Виды мышления и их роль в обучении
1. Презентация по психологии на тему: «Виды мышления и их роль в обучении»
Презентацияпо психологии на тему:
«Виды мышления и
их роль в обучении»
ВОЛЬХИНА АНАСТАСИЯ
Д-102
2. Понятие мышления
• Мышление – это психический процесс отражения действительности, высшаяформа творческой активности человека. М. постольку процесс отражения
объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных
образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения
реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для
образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их
достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и
общества.
Источник: «Большой психологический словарь» Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко
• Мышление – это познавательная деятельность личности, характеризующаяся
обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Источник: «Педагогический словарь» Г.М.Коджаспирова А.Ю.Коджаспиров
• Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида,
характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением
действительности.
Источник: Исследовательская деятельность Шашенкова Е.А.
3. Основные характеристики мышления
Мышление в психологии является одной их высшихфункций психики человека, так как его можно
охарактеризовать как психическую деятельность,
имеющую мотив, цель, критерии, систему способов и
действий, результат, а также контроль.
Целью мышления в психологии всегда является поиск
решения какого-то вопроса или задачи, ведь именно
возникновение проблемы, требующей решения, и
выступает причиной начала мыслительной деятельности.
Неважно, на какой вопрос необходимо найти ответ:
решить простую математическую задачу, придумать, куда
поехать отдохнуть или как мотивировать сотрудников или
коллег быстро закончить работу либо разработать
принципиально новое техническое средство — во всех этих
случаях используются одни и те же формы, стадии и
операции мышления.
4. Формы мышления
Психологи выделяют три основных формы мышления: понятие,суждение и умозаключение.
• Понятие — это определение и систематизация всех существенных
свойств и характеристик объектов, на которые направлен
мыслительный процесс, а также выделение общих и специфических
факторов и свойств для каждого из объектов мышления. Понятие дает
возможность составить целостную картину об объектах мышления, их
основных свойствах и взаимосвязях.
• Второй, не менее важной формой мышления, без которой
невозможно полноценное понимание, является суждение утверждение, или наоборот, отрицание какого-либо свойства объекта
мышления либо взаимосвязи.
• На основании понятия и суждения делается умозаключение — вывод,
который и является результатом мыслительного процесса.
5. Операции мышления
Операции мышленияБез умственных операций невозможно понимание и суждение; специалисты в области
психологии и нейрофизиологии выделяют следующие операции мышления в психологии:
сравнение — определение
схожести и различий
между объектами
мышления;
индукция — определение
выводов об общих
положениях на основе
известных данных о
частных положениях;
дедукция умозаключения,
основанные на
применении общих
положений в частных
ситуациях;
анализ — разделение
объекта мышления на
составляющие и
определение свойств
каждой отдельной части
объекта;
конкретизация выделение частных
характеристик для каждого
из общей массы объектов
мышления;
классификация определение взаимосвязей
между объектами
мышления и их положения
относительно друг друга;
синтез — структурирование
и соединение в одну
систему различных
объектов мышления,
имеющих взаимосвязи;
абстракция — намеренное
игнорирование
несущественных свойств
объекта с целью
выделения наиболее
весомых характеристик;
обобщение — выделение
наиболее существенных
свойств и связей, общих
для всех объектов
мышления.
6. Свойства мышления
Свойства мышленияМы видим только то, что лично мы видим в каждой конкретной ситуации. Это — заслуга мышления, а оно у каждого —
свое, неповторимое. Единственное, что, пожалуй, одинаково у всех здравомыслящих, это – свойства мышления.
В психологии выделяется семь основных направлений, по которым идут наши мысли.
Целенаправленность. У каждого мыслительного процесса есть конечная цель. Мы всегда пытаемся найти ответ на
любой поставленный вопрос. И вовсе не всегда это должен быть вопрос «жизни и смерти».
Логичность. Даже женская логика, вопреки шуткам и анекдотам, есть всегда. Разумеется, она не всегда верная,
понятная окружающим, но она, тем не менее, присутствует в мыслительном процессе.
Развитость. Неразвитое мышление свойственно малышам и людям с психическими отклонениями. Люди с
неразвитым мышлением вполне счастливы, если удовлетворяют их примитивные естественные потребности — в пище,
сне.
Способность формировать понятия. Сравнить и охарактеризовать явление, вещь, ситуацию – это обязательное
свойство человеческого мышления.
Мышление не способно быть объективным. В этот процесс всегда вмешиваются чувства и переживания конкретного
человека. Поэтому и говорить о том, что кто-то мыслит правильно, а кто-то нет, не приходится. По-своему правильным
образом мыслят все.
Позитивность/негативность. У одних все исключительно в белом цвете, у других – в черном, все зависит от того, как
человек относится к происходящему вокруг. Одни способны даже в самой сложной и неприятной ситуации найти
положительные эмоции. Другие и на собственной свадьбе целенаправленно ищут подвох.
Направленность во времени, линейность. Одни смотрят только вперед, другие то и дело осматриваются назад. Если
первые размышляют, как выйти из конкретной сложившейся ситуации, вторые пытаются понять – почему это произошло,
и что ими было сделано не так.
7. Виды мышления
Виды мышленияОгромное количество логических и
мыслительных задач, которые
ежедневно решает мозг человека,
обусловило выделение нескольких
видов мышления в психологии,
которые отличаются межу собой по
содержанию, по характеру задач и
по оригинальности.
Наиболее часто в психологии
используется следующая
классификация видов мышления:
по содержанию, по характеру
задач, по оригинальности
8. 1. По содержанию
1. Наглядно-образноемышление — его суть состоит в
преобразовании образов
восприятия в образыпредставления. Такое
мышление свойственно
творческим людям, а также в
простой форме — детям
дошкольного возраста, которые
в основном мыслят образами.
Яркий пример результата
образного мышления нарисованная художником
картина, изображающая его
видение и понимание мира,
созданный парфюмером
аромат и др.
2. Наглядно-действенное
мышление — тип мышления в
психологии, в основе которого
лежит наблюдение за
объектом мышления
и определение всех
взаимосвязей в процессе
непосредственного участия в
ситуации, проведения
эксперимента. Этот тип
мышления используют дети:
для того, чтобы определить
свойства того или
иного предмета, им нужно его
рассмотреть, потрогать и др.
3. Абстрактное
(дискурсивное)
мышление — основанное
на суждениях,
умозаключениях и понятии;
при нем человек не
опирается на данные,
полученные им опытным
путем. Для того, чтобы
понять математические
теоремы, изучить
практическое применение
законов физики и химии,
используется именно
абстрактное мышление.
9. 2. По характеру задач
1. Теоретическое мышление — в психологии, цель которогосостоит в познании правил, законов и теорий, а также связей
между и свойств абстрактных объектов мышления. Все
математические формулы, философские законы, а также
сводная таблица элементов Менделеева — это все наглядные
результаты теоретического мышления
2. Практическое мышление — мыслительные процессы,
направленные на физическое преобразование
предметов из окружающей действительности.
Изобретение и постоянное усовершенствование
технических средств, новые открытия, делающиеся
практически каждый день в лабораториях и НИИ очевидные результаты практического мышления.
10. 3. По оригинальности
3. По оригинальности1. Репродуктивное мышление — при нем человек применяет для
решения своей задачи ранее придуманные другими людьми
способы и методы
2. Продуктивное (творческое) мышление — заключается в
определении собственных решений для поставленных задач, при
чем человек в течении мыслительного процессе опирается
только на свой опыт и собственные суждения, а не на
умозаключения и схемы решения, придуманные другими.
11. Роль мышления в деятельности человека
Рольмышления в
деятельност
и человека
Значение мышления в жизни
человека огромно. Без него ни
один индивидуум не сможет
воспользоваться необходимыми
ему знаниями. И наоборот,
максимальную пользу даже из
минимума информации можно
извлечь при достаточно развитой
мыслительной деятельности.
Мышление – это наша сила,
великая сила. И ее нужно развивать
и приумножать. Вы только
подумайте, какие возможности
открываются перед тем, кто
обладает очень хорошим
мышлением, и может
комбинировать старыми идеями и
генерировать новые для
реализации в жизнь любых своих
желаний.
12. Резюме/вывод
Изучая мышление, как и любой другой психический процесс, психологическая наука учитывает и исследует, какие именнопотребности и мотивы заставили данного человека включиться в познавательную деятельность. При каких конкретных
обстоятельствах у него возникла потребность в анализе, синтезе и т.д. Неразрывная связь мыслительной деятельности с
потребностями отчетливо обнаруживает тот важнейший факт, что всякое мышление — это всегда мышление личности во
всем богатстве ее взаимоотношений с природой, обществом, с другими людьми.
Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно
приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что
мышление всякий раз как бы добывает знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного
какого-то случая. Умение найти в новой ситуации общее с прежней, постижение общего в, казалось бы, разных случаях важнейшее отличительное свойство мышления. Мышление обнаруживает, открывает в окружающем мире определенные
классы предметов и явлений, родственных по тому или иному признаку.
Мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное
познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии
человека с познаваемым объектом. Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действия человека
являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения
чувственно данного, познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явления и
сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание, открытие
существенно нового.
13. Список литературы
1. Тихомиров О.К. Психология мышления. — М.: Академия, 2005. — с.288 с2. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии» СПб. 2008. — с.713
3. Леонтьев А.Н. «Лекции по общей психологии» М. 2007. — с.511
4. Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. — 1999. — № 1. — С.21
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. — 5-е изд., исп. — М.: Лабиринт, 1999. — с.351
6. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. — 1996. — № 5
7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — СПб., 1997. — 256 с.
8. Брушлинский А.В. и др. Мышление и общение. — Минск: Изд-во Минского гос. ун-та, 1990.
9. Семенов И. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии. — М.; Воронеж: МОДЭК, 2000. — с.64
10. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. — М:Издательство ЛКИ- 2007 — с.248
11. Каплунович И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления // Вопросы психологии. — 1999. — № 1. — с.60
12. Атаханов Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления // Вопросы психологии. — 1995. — № 5. — с.41.
13. Завалишина Д.Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития. — М.: Институт психологии РАН, 2005. — с.375
14. Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии. — 1999. — № 4. — с.28.
15. Теплов Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. — М: Наука -2004.- с.444
16. Выгодский Л.С. Психология искусства. — М: Лабиринт — 2008.-с.352
17. Мадди С. Теории личности. — СПб.: Речь — 2002. — с. 539
Виды мышления в психологии
Только благодаря процессу мышления, люди способны делать выводы и обрабатывать поступающую информацию из окружающей среды. Мышление – это познавательная деятельность. Мышление дает возможность не ограничиваться материальным миром и не придерживаться рамок, построенных на опыте и визуализации. Результаты мыслительной работы непременно отражаются в высказываниях, идеях и действиях. К основным видам мышления относятся два практического и один теоретический.
Основные виды мышления и их характеристика
Практические:
- наглядно-действенное мышление. Реализуется на внешних действиях. Оно основывается не на словесных формах, а на том, что решение задач и сам результат осуществляется преобразованием ситуации. То есть, практические действия предметов. А именно, в раннем возрасте дети анализируют действительность, основываясь примерах действия. Это начальный этап логического мышления, за ним следует переход к образному мышлению и дальнейшее развитие.
- образное мышление. Структурируется на представлениях и восприятии. Образ реального мира. Свойственно художникам, поэтам, архитекторам, модельерам и парфюмерам. В обычной форме это мышление возникает в дошкольном возрасте. Зачатки наглядно-действенного (и образного) мышления даже характерны высшим животным.
Теоретическое:
- абстрактное (словесно-логическое) мышление. Основывается на понятиях и суждениях. Человек анализирует, сравнивает явления, ситуации, предметы не только со своей точки зрения, но и принимает во внимание мнения других. Возможно только при условии овладения речью.
К людям, склонным к видам теоретического мышления относят философов и тех, кто прокладывают фундамент для открытий.
Классификация видов мышления
Виды и процессы логического и творческого мышления человека:
- Логическое. Умение правильно создавать план, расставлять приоритеты, решать сложные задачи, ставить цели, искать способы.
- Творческое. Способность мыслить творчески – формировать, изобретать, что-то новое, что не взято из опыта, а придуманное вами. Это наивысший результат мыслительной деятельности.
Виды и операции мышления
Именно при таких мыслительных операциях совершается мыслительная деятельность человека:
- Сравнение. Нахождение сходства и различий между предметами и явлениями.
- Анализ. Выделение в предмете определённые качества, черты и свойства.
- Синтез. Тесно связан с анализом. Соединение отдельных частей в целое.
- Абстракция. Отвлечение от многих сторон свойств, выделение одной.
- Обобщение. Умение объединить подобные признаки явлений и предметов.
Виды нарушения мышления
На качество мышления влияют нарушения способа восприятия и переработки информации. Например, при нарушениях памяти или зрения, плохом внимании человек из внешнего мира получает искаженную информацию и представление действительности. Он делает неправильные выводы и предположения.
Еще одна причина нарушения формы мышления – это психоз. Мозг человека перестает соблюдать базовые системы обработки информации, и это приводит к беспорядочности мысли.
Хоть и правила одни для всех, а нормы одинаковы, но почему же тогда каждый удивляет своим поведением? Потому, что у всех нас индивидуальное мышление. Пусть и обобщено наукой, всё же, отличается в корне. И нужно стараться не утерять эту бесценную особенность. Не стремитесь стандартно мыслить, не ограничивайтесь рамками. Если мы позволим себе свободно мыслить и развиваться, нам не будет равных! Представляете, как интересна станет жизнь?!. .
Статьи по теме:
Милосердие и сострадание Еще святые апостолы считали милосердие одной из главных добродетелей человечества. Но время идет, и в современном мире эта черта стала не только незаметной, но и порой порицаемой. Актуально ли сегодня быть милосердным и что общего у этой черты с жалостью? Об этом мы и поговорим. |
Соперничество Естественный отбор, созданный природой для выживания различных видов и популяций живых существ, казалось бы, не имеет никакого отношения к человеку. Однако и среди людей он существует, но в виде соперничества. Стоит ли соревноваться ради определенной выгоды или конкуренция несет лишь деструктивный характер? На эти вопросы мы постараемся ответить далее. |
Деятельное раскаяние От плохих поступков никто не застрахован. Но от каждого зависит то, насколько глубоким будет чувство вины после совершенного деяния. Современная реальность такова, что раскаяться в злодеянии способны далеко не многие. Но если все-таки есть такое желание, мы расскажем, как это правильно сделать. | Цветотерапия — лечение Окружающие нас цвета и оттенки оказывают огромное влияние на наше настроение и самочувствие. Об этом знают не только ведущие дизайнеры интерьеров, но и психологи. Которые, к слову, научились использовать цвет как лекарство. Предлагаем и вам познакомиться с таким интересным методом как цветотерапия. |
24 типа мышления (и их характеристики)
Человеческое мышление — одна из величайших загадок неврологии, но если мы проанализируем его с более когнитивной точки зрения, то увидим, что можем классифицировать наш образ мышления по разным группам. или типы. Давайте посмотрим на них.
Что такое мысль? По иронии судьбы, думать о мышлении, простите за избыточность, — одна из величайших задач нашего разума .
Под мыслью мы можем понимать любой психический процесс, произвольный или непроизвольный, в котором для связи с собой или окружающей средой ряд воспоминаний, эмоций, идей и абстрактных понятий связаны друг с другом, чтобы сформировать наше видение того, что мы окружает и действует в соответствии с раздражителями.
Как бы то ни было, как бы мы ни старались дать им определение, у нас не получится. Реальность намного сложнее. И неврологический механизм, посредством которого в нашем уме возникают мысли, продолжает оставаться одной из величайших загадок не только неврологии, но и науки в целом.
Принимать решения, размышлять, воображать, судить, решать задачи, развивать логику… Наверняка у нас еще много времени, чтобы понять психическое происхождение этих процессов, но это не значит, что мы не можем изучать природу мыслей с позиции, основанной на больше об их проявлениях, то есть о том, как мы соотносим понятия.
Именно этим мы и займемся в сегодняшней статье: классифицировать способы мышления
- Рекомендуем прочитать: «25 курьезов и интересных фактов о мозге»
Каковы основные способы мышления?
Как мы уже говорили, классификация мышления в закрытых группах сокращает нечто очень сложное, например, способ мышления человека. Во всяком случае, как хорошо известно в психологии, человек могут по-разному структурировать наши мысли .
Мы также должны помнить, что мы не должны искать в этом списке «наш способ мышления», поскольку он зависит не только от ситуации, но и от нашего состояния ума, нашего опыта, предмета или контекста, мы можем быть склонным ко многим из следующих мыслей. Мы представляем их ниже.
- Рекомендуем прочитать: «16 типов личности (и их характеристики)»
- Дедуктивное мышление
Дедуктивное мышление означает исходить из универсальных предпосылок или идей и применять их к конкретным случаям. Например, если мы знаем, что у всех млекопитающих есть волосы и что у лошади есть волосы, мы можем сделать вывод, что лошадь — это млекопитающее.
- Индуктивное мышление
Индуктивное мышление означает использование частных случаев в качестве основы для выводов, которые позволяют нам породить универсальную идею. Это шаг, обратный предыдущему. В этом случае, например, если мы увидим, что у лошади есть волосы и что они млекопитающие, что у людей есть волосы, а мы млекопитающие, что у кошек есть волосы и мы млекопитающие, мы можем вывести, что все млекопитающие имеют волосы.
- Рефлексивное мышление
Рефлексивное мышление означает проведение ряда анализов каскадных последствий наших событий, чтобы правильно спланировать наше будущее. Этот тип мышления позволяет нам находить лучшие способы действовать для достижения наших целей.
- Аналитическое мышление
Аналитическое мышление означает изучение ситуации и упорядочивание всех понятий, которые вступают в игру в ней, чтобы сформировать как можно более точное и простое видение реальности. Аналитическое мышление характерно для людей с холодным менталитетом, способных остановиться для изучения проблемы и, таким образом, иметь больше шансов поступить правильно.
- Критическое мышление
Критическое мышление означает анализ любой мыслимой ситуации с волей к поиску «дыр», то есть всего, что может быть скрыто от нас. Критическое мышление — это такое мышление, в котором каким-то образом, зная, что мы не можем найти универсальную реальность, утверждается, что оно находится на полпути между всеми представленными нам реальностями.
- Логическое мышление
Логическое мышление означает, что, исходя из подтвержденных предпосылок, мы приходим к выводам, которые, следуя механизмам дедукции и индукции, позволяют нам подтвердить или отвергнуть гипотезу. Логическое мышление позволяет получать новые идеи из уже подтвержденных.
- Креативное мышление
Творческое мышление означает поиск уникальных и оригинальных решений проблем, а также поиск новых способов использования повседневных предметов.
Практическое мышление
Практическое мышление означает сведение реальности к поиску концепций, объектов или решений проблем, которые ведут нас к достижению нашей цели самым простым и быстрым способом. Другими словами, это тип мышления, который позволяет нам быть более эффективными как в повседневной жизни, так и на работе.
9. Системное мышление
Системное мышление, также известное как системное, это такое мышление, при котором вы не хотите упрощать реальность, а совсем наоборот: пытаетесь понять ее в ее наибольшей сложности. В этом смысле его можно понимать как тип мышления, противоположный аналитическому. И это то, что люди, которые мыслят системно, визуализируют то, что их окружает, пытаясь точно понять, какую роль играет каждый из его компонентов.
10. Аналоговое мышление
Мыслить по аналогии означает организовывать наши идеи и анализировать то, что нас окружает, чтобы установить сравнения между различными представлениями о нашей реальности. Оно похоже на логическое, индуктивное или дедуктивное мышление, но оно больше направлено на сравнение вещей, а не на выводы.
11. Совещательное мышление
Совещательное мышление – это такое мышление, при котором решения принимаются не на основе логики или анализа последствий, а на основе моральных ценностей, опыта, воспоминаний или эмоций. Это способ мышления, который мы используем, когда принимаем решения в соответствии с более «человеческой», а не математической частью.
12. Мягкое мышление
Мягкое мышление означает развитие наших идей и их выражение без использования слишком закрытых терминов, то есть порождающих субъективность. Люди, которые так думают, избегают сильных выводов и часто выражают себя метафорически.
13. Тяжелое мышление
Жесткое мышление, очевидно, противоположно предыдущему. Для этого типа мышления характерно развитие идей и их выражение с использованием терминов, не приводящих к интерпретации. Другими словами, они абсолютно объективны и закрыты. Эта мысль типична для науки, тогда как предыдущая была в большей степени философской.
14. Дивергентное мышление
Дивергентное мышление похоже на творческое в том смысле, что это способ мышления, направленный на поиск решений проблем. В любом случае, это связано не столько с креативностью и оригинальностью, сколько с эффективностью. Примером дивергентного мышления может быть, например, если мы идем на работу и видим, что у коллеги такой же случай, как у нас, предлагаем каждому написать свое имя на своем. Расхождение означает разделение двух вещей, отсюда и его название.
15. Конвергентное мышление
Конвергентное мышление противоположно дивергентному в том смысле, что оно стремится не разъединять реальность, а объединять ее. Другими словами, конвергентное мышление было бы мышлением партнера, который подчеркивает, что два случая одинаковы, но не заботится о том, чтобы их различать. Дивергентное мышление пыталось разделить одно и то же понятие на два, а конвергентное мышление пыталось объединить два одинаковых понятия в одно.
16. Синвергентное мышление
Синвергентное мышление рождается из сочетания дивергентного и конвергентного. В этом смысле синвергентное мышление включает в себя как детализированные аспекты конвергентного мышления (учитывая, что эти два случая очень похожи), так и желание решать расходящиеся проблемы (дифференцируя их по имени каждого человека).
17. Волшебное мышление
Волшебное мышление – типичный для детей тип мышления, при котором неодушевленным предметам придается способность иметь волю. Эта мысль проистекает из склонности верить, что все вокруг нас, даже неживое, действует с каким-то намерением, как и люди. Например, когда ребенок считает, что когда игрушки ломаются, они умирают, он использует магическое мышление.
Традиционное мышление
Традиционное мышление связано с логическим мышлением в том смысле, что оно направлено на создание простых умственных схем для решения проблем наиболее эффективным способом. В любом случае эти схемы более жесткие, чем схемы аналитического, поэтому обычно это тип мышления, характерный для людей с более консервативным менталитетом, с тенденцией не менять своей внутренней логики, несмотря на эволюцию общества.
- Метафорическое мышление
Метафорическое мышление родственно творческому мышлению и основано на установлении исходных связей между уже существующими понятиями, которые априори не сохраняют между собой никакой связи. Эта способность к воображению и ассоциациям полезна для понимания реальности посредством сравнений. Когда кто-то говорит, что мозг является командным центром нашего тела, он использует метафорическое мышление.
- Концептуальное мышление
Понятийное мышление — это такое мышление, в котором, как следует из его названия, устанавливаются отношения между различными понятиями, хотя в данном случае в игру вступает не творчество, а анализ. Это очень важно в научных областях, поскольку позволяет связать посредством разработки ментальных схем различные понятия, чтобы понять роль, которую каждое из них играет в отдельности, а также общую цель целого.
- Вопросительное мышление
Когда мы мыслим вопросительно, мы пытаемся понять реальность, которая нас окружает, из формулировки вопросов. Наш разум задает вопросы, и мы сами отвечаем на них, чтобы получить нужную нам информацию.
- Синтетическое мышление
Синтетическое мышление, необходимое при обучении, представляет собой такой способ мышления, при котором после усвоения конкретной информации мы сводим ее к максимуму, пока не достигнем отправной точки, из которой, когда придет время восстановить всю сложность, мы может «растянуться», чтобы вся информация была более доступной. Это способ мышления, который очень полезен для памяти.
- Исследовательское мышление
Исследовательское мышление — это мышление, с помощью которого мы исследуем реальность, чтобы изучить ее тщательным и детальным образом. Это фундаментальная опора научного знания, потому что благодаря этому исчерпывающему анализу того, что нас окружает, наше видение мира и того, кто мы есть, постоянно меняется. Как следует из названия, он необходим в исследованиях, поскольку требует воли смотреть на мир критическим взглядом.
- Инстинктивное мышление
Инстинктивное мышление — это способ мышления, при котором мы принимаем решения и понимаем окружающее не путем научного анализа или выводов, а скорее с помощью предположений и интуиции. Другими словами, это тип мышления, при котором мы решаем ситуации не в соответствии с тем, что говорит нам логика, а в соответствии с тем, что говорит нам делать наша самая примитивная часть.
15 основных типов мышления
Типы мыслей Человеческое существо является общим для всех людей, хотя каждый человек обладает рядом определенных когнитивных способностей. Иными словами, каждый человек может принять и развить различные процессы рассуждения. Например; Хотя они и не развили ее, все люди могли научиться вопросительной мысли.
Способ мышления не является врожденным, он развивается. Хотя личностные и когнитивные особенности индивидов мотивируют предпочтение одного или нескольких определенных типов мышления, люди могут развивать и практиковать любой тип рассуждений.
Хотя традиционно мышление трактуется как конкретная и ограниченная деятельность, этот процесс не является однозначным. То есть не существует единого способа осуществления процессов мышления и рассуждений.
На самом деле было выявлено много конкретных способов управления мышлением. По этой причине сегодня идея состоит в том, что люди могут представлять различные способы мышления.
С другой стороны, следует отметить, что каждый тип мышления более эффективен при выполнении конкретных задач. Определенные познавательные действия могут принести пользу более чем одному типу мышления.
Таким образом, важно знать и учиться развивать разные типы мышления. Этот факт позволяет использовать когнитивные способности человека и развивать различные навыки для решения различных задач.
1- Дедуктивное мышлениеДедуктивное рассуждение — это такой тип мышления, который позволяет сделать вывод из набора предпосылок. То есть это психический процесс, который начинается с «общего», чтобы достичь «частного».
Этот тип мышления сосредоточен на разуме и происхождении вещей. Требуется детальный анализ аспектов проблемы, чтобы можно было сделать выводы и возможные решения.
Это процесс рассуждения, широко используемый в повседневной жизни. Люди анализируют элементы и повседневные ситуации, чтобы сделать выводы.
Например, если кто-то приходит домой и видит, что его партнера там нет, он может предположить, что он куда-то ушел.
В этот момент человек может пойти посмотреть, есть ли ключи или убежище его партнера в местах, где он обычно хранится. Если он коннотирует, что этих элементов здесь нет, у него будет больше оснований думать, что он ушел, делая такой вывод с помощью дедуктивного мышления.
Помимо повседневных функций, дедуктивное мышление жизненно важно для разработки научных процессов. Это основано в основном на дедуктивных рассуждениях: оно анализирует связанные факторы, чтобы сделать гипотезы для контраста.
Критическое мышлениеКритическое мышление — это умственный процесс, основанный на анализе, понимании и оценке того, как организованы знания, претендующие на представление вещей.
Занесен в каталог как очень практическая мысль, с помощью которой знания используются для эффективного достижения наиболее разумного и обоснованного вывода.
Таким образом, критическое мышление оценивает идеи аналитически, чтобы привести их к конкретным выводам. Эти выводы основаны на моральных, ценностных и личных принципах личности.
Таким образом, посредством этого типа мышления когнитивные способности сочетаются с личностными чертами личности. Таким образом, она определяет не только образ мышления, но и способ бытия.
Принятие критического мышления напрямую влияет на функциональные возможности человека, так как делает его более интуитивным и аналитическим, позволяя ему принимать правильные и мудрые решения, основанные на конкретных реалиях.
3- Индуктивное мышлениеИндуктивное мышление определяет способ мышления, противоположный индуктивному мышлению. Таким образом, для этой формы рассуждения характерен поиск объяснений общего.
Часть специального для получения выводов в больших масштабах. Он ищет далекие ситуации, чтобы превратить их в похожие, и таким образом обобщает ситуации, но не приходит к проверке.
Таким образом, цель индуктивного рассуждения состоит в изучении тестов, позволяющих измерить вероятность аргументов, а также правил построения сильных индуктивных аргументов.
4- Аналитическое мышлениеАналитическое мышление состоит из анализа, дезагрегации, разделения и анализа информации. Он характеризуется упорядоченностью, то есть представляет собой рациональную последовательность: он идет от общего к частному.
Таким образом, решение проблем, основанное на аналитическом мышлении, начинается с общей точки зрения и разбивает особенности проблемы, чтобы понять ее всесторонне.
Он всегда сосредоточен на поиске ответа, поэтому он состоит из очень решительных рассуждений.
5 — Исследовательское мышлениеИсследовательское мышление сосредоточено на исследовании вещей. Он делает это тщательно, заинтересованно и настойчиво.
В этом смысле этот тип рассуждений включает в себя как установки, так и когнитивные процессы. Исследовательское мышление требует такого мышления, при котором проблемы и вопросы постоянно прорабатываются.
Он состоит из смеси творчества и анализа. То есть часть оценки и исследования элементов. Но ее цель не сводится к самому исследованию, а требует постановки новых вопросов и гипотез вслед за исследуемыми аспектами.
Как следует из названия, этот тип мышления является основой для исследований, разработок и эволюции вида.
6- Системное мышлениеСистемное или системное мышление – это такой тип рассуждений, который возникает в системе, образованной различными подсистемами или взаимосвязанными факторами.
Он состоит из высоко структурированного типа мышления, направленного на понимание более полного и менее простого взгляда на вещи.
Попытайтесь понять функционирование вещей и решить проблемы, которые порождают их свойства. Это подразумевает разработку сложной мысли, которая до сих пор применялась к трем основным направлениям: физике, антропологии и социополитике.
7- Креативное мышлениеКреативное мышление Подразумевает когнитивные процессы, способные творить. Этот факт мотивирует разработку элементов, новых или отличных от остальных, посредством мысли.
Таким образом, творческое мышление можно определить как приобретение знаний, характеризующихся оригинальностью, гибкостью, пластичностью и текучестью.
Сегодня это одна из самых ценных когнитивных стратегий, поскольку она позволяет по-новому формулировать, конструировать и решать проблемы.
Развить этот тип мышления непросто, поэтому существуют определенные приемы, позволяющие их достичь. Наиболее важными из них являются морфологический анализ, аналогии, анимированные идеи, цветовое вдохновение, эмпатия, метод 635 и техника Скампера.
8- Думая о синтезеМысль о синтезе характеризуется анализом различных элементов, составляющих вещи. Его основная цель — сокращение идей по определенной теме.
Он состоит из рассуждений, необходимых для обучения и личного изучения. Мысль о синтезе позволяет лучше запоминать элементы, поскольку они подвергаются суммирующему процессу.
Он состоит из личного процесса, в котором каждый человек формирует значимое целое из частей, представляющих тему. Таким образом, человек может запомнить несколько особенностей понятия, включив их в более общий и репрезентативный термин.
9- Вопросительное мышлениеВопросительное мышление основано на вопросах и вопрошании важных аспектов. Используйте опрос, чтобы постепенно разбить конкретные характеристики темы, которую нужно рассмотреть.
Таким образом, вопросительное мышление определяет способ мышления, возникающий в результате использования вопросов. В этом рассуждении никогда нет причины почему, так как именно этот элемент позволяет развивать собственное мышление и получать информацию.
С помощью поднятых вопросов получают данные, которые направлены на выработку окончательного вывода. Этот тип мышления в основном используется для решения вопросов, в которых наиболее важным элементом является информация, которую можно получить через третьи стороны.
10- Дивергентное мышлениеДивергентное мышление, также известное как Латеральное мышление. Это тип рассуждения, который последовательно обсуждает, сомневается и ищет альтернативы.
Это мыслительный процесс, который позволяет генерировать творческие идеи путем исследования множества решений. Оно представляет собой антитезу логическому мышлению и имеет тенденцию проявляться спонтанно и плавно.
Как следует из названия, его основная цель основана на отклонении от ранее установленных решений или элементов. Таким образом, он настраивает тип мышления, тесно связанный с творческим.
Он состоит из типа мышления, которое не проявляется у людей естественным образом. Люди склонны связывать и соотносить подобные элементы друг с другом. Вместо этого дивергентное мышление пытается найти решения, отличные от тех, которые выполняются обычно.
11- Конвергентное мышлениеСо своей стороны, конвергентное мышление представляет собой тип рассуждения, противоположный дивергентному мышлению.
На самом деле, хотя постулируется, что дивергентное мышление управляется нейронными процессами в правом полушарии мозга, конвергентное мышление управляется процессами левого полушария.
Характеризуется функционированием через ассоциации и отношения между элементами. Он не обладает способностью воображать, искать или исследовать альтернативные мысли и обычно приводит к установлению единственной идеи.
12- Синвергентное мышлениеЭтот тип рассуждений, недавно появившийся и предложенный Майклом Гелбом, ссылается на комбинацию между дивергентным и конвергентным мышлением.
Таким образом, это способ мышления, который включает детализацию и оценку аспектов конвергентного мышления и связывает их с альтернативными и новыми процессами, касающимися дивергентного мышления.
Развитие этого рассуждения позволяет связать творчество с анализом, постулируя мысль с высокой способностью к достижению эффективных решений во многих областях.
13- Понятийное мышлениеПонятийное мышление предполагает развитие рефлексии и самооценки проблем. Он тесно связан с творческим мышлением, и его основная цель состоит в поиске конкретных решений.
Однако, в отличие от дивергентного мышления, этот тип рассуждений фокусируется на пересмотре ранее существовавших ассоциаций.
Концептуальное мышление предполагает абстрагирование и размышление и очень важно в различных научных, академических, бытовых и профессиональных сферах.
Аналогичным образом, он характеризуется развитием четырех основных интеллектуальных операций:
- Супраординация: состоит в связывании конкретных понятий с более широкими понятиями, в которые они включены.
- Инфраординация: состоит в соотнесении конкретных понятий, включенных в более широкие и более общие понятия.
- Изоординация: имеет дело с конкретными отношениями двух понятий и направлена на определение особых характеристик понятий через отношения с другими.
- Исключение: для обнаружения элементов, отличающихся или не равных другим элементам.
Метафорическое мышление основано на установлении новых связей. Это тип очень творческого мышления, но он фокусируется не на создании или получении новых элементов, а на новых отношениях между существующими элементами.
С помощью этого типа мышления вы можете создавать истории, развивать воображение и генерировать с помощью этих элементов новые связи между хорошо дифференцированными, но общими аспектами.
15- Традиционное мышлениеТрадиционное мышление характеризуется использованием логических процессов. Он фокусируется на решении и фокусируется на поиске похожих реальных ситуаций, чтобы найти элементы, которые могут быть полезны для решения.
Обычно разрабатывается по жестким и заранее разработанным схемам. Он составляет одну из основ вертикального мышления, в котором логика приобретает однонаправленную роль и развивается линейным и последовательным путем.
Это один из наиболее часто используемых типов мышления в повседневной жизни. Он непригоден для творческих или оригинальных элементов, но очень полезен для решения бытовых ситуаций и относительно прост.
Ссылки- Брунинг Р.Х., Шроу Г.Дж., Норби М.Н. И Роннинг, Р. Р. (2005). Когнитивная и педагогическая психология. Мадрид: Прентис Холл.
- Картеро М. и Асенсио М. (координаты) (2004 г.). Психология мысли. Мадрид: Редакция Alianza.
- ДеБоно, Э. (1997). Научитесь думать самостоятельно. Барселона: Пайдос.
- Фернандес, Дж., Пинтанель, М., Чамарро, А.