Виды общения в социальной психологии: 📖 32. Виды общения. Шпаргалка по социальной психологии. Челдышова Н. Б. Страница 32. Читать онлайн

Содержание

Конспект урока по социальной психологии на тему «Социальная психология общения»

Конспект урока по социальной психологии на тему

«Социальная психология общения»

План:

1.      Общение и деятельность.

2.      Сущность, структура и функции общения.

3.      Виды общения.

 

1.      Общение и деятельность

Общение — один из важнейших инструментов социализации человека, способ удовлетворения и регулирования его потребно­стей, основа взаимодействия с другими людьми.

Понятие «общение», как и любое другое понятие в психоло­гии, разрабатывалось многими исследователями (Г. М. Андреева, A.       А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, B.         М. Погольша, Я. Яноушек и др.). В отечественной психологии сложилась устойчивая традиция связывать понятия «общение» и
«деятельность».

Общение есть проявление всей системы отношений (общественных, групповых и главным образом межличностных отношений).

Деятельностная природа межличностных отношений объясняется тем, что в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность.

А.А. Лентьев считает, что общение – это определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения.

Общение понимается как один из видов деятельности и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр.

Сущность принципа деятельности в том и состоит, что она тоже рассматривается не просто со стороны формы (т.е. не просто констатируется активность индивида), но со стороны ее содержания (т.е. выявляется именно предмет, на который эта активность направлена).

Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конституировать» общение. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников.

 

 

 

 

2.        Сущность, структура и функции общения

Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и обще­ственного опыта человечества. Только в процессе обще­ния ребенка со взрослыми, более опытными людьми, у него возникают и развиваются человеческие сознание и речь. Без общения с людьми у ребенка не формируется человеческая психика, сознание, и так называемые «маугли» (дети, попавшие к животным), остаются на уровне животных. Общение является необходимым условием для формирования человеческой психики и личности. Пове­дение, деятельность, отношение человека к миру и са­мому себе во многом определяются его общением с дру­гими людьми.

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества в об­щении реализуются социальные отношения людей.

 

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый по­требностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаи­модействия, восприятие и понимание людьми друг друга (Психологический словарь под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского)

Данное определение выделяет основное содержание самого феномена общения, рассмотренное Г. М. Андреевой (Рис. 2.1.), а именно: передачу информации (коммуникация), взаимодей­ствие людей (интеракция), познание людьми друг друга (пер­цепция).

Все три стороны общения взаимосвязаны между собой и включены в процесс социализации личности.

Рис. 2.1. Составные элементы категории общения

 

Структура общения.

Под структурой объекта в науке понимается порядок совокупности устойчивых связей элементов объекта исследования, обеспечивающих его целостность как явления при внешних и внутренних изменениях.

К структуре общения можно подойти по-разному как через выделение уровней анализа явления, так и через перечисление его основных функции. Обычно выделяются, по крайней мере, три уровня анализа общения (Б.Ф. Ломов, 1984):

Первый уровень макроуровень общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализе психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.

Второй уровень мезауровень (средний уровень) общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуации общения — по поводу, «чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня, «темы», «предмета» общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями идеями, переживаниями.

Третий уровень микроуровень главный акцент на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов или трансакции.

Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения — это не смена перемежающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие партнера (Например, «вопрос — ответ», «побуждение к действию — действие», «сообщение информации — отношение к ней» и т. п.).

Общение — процесс взаимодействия людей, соци­альных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

В общении можно выделить цель, средства, содержа­ние. Под целью общения понимается то, ради чего люди вступают в общение. Средства общения — способ переда­чи информации в процессе общения (речь, слова, невер­бальные средства: интонация, взгляд, мимика, жесты, позы и т. п.). Под содержанием общения понимается ин­формация, которая передается от одного человека к другому.

 

Функции общения.

Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Можно выделить пять основных его функций:

  1. Инструментальная функция – общение обслуживает какую-либо деятельность.
  2. Психологическая функция – общение обусловливает развитие психических процессов, свойств личности, состояний.
  3. Социально-психологическая функция – общение обеспечивает установление контактов, развитие отношений в различных группах.
  4. Социальная функция – обеспечивает передачу общественного опыта, организацию общественного взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 2.2. Функции общения

 

Коммуникатив­ная компетентность способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людь­ми. Коммуникативная компетентность рассматрива­ется как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в опреде­ленном круге ситуаций межличностного взаимодей­ствия.

Итак, ведущее значение общения в жизнедеятельности чело­века состоит в том, что оно является средством организации со­вместной деятельности людей и способом удовлетворения по­требности человека в другом человеке, живом их контакте.

 

 

3. Виды общения

Общение как социально-психологический феномен — это контакт между людьми, который осуществляется посредством языка и речи, имеет разные формы проявления. В зависимости от особенностей общения выделяют различные его виды.

По контакту с собеседником общение может быть:

−        непосредственное (прямое) — это естественное общение, ко­гда люди находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов;

−        опосредованное (косвенное) общение осуществляется в си­туациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием.   Например:  разговор по телефону, пе­реписка.

По широте контакта общение выступает как:

−        массовое, которое представляет собой множественные кон­такты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосре­дованную различными видами массовой информации;

−        межличностное, выступающее как субъект-субъектное об­щение.

По критерию равноправия партнеров выделяют два типа об­щения: диалогическое и монологическое.

Диалогическое общение — равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, стремле­ние к реализации целей каждого партнера.

Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные от­ношения. В свою очередь, оно может быть императивным и манипулятивным.

Императивное общение — авторитарная, дирек­тивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуж­дения к определенным действиям или решениям. Причем цель эта не завуалирована.

Манипулятивное общение — форма меж­личностного общения, при которой воздействие субъекта на партнера по общению осуществляется скрытно для достижения своих намерений.

В связи с психологическим пространством жизни личности различают ролевое и личностное общение.

В ролевом общении человек действует, исходя из занимаемого статуса. Например, ролевым будет общение учителя с учениками, начальника цеха с рабочими и т. д. Ролевое общение регламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения к другим лю­дям.

При формально-ролевом общении регламентирова­ны и содержание, и средства общения и вместо знания лич­ности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Личностное общение зависит от индивидуальных особенно­стей людей и взаимоотношений между ними в более узком огра­ниченном кругу их взаимодействия.

Общение может быть кратковременным или длительным в зависимости от целей, содержания деятельности, индивидуаль­ных особенностей собеседников, их симпатий, антипатий и т. д.

Обмен информацией происходит путем вербального или не­вербального взаимодействия.

Вербальное общение связано с ре­чью, невербальное — с помощью паралингвистических средств передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы).

Общение осуществляется на разных уровнях. Уровни обще­ния определяются общей культурой взаимодействующих объек­тов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем, ценностными ориентациями общающихся, отношением друг к другу.

Самый примитивный уровень общения — фатический (от лат. fatuus — глупый). Он предполагает простой обмен реплика­ми для поддержания разговора, не имеет глубокого смысла. Такое общение необходимо в стандартизированных условиях либо определяется этикетными нормами.

Информационный уровень предполагает обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником эмоциональной, мыслительной, поведенческой активности че­ловека.

Личностный уровень характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окру­жающего мира. Он построен на позитивном отношении к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Это высший ду­ховный уровень общения.

 

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятию «общение» В чем заключается феноменология общения.
  2. Охарактеризуйте основные виды общения. Приведите примеры.
  3. Какие функции выполняет общение? Приведите примеры.
  4. Раскройте сущность социальной и деятельностной природы общения?
  5. Перечислите основные стороны общения, охарактеризуйте их. Назовите их взаимосвязь?

 

Литература:

Основная:

1.      Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по направ. и спец.  «Психология»/ Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008.

2.      Арбузова, Е.Н. Практикум по психологии общения / Е.Н. Арбузова, А.И. Анисимов, О.В. Шатровой. – СПб.: Речь, 2008.- 272 с.

3.      Ефимова, Н.С. Социальная психология: учебное пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. — 192 с.

4.      Соснин, В.А. Социальная психология / В.А. Соснин, Е.А. Красникова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА- М, 2008.

  Дополнительная:

5.      Крысько, В.Г. Социальная психология. М., 2001.

6.       Сущенко, С.А. Социальная психология. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная психология: тонкости и секреты общения

Как ни крути, человек – существо социальное. Общение, чувство единения с другими нам необходимо. И, казалось бы, общаться – настолько же естественно и просто, как и дышать, однако и здесь есть чему поучиться.

На качество и количество контакта влияют социальные установки, особенности восприятия себя и окружающих, а также множество других личностных и социальных факторов.

В этом дайджесте мы собрали все материалы по социальной психологии, начиная с теоретических знаний и концептов, заканчивая практически прикладными методами и советами.

📊 Некоторые цифры

80%

– успеха людей, работающих в сфере общения, зависят от коммуникативных навыков [Lib38.ru. 2021].

60-80%

– информации человек получает за счет невербальных сигналов [Lib38.ru. 2021].

70%

– в жизни людей занимают процессы общения [Шеламова Г. М., 2009].

 

✅ Тест «Насколько эффективно вы умете общаться?»

Успех, удовлетворенность работой, личная жизнь, эмоциональное состояние, круг общения – все это испытывает на себе влияние со стороны, в частности влияние окружающих. Качество же взаимодействия с людьми зависит от умения общаться. Как вы считаете, достойно ли вы справляетесь с этой задачей? Предлагаем проверить.

Пройти тест

 Полезные материалы

Социализация личности – процесс интеграции человека в социальную систему путем овладения нормами, правилами, навыками и знаниями, которые помогут ему нормально функционировать в обществе. Если поведение животных обусловлено инстинктами, то человеку для нормальной жизнедеятельности необходима социализация.

В блоке ниже собрали материалы о социальных понятиях и процессах:

  • «Социальная инженерия»
  • «Социальная установка»
  • «Социальная перцепция»
  • «Социальные группы: признаки, виды, функции»
  • «Социальное беспокойство»
  • «Социальные технологии»
  • «Характеристики социальных ролей»
  • «Проксемика»
  • «Социальные стереотипы»
  • «Влияние социальных ролей на развитие личности»
  • «Интеракционизм в социальной психологии»
  • «Социализация личности: коротко о главном»

🙃 Для любознательных

Только если вы не выберите жизнь отшельника, вам придется каждый день находиться в обществе других людей – знакомых и не очень. От умения находить общий язык с ними зависит очень многое.

Правда и тут могут возникать трудности, например, социальная фобия и недостаточно развитый социальный или эмоциональный интеллект.

Ниже мы собрали практические материалы, которые помогут справиться с этими трудностями и прокачать свои коммуникативные навыки:

  • «Что такое социальная неловкость и как от нее избавиться»
  • «Преодоление социального беспокойства»
  • «Способы развития своего социального интеллекта»
  • «Развитие социальных навыков»
  • «Как преодолеть социальную фобию»
  • «Полезные социальные навыки»
  • «Социальные навыки: что это такое, какие они бывают и как их развивать»
  • «Волк в овечьей шкуре: тайная сторона социальных сетей»
  • «Зависимость от социальных сетей»

📝 Упражнение «Побег»

Как известно, большую часть информации о собеседнике и о ситуации общения вообще мы получаем посредством невербальных сигналов. Но сигналы эти далеко не всегда понимаются нами правильно. Поэтому свое умение подавать и трактовать невербальные сигналы нужно развивать и тренировать. И для этого у нас для вас отличное упражнение.

Найдите себе партнера и распределите роли между собой. Один должен быть «заключенным», а второй – «посетителем». Ваша задача, не договариваясь заранее, обсудить план побега из тюрьмы только с помощью невербального общения – жестов, мимики, движений и т.п. «Заключенный» должен объяснить свои намерения, а «посетитель» – понять их. Засекайте 1 минуту и приступайте.

По истечении времени вместе с партнером ответьте на вопросы:

  • Что хотел сказать «заключенный»?
  • Что хотел сказать «посетитель»?
  • Какие приемы невербального общения удались, а какие оказались неудачными?

Затем можно поменяться ролями или сделать так, чтобы «посетитель» объяснял «заключенному» суть плана побега.

Это упражнение первоклассно развивает умение понимать и доносить информацию без слов. А саму эту способность вы сможете успешно применять не только в играх или дружеском общении, но и на учебе, на работе и в любой сфере жизни вообще.

 Это полезно

Как мы уже говорили в начале статьи, успех в общении с другими людьми зависит от множества факторов. Здесь будут полезны не только навыки коммуникации и умение говорить красиво и понятно. Также важны:

  • Ваши установки и личностные особенности: что вам важно в общении, какие у вас есть установки, какие потребности в общении, сколько вам нужно общения, а сколько времени наедине с собой.
  • Умение понимать мотивы, чувства другого человека; способность воздействовать на другого, чтобы эффективнее донести свои мысли и чтобы расположить к себе.
  • Способность говорить четко, ясно, умение аргументировать свою позицию и отстаивать мнение в спорах.
  • Умение интересно рассказывать, увлекать своей речью слушателей. Это поможет еще больше расположить к себе людей и добиться от них желаемого.
  • Критическое, аналитическое мышление и вообще навык мыслить разными способами, чтобы уметь воспринимать все межличностные ситуации с разных точек зрения. Порой это оказывается решающим.

Вы можете освоить эти и другие навыки на наших курсах. Сейчас действуют максимальные скидки на все!

Выбрать курс

Если вам нужно купить сейчас, а начать учиться позже, просто напишите на [email protected] письмо и укажите удобную дату начала. Также вы можете отложить дату старта в личном кабинете.

Ключевые слова:1Коммуникации

Автор: Полина Груданова