Виды и функции эмоций – —

Функции и виды эмоций

За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали связывать следующие положительные функции: Мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.

Мотивационно-регулирующая функциязаключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.

Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.

Сигнальная функция. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.

Установлено, что чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма эмоций, которую оно способно переживать.

Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций — 

положительные и отрицательные. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, горе может вызвать апатию, бездеятельность у слабого человека, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

Модальность — основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражительность, ярость — гнева; веселье, ликование, торжество — радости.

К. Изард выделил следующие основные эмоции

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоции. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость.

Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы их выражения. Основные формы проявления эмоций — чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство.

Чувственный тон выражается в том, что многие ощущения человека имеют свою эмоциональную окраску. То есть люди, не просто ощущают какой-либо запах или вкус, а воспринимают его как приятный или неприятный. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А. Н. Леонтьев считал одним из существенных качеств человеческого познания феномен, который называл “пристрастностью” отражения мира.

Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их главными характеристиками считают относительно малую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую внешнюю наглядность.

Нравственные чувства отражают отношение человека к требованиям морали. Система нравственных чувств российского человека состоит из чувства справедливости, чести, долга, ответственности, патриотизма, солидарности. Нравственные чувства тесно связаны с мировоззрением человека, его убеждениями, помыслами, принципами поведения.

В общении следователя и судьи с участниками уголовного процесса эмоции и чувства играют особую роль. В частности, без них было бы невозможно достижение контакта с допрашиваемыми, в особенности в конфликтных ситуациях. Однако, являясь необходимыми и неизбежными, эмоции и чувства в расследовании и рассмотрении уголовного дела играют не только положительную роль. Отрицательные эмоциональные состояния следователя и судьи могут нарушать, а иногда и разрушать их деятельность. Эмоции и чувства способны вызывать представления, не соответствующие действительности. Под влиянием чрезмерных чувств следователь или судья могут иногда прийти к результатам, лишь желаемым, но далеким от истинного положения дел.

students-library.com

Виды и функции эмоций

Виды и функции эмоций

Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет)

Кафедра «Прикладная психология»

Реферат

по дисциплине «Психология»

на тему:

«Виды и функции эмоций»

Выполнил:

студент группы Б1-4

Иван Алексеев Андреевич

Научный руководитель:

Крылов Андрей Юрьевич

Москва 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Общее представление об эмоциях

.1 Сущность эмоций и их роль в жизни человека

.2 Психологические теории эмоций

Глава 2. Виды и основные функции эмоций

.1 Эмоциональные выражения как основные виды эмоций

.2 Функции эмоций в жизнедеятельности человека

Заключение

Список литературы

Введение

Когда мы читаем книгу, слушаем музыку, смотрим кино, наблюдаем на что-либо или ищем ответы на какие-то вопросы, то эти выполняемые работы могут нас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Эмоциями называют такие состояния, как радость, грусть, печаль, страх, восторг, гнев, тоска, отвращение, гордость, удивление и так далее. Все эти чувства и эмоции проявляют отражательной психической деятельности человека. Эти эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Они возникают только в процессе деятельности и познания человека, возникают в определенных психических переживаниях и влияют на ее протекание. Эмоции проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. Мы всегда реагируем эмоционально на предложенные жизнью ситуации. Например, при радости и веселье у нас проявляются смех, громкая речь, мы прыгаем, танцуем и поём от радости. А при печали и тоске все наоборот: замедления движений, чувствуем слабость, у нас могут появиться слезы. Мы привыкли говорить о том, что мы радуемся или сердимся, и все эти действия выражают состояние нашей души.

Поэтому мне захотелось каким- то образом объяснить состояние человеческих эмоций. Я поставил перед собой задачу изучить более основательно сущность и виды эмоций и их роль в нашей жизни. В результате работы я взял для себя много нового и интересного, и на многое стал смотреть по-другому. Цель настоящей работы — рассмотреть эмоциональных состояний человека.

Структура данной работы — состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 14 страницах.

Глава 1. Общее представление об эмоциях

.1 Сущность эмоций и их роль в жизни человека

В процессе существование человека появилась особая форма проявления отражательной функции мозга — эмоции. Они являются одним из основных механизмов регуляции состояния организма и деятельности человека. Эмоция — нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия. Это различные психические явления, выражающие отражающих в форме непосредственного переживания, приятных или неприятных ощущений, отношения человека к людям и к себе и результаты его деятельности. Эмоции выражаются мимикой, жестью, восклицаниями и звуками.

«Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли…» — отмечает Ф. Энгельс.

Настроения, чувства, аффекты, страсти — являются основными классами эмоций. Эмоции возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. Они могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно.

Рис 1. Социально-психологический конструкт эмоция

Все эмоции подразделяются на положительные (приятные) и отрицательные (неприятные). К положительным эмоциям относятся те эмоции, которые эффективно выражаются и высвобождаются (например, радость, счастье, веселье, гордость и так далее), а к негативным те, которых человек избегает и отрицает (например, страх, грусть, злость, горе и так далее), но количество видов отрицательных эмоций в несколько раз превосходит количество видов положительных эмоций. Эмоцию можно еще назвать «витамин жизни». Например, когда мы купим билет в кино или на какой-нибудь аттракцион, мы фактически платим за эмоции (радость, веселье).

Эмоции играют важную роль в нашей жизни. Главная роль эмоций заключается в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, даже не пользуясь речью, мы можем сообщать друг другу о своих состояниях (при помощи мимики и жестов) или оценивать выражения лица кого-либо, определять по нему эмоциональные состояния (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление). Это помогает взаимопониманию при общении. А еще эмоции важны для управления поведением человека. Эмоциональные движения человека сообщают ему информацию о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит. Маурер утверждал, что «эмоции являются одним из ключевых, фактически незаменимых факторов в тех изменениях поведения или его результатов, которые мы называем «научением».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно эмоции определяют, что значимо для человека, а что нет в данный момент, и тем самым помогает ему в разных ситуациях жизни. Эмоции — это ничто, ни слова, ни мысли, ни поступки не выражают так четко, ясно и верно нас самих, как наши чувствование.

.2 Психологические теории эмоций

В психологии эмоции часто определяется как сложное состояние чувств, которые влияют на мышление и поведение. Эмоциональность также связана с другими психологическими явлениями, как темперамент, личность <#»justify»>«Телесные изменения прямо следуют за восприятием волнующего факта, а чувство, которое они в нас вызывают, и есть эмоция».

Ланге и Джемс считали, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций — восторга, страха, гнева и волнения. Согласно данной теории событии формулируются так: мы грустим, потому что расстроены, плачем; приведены в ярость, потому что наносим удары, злые или оскорблены; мы боимся, потому что дрожим, испугались. То есть, сначала под действием внешних стимулов в организме происходят характерные изменения для эмоций и только затем появляется сама эмоция.

Теория Линдсея — Хебба

Эта теория дополняет существующие представления о связи эмоций с поведением. Согласно данной теории эмоции есть сенсорный эквивалент активирующей системы мозга. Эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения или выполнения в структурах нервной системы.

Дональд Олдинг Хебб <#»justify»>Восприятие повышения уровня активации симпатической нервной системы

Познавательные действия, связанные с интерпретацией ситуации в свете прошлого опыта.

Шехтер считал, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения. Тип или качество эмоции зависит от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. По Шехтеру физиологическое возбуждение может испытываться, как веселье или как страх (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации. Он показал, что именно память и мотивация человека вносят вклад в эмоциональные процессы. Эта теория, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно — физиологической.

Теория П.В.Симонова. Информационная теория эмоций

Оригинальную работу о причинах появления эмоций показал П. В. Симонов. Он считает, что эмоции появляются из-за недостатка или избытка сведений, которые необходимы для удовлетворения потребности. Уровень эмоциональной ситуаций определяется, по П. В. Симонову, силой потребности и величиной недостатка прагматической информации, которые необходимы для достижения цели. Информационная теория эмоций связана с павловским направлениям к изучению психической деятельности мозга.

Глава 2. Виды и основные функции эмоций

.1 Эмоциональные выражения как основные виды эмоций

эмоция психологический человек выражение

Под эмоциональными выражениями в основном выделяют 6 вид эмоций:

.Гнев

2.Страх

.Отвращение

.Удивление

5.Радость (счастье, веселье)

6.Печаль

Гнев — это чувство, которое возникает, когда человек с помощью запугивания пытается заставить других людей делать то, что он хочет. Но гнев носит разрушительный характер для отношений и собственного психологического здоровья. Однако благодаря гневу мы бессознательно ощущаем свою власть. Управлять чувством гнева очень сложно. Гнев у человека выражается в том, что лицо краснеет или горит, на лбу и на шее надуваются вены. При гневе у человека напряжены мышцы, и он может чувствовать себя раздраженным. Рот и зубы крепко сжаты Человек ощущает свою силу и хочет наносить удары. Он готов к мгновенному действию. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя человек. Гнев является источником психологической силы, которая необходима в ряде жизненных ситуаций.

Страх — это эмоция большой силы, которая оказывает заметное влияние на мышление и поведение человека. Он указывает на опасность, которую нужно избежать. Страх испытывают все люди. И у ребенка, и у взрослого есть страх. Причинами страха являются события или ситуации, которые являются сигналом опасности. Страх у человека выражаются по-разному: ужасом, запуганностью, паникой или тревожностью. При страхе человек чувствует угрозу, неуверенность и полную незащищенность. Появляется чувство опасности. Таким образом, страх является наиболее опасной из всех эмоций. Сильный страх приводит даже к смерти. Но страх не является только злом. Он может служить как предупреждающий сигнал и может изменять поведение человека.

Отвращение — это отрицательное эмоциональное состояние. В некоторых отношениях отвращение близко связано с гневом. Но оно не так опасно, как гнев. Ощущение отвращения подобно ощущению тошноты и плохого вкуса. Выражение «отвращение» обозначает нечто отвратительное на вкус. Человек стремиться отстраниться объект отвращения или изменить этот объект таким образом, чтобы он перестал вызывать отвращение. Отвращение вызывает желание физического избавление от кого-либо или чего-либо. Таким образом, при отвращении человек переживать глубокое неудовольствие

Удивление — это самая кратковременная эмоция. Это быстро проходящая реакция на внезапное и неожиданное событие. Его причиной является внезапное и неожиданное событие. Оно возникает внезапно. Удивление не является ни положительным, ни отрицательным. Но если человек испытывает приятное удивление, то он придет к его положительной оценке, если испытывает неприятное удивление, он может прийти к его отрицательной оценке. Удивительными могут быть взгляд, звук, запах, вкус или прикосновение. При удивлении у человека глаза широко раскрываются, брови поднимаются, у лба морщины и рот становиться полуоткрытым или круглым.

Радость- это одна из положительных эмоций, самое приятное состояние. Радость имеет большое значение в жизнедеятельности человека. Это внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. Если человек испытывает радость, то он справится с трудностями, достигает своих целей, чувствует уверенности. Радость облегчает повседневную жизнь. При радости у человека глаза блестят, при сильном смехе появляются слезы. Веселое настроение выражается в смехе, бесцельных движениях. Мы смеемся, прыгаем туда-сюда, поем, танцуем — все эти действия от радости.

Печаль — это тоже отрицательное эмоциональное состояние. Понятие печали считается противоположным радости <#»justify»>.2 Функции эмоций в жизнедеятельности человека

Для того, чтобы еще понять какую же роль эмоции играют в нашей жизни, необходимо рассмотреть основные функции эмоций. Психологи, отвечая на вопрос какую роль эмоции играют в жизнедеятельности человека, выделяли:

1.Коммуникативная функция

.Сигнальная функция

.Мотивационно-регулирующая функция

.Защитная функция

Коммуникативная функция. В современной жизни коммуникативная <#»justify»>Сигнальная функция заключается в том, что переживания возникают, когда в окружающей среде или в организме человека происходят изменения. Эмоциональные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека. Когда в нашем организме всё в порядке, мы переживаем приятные эмоции. Если же в организме возникают какие-либо проблемы, то мы испытываем отрицательные эмоции.

Мотивационно — регулирующая функция проявляется в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут его направлять и регулировать. При неспособности человека эмоции подсказывают, как следует действовать, как ему найти быстрый и разумный выход из сложившегося положения, и, слушаясь им, то есть своей интуиции, человек часто находит правильный выход из определенной ситуации. Данная функция могут активизировать или тормозить деятельность человека. Эмоции, которые активизируют, называются стеническими, а те эмоции, которые её тормозят деятельность человека, астеническими.

Защитная функция заключается в том, что эмоция, возникая, как быстрая реакция организма, может предупреждать и защитить человека от угрожающих ему опасностей. Данная функция связана с возникновением страха. В своих работах Чарльз Дарвин, анализируя таких эмоций, как страх и гнев, показал, что страх психологически и физиологически быстро подготавливает организм к бегству от того, что ему угрожает, а гнев, со своей стороны, также выполняет защитную функцию, так как человек в состоянии гнева могут найти в себе дополнительные силы для того, чтобы устранить или уничтожить тот объект, который им в данный момент времени угрожает.

Заключение

Таким образом, можно сделать заключение, что эмоции — это психические явления, отражающие в форме непосредственного переживания, приятных или неприятных ощущений, отношения человека к людям и к себе. Это наши тревоги, радости, отчаяние и наслаждение. Они обеспечивают нам способность к переживанию и поддерживают интерес к жизни и к окружающей среде.

Эмоции и чувства играют очень важную роль в деятельности человека. Эмоции различным образом влияют в его жизни. Они необходимы для выживания и благополучия. Ничто так не выражает сущность человека и его отношение к окружающей среде, как его чувствования. Без эмоций мир был бы скучен, однообразен. Эмоции являются частью человеческой жизни. Радоваться, веселиться, любить — какое счастье для человека. Даже отрицательные эмоции, как грусть, печаль и горе важны для нас. Потому что они формируют в нём чувства сострадания, упорства, а также умение достигать цели и умение переживать. Не обладая всех этих эмоций, мы не были бы в полной мере людьми. Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Благодаря переживаниям мы познаём свои возможности, способности, достоинства и недостатки.

Я сделал вывод, что эмоции это корень всего нашего жизненного состояния, общения, развития и существования в этом мире, так как мы реагируем на мир через свои эмоции.

Список источников и литературы

1. Ильин Е.П. «Эмоции и чувства» 2008 год

2. Изард К. Э. <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%98%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B4,_%D0%9A%D1%8D%D1%80%D1%80%D0%BE%D0%BB_%D0%AD%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D1%81&action=edit&redlink=1> Психология эмоций = The Psychology of Emotions — Питер <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80_%28%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%29>, 2007 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2007>.

3. Зинченко В. П. <http://www.litmir.net/a/?id=34165> — Книга: «Большой психологический словарь» <http://www.litmir.net/bd/?b=118634>

. Пол Экман <http://bookap.info/author/740>, Уоллес Фризен <http://bookap.info/author/741> — «

Узнай лжеца по выражению лица» <http://bookap.info/bod/ekman_uznay_lzhetsa_po_vyrazheniyu_litsa/>5. Р. Корсини, А. Ауэрбах — «Психологическая энциклопедия»

. Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс. — СПб: Питер, 2006.

. Маклаков А. Общая психология. М., 2005.


Теги: Виды и функции эмоций  Реферат  Психология
Просмотров: 32767
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Виды и функции эмоций

diplomba.ru

Понятие эмоций. Квалификация и виды эмоциональных состояний. Основные функции эмоций.

Эмоциями называются такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое отражение также различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению и к своей деятельности.

Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п.

Квалификация эмоций заключается в том, что это субъективные переживания человека. Они влияют как положительно, так и отрицательно на деятельность, при этом учитывается не модальность, а их сила.

Причинами возникновения являются особенности окружающей действительности и внутреннее состояние человека.

К. Изорт выделил их виды:

— базовые (первичные), проявляются, как у человека, так и животных. Возникают в определенной ситуации и пропадают вместе с ней.

— социальные (вторичные) лишь у человека, устойчивы,не зависят от ситуации, формируются на основе базовых.

Критерии базовых эмоций:

1. имеют четкие нервные центры,

2. проявляются при помощи специфической мимики,

3. влекут за собой специфические, осознанные человеком переживания,

4. возникли в результате эволюционно-биологических процессов,

5. способствуют адаптации.

К базовым эмоциям можно отнести:

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Существует классификация по виду деятельности.

Эмоции:

— стенические, стимулируют деятельность и активное состояние человека,

— астенические, дезорганизуют деятельность.

По модальности эмоции также относят к положительным и отрицательным (более важны биологически). Адаптация к отрицательным медленнее, чем к положительным.

Классификации:

Эмоции бывают поверхностными и глубокими, положительными и отрицательными, многообразного уровня сознательности, существенно разного уровня контролируемые.

По сферам деятельности эмоции различают социальные, познавательные, религиозные, нравственные, родительские, интеллектуальные, эстетические и другие.

В зависимости от источника происхождения классификация эмоций такова.

  • Зарождающиеся на основании взаимных отношений с другими людьми;
  • В связи с посторонними нуждами;
  • На основании пренебрежения;
  • Связанные с удовлетворением – неудовлетворением индивидуальных нужд;
  • В следствии сопоставления объекта с социальными правилами и нормами;
  • Появляющиеся в следствии сопоставления некоторого объекта, самого себя или своих действий со своими же нормами, шаблонами, принципами, правилами.

Существуют составные и элементарные эмоции. Составные – это сочетание нескольких элементарных эмоций. Например, гнев – это ненависть плюс агрессия.

Базовые эмоции – присущие всем людям, одинаково проявляющихся у людей, всех культур, наций.

Вариативные эмоции – противоположны базовым. Они носят индивидуальный характер.

Функции:

Эмоции, выполняя функцию оценки, непосредственно, в переживании оценивают и выражают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта.

Эмоции выполняют функцию побуждения: из оценки происходящего вытекает побуждение к действию.

Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы.

С побуждением тесно связана такая функция эмоций, как активация нервных центров и всего организма в целом. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и отдельных ее структур. То, что эмоциональное состояние влияет на продуктивность деятельности – ее темп и ритм, – известно каждому из нас. Эмоции радости, уверенности в успехе деятельности придают человеку дополнительные силы, побуждают к более интенсивной и напряженной работе.

Эмоции выполняют также регулирующую функцию, влияя на направление и осуществление деятельности субъекта. Регуляция действий совершается как через эмоциональную оценку текущих событий, так и через актуализацию индивидуального опыта. Прошлый опыт успешных или неуспешных действий субъекта определяет выбор действий в текущей ситуации.

Синтезирующая функция эмоций позволяет соединять, синтезировать в единое целое отдельные, сопряженные во времени и пространстве события и факты.

Эмоции выполняют экспрессивную (выразительную) функцию. Очень часто они сопровождаются органическими изменениями периферического характера (покраснением, побледнением, учащением дыхания, сердцебиения и т.п.), проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике – движениях лица, пантомимике – движениях всего тела, вокализации – в интонации и тембре голоса). В повседневной жизни по выразительным движениям мы, как правило, достаточно точно воспринимаем и оцениваем изменения в эмоциональном состоянии, в настроении окружающих людей.

Эмоции выполняют особую смыслообразующую функцию.

Ещё одна функция эмоций – приспособительная. Эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

students-library.com

Виды и функции эмоций — реферат

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации»

 

 

                             

Кафедра «Прикладная  психология»

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Основы психологии»

 

на тему:

«Виды и функции эмоций »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы ФК1-12

Таралеш Анна

                                             

Научный руководитель:

Орлова Елена Александровна

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

ПЛАН

 

 

ВВЕДЕНИЕ3

1.ВИДЫ ЭМОЦИЙ5

1.1.По знаку5

    1.2.По качеству5

    1.3.По силе и устойчивости6

2.ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ9

   2.1.Функция оценки9

   2.2.Функция мобилизации9

   2.3.Функция следообразования 9

   2.4.Функция компенсации информационного дефицита 10

   2.5.Функция коммуникации10

   2.6.Функция дезорганизации11

   2.7.Функция защиты11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ13

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Я выбрала эту тему потому что, человек реагирует на все жизненные ситуации, будь они хорошими или плохими. Как известно, через чувства и эмоции выражаются отношения человека к предметам и явлениям действительности. 

Эмоции — это особый класс субъективных психологических  состояний, отражающихся в форме  непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения  человека к миру и людям, процесс  и результаты его практической деятельности.

К классу эмоций относятся  настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические  процессы и состояния человека. Любые  проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

 Ч. Дарвин говорил  о биологической целесообразности  эмоций. По некоторым данным человек  является самым эмоциональным  среди представителей животного  мира, и развития человечества.

Эмоции всегда помогали человеку выжить, поэтому без эмоций человек  просто не сможет существовать. Инстинкт самосохранения – это врожденная функция любого живого организма, она активируется в случае опасности, следовательно, благодаря эмоции-страху.

Эмоции побуждают нас к определенным действиям, порой необдуманным. Человек совершает те или иные действия, чтобы погасить потребность организма, вызванную эмоциями, порой, эти действия бывают неправильными, но на момент совершения их, человеку кажется, что он совершает наиболее правильные действия.

Тема эмоций весьма актуальна, ведь эмоции всегда присущи человеку. В древности карта мира изменялась по воле одного человека, подвергнутого каким-либо эмоциям (влюбленного, оскорбленного). Сегодня же, благодаря эмоциям, чувству недовольства, приниженности, в любой стране может разыграться революция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ВИДЫ ЭМОЦИЙ.

Существует несколько классификаций  эмоциональных процессов по разным критериям.

1.1.По знаку эмоции делятся на:

  • положительные (радость, удовольствие, восторг), связанные с удовлетворением потребностей личности;
  • отрицательные (печаль, огорчение, гнев), связанные с неудовлетворением;
  • амбивалентные (ревность как сочетание любви и ненависти или злорадство как сочетание ненависти и радости) отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребности.

1.2. По качеству эмоций выделяют основные виды своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регулировании деятельности и общения человека. Данную классификацию эмоций разработал К. Э. Изард. Он выделил следующие «фундаментальные» эмоции:

  • радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности;
  • удивление — эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства;
  • страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;
  • гнев — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности;
  • отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта;
  • презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства;
  • страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности;
  • стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

1.3. По силе и устойчивости эмоции делятся на две группы: ситуативные и устойчивые, в каждой выделяются эмоциональные состояния разного уровня интенсивности (силы). Рассмотрим каждую группу по отдельности.

Ситуативные эмоции

Эмоциональный тон ощущений — простейшая форма эмоций, сопровождающих отдельные  жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные …), которые побуждают индивида к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон ощущений как простейшее эмоциональное состояние не является самостоятельным психологическим процессом, а лишь служит своеобразной эмоциональной окраской простых ощущений. Эмоциональный тон ощущений сохраняется столько же, сколько длится само ощущение.

Эмоции, в собственном смысле этого  слова, — эмоциональные реакции, отражающие значимость ситуаций, выступающие в  форме непосредственных ситуативных  переживаний удовлетворения потребностей. Важную роль среди этих эмоций играют переживания радости, огорчения, страха, гнева и другие «фундаментальные» эмоции, возникающие в связи с  успехом или неуспехом избранного поведения, совершенных действий, поступков.

Аффект (от лат. аffectus — душевное волнение) — сложное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств. Аффект обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемое либо противоречием между его влечениями, стремлениями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляют к человеку. Аффект приводит к дезорганизации сознания. Сознание сужается на объекте аффекта, резко снижается волевой контроль над действиями и поступками, нарушается работа кровеносной и эндокринной систем и т. д. Нарушения сознания в случае аффекта могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего этот аффект события.

Устойчивые эмоции

Настроение — сравнительно продолжительное устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое возникает на основе преобладающих в нем эмоций, придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям. Настроение — это не конкретная эмоция, чувство, а общий тон, эмоциональный фон, в котором протекают все эмоциональные переживания человека. Настроение может быть радостным, веселым, грустным, унылым и т. д. Часто настроение формируется под влиянием отдельных жизненных событий: встреч, удач, принятия решений и т. д. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, настроение представляет собой эмоциональную реакцию не только на непосредственные последствия событий, но и на их значение в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий человека, поэтому настроение носит не предметный, а личностный характер.

Чувства — высшая форма эмоциональных  состояний, отражающая отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, закрепленная в направленности личности. Чувства характеризуются длительностью  и устойчивостью; имеют предметный характер: их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению  к которым у человека сформировались устойчивые мотивы.

Чувства базируются на определенных ситуативных эмоциях и выражаются также посредством этих эмоций. Так, чувство любви, имея глубоко интимный характер, может выражаться ситуативными эмоциями нежности, восторга, уныния, приподнятого или подавленного настроения. Возникшие  как результат обобщения ситуативных  эмоций, сформировавшиеся чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной  среды личности, в свою очередь, определяют динамику и содержание ситуативных эмоций, аффектов и настроений.

Страсть — сильное, устойчивое, всеохватывающее  чувство, доминирующее над другими  побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков  человека. По интенсивности действия страсть приближается к аффекту. Но, в отличие от аффекта, страсть  – это очень стойкое и длительное переживание. Основным признаком страсти являются ее действенность, слияние волевых и эмоциональных процессов. Близким по интенсивности к страсти чувством является увлечение. Однако оно, в отличие от страсти, непостоянно, кратковременно. Увлечениям, прежде всего, подвержены люди с высоким уровнем эмоциональности.

2.ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ.

2.1.Функция оценки. 

Эмоция дает возможность мгновенно  оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная  оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому  как бы «направляет» ее в определенное русло.

2.2.Функция мобилизации. 

Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом  уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность  к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к  обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как  составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме  того, феномен «сужения сознания», который  наблюдается при интенсивных  эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

2.3.Функция следообразования. 

Эмоция часто возникает уже  после того, как то или иное событие  завершилось, т.е. тогда, когда действовать  уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже  поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию… Мы получаем предупреждение».

Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный  человек весьма изощрен по части  мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления  деятельности динамика эмоций сигнализирует  об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.

2.4.Функция компенсации информационного дефицита.

Оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова.

Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.

Когда человек оказывается в  ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».

2.5.Функция коммуникации. 

Коммуникативная функция заключается  в том, что эмоции, точнее, способы  их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям  мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о  том, что происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения  человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость(положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна), гнев(эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности), печаль, страх(отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.), отвращение(отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта), удивление(не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес). Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.

student.zoomru.ru

Реферат: Виды и функции эмоций

Тема: Виды и функции эмоций

Раздел: Бесплатные рефераты по психологии и педагогике

Тип: Реферат | Размер: 60.29K | Скачано: 68 | Добавлен 10.11.14 в 03:31 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты

Вуз: не указан


Содержание

Введение    3

1. Понятие об эмоциях    4

2. Значение эмоций в жизни человека    7

3. Основные  функции  эмоций:   коммуникативная,   регулятивная,   сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная    8

4. Отличия эмоций от ощущений и чувств    10

5. Классификация и виды эмоций: собственной эмоции, настроение, аффект, страсть, стресс    11

6. Психологические теории эмоций    12

7. Эмоции и личность    14

8. Связь эмоций и потребностей человека    15

9. Индивидуальное своеобразие эмоций и чувств    16

10. Развитие эмоционально-личностной сферы у человека    17

Заключение    19

Список литературы    20

 

Введение

Проблема влияния эмоций на поведение личности является одной из важнейших в современной психологии. Значительное число исследований отнюдь не исчерпали проблему, скорее, показали ее глубину, определили спектр направлений анализа психологии поведения. Изучение психологии эмоций позволяет расширить представления об адаптивной психической активности, о факторах, обеспечивающих эффективное поведение личности в процессе ее адаптации.

Как  известно,   эмоциональная   сфера  осуществляет   активацию,   побуждение   и аффективную   оценку   действительности,   организуя   целостные   формы   поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи. Эмоции влияют на процесс становления и функционирования личности, организацию ее поведения. Выступая в качестве регуляторов поведения, эмоции выполняют важную приспособительную функцию в организации взаимодействия личности с внешней средой, в обеспечении активных форм ее жизнедеятельности. Данное обстоятельство обеспечивает актуальность обращения к проблеме видов и функций эмоций.

Цель реферата – определить специфику видов и функций эмоций.

Объект – эмоциональная сфера личности.

Предмет – виды и функции эмоций.

Задачи работы

1. Определить понятие и содержание феномена эмоций, а также их онтогенетического развития у человека.

2. Охарактеризовать соотношение эмоций, чувств, аффектов, а также иных эмоциональных проявлений.

3. Охарактеризовать концепции и теории эмоций.

 

Список литературы

1.    Вилюнас В. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008. 496 с.

2.    Дружинин В. Психология. — СПб.: Питер, 2001. — 656с.

3.    Изард К. Е. Психология эмоций. СПб: Питер, 2003.

4.    Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. (Серия «Мастера психологии»). 392 с.

5.    Крейдлин Г. Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. М.: Языки славянской культуры, 2005. 224 с.

6.    Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 2005.

7.    Маклаков А. Общая психология. М., 2005. — 785с.

8.    Формановская Н. И. Эмоции, чувства, интенции, экспрессия в языковом и речевом выражении / Лингвистический поиск на рубеже веков. М., 2000. 186 с.

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

studrb.ru

Эмоции, их функции и виды. Теории эмоций. Роль эмоций в организации поведения

Одним из проявлений ВНД являются эмоции. Они представляют собой реакции организма на воздействия внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску. С помощью эмоций определяется личностное отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Эмоции — один из ведущих механизмов регуляции адаптивной и психической деятельности организма. Эмоциональные состояния реализуются в определенных поведенческих реакциях.

Эмоции возникают на этапе оценки вероятности удовлетворения или неудовлетворения возникших потребностей, а также при удовлетворении этих потребностей.

Биологическое значение эмоций состоит в выполнении ими сигнальной и регуляторной функций.

Сигнальная функция эмоций заключается в том, что они сигнализируют о полезности или вредности данного воздействия, успешности или неуспешности выполняемого действия. Приспособительнаяроль этого механизма заключается в немедленной реакции на внезапное воздействие внешнего раздражения, поскольку эмоциональное состояние мгновенно вызывает ярко выраженные переживания определенной окраски. Это приводит к быстрой мобилизации всех систем организма к осуществлению ответной реакции, характер которой зависит от того, сигналом полезного или вредного воздействия на организм служит данный раздражитель. Таким образом, воздействия, исходящие как из внешней среды, так и от самого организма, приводят к возникновению эмоциональных переживаний, дающих общую качественную характеристику воздействующему фактору, опережая его более полное, детальное восприятие.

Регуляторная функция эмоций проявляется в формировании активности, направленной на удовлетворение возникших потребностей, также на усиление или прекращение действия раздражителей, т. е. в реализации механизмов адаптации организма к непрерывно меняющимся условиям среды. Неудовлетворенные потребности организма обычно сопровождаются эмоцией, носящей неприятный характер. Удовлетворение исходной потребности, как правило, сопровождается приятным эмоциональным переживанием. Возникновение положительных эмоций при удовлетворении потребности характеризует успех поиска для достижения цели, что ведет к прекращению дальнейшей поисковой деятельности. С другой стороны, неоднократное удовлетворение тех или иных потребностей, сопровождающееся субъективно приятными эмоциональными переживаниями, приводит к тому, что в дальнейшем организм стимулируется к целенаправленной деятельности представлением о будущей положительной эмоции. Этот второй стимулирующий момент целенаправленного мотивационного поведения — результат общения и поэтому приобретает особое значение в дальнейшем поведении человека и животного.



ВИДЫ ЭМОЦИЙ

Эмоции делят на положительные и отрицательные. Положительные эмоции определяют такое состояние организма, которое характеризуется активными усилиями животного и человека, направленными на сохранение и усиление этого состояния. Отрицательные эмоции проявляются в усилиях, направленных на устранение неблагоприятного состояния организма, вызванного неудовлетворением потребности или воздействиями вредоносного фактора. Положительные и отрицательные эмоции играют существенную роль в приспособительном поведении.

Эмоции делят также на низшие и высшие. Низшие эмоции более элементарны, связаны с органическими потребностями животных и человека и подразделяются на два вида:

  • гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза организма и носящие всегда отрицательный характер;
  • инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями.

Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции развивались на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.

Различают эмоции стенические — вызывающие активную деятельность и астенические — снижающие активность. По длительности и степени выраженности различают эмоции настроения, страсти, аффекта.

ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

Биологическая теория эмоций (П,К,Анохин). В основу этой теории эмоций положена концепция функциональной системы: эмоция связана с появлением потребности, которая может сопровождаться отрицательной эмоцией и устранением ее, в результате чего возникает положительная эмоция, то есть входит в состав афферентного синтеза, а также имеет место в структуре акцептора результата действия.

Суть этой теории заключается в том, что положительные эмоции при удовлетворении какой-либо потребности возникают только в том случае, когда параметры реально полученного результата точнейшим образом совпадают с параметрами предполагаемого результата, запрограммированного в акцепторе результатов действия. В таком случае возникает реакция согласования, которая субъективно сопровождается чувством удовлетворения, положительными эмоциями. Если параметры реально полученного результата не совпадают с запрограммированными в акцепторе результатов действия, это сопровождается чувством неудовлетворения, беспокойства — отрицательными эмоциями. Это приводит к формированию ориентировочно-исследовательской реакции и к формированию новой комбинации эффекторных возбуждений, необходимых для организации нового полноценного периферического акта, который обеспечит получение результата, параметры которого совпадают с запрограммированными в акцепторе результатов действия.

Потребностно-информационная теория эмоций (П,В,Симонов), согласно которой в основе появления эмоции лежат потребность и информация, необходимая для ее достижения. Для понимания их соотношения он предложил формулу Э = П(Ин-Ис), где Э – эмоция, ее степень, качество и знак, П – сила и качество потребности, Ин – информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности, Ис – информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект. Если объем информации недостаточен для удовлетворения потребности, возникает отрицательная эмоция, если достаточен – возникает положительная эмоция в результате удовлетворения потребности.

Представление, выдвинутое Г.И.Косицким о том, что для достижения цели (удовлетворения потребности) необходима определенная информация (Ин), энергия (Эн) и время (Вн): если, существующие у организма, информация (Ис), энергия (Эс) и время (Вс) меньше, чем необходимо, то возникает состояние напряжения (Сн), которое можно выразить эмпирической формулой: СН = fС(Ин * Эн * Вн – Ис * Эс * Вс), где Ц – цель, fС – функция цели.

В соответствии с теорией И. Пейпеца возникновение эмоций обусловливается лимбической системой. Кортикальные эмоциональные процессы возникают в гиппокампе, оттуда импульсы идут в маммилярные тела, затем в передние ядра гипоталамуса и в поясную извилину (круг Пейпеца). Эмоциональная окраска психических процессов создается распространением этих импульсов на другие области коры. Рецептивной областью эмоциональных переживаний является поясная извилина. Целостность этой цепи представляет собой механизм, организующий переживание и выражение эмоций. Эмоции возникают либо сначала в коре, откуда импульсы поступают в “круг” через гиппокамп, либо в результате возбуждения гипоталамуса, и тогда кору поясной извилины следует рассматривать как воспринимающую область для эмоциональных ощущений в результате приходящих из гипоталамуса импульсов. Лимбическую систему рассматривают как “висцеральный мозг”. Считают, что именно здесь происходит интеграция воспринимаемой информации, получаемой от всех структур тела, в том числе от скелетной мускулатуры и внутренних органов, и формирование определенных эмоциональных состояний.

В настоящее время принято считать, что нервным субстратом эмоций является лимбико-гипоталамический комплекс. Включение гипоталамуса в эту систему обусловлено тем, что множественные связи гипоталамуса с различными структурами головного мозга создают физиологическую и анатомическую основу для возникновения эмоций.

Новая кора на основе взаимодействия с другими структурами, особенно гипоталамусом, лимбической и ретикулярной системами, а также между различными областями самой новой коры, несомненно, играет важную роль в субъективной оценке эмоциональных состояний.

Эмоциональные состояния являются важной формой адаптационных реакций организма, и играют огромную роль в создании условий для более широкого и более совершенного приспособления животных и человека к окружающим условиям.

 

 

megaobuchalka.ru

Сущность, функции и виды чувств и эмоций. Психические процессы и состояния

Сущность чувств и эмоций

Все с чем сталкивается человек в ϲʙᴏей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Уместно отметить, что определенное отношение человека пробудет даже к отдельным качествам и ϲʙᴏйствам окружающих объектов. Сфера чувств содержит в себе досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Чувства — ϶ᴛᴏ переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, кᴏᴛᴏᴩый он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека — ϶ᴛᴏ чувства, кᴏᴛᴏᴩые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях общества. Чувства, кᴏᴛᴏᴩые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами. К примеру, любовь к Родине, ϲʙᴏему народу, ϲʙᴏему городу, к другим людям. Стоит заметить, что они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером будет любовь матери к ϲʙᴏему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все ϶ᴛᴏ не влияет на ее чувство, кᴏᴛᴏᴩое остается сильным и относительно стабильным.

Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, кᴏᴛᴏᴩые как бы кристаллизуются на определенном предмете. К примеру, влюбленность — менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.

Учитывая зависимость от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, кᴏᴛᴏᴩые регулируют межличностные отношения.

Чувства, кᴏᴛᴏᴩые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности, называются праксическими. Стоит заметить, что они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.

Определенные виды труда, учение, некᴏᴛᴏᴩые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. В случае если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они пробудут как интеллектуальные чувства: любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.

Чувства, кᴏᴛᴏᴩые испытывает человек при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Стоит сказать, для того ɥᴛᴏбы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий — эмоции. Важно заметить, что один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого ϲʙᴏе, специфическое отношение.

Эмоции — ϶ᴛᴏ субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

В узком значении слова эмоции — ϶ᴛᴏ непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне стадиона и спорту вообще (чувство любви к футболу, хоккею, теннису), то данные переживания нельзя называть эмоцией. Эмоции здесь будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, кᴏᴛᴏᴩые испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру.

Функции и виды эмоций

За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали связывать следующие положительные функции: Мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.

Мотивационно-регулирующая функция состоит по сути в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.

Коммуникативная функция состоит по сути в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, побудет возможность судить о том, что происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, кᴏᴛᴏᴩые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.

Сигнальная функция. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи кᴏᴛᴏᴩого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.

Установлено, что чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма эмоций, кᴏᴛᴏᴩую оно способно переживать.

Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций — положительные и отрицательные. С позиции влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”. И, наоборот, иногда переживания характеризуются ϲʙᴏеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. По϶ᴛᴏму в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, горе может вызвать апатию, бездеятельность у слабого человека, в то время как сильный человек удваивает ϲʙᴏю энергию, находя утешение в работе и творчестве.

Модальность — основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция будет ϲʙᴏеобразным выражением одной из данных эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражительность, ярость — гнева; веселье, ликование, торжество — радости.

К. Изард выделил следующие основные эмоции

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до ϶ᴛᴏго момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, кᴏᴛᴏᴩое до ϶ᴛᴏго момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знакутрадиционно протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключ

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *