Функции внимания
21.05.2011К основным функциям внимания относятся: избирательность, целенаправленность и активность.
Функция избирательности внимания реализуется через выделение из всей поступающей информации лишь той, которая важна человеку именно в данный момент. Успех в решении текущих задач во многом обусловлен качеством выполнения именно этой функции. Именно она обеспечивает «помехоустойчивость» сознания.
Функция целенаправленности внимания состоит в сосредоточении внимания на предмете деятельности, его удержании и переключении. Ведь любая деятельность обладает характерной рабочей структурой, обусловленной технологией ее выполнения (относительно самостоятельными блоками, технологическими фрагментами, последовательностью выполнения рабочих операций и их иерархией). Если исполнителю во время работы удается своевременно переключать и прочно удерживать внимание на всех этих элементах его ждет успех.
Функция активности направлена на поддержание работоспособности человека через рациональное распределение интенсивности, прочности внимания во время выполнения элементов деятельности Даже при чтении учебника (где, казалось бы, как из песни, слова не выбросишь) студент распределяет внимание неравномерно между отдельными фрагментами текста. При этом иногда ему приходится делать над собой усилие, чтобы данный фрагмент не был обойден вниманием, а в некоторых случаях это осуществляется как бы само собой.
Внимание принимает участие в процессах памяти, оказывая помощь познавательным процессам в воспроизведении, восстановлении или формировании образа объекта. Благодаря вниманию из памяти извлекаются наиболее актуальные в данный момент времени образы объектов (предметы, люди, даты звуки и др.).
Регулирующая роль внимания проявляется в мышлении: пока осуществляется мыслительная деятельность, в сознании благодаря вниманию удерживаются мысли, непосредственно относящиеся к этой деятельности.
Невозможно недооценить роль внимания и в коммуникационных процессах речи. Так, при деловом общении каждый собеседник сосредоточен на звучании собственного голоса, смысле произносимого, своем невербальном поведении, реакции партнера. Стоит только упустить какой-то из этих моментов, и разговор становится менее эффективным.
Велика роль внимания в организации собственного поведения и взаимодействия с другими людьми. Внимание, проявленное к собеседнику, оценивается им по высшим баллам шкалы взаимоотношений между людьми. Д. Карнеги, известный в нашей стране как специалист в области коммуникационных технологий, в одной из своих книг рассказал, как он завоевал лавры лучшего собеседника на вечере, посвященном проблеме, в которой он ничего не понимал. Он просто внимательно слушал собеседников, не проронив за все это время ни одного слова.
Столь же эффективно, но в обратную (по знаку) сторону действуют факты недостаточного внимания к людям. Это особенно быстро проявляется, когда человек обладает индивидуальными недостатками свойств внимания (рассеянность, неустойчивость внимания и др.).
Таким образом, внимание столь глубоко внедрено в повседневную жизнь каждого человека, что с его качеством связывают не только успехи в работе и учебе, но и пригодность к той или иной профессии, умение бесконфликтно контактировать с людьми и т.д.
Ключевые слова: ВниманиеИсточник: Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Материалы по теме |
---|
Сущность внимания Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Расстройства внимания Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология |
Внимание и пол Ильин Е. |
Развитие внимания у детей Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Восприятие и внимание младшего школьника Аверин В. А., Психология детей и подростков |
Гиперкинетические расстройства (F90) по МКБ-10 Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «… |
Теоретические модели внимания Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Развитие внимания в детском возрасте Дубровина И.В., Младший школьник |
внимание,виды,свойства и функции
преподаватель:Казиева. Н.Н.
студент:Ахмедов.К.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
семинар 2
Внимание
Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.
Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.
Формы внимания:
Проявление
внимания связано как с сенсорными, так
и с интеллектуальными процессами, а
также с практическими действиями и с
целями и задачами деятельности. В связи
с этим выделяют следующие формы внимания:
сенсорное, интеллектуальное, моторное
внимание.
Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.
Моторное
внимание направлено на движения и действия,
совершаемые человеком. Оно дает
возможность более четко и ясно осознавать
приемы и способы, применяемые в
практической деятельности. Моторное
внимание регулирует и контролирует
движения и действия, направленные на
предмет, особенно в тех случаях, когда
они должны быть особенно четкими и
точными.
Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.
Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
Непроизвольное внимание, наиболее
простое и генетически исходное, называют
также пассивным, вынужденным,
так как оно возникает и поддерживается
независимо от стоящих перед человеком
целей. Деятельность захватывает человека
в этих случаях сама по себе, в силу своей
увлекательности или неожиданности.
Человек невольно отдается воздействующим
на него предметам, явлениям, выполняемой
деятельности.
В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.
Ещё один вид
внимания, который, подобно произвольному,
носит целенаправленный характер и
требует первоначальных волевых усилий,
но затем человек как бы “входит” в
работу: интересными и значительными
становятся содержание и процесс
деятельности, а не только её результат.
Такое внимание было названо послепроизвольным (Н.
Ф. Добрыниным). Проявив сначала произвольное
внимание и заставив себя заниматься
каким-либо делом без выраженного интереса
к нему, человек скорее заинтересовывается
этим делом настолько, что отпадает
необходимость прилагать усилия для
удержания внимания на нём. Внимание из
произвольного становится непроизвольным.
Однако, в отличие от подлинно непроизвольного
внимания, послепроизвольное остается
связанным с сознательными целями и
поддерживается сознательными интересами.
В то же время оно несходно и с произвольным
вниманием, так как здесь нет или почти
нет волевых усилий.
Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.
Функциями внимания являются:
К свойствам внимания относят его устойчивость, концентрацию, распределение, объем и переключение.
Концентрация внимания означает то, насколько интенсивно
человек способен сосредоточиться и
отвлечься от всего, что не входит в поле
внимания. Глубокая концентрация внимания
полезна при работе над одной задачей,
а также в тех случаях, где от человека
не требуется быстрая деятельность. А
вот там, где требуется быстрое переключение
внимания, глубокая концентрация может
привести к ошибкам.
Распределение внимания нужно нам в тех случаях, когда одновременно выполняется несколько действий – например, при обучении вождению. Главное условие успешного распределения внимания в том, что хотя бы одно действие должно быть автоматизировано, доведено до уровня навыка. Например, достаточно просто слушать музыку и вязать. Гораздо сложнее выполнять одновременно несколько видов умственной деятельности: например, обдумывать проблему и слушать выступление на совершенно другую тему.
При экспериментальном изучении внимания учитывается и его объем. Это количество несвязанных объектов, которые могут восприниматься одновременно, ясно и отчетливо. У взрослого объем зрительного внимания составляет 3-5 (редко 6) объектов. У младших школьников 2-4 объекта. Объем слухового внимания обычно на единицу меньше. Тренировка лишь стабилизирует результаты на верхнем пределе. Впрочем, объем внимания зависит еще и от знакомства с материалом, заинтересованности.
Переключение
внимания отличается от отвлечения тем, что оно
выполняется человеком осознанно. Стало
быть, нельзя простой перенос внимания
на другой объект считать переключением:
оно должно быть связано с постановкой
новой цели. Первоначально считалось,
что способность переключать внимание
является врожденной и доступна немногим
людям. Позже было показано, что специальная
тренировка может улучшить переключаемость
внимания.
Устойчивость внимания – это длительность сосредоточенности сознания. От чего она зависит? Когда объект внимания не доставляет новых впечатлений, внимание отвлекается от него. Следовательно, внимание можно удержать, только постоянно раскрывая в объекте внимания новое содержание.
Функция внимания | Actforlibraries.org
Внимание имеет четыре функции: разделенное внимание, бдительность и обнаружение сигналов, поиск и избирательное внимание. Будут рассмотрены избирательное внимание и бдительность, а также исследование того, как теория управляемого поиска поддерживается поиском и избирательным вниманием (Sternberg, 2003). Сравнение с исследованиями, проведенными Шуй-Ши и Джорджем Сперлингом, и использование в них управляемого поиска связывают вместе дополнительные функции в когнитивной обработке и обработке внимания.
Внимание определяется как средство, с помощью которого мы активно обрабатываем ограниченный объем информации из огромного количества информации, доступной через наши органы чувств, сохраненные воспоминания и другие наши когнитивные процессы (Sternberg, 2003). Этот процесс является частью нашей периферической нервной системы и нашей нервной системы. Эти системы представляют собой два основных отдела нервной системы, где мы получаем, обрабатываем и затем реагируем на информацию из окружающей среды (Штернберг, 2003).
Избирательное внимание, описанное Дунканом в «Когнитивной психологии», «что мы постоянно делаем выбор в отношении стимулов, на которые мы будем обращать внимание, и стимулов, которые мы будем игнорировать. Игнорируя или, по крайней мере, приуменьшая значение некоторых стимулов, мы тем самым выделяем особенно заметные стимулы. Сосредоточение внимания на определенных информационных стимулах повышает нашу способность манипулировать этими стимулами для других когнитивных процессов, таких как вербальное понимание или решение проблем».
Примерами избирательного внимания в когнитивной психологии являются чтение книги или прослушивание лекции при игнорировании таких раздражителей, как радио или телевизор поблизости.
Бдительность, по определению Штернберга, относится к способности человека обращать внимание на поле стимуляции в течение длительного периода времени, в течение которого человек пытается обнаружить появление определенного интересующего целевого стимула. Дункан объясняет, что во многих случаях мы бдительно пытаемся определить, почувствовали мы сигнал или нет, конкретную интересующую цель. Дункан продолжает описывать, что благодаря бдительному вниманию к обнаружению сигналов мы готовимся к быстрым действиям, когда обнаруживаем целевые стимулы.
Примеры, приведенные Дунканом: нахождение на подводной лодке и наблюдение за необычными звуковыми сигналами сонара, нахождение на темной улице и попытка обнаружить нежелательные сигналы или звуки; или после землетрясения мы можем опасаться запаха дыма или газа (Sternberg, 2004).
Теория управляемого поиска, теория, разработанная Карлом Кейвом и Джереми Вулфом в книге «Когнитивная психология», предполагает, что все поиски, будь то поиск признаков или поиск сочетаний, включают два последовательных этапа.
Первая стадия известна как параллельная стадия, когда человек одновременно активирует мысленное представление обо всех потенциальных целях, основываясь на их обладании каждым из свойств цели (Sternberg 2003).
Второй этап теории управляемого поиска известен как последовательный этап, заключающийся в том, что люди последовательно оценивают каждый из активированных элементов в соответствии со степенью активации, а затем выбирают истинные цели из активированных элементов (Sternberg, 2003). ).
Из чтения «Есть ли при визуальном поиске выбор внимания на основе признаков?» Шуй-Ших и Джордж Сперлинг исследовали влияние пространственного положения и физических особенностей как детерминант выбора стимула и визуального поиска. Эксперименты, проведенные Ши и Сперкингом, исследовали возможность выбора предметов на основе физических характеристик, размера или цвета. Они обнаружили, что у внимания есть две возможные роли. Первая ролевая среда показала, что внимание действует после того, как были обнаружены нечетные предметы. Они также объясняют, что при обработке каждого отдельного элемента во время последующего процесса принятия решения об обнаружении; внимание выделяет больший вес или больше ресурсов обработки тем элементам, которые имеют значение функции «для посещения». Вторая роль обнаружила, что внимание действует до того, как будет обнаружен нечетный предмет. Во вторую роль входит то, что эффект внимания действует до того, как нечетный предмет будет обнаружен. Эффект внимания заключается в том, чтобы облегчить поиск тех нечетных элементов, которые имеют «значение функции, требующей внимания». В завершение они пришли к выводу, что внимание увеличивает (или умножает) присущую характеристикам силу, так что характеристика без присмотра имеет (меньшую силу), чем та же характеристика в нейронном состоянии с вниманием, и пришли к выводу, что с помощью сопровождаемой функции направляется локализация поисковых процессов до вероятной расположение цели.
Из теории управляемого поиска и ее применения в экспериментах, проведенных Шуи и Сперлингом, наиболее легко различимая взаимосвязь состоит в том, что происходит процесс управляемого поиска. Когда происходит поиск, сам поиск становится действительным для интеграции в одну из четырех основных функций внимания. Поиск, определенный Дунканом в «Когнитивной психологии», объясняет, что мы часто занимаемся активным поиском определенных стимулов. Приведены примеры: обнаружение дыма и поиск его источника или обнаружение отсутствия ключей и поиск их местоположения. Поиск показывает вес в своей применимости в процессе локализации стимулов (стимулов). Кроме того, избирательное внимание описано Дунканом в «Когнитивной психологии»: «мы постоянно делаем выбор в отношении стимулов, на которые мы будем обращать внимание, и стимулов, которые мы будем игнорировать. Как это применимо к примеру потери наших ключей или для обнаружения дыма, наш процесс принятия решений когнитивно работает, чтобы помочь нам достичь целевых стимулов.
Функции поиска и избирательного внимания показывают последовательный или параллельный процесс. Исследования Шуй-Ши и Джорджа Сперлинга по управляемому поиску включают функции как поиска, так и избирательного внимания, которые отображают целевой детектив, и свойства обработки, которые усиливают актуальность модели управляемого поиска. Эти две вспомогательные функции внимания помогают рационализировать динамические особенности нашей периферической нервной системы и дополняют нашу совместную работу нервной системы по поиску целевых раздражителей. Большинство исследований, посвященных этому типу обработки, проводятся путем визуального объединения функции обработки и измерения результатов. В заключение, теория управляемого поиска состоит из обнаружения стимулов и последующей обработки для принятия решения, в то время как поиск и обработка избирательного внимания происходят в два отдельных этапа при достижении «требующих внимания» стимулов.
Ссылка:
Sternberg, R.J. (2003). Когнитивная психология (3-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Обучение Уодсворта/Томсона.
Ши С., Сперлинг Г. (1996). Есть ли в визуальном поиске выбор внимания на основе признаков? Журнал экспериментальной психологии, Vol. 22, 3. Получено 19 октября 2005 г. с сайта Ebscohost.
Когнитивная функция: Внимание | СЧАСТЛИВЫЙ нейрон
Кто никогда не слышал и не говорил: «Так трудно сосредоточиться!» или «Вы не уделяете должного внимания!». Внимание представляет собой сложную когнитивную функцию, которая необходима для человеческого поведения. Внимание — это процесс выбора внешнего (звук, образ, запах…) или внутреннего (мысли) события, которое должно поддерживаться на определенном уровне осознания. Это не стабильный, а изменчивый навык. Он не поддерживается постоянно и часто бессознательно прекращается во время выполнения задачи.
Различные типы внимания
Фазовое оповещение
Выстрел или гром автоматически привлекут ваше внимание. Так называемое фазовое оповещение позволяет сохранять определенную степень бдительности. Ваша способность концентрироваться сильно зависит от изменений в окружающей среде или в вас самих (шум, стресс, беспокойство, усталость, разрушительные мысли и т. д.).
Внимание также может быть добровольным.
Если для прогулки по городу вы решили надеть обувь, которая причиняет боль, то вы сосредоточите все свое внимание на том, чтобы найти место, где приятно сесть. Вот как вы найдете скамейку в парке. Переключение внимания может осуществляться добровольно (например, искать что-то или фокусироваться на чем-то) или автоматически (например, внезапный шум привлекает ваше внимание). На этом мы начинаем концентрировать свое внимание.
Избирательное или сфокусированное внимание
Во все времена до ваших сенсорных рецепторов доходит определенное количество информации из окружающей среды (звуки, запахи и т. д.). Невозможно детально обработать всю воспринимаемую информацию. Среди всей этой информации избирательное или сфокусированное внимание выбирает информацию, которая должна быть обработана в первую очередь, в зависимости от актуальности в текущей ситуации или потребностей в данном контексте. Избирательное внимание позволяет вам сосредоточиться на объекте, мысленно определяя и различая не относящуюся к делу информацию, без необходимости искать для этого фактическую изоляцию. Если вы собираетесь собирать грибы, вы сосредоточите свое внимание на земле и проигнорируете всю дополнительную информацию.
Совместное или разделенное внимание
Есть много рутинных ситуаций, требующих от вас одновременного выполнения двух задач, например, разговор по дороге домой. Разделение ваших ресурсов внимания является важным навыком, чтобы справиться с такими ситуациями. Однако если 20-летнему человеку не составит труда учиться, пока фоном играет музыка, то 60-летнему будет довольно сложно.
Факторы, влияющие на наши навыки внимания
Старение часто ухудшает скорость обработки информации, что снижает способность к избирательному вниманию. Способность противостоять помехам также становится особенно ошибочной у пожилых людей, которые, следовательно, гораздо менее эффективны, когда нужно выполнять две задачи одновременно.