Виды патриотизма – Патриотизм — что это такое и кто такой патриот

Патриотизм и его разновидности — Искаженная реальность — ЖЖ

Сложившаяся ситуация в России поставила на повестку вопрос о консолидации патриотических сил. Вне всякого сомнения, это необходимо для восстановления страны после принесенного ей чудовищного ущерба за последние 20 лет. Ни одна из сил патриотической оппозиции (коммунисты, монархисты, националисты и др.) в одиночку не способна справится с этой задачей. Но если мы выступаем за сотрудничество и объединение патриотических сил, нам необходимо определится с пониманием самого термина «патриотизм», иначе все наши действия сведутся к чему-то вроде «за все хорошее, против всего плохого», а это очевидный тупик. Нетрудно заметить, что у коммуниста свой патриотизм, у фашиста — свой, у либерала — свой и т.д. Всевозможным толкованиям и разновидностям патриотизма посвящена настоящая статья.

Что такое патриотизм?

Патриотизм (от греч. πατρίς и лат. patrio — отечество) в большинстве своих трактовок определяется как чувство верности по отношению родной стране. Понятия же «отечество» и «родина» широко распространены в индоевропейских языках (анг. motherland, фр. patrie, нем. Vaterland и др.) и обозначают все одно — место, где родился человек. Таким образом, патриотизм — это прежде всего эмоциональное проявление привязанности к родной земле. «Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества» (Н.М. Карамзин. «О любви к отечеству и народной гордости»).

Но вместе с тем, патриотизм имеет и другое значение — общественно-политическое. В этом случае, человек, называющий себя патриотом, определяет свои взгляды как приверженность интересам страны. Под страной обычно понимают более определенное образование: «Страна, территория, имеющая определенные границы, пользующаяся государственным суверенитетом или находящаяся под властью другого государствa» (Большой энциклопедический словарь). С этим нельзя полностью согласится. Все-таки когда речь идет о любви к стране, не имеется ввиду любовь к комплексу «территория + государство». Помимо последних, существует еще народ, населяющий территорию и вступающий в определенное взаимоотношение с государством. Именно народ прежде всего формирует систему общества (социально-исторического организма).

Вопрос о соотношении территории, государства и общества был решен Ю.И. Семеновым с введением термина геосоциального организма (геосоциора). «Граница такого социально-исторического организма — это граница, отделяющая территорию, которую он занимает, от территорий, на которых расположены соседние социоры. […] Неотделимость социоисторического организма такого вида от территории, которую он занимает, находит свое совершенно отчетливое выражение в том, что его название может быть только территориальным: Франция, Болгария, Турция и т.п.» (Ю.И. Семенов. «Философия истории»). Таким образом, страна — это прикрепленное к определенной территории общество, находящееся под контролем определенного государства. Патриотизм в таком случае — любовь к обществу, самоидентификация себя с ним и осознание общественных интересов как собственных. Более того, нужно подчеркнуть что такоое чувство является жизненно необходимым для общества, т.к. без наличия его у каждого члена (или, по крайней мере, у большинства) оно не сможет существовать. Но вместе с тем, любовь к обществу может принимать совершенно разные, порой взаимоисключающие формы.

Патриотизм патриотизму рознь

Современное нам общество имеет множество внутренних противоречий. Ими могут быть классовые, этнические, религиозные и др. конфликты. Соответственно каждая сторона любого конфликта будет ассоциировать себя не только с обществом, но и с соратниками по баррикадам. Ниже представлена классификация таких специфических «патриотизмов».

1) Племенной патриотизм — отечеством именуется племя. Исторически первый вид патриотизма, появившийся в те времена, когда общество еще было привязано не к территории, а к своему личному составу. Со сменой демосоциальных организмов (племен) геосоциальными (странами), понятие потеряло актуальность в большинстве обществ. Подробнее об этом процессе можно прочитать в уже названной книге Ю.И. Семенова «Философия истории».
2) Региональный патриотизм — понятие патриотизма распространяется на конкретный регион. Появился одновременно с появлением геосоциора. Характерный пример- полисный патриотизм древних греков, существовавших и после объединения полисов под одним государством, где он противопоставлялся государственному (имперскому) патриотизму.
3) Государственный патриотизм, объектом которого выступает государство, по отношению к которому члены общества идентифицируют себя как подданные. Самый распространенный в древнее время, до образования наций.
4) Гражданский патриотизм — объектом патриотизма является прежде всего населяющий страну народ (граждане). По сути такой патриотизм является более современной версией племенного, т.к. объектом самоидентификации членов общества выступает опять непосредственно само общество, а не какие-то его составные части. «Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это прежде всего народ» (Н.Г. Чернышевский). Составляющие общество личности, т.о. осознают себя уже не подданными, а гражданами. Появляется одновременно с т.н. гражданским обществом в эпоху буржуазных революций.
5) Национальный патриотизм — разновидность патриотизма, появившаяся примерно в то же время что и гражданский. Отличие его от последнего состоит в том что объектом тут выступают не непосредственно общественные интересы, а выражающая их национальная культура. Слово является синонимом слова «национализм».
6) Классовый патриотизм — здесь к обычному патриотизму добавляется классовое сознание. «В классовом обществе содержание П. становится классовым, ибо каждый класс выражает своё отношение к отечеству через присущие ему специфические интересы» (Большая Советская Энциклопедия).
7) Корпоративный патриотизм — понятие патриотизма распространяется на какую-либо организацию, которая, соответственно предположительно выражает интересы общества. Он может быть по отношению к партии, государству (со стороны чиновников) и др. организациям.

В чистом виде каждый из вышеназванных «патриотизмов»редко встречается (будь то в индивидуальном или общественном мировоззрении), в основном имеется сочетание тех или иных. Отдельно можно также выделить ксенопатриотизм (любовь к чужому отечеству, например галломания российских дворян и американофилия современных либералов в России) и квазипатриотизм (ассоциация себя с несуществующим обществом, вроде с белой расы, Евразиии, человечества и др.) Помимо этого, может возникнуть ситуация когда частная самоидентификация может полностью противопоставить себя общественной, тогда возникает явление сепаратизма (в случае племенного, регионального и национального патриотизмов) или антипатриотизма (в случае всех остальных).

Если вышеназванные разновидности патриотизма относились по большему счету к его форме, то далее речь пойдет уже о его содержании. Если в изначальном понимании (как сказано выше), патриотизм — это любовь к обществу, то следовательно быть патриотом — это значит действовать на благо общества. И тогда истинный патриотизм — это мировоззрение, соответствующее общественным интересам. В свою очередь ложный патриотизм (псевдопатриотизм) — это мировоззрение выдающее себя за патриотическое, в действительности же таковым не являющееся. Можно не называть себя патриотом и при этом работать на благо родины, а можно кричать на каждом углу о своем патриотизме и не делать ничего полезного для своей страны (а то и вовсе вредить ей).

Патриотизм и государство

Сторонниками государственного патриотизма являются те, кто путают понятия «общество» и «государство». Для таких, государство по определению выражает интересы общества, а если нет — то только для общего блага. Народ ведь для того и нужен чтобы верно служить своему государству. Но общество и государство — не одно и то же. Более подробно об этом я писал в статье «Роль государства в обществе».

История знает примеры непатриотичных государств (везде где имело место предательство общественной элиты), но не знает ни одного примера непатриотичных народов. «Он (Деникин — А.В.) лишь констатирует: «Мы проглядели внутренний органический недостаток русского народа: недостаток патриотизма», «Народ подымался на войну покорно, но без всякого воодушевления и без ясного сознания необходимости великой жертвы». Генерал не мучает себя вопросом: а нужна ли народу была мировая война?» (Ю. Белов. «Суд времени». Газета «Правда: Правда о прошлом — залог связи времён»).

Государственный патриотизм — это прежде всего лояльность по отношению к существующему государству, вне зависимости что оно из себя представляет. «Государственнический элемент означает патриотизм не только к отечеству в целом, но и, прежде всего к государственной власти, политики государства, «национальным государственным интересам». Государственный патриотизм может быть только патриотизмом политики господствующего класса» (Р.С. Осин. «Советский патриотизм как логическое продолжение сталинской теории мировой революции»). Вероятнее всего, это явление имеет инстинктивное происхождение — например подчинения низкоранговых индивидов высокоранговым, что особенно хорошо выражено в примитивных обществах и сообществах, например в тюремной иерархии.

Истинным патриотизмом госпатриотизм может быть только в том случае, если интересы государства совпадают с интересами народа, что бывает далеко не всегда. «Патриотизм — означает поддержку своей страны. Это не означает, что патриотично поддерживать президента или иных должностных лиц. Только в той степени, в какой они служат интересам страны» (Теодор Рузвельт. «Большое путешествие»). Общество (страна, нация) и государство — не одно и то же. Это важно знать, если вы не хотите стать жертвами манипуляции.

Патриотизм и национализм

Теперь что касается различий между патриотизмом и национализмом. Как утверждает Семенов, «Нация есть совокупность людей, имеющих одно общее отечество» («Этносы, нации, расы»). Проблема состоит в том что отечество и идентификация с общим отечеством — не совсем одно и то же. Первое существует объективно, второе — как совокупность субъективных интересов, которые между собой могут отличатся. Национальный патриотизм, как уже было сказано, в качестве своего объекта использует национальную культуру. Как и само общество, общественная культура неоднородна. Она формируется разными представителями общества, имеющими разные интересы. Апеллируя к национальным ценностям, народом легко манипулировать, вбросив в массовое сознание идеи национальной исключительности. Очень часто такой подход идет вразрез с народными интересами. Например национал-патриот Гитлер в ходе своей политики уничтожил столько немцев, сколько не снилось ни одному германофобу.

Есть еще одно противоречие между гражданским и национальным патриотизмом — в выборе приоритета. Первый считает интересы общества первичными, а культуру вторичной. Согласно такой позиции не общество должно служить культуре, а культура должна «культивировать» достойных членов общества. Культурные ценности, абстрагированные от интересов общества, никакой ценности (кроме разве что художественной) не представляют. Напротив, крайний национализм предполагает идеализацию таких ценностей, что неизбежно приводит к идолопоклонству.

Хороший пример конфликта культурных ценностей и интересов народа приводит Ю. Семенов в статье «Этническая культура и политическая борьба». Речь шла о вытеснении русского языка из образования в бывших советских республиках и российских автономиях в рамках т.н. «национального возрождения». Семенов приводит три стадиальных типа языка — древнементальный, староментальный и новоментальный. Первый предпологает только устное общение, второй возникает с появлением письменности, третий способствует пониманию научных знаний и философских идей.

Такая типология во-первых объясняет использованиe в России в XVIII в. французского и немецкого языков для науки и философии (что впоследствии было доведено до абсурда российским дворянством и превратилось в ксенопатриотизм), а во-вторых — переход на русский язык многих этносов России и СССР, традиционные языки которых были даже не староментальными, а древнементальными. «Любая попытка потеснить, тем более вытеснить русский язык, будет иметь своим следствием регресс в деле образования и вообще во всех областях. Если попытаться преподавать, скажем, физику, на древнементальном или даже староментальном языке, то ее никто знать не будет». Последствия дерусификации хорошо известны — это резкое ухудшение качества жизни в постсоветских республиках, вынудившее их жителей стать гастарбайтерами.

Еще один момент — национализм может быть разным, в зависимости от того как формируется нация. «Но когда нация формируется по признаку принадлежности к социоисторическому организму, национализма в привычном понимании этого слова не возникает. Национальная идея в таком случае не предполагает противопоставления людей по признаку этнической принадлежности. […] Но это — противопоставление не одного этноса другому, а людей, отстаивающих интересы своего отечества, людям, которые выступают в разрез с этими интересами, т.е. подразделение населения социоисторического организма на патриотов и антипатриотов» (Ю.И. Семенов. «Философия истории»). В этом случае понятия патриотизма и национализма полностью совпадают. Но может быть и другой вариант: «Когда нация строится по признаку не социорной, а этнической принадлежности, «национальная идея» всегда предполагает политическое, а нередко и правовое противопоставление людей, образующих разные этносы» (Там же). Но это отдельная тема, которая в этой статье рассматриваться не будет.

Патриотизм и классовое общество

B классовом обществе, общественное мировоззрение (частью которого является патриотизм) имеет классовый характер. Это значит что любая точка зрения на общественно-политические вопросы является выгодной тем или иным классам, которые будут способствовать ее распространению, в зависимости от силы своего влияния в обществе. Т.н. общественное мнение представляет собой позицию общественной элиты, выраженной в манипуляции сознанием. А патриотизм — это прежде всего чувство, которое как и любые другие чувства по своей природе иррационально, от этого им легко манипулировать. А поскольку патриотизм нам все-таки необходим, то нужно превратить его из иррационального в рациональный. Для этого нужно понять что патриотизм может быть разным и в классовом плане.»У нас многие путают понятие «Отечество» с понятием «Ваше превосходительство», а когда им начинаешь объяснять разницу, приходят к выводу, что второе предпочтительнее» (М.Е. Салтыков-Щедрин).

Из всех названных выше форм патриотизма, ближе всего к истинному находится гражданский, непосредственно аппелирующий к интересам общества. Но под интересами общества можно понимать разное. Социал-патриот будет считать что для блага страны нужно ликвидировать частную собственность и эксплуатацию человека человеком, а также порвать все связи с мировым капиталом. Либерал-патриот, напротив, будет утверждать что процветание страны возможно только при капитализме, со свободным рынком и в форме интеграции в мировое сообщество. Оба будут утверждать что именно их позиция соответствует интересам общества. Кто же прав? Социал-патриот выступает с позиции трудовых классов, которые составляют большую часть населения общества и непосредственно принимают участие в создании общественного продукта. Либерал-патриот выступает с позиции общественного меньшинства, преимущественно занятого в сфере организации труда (крупная буржуазия, бюрократия), при этом получающего от общества намного больше своего вклада в общее благо. А то и вовсе бесполезных для общества элементов — рекламщиков, биржевых спекулянтов, эстрадных псевдопевцов и др. Т.е. социальных паразитов, чей уровень потребления выше их уровня производства.

Рассматривая классовый характер патриотизма, нельзя не коснутся и такого распространенного в левой среде тезиса, что дескать раз у «пролетария нет отечества» (К. Маркс), то социалисты не могут быть патриотами по определению. Для начала было бы неплохо разобраться с тем что представляет из себя отечество, которого у пролетариата-де нет. Отечество — это не не государство, а общество, как было сказано раннее. Не государство прежде всего отвечает за формирование личности, а общество. Значит любить общество и заботится о нем — естественно для каждого, в том числе для пролетария. Причем особенно пролетария, ведь он непосредственно участвует в создании общественного продукта, именно он служит общему благу — стране, родине, нации. Если рухнет экономика страны, пролетариям будет хуже, буржуа же в хушем случае свалит за границу, где его уже будут ждать многомиллионные счета в местных банках. «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! М

hullam-del-ray.livejournal.com

что это такое, зачем он нужен? Разница между патриотизмом и национализмом

Патриотизм – это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку и традициям, родной земле и культуре. Подобное чувство предполагает гордость за свою страну и уверенность в том, что она всегда тебя защитит. Это главные критерии в определении, хотя имеются и другие трактовки.

Что такое «патриотизм»?

Слово «патриотизм» переводится с греческого как «отечество», это чувство, суть которого – в любви к своей стране и готовности пожертвовать ради нее всем. Кто такой патриот — личность, каковая гордится успехами и культурой своей державы, стремится сохранить особенности родного языка и традиций. Это – самый распространенный вариант обозначения сути термина «патриотизм», но имеются еще и другие трактовки:

  1. Нравственный показатель, который отличает великодушную личность от низкой.
  2. Гордость за свершения своего народа.
  3. Реальная оценка действий своего государства.
  4. Готовность принести в жертву индивидуальные интересы ради общих.

Бизнес-патриотизм — что это?

В 21 веке чувство патриотизма стало выходить на новый уровень, все громче начинают звучать призывы о формировании групп бизнес-патриотов. Речь не только о том, чтобы отдавать предпочтение отечественным товарам, свою стратегию предложила недавно российская Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма. Главной задачей ее лидеры видят всестороннюю поддержку предпринимателей, поскольку доля того же малого бизнеса за границей больше отечественного в несколько раз. Нужны условия для роста в нескольких направлениях:

  1. Образование. Развитие молодежного предпринимательства, проведение мастер-классов.
  2. Поддержка в реализации планов и способствование росту коммерции.
  3. Бизнес-клуб. Место, где можно обмениваться опытом, контактами и наработками.

Национализм и патриотизм — разница

Многие путают понятия «национализм» и «патриотизм», даже в словарях отмечается, что патриотизм – это любовь к родине и своему народу. Опытные лингвисты указывают на такую ошибку в подмене понятий:

  1. Любовь к родине – это чувство к земле, природе, родному языку и государству. Это и есть и патриотизм – расширенное понятия любви к своему дому.
  2. Любовь к народу – широкое понятие любви к родным людям, которая возникает у человека раньше патриотизма. Это уже национализм, осознание приверженности к нации, что прививается от рождения.

Зачем нужен патриотизм?

Почему важен патриотизм? Специалисты считают, что это – естественное психическое состояние, которое выражается в готовности защищать свое от чужого, распознавать его под другой маской. Без патриотизма тяжело выжить, ведь у каждой личности должны быть главные ценности, ради которых реально преодолевать страх и даже идти на смерть. Только благодаря огромнейшему патриотизму, советские люди смогли выиграть Вторую мировую войну, остановить полчища врагов ценой миллионов жизней.

Патриот – это личность, для которого судьба государства – всегда на первом месте. Но подобное отношение появляется лишь, когда человек будет уверен: его страна защитит в тяжелую минуту, окажет помощь семье. Потому нельзя заставить быть патриотами тех, кто выживает в нищете, люди должны иметь, чем гордиться, и что конкретно защищать: свое благополучие, тыл, достижения.

Виды патриотизма

Каким бывает патриотизм? В разные годы этим чувством обозначали различные явления, часто подменяя понятие «любовь к родине» на «любовь к государству». Так появились другие виды патриотизма:

  1. Государственный. Когда интересы державы превыше всего.
  2. Российский, как феномен. В течение многих веков для славян, а потом – и для советских людей, главным было понятие «родина», ее сравнивали с невестой, матерью, которую надо защищать.
  3. Национальный. Основывается на истории и культурном наследии народа, формирование такой любви развивает чувство гордости, стремление преумножать существующие ценности.
  4. Местный. Проявляется в любви к своему селу, городу, улице, дому. Характерной особенностью советской идеологии было воспитание чувств от частного к общему, от верности своему краю до готовности отдать жизнь за свою страну.

Воспитание патриотизма

Развитие патриотизма во все времена было главной задачей идеологов любой страны. Разрабатывались мероприятия с акцентом на примеры героизма, сочинялись песни, корректировались события прошлого. Ребенок должен был расти с мыслью, что его страна – самая лучшая, потому что оберегает, обеспечивает веселое детство, поддерживает в выборе профессии в юности и защищает от невзгод в зрелом возрасте.

Потому большое значение уделяется изучению символики, правовой системы, знакомству с поступками выдающихся людей. Но в стране, где отдачи от государства нет, и личность не видит, что получает взамен на свою готовность жертвовать личным, проблема патриотизма становится особенно острой. Иногда проявляются попытки власть имущих вырастить его искусственно.

Церковь и патриотизм

С давних времен патриотизм и православие были неразрывно связаны, примером тому – благословение церковью на ратный бой защитников отечества. Эта традиция насчитывает тысячи лет, даже в годы Второй мировой войны, когда все советские люди были атеистами, служились особые молебны, а священники собирали средства на покупку танков и самолетов. Если же обратиться к официальным церковным документам, то понятие патриотизма излагается так:

  1. Христиане не должны забывать о своей земной родине.
  2. Быть патриотом – это любить не только родную землю, но и ближних, свой дом, оберегать их. Поскольку жертва за отечество приносится не только на поле брани, но и ради детей.
  3. Любить свой край, как место, где сохраняются вера и православная церковь.
  4. Любить другие народы, как исполнение заповеди любви к ближнему.

Патриотизм — книги

Примеров из жизни героев, которые проявляли настоящий патриотизм насчитывается в тысячи не только в советской литературе. О подобных проявлениях писали многие российские поэты и прозаики, их же излагали в былинах. Самые яркие произведения, посвященные патриотизму:

  1. А. Фадеев. «Молодая гвардия». Роман о героях-подпольщиках Краснодона в годы Великой Отечественной войны, на нем выросло не одно поколение советских детей.
  2. «Слово о полку Игореве». Древнее сказание, повествующее о защитниках родной земли во времена враждебных набегов.
  3. Л. Толстой. «Война и мир». Важные исторические эпизоды 19 века — Отечественной войны 1812 года, с примерами героизма главных героев.
  4. Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке». Роман о безногом летчике Маресьеве, который сумел вернуться в авиацию, чтобы снова бороться с гитлеровцами.

 

womanadvice.ru

Патриотическое воспитание курсантов и его виды

Патриотизм… Трудно переоценить его роль в многовековой истории нашего Отечества. Сегодня мы серьезно осознали, что не возродив патриотических чувств народа, особенно молодежи, его веры в великое будущее своей Родины, нельзя успешно созидать новую Россию. Роль и значение патриотизма особенно возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества и государства сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, борьба за власть, стихийные бедствия и другое). Проявление патриотизма в такие периоды, как правило, отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о действительно сложном и неординарном явлении. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания, приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания, которое сегодня становится важнейшим направлением государственной политики, всей системы воспитания граждан России. [1]

Патриотическое воспитание курсантов — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, соответствующих социальных и государственных институтов (прежде всего семьи и образовательных учреждений обучающихся), общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Это сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой курсантов к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности индивида, общества и государства.

Патриотическое воспитание курсантов представляет собой сложную управляемую систему, включающую многообразие взаимосвязанных между собой элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характеров, а также подсистемы содержательного, организационного и методического плана. Внутри системы патриотического воспитания проявляются и функционируют закономерности различного уровня и порядка, учет которых позволяет эффективно и качественно управлять данной системой.

Главная цель патриотического воспитания курсантов — возрождение гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие личности обучающеюся, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе, и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его стабильности и безопасности.

Из общей цели патриотического воспитания курсантов вытекают задачи, выполнение которых способствовало бы возрастанию дееспособности индивидов, значительному повышению уровня их социальной активности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству:

—        формирование национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;

—        приобщение курсантов к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;

—        создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного и воинского долга курсантов с учетом их интересов, потребностей в основных сферах человеческой деятельности и общении;

—        воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной ответственности как важнейшей характеристики молодых граждан, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности;

—        воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в труде на благо общества, государства, формирование социально значимой деятельностной целеустремленности;

—        формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе и др. [2]

Выделяют следующие виды патриотического воспитания [3]

—        военно-патриотическое воспитание;

—        героико-патриотическое воспитание;

—        национально-патриотическое воспитание;

—        гражданское воспитание;

—        гражданско-патриотическое воспитание.

Рассмотрим, какой смысл вкладывается в эти понятия.

Военно-патриотическое воспитание — это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у человека глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите; воспитание чувства гордости за русское оружие; уважение к военной истории; стремление к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций. Поле деятельности педагогов и воспитателей по формированию военно-патриотического воспитания огромно, а роль не переоценима. [4]

Цель военно-патриотического воспитания курсантов — развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. [5]

Героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков.

Национально-патриотическое воспитание формирует чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждает чувства гордости за свой народ.

Цель национально — патриотического воспитания курсантов:

—        расширить и углубить знания об истории и традициях родного края; формирование системы знаний, понимания исторической и причинной обусловленности происходящих событий, представлений о роли личности в истории и ее ответственности за Родину, свою семью, за самого себя;

—        развивать национальное самосознание курсантов, их кругозор, интерес к народному творчеству, культурному наследию своего народа в условиях учебно-воспитательного процесса, аудиторной и внеурочной деятельности;

—        воспитывать чувство патриотизма и гордости курсантов за принадлежность к великому русскому народу; любовь и внимание к Отчизне, ее символам, традициям, обрядам.

Гражданское воспитание курсантов — это формирование их правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу. Гражданское воспитание курсантов характеризуется таким определением, как гражданственность, которая представляет собой комплекс свойств интегративного характера, качеств личности: патриотизма, ориентаций на гуманистические нравственные ценности, понимания необходимости социального и профессионального самоопределения, чувства достоинства, социальной справедливости и ответственности, общечеловеческой солидарности, свободомыслия, культуры межличностного и межнационального общения и др.

Гражданско-патриотическое воспитание курсантов базируется на сложившейся правовой базе, регулирующей отношения между государством и обучающихся, которая призвана обеспечить на практике молодым людям все необходимые права. [6]

Цель гражданско-патриотического воспитания курсантов:

—        воспитание высоких нравственных качеств;

—        воспитание гражданского достоинства;

—        уважение к истории отечества, родного города и людям, создающим славу отечеству и родному городу;

—        воспитание уважения к собственному «я»;

—        знание прав и обязанностей человека современного общества. [7]

Отразив сущность и виды патриотического воспитания курсантов резюмируем: несмотря на градацию, каждый вид патриотического воспитания представляет фундаментальную цель формирования личности и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, на основании которых можно рассчитывать на успешное решение по защите Отечества, служению Родине.

Литература:

1.      Зайцев В. А. Государственно-патриотическое воспитание военнослужащих в военном вузе. Воронеж, 2009. С. 8–9.

2.      http://www.smolpedagog.ru/article %2065.html

3.      Понятие «патриотизм», его сущность и виды. — URL: http// www. superinf. ru

4.      Понятие «патриотизм», его сущность и виды. — URL: http// www. superinf. ru

5.      Концепция военно- патриотического воспитания молодежи. — URL: http// www. old. nasledie. ru.

6.      Понятие «патриотизм», его сущность и виды. — URL: http// www. superinf. ru

7.      http://kopsch55.narod.ru/p80aa1.html

moluch.ru

Что такое патриотизм и почему мы должны любить нашу Родину — www.maximonline.ru

Вот, например, у жвачных, которые пасутся большими стадами (бизоны, антилопы, газели), стратегия «умри, но защищай своих» оказывается проигрышной. Джеймс Гордон Рассел, долго исследовавший поведение антилоп гну в Серенгети, неоднократно отмечал случаи, когда отдельные животные, вместо того чтобы убегать от охотившихся на них львов, шли в лобовую атаку. Две-три антилопы, каждая весом в четверть тонны, вполне могли затоптать острыми копытами хищника и изранить его. Если же к действиям «неправильных» гну присоединилось бы все огромное стадо, от наглых кошек осталось бы разве что темное пятно на пыльной земле саванны. Однако стадо неслось со всех ног прочь от места схватки. И пусть даже смельчаки одерживали верх над львами, платили они за это слишком дорого. Рассел помечал антилоп-бойцов и видел, что полученные раны часто приводили потом к истощению животного, его смерти или, как минимум, к полному фиаско на любовном фронте. Трусливые же и быстроногие особи-эгоисты жили куда дольше и размножались не в пример обильнее. Поэтому патриотизм невыгоден жвачным, как не подходит он и крупным хищникам, которым для прокорма нужен большой участок для охоты в единоличном владении.

У нас же выживали и выигрывали те, кто умел сражаться плечом к плечу с членами своей стаи, готовые к риску и даже самопожертвованию. Группы росли, превращались в племена, в поселения, в первые протогосударства — и в конечном счете навыживались и навыигрывались мы до такой степени, что создали цивилизацию.

Тот, кто не с нями, тот плотив нас!

Дети — самые лучшие патриоты.
Наиболее восприимчивы к идеям пат­риотизма подростки 8–18 лет. В этом возрасте у человека уже появляется инстинкт защиты стаи, но еще нет ни семьи, ни детей, ответственность за которых заставляет родителей быть более осторожными и эгоистичными. Подросток куда сильнее взрослого склонен руководствоваться понятиями «свой» — «чужой». Интересное исследование на эту тему опубликовали американские социологи, изучавшие 10-миллионную аудиторию онлайн-игры World of Warcraft. В этой игре участники могут выбрать одну из двух фракций — «Альянс» или «Орда». Игроки разных фракций не могут общаться друг с другом в игре, зато могут нападать на представителей противоположной фракции. Согласно опросам, большинство игроков в возрасте до 18 лет оценивают тех, кто играет за противоположную фракцию, как «тупых, злобных, подлых, бесчестных и отвратительных», а игроков своей стороны — как «умных, дружелюбных, интересных, порядочных и хороших».
Чем старше были опрашиваемые, тем большую долю в числе их ответов занимали утверждения вроде «за обе фракции играют в общем-то одни и те же люди» и «поведение зависит от человека, а не от фракции».

Греческое начало

«Патриотизм» — слово греческого происхождения, «patria» буквально переводится как «оте­чество», и само понятие возникло как раз в эпоху греческих городов-государств. Почему его не существовало до этого, когда, как мы видели, само явление — штука столь же древняя, как род людской? Потому, что не было необходимости. До греков идею патриотизма тогдашние идеологи привязывали в основном к символам (обычно к символу своего бога или царя) как к официальному воплощению божества либо же при слабом влиянии религии на общественную жизнь, как у северных народов или в Китае, — к идее «крови», то есть к чувству общности с представителями своего племени, людьми, говорящими на том же языке и принадлежащими к тому же народу.

www.maximonline.ru

Три лица патриотизма

Три года назад мы в Московском институте психоанализа начали проводить глобальное исследование понятия патриотизма1. Участники отвечали на вопросы, выражая свое отношение к утверждениям типа: «Понятие патриотизма для меня очень важно», «Многим, что у меня есть, я обязан моей стране», «Меня раздражают люди, которые плохо говорят о моей стране», «Мне безразлично, если за границей ругают мою страну», «Руководство любой страны, призывая к патриотизму, лишь манипулирует человеком», «Любить страну, в которой живешь, можно, если она тебя ценит» и так далее.

Обрабатывая результаты, мы выделили три типа патриотического поведения: идеологический, проблемный и конформный.

 ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАТРИОТИЗМ: «Я ДРУГОЙ ТАКОЙ СТРАНЫ НЕ ЗНАЮ»

Эти люди всегда на виду и не упускают случая продемонстрировать патриотизм, равно как и «воспитать» его в других. Сталкиваясь с непатриотическими взглядами, реагируют на них болезненно: «Покупаю только российское», «Никогда не откажусь от своих убеждений, готов пострадать за идею!»

Такой патриотизм – плод политической рекламы и пропаганды в условиях сильного социального давления и информационной неопределенности. У идеологических патриотов между собой много общего. Как правило, такие люди не отличаются высокими интеллектуальными способностями и эрудицией. Они допускают лишь одну точку зрения, не считая, что на настоящее или прошлое страны можно смотреть по-разному.

Идеологический патриотизм – это патриотизм веры

Чаще всего они подчеркнуто религиозны и во всем поддерживают власть (и чем сильнее позиция власти, тем ярче они проявляют свой патриотизм). Если же власть меняет свою позицию, они с той же легкостью принимают тенденции, с которыми еще недавно активно боролись. Однако если сама власть меняется, они придерживаются старых взглядов и переходят в лагерь оппозиции новой власти.

Их патриотизм – это патриотизм веры. Такие люди не способны выслушать оппонента, часто обидчивы, склонны к чрезмерной морализации, агрессивно реагируют на «ущемление» чувства их собственного достоинства. Идеологические патриоты везде ищут внешних и внутренних врагов и готовы с ними бороться.

Сильные стороны идеологических патриотов – стремление к порядку, умение работать в команде, готовность пожертвовать личным благополучием и удобствами ради своих убеждений, слабые – низкие аналитические способности и неумение идти на компромиссы. Такие люди верят, что ради создания мощного государства необходимо идти на конфликты с теми, кто этому препятствует.

 ПРОБЛЕМНЫЙ ПАТРИОТИЗМ: «МОЖЕМ ЛУЧШЕ»

Проблемные патриоты редко публично и с пафосом говорят о своих чувствах к родной стране. Куда больше их волнует решение социально-экономических проблем. Они «болеют душой» за все, что происходит в России, у них остро развито чувство справедливости. В глазах идеологических патриотов такие люди, конечно, «вечно всем недовольны», «не любят свою страну» и вообще «не патриоты».

Чаще всего такой тип патриотического поведения присущ интеллигентным, хорошо образованным и нерелигиозным людям, с широкой эрудицией и развитыми интеллектуальными способностями. Они работают в сферах, не связанных с большим бизнесом, большой политикой или высокими государственными должностями.

Многие из них часто бывают за границей, но предпочитают жить и работать в России. Им интересна культура разных стран – в том числе и своей собственной. Они не считают свою страну хуже или лучше других, но критически относятся к властным структурам и считают, что многие проблемы связаны с неэффективным управлением.

Проблемный патриотизм основан на чувстве долга и ответственности

Если идеологический патриотизм – следствие пропаганды, то проблемный формируется в ходе аналитической работы самого человека. Он основан не на вере или стремлении к личному успеху, а на чувстве долга и ответственности.

Сильные стороны людей такого типа – критика в собственный адрес, отсутствие пафоса в высказываниях, умение анализировать ситуацию и видеть ее со стороны, способность слышать других и умение считаться с противоположными точками зрения. Слабые – разобщенность, неумение и нежелание создавать коалиции и объединения. Одни уверены, что проблемы могут разрешиться сами без активных действий с их стороны, другие верят в изначально «позитивную природу человека», гуманизм и справедливость.

В отличие от идеологического патриотизма, проблемный патриотизм объективно наиболее эффективен для общества, но часто критикуется властью.

 КОНФОРМНЫЙ ПАТРИОТИЗМ: «ФИГАРО ТУТ, ФИГАРО ТАМ»

Конформный тип патриотического поведения проявляют те, кто не испытывает особо сильных чувств к родной стране. Однако считать их «непатриотами» нельзя. Общаясь или работая бок-о-бок с идеологическими патриотами, они могут искренне радоваться успехам России. Но выбирая между интересами страны и личными интересами, такие люди всегда выбирают личное благополучие, никогда не забывают о себе.

Часто такие люди занимают хорошо оплачиваемые руководящие посты или занимаются предпринимательской деятельностью. У некоторых есть недвижимость за границей. Лечиться и учить своих детей они тоже предпочитают за рубежом, а если представится возможность эмигрировать, не преминут ею воспользоваться.

Они одинаково легко приспосабливаются к ситуации, когда власть меняет свое отношение к чему-либо и когда меняется сама власть. Их поведение – проявление социальной адаптации, когда «патриотом быть выгодно, удобно или принято».

Большинство респондентов, принявших участие в исследовании, оказались конформными патриотами

Их сильные стороны – исполнительность и законопослушность, слабые – быстрая смена убеждений, неспособность пожертвовать личным ради интересов общества или вступить в конфликт с окружающими для решения не личной, а общественной проблемы.

Именно к этому типу относится большинство респондентов, которые приняли участие в исследовании. Так, например, некоторые участники, студенты престижных московских вузов, активно демонстрировали идеологический тип патриотизма, а потом проходили стажировки за границей и говорили о том, что хотели бы эмигрировать за границу, чтобы реализовать свой потенциал «с пользой для Родины, но за ее пределами».

Так же случалось и со вчерашними проблемными патриотами: со временем они меняли установки и говорили о желании переехать за границу, потому что их не устраивали «изменения в стране в сторону авторитаризма», которые заставляют их «отказаться от активной гражданской позиции», и понимание того, что они не способны изменить ситуацию в «лучшую сторону».

ТЛЕТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ ЗАПАДА?

Идеологические патриоты и власть уверены, что интерес молодежи ко всему зарубежному снижает патриотические настроения. Мы исследовали этот вопрос, в частности – связь типов патриотизма с оценками произведений зарубежной культуры и искусства. Мы предположили, что увлечение западным искусством может негативно влиять на чувство патриотизма. Испытуемые оценивали 57 зарубежных и отечественных художественных фильмов 1957-1999 годов, современную зарубежную и российскую поп-музыку.

Оказалось, что отечественное кино участники исследования оценивают как «развивающее», «утонченное», «расслабляющее», «информативное» и «доброе», а зарубежное – в первую очередь, как «отупляющее» и «грубое», и только затем – как «захватывающее», «крутое», «увлекательное», «вдохновляющее» и «приятное».

Высокие оценки зарубежного кино и музыки никак не связаны с уровнем патриотизма испытуемых. Молодые люди способны адекватно оценить как слабые стороны зарубежного коммерческого искусства, так и его достоинства, оставаясь при этом патриотами своей страны.

***

Идеологические, проблемные и конформные патриоты – на эти категории можно разделить людей, живущих в России. А как быть с теми, кто уехал и издалека продолжает ругать свою Родину? «Как был «совок», так и остался», «Что там делать, нормальные люди все уехали…» Становится ли добровольный эмигрант патриотом новой страны? И, наконец, останется ли тема патриотизма актуальной в условиях мира будущего, «мира без границ»? Время покажет.

Ольга Гордякова – профессор кафедры социальной психологии Московского института психоанализа.

1 «Влияние массовой культуры и рекламы на чувство патриотизма молодых граждан России» при поддержке РФФИ (Российского фонда фундаментальных исследований).

Читайте также

www.psychologies.ru

Виды патриотизма — Клейкие листочки — LiveJournal

Есть выражение «ура-патриотизм», которое в словарях определяется как «показной и шумный патриотизм», поскольку он бурно восхищается всем происходящим на родине. Но почему другие междометия не могут выражать какие-то существенные формы и оттенки патриотизма — грустного, горького, страдающего, удивленного, ироничного, критического, обличительного?

Утвердительные формы патриотизма:

«ай-люли-патриотизм» — сентиментальный, душещипательный, умилительный, со слезой.

«ах-патриотизм» — мелодраматический, склонный к театральным эффектам.

«вау-патриотизм» — молодежный и спортивный патриотизм, граничащий с изумлением и восхищением: вот так прикол, вот что родина учудила!

«угу-патриотизм» — мрачно поддакивающий, безрадостный, инерционный.

«бла-бла-патриотизм» — риторический, болтливый, декларативный.

Репрессивные формы патриотизма:

«чур-патриотизм» — охранительный патриотизм, враждебный всему новому и иностранному, близкий ксенофобии.

«цыц-патриотизм» — патриотизм, который пытается заглушить своих оппонентов.

Критические формы патриотизма:

«долой-патриотизм» — протестный, отрицающий патриотизм.

«увы-патриотизм» — патриотизм, скорбящий о том, что происходит на родине, горький, подчас язвительный.

«ну-ну-патриотизм» — скептический патриотизм, с недоверием воспринимающий действия властей.

«ха-ха-патриотизм» — иронический или саркастический патриотизм, смеющийся над тем, что уродует родину.

Примеры:

В развитии общественных чувств действует закон чередования трех «у». Горячий ура-патриотизм переходит в инерцию все более угрюмого согласия — угу-патриотизм, который в свою очередь уступает место сожалению и горечи — увы-патриотизму.

Ура-патриоты всегда ненавидели увы-патриотов и обвиняли их чуть ли не в измене. Но среди мыслящих людей преобладали увы-патриоты и даже долой-патриоты.

В русской классике 19 в. выражен самый широкий спектр патриотических чувств, вплоть до толстовского долой-патриотизма и щедринского ха-ха-патриотизма.

В массовой пропаганде преобладают ура-, чур- и цыц-, но постепенно все это начинает восприниматься как бла-бла-патриотизм.

mikhail-epstein.livejournal.com

Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм»

В канун праздника 23 февраля, Дня защитника Отечества, самое время поговорить о патриотическом воспитании молодежи. Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм», например, для современных школьников? В статье приводятся мнения самих ребят.


Если для вас такие понятия как «патриот», «патриотизм», «чувство патриотизма» являются пустым звуком или вызывают иронию, раздражение и т.п., постарайтесь задуматься над таким необычным вопросом: выгодно ли быть патриотом в наше время?
Этот вопрос особенно уместно задать школьникам, среди которых немало циников, чтобы настроить их на размышление над непростой темой. А сделать это можно накануне проведения классного часа или любого другого мероприятия, посвященного воспитанию чувства патриотизма.

Подобные вопросы способны привлечь ребят к серьезной и конструктивной дискуссии. На первый взгляд вопрос «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» представляется довольно странным, но именно в результате такого подхода (как показывает практика) можно даже циника заставить задуматься и выразить свое «обдуманное» мнение на этот счет.
Хорошо бы устроить конкурс на лучший с точки зрения ребят ответ на этот престранный вопрос. Пусть все поделятся своим мнением.

На вопросы «В чем проявляется патриотизм?» и «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» школьники дали очень интересные ответы. После обобщения и систематизации они выглядят таким образом.


  • Патриотизм проявляется в уважении к своей стране, к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. А это приводит к выяснению причин многих событий, что в свою очередь дает знание. Кто вооружен знанием, тот защищен от множества неудач и ошибок, не тратит время на их исправление, идет дальше и обгоняет в своем развитии тех, кто «наступает на одни и те же грабли». Знание своей истории, опыта предыдущих поколений помогает ориентироваться в мире, просчитывать последствия собственных действий, чувствовать себя уверенно. Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее. По словам многих классиков «Забвение прошлого, историческое беспамятство чревато духовной опустошенностью как для отдельного человека, так и для всех людей». Именно осмысление неудач и ошибок исторического прошлого приводит к достижениям и заслугам настоящего, помогает выжить в трудное время. Поэтому патриотом быть выгодно.

  • Патриотизм проявляется в умении ценить и беречь свою родину, стремлении изменить ее к лучшему, сделать чище, добрее, красивее. По чистым отремонтированным дорогам, например, приятнее и удобнее ходить. Дольше служит обувь, меньше вероятность упасть. Гораздо приятнее также иметь дело с порядочными людьми, а не с хамами и подлецами. Приятно наслаждаться красотой природы и человеческих творений, которые совсем не трудно сохранить. Если человек научится облагораживать себя и окружающую его территорию, счастливее станет жизнь, появится психологический комфорт, который позволит эффективнее расходовать свои душевные силы, радоваться жизни и многого добиться. Поэтому патриотом быть выгодно. Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро.

  • Патриотизм проявляется в способности быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте. Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он молча хорошо делает свое дело, остается верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям. Тем самым он реально помогает не только своей стране, но и самому себе. Человек, который упорно учился, добывая знания, и в результате этого получил хорошую работу, стал социально активным, построил свое будущее, создал полноценную семью, честно трудится, — сделал гораздо больше для своей страны, чем тот, кто ходит с лозунгами, скандирует за патриотизм и на словах отстаивает престиж своей страны. Люди, у которых чувство патриотизма не развито, не имеют будущего. Они сами себя уничтожат, потому что не развиваются и не имеют крепкого «стержня». Это закон жизни. Патриотизм нужен для развития личности, для выживания. Поэтому патриотом быть выгодно.

Очень хочется, чтобы каждый понял следующее: «Патриотизм как политический, общественный и нравственный принцип отражает отношение человека (гражданина) к своей стране. Это отношение проявляется в заботе об интересах своего отечества, в готовности ради него к самопожертвованию, в верности и преданности своей стране, в гордости за ее социальные и культурные достижения, в сочувствии к страданиям своего народа и осуждении социальных пороков общества, в уважении к историческому прошлому своей страны и унаследованным от него традициям, в готовности подчинить свои интересы интересам страны, в стремлении защищать свою страну, свой народ. Патриот — тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам. Не заботясь о других, рискуешь остаться в одиночестве».


anti-terror-rf.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *