Каузальная атрибуция
Тюменский Государственный Университет
Институт психологии и педагогики
Кафедра
общей и социальной психологии
Реферат
На тему
«Каузальная
атрибуция»
Выполнил:
Ражев Ю.А.
Гр.2993
Проверила:
Лебедева Л.В.
Тюмень, 2011
Содержание
1. Введение
2. Каузальная атрибуция
2.1. Определение каузальной атрибуции
2.2. Феномен каузальной атрибуции
2.3. Негативная каузальная атрибуция
2.4. Позитивная каузальная атрибуция
3. Ошибки атрибуции
3.1. Ошибка иллюзорных корреляций
3.
4. Принципы определения причинности
5. Заключение
6. Список литературы
1. Введение
Наблюдая поведение других людей, мы всегда в той или иной степени пытаемся вникнуть в его движущие силы: мотивы, намерения, цели, а через них – в то, «каким» является данный индивид. То есть, мы судим о людях по их поступкам: не только оценивая эти поступки, но и пытаясь выяснить, что происходит во внутреннем мире данного индивида. Это очень важно для того, чтобы понять, чего от него можно ожидать, на что можно рассчитывать, строя с ним отношения, и как строить их успешнее. Иными словами, по внешним чертам поведения мы строим модель движущих сил такого поведения, делая предположения о его психической природе и особенностях.
Необходимость оценки психического статуса других людей, особенностей их темперамента, характера, направленности интересов может определяться нами лишь предположительно, поскольку полностью «заглянуть в душу» другого – невозможно.
Вместе с тем надо учитывать, что и каждый из нас знает о себе далеко не все: ведь для этого необходимо уметь посмотреть на себя (как бы) со стороны, а это не всякому дано. По существу, наблюдение за кем-либо позволяет нам получить о нем такую информацию, которой он, возможно, сам по себе не располагает. В этом – ценность данного явления, получившего в когнитивной психологии наименование «каузальная атрибуция»2. Каузальная атрибуция
2.1.
Определение каузальной
Казуальная
атрибуция – интерпретация
Каузальная
атрибуция (от лат. causa – причина, attribution
– приписывание) — феномен межличностного восприятия.
Заключается в интерпретации, приписывании
причин действий другого человека в условиях
дефицита информации о действительных
причинах его действий
2. 2. Феномен каузальной атрибуции
Исследования каузальной атрибуции в широком смысле слова рассматриваются как изучение попыток “рядового человека”, “человека с улицы” понять причину и следствие тех событий, свидетелем которых он является.
Иными словами, акцент делается на так называемой “наивной психологии”, на её интерпретациях “своего” и “чужого” поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия. Родоначальником исследований по каузальной атрибуции является Ф. Хайдер, впервые сформулировавший и саму идею каузальной атрибуции и давший систематическое описание различных схем, которыми пользуется человек при построении причинного объяснения поведения другого человека. Из других авторов, работающих в этой области, наиболее значительные исследования проводили Э. Джонс и К. Дэвис, а также Г. Келли. По мере развития идей каузальной атрибуции изменялось первоначальное содержание концепции.
Если ранее речь шла лишь о способах приписывания причин поведения, то теперь исследуют способы приписывания более широкого класса характеристик: интенций, чувств, качеств личности. Действительно, мы часто приходим к выводу, что намерения и диспозиции других людей соответствуют их поступкам. Теория соответствующих предположений “ Джоунса и Девиса уточняет условия, при которых такие атрибуции наиболее вероятны. Однако основной тезис остаётся неизменным: люди, познавая друг друга, стремятся к познанию причин поведения и вообще причинных зависимостей, окружающего их мира. При этом они, естественно, опираются на ту информацию, которую могут получить об этих явлениях. Однако, поскольку сплошь и рядом этой информации оказывается недостаточно, а потребность сделать причинный вывод остаётся, человек в такой ситуации начинает не столько искать истинные причины, сколько приписывает их интересующему его социальному объекту.Таким образом, содержанием процесса познания другого человека становится процесс этого приписывания, т. е. каузальная атрибуция. Сегодня среди исследователей межличностного восприятия существует мнение, что открытие явления каузальной атрибуции означает важнейший шаг по пути развития знаний о процессах межличностного восприятия.
Сразу
следует оговориться, что дальнейшие
исследования показали, что мера соответствия
вывода и наблюдаемого относительно
чьего-то поведения зависит не только
от двух названных характеристик, но
и от других факторов, в частности
от различного вида атрибуции: “личной”
или “безличной” ( или диспозиционная
и ситуативная). В первом случае имеется
в виду преобладающее стремление приписать
причины каких-либо событий действиям
определённых личностей, в то время как
во втором случае причины приписываются
преимущественно действиям обстоятельств.
Более полное развитие эта идея получила в работах Гарольда Келли, который предпринял попытку построения теории каузальной атрибуции. Основная задача Келли состояла в том, чтобы показать, как осуществляется человеком поиск причин для объяснения поведения другого человека.
Если
в похожих обстоятельствах
В общем виде ответ звучит так: всякому человеку присущи некоторые априорные каузальные представления и каузальные ожидания. Иными словами, каждый человек обладает системой схем причинности, и всякий раз поиск причин, объясняющих “чужое” поведение, так или иначе вписывается в одну из таких существующих схем. Репертуар каузальных схем, которыми владеет каждая личность, довольно обширен. Вопрос заключается в том, которая из каузальных схем включается в каждом конкретном случае. “Каузальная схема” – это своеобразная общая концепция данного человека о возможных взаимодействиях различных причин, о том, какие действия в принципе эти причины производят. Для упорядочивания всех возможных каузальных схем Келли выделяет в своих построениях две части: “модель анализа вариаций” и “схемы причинности”.
«Модель анализа вариаций» описывает структуру каждого акта каузальной атрибуции. Элементами этой структуры являются те же самые элементы, которые обычно описываются как элементы процесса межличностного восприятия: субъект, объект и ситуация. Соответственно этому приписывание причин может осуществляться по трём линиям: причины могут быть “адресованы” субъекту, объекту и ситуации. Для удобства изображения этих трех направлений атрибутивного процесса, которые составляют “каузальное пространство” индивида, Келли предлагает использовать куб, каждое измерение которого обозначает определённое направление приписываемых причин. Приписывание причин субъекту действия даёт “личностную атрибуцию”, объекту действия – “стимульную атрибуцию”, ситуации – “обстоятельную атрибуцию”. Довольно распространённым вариантом является также смешанный тип “личностно-стимульной атрибуции”. Выбор преобладающего типа атрибуции обусловлен индивидуальными характеристиками субъекта восприятия. То есть можно говорить о типе личности со стимульной , обстоятельственной или личностной атрибуцией.
2.3. Негативная каузальная
Так
же, некоторыми исследователями феномен
каузальной атрибуции делится
К
негативной каузальной атрибуции склонны
подозрительные, мнительные, в чем-либо
ущемленные индивиды. К примеру, весьма
типичен характер каузальной атрибуции
в ситуации ревности. Ревнивый приписывает
чертам поведения объекта своей ревности
самые неблаговидные – с точки зрения
своих интересов – основания, подозревает
его в каждом проявлении активности, в
каждом слове, в каждой оговорке.
Склонность
индивида к негативной каузальной атрибуции
нередко становится причиной конфликтности
его поведения, причем он искренне не замечает
того, что «все у него плохие», что «все
только и думают, чтобы сделать ему гадость».
И поскольку он в этом их отношении к себе
искренне убежден, то и считает себя «вправе
отвечать на это соответствующим образом»
Основания
для негативной каузальной атрибуции
возникают в ситуации реальной или
мнимой угрозы потери индивидом чего-либо
для себя сверхценного. Именно в этом
случае формируется доминанта его сохранения
– защиты. В индивидуальном плане это,
как мы уже сказали, может возникать в
случае ревности – переживания вероятности
утраты сексуального партнера, отношения
с которым воспринимаются индивидом, как
свое неотъемлемое право и ценность.
2.4. Позитивная каузальная атрибуция
Как формируется позитивная каузальная атрибуция? Она может быть следствием общей доброжелательности индивида, а порою и его наивности. Тем не менее, позитивная атрибуция для сообщества много ценнее, чем негативная: имея дело с другими индивидами, нам полезнее считать их лучше, чем они есть на самом деле. Выигрыш здесь – в душевном равновесии оценивающего, в положительных его эмоциях. Этот выигрыш выше и «стратегичнее», чем промах в деле, который возник по причине более высокого мнения о контрагенте, чем он того заслуживал. Поэтому главное требование к положительной каузальной атрибуции: она не должна сопровождаться излишней доверчивостью, то есть мы должны доброжелательно относиться к окружающим, но на всякий случай помнить, что в принципе «возможно все».
К позитивной каузальной атрибуции склонны впечатлительные, доверчивые индивиды, «коротко мыслящие», восторженные, экзальтированные, с чертами истероидности.
Позитивная
каузальная атрибуция может иметь обобщенный
характер, но может иметь и выборочный.
К примеру, некий индивид произвел на нас
весьма благоприятное впечатление, и его
образ стал для нас позитивно-доминантным.
После этого и в свете этого мы начинаем
более благоприятно для него трактовать
его поступки: нам становится легче воспринимать
мотивы этих поступков как возвышенные,
благородные, как диктуемые добрыми намерениями
и помышлениями. А все, что не укладывается
в эту схему и что – при большей объективности
– заслуживало бы негативной оценки, рассматривается
нами как случайное, произошедшее против
его воли, по независящим от него обстоятельствам.
Иными словами, при позитивной каузальной
атрибуции негативный поступок индивида
мы расцениваем как случайный и не отражающий
его индивидуальности, как вынужденный,
а при негативной каузальной атрибуции
даже позитивный поступок индивида мы
расцениваем как случайный и тоже вынужденный.
И
негативная, и позитивная каузальная атрибуция
– это проявления необъективности оценок,
тенденциозности отношений (к объектам
оценки). В целом, это проявление ошибок
атрибуции, которые будут рассмотрены
ниже.
3. Ошибки атрибуции
В экспериментах было установлено, что различные люди демонстрируют по преимуществу совершенно различные виды атрибуции, т. е. разную степень “правильности” приписываемых причин. Для того чтобы определить степень этой правильности, вводятся три категории:
Каузальная атрибуция — Психологос
01 октября 2022 г., 21:33
Каузальная атрибуция — то или иное понимание поведения человека вследствие того, что мы о нем надумали и ему приписали.
Каузальная — причинная, вследствие той или иной причины. Атрибуция — приписывание, приписывание характеристик себе или другому человеку. Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру.
Чем меньше мы о человеке знаем, тем более склонны по поводу него глючить, придумывать о нем. Обычному, распространенному поведению людей мы чаще приписываем ситуационные мотивы («это из-за ситуации!»), а нестандартному — личные («это его решение или особенности»). Самая распространенная ошибка («фундаментальная ошибка атрибуции») — объяснение поведения личными особенностями человека там, где оно на самом деле определялось ситуацией.
«Ты нарочно!» — «Нет, пойми, просто сложилась такая ситуация…» — «Я тебе не верю! Не вали все на ситуацию!»
Свои успехи мы чаще приписываем себе, неудачи объясняем такой ситуацией. Для чужих успехов и неудач — всё прямо наоборот.
Аналогично, наши симпатии обычно на стороне тех, с кем мы больше прожили, и с кем больше провели времени, кто нам — свои↑.
Спокойствие как способ диагностики состояния другого человека
Спокойствие — обязательное условие качественной диагностики состояния других людей. Когда вы абсолютно спокойны — вы как зеркало, люди смотрятся в вас и видят в вас себя.
- Социальное восприятие
Комментарии (5):
Гость, 10 декабря 2014 г., 06:46
Класс!!!
Synergy, 30 января 2016 г., 15:55
Ребята, нельзя ли писать без грамматических ошибок?! «Нарочно» — правильно: http://www.vedu.ru/expdic/17275/
Наталия, 30 января 2016 г., 19:27
Synergy, спасибо, исправили.
Муравьев Валерьян Анатольевич, 13 августа 2017 г., 20:15
Спасибо Вам! Многое узнал об этой теории. Замечательная статья о причинах Л. Р. (ловушки реальности )
Гость, 01 марта 2019 г., 19:34
Спасибо за понятное объяснение сложного термина. Теперь я понимаю смысл цитаты: «Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным типом каузальной атрибуции».
Материалы по теме:
01 янв. 2003 г.
Эффекты социального восприятия
Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления шаблонные неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия. Эффекты социального восприятия — одновременно и типовые шаблоны социального восприятия, и проявление субъективности социального восприятия.
2Подробнее
01 окт. 2022 г.
Социальное и личное восприятие
Социальное восприятие — восприятие, направленность и способ которого определяется окружающими людьми и обществом в целом.
1Подробнее
01 окт. 2022 г.
Свой и чужой
Свой и чужой — фундаментальные категории межличностного восприятия, характерные для враждебного мира. Своя — моя стая, моя команда. Чужой — чужая стая.
1Подробнее
Теория атрибуции в электронном обучении: типы, измерения и этапы
VLADGRIN/Shutterstock.com
Резюме: Теория атрибуции в значительной степени опирается на причину и следствие, мотивацию и поведение человека. В этой статье я рассмотрю, как эти 3 элемента объединяются, чтобы создать эффективное сочетание электронного обучения, выделяя типы, измерения и ключевые этапы, которые Теория атрибуции может применяться в электронном обучении.
Хайдер впервые представил теорию атрибуции в 1958, который предполагает, что учащиеся по своей природе пытаются выяснить, почему люди демонстрируют определенное поведение. Затем они должны определить, связано ли поведение с самой ситуацией или с внутренними факторами. Люди также приписывают результаты или достижения конкретным чертам или условиям. Например, они могут сделать вывод, что другому человеку просто повезло или у него сильная рабочая этика.
Хайдер резюмировал применение теории атрибуции в образовательных учреждениях и ее влияние на мотивацию к обучению, заявив: «Причинные атрибуции определяют аффективные реакции на успех и неудачу. Например, человек вряд ли будет испытывать гордость за успех или чувство компетентности. , при получении пятерки от учителя, который ставит только эту оценку».
Типы теории атрибуции
В соответствии с теорией атрибуции существует два типа атрибуции, которые люди используют для объяснения определенного поведения или действия:
- Внутренние
Эта форма атрибуции включает внутренние факторы, а не внешние источники. Например, учащийся, который наблюдает, как кто-то проявляет определенное поведение, может приписать это системе убеждений или чертам человека. Однако они не предполагают автоматически, что это было вызвано внешним триггером. - Внешний
Этот тип атрибуции связан с внешним событием или стимулом. Например, человек может наблюдать за тем, как один из его сверстников ведет себя определенным образом, и приписывать это ситуации, в которой он находится, или поведению окружающих.
Измерения теории атрибуции
Бернард Вайнер предположил, что есть четыре ключевых фактора, которые оказывают непосредственное влияние на атрибуцию: усилия, удача, сложность задачи и способности. Далее он заявил, что эти факторы можно разделить на три отдельных измерения:
- Локус контроля
Это определяется как убеждение учащегося в том, что его поведение мотивировано внутренними или внешними причинами. Локус контроля оказывает прямое влияние на эмоции, связанные с атрибуцией . Например, если человек искренне верит, что он прошел тест, потому что много учился и работал, то он почувствует чувство выполненного долга. С другой стороны, если бы они приписывали это удаче или считали, что испытание было недостаточно сложным, они бы не испытывали того же чувства достижения. - Стабильность
Вероятность того, что причина атрибуции изменится с течением времени. Например, если человеку не удается получить продвижение по службе, он может объяснить это отсутствием способностей. Это указывает на нестабильность, потому что человек может развивать свои навыки и приобретать опыт, чтобы в конечном итоге изменить результат. Это не постоянная ситуация, ее можно изменить, изменив поведение. - Управляемость
Непосредственно относится к восприятию человеком контроля над поведением, действием или ситуацией. Например, если сотрудник считает, что его пропустили при продвижении по службе, потому что он не нравится начальнику, он не может это контролировать. В результате они могут просто сдаться из-за того, что ситуация «не в их руках».
Применение 3 этапов теории атрибуции в электронном обучении
Процесс атрибуции включает в себя три обязательных этапа:
Мотивация является важным компонентом любого курса электронного обучения , независимо от желаемого результата или предмета. Применение теории атрибуции в электронном обучении дает вам возможность показать онлайн-учащимся, что тяжелая работа и самоотверженность могут иметь большое значение, когда дело доходит до достижения их целей.
Теория атрибуции — это лишь один из многих подходов к разработке учебных материалов, которые вы можете использовать для разработки своего курса электронного обучения. Прочтите статью «Модели и теории учебного дизайна» , в котором представлен подробный обзор лучших моделей учебного дизайна, которые вы, возможно, захотите рассмотреть для своего следующего курса электронного обучения.
Homebase
Облегчение работы. Управлять малым бизнесом никогда не было так сложно. Homebase помогает с бесплатными инструментами для отслеживания времени и управления вашей командой.
Подробнее
Причинная атрибуция и преодоление изоляции и унижений одноклассников у молодых людей с легкой умственной отсталостью
Чтобы прочитать полную версию этого контента, выберите один из вариантов ниже:
Павел Куртек (Университет Яна Кохановского в Кельце, Кельце, Польша)
Журнал умственной отсталости и оскорбительного поведения
«> ISSN : 2050-8824
Дата публикации статьи: 18 февраля 2020 г.
Дата публикации номера: 30 апреля 2020 г.
Загрузки
Аннотация
Цель
Целью данного исследования является рассмотрение роли причинной атрибуции изоляции и унижений со стороны одноклассников в копинге молодых людей с легкой умственной отсталостью.
Дизайн/методология/подход
Тест R-PI (Kurtek, 2018) был проведен среди 151 учащегося переходного возраста (возраст 18–22 лет) в Польше. Он состоит из виньеток, описывающих стрессовые ситуации, в которых одноклассники могут проявлять изолирующее или унижающее поведение в отношении респондентов. Копинг-ответы респондентов интерпретировались в соответствии с системой кодирования, основанной на многоосевом подходе Хобфолла (19).98) и теории атрибуции Келли (1973).
Находки
Результаты показали, что большинство атрибуций носят оборонительный характер. Однако было обнаружено, что оправдывающие атрибуции были в значительной степени связаны с просоциальным совладанием, а обвинительные атрибуции были связаны с антисоциальным совладанием.
Ограничения/последствия исследования
Поскольку виньетное исследование не основано на реальных взаимодействиях, результаты относятся к когнитивным, а не поведенческим характеристикам.
Практические последствия
Обсуждаются последствия для поддержки навыков совладания с помощью обучения атрибуции, особенно для молодежи с агрессивным и пассивным поведением.
Социальные последствия
Поощрение положительных и ситуационных атрибуций стрессовых взаимодействий с одноклассниками увеличивает вероятность просоциального преодоления.
Оригинальность/ценность
Прикладные когнитивные подходы подчеркивают субъективную точку зрения каждого респондента, пытаясь объяснить унизительные и изолированные инциденты от одноклассников, а также различные стратегии преодоления, которые они лично считают эффективными в этих ситуациях. Настоящее исследование дополняет относительно небольшую текущую литературу, доступную в этой области.
Ключевые слова
- Причинная атрибуция
- Антисоциальное преодоление трудностей
- Унижение от одноклассников
- Изоляция от одноклассников
- Просоциальный копинг
- Молодые люди с легкой умственной отсталостью
Цитата
Куртек П.