эмоции, что известно как эмоциональное благополучие или эмоциональный интеллект (EQ), вы можете лучше понять, как успешно справляться со стрессовыми ситуациями. Иногда происходит чрезмерная регуляция, и хотя может показаться, что человек хорошо справляется со стрессовой ситуацией, позже это может иметь неприятные последствия. Эмоциональное благополучие также поможет вам адаптироваться к изменениям, происходящим в вашей жизни, и любым трудным ситуациям, с которыми вы можете столкнуться.
Как улучшить свое эмоциональное состояние? Есть несколько простых шагов:
- Повышение устойчивости: Устойчивость — это когда вы можете контролировать свои негативные мысли и эмоции и быстрее восстанавливаться после стрессовых ситуаций. Повышение устойчивости поможет вам лучше справляться со своими эмоциями. Но как развить устойчивость? Один из способов сделать это — практиковать здоровые стратегии выживания.
- Улучшение социальных отношений: Мы, люди, социальные существа, и социальные связи и отношения помогают нам процветать. Даже тем, кто называет себя интровертами, приятно иметь хотя бы одну-две социальные связи в жизни. Это может быть просто семья, соседи или коллеги. Ученые также изучают связь между социальными связями и тем, как они влияют на наше физическое и эмоциональное здоровье.
- Улучшите свой сон: Сон — один из самых жертвенных факторов в нашей жизни. Мы часто ограничиваем количество часов сна, чтобы уместить больше дел в нашу повседневную жизнь. Однако сон важен, особенно для вашего эмоционального благополучия, которое также влияет на ваше психическое и физическое здоровье. Когда вам не хватает сна, ваша умственная деятельность снижается. Но когда вы высыпаетесь, вы можете мыслить более кратко, у вас лучше рефлексы и вы можете лучше сосредоточиться.
- Научитесь справляться с утратой: Если вы потеряли кого-то, пострадали от понижения в должности или увольнения или испытали какую-то другую потерю в своей жизни, ваш мир переворачивается с ног на голову. Потерять кого-то — одно из самых ужасных событий, которые только можно себе представить, и научиться справляться с этой потерей может показаться непосильной задачей. Есть много способов скорбеть и горевать, и ни один из них не является правильным или неправильным. Получение поддержки от ваших близких может помочь вам пройти через процесс скорби, но вам может понадобиться дополнительная помощь в виде психотерапевта. В любом случае, умение справляться с этими потерями поможет вашему эмоциональному благополучию, когда вы столкнетесь с новыми потерями. Один из способов справиться с этим — встретиться лицом к лицу со своим горем и позволить ему пройти через это.
- Практикуйте осознанность: Возможно, вы уже слышали термин «осознанность», но не знаете, что он на самом деле означает. Когда вы достигаете состояния осознанности, вы полностью осознаете, что происходит в вашей жизни в данный момент. Это включает в себя все, что происходит внутри и снаружи вашего тела. Некоторые люди живут своей жизнью на автопилоте, в то время как другие слишком много беспокоятся о прошлом и будущем, которое находится вне их контроля. Практикуя осознанность, вы живете в настоящем.
- Уменьшение стресса: Стресс — это нормальная часть жизни, но то, как вы с ним справляетесь, влияет на ваше эмоциональное благополучие. Стресс иногда может дать вам заряд энергии, но если он длительный или хронический, то в долгосрочной перспективе он может повредить. Вы должны найти способы справиться со стрессом и повысить устойчивость.
Сколько эмоций?
Сколько эмоций? Какие бывают виды эмоций?
Существует шесть основных эмоций:
- Гнев: Гнев возникает в результате эмоционального состояния с повышенной восприимчивостью к разочарованию, враждебности и вспышкам гнева.
- Отвращение: Отвращение возникает как сильное эмоциональное состояние, обычно из чувства отвращения.
- Страх: Страх — это эмоция, которая проявляется в виде реакции «бей, беги или замри», что важно для выживания.
- Счастье: Счастье — одна из самых приятных эмоций, возникающая в результате чувства радости, удовлетворения и удовлетворенности.
- Печаль: Грусть возникает из-за чувства безнадежности, разочарования и горя.
- Удивление: Эмоциональное состояние удивления обычно непродолжительно. Он может быть положительным или отрицательным и обычно возникает после неожиданного события.
Другие типы эмоций включают:
- Интерес: Чувства дружелюбия, доброты, привязанности, преданности и другие связанные чувства.
- Радость: Подобно счастью, радость проявляется через чувства удовольствия, облегчения, восторга и экстаза.
- Стыд: Стыд проявляется через вину, раскаяние, сожаление и смущение.
Хотя это лишь некоторые примеры общих эмоций, многие другие можно узнать из конкретных ситуаций, культур, членов семьи и других ситуаций. Есть также эмоции, которые являются комбинацией других, таких как предвкушение, изумление, отвращение, скука и другие.
Примеры эмоций
Какие примеры эмоций можно привести?
Подумайте вот о чем: вы едете по шоссе, и перед вашим автомобилем выбегает дорогой человек. Вы либо нажимаете на тормоза, чтобы не столкнуться с ним, либо отклоняете машину в сторону. Как вы думаете, какие эмоции вы бы испытали в этой ситуации? Вы можете удивиться внезапному появлению оленя или испугаться, когда попытаетесь избежать столкновения с ним.
Другим примером может быть хорошая оценка в школе или продвижение по службе. Две эмоции, которые вы могли бы испытывать, были бы радостью или счастьем.
Наконец, вы можете ощутить грусть или стыд, если случайно сделали что-то, что навредило другу или любимому человеку.
Все это хорошие примеры эмоций и того, как они проявляются.
Факты об эмоциях: первичные эмоции
У нас масса разных эмоций. Некоторые из них весьма специфичны, например энтузиазм, который представляет собой действительно сильную форму удовольствия или интереса. В то время как другие эмоции довольно широки, например, счастье. Существует шесть основных эмоций: счастье, печаль, гнев, страх, удивление и отвращение. Давайте разберемся, почему эти шесть эмоций такие особенные!
Можете ли вы сказать, какой цвет шара представляет каждую основную эмоцию?
Первичные эмоции универсальны
Шесть первичных эмоций универсальны, а это значит, что они выражаются и понимаются во всем мире!
Во всем мире выражения лица, которые люди используют для представления этих шести эмоций, очень похожи. Когда кто-то чувствует себя счастливым, он часто улыбается, щурит глаза и поднимает брови. А когда кто-то удивлен, он часто открывает рот, расширяет глаза и поднимает брови. Попробуйте притвориться, будто вы чувствуете себя счастливым, грустным, злым, напуганным, удивленным или испытывающим отвращение. Как вы сталкивались с изменениями, чтобы показать разные эмоции?
Как вы понимаете, мы часто используем рот, глаза и брови, чтобы поделиться своими эмоциями с другими. У нас на лице есть множество мышц (особенно вокруг глаз и рта), которые помогают нам формировать различные выражения лица.
Мало того, что все делают одинаковые выражения лица для шести основных эмоций, люди во всем мире также очень хорошо понимают эти шесть выражений лица. Например, если бы кто-то показал вам фотографию лица со счастливым, грустным, сердитым, испуганным, удивленным или отвращенным выражением и спросил вас, какие эмоции он испытывает, вы часто ответили бы правильно. Вы пытались угадать эмоции воздушных шаров выше? Вот ответы, посмотрите, сколько вы угадали правильно!
Иногда трудно отличить гнев от отвращения. Также может быть трудно отличить страх от удивления. Обычно счастье и грусть — самые легкие для чтения выражения лица.
Также может быть сложнее прочесть выражение лица по фотографии или рисунку. Когда мы смотрим на картинку, у нас не всегда есть информация о том, почему она выражает эмоцию. Например, если бы мы увидели изображение плачущего человека, мы бы подумали, что ему грустно, но, возможно, произошло что-то действительно захватывающее, и он плачет, потому что он так счастлив. Мы часто намного лучше читаем выражение лица, когда находимся вживую, потому что понимаем ситуацию, вызвавшую эмоцию.
Другие эмоции
Первичные эмоции действительно особенные и захватывающие, но это не единственные эмоции, которые мы способны испытывать. Существуют тысячи различных типов эмоций!
Эмоции похожи на цвета. Существуют основные цвета (красный, синий и желтый), которые при смешивании создают новые цвета (например, красный и синий дают фиолетовый). И даже эти шесть цветов могут иметь разные типы цветов (например, темно-синий и светло-синий).
Эмоции одинаковы! Первичные эмоции могут смешиваться друг с другом, образуя другие типы эмоций. Например, когда мы смешиваем счастье и удивление, мы чувствуем что-то вроде восторга. Кроме того, первичные эмоции могут быть более или менее интенсивными. Например, счастье может быть очень интенсивным (восторженным) или довольно скучным (довольным).
Так как существует и много эмоций, иногда бывает трудно сказать, какую эмоцию мы чувствуем. Вот почему иногда бывает полезно подумать о том, какую первичную эмоцию мы испытываем, и разбить ее на части. Например, если мы знаем, что чувствуем некоторую грусть, мы можем попытаться выяснить, смешано ли это с чем-то еще (например, со страхом или гневом) или это действительно сильное или очень скучное чувство. Это действительно полезный способ научиться понимать свои эмоции и справляться с ними. Чем больше мы практикуемся в понимании собственных эмоций, тем лучше мы становимся в их выражении и совладаниях с ними!
Ссылки:
Кассин С.