Виды направленности личности: Направленность личности: структура и виды направленности

Виды и качества направленности личности

Оглавление

Введение 3

Виды  и качества направленности личности 4

Связь направленности с  мотивационной сферой 7

Направленность  как система 10

Заключение 14

Список  использованной литературы 15 

 

Введение

     Каждая  личность имеет индивидуальную функциональную структуру свойств. Отдельные свойства личности, обычно называемые чертами, подвержены изменениям (условия жизни, воспитания, патологический процесс  и др.). Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что определение направленности личности того или иного работника имеет важнейшее значение для практики кадровой работы, поскольку от этого зависит эффективность подбора, расстановки и дальнейшего использования кадров на производстве.

     Проблема  направленности – это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность,

     Направленность  является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Это система является личностной, она организовывается в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно активна, т.е. составляющие её мотивы не бывают постоянными, они взаимодействуют, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются главенствующим, в то время как другие выполняют не главные роли. Главенствующие побуждения определяют основную линию поведения личности.

         Целью данной работы является изучение направленности личности и ее характеристики.  Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить виды и качества направленности личности;

2. Рассмотреть  связь направленности с мотивационной  сферой;

3. Охарактеризовать направленность как систему.

     Методы используемые в данном исследовании являются, общенаучный диалектический метод познания; системный, теоретический и др. 

     С точки зрения материалистического  учения личность определяется не столько  биологическими, наследственными свойствами, сколько социальными. Основной, определяющей всю личность, является та ее социально  обусловленная сторона, которая включает в себя направленность личности, ее моральные качества.

     Под личностью понимается устойчивая система  взаимосвязанных социально значимых качеств человека, позволяющих ему  активно и сознательно 

действовать. Таким образом, первым свойством  личности является тесная взаимосвязь  и взаимообусловленность всех ее сторон; вторым — активная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира; третьим — устойчивость, позволяющая прогнозировать поведение  человека, то есть действия, выражающие его субъективную реакцию на ситуацию и окружающих. Поведение определяется эмоциональными и рациональными  факторами, внутренними склонностями людей и внешней обстановкой, их вкусами, взглядами, интересами.

     Личностные  качества создаются под влиянием природных свойств — физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и т.п. Отличное понимание руководителем этих принципов открывает новые горизонты успешному управлению на предприятии, предсказанию их поведения и конкретному воздействию на него, и наоборот, неумение и непонимание обычно заводит в полный тупик.

     Понятий направленности личности существует очень  много. С.Л. Рубинштейн под направленностью  личности понимал некоторые динамические тенденции, которые являются мотивами человеческой деятельности и сами, в свою очередь, определяются ее целями и задачами. А.Н. Леонтьев, развивая идеи С.Л. Рубинштейна, считал ядром  личности систему относительно устойчивых, иерархизированных мотивов как  основных побудителей деятельности. Одни мотивы придают деятельности личностный смысл и определяют направленность, другие играют роль побудительных факторов.

     Л.И. Божович и ее сотрудники понимали направленность как систему устойчиво  доминирующих мотивов, которые определяют целостную структуру индивида.

     Направленность  личности – важнейшее свойства личности, в котором выражаются динамика развития человека как социального и духовного (или бездуховного) существа, главные тенденции его поведения.

     Направленность  выступает как системообразующее  свойство личности, определяющее ее психический  склад. В общем плане направленность личности в психологии определяет как  отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в  виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие1.

     Направленность  является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Существует два вида направленности личности человека:

— общая направленность личности, где личность включает в себя трехуровневую (желания, необходимость, установки) систему побуждений, 
Человек в каждом конкретном случае действует или по собственному желанию, или по необходимости, или в силу прошлого опыта (согласно установке).

— профессиональная направленность – это совокупность мотивов, установок личности, планов, ценностных ориентаций в области определенной профессиональной деятельности. Она появляется на определенном этапе развития личности (у большинства в юности) и становится в этот период жизни центральным личностным новообразованием, которое, с одной стороны, формируется в результате личностного и профессионального самоопределения и в процессе учебно-профессиональной и трудовой деятельности, а с другой стороны, сама обуславливает и самоопределение и деятельность.

  В направленности надо различать ее качества и формы.

     Качества  направленности заключаются в следующем:

— Уровень направленности — это общественная значимость направленности человека (его убеждений и мировоззрения).

— Широта направленности характеризует круг интересов личности. Следует помнить, что широкая направленность — это не разбросанность и дилетантство во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.

— Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений.

— Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности личности связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: настойчивостью, целеустремленностью.

— Действенность  направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности2.

     Основная  роль направленности личности принадлежит  осознанным мотивам. А функция мотива состоит в том, чтобы придавать направленность производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно «подпитывать». Ее необходимо вести, реализовывать. Еще одна функция мотива является смыслообразованием, благодаря которому понятие мотива выходит на личностный уровень. Смысл — это ответ на вопрос: зачем? Для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? Человек является существом ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, то мотив как побудитель не сработает. Деятельности не будет и останется нереализованный мотив.

     Потребностно — мотивационную сферу можно охарактеризовать направленность личности лишь выборочно, являясь ее основным принципом, стержнем. На этой базе развиваются жизненные цели личности. Следовательно нужно обязательно отличать цель деятельности и жизненную цель. Личность совершает в период своей жизни очень много различных действий, поступков, в каждом из которых реализуется своя цель. Жизненная цель выполняет объединительные функции, а в частности выступает организатором всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. С жизненной рутиной связан уровень успехов личности. Осознание не только цели, но и реальности рассматривается человеком как перспектива личности.

     Состояние подавленности, расстройства, затравленности, противоположное переживаниям, характерным человеку, знающим перспективу, называется фрустрацией. Она рождается в тех случаях, когда личность на пути к конечной цели сталкивается с объективно непреодолимыми препятствиями, или когда человек воспринимает их таковыми.

     В основе направленности человека лежат потребности, то есть состояния, отражающие нужды в чём-либо. Потребности бывают биологические (отражающие нужду организма в пище, воздухе, движении, отдыхе и т. п.) и социальные, исторически сложившиеся в человеческом обществе. Социальные потребности подразделяют на материальные (в одежде, жилье и т. п.) и духовные (познавательные, моральные, эстетические, творческие, а также потребность в общении). Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется благодаря воспитанию. Направленность, взятая в качестве целого, включает влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения, представляют собой систему доминирующих у человека потребностей, мотивов, целей, интересов, установок, которые «направляют» его социальную активность.

     Неудовлетворённые потребности, выступая в качестве мотивов  поведения, могут приобретать различные  формы в зависимости от степени осознания цели и содержания:

     — установки – содержат в себе цель и соответствующую настроенность психических процессов или в целом личности человека на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности.

     Установка может быть направлена на различные  объекты или даже на разные стороны одного и того же объекта, например, в беседе отрицательная установка может быть направлена:

• лично на самого собеседника; 
• на суть беседы; 
• на обстоятельства разговора и т.д.

     — влечение – самая элементарная форма мотива возникает, когда человек еще не осознал свои потребности и действует стихийно.

     — желания — это осознание человеком своих потребностей, однако при этом желание часто направлено на цели в возможности достижения которых он не очень убежден или сомневается.

     — интересы – это избирательное,  преимущественно познавательное  отношение человека к каким-то  явлениям, предметам, определенной  деятельности, но как мотив они  неустойчивы. Интересы свойственны всем людям. Разным личностям присущи интересы разные по широте, устойчивости и другим качествам. При этом широта интересов обязательно предполагает выделение одного из них как основного и ведущего. Это придает человеку устойчивость в жизни, концентрирует его волю и помогает при достижении определенных успехов в процессе деятельности.

     — склонности – это не только познавательная направленность личности на осознанно значимый предмет деятельности, но и стремление к деятельности по отношению к этому предмету.

     — стремление к идеалу – высшая цель личных устремлений, достаточно сильный побудитель поступков и действий человека, хотя воспитание в себе тех или иных качеств в конечном счете зависит от волевых свойств личности. 

     — убеждения – самый сильный, сложный и высокий мотив поведения человека, которому подчиняются все другие мотивы, на их основе формируются нравственные устои поведения человека, они имеют силу внутренней необходимости для личности. Убеждения как высшая форма направленности определяются сочетанием мировоззрения со стремлением к его осуществлению, готовностью бороться за свое мировоззрение. Эта сторона личности тесно связана со стороной, в которую входят индивидуальные особенности отдельных психических процессов.

Направленность личности в психологии: виды, качества, тесты

Направленность личности – это термин, обозначающий систему побуждений человека, устойчиво его характеризующих. Сюда относится то, чего он хочет, к чему стремится, как понимает мир и общество, ради чего живет, что считает неприемлемым и многое другое. Тема направленности личности занимательна и многогранна, поэтому сейчас будут рассмотрены самые интересные и важные ее аспекты.

Вкратце о понятии

Итак, по сути, направленность личности – это ее «стержень». Стремления и ценности, которые настолько ему близки, что они уже стали опорой в жизни и его неотъемлемой частью.

Это сложносоставное свойство. Но, если глубоко его изучить, можно понять мотивы поведения и цели того или иного человека, и даже спрогнозировать то, как он будет действовать в определенных ситуациях. В то же время, понаблюдав за ним в жизни, увидев его в конкретных обстоятельствах, удастся приблизительно понять свойственную ему личностную направленность.

Данная система побуждений всегда социально обусловлена. Сначала направленность формируется в процессе воспитания. Затем, в более сознательном возрасте, человек начинает заниматься самовоспитанием. Как бы там ни было, направленность личности всегда оценивается с точки зрения нравственности и морали.

Влечение и желание

Направленность личности состоит из множества структурных компонентов. И в первую очередь, хотелось бы отметить вниманием два указанных в подзаголовке понятия.

Влечение – примитивная, биологическая форма направленности. Ее особенность заключается в том, что она, как потребность, не осознается. А вот желание – это уже кое-что другое. Под данным термином подразумевается осознанная потребность в чем-то вполне конкретном. Желание помогает прояснить цель и побуждает к действию. Впоследствии определяются и пути достижения результата.

Желания – это хорошо. Именно на их основе человек определяет свои цели и строит планы. А если желания сильные, то они перерастают в стремление, подкрепляясь волевым усилием. Именно это демонстрирует способности человека преодолевать препятствия, невзгоды и трудности на пути к цели.

Важно оговориться, что стремление связано с субъективными чувствами. Если человек уверенно идет к цели, и видит результат – он испытывает удовлетворение и позитивные эмоции. При отсутствии успеха его одолевает негатив и пессимизм.

Интерес

Это даже не структурный компонент направленности личности, а целая познавательная форма и отдельное мотивационное состояние.

Итак, интерес – это эмоциональная ориентированность человека на определенные объекты. Они имеют особую устойчивую значимость, так как связаны с его индивидуальными потребностями.

Интересы могут быть духовными и материальными, разносторонними и ограниченными, стабильными и кратковременными. То, насколько они глубоки и широки, определяет полноценность жизни человека. Ведь именно с интересами связаны его влечения, страсти и желания.

Можно даже сказать, что именно они определяют стиль жизни человека. Доказать это легко. Человек интересуется бизнесом, карьерой, зарабатыванием больших денег, различными деловыми отраслями и секретами успешного предпринимательства? Значит, для него главное в жизни – это успех и материальное благополучие. И он будет делать все для достижения данной цели, действуя в соответствии со своими интересами.

Еще один момент. По широте, значимости и глобальности интересов можно определить направленность личности. Это в психологии изучается отдельно.

Человек, который охватывает разные стороны жизни, развивает себя в нескольких направлениях, интересуется многими отраслями, имеет расширенный взгляд на этот мир. Он многое знает, может рассматривать возможности и проблемы сразу под несколькими углами, ему свойственна высокая эрудированность, развитый интеллект. Такие люди способны на большее, чем другие. У них даже желание сильнее.

А вот люди с мелкими интересами, как правило, являются заурядными, скучными и безуспешными. Почему? Потому что их кроме удовлетворения естественных потребностей ничего не интересует. Еда, питье, сон, вечер пятницы в баре, дом, работа, секс, и все по новой. В их интересах нет интеллектуальной нагрузки. Они не развиваются.

Склонность

У этого понятия много синонимов. Одни отождествляют его с предрасположенностью. Другие говорят, что склонность – это интерес с волевым компонентом. А еще принято считать, что под данным термином подразумевается проявление мотивационно-потребностной сферы. И это в психологии направленности личности считается наиболее верным определением.

Склонность проявляется в предпочтении человеком какой-либо ценности или вида деятельности. Основывается он всегда на эмоциях, субъективных ощущениях и симпатии.

Человеку могут нравиться путешествия. Он замечает, что больше всего в жизни ждет очередной поездки куда-либо. Понимает, что самые яркие эмоции и впечатления ему приносят новые места. А возможность познакомиться с очередной культурой или традициями – самая большая радость, которую только можно представить. И он понимает, что жизнь в дороге является для него комфортной. Именно такое существование приносит ему удовольствие и удовлетворение.

Что это значит? То, что он склонен к такой жизни. Яркий пример мотивационно-потребностной сферы! И с этим сложно поспорить. Ведь важнейшая потребность каждого из нас – испытывать удовольствие от жизни. И тут уж каждый сам определяет, к какому стилю существования он склонен, ориентируясь на свои ценности.

Более простой пример – выбор профессии. На него также влияет формирование направленности личности и склонность. И это тоже одна из потребностей – чувствовать удовлетворение от занятия делом жизни, осознавать принесение своей деятельностью пользы, собственную профессиональную значимость.

Хорошо, когда человек понимает, к чему он склонен, и решает посвятить этому себя. А еще лучше, если сначала зарождается интерес к деятельности. Он формирует стремление заниматься ею, и в дальнейшем человек совершенствует навыки и умения, связанные с ней. Кстати, нередко склонность сопровождается развитием способностей. Многие музыканты и художники, проявившие интерес к своей профессии еще в детстве, являются тому примером.

Мировоззрение, убеждение и идеал

Рассматривая определение направленности личности, нельзя не затронуть вниманием и эти три важных понятия.

Мировоззрение – это осознанная система взглядов и представления о мире, а также отношение человека к самому себе и тому, что его окружает. Она придает его деятельности целенаправленный, осмысленный характер. И именно мировоззрением обусловлены принципы, ценности, позиции, идеалы и убеждения человека.

Каждый, кто имеет такую устойчивую систему взглядов, является зрелой личностью. У такого человека есть то, чем он руководствуется в повседневной жизни. На самом деле, мировоззрение проявляется буквально во всем – начиная бытом, заканчивая межличностными отношениями.

Что же такое убеждение? Это понятие, имеющее непосредственное отношение к мировоззрению. Под данным термином понимают высшую форму направленности личности, которая побуждает ее действовать в соответствии со сложившимися идеалами и принципами. Стоит оговориться, что человек, уверенный в своих взглядах, знаниях и оценках действительности, еще и стремится донести их до остальных людей. Но! Ключевое слово здесь «донести» — он ничего не навязывает, поскольку находится в гармонии с самим собой и этим миром.

И, наконец, идеал. Это некий образ, которому человек старается следовать в своем поведении и деятельности. Именно благодаря ему каждый из нас имеет возможность отражать и менять мир в соответствии с идеалами. Они могут быть как реальными (люди из жизни, кумиры), выдуманными (персонажи из книг, фильмов) и собирательными. Говоря простым языком, идеал – это высший образец нравственной личности. Главное, чтобы он не был иллюзорным. Иначе человек, следуя ему, придет не к тому, к чему хотел.

Мотивы

С данным многозначным понятием наверняка знаком каждый человек. Мотивы направленности личности – это то, что управляет поведением человека. Нередко под этим термином подразумеваются факторы, обуславливающие сделанный им выбор.

В структуре направленности личности мотивы занимают значимое место. Ведь то, насколько успешно человек решит поставленную им задачу, во многом зависит от его мотивации на хороший результат.

Тут тоже есть небольшая классификация. Мотивы могут быть внешними и внутренними. Первые являются весьма слабыми. Ситуация: человеку на работе нужно за неделю сдать проект. И он им занимается, чтобы успеть в срок, иначе есть риск лишиться премии и оказаться вызванным на серьезный разговор с начальником. Это – внешняя мотивация. Человек занимается делом лишь потому, что так надо.

В то же время, его коллега, имея ту же задачу, чуть ли не ночует на работе, вкладывая в проект все силы, время и душу. Дело ему интересно, он действует во имя качественного результата. Это – внутренняя мотивация. Ее основу составляет стремление и личный интерес. Именно внутренняя мотивация побуждает человека к саморазвитию, открытиям и новым свершениям.

Еще, рассказывая о развитии направленности личности, необходимо отметить вниманием такое понятие как осознанность. Дело в том, что люди не всегда понимают, зачем они занимаются тем или иным делом. Это печально, поскольку в таких случаях просто выполняется монотонный труд, лишенный значения и смысла.

Но если имеется четкое понимание того, ради чего человек осуществляет те или иные задачи – эффективность возрастает в разы. На один и тот же вопрос, звучащий, как «Зачем я хожу на работу?» можно ответить по-разному. Кто-то скажет: «Потому что все работают. Каждому нужны деньги». А другой ответит: «Я хочу совершенствоваться в своем деле, строить карьеру, добиваться новых высот, получать более солидное вознаграждение и чувствовать благодарность за самоотдачу». И даже уточнять не надо, в каком ответе прослеживается явная осознанность.

Личная направленность

Теперь можно поговорить и о ней. Это один из основных видов направленности личности. Человек, которому близок именно этот вариант, стремится к удовлетворению своих собственных потребностей, самореализации и достижению индивидуальных целей. Говоря простым языком, он направлен на себя.

Таких людей отличает организованность, ответственность и целеустремленность. Они полагаются только на себя. Их жизнь состоит из конструктивных мыслей, продумывания различных планов и достижения целей. Но, в то же время, они активны, и все время разнообразят свое существование, поскольку удовольствие для них значит так же много, как успех и продуктивная работа.

Это основные особенности направленности личности. Стоит также оговориться, что таких людей часто считают эгоистичными и самоуверенными. Но на самом деле они просто сконцентрированы на личном счастье. Хотя нередко они сталкиваются с проблемой, заключающейся в неумении делегировать полномочия и просить других о помощи. Зная, что им подвластно все решить самостоятельно, многие такие люди стремятся к одиночеству.

Коллективистская направленность

Для людей, которым близка она, главной потребностью является общение с другими. Они, как правило, отличаются добропорядочностью и учтивостью. Они не конфликтны, всегда готовы прийти на помощь, выслушать, посочувствовать. Также они очень интерактивны – ориентируются на окружающих, прислушиваются к разным мнениям, ждут одобрения.

Это социальная направленность. Личности, которым она свойственна, становятся прекрасными безотказными партнерами, которые легко уживаются с другими людьми, причем как в семье, так и в коллективе.

Но они, зачастую, сталкиваются с проблемами. Им сложно высказывать свое мнение, противостоять манипуляциям и даже бороться за свое счастье. А еще они не умеют ничего планировать, боятся брать на себя ответственность, и совершенно не имеют представления о том, как определять личные цели.

Деловая направленность

Те люди, которым ближе всего она, ориентированы на дело. Для них самое главное – совмещать собственную выгоду с благом для общества.

Их отличает серьезность и надежность, требовательность к себе и независимость, свободолюбие и доброжелательность. Им нравится постоянно узнавать что-то новое, учиться, пробовать себя в разных сферах деятельности.

Из таких людей получаются отличные руководители. Их поведение отражает преобладание мотивов, которые связаны с достижением коллективом поставленной цели. Эти люди с удовольствием берут дело в свои руки, и результат, как правило, впечатляет. Они всегда легко обосновывают свою точку зрения, и буквально раскладывают все по полочкам, чтобы каждый член коллектива понял, почему именно данные конкретные действия приведут к скорейшему выполнению задачи.

Такие люди успешно сотрудничают с другими и добиваются максимальной продуктивности. У них не просто получается руководить – они делают это с удовольствием.

Как выяснить свой тип?

Для этого есть тест. Направленность личности можно узнать за 5-7 минут, прохождение опросника не займет больше времени. Всего он включает в себя 30 пунктов с тремя вариантами ответов. Это не вопросы, а предложения, которые предлагается продолжить. Отметить надо два варианта из трех: один «больше всего», а другой – «меньше всего». Вот примеры:

  • Вопрос: «В жизни мне дает удовлетворение…». Как можно ответить: больше всего – осознание того, что работа выполнена успешно. Меньше всего – оценка моего труда. Третий вариант, оставшийся неотмеченным, звучит так: «Сознание, что находишься среди друзей».
  • Вопрос: «Я рад, когда мои друзья…». Как можно ответить: больше всего – когда они верны и надежны. Меньше всего – что они помогают посторонним при наличии возможности. Третий вариант, оставшийся неотмеченным, звучит так: «Они интеллигентны, имеют широкие интересы».
  • Вопрос: «Если бы я мог стать кем-то из предложенных вариантов, я бы хотел быть…». Как можно ответить: больше всего – опытным летчиком. Меньше всего – начальником отдела. Третий вариант, оставшийся неотмеченным, звучит так: научным работником.

Также тест по направленности личности включает в себя такие вопросы: «Когда я был ребенком, то любил…», «Мне не нравится, когда я…», «Я не люблю коллективы, в которых…» и т.д.

По итогам теста человек узнает результат. Рекомендуется отвечать, не задумываясь, так как первый пришедший на ум ответ, обычно, отражает истинные мысли.

Эмоциональная направленность личности

В рамках обсуждаемой темы хотелось бы вкратце поговорить и о ней. Эмоциональная направленность – это характеристика личности, проявляемая в ее ценностном отношении к тем или иным переживаниям и стремлении к ним. Понятную классификацию предложил ученый Борис Игнатьевич Додонов. Он различал десять эмоций:

  • Альтруистические. Их основу составляет испытываемая человеком потребность помогать и содействовать другим.
  • Коммуникативные. Они возникают из-за потребности в общении и, как правило, являются реакцией на удовлетворение в эмоциональной близости или на ее отсутствие. У человека есть сердечный друг? Он счастлив и испытывает от этого удовольствие. Друга нет? Он испытывает неудовлетворенность и грусть.
  • Глорические. Основа этих эмоций – потребность в успехе, славе и самоутверждении. Их человек испытывает, когда находится в центре внимания, или если им восхищаются.
  • Праксические. Эти эмоции возникают, когда человек занимается какой-то деятельностью. Он волнуется за успешность дела, сталкивается с трудностями на пути к результату, боится провала и т.д.
  • Пугнические. Основа этих эмоций – необходимость преодолеть опасность или проблему. Можно сравнить с азартом.
  • Романтические. Под данными эмоциями подразумевается стремление ко всему таинственному, необыкновенному, загадочному и необычайному.
  • Гностические. Эмоции, основу которых составляет потребность во всем, что выходит из ряда вон, найти нечто привычное, знакомое и понятное.
  • Эстетические. Эмоции, возникающие в момент, когда человек получает наслаждение от чего-то высшего – искусства, природы, красоты.
  • Гедонистические. Эмоции, испытываемые человеком в связи с удовлетворением своих потребностей в комфорте и получении удовольствий.
  • Акизитивные. Основу этих эмоций составляет интерес, проявляемый человеком к коллекционированию и накоплению.

В соответствии с этой классификацией, определяется и эмоционально-психологическая направленность личности. Она может быть альтруистической, коммуникативной, глорической и т.д.

Кстати, есть еще одно понятие, которое заслуживает внимания. Оно всем известно, как эмпатия. Под данным термином подразумевается эмоциональная отзывчивость, проявляемая человеком в ответ на переживания кого-то другого. Наверняка многим это знакомо. Когда человек воспринимает переживания другого так же сильно, как и свои собственные. Это ценное качество направленности, говорит о высокой нравственности личности и присущих ей моральных принципах.

Тест ориентации Фромма

Тест ориентации Фромма
ТЕСТ ОРИЕНТАЦИИ ФРОМА

Насколько близко к вам каждое слово? 5 (очень хорошо), 4, 3, 2, 1 (совсем нет).


тендер: 

увлекательно: 

ординарец: 

остроумно: 

легковерный:

высокомерный: 

упрямый: 

безразлично 

оптимистично:

милостивый: 

зарезервировано: 

любопытно: 

трусливый: 

тщеславный: 

подозрительно:

непринципиально: 

идеалистический:

утвердительный: 

экономичный: 

юношеский: 

сабмиссив: 

эксплуататорский: 

без воображения: 

оппортунистический: 

сентиментальный: 

соблазнение: 

навязчивый: 

глупо: 

лояльных: 

самоуверенный: 

постоянно:

допуск:

желаемое: 

сыпь:

холод:

бестактность: 

чувствительный: 

горд:

осторожно: 

непредубежденный: 

нереально:

агрессивный:

скупой: 

детский:

посвящено: 

активен:

практично:

целеустремленный: 

Вернуться к тексту.

[HTML благодаря щедрости Дэна Виттена!]

Тип личности и ориентация во времени: прошлое, настоящее или будущее?

Доктор А.Дж. Дрент

Само собой разумеется, что время играет центральную роль в человеческом опыте. Одна вещь, которая отличает наш вид, — это наши знания о смерти и старении. Это знание служит линзой для приблизительного понимания того, где мы находимся на жизненном пути.

Тем не менее, я думаю, справедливо будет сказать, что молодые люди обычно меньше обращают внимание на время. В детстве один день может казаться бесконечно длинным, и редко возникает ощущение, что время ограничено. И если день может казаться вечностью, только представьте, какой длинной должна быть жизнь для ума ребенка!

У детей также есть ощущение, что большая часть их жизни впереди, а не позади. Таким образом, они воспринимают жизнь как полную возможностей. Поскольку никакой конкретный путь еще не выбран, небо — это действительно предел. Многим это неизведанное будущее придает ощущение тайны и предвкушения того, что может быть в запасе у жизни.

По мере того, как мы переходим во взрослую жизнь и продвигаемся по ней, жизненные возможности постепенно сокращаются, поскольку то, что когда-то было набором потенциальных путей, вытесняется единственным. Наш курс начинает казаться более необычным, потому что прошло больше времени, что позволяет нам проследить более длинную линию наших шагов. Не только это, но и будущее внезапно поражает нас, как тонна кирпичей, как конечное . Таким образом, время становится более постоянным и влиятельным присутствием в сознании взрослых, побуждая нас к большей осторожности и обдумыванию нашего жизненного выбора.

В значительной степени именно эта суровая конфронтация со временем и его конечностью формирует, усиливает и отличает человеческий опыт. Внезапно возникает вопрос: кто я? и Что мне делать со своей жизнью? — стать более требовательным. Если жизнь коротка, и у нас есть только один шанс прожить ее, то нам лучше сделать ее значимой. Эта чувствительность усиливается от подросткового возраста к среднему возрасту, по мере того как некоторые пути выбираются, а другие оставляются. На протяжении всего этого процесса мы пытаемся взвесить прошлое, настоящее и будущее одновременно: доволен ли я тем, где я нахожусь, и тем, что я сделал в своей жизни? Чего я еще хочу добиться? Как я могу соблюдать и примирить эти многочисленные проблемы в будущем?

Как интуитивный (N) и сенсорный (S) типы приближаются ко времени

Философская область, которую мы рассмотрели до сих пор, может показаться более знакомой некоторым типам личности, чем другим. Правда в том, что не все тратят много времени на размышления о важности жизни и смерти, по крайней мере, открыто. Вместо этого эти глубокие экзистенциальные заботы остаются в основном подсознательными; хотя их можно косвенно ощущать или переживать, они не занимают центральное место в сознательном внимании. Конечно, это не означает, что они не имеют никакого эффекта или последствий, а только то, что человек не включен в них.

Наиболее рефлексивными и интроспективными типами личности являются Интуитивы (N). Они заботятся об идеях и о том, как все взаимосвязано с точки зрения более широкой картины. Следовательно, стремление к самопознанию и общему взгляду на жизненную шкалу определенно находится в их рулевой рубке. В то время как представители чувствительного (S) типа также заботятся о ходе и качестве своей жизни, они тратят меньше времени на борьбу с философскими вопросами, чем представители интуитивного типа. Предполагая, что это работает для них нормально, Сенсоры обычно принимают мировоззрение семьи, религии или культуры, в которой они выросли. Отказ от любых философских (N) проблем позволяет им двигаться вперед в своем S-бизнесе, не увязая в абстракциях. . Напротив, жизненные дела для интуитивных людей часто означают проведение достаточного количества времени в размышлениях. Небрежное или некритическое импортирование мировоззрения, особенно оптом, для них неприемлемо.

Интуитивы также склонны быть неудовлетворенными существующим положением вещей и поэтому склонны придумывать и разрабатывать альтернативы. Их мысль часто принимает форму: «Если бы мы могли изменить только X, все было бы лучше». Другими словами, они мотивированы перспективой лучшего будущего и с удовольствием участвуют в его обновлении. Об этом свидетельствует тот факт, что интуитивы (как и те, у кого высокие показатели открытости Большой пятерки) часто склонны к политическому либерализму, который, как правило, ориентирован на изменения (подробнее об этом см. мой пост «Личность и политика»).

В свете вышеизложенного кажется разумным предположить, что интуитивные люди ориентированы на будущее. Но частью видения более широкой картины является понимание прошлого, то есть отслеживание цепочки событий, которые привели нас к нашей нынешней ситуации. Как мы уже упоминали ранее, интерпретация временной шкалы нашей жизни влечет за собой непрерывный диалог между прошлым, настоящим и будущим. Чтобы достичь согласованной идентичности, мы должны примирить наше прошлое с нашей нынешней и будущей жизнью. Таким образом, хотя интуитивы, несомненно, настроены на перемены и ориентированы на будущее, они не могут этого сделать, не поговорив также с прошлым.

Как Суждение (J) и Восприятие (P) приближаются к времени

Майерс-Бриггс Суждение (J) умеренно хорошо коррелирует с сферой Добросовестности Большой Пятерки. Совестливые люди придерживаются своего рода управленческого подхода к жизни. Это включает в себя наличие набора стандартов или целей, стремление соответствовать этим стандартам и постоянный мониторинг своего прогресса. Если типы Сознательного Суждения более целеустремленные, их также можно рассматривать как принимающих ориентацию на будущее.

Воспринимающие (P) типы, особенно те, у кого уровень Сознательности ниже, как правило, менее привередливы, активны и управленчески, чем их коллеги J. Они более открыты ко всему, что преподносит им жизнь, и менее склонны навязывать свою волю миру. Поскольку они «живут настоящим», эти типы можно рассматривать как более ориентированные на настоящее в их временной перспективе.

Возникает интересный вопрос о типах «NP» (т. е. INFP, INTP, ENFP, ENTP). Мы установили, что интуитивы ориентированы на будущие возможности, а персиверы — на спонтанные события в настоящем. Итак, что представляет собой более заметную ориентацию типов NP? Трудно сказать, что какой-то из них неизменно более распространен. Вместо этого НП часто колеблются между двумя временными перспективами. Пока они наслаждаются настоящим, нет причин прыгать с корабля и заниматься чем-то другим. То же самое верно, когда они поглощены творческим проектом, нацеленным на будущее. А поскольку у многих НП уровень Сознательности ниже, они часто полагаются на вдохновение или энтузиазм, чтобы компенсировать недостаток самодисциплины или силы воли.

В свете вышеизложенного, мы могли бы в целом представить NJ как наиболее последовательно целеустремленный и ориентированный на будущее тип. С другой стороны, ПЛ, ориентированные на действия и ощущения, наиболее последовательно погружены в настоящее. В то время как SJ могут быть настоящими или ориентированными на будущее при выполнении задач или стремлении к достижению целей, они склонны в значительной степени полагаться на прошлое — распорядок, убеждения и традиции, которыми они дорожат, — для вдохновения и руководства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *