Моделирование — Психологос
Модели́рование — метод исследования объектов на их моделях — аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений (органических и неорганических систем, инженерных устройств, разнообразных процессов — физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов. Моделирование необходимо также для предсказания явлений, интересующих исследователя.
Форма моделирования зависит от используемых моделей и сферы их применения. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое (информационное) моделирование. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи и т.п. Важнейшим видом такого моделирования является математическое (логико-математическое) моделирование. Возможность моделирования, т.е. переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования моделей, на оригинал, основана на том, что модель в определённом смысле отображает (воспроизводит) какие-либо его стороны и предполагает наличие соответствующих теорий или гипотез. Моделирование всегда применяется вместе с другими общенаучными и специальными методами; особенно тесно оно связано с экспериментом. Моделирование в обучении имеет два аспекта: моделирование как содержание, которое учащиеся должны усвоить, и моделирование как учебное действие, средство обучения. С помощью моделирования удаётся свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому. Система научных моделей, аппарат для их исследования, методика использования в практике результатов исследования входят в основы наук, которые составляют содержание учебного предмета. Моделирование объектов, которые по своей сложности или величине не поддаются исследованию и изготовлению в натуре,- составная часть технического творчества детей. В зависимости от того, какие свойства моделируемого объекта выбраны главными, один и тот же объект может быть представлен моделями различной конструкции. Так, при исследовании физических процессов стремятся к тому, чтобы по результатам опытов на модели можно было судить о явлениях, происходящих в естественных условиях. Наряду с физическим часто используется математическое моделирование. Для изучения сложных самоорганизующихся систем используют кибернетическое моделирование: создаётся функциональная модель, основанная на более простых явлениях, чем изучаемая система. Широко применяется моделирование на компьютерах.
Подробнее
Под моделированием понимается процессы как построения, так и изучения и применения моделей. Оно тесно связано с такими гносеологическими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и другими: процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез. Поэтому естественно задать вопрос: является ли моделирование особым методом научного познания, не является ли оно синонимом процесса теоретического исследования или процесса познавательной деятельности вообще?
Главная особенности моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей — моделей.
Виды моделирования
В силу многозначности понятия «модель» в науке и технике не существует единой классификации видов моделирования: классификацию можно проводить по характеру моделей, по характеру моделируемых объектов, по сферам приложения моделирования (в технике, физических науках, кибернетике и т. д.). Например, можно выделить следующие виды моделирования:
- Компьютерное моделирование
- Математическое моделирование
- Математико-картографическое моделирование
- Цифровое моделирование
- Логическое моделирование
- Психологическое моделирование
- Статистическое моделирование
- Структурное моделирование
- Физическое моделирование
- Экономико-математическое моделирование
- Имитационное моделирование
- Эволюционное моделирование
- и т. д.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.
Процесс моделирования
Процесс моделирования включает три элемента:
- субъект (исследователь),
- объект исследования,
- модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.
Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть моделью), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала. Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от исследования других сторон.
Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведении». Конечным результатом этого этапа является множество (совокупность) знаний о модели.
На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал — формирование множества знаний. Одновременно происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели.
Четвертый этап — практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.
Моделирование — циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта или ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах.
Сейчас трудно указать область человеческой деятельности, где не применялось бы моделирование. Разработаны, например, модели производства автомобилей, выращивания пшеницы, функционирования отдельных органов человека, жизнедеятельности Азовского моря, последствий атомной войны. В перспективе для каждой системы могут быть созданы свои модели, перед реализацией каждого технического или организационного проекта должно проводиться моделирование.
Литература и ссылки
- Учебные пособия института математического моделирования РАН
- Художественное моделирование геометрических форм, статья
- Нефёдов С. А., Турчин П. В. Опыт моделирования демографически-структурных циклов // История и Математика: Макроисторическая динамика общества и государства История и Математика: Макроисторическая динамика общества и государства / Ред. Коротаев А.В., Малков С.Ю., Гринин Л.Е. М.: КомКнига/УРСС. С.153-167. ISBN 978-5-484-01009-7.
- Деловая игра
- Сообщество свободного математического моделирования
8)Метод моделирования.
Моделирование психики — метод исследования психических состояний, свойств и процессов, который заключается в построении моделей психических явлений и в изучении функционирования этих моделей с использованием полученных результатов в качестве данных о закономерностях функционирования психики.
Метод моделирования в психологии развивается в двух направлениях:
знаковая или техническая имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности – моделирование психики;
организация того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности — моделирование ситуаций, связывающих изучаемые психические процессы.
Модели бывают техническими, логическими, математическими, кибернетическими и т.д.
Экспериментальный метод.
Эксперимент предполагает активное вмешательство психолога в деятельность испытуемых. Цель создание наилучших условий для изучения социальных явлений и процессов.
Как я уже писала, в пункте номер 5 их, бывает 3 вида:
естественный эксперимент.
моделирующий эксперимент.
лабораторный эксперимент.
Естественный – в обычных жизненных условиях, экспериментатор не вмешивается в ход событий, фиксируя их такие, какие они есть.
Моделирующий — испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого.
Лабораторный – создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство лучше всего оценивается.
10)Тексты
Тесты – это наиболее используемый стандартизованный метод.
Виды тестов:
опросники – возможность поучения точной и качественной характеристики психологического явления,
задания – возможность сопоставить результаты исследования для решения практических задач,
проективные – четкая процедура сбора, обработки данных и психологической интерпретации полученных результатов.
11)История развития тестового метода.
Френсис Гальтон 1882-1911гг.
1-й тест был создан им в 1884г. Провел испытание над 9337 людьми разных возрастов.
Гальтон ввел в теорию тестирования 3 принципа, используемых и по сей день:
1. Применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых.
2. Статистическая обработка результатов.
3. Выделение эталонов оценки.
Термин «умственные тесты» ввел Дж. Кеттел 1860-1944гг. Дж.Кеттел считал тест средством для проведения научного эксперимента.
Требования к чистоте проведения Кеттла:
1. одинаковость условий для всех;
2. ограничение времени тестирования;
3. в лаборатории, не должно быть зрителей;
4. оборудование должно быть хорошим и располагать людей к тестированию;
5. одинаковые инструкции и четкое понимание испытуемыми, что нужно делать;
6. результаты тестирования подвергаются статистическому анализу, находят минимальный, максимальный и средний результат, рассчитывают среднее арифметическое и среднее отклонение.
В 1905г. Француз Бене создал тест для оценки интеллекта. В начале XXв. Французское правительство поручило ему составить шкалу интеллектуальных способностей школьников для распределения по ступеням обучения.
Позже созданы серии тестов для решения практических задач. Они быстро и широко распространились.
Мюнстерберг создал тесты для профессионального отбора на основе взаимосвязи психических структур, нужных для успешной деятельности, и структур для успешного выполнения тестов на группе лучших рабочих. Затем они использовались при приеме на работу.
В период 1-й мировой войны психологические тесты стали использовать массово. США готовились к вступлению в войну, но не имели военного потенциала, как прочие воюющие стороны еще до вступления в войну (1917г.) военные власти предложили крупнейшим психологам страны Торндайку, Йерксу и Уиплу применить психологию в военном деле. Американская психологическая ассоциация и университеты развернули работу. Под руководством Йеркса создались 1-е групповые тесты для массовой оценки пригодности (в основном по интеллекту) призывников к службе различных родах войск: армейский тест ”альфа” для грамотных и армейский тест “бета” для неграмотных. Альфа-тест похож на вербальные тесты Бине для детей. Бета-текст состоял из невербальных заданий. Были обследованы 1 700 000 солдат и 40 000 офицеров.
В отечественной психологии — Лазурский, Россолимо, Бехтерев и Лесгафт.
Врач – невролог, психолог Россолимо для диагностики индивидуальных психических свойств разработал методику их количественно оценки, дающую целостное представление о личности. Она оценивала 11 психических процессов, разбитых на 5 групп: внимание, восприимчивость, воля, запоминание, ассоциативные процессы (воображение и мышление).
Сегодня тесты – самый используемый метод, хотя промежуточный между субъективными и объективными методами. Есть много тестовых методик, например: основные на самоотчете испытуемых – тесты-опросники. Испытуемый может сознательно или несознательно повлиять на результат, особого, если знает, как будут интерпретироваться его ответы.
Наблюдательное обучение (моделирование) – Психология
Обучение
OpenStaxCollege
[латексная страница]
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Давать определение обучению через наблюдение
- Обсудите этапы процесса моделирования
- Объясните просоциальные и антисоциальные эффекты обучения через наблюдение
Предыдущие разделы этой главы были посвящены классической и оперантной обусловленности, которые являются формами ассоциативного обучения. В наблюдательном обучении мы учимся, наблюдая за другими, а затем подражая или моделируя то, что они делают или говорят. Индивиды, демонстрирующие имитируемое поведение, называются моделями. Исследования показывают, что в этом имитационном обучении участвует особый тип нейронов, называемый зеркальным нейроном (Hickock, 2010; Rizzolatti, Fadiga, Fogassi, & Gallese, 2002; Rizzolatti, Fogassi, & Gallese, 2006).
Люди и другие животные способны к обучению через наблюдение. Как вы увидите, фраза «обезьяна видит, обезьяна делает» действительно точна ([ссылка]). То же самое можно сказать и о других животных. Например, при изучении социального обучения у шимпанзе исследователи дали коробки из-под сока с соломинками двум группам шимпанзе в неволе. Первая группа опускала соломинку в коробку с соком, а затем высасывала небольшое количество сока на конце соломинки. Вторая группа сосала прямо через соломинку, получая намного больше сока. Когда первая группа, «ковши», наблюдала за второй группой, «лохами», что, по-вашему, произошло? Все «ковши» первой группы перешли на сосание напрямую через соломинку. Просто наблюдая за другими шимпанзе и моделируя их поведение, они поняли, что это более эффективный метод получения сока (Yamamoto, Humle, and Tanaka, 2013).
Эта обезьяна-паук научилась пить воду из пластиковой бутылки, увидев поведение, смоделированное человеком. (кредит: ВВС США, старший летчик Кейси Клоуз)
Подражание гораздо более очевидно у людей, но действительно ли подражание является самой искренней формой лести? Рассмотрим опыт Клэр в обучении через наблюдение. У девятилетнего сына Клэр, Джея, в школе были проблемы, а дома он вел себя непокорно. Клэр боялась, что Джей закончит так же, как и ее братья, двое из которых сидели в тюрьме. Однажды, после очередного плохого дня в школе и очередной негативной записки от учителя, Клэр, не в силах сойти с ума, избила сына ремнем, чтобы заставить его вести себя прилично. Позже той же ночью, укладывая детей спать, Клэр стала свидетелем того, как ее четырехлетняя дочь Анна взяла ремень на своего плюшевого мишку и хлестнула его. Клэр пришла в ужас, поняв, что Анна подражает своей матери. Именно тогда Клэр поняла, что хочет дисциплинировать своих детей по-другому.
Подобно Толмену, чьи эксперименты с крысами предполагали когнитивный компонент обучения, взгляды психолога Альберта Бандуры на обучение отличались от взглядов строгих бихевиористов. Бандура и другие исследователи предложили разновидность бихевиоризма, названную теорией социального обучения, в которой учитывались когнитивные процессы. Согласно Бандуре, чистый бихевиоризм не может объяснить, почему обучение может происходить в отсутствие внешнего подкрепления. Он чувствовал, что внутренние психические состояния также должны играть роль в обучении и что обучение через наблюдение включает в себя гораздо больше, чем подражание. В подражании человек просто копирует то, что делает модель. Наблюдательное обучение гораздо сложнее. Согласно Лефрансуа (2012), существует несколько способов обучения через наблюдение:
Вы узнали новый ответ. Увидев, как начальник ругает вашего коллегу за опоздание, вы начинаете уходить из дома на 10 минут раньше, чтобы не опоздать.
Вы решаете, следует ли имитировать модель, в зависимости от того, что вы видели с моделью. Помните Джулиана и его отца? Обучаясь серфингу, Джулиан может наблюдать, как его отец успешно садится на доску для серфинга, а затем пытается сделать то же самое. С другой стороны, Джулиан может научиться не прикасаться к горячей плите, увидев, как его отец сгорает на плите.
Вы изучаете общее правило, которое можете применять в других ситуациях.
Бандура выделил три вида моделей: живые, вербальные и символические. Живая модель демонстрирует поведение лично, например, когда Бен встал на свою доску для серфинга, чтобы Джулиан мог видеть, как он это делает. Вербальная обучающая модель не воспроизводит поведение, а вместо этого объясняет или описывает поведение, как, например, когда футбольный тренер говорит своим юным игрокам бить по мячу боковой частью стопы, а не носком. Символической моделью могут быть вымышленные персонажи или реальные люди, демонстрирующие поведение в книгах, фильмах, телевизионных шоу, видеоиграх или источниках в Интернете ([ссылка]).
(a) Ученики йоги учатся, наблюдая за тем, как их инструктор по йоге демонстрирует своим ученикам правильную стойку и движение (живая модель). (б) Для обучения не обязательно присутствие моделей: с помощью символического моделирования этот ребенок может научиться поведению, наблюдая, как кто-то демонстрирует его по телевизору. (кредит a: модификация работы Тони Секалы; кредит b: модификация работы Эндрю Хайда)
Конечно, мы не изучаем поведение, просто наблюдая за моделью. Бандура описал конкретные шаги в процессе моделирования, которым необходимо следовать, чтобы обучение было успешным: внимание, удержание, воспроизведение и мотивация. Во-первых, вы должны быть сосредоточены на том, что делает модель — вы должны быть внимательны. Затем вы должны быть в состоянии сохранить или вспомнить то, что вы наблюдали; это удержание. Затем вы должны быть в состоянии выполнить поведение, которое вы наблюдали и запоминали; это репродукция. Наконец, у вас должна быть мотивация. Вам нужно хотеть копировать поведение, а мотивация зависит от того, что случилось с моделью. Если вы увидели, что модель поощряется за ее поведение, у вас будет больше мотивации копировать ее. Это известно как косвенное подкрепление. С другой стороны, если бы вы наблюдали, как наказывают модель, у вас было бы меньше мотивации копировать ее. Это называется заместительным наказанием. Например, представьте, что четырехлетняя Эллисон наблюдала за своей старшей сестрой Кейтлин, играющей в мамином гриме, а затем увидела, как Кейтлин взяла тайм-аут, когда вошла их мать. После того, как их мать вышла из комнаты, Эллисон захотелось поиграть в макияж, но она не хотела получить тайм-аут от своей матери. Как вы думаете, что она сделала? Как только вы действительно продемонстрируете новое поведение, получаемое вами подкрепление играет роль в том, будете ли вы повторять это поведение.
Бандура исследовал моделирование поведения, в частности моделирование детей агрессивного и насильственного поведения взрослых (Bandura, Ross, & Ross, 1961). Он провел эксперимент с пятифутовой надувной куклой, которую назвал куклой Бобо. В эксперименте на агрессивное поведение детей влияло то, была ли учительница наказана за свое поведение. В одном сценарии учитель вел себя агрессивно с куклой, бил, бросал и даже бил куклу, пока ребенок смотрел. Реакция детей на поведение воспитателя была двоякой. Когда учительницу наказали за плохое поведение, у детей снизилась склонность вести себя так, как она. Когда учительницу хвалили или игнорировали (а не наказывали за ее поведение), дети подражали тому, что она делала, и даже тому, что она говорила. Они били, пинали и кричали на куклу.
Каковы последствия этого исследования? Бандура пришел к выводу, что мы наблюдаем и учимся, и что это обучение может иметь как просоциальные, так и антисоциальные последствия. Просоциальные (позитивные) модели могут использоваться для поощрения социально приемлемого поведения. Родители, в частности, должны обратить внимание на этот вывод. Если вы хотите, чтобы ваши дети читали, читайте им. Пусть они видят, как вы читаете. Держите книги дома. Расскажите о своих любимых книгах. Если вы хотите, чтобы ваши дети были здоровы, пусть они видят, как вы правильно питаетесь и занимаетесь спортом, а также вместе занимаетесь физкультурой. То же самое относится и к таким качествам, как доброта, вежливость и честность. Основная идея заключается в том, что дети наблюдают и учатся у своих родителей, даже у их нравов, поэтому будьте последовательны и отбросьте старую пословицу «Делай, как я говорю, а не так, как я делаю», потому что дети склонны копировать то, что вы делаете, а не что вы говорите. Помимо родителей, многие общественные деятели, такие как Мартин Лютер Кинг-младший и Махатма Ганди, рассматриваются как просоциальные модели, способные вдохновить на глобальные социальные изменения. Можете ли вы вспомнить кого-то, кто был просоциальной моделью в вашей жизни?
Также стоит упомянуть об антисоциальном эффекте обучения через наблюдение. Как вы видели на примере Клэр в начале этого раздела, ее дочь наблюдала за агрессивным поведением Клэр и копировала его. Исследования показывают, что это может помочь объяснить, почему дети, подвергшиеся насилию, часто сами становятся насильниками (Murrell, Christoff, & Henning, 2007). Фактически, около 30% детей, подвергшихся насилию, становятся жестокими родителями (Министерство здравоохранения и социальных служб США, 2013 г.). Мы склонны делать то, что знаем. Дети, подвергшиеся насилию, которые растут, наблюдая, как их родители борются с гневом и разочарованием посредством насильственных и агрессивных действий, часто сами учатся вести себя таким образом. К сожалению, это порочный круг, который трудно разорвать.
Некоторые исследования показывают, что жестокие телешоу, фильмы и видеоигры также могут иметь антисоциальные последствия ([ссылка]), хотя необходимо провести дальнейшие исследования, чтобы понять корреляционные и причинно-следственные аспекты насилия и поведения в СМИ. В некоторых исследованиях была обнаружена связь между просмотром насилия и агрессией у детей (Anderson & Gentile, 2008; Kirsch, 2010; Miller, Grabell, Thomas, Bermann, & Graham-Bermann, 2012). Эти результаты могут не удивлять, учитывая, что ребенок, окончивший среднюю школу, подвергался примерно 200 000 насильственных действий, включая убийства, грабежи, пытки, взрывы, избиения и изнасилования через различные средства массовой информации (Huston et al., 19).92). Мало того, что просмотр насилия в СМИ может влиять на агрессивное поведение, обучая людей вести себя таким образом в реальных жизненных ситуациях, но также было высказано предположение, что повторное воздействие насильственных действий также снижает чувствительность людей к нему. Психологи работают над тем, чтобы понять эту динамику.
Могут ли видеоигры сделать нас жестокими? Исследователи-психологи изучают эту тему. (кредит: «woodleywonderworks»/Flickr)
Согласно Бандуре, обучение может происходить, наблюдая за другими, а затем моделируя то, что они делают или говорят. Это известно как наблюдательное обучение. В процессе моделирования есть определенные шаги, которые необходимо выполнить, чтобы обучение было успешным. Эти этапы включают внимание, удержание, воспроизведение и мотивацию. С помощью моделирования Бандура показал, что дети учатся многим вещам, как хорошим, так и плохим, просто наблюдая за своими родителями, братьями, сестрами и другими людьми.
Человек, демонстрирующий поведение, которое служит примером, называется ________.
- учитель
- модель
- инструктор
- автобус
B
В исследовании куклы Бобо Бандуры, когда детей, наблюдавших за агрессивной моделью, поместили в комнату с куклой и другими игрушками, они ________.
- проигнорировал куклу
- хорошо играл с куклой
- играл с игрушками-мастерами
- пнул и бросил куклу
D
Каков правильный порядок шагов в процессе моделирования?
- внимание, удержание, воспроизведение, мотивация
- мотивация, внимание, воспроизводство, удержание
- внимание, мотивация, удержание, воспроизводство
- мотивация, внимание, удержание, воспроизводство
A
Кто предложил обучение через наблюдение?
- Иван Павлов
- Джон Ватсон
- Альберт Бандура
- Б. Ф. Скиннер
С
Каков эффект просоциального моделирования и антисоциального моделирования?
Просоциальное моделирование может побудить других к полезному и здоровому поведению, в то время как антисоциальное моделирование может побудить других к жестокому, агрессивному и нездоровому поведению.
Каре 17 лет. Мать и отец Кары пьют алкоголь каждую ночь. Они говорят Каре, что пить плохо, и она не должна этого делать. Кара идет на вечеринку, где подают пиво. Как вы думаете, что сделает Кара? Почему?
Кара, скорее всего, выпьет на вечеринке, потому что она заметила, что ее родители регулярно пьют. Дети склонны следовать тому, что родители делают, а не тому, что они говорят.
Чему вы научились, наблюдая за кем-то другим?
- модель
- человек, демонстрирующий поведение, служащее примером (при обучении через наблюдение)
- обучение с наблюдением
- тип обучения, который происходит, наблюдая за другими
- заместительное наказание
- процесс, при котором наблюдатель видит наказание модели, что снижает вероятность того, что наблюдатель будет подражать поведению модели
- вспомогательное усиление
- процесс, в котором наблюдатель видит вознаграждение модели, повышая вероятность того, что наблюдатель будет подражать поведению модели
Психология, обучение, обучение через наблюдение (моделирование)
Предыдущие разделы этой главы были посвящены классической и оперантной обусловленности, которые являются формами ассоциативного обучения. В обучение через наблюдение , мы учимся, наблюдая за другими, а затем имитируя или моделируя то, что они делают или говорят. Индивиды, демонстрирующие имитируемое поведение, называются моделями . Исследования показывают, что в этом имитационном обучении участвует особый тип нейронов, называемый зеркальным нейроном (Hickock, 2010; Rizzolatti, Fadiga, Fogassi, & Gallese, 2002; Rizzolatti, Fogassi, & Gallese, 2006).
Люди и другие животные способны к наблюдательному обучению. Как вы увидите, фраза «обезьяна видит, обезьяна делает» действительно точна (рис.). То же самое можно сказать и о других животных. Например, при изучении социального обучения у шимпанзе исследователи дали коробки из-под сока с соломинками двум группам шимпанзе в неволе. Первая группа опускала соломинку в коробку с соком, а затем высасывала небольшое количество сока на конце соломинки. Вторая группа сосала прямо через соломинку, получая намного больше сока. Когда первая группа, «ковши», наблюдала за второй группой, «лохами», что, по-вашему, произошло? Все «ковши» первой группы перешли на сосание напрямую через соломинку. Просто наблюдая за другими шимпанзе и моделируя их поведение, они поняли, что это более эффективный метод получения сока (Yamamoto, Humle, and Tanaka, 2013).
Эта обезьяна-паук научилась пить воду из пластиковой бутылки, увидев поведение, смоделированное человеком. (Фото: ВВС США, старший летчик Кейси Клоуз)Подражание гораздо более очевидно для людей, но действительно ли подражание является самой искренней формой лести? Рассмотрим опыт Клэр в обучении через наблюдение. У девятилетнего сына Клэр, Джея, в школе были проблемы, а дома он вел себя непокорно. Клэр боялась, что Джей закончит так же, как и ее братья, двое из которых сидели в тюрьме. Однажды, после очередного плохого дня в школе и очередной негативной записки от учителя, Клэр, не в силах сойти с ума, избила сына ремнем, чтобы заставить его вести себя прилично. Позже той же ночью, укладывая детей спать, Клэр стала свидетелем того, как ее четырехлетняя дочь Анна взяла ремень на своего плюшевого мишку и хлестнула его. Клэр пришла в ужас, поняв, что Анна подражает своей матери. Именно тогда Клэр поняла, что хочет дисциплинировать своих детей по-другому.
Подобно Толмену, чьи эксперименты с крысами предполагали когнитивный компонент обучения, взгляды психолога Альберта Бандуры на обучение отличались от взглядов строгих бихевиористов. Бандура и другие исследователи предложили разновидность бихевиоризма, названную теорией социального обучения, в которой учитывались когнитивные процессы. Согласно Bandura , чистый бихевиоризм не может объяснить, почему обучение может происходить в отсутствие внешнего подкрепления. Он чувствовал, что внутренние психические состояния также должны играть роль в обучении и что обучение через наблюдение включает в себя гораздо больше, чем подражание. В подражании человек просто копирует то, что делает модель. Наблюдательное обучение гораздо сложнее. Согласно Лефрансуа (2012), существует несколько способов обучения через наблюдение:
- Вы узнали новый ответ. Увидев, как начальник ругает вашего коллегу за опоздание, вы начинаете уходить из дома на 10 минут раньше, чтобы не опоздать.
- Вы решаете, следует ли имитировать модель, в зависимости от того, что вы видели с моделью. Помните Джулиана и его отца? Обучаясь серфингу, Джулиан может наблюдать, как его отец успешно садится на доску для серфинга, а затем пытается сделать то же самое. С другой стороны, Джулиан может научиться не прикасаться к горячей плите, увидев, как его отец сгорает на плите.
- Вы узнаете общее правило, которое сможете применить к другим ситуациям.
Бандура выделил три вида моделей: живые, вербальные и символические. Живая модель демонстрирует поведение лично, например, когда Бен встал на свою доску для серфинга, чтобы Джулиан мог видеть, как он это делает. Вербальная обучающая модель не воспроизводит поведение, а вместо этого объясняет или описывает поведение, как, например, когда футбольный тренер говорит своим юным игрокам бить по мячу боковой частью стопы, а не носком. Символической моделью могут быть вымышленные персонажи или реальные люди, демонстрирующие поведение в книгах, фильмах, телевизионных шоу, видеоиграх или источниках в Интернете (рисунок).
(a) Ученики йоги учатся, наблюдая за тем, как их инструктор по йоге демонстрирует своим ученикам правильную стойку и движение (живая модель). (б) Для обучения не обязательно присутствие моделей: с помощью символического моделирования этот ребенок может научиться поведению, наблюдая, как кто-то демонстрирует его по телевизору. (кредит a: модификация работы Тони Секалы; кредит b: модификация работы Эндрю Хайда)Скрытое обучение и моделирование постоянно используются в мире маркетинга и рекламы. Этот рекламный ролик, который в течение нескольких месяцев демонстрировался в районах Нью-Йорка, Нью-Джерси и Коннектикута.