С.Л. Рубинштейн. Виды эмоциональных переживаний: Psychology OnLine.Net
С.Л. Рубинштейн. Виды эмоциональных переживаний
Добавлено Psychology OnLine.Net
25.03.2007
В многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности можно различать три основных уровня.
Первый — это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Сюда относятся элементарные, так называемые физические чувствования — удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями. Чувствования такого рода могут носить более или менее специализированный местный характер, выступая в качестве эмоциональной окраски или тона отдельного процесса ощущения. Они могут приобрести и более общий, разлитой характер; выражая общее более или менее разлитое органическое самочувствие индивида, эти эмоциональные состояния носят неопредмеченный характер. Примером может служить чувство беспредметной тоски, такой же беспредметной тревоги или радости. Каждое такое чувство отражает объективное состояние индивида, находящегося в определенных взаимоотношениях с окружающим миром. И «беспредметная» тревога может быть вызвана каким-нибудь предметом; но хотя его присутствие вызвало чувство тревоги, это чувство может не быть направлено на него и связь чувства с предметом, который объективно вызвал чувство может не быть осознана.
Следующий, более высокий, уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. На смену беспредметной тревоге приходит страх перед чем-нибудь. Человеку может быть «вообще» тревожно, но боятся люди всегда чего-то, точно так же удивляются чему-то и любят кого-то. На предыдущем уровне — органической аффективно-эмоциональной чувствительности — чувство непосредственно выражало состояние организма, хотя, конечно, организма не изолированного, а находящегося в определенных реальных отношениях с окружающей действительностью.
Однако само отношение не было еще осознанным содержанием чувства. На втором уровне чувство является уже не чем иным, как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру.Опредмеченность чувств находит высшее выражение в том что сами чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Эти чувства обычно называются предметными чувствами и подразделяются на интеллектуальные, эстетические и моральные. Ценность, качественный уровень этих чувств зависит от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они выражают. Это отношение всегда имеет идеологический смысл.
Наконец, над предметными чувствами (восхищения одним предметом и отвращения к другому, любви или ненависти к определенному лицу, возмущения каким-либо поступком или событием и т.п.) поднимаются более обобщенные чувства (аналогичные по уровню обобщенности отвлеченному мышлению), как-то: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.
Уже чувство комического, с которым нельзя смешивать ни юмор, ни иронию, заключает в себе интеллектуальный момент как общественный компонент. Чувство комического возникает в результате внезапно обнаруживающегося несоответствия между кажущейся значительностью действующего лица и ничтожностью, неуклюжестью, вообще несуразностью его поведения, между поведением, рассчитанным на более или менее значительную ситуацию, и пустяковым характером ситуации, в которой оно совершается. Комическим, смешным кажется то, что выступает сперва с видимостью превосходства и затем обнаруживает свою несостоятельность. Несоответствие или несуразность, обычно заключенные в комическом, сами по себе еще не создают этого впечатления. Для возникновения чувства комизма необходимо совершающееся на глазах у человека разоблачение неосновательной претензии
Значительно сложнее, чем чувство комического, собственно юмор и ирония. Юмор предполагает, что за смешным, за вызывающими смех недостатками чувствуется что-то положительное, привлекательное. С юмором смеются над недостатками любимого. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направляется. Английский писатель Дж.Мередит прямо определяет юмор как способность смеяться над тем, что любишь. С юмором относятся к смешным маленьким слабостям или не очень существенным и во всяком случае безобидным недостаткам, когда чувствуется, что за ними серьезные реальные достоинства. Чувство юмора предполагает, таким образом, наличие в одном явлении или лице и отрицательных и положительных сторон. Юмористическое отношение к этому факту, очевидно, возможно лишь, пока в нашей оценке положительные моменты перевешивают отрицательные. По мере того, как это соотношение в наших глазах сдвигается и отрицательные стороны получают в нем перевес над положительными, чувство юмора начинает переходить в чувство трагического или во всяком случае проникаться трагическими нотками; в добродушный смех юмора включается боль и горечь.
Ирония расщепляет то единство, из которого исходит юмор. Она противопоставляет положительное отрицательному, идеал — действительности, возвышенное — смешному, бесконечное — конечному. Смешное, безобразное воспринимается уже не как оболочка и не как момент, включенный в ценное и прекрасное, и тем более не как естественная и закономерная форма его проявления, а только как его противоположность, на которую направляется острие иронического смеха. Ирония разит несовершенства мира с позиций возвышающегося над ними идеала. Поэтому ирония, а не более реалистический по своему духу юмор, была основным мотивом романтиков.
В развитии эмоций можно, таким образом, наметить следующие ступени: 1) элементарные чувствования , 2) разнообразные предметные чувства , 3) обобщенные мировоззренческие чувства. Наряду с ними нужно выделить отличные от них, но родственные им аффекты, а также страсти.
Аффекты. Аффект — это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками — потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности. Дезорганизующая роль аффекта может отразиться на моторике, выразиться в дезорганизации моторного аспекта деятельности в силу того, что в аффективном состоянии в нее вклиниваются непроизвольные, органически детерминированные, реакции.
Аффективные процессы могут представлять собой дезорганизацию деятельности и в другом, более высоком плане, в плане не моторики, а собственно действия. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. В состоянии аффекта человек теряет голову. Поэтому в аффективном действии в той или иной мере может быть нарушен сознательный контроль в выборе действия. Действие в состоянии аффекта, т.е. аффективное действие, как бы вырывается у человека, а не вполне регулируется им.
Поэтому аффект, «сильное душевное волнение» (говоря словами нашего кодекса) рассматривается как смягчающее вину обстоятельство.Страсти. С аффектами в психологической литературе часто сближают страсти. Между тем общим для них собственно является лишь количественный момент интенсивности эмоционального возбуждения. По существу же они глубоко различны.
Страсть — это такое сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Характерным для страсти является сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчивость; страсть может давать вспышки, но сама не является вспышкой. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти, таким образом, ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремление в нем преобладает над чувствованием. Вместе с тем характерным для страсти является своеобразное сочетание активности с пассивностью.
Страсть — большая сила, поэтому так важно, на что она направляется. Увлечение страсти может исходить из неосознанных телесных влечений, и оно может быть проникнуто величайшей сознательностью и идейностью. Страсть означает, по существу, порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели. Именно потому, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной и даже роковой, но именно поэтому же она может быть и великой. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти.
Говоря о различных видах эмоциональных образований и состояний, нужно еще отметить настроение.
Настроения. Под настроением разумеют общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в «строе» всех ее проявлений. Две основные черты характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно — иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно,— это, во-первых, и, во-вторых,— оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое
В возникновении настроения участвует обычно множество факторов. Чувственную основу его часто образуют органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и те разлитые, слабо локализованные органические ощущения (интроцептивной чувствительности), которые исходят от внутренних органов. Однако это лишь чувственный фон, который редко у человека имеет самодовлеющее значение. Скорее даже и само органическое, физическое самочувствие человека зависит, за исключением резко выраженных патологических случаев, в значительной мере от того, как складываются взаимоотношения человека с окружающим, как он осознает и расценивает происходящее в его личной и общественной жизни. Поэтому то положение, что настроение часто возникает вне контроля сознания — бессознательно, — не означает, конечно, что настроение человека не зависит от его сознательной деятельности, от того, что и как он осознает; оно означает лишь, что он часто не осознает этой зависимости, она как раз не попадает в поле его сознания. Настроение — в этом смысле бессознательная, эмоциональная «оценка» личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства.
📖 Аффекты, Различные виды эмоциональных переживаний, Глава XIII. Эмоции. Основы общей психологии. Рубинштейн С. Л. Страница 110. Читать онлайн
В многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности можно различать разные уровни. Мы выделяем три основных уровня. Первый уровень это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Сюда относятся элементарные так называемые физические чувствования удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями. Чувствования такого рода могут носить более или менее специализированный местный характер, выступая в качестве эмоциональной окраски или тона отдельного процесса ощущения. Они могут приобрести и более общий, разлитой характер; выражая общее более или менее разлитое органическое самочувствие индивида, эти эмоциональные состояния носят неопредмеченный характер. Примером может служить чувство беспредметной тоски, такой же беспредметной тревоги или радости. Каждое такое чувство отражает объективное состояние индивида, находящегося в определённых взаимоотношениях с окружающим миром. И «беспредметная» тревога может быть вызвана каким-нибудь предметом; но хотя его присутствие вызвало чувство тревоги, это чувство может не быть направлено на него, и связь чувства с предметом, который объективно вызвал чувство, может не быть осознана.
Психология bookap
Классификация эмоций, намеченная М. И. Аствацатуровым, которая исходит из патологического состояния органов и рассматривает различные чувства как результат нарушения деятельности различных органов (тревогу как результат нарушения сердечной деятельности и т. д.), может, очевидно, относиться лишь к этому уровню эмоционально-аффективных процессов, да и их она охватывает лишь отчасти, преимущественно в патологических формах. Беспредметный страх или тоска собственно патологическое явление.
Следующий, более высокий, уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. На смену беспредметной тревоги приходит страх перед чем-нибудь. Человеку может быть «вообще» тревожно, но боятся люди всегда чего-то, точно так же удивляются чему-то и любят кого-то. На предыдущем уровне органической аффективно-эмоциональной чувствительности чувство непосредственно выражало состояние организма, хотя, конечно, организма не изолированного, а находящегося в определённых реальных отношениях с окружающей действительностью. Однако само отношение не было ещё осознанным содержанием чувства. На этом втором уровне чувство является уже не чем иным, как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру.
Так же как восприятие не является суммой отдельных ощущений, эмоции чувства не представляют собой простую сумму или агрегат чувственных возбуждений, исходящих от отдельных висцеральных реакций. Чувства человека это сложные целостные образования, которые организуются вокруг определённых объектов, лиц или даже предметных областей (например искусство) и определённых сфер деятельности. Как отдельные местные раздражения не определяют сами по себе однозначно чувственных качеств восприятия, точно так же и периферические висцеральные возбуждения не определяют сами по себе чувств; в состав их включаются интеллектуальные компоненты. Отдельные чувственные компоненты эмоций возникают внутри этих целостных чувств, обусловленные и опосредованные ими, а значит, и тем отношением к объектам, которое выражается в чувстве. Таким образом, самые чувственные элементарные компоненты чувства у человека представляют собой нечто большее и нечто иное, чем простое выражение происходящих в индивиде органических процессов. Такое предметное чувство, чувство к кому-нибудь или к чему-нибудь, выражает не просто состояние субъекта, а отношение его к объекту, к миру.
Опредмеченность чувств находит себе высшее выражение в том, что сами чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Эти чувства обычно называются предметными чувствами и подразделяются на интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Ценность, качественный уровень этих чувств зависит от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они выражают. Это отношение всегда имеет идеологический смысл. Идеологическое содержание чувства, представленное в нём в виде переживания, и определяет его ценность.
В центре моральных чувств человек; моральные чувства в конечном счёте выражают в форме переживания отношения человека к человеку, к обществу; их многообразие отражает многообразие человеческих отношений. Моральные чувства уходят своими корнями в общественное бытие людей. Общественные межлюдские отношения служат не только «базисом», предпосылкой возникновения человеческих чувств, но и определяют их содержание. Всякое чувство как переживание является отражением чего-то значимого для индивида; в моральных чувствах нечто объективно-, общественно-значимое переживается вместе с тем как личностно-значимое для человека.
Психология bookap
Существование интеллектуальных чувств удивления, с которого, по Платону, начинается всякое познание, любопытства и любознательности, чувства сомнения и уверенности в суждении и т. п. является ярким доказательством взаимопроникновения интеллектуальных и эмоциональных моментов.
Связь чувства с предметом, который его вызывает и на который оно направлено, выступает особенно ярко в эстетических чувствах. Это заставляло некоторых говорить применительно к эстетическому чувству, что оно является «вчувствованием» в предмет. Чувство уже не просто вызывается предметом, оно не только направляется на него, оно как бы входит, проникает в него, оно по-своему познаёт его собственную сущность, а не только как бы извне относится к нему, и притом познает с какой-то особой, интимной проникновенностью. Когда произведение искусства, картина природы или человек вызывает у меня эстетическое чувство, то это означает не просто, что он мне нравится, что мне приятно на него смотреть, что вид его доставляет мне удовольствие; в эстетическом чувстве, которое они у меня вызывают, я познаю специфически эстетическое качество их красоту. Это их специфическое качество, собственно говоря, может быть познано только через посредство чувства. Чувства, таким образом, в своеобразных и совершенно специфических формах выполняют и познавательную функцию, которая на высших уровнях приобретает осознанно объективированный характер.
Познавательный аспект эмоций в их высших проявлениях является завершающим звеном в сложных взаимоотношениях эмоциональной и интеллектуальной сферы у человека. На всём протяжении своего развития они образуют противоречивое единство. На самых ранних стадиях предметно-познавательные и аффективные моменты не отдифференцированы. По мере того как они дифференцируются, между ними создаётся антагонизм, противоречие, которое, однако, не упраздняет их единства. Вся история развития аффективно-эмоциональной сферы, переход от примитивных аффектов и чувств к высшим чувствам, связана с развитием интеллектуальной сферы и взаимопроникновением интеллектуального и эмоционального. Сначала чувства вызываются ощущениями, восприятиями непосредственно наличных предметов; затем, с развитием воспроизведения, представления также начинают вызывать чувства; воображение движется ими и, в свою очередь, их питает: наконец, и отвлечённые мысли начинают вызывать иногда как нельзя более горячие и страстные чувства, которые выражают всё их жизненное значение для человека.
Психология bookap
Сначала эмоции полонят познание: человек в состоянии понять в действиях других людей только то, что он сам чувствует. Затем познание освобождается от чувства; человек может понять и то, что собственному его чувству чуждо: он может, как учит Б. Спиноза, не любить и не ненавидеть, а только понимать даже человеческие поступки так, как если бы речь шла «о линиях и плоскостях». И, наконец, чувство, которое прежде подчиняло познание, которое затем отделилось от него, начинает следовать за познанием. Оно далеко выходит за узкие пределы органических ощущений. Углублённое понимание объективной общественной значимости направляет само чувство человека. Он не только понимает, какое дело правое; его любовь и его ненависть распределяются в соответствии с этим пониманием.
В процессе развития эмоциональные и предметно-познавательные моменты всё более дифференцируются. Отделившись от них, чувства начинают направляться на предметы, выражать отношение к ним субъекта. И, наконец, на высших ступенях развития чувства возможно, как мы видели на примере эстетических чувств, восстановление на высшей основе более тесного единства и взаимопроникновения эмоционального и предметного. В этих высших предметных чувствах особенно непосредственно и ярко проявляется обусловленность их развития общественно-историческим развитием. Порождая предметное бытие различных областей культуры, общественная практика отчасти порождает, отчасти развивает чувства человека как подлинно человеческие чувства. Каждая новая предметная область, которая создаётся в общественной практике и отражается в человеческом сознании, порождает новые чувства, и в новых чувствах устанавливается новое отношение человека к миру.
Наконец, над предметными чувствами (восхищения одним предметом и отвращения к другому, любви или ненависти к определённому лицу, возмущения каким-либо поступком или событием и т. п.) поднимаются более обобщённые чувства (аналогичные по уровню обобщённости отвлечённому мышлению), как-то: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т. п. Эти чувства тоже могут иногда выступать как более или менее частные состояния151, приуроченные к определённому случаю, но по большей части они выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Мы бы назвали их мировоззренческими чувствами.
151 С. Л. Рубинштейн, Принцип творческой самодеятельности // Учёные записки высшей школы г. Одессы. 1922. Т. 2.
Уже чувство комического, с которым нельзя смешивать ни юмор, ни иронию, заключает в себе интеллектуальный момент как существенный компонент. Чувство комического возникает в результате внезапно обнаруживающегося несоответствия между кажущейся значительностью действующего лица и ничтожностью, неуклюжестью, вообще несуразностью его поведения, между поведением, рассчитанным на более или менее значительную ситуацию, и пустяковым характером ситуации, в которой оно совершается. Комическим, смешным кажется то, что выступает сперва с видимостью превосходства и затем обнаруживает свою несостоятельность. Несоответствие или несуразность, обычно заключённые в комическом, сами по себе ещё не создают этого впечатления. Для возникновения чувства комизма необходимо совершающееся на глазах у человека разоблачение неосновательной претензии.
Психология bookap
Чувство комического предполагает, таким образом, уже известное понимание соотношений. Но иногда, когда речь идёт, например, о несоответствии поведения в какой-нибудь более или менее обыденной житейской ситуации, сознание этого несоответствия легко доступно и потому уже очень рано наблюдается у детей (как показало в частности проведённое у нас исследование Жуковской).
Значительно сложнее, чем чувство комического, собственно юмор и ирония.
Юмор предполагает, что за смешным, за вызывающими смех недостатками чувствуется что-то положительное, привлекательное. С юмором смеются над недостатками любимого. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направляется. Английский писатель Дж. Мередит прямо определяет юмор как способность смеяться над тем, что любишь. С юмором относятся к смешным маленьким слабостям или не очень существенным и во всяком случае безобидным недостаткам, когда чувствуется, что за ними серьёзные реальные достоинства. Чувство юмора предполагает, таким образом, наличие в одном явлении или лице и отрицательных и положительных сторон. Юмористическое отношение к этому факту, очевидно, возможно лишь, пока в нашей оценке положительные моменты перевешивают отрицательные. По мере того как это соотношение в наших глазах сдвигается и отрицательные стороны получают в нём перевес над положительными, чувство юмора начинает переходить в чувство трагического или во всяком случае проникаться трагическими нотками; в добродушный смех юмора включается боль и горечь. Таким не лишённым трагизма юмором был юмор Н. В. Гоголя: недаром Гоголь характеризовал свой юмор как видимый миру смех сквозь невидимые миру слёзы.
Психология bookap
Чистый юмор означает реалистическое «приятие мира» со всеми смехотворными слабостями и недостатками, которых не чуждо в реальной действительности обычно даже самое лучшее, но и со всем тем ценным, значительным и прекрасным, что за этими недостатками и слабостями скрывается. Чистый юмор относится к миру, как к любимому существу, над смешными сторонами и милыми маленькими слабостями которого приятно посмеяться, чтобы почувствовать особенно остро его бесспорные достоинства. Даже тогда, когда юмор серьёзнее относится к тем недостаткам, которые вызывают смех, он всегда воспринимает их как сторону, как момент положительной в своей основе действительности.
Ирония расщепляет то единство, из которого исходит юмор. Она противопоставляет положительное отрицательному, идеал действительности, возвышенное смешному, бесконечное конечному. Смешное, безобразное воспринимается уже не как оболочка и не как момент, включённый в ценное и прекрасное, и тем более не как естественная и закономерная форма его проявления, а только как его противоположность, на которую направляется остриё иронического смеха. Ирония разит несовершенства мира с позиций возвышающегося над ними идеала. Поэтому ирония, а не более реалистический по своему духу юмор, была основным мотивом романтиков.
Ирония, как, впрочем, и юмор, но ирония особенно, невозможна без чувства возвышенного. В чистом виде ирония предполагает, что человек чувствует своё превосходство над предметом, вызывающим у него ироническое отношение. Когда предмет этот или лицо выступает как торжествующая сила, ирония, становясь бичующей, гневной, негодующей, иногда проникаясь горечью, переходит в сарказм. Вместо того чтобы спокойно и несколько высокомерно разить сверху, она начинает биться со своим противником хлестать и бичевать его.
Истинная ирония всегда направляется на свой объект с каких-то вышестоящих позиций; она отрицает то, во что метит, во имя чего то лучшего. Она может быть высокомерной, но не мелочной, не злобной. Становясь злобной, она переходит в насмешку, в издёвку. И хотя между подлинной иронией и насмешкой или издёвкой как будто едва уловимая грань, в действительности они противоположности. Злобная насмешка и издёвка говорят не о превосходстве, а, наоборот, выдают скрывающееся за ними чувство озлобления ничтожного и мелкого существа против всего, что выше и лучше его. Если за иронией стоит идеал, в своей возвышенности иногда слишком абстрактно, внешне, может быть, слишком высокомерно противопоставляющий себя действительности, то за насмешкой и издёвкой, которые некоторые люди склонны распространять на всё, скрывается чаще всего цинизм, не признающий ничего ценного.
Чувства комического, юмора, иронии, сарказма всё это разновидности смешного. Все эти чувства отражаются на человеческом лице, в улыбке и находят себе отзвук в смехе. Улыбка и смех, будучи первоначально выражением сначала рефлекторным элементарного удовольствия, органического благополучия, вбирают в себя, таким образом, в конце концов, все высоты и глубины, доступные философии человеческого духа; оставаясь внешне почти тем же, чем они были, улыбка и смех в ходе исторического развития человека приобретают всё более глубокое и тонкое психологическое содержание.
В то время как чувство иронии, ироническое отношение к действительности расщепляет и внешне противопоставляет позитивное и отрицательное, добро и зло, трагическое чувство, так же как и чувство юмористическое, исходит из их реального единства. Высший трагизм заключается в осознании того, что в сложном противоречивом ходе жизни добро и зло переплетаются, так что путь к добру слишком часто неизбежно проходит через зло и осуществление благой цели в силу внешней логики событий и условий ситуации влечёт за собой прискорбные последствия. Трагическое чувство рождается из осознания этой фактической взаимосвязи и взаимозависимости добра и зла. Юмористическое отношение к этому положению возможно только, поскольку зло рассматривается лишь как несущественный момент благой в своей основе действительности, как преходящий эпизод в ходе событий, который в конечном счёте закономерно ведёт к благим результатам. Но когда зло начинает восприниматься как существенная сторона действительности, как заключающееся в самой основе и закономерном ходе её, юмористическое чувство неизбежно переходит в чувство трагическое. При этом трагическое чувство, констатируя фактическую взаимосвязь добра и зла, остро переживает их принципиальную несовместимость.
Психология bookap
Трагическое чувство тоже, хотя и совсем по-иному, чем ирония, связано с чувством возвышенного. Если в иронии возвышенное внешне противостоит злу, низменной действительности, то для трагического чувства возвышенное вступает в схватку, в борьбу со злом, с тем, что есть в действительности низменного.
Из трагического чувства рождается особое восприятие героического чувство трагического героя, который, остро чувствуя роковую силу зла, борется за благо и, борясь за правое дело, чувствует себя вынужденным неумолимой логикой события иногда идти к добру через зло.
Чувства юмора, иронии, трагизма это чувства, выражающие очень обобщённое отношение к действительности. Превращаясь в господствующее, более или менее устойчивое, характерное для того или иного человека общее чувство, они выражают мировоззренческие установки человека. Не служа специальным побуждением для какого-нибудь частного действия, как, например, связанное с влечением к какому-нибудь предмету чувство удовольствия или неудовольствия от какого-нибудь чувственного раздражителя, чувство трагического, юмор, ирония, отражая обобщённое отношение человека к миру, опосредованно сказываются на всём его поведении, на самых различных его действиях и поступках, во всём образе его жизни.
В развитии эмоций можно, таким образом, наметить следующие ступени: 1) элементарные чувствования, как проявления органической аффективной чувствительности, играющие у человека подчинённую роль общего эмоционального фона, окраски, тона или же компонента более сложных чувств, 2) разнообразные предметные чувства в виде специфических эмоциональных процессов и состояний; 3) обобщённые мировоззренческие чувства; все они образуют основные проявления эмоциональной сферы, органически включённой в жизнь личности. Наряду с ними нужно выделить отличные от них, но родственные им аффекты, а также страсти.
Аффекты.
Аффект это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчинённую сознательному волевому контролю разрядку в действии. Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности. Дезорганизующая роль аффекта может отразиться на моторике, выразиться в дезорганизации моторного аспекта деятельности в силу того, что в аффективном состоянии в неё вклиниваются непроизвольные, органически детерминированные, реакции. «Выразительные» движения подменяют действие или, входя в него как часть, как компонент, дезорганизуют его. Эмоциональные процессы по отношению к предметным действиям нормально выполняют лишь «тонические» функции, определяя готовность к действию, её темпы и т. п. В аффекте эмоциональное возбуждение, получая непосредственный доступ к моторике, может дезорганизовать нормальные пути её регулирования.
Психология bookap
Аффективные процессы могут представлять собой дезорганизацию деятельности и в другом, более высоком, плане, в плане не моторики, а собственно действия. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. В состоянии аффекта человек «теряет голову». Поэтому в аффективном действии в той или иной мере может быть нарушен сознательный контроль в выборе действия. Действие в состоянии аффекта, т. е. аффективное действие, как бы вырывается у человека, а не вполне регулируется им. Поэтому аффект, «сильное душевное волнение» (говоря словами нашего кодекса) рассматривается как смягчающее вину обстоятельство.
Аффективный характер приобретают по преимуществу эмоциональные процессы, имеющие максимально личностный, минимально опредмеченный характер, например чувства, связанные с влечением, а не эстетические чувства.
Аффективные состояния, будучи эмоциональными образованиями большого напряжения и взрывной силы, дают обычно особенно значительные внутриорганические изменения и яркие выразительные реакции.
Аффективные взрывы вызываются обычно конфликтом противоположно направленных тенденций, сверхтрудным торможением задержкой, какой-нибудь навязчивой тенденции или вообще сверхсильным эмоциональным возбуждением. Роль конфликта противоположно направленных тенденций или задержки какой-нибудь навязчивой тенденции в качестве механизма аффекта выявило на обширном и разнообразном экспериментальном материале посвящённое аффектам исследование А. Р. Лурия.152 По данным этого исследования, конфликт вызывает тем более резкое аффективное состояние, чем ближе к моторной сфере он разыгрывается: здесь в аффективном состоянии нарушаются прежде всего высшие автоматизмы, утрачиваются обобщённые схемы действий. По мере того как конфликт переносится в интеллектуальную сферу, его патогенное влияние обычно ослабляется, и аффект легче поддаётся преодолению.
152 А. Р. Лурия, неопубликованная докторская диссертация, существенно переработанное исследование, появившееся в печати в 1931 г. по-русски и в 1933 г. по-английски в Америке; А. Р. Лурия, К анализу аффективных процессов: Дис. … докт. психол. наук. М., 1937.
Конфликтная, напряжённая ситуация, в которой образуется аффект, определяет вместе с тем и стадию, в которой он может и значит должен быть преодолён. Если часто говорят, что человек в состоянии аффекта теряет голову и потому совершает безответственные поступки, то в известном смысле правильно обратно: человек потому теряет голову, что, отдавши себя во власть аффекта, предаётся безответственному действию выключает мысль о последствиях того, что он делает, сосредоточивается лишь на том, что его к этому действию толкает; именно сам этот процесс напряжённого бездумного действия без мысли о последствиях, но с острым переживанием порыва, который тебя подхватывает и несёт, он-то именно пуще всего дурманит и пьянит. Законченно аффективный характер эмоциональная вспышка приобретает лишь тогда, когда она прорывается в действии. Поэтому вопрос должен ставиться не так: преодолевайте неизвестно каким образом уже овладевший вами аффект, и вы не допустите безответственного аффективного поступка как внешнего выражения внутри уже в законченном виде оформившегося аффекта; а скорей так: не давайте зародившемуся аффекту прорваться в сферу действия, и вы преодолеете свой аффект, снимете с нарождающегося в вас эмоционального состояния его аффективный характер. Чувство не только проявляется в действии, в котором оно выражается, оно и формируется в нём развивается, изменяется и преобразуется.
Communicating to Connect — Модуль 1
Раздел 8 Модуль 1
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
- Определение эмоций
- Различие между эмоциями и настроением.
- Описать физиологические, когнитивные и социальные теории эмоций.
- Определите характеристики различных типов эмоций.
Наш эмоциональный опыт
Вы собираетесь встать, чтобы произнести речь, и вам действительно нервничает. Вы можете почувствовать тошноту, слабость, головокружение, ваше сердце может сильно биться. Когда вы начинаете произносить свою речь, вы начинаете чувствовать себя лучше, и к тому времени, когда ваша речь заканчивается и вы садитесь, на вас накатывает облегчение — вы закончили. Интенсивность, которую вы чувствовали перед презентацией (также называемая боязнью публичных выступлений), истощала. То, что вы испытали, было эмоцией. В этом модуле мы хотим познакомить вас с человеческими эмоциями и их характеристиками.
Что такое эмоции?
Мы определяем эмоции как реакции нашего тела и нашу интерпретацию внутренних или внешних триггеров, которые могут либо помочь, либо помешать достижению наших целей (Oatley, Johnson-Laird, 1996). Существует множество различных определений эмоций, но наиболее распространенными являются гнев, печаль и радость. Эмоции отличаются от настроений . Настроения наше общее расположение или состояние чувств. Настроение может длиться днями. У них нет конкретной причины или триггера .
Например, у нас нет проблем с определением того, что конкретно вызвало у нас отвращение. Возможно, это был вонючий подгузник в гостиной. Но мы, возможно, не сможем сказать, почему мы начали день с таким плохим прогнозом. Мы почти уверены, что все, к чему мы прикасаемся, не сработает. Конечно же, вы сжигаете тост, включаете машину не на той передаче, поскальзываетесь на тротуаре и чуть не падаете по дороге в класс, потом проливаете кофе на бумаги, которые должны сдать, а затем, когда вы, наконец, возвращаетесь домой из занятий вы понимаете, что заперлись в своей квартире. Мы можем просто проснуться однажды утром и почувствовать, что в этот день ничего не получится.
Настроения обычно недостаточно интенсивны, чтобы вызвать физиологические изменения, которые часто вызывают эмоции. Когда мы испытываем эмоции, они интенсивны и, к счастью, недолговечны. Например, то чувство беспокойства, которое вы испытывали перед выступлением, вероятно, рассеялось после того, как выступление было закончено, или если вы узнали, что речь больше не требуется произносить. Вы не сможете поддерживать такую интенсивность эмоций очень долго — переживание сильных эмоций напрягает тело и может быть эмоционально изнурительным (Гейнс, 19 лет).83). В таблице 1 ниже приведены некоторые ключевые отличительные признаки эмоций и настроений.
Таблица 1
Эмоции и настроения
Исследователи сосредоточились на семи основных эмоциях : радость/счастье; грусть; злость; отвращение; презрение; удивление; и страх. Эти базовые эмоции называются первичными эмоциями (Ekman & Friesen, 1986) . Тем не менее, рассмотрение только этих основных эмоций на самом деле слишком упрощает то, что мы, люди, на самом деле испытываем. Другими словами, они дискретны и состоят только из одной эмоции. Смешанные эмоции — это противоположные валентности (одна положительная, например радость, а другая отрицательная, например печаль), переживаемые одновременно (Trampe et al., 2015).
Например, мы можем испытывать грусть, но также и радость, когда достигаем важной вехи, такой как окончание средней школы. Обычно мы испытываем смесь эмоций. Вторичные эмоции состоят из нескольких первичных эмоций . Например, когда кто-то испытывает ревность в романтических отношениях. Ревность часто представляет собой смесь гнева, страха потерять этого человека и печали или беспокойства по поводу ожидания этой потери.
Если мы допустили ошибку во время собеседования, мы можем рассердиться, но также и смутиться, потому что другие люди увидели нашу ошибку. Представьте, что вы получили пятерку на экзамене по химии, вы можете гордиться хорошо выполненной работой, а также чувствовать облегчение от того, что ваша учеба окупилась, а также быть счастливыми от того, что вы можете расслабиться на выходных вместо учебы.
Доктор Пол Экман, один из ведущих мировых экспертов по эмоциям, представил самые убедительные на сегодняшний день доказательства существования семи универсальных выражений эмоций на лице. В его исследованиях изучалась точность людей после просмотра фотографий выражений лица (Экман и др., 19).69). Выражение отвращения на лице, например, легко и точно распознается в разных культурах при определении выражения эмоций. Исследование Экмана убедительно свидетельствует о том, что существуют определенные эмоции, которые являются универсальными.
Исследователи также концептуализировали эмоции как изменяющиеся по двум осям (Russell & Barrett, 1999). Эта двухмерная концептуализация эмоций показана на рисунке 1 ниже. Любое эмоциональное переживание представляло собой определенную комбинацию точек или координат, меняющихся по X ( валентность) и Y ( возбуждение) ось. Валентность — это то, является ли что-то положительным (приятным) или отрицательным (неприятным). Возбуждение относится к уровню интенсивности или активации в теле, когда мы испытываем эмоцию. На рисунке 1 вы можете видеть, что эмоция удивления имеет самый высокий уровень активации из всех эмоций, в то время как грусть имеет самый низкий уровень активации и находится в квадранте с другими переживаниями, которые включают деактивацию (например, депрессия, вялость, устал). Так, например, гнев будет считаться негативным, неприятным (валентность) и более высоким (интенсивность/уровень возбуждения) уровнем активации, чем печаль. .
Внутренний круг представляет основной аффект или настроение, а внешний круг показывает типичные испытываемые эмоции. Два измерения полезны для дальнейшего определения эмоций друг от друга. Например, отвращение, гнев и страх неприятны и активируются в среднем или сильном диапазоне. Точно так же счастье и удивление разделяются уровнем активации и тем, насколько приятным является переживание эмоции.
Рисунок 1
Эмоции в циркумплексной модели (Barrett & Russell, 1988) различаются по двум параметрам:
После размышлений о сложности процесса и опыта эмоционального выражения становится понятно, что структура эмоций более сложна, чем когда-то исследователи. мысль.
Структура эмоций
Поскольку эмоции субъективны (Barrett et al., 2007), исследователи полагаются на сообщения участников о том, какие эмоции они испытывают при определенных триггерах. Исследователи изучили структуру эмоций, и говорят, что эмоции имеют «нечеткие границы» в том смысле, что трудно сказать, где начинается одна эмоция и заканчивается другая (Fehr & Russell, 19).84 ) . Имеет смысл, что есть нечеткие границы или градиенты, которые скользят в каждую эмоцию. Людям трудно точно идентифицировать свои эмоции, бывают смеси эмоций и эмоции с разной интенсивностью. И в соответствии с этой двухмерной моделью эмоций на рисунке 1 мы видим, что одна эмоция отличается от другой уровнем активации или дезактивации, а также тем, является ли опыт приятным или более неприятным. Например, если вы видите, как издеваются над маленьким ребенком возле универмага, и решаете, как вмешаться, что вы чувствуете — гнев, страх или страх?
Уровень активации может помочь нам понять, когда вы с большей вероятностью почувствуете страх, чем гнев. Вы можете назвать это гневом, если вы испытываете достаточную активацию триггера (видя, как над ребенком издеваются), что приводит к реакции «бей или беги». Реакция драки будет означать, что вы, вероятно, подойдете к хулигану и вмешаетесь. Если вы испытываете еще более высокий уровень активации, возможно, вы на самом деле испытываете страх. Скорее всего, вы сбежите или решите не приближаться к обидчику.
Валентность или степень, в которой мы воспринимаем опыт как приятный или неприятный, также может пролить свет на то, испытываем ли мы одну эмоцию или другую. Например, подумайте о разнице между грустью и усталостью. Чувство грусти более неприятно, чем просто чувство усталости. Еще одно различие между грустью и усталостью заключается в том, что, когда вы испытываете усталость, вы еще более деактивированы, чем когда вам грустно. Депрессия более неприятна, чем утомление, и имеет несколько более высокий уровень активации, чем апатия.
Теперь, когда мы видим, как полезно исследовать структуру эмоций, чтобы отличить одно эмоциональное переживание от другого, мы рассмотрим исследование, направленное на углубление нашего понимания повседневных эмоциональных переживаний. Исследователи недавно классифицировали эмоции на 27 взаимосвязанных эмоций (Cowen & Keltner, 2017), которые имеют почти форму внешних точек паутины
Рис. Адаптировано из Cowen & Keltner (2017)
Все эти эмоции различаются по количеству 14 аффектов, которые, по словам участников, они испытали. Этими категориями воздействия были подход; возбуждение; внимание; уверенность; обязательство; контроль; доминирование; усилие; справедливость; личность; обструкция; безопасность; подъем; и валентность. На рисунке 2 переживание ностальгии включает различные уровни 14 категорий аффектов. Желтая область показывает степень, в которой люди испытывают ностальгию по каждой из 14 категорий аффектов.
Все это составляет то, что можно описать как одну большую паутину возможных эмоций, которые мы испытываем. Коуэн и Келтнер (2017) стремились собрать данные об эмоциональных переживаниях людей, прочесав Интернет в поисках более 2120 видеоклипов средней продолжительностью пять секунд, которые могли бы вызвать эмоции у зрителей.
Ролики показывали вызывающие воспоминания события жизни, включая рождение, половые акты, смерть, рвоту, фекалии, смущение, гнев, печаль, тревогу, спокойствие, ностальгию и многие другие. Они использовали более 2100 человек, которые просмотрели 20-30 видеороликов и сами сообщили о своих эмоциях.
Определенные группы просмотрели и оценили 30 видеороликов также по разным градиентам эмоций. Участники смотрели случайные видеоролики и описывали свои эмоциональные переживания во время видео. Они также оценили эмоциональные переживания по 14 аффективным категориям: подход; возбуждение; внимание; уверенность; обязательство; контроль; доминирование; усилие; справедливость; личность; обструкция; безопасность; подъем; и валентность. Когда исследование было завершено, исследователям удалось собрать данные об эмоциональных переживаниях из более чем 324 066 индивидуальных суждений об эмоциональных переживаниях!
Три взгляда на эмоциональный опыт
Существует множество теорий эмоций, но мы сосредоточимся на теориях, основанных на трех общих взглядах. Каждый из этих взглядов концептуализирует эмоциональную функциональность в повседневной жизни. Эти взгляды бывают физиологическими, когнитивными или социальными.
Физиологические
Физиологические взгляды на эмоции рассматривают реакцию тела на раздражители как эмоции. «Биологический взгляд на эмоции предполагает, что определенные нейротрансмиттеры вызывают разные эмоции. Другими словами, когда нейрон пересекает синапс, эта передача создает то, что мы переживаем как эмоцию. Разные нейротрансмиттеры создают разные эмоциональные состояния . Критики этого подхода утверждают, что исследовать только передачу нейронов — значит упустить тот самый человеческий опыт, которым являются эмоции. Большинство утверждает, что эмоции — это не просто один компонент, и что эмоции включают в себя другие компоненты (например, химические реакции, поведение, процессы, оценки событий и мысли). Однако каждая из точек зрения представляет свой способ объяснения эмоций как наиболее точный. Большинство современных исследователей эмоций могут согласиться с тем, что эмоции многомерны, подвержены влиянию окружающей среды, включают физиологические процессы, а также что эмоции зависят от нашего восприятия и интерпретации.
Хотя мы можем использовать наше вербальное и невербальное поведение для выражения эмоций, эмоции — это не просто поведение. Злость — это не просто стук в руль, когда вас подрезают в пробке. Исследователи, согласные с этой физиологической точкой зрения, часто утверждают, что трудно отделить реакцию организма на раздражитель от переживания эмоции. Например, является ли гнев, который мы испытываем, просто состоянием нервной системы? Физиологические взгляды на эмоции утверждают, что когда мы испытываем эмоциональный триггер (видим, как медведь гризли бросается на нас), мы испытываем эмоцию либо одновременно с триггером, либо из-за триггера. С физиологической точки зрения, когда мы видим медведя, мы испытываем страх, и этот страх это реакция организма (учащение пульса, расширение зрачков и адреналина).
Другие исследователи, придерживающиеся этой точки зрения, утверждают, что эмоциональная реакция представляет собой двухэтапный процесс. Сначала мы видим медведя. Затем тело реагирует на триггер, связываясь с мозгом, чтобы выпустить химические вещества. Высвобождение химических веществ вызывает эмоции. Мы знаем, что наши эмоции — это больше, чем просто неврологические процессы (Barrett et al., 2007).
Давайте рассмотрим пример, иллюстрирующий физиологический взгляд. На дневное ток-шоу были приглашены гости, которые очень боялись клоунов. Любые клоуны заставляли одного гостя запираться от страха. Какой самый эффективный способ уменьшить страх гостя перед клоунами (триггер)? Вместо того, чтобы постепенно показывать гостю изображения клоунов, затем фильмы о цирках, затем примерять клоунский грим, а затем, наконец, общаться с живым клоуном, сотрудники ток-шоу загнали гостя в дом ужасов злобных клоунов. Вместо того, чтобы избавить гостя от сильного страха перед клоунами, мероприятие, скорее всего, усилило страх и вызвало еще большую травму.
Вместо того, чтобы сосредотачиваться на причинно-следственных связях, другие исследователи сосредотачивают свое исследование на том, что люди говорят о своих эмоциональных переживаниях. Эти исследователи считают, что сообщения людей о том, что они пережили, являются лучшим источником информации. Мы что-то чувствуем, когда испытываем эмоции, и это чувство составляет часть структуры эмоций. Как вы думаете, что гость ток-шоу вспоминает о своем опыте в доме ужасов, заполненном людьми, одетыми как клоуны?
Мы знаем, что сильные эмоции вызывают изменения в нашем теле. Например, если кто-то случайно ударит молотком по пальцу, он, вероятно, закричит от боли и, возможно, громко выругается. Их глаза могут начать слезиться, их пульс может увеличиться, и они могут начать потеть. Являются ли эти физиологические результаты такими же, как эмоции? Некоторые теоретики эмоций объясняют, что физиологические результаты возникают из-за эмоционального опыта. они происходят из-за эмоционального переживания того, что мы охарактеризовали бы как реакцию на боль.
Гнев — не единственная эмоция, которая может вызывать физиологические последствия. Мы можем заболеть беспокойством. Студенты, которые испытывают сильную тревогу перед публичным выступлением, могут чувствовать слабость, потливость, обмороки, проблемы с желудком и учащенный пульс (Bodie, 2010). Горе — еще одна сильная эмоция, вызывающая изменения в нашем теле. Возможно, вы получите плохие новости, у вас может возникнуть туннельное зрение, отсутствие осознания вашего окружения, давление в груди, одышка. Когда человек может определить, какие изменения в своем теле он испытывает, это может помочь ему / ей узнать, как справляться с этими эмоциями.
Мы также знаем, что физиологические изменения могут вызывать эмоции. Увеличение гормонов, таких как окситоцин, после рождения ребенка приводит к сильному переживанию любви и тепла по отношению к младенцу (Scatliffe, 2019). Когда нам не хватает определенного количества гормонов, хранящихся в организме, например необходимого накопления серотонина, мы можем испытывать депрессию.
Когнитивный
Когнитивный Теоретики считают, что то, как мы обозначаем эмоцию, зависит от того, назначаем ли мы положительное или отрицательное значение триггеру. Итак, два человека могут иметь один и тот же триггер, скажем, они оба спят, пока утром не сработает будильник, чтобы добраться до работы. Однако человек А не волнуется и не испытывает такого сильного беспокойства по поводу этого события, как человек Б. Человек А склонен придавать более нейтральное или даже положительное значение сну по будильнику, потому что у него есть еще двадцать минут сна. Человек может посмотреть на ситуацию и подумать: «Это того стоило!» Они могут продолжать рассуждать так: «Мне просто придется объяснить, что произошло, и поработать еще 30 минут, чтобы наверстать упущенное. Я контролирую эту ситуацию».
Человек Б резко просыпается, вы сбиты с толку. Что ты забыл? Будильник! Теперь ты опоздаешь, думаешь ты. Ваш пульс учащается, на шее выступает пот. Вы паникуете. Следовательно, даже если у двух людей один и тот же триггер, переживаемая эмоция и реакция тела на нее могут быть совершенно разными. Почему это? Взгляд на социальный взгляд на эмоции может дать некоторые ответы.
Социальный
Одна из причин, по которой вы можете испытывать сильные эмоции, в отличие от других, заключается в том, что наше восприятие триггера имеет значение, когда мы испытываем эмоции. Действительно, трудно обсуждать когнитивные аспекты эмоций, не упоминая социальную среду. Вербальные и невербальные символы передают эмоции. Аверилл (1980) утверждал, что эмоции социально сконструированы, и мы даем вербальные и невербальные сигналы о том, какие эмоции мы испытываем и какие эмоции уместны для других. Аргумент Аверилла представляет собой социальный подход к эмоциям. Столкнувшись с эмоциональной ситуацией, мы обращаемся к окружающим за визуальными сигналами.
Например, вы когда-нибудь видели, как маленький ребенок бежит и падает, и оглядывается, чтобы увидеть, как люди реагируют на его падение? Они используют выражение лица других, чтобы определить, должны ли они вызывать слезы или нет. Их мысли могут быть примерно такими: если это будет серьезно, мои родители прибегут и будут выглядеть обеспокоенными (визуальные подсказки), и поэтому этот эпизод падения должен быть более болезненным. Однако, когда родитель говорит что-то вроде «хорошо, спаси!» или делает вид, что ребенок только что успешно заскользил на базу в бейсболе, «вы в безопасности!» тогда ребенок увидит, что его или ее родители согласны с тем, что они падают, и они с большей вероятностью не назовут этот опыт (падение) негативным. У них может быть меньше шансов вызвать слезы по своим родителям. В конечном счете, они с меньшей вероятностью будут испытывать боль при падении. Именно таким образом эмоциональный опыт ребенка социально конструируется и передается через взаимодействие с другими. Позже мы увидим, что наши мысли играют большую роль в формировании эмоций.
Рисунок 3 :
Три подхода к эмоциям
Резюме
В этом разделе мы определили эмоцию и отделили ее от настроения или общего настроения. Затем мы увидели, как устроены эмоции. Наши эмоции сложны, и их можно сравнить с внешними точками паутины. Наконец, мы познакомились с физиологическими, когнитивными и социальными представлениями об эмоциях.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Задание 1: Вопросы для обсуждения
Задайте своим учащимся следующие вопросы, чтобы начать обсуждение эмоций:
- Вы когда-нибудь были парализованы страхом? Сколько времени потребовалось, чтобы эмоции улеглись? Ты сказал себе уйти от спускового крючка? Что сработало лучше всего? Так как же заставить кого-то меньше чего-то бояться?
- Можете ли вы вспомнить эмоциональную реакцию на что-то, что идет не так? Была ли у вас более сильная реакция, чем вы думали? Что послужило спусковым крючком?
- Как вы думаете, что бы вы почувствовали, если бы споткнулись и упали в пустом классе? Как насчет комнаты, полной одноклассников?
Упражнение для класса 2. Упражнение «Селфи с телефоном»
Это задание дает вашим учащимся возможность использовать свое самое ценное имущество в классе — смартфон. После обсуждения важности выявления эмоций в себе и в других, пусть учащиеся разделятся на небольшие группы и назначат им определенную эмоцию. Например, вы можете использовать семь основных эмоций или попросить их попытаться повысить точность, используя пару из 27 эмоциональных переживаний, которые изучаются в исследованиях эмоций. Предложите учащимся сделать селфи своих лиц, пытаясь изобразить каждое из эмоциональных проявлений. Затем попросите партнера посмотреть на картинки в телефоне и попытаться расшифровать каждую из эмоций. Попросите учащихся рассказать о своих предположениях/интерпретациях каждого селфи. Если есть достаточно времени, пусть несколько групп поделятся своими фотографиями, которые было труднее всего расшифровать.
Подведение итогов: Насколько точно вы расшифровали эти эмоции? Что поможет вам быть более точным?
ССЫЛКИ
Аверилл, Дж. Р. (1980). Конструктивистский взгляд на эмоции. В Плутчик Р. и Келлерман Х. (ред.), Теории эмоций (стр. 305–339). Академическая пресса. https://doi.org/10.1016/C2013-0-11313-X
Барретт, Л. Ф., Мескита, Б., Окснер, К. Н., и Гросс, Дж. Дж. (2007). Опыт эмоций. Ежегодный обзор психологии , 58 , 373–403.
Боди Г. Д. (2010). Учащенное сердцебиение, стук в коленях и навязчивые мысли: определение, объяснение и лечение беспокойства перед публичными выступлениями, Communication Education, 59, 70-105.
Коуэн, А.С. и Кельтнер, Д. (2017). Самоотчет фиксирует 27 различных категорий эмоций, соединенных непрерывными градиентами. Труды Национальной академии наук , 114, 1-10. https://doi.org/10.1073/pnas.1702247114
Экман П. и Фризен В. В. (1986). Новое общекультурное выражение эмоций. Мотивация и эмоции , 10 , 159-168.
Экман П.Е., Соренсон Р. и Фризен В.В. (1969). Панкультурные элементы в проявлениях эмоций на лице . Наука, 4, 86-88.
Гейнс, Дж., и Джермиер, Дж. (1983). Эмоциональное истощение в организации с высоким уровнем стресса. The Academy of Management Journal, 26 (4), 567-586.
Фер, Б., и Рассел, Дж. А. (1984). Понятие эмоции с точки зрения прототипа. Journal of Experimental Psychology: General, 113 (3), 464–486. https://doi.org/10.1037/0096-3445.113.3.464
Скэтлифф, Н., Касавант, С., Виттнер, Д., и Конг, X. (2019). Окситоцин и раннее взаимодействие родителей и младенцев: систематический обзор, International Journal of Nursing Sciences, 6, 445-453. https://doi.org/10.1016/j.ijnss.2019.09.009.
Рассел, Джеймс и Барретт, Лиза. (1999). Основной аффект, прототипические эмоциональные эпизоды и другие вещи, называемые эмоциями: Препарирование слона. Журнал личности и социальной психологии , 76 , 805-19.
Трампе, Д., Куойдбах, Дж., и Таке, М. (2015). Эмоции в повседневной жизни. PloS one , 10 (12), e0145450. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0145450
ГЛОССАРИЙ
Основные эмоции : физиологический ответ и когнитивная интерпретация внутренних или внешних триггеров, которые приводят к семи универсальным выражениям лица, включая радость/счастье; грусть; злость; отвращение; презрение; удивление; и страх.
Эмоция : Физиологическая реакция и когнитивная интерпретация внутренних или внешних триггеров.
Выражение: Передача эмоций посредством вербальной и невербальной коммуникации.
Смешанная эмоция: Одновременное переживание двух разных и противоположных эмоций (например, радость и печаль).
Настроение: Общее расположение или состояние чувств человека.
Уровень интенсивности/возбуждения: Характеризует, является ли эмоция высокой (например, гнев) или низкой (например, спокойствие).
Первичная эмоция: Эмоции, которые объединяются или смешиваются, чтобы стать вторичной эмоцией.
Вторичная эмоция: Смесь двух или более первичных эмоций.
Валентность: Указывает, воспринимается ли эмоциональное переживание или эмоция как отрицательное или положительное.
Медиаактивность 1: Интерактивный эксперимент
Ознакомьтесь с Интерактивный исследовательский сайт , созданный на основе исследования эмоций Cowen & Keltner (2017). Сайт предоставляет доступ к интерактивной карте всех видеороликов, которые использовались в эксперименте. Вы можете выбрать клип, а затем просмотреть объяснение структуры эмоций, которые испытали участники. Для каждого видео в модуле есть отдельная фигура, аналогичная рисунку 2. Посмотрите, сможете ли вы определить клип по следующим эмоциям: радость, смущение и любовь. Чем отличаются изображения 14 категорий аффектов?
Медиаактивность 2: «Это не твоя вина»
Посмотрите знаменитый отрывок из фильма «Умница Уилл Хантинг». Примените к этому взаимодействию три аспекта эмоций. Как персонажи испытывают эмоции в соответствии с этими точками зрения? Как на них реагирует терапевт?
Вот ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=UYa6gbDcx18
Атрибуция СМИ
«Бурый медведь в водоеме днем» по лицензии Pixabay находится в общественном достоянии, СС0.
«Паутина в фотографии крупным планом» по лицензии Чейза Макбрайда находится в общественном достоянии, CC0.
Раздел 8 — Модуль 2 — Влияние на эмоциональное выражение
Что такое эмоциональный дизайн? | ИксДФ
Вот вся литература по UX по Эмоциональный дизайн от Interaction Design Foundation, собранные в одном месте:
Пользовательский опыт и дизайн взаимодействия
Я открываю глаза. Сочный свет заливает комнату, щебечут птицы. Сейчас только 6:30 утра, но я чувствую себя хорошо-отдохнувшим Глава книги
Самоактуализация: иерархия потребностей Маслоу
Вещи, которые мы используем и потребляем, могут удовлетворять первые четыре уровня потребностей в иерархии потребностей Маслоу, но они не будут
- 1,1 тыс. акций
- 3 года назад
Наши три мозга — Рептильный мозг
Неврология дала много важных сведений как о структуре, так и о функциях человеческого мозга. Один из мос
- 1,1 тыс. акций
- 2 года назад
Три уровня дизайна Нормана
В человеческом уме есть множество областей, ответственных за то, что мы называем эмоциями; в совокупности эти регионы составляют
- 1к акций
- 2 года назад
Уважение: иерархия потребностей Маслоу
Потребности в уважении включают в себя уверенность, силу, веру в себя, личное и общественное признание и уважение со стороны других. Эти
- 970 акций
- 2 года назад
Концепция «Триединого мозга»
В 1960-х годах американский нейробиолог Пол Маклин сформулировал модель «Триединого мозга», основанную на разделении
- 962 акции
- 2 года назад
Наши три мозга — Эмоциональный мозг
В 1952 году Пол Маклин ввел термин «лимбическая система», который относится к взаимосвязанным структурам мозга, отвечающим за
- 922 акции
- 2 года назад
Рефлексивный уровень эмоционального дизайна
«Очевидно, что есть некоторые продукты, у которых мало шансов когда-либо стать символом в жизни людей, подобно Ethernet-маршрутизатору.
- 797 акций
- 2 года назад
Эмоциональные вычисления
Поскольку взаимодействие человека с компьютером (HCI) и дизайн взаимодействия перешли от разработки и оценки приложений, ориентированных на работу Глава 9 книги0005
Создание эмоциональных связей
Люди формируют эмоциональные связи и ассоциации с вещами, которые они используют и с которыми сталкиваются на протяжении всей своей жизни. Тес
- 774 акции
- 2 года назад
Эмоции и дизайн сайта
Эта глава посвящена гедонистическим или аффективным элементам (сноска 1) дизайна веб-сайта и возможностям такого дизайна Глава 9 книги0005
Наши три мозга — рациональный мозг
Модель триединого мозга может быть не совсем точным описанием человеческого мозга и его развития, но концепция
- 664 акции
- 3 года назад
Рептильный мозг: эмоции и дизайн
Мозг рептилий Человеческий мозг, возможно, развился, чтобы наделить нас способностями, далеко недоступными другим животным.
- 600 акций
- 2 года назад
Эстетика и форма должны держаться за руки
В этой статье рассматриваются две тесно связанные идеи, касающиеся внешности. Наш мир дизайна вращается вокруг красивых изображений.
- 598 акций
- 2 года назад
Использование истории и эмоций в геймификации
Проекты геймификации могут извлечь выгоду из функций повествования; эти особенности могут помочь вызвать эмоциональные связи с
- 595 акций
- 3 года назад
Эмоции и дизайн
Факторы, характерные для вещей, которые мы используем в повседневной жизни, влияют на то, как мы себя чувствуем, когда их используем.