Типы научения.
В психологии достаточно подробно изучены различ. типы научения. На основе работ Л.Б. Ительсона разработана классификация различных типов научения, представленная В.Д. Шадриковым.
Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное.
Ассоциативное научение — образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическим процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психической или функциональной).
Со времен Аристотеля
до наших дней основной принцип научения — ассоциация
по смежности — формулируется сходным образом. Когда два события повторяются с небольшим интервалом (временная смежность), они ассоциируются друг с другом таким образом, что возникновение одного вызывает в памяти другое. И.П. Павлов первым занялся исследованием в лабораторных условиях свойств ассоциативного научения. Тут расскажите об условном рефлексе у собачки: колокольчик → слюньки.
Психологи подробно исследовали ассоциативное научение методом парных ассоциаций: вербальные единицы (слова или слоги) заучиваются парами; предъявление впоследствии одного члена пары вызывает вспоминание о другом. Этот тип научения имеет место при овладении иностранным языком: незнакомое слово образует пару со своим эквивалентом на родном языке, и эта пара заучивается до тех пор, пока при предъявлении иностранного слова не будет восприниматься тот смысл, который передает слово на родном языке.
Интеллектуальное научение: предметом отражения и усвоения являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности.
Каждый вид научения мож. разделить на 2 подтипа
1)рефлекторный;
2)когнитивный.
Когда научение выражается в усвоении определенных стимулов и реакций — рефлекторный; при усвоении определенных знаний и определенных действий — когнитивный.
В зависимости от пути, которым достигается научение, оно делится на два разных уровня — рефлекторный
и когнитивный.
На рефлекторном уровне процесс научения носит бессознательный, автоматический
характер. Таким путем ребенок научается, например, различать цвета, звук речи, ходить, доставать и перемещать предметы. Рефлекторный уровень научения у взрослого — когда он непреднамеренно запоминает отличительные особенности предметов, усваивает новые виды движений.
Разновидности ассоциативного научения.
В каждом подвиде В.Д.Шадриков выделяет несколько классов научения
1)Ассоциативно-рефлекторное научение
разделяется на сенсорное, моторное и сенсомоторное.Сенсорное научение — усвоение новых биологически значимых свойств предметов и явлений окружающего мира.
Моторное научение — выработка новых биологически полезных реакций, когда сенсорный компонент реакций является в основном кинестетическим или проприоцептивным, т.е. когда сенсорная информация возникает в самом процессе выполнения движения.
Сенсомоторное научение заключается в выработке новых или приспособлении имеющихся реакций к новым условиям восприятия.
2)Ассоциативно-когнитивное научение разделяется на научение знаниям, научение навыкам и научение действиям.
Научение знаниям: человек обнаруживает у предметов новые свойства и усваивает их.
Научение
Научение действиям включает в себя научение знаниям и навыкам и соответствует сенсомоторному научению на когнитивном уровне.
Разновидности интеллектуального научения
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Более сложные формы научения относятся к интеллектуальному научению, которое, как и ассоциативное, можно разделить на рефлекторное и когнитивное.
Рефлекторное интеллектуальное научение разделяется на научение отношениям, научение с помощью переноса и знаковое научение.
Научение отношениям — выделение и отражение в психике отношений элементов в ситуации, отделении их от абсолютных свойств этих элементов.
Научение с помощью переноса — «удачное использование в новой ситуации тех навыков и врожденных форм поведения, которыми уже обладает животное». В основе данного типа научения лежат способности выделять отношения и действия.
Знаковое научение — выработка таких форм поведения, при которых «животное реагирует на предмет как на знак, т.е. отвечает не на свойства самого предмета, а на то, что этот предмет обозначает».
У животного интеллектуальное научение представлено в простейших формах, у человека оно является основной формой научения и протекает на когнитивном уровне.
Интеллектуальное когнитивное научение разделяется на научение понятиям, научение мышлению и научение умениям.
1)Научение понятиям — усвоение понятий, отражающих существенные отношения реальности и закрепленных в словах и сочетаниях слов. Через овладение понятиями человек усваивает общественно-исторический опыт предшествующих поколений.
2)Научение мышлению — «формирование у учащихся умственных действий и их систем, отражающих основные операции, с помощью которых познаются важнейшие отношения реальности». Научение мышлению является предпосылкой для научения понятиям.
3)Научение умениям — формирование у учащихся способов регулирования своих действий и поведения в соответствии с целью и ситуацией.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Типы научения.От 250 руб
Контрольная работа
Типы научения.
От 250 руб
Курсовая работа
Типы научения.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Виды научения реферат по психологии | Сочинения Психология
Скачай Виды научения реферат по психологии и еще Сочинения в формате PDF Психология только на Docsity! Виды научения Ричард С. Хирш (Richard S. Hirsch), профессор, глава факультета психологии Мюнхенского политехнического университета (Германия) Существуют три вида научения: наращивание знаний, переструктурирование и настройка. Научение посредством наращивания знаний облегчается в условиях, определяемых общим принципом: осмысленный материал легче запомнить, чем произвольный. Обучающийся либо придает смысл изучаемому материалу, либо извлекает его из материала. Достоинствами этого принципа может воспользоваться учитель, тренер или преподаватель, так организовав ситуацию научения, чтобы осмысленность и организация материала были очевидны обучающемуся. Осмысленный материал, который хорошо организован и вызывает конкретные зрительные ассоциации, выучивается быстрее всего и запоминается на более длительное время. Способ научения путем переструктурирования разбивается для удобства на два последовательных этапа. На первом этапе обучающийся решает задачу после запоминания относящихся к ней фактов либо с помощью универсальных процедур, либо по аналогии. Он может усилить свои способности решать задачи, если будет изучать стандартные универсальные процедуры и способы решения задач, а затем применять их на практике и использовать в различных ситуациях. На втором этапе процесса переструктурирования обучающийся компилирует фактические знания в процедурные знания, используя для этого операции композиции и формирования процедур. Если действуют оба этих механизма, то научение облегчается при наличии согласованных внешних условий и при отсутствии прерываний процесса. Научение путем настройки — заключительная фаза процесса научения. Она длится достаточно долго после первоначального усвоения навыка. В контексте настройки или формирования продукций были описаны два механизма: обобщение и различение. Кроме того, происходит взаимодействие между механизмом усиления (увеличение «веса») и другими механизмами настройки. Наиболее важный показатель эффективности настройки — практическая деятельность обучающегося при наличии обратной связи, которая обеспечивается либо его внутренней моделью задачи научения, либо извне (например, учителем, тренером или преподавателем). Практические применения принципов научения 1. При изучении материала ищи смысл. 2. Используй стратегии, минимизирующие объем запоминаемого материала. 3. Изучай, изучай, изучай. 4. Избегай отвлечения на посторонние детали. 5. Отводи время для свободного воспроизведения. 6. Используй краткое содержание. 7. Используй метод повторного цитирования (самопроверку). 8. Делай перерывы в тренировке. 9. Начинай обучение по частям. 10. Тщательно изучи составляющие навыка. 11. Ищи хорошие модели с теми же чертами, что и нужный навык. 12. Ищи способ узнать результаты. 13. Концентрируй внимание на изучаемом материале. 14. Расслабься и создай хорошее настроение. Практические правила научения представляют собой средства, которые может использовать человек для достижения максимальной эффективности научения. Они были заимствованы из разных источников, включая учебники по когнитивной психологии и психологии образования, а также практические руководства. 1. При изучении материала ищи смысл. Память организована таким образом, чтобы перерабатывать смысловую сторону поступающей на вход информации. Отсюда следует, что для наиболее эффективного использования памяти обучающийся должен активно выделять смысловую сторону того материала, который изучает. Когда изучаемый материал на первый взгляд внутренне неорганизован, как в случае множества списков процедур или списка элементов, обучающийся может использовать некоторые из мнемонических приемов для выделения смысла. Если же осмысленность изучаемого материала налицо, как в случае работающих систем или текстов, обучающийся должен попытаться понять всю систему в целом, а также то, каким образом и почему отдельные ее компоненты образуют целое. Эти стратегии могут показаться громоздкими и даже противоречащими здравому смыслу, поскольку требуют, чтобы обучающийся не только пассивно кодировал поступающую информацию, но и активно искал сложные связи в материале, которые позволили бы соотнести новый материал с тем, который он уже знает. Несмотря на то что активным стратегиям присущ характер своеобразного «авансирования», их использование приводит к громадному выигрышу в эффективности научения. 2. Используй стратегии, минимизирующие объем запоминаемого материала. Давно установлено, что имеются жесткие ограничения на количество информации, которое может быть обработано в единицу времени, и что память быстро перегружается при непрерывной обработке поступающей информации. С точки зрения обучающегося, двумя наиболее важными стратегиями снижения нагрузки на память являются повторное воспроизведение и укрупнение единиц информации. Большинство взрослых хорошо знакомы с достоинствами повторного воспроизведения по памяти (например, для того чтобы запомнить телефонный номер, нужно его несколько раз повторить). Однако этот способ работает только в том случае, если повторно воспроизводится лишь тот материал, который нужно запомнить (например, нужно повесить телефонную трубку сразу же после того, как вы услышали нужный номер телефона, чтобы не получить избыточных данных). Укрупнение единиц информации — хорошее средство для уменьшения количества информации, которая активно обрабатывается в рабочей памяти. Отыщите во входных данных знакомые вам сочетания (например, знакомое сочетание цифр, скажем 1985). Запоминание таких более крупных единиц информации облегчит последующее воспроизведение тех элементов, которые входят в состав этих единиц. 3. Изучай, изучай, изучай. Многие из обучающихся наивно полагают, что они уже запомнили какой-то объем информации после ее простого предъявления. Однако многочисленные эксперименты продемонстрировали, что чем больше материал изучается, тем глубже следы в памяти от него. Было показано, что «мысленная экспертиза» продолжается даже после долгой и интенсивной тренировки — нет предела глубине изучения информации! С использованием описанных методик изучение материала станет более эффективным и даст лучший результат. 4. Избегай отвлечения на посторонние детали. Иногда в учебниках и руководствах изложение основного материала прерывается сообщением не относящихся прямо к делу подробностей. Обучающемуся в этом случае иногда трудно определить, что является главным и что второстепенным (именно это делает мной раз научение трудным). Наибольшая эффективность научения достигается в том случае, когда основное внимание
Различные типы обучения в психологии
ЭНН ПАЙБЕРН КРЕЙГ
КЛАСС
… Comstock/Stockbyte/Getty Images
Психологи придумали множество различных теорий, чтобы объяснить, что на самом деле происходит, когда кто-то чему-то учится. Теория поведенческого обучения, теория когнитивного обучения, конструктивистская теория обучения и теория обучения, основанная на запросах, — это четыре способа анализа процесса обучения, которые повлияли на стратегии обучения, клиническое лечение и рекомендации для родителей. Многие теории обучения не исключают друг друга.
Исследуйте эту статью
- Теория поведенческого обучения
- Теория когнитивного обучения
- Конструктивистская теория обучения
- Основанная на исследованиях. внешние раздражители. Учащийся рассматривается как пустой сосуд , который будет учиться на основе использования учителем положительных и отрицательных стимулов, ответов, наказаний и вознаграждений. Учитель, использующий систему вычета баллов за невыполненную домашнюю работу или вознаграждающий подготовленных учеников похвалой или дополнительным свободным временем, или заключающий контракт с учеником, чтобы изменить его успеваемость, использует принципы поведенческого обучения. В этой парадигме обучение произошло, если поведение изменилось .
2 Теория когнитивного обучения
В теории когнитивного обучения наиболее важным фактором обучения является внутренняя работа мозга учащегося . Когнитивные теоретики анализируют развитие интеллектуальных способностей человека, пытаясь понять, что на самом деле происходит в чьей-то голове, когда он вспоминает, думает или решает проблемы. В теории когнитивного обучения разум рассматривается как информационный процессор , а не чистый лист, который нужно заполнить. Учитель, использующий песни или стишки, чтобы помочь учащимся запомнить факты, использует когнитивный подход. Обучение измеряется изменением схемы учащегося или осмыслением предмета .
3 Конструктивистская теория обучения
Конструктивистская теория выходит за рамки концепции учащегося как нейтрального обработчика информации, чтобы рассмотреть, какие фактические данные он сам вносит как активный участник. Обучение происходит, когда учащийся, сочетая предшествующие знания и опыт с предлагаемой информацией, берет на себя полную ответственность, заново конструируя обучение в своем собственном мозгу . Учащийся рассматривается как очень активный участник, и его опыт и знания будут влиять на то, как новые знания будут закрепляться. Учитель, ведущий исследовательское обсуждение стихотворения или рассказа, применяет конструктивистскую теорию.
4 Теория обучения на основе запросов
В теории обучения на основе запросов целью является целостное и тонкое понимание предмета, достигаемое путем решения проблем, выполнения проектов и экспериментов . Когнитивные и конструктивные принципы — методы обработки учащегося, его предшествующие знания и опыт — считаются важными. Теория обучения, основанная на запросах, делает упор на метакогнитивные процессы, ментальные методы, которые учащиеся развивают по мере того, как они осваивают искусство обучения как такового . Учитель, использующий междисциплинарный подход к предмету, который объединяет связанное искусство, литературу по истории и научные эксперименты по связанной теме, применяет обучение на основе запросов.
ссылки
- 1 Learning-Theories.com: резюме теорий и моделей обучения
- 2 Berkeley Graduate Division: аспирант Инструктор Учебно-ресурсный центр: Когнитивный конструктивизм
- 3 Концепция: Ed Online Thirteen.org Класс: конструктивизм как парадигма преподавания и обучения
Об авторе
Энн Пайберн Крейг написала для ряда региональных и местных изданий, начиная от подробных местных журналистских расследований и заканчивая воспитанием детей, бизнесом, недвижимостью и экологией. строительные публикации. Она часто пишет статьи о туризме и образе жизни для изданий торговой палаты и является уважаемым книжным обозревателем.
Статьи по теме
Введение в обучение | безграничная психология |
Обучение включает изменение поведения или знаний, возникающее в результате опыта.
Цели обучения
Различие между классическим обусловливанием, оперантным обусловливанием и обучением через наблюдение или обрезка нервных путей.
- Область поведенческой психологии в основном фокусируется на измеримом поведении, которое изучается, а не на попытках понять внутренние состояния, такие как эмоции и отношения.
- Типы обучения включают классическое и оперантное обусловливание (обе формы ассоциативного обучения), а также наблюдательное обучение.
- Классическое обусловливание, первоначально описанное Иваном Павловым, возникает, когда конкретная реакция на стимул становится обусловленной реакцией на другой связанный с ним стимул.
- Оперантное обусловливание, первоначально описанное Б. Ф. Скиннером, представляет собой процесс обучения, посредством которого реакция усиливается или гасится посредством подкрепления или наказания поведения.
- Обучение через наблюдение, первоначально описанное Альбертом Бандурой, происходит путем наблюдения за поведением других и имитации этого поведения, даже если в это время нет подкрепления.
Ключевые термины
- Иван Павлов : (1849–1936) Русский физиолог, известный своими теориями классической обусловленности.
- Альберт Бандура : (с 1925 г. по настоящее время) Психолог и теоретик обучения, который первым предложил теорию социального обучения, и ему можно приписать то, что он первым отметил обучение через наблюдение.
- Б. Ф. Скиннер : (1904–1990) Американский психолог, бихевиорист, автор, изобретатель и социальный философ, известный своей работой по оперантному обусловливанию.
Что такое обучение?
Обучение — это адаптивная функция, посредством которой наша нервная система изменяется по отношению к раздражителям в окружающей среде, тем самым изменяя наши поведенческие реакции и позволяя нам функционировать в окружающей среде. Этот процесс первоначально происходит в нашей нервной системе в ответ на внешние раздражители. Нейронные пути можно укрепить, обрезать, активировать или перенаправить, и все это вызывает изменения в наших поведенческих реакциях.
Инстинкты и рефлексы — это врожденное поведение — они возникают естественным образом и не требуют обучения. Напротив, обучение — это изменение поведения или знаний, возникающее в результате опыта. Область поведенческой психологии в основном фокусируется на измеримом поведении, которое изучается, а не на попытках понять внутренние состояния, такие как эмоции и отношения.
Типы обучения
Существует три основных типа обучения: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и наблюдательное обучение. Как классическое, так и оперантное обусловливание являются формами ассоциативного научения, при котором ассоциации создаются между событиями, происходящими вместе. Обучение через наблюдение, как оно и звучит: обучение 90 135, наблюдение за 90 136 другими.
Классическое обусловливание
Классическое обусловливание — это процесс, посредством которого мы учимся связывать события или стимулы, которые часто происходят вместе; в результате этого мы учимся предвосхищать события. Иван Павлов провел известное исследование с участием собак, которых он дрессировал (или обучил ) собак ассоциировать звук колокольчика с наличием куска мяса. Кондиционирование достигается, когда звук колокольчика сам по себе заставляет собаку выделять слюну в ожидании мяса.
Оперантное обусловливание
Оперантное обусловливание — это процесс обучения, посредством которого поведение подкрепляется или наказывается, таким образом усиливая или подавляя реакцию. Эдвард Торндайк ввел термин «закон эффекта», согласно которому поведение, за которым следуют приятные для организма последствия, с большей вероятностью повторятся, а поведение, за которым следуют неприятные последствия, повторится с меньшей вероятностью. Б. Ф. Скиннер исследовал оперантное обусловливание, проводя эксперименты с крысами в так называемом «ящике Скиннера». Со временем крысы узнали, что нажатие на рычаг напрямую вызывает выделение пищи, демонстрируя, что на поведение могут влиять награды или наказания.