Что такое психологические аспекты – Психологический аспект — это… Понятие, определение

Психологический аспект — это… Понятие, определение

Психологические аспекты личности играют огромную роль в нашей жизни. Они представляют собой факторы риска для некоторых наиболее распространенных расстройств, таких как бессонница, гиперсомния и парасомния. Психологические аспекты деятельности (особенно в условиях тяжелой работы и экстремальных ситуаций) часто являются причинами психосоматических заболеваний. Также они являются факторами многих положительных событий и преобразований, которые способны изменить жизнь человека, помочь справиться с трудностями и даже вытерпеть нечеловеческую боль.

Психологические аспекты нарушений сна

Точно так же и плохие привычки, такие как курение, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни и диета, приводящая к ожирению, являются факторами риска для основного нарушения сна вроде гиперсомнии или синдрома обструктивного апноэ во сне. Чрезмерная сонливость в дневное время, связанная с этим диагнозом, влияет на социальную роль, занятость, а также на когнитивные функции и эмоциональное благополучие. В этом и заключаются социально-психологические аспекты расстройств сна. Ну а дальше мы поговорим о других важных проявлениях этого всеобъемлющего явления.

Психологические аспекты боли

Психологические факторы могут усиливать или уменьшать боль. Доказательства этих влияний включают экспериментальные исследования, в которых ученые манипулировали настроением, вниманием, ожиданиями и желаниями подопытных облегчить боль. Отдельные факторы могут уменьшать или усиливать боль, и анальгетические эффекты плацебо, по-видимому, являются результатом множества аспектов, включая желание подопытного (или пациента) облегчить собственное состояние.

Речь может идти, к примеру, о боли от операции, потому гипноз был столь популярен в качестве анестезии вплоть до середины прошлого века, а в некоторых клиниках используется до сих пор. Этот факт доказывает, что психологический аспект — это фундаментальное явление, управляющее всеми сферами нашей жизни.

Боль и настроение

Еще одним доказательством вышеупомянутого тезиса являются клинические исследования, которые показывают сильные прогностические связи между настроением и болью, настроением и инвалидностью, а также манипуляциями с эффектом плацебо (или человеческими ожиданиями) и болью. Очевидно, что существует много общего между различными психологическими механизмами болевого модулирования.

Например, желание облегчения и ожидания являются неотъемлемыми факторами в анальгезии плацебо, но они также играют важную роль в эмоциональном влиянии на боль и в других контекстах. Все это — психологический аспект боли как неотъемлемой части наших ощущений, которые, в сущности, тоже коренятся в нашей психологии. Гораздо сильнее, чем принято считать в наше время.

Внимание и эмоции

С другой стороны, внимание и эмоции хотя бы частично, но влияют на боль. Нейрофизиологические основы этих психологических факторов частично понятны, но для полного понимания основных механизмов необходимо проделать еще большую работу. Кроме того, взаимосвязь и взаимодействие психологических факторов с более традиционными физиологическими и лекарственными эффектами также плохо изучены и созрели для дальнейшего исследования. Переживание боли никогда не бывает изолированным чувственным событием, обычно оно завязано на какой-то вполне конкретный физиологический контекст.

Однако на боль также влияют убеждения, внимание, ожидания и эмоции независимо от того, возникает ли она в контролируемых «лабораторных» условиях, или в условиях физической травмы и эмоционального стресса. Так или иначе, читатель должен понять, что психологический аспект боли — это ключевая ее часть, и что с помощью психологии можно влиять в том числе и на физиологические процессы.

В качестве примера рассмотрим пациентку, у которой была ремиссия рака позвоночника. Подняв пакет с продуктами, она испытала внезапный дискомфорт (напряжение мышц) в той же области спины, где когда-то локализовалась опухоль. Ее боль по всем показателям выглядит как значительно более интенсивная или неприятная, чем у пациента с рецидивирующим мышечным напряжением в той же области спины.

Психологи также обнаружили, что военнослужащие, раненные в бою, жаловались гораздо меньше и требовали гораздо меньше обезболивающих, чем гражданские лица, пострадавшие в дорожных авариях. Это психологический аспект боли в чистом виде. Однако ниже мы рассмотрим другие сферы, где это всеобъемлющее явление играет ключевую роль.

Психологический аспект человека в контексте физической сфера жизни

Физический пласт жизни включает в себя наше здоровье и то, как мы относимся к своему телу. В него входит также то, что мы потребляем, как часто мы работаем, моемся, как мы переносим недуги. Наше тело — самый ценный подарок, который у нас есть, и без него мы не сможем существовать. Если мы не будем здоровы, мы, конечно же, не сможем наслаждаться всеми другими аспектами жизни. По этой причине любовь к нашему телу — это первый шаг на пути к счастью. Независимо от того, откуда мы начинаем, каким бы необратимым мы ни считали наше плохое здоровье, никогда не поздно начать менять свои привычки.

Здоровое тело — это здоровый ум, и, заботясь о себе, мы будем чувствовать себя более уверенными, более мотивированными и будем лучше контролировать свою жизненную ситуацию. Но для того чтобы полюбить свое тело по-настоящему, нужно задуматься над психологическими аспектами его восприятия. К примеру, в процессе развития у человека часто вырабатываются различные комплексы, связанные с телом, а также вредные привычки.

Именно потому с людьми, страдающими дисфорией всех видов, булемией, анорексией и другими болезнями, связанными с неприятием своего тела, работают самые квалифицированные психологи. Все травмы и нарушения идут именно из детства, что уже наталкивает на мысли о психологических аспектах развития.

Ментальная сфера жизни

Если вы не заботитесь о своем теле, ваш внешний вид и состояние здоровья ухудшится, то же самое относится и к вашему разуму. Тот факт, что вам больше не нужно ходить в школу, не означает, что вы не можете получать новые знания. Ментальную сферу следует отделить от психической, так как она ответственна исключительно за мысли и мыслительные способности.

Однако роль психологического аспекта здесь очевидна, ибо у людей с серьезными расстройствами психики или даже депрессией, к примеру, значительно ухудшается умственная активность.

Эмоциональная сфера и ее важность

Очень легко забыть о важности управления нашим эмоциональным фоном. Если мы пренебрегаем этим, мы можем чувствовать себя неудовлетворенными и впасть в пучину прокрастинации, уныния, безысходности. Поэтому очень важно, чтобы мы позволили себе задействовать наши чувства, проявить их, прислушивались к ним. Эмоциональное состояние очень связано с психологическим и ментальным, и все вместе они формируют наше физиологическое самоощущение. Общеизвестно, что счастливые и уверенные в себе люди даже болеют куда реже, чем депрессивные и несчастные.

Вывод

Наше тело, наш разум и наши эмоции — часть единой системы. Эта система во многом завязана на психологию — сознание, бессознательное, комплексы и переживания. Бессмысленно заниматься какой-то частью этой системы в отрыве от всех остальных, ибо это банально ни к чему не приведет. Психологический аспект — это звено, связывающее воедино все его ощущения и придающее смысл любой его деятельности.

labuda.blog

Обучение (психологический аспект) — это… Что такое Обучение (психологический аспект)?


Обучение (психологический аспект)
— процесс передачи ребенку общественноисторического опыта. Под стихийным О. понимают всю совокупность воздействий со стороны окружающих ребенка людей, которые ими самими не осознаются как обучающие, но объективно выполняют обучающую функцию. Целенаправленное О. — это сознательная организация формирования знаний, умений, навыков. Психологически проблема О. может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, его этапов, так и со стороны организации оптимального хода усвоения в соответствии с поставленными целями и задачами. Промежуточными являются вопросы взаимоотношения между обучаемыми и обучающими. Усвоение рассматривается как проходящий через определенные этапы процесс овладения субъектом действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом. Важной проблемой педагогической психологии является организация управляемого О., обеспечивающего планомерное формирование необходимых качеств, а также учет индивидуально-психологических особенностей учащихся. Особую ветвь составляет О. общению организация целенаправленного овладения человеком средствами и способами коммуникации с другими людьми. A.M. Подольский

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
  • ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Смотреть что такое «Обучение (психологический аспект)» в других словарях:

  • Климат социально-психологический в коллективе — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психол. условий, способствующих или препятствующих продуктивной совмест. деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшие признаки благоприятного… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально оценочной деятельности. История возникновения Игровое обучение имеет… …   Википедия

  • Социальные взаимодействия и обучение — [лат. socialis общественный] направление в психологической науке, рассматривающее процессы и механизмы учения в связи с природой и особенностями социальных взаимодействий. Основано на понимании социальной ситуации как ситуации развития,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Климов, Евгений Александрович — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • Волков, Евгений Новомирович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Волков. Евгений Новомирович Волков …   Википедия

  • Безработица — (Unemployment) Безработица – это такое социально экономическое явление, при котором часть взрослого трудоспособного населения, не имеет работы и активно ее ищет Безработица в России, Китае, Японии, США и странах Еврозоны, в том числе в кризисные… …   Энциклопедия инвестора

  • Подростковая сексуальность — Подростковая сексуальность  это аспект сексуального развития подростков в процессе познания окружающего мира и становления как личности, рассматривающий, помимо всего прочего, проблемы психологического, культурного, правового… …   Википедия

  • Воспитание — система формирования физических, интеллектуальных, эмоциональных и нравственных качеств у нового поколения. Наиболее значительную роль в стабильном обществе играют в этом семья и школа. В ситуации кризиса семьи и образования на первый план… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЯЦЕНКО Тамара Семеновна — (р. 1944) украинский психолог, докт. психол. наук, проф., действ. чл. Национ. академии пед. наук Украины. Чл. ВАК (1997 1999) и ряда специализированных Ученых советов по защите канд. и докт. диссертаций. Чл. Экспертного совета гос.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ — В последние годы в нашей стране и за рубежом формируется новое научное направление «психология здоровья». Эта отрасль знаний представляет собой синтез психологии и валеологии. Валеология является наукой об индивидуальном здоровье человека и… …   Психотерапевтическая энциклопедия

psychology_pedagogy.academic.ru

Психологический аспект.

Количество просмотров публикации Психологический аспект. — 4246

Иерархия в нейрональной активности.

На предыдущей лекции мы выяснили, что активность нейрона означает извлечение определœенной функциональной системы (или просто Системы) поведения из памяти. А прекращение активности нейрона означает, что поведенческий акт завершился достижением результата͵ то есть определœенного соотношения организма со средой.

ʼʼЛюбой спайк конкретного нейрона означает извлечение из памяти всœей системы сразуʼʼ [14. с. 205].

ʼʼСуществуют нейроны, специализированные относительно каждого акта дефинитивного поведения, то есть нейроны, дающие активации, исключительно в одном каком-либо акте. К примеру, только при захвате пищи из левой кормушки или при нажатии только на одну из педалей [14, с. 196].

В случае если принцип иерархичности верен, то должны существовать нейроны, активные на протяжении нескольких поведенческих актов. И действительно, такие нейроны существуют.

ʼʼВторую большую группу составили нейроны, дающие активации в течение нескольких актов дефинитивного поведения подряд, к примеру, при наклоне головы и захвате пищи в кормушке, или при подходе к кормушке, или при подъеме лапы и нажатии на педальʼʼ [14, с. 196].

Но большим доказательством принципа иерархичности в объяснении нейрональной активности было бы обнаружение синхронной активности двух нейронов у разных животных при одновременной их регистрации. Это означало бы, что возможен коллективный поведенческий акт, который обеспечивался надындивидуальной Метасистемой, имеющей своим субстратом два мозга одновременно. Эти данные хорошо согласовались бы с концепцией Архетипов, которую мы рассмотрим ниже.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, принцип иерархичности имеет очень мощную эвристическую силу в организации и трактовке результатов физиологического эксперимента͵ а также для понимания активности нейронов.

Отсюда физиологическое резюме: здоровая активность нейрона должна иметь надындивидуальный смысл.

Коллективное бессознательное — еще более глубокий слой неосознаваемой психики по сравнению с ʼʼличным бессознательнымʼʼ. Содержанием коллективного бессознательного выступают психические элементы Архетипы, несущие в себе древнейший опыт человечества [15, с. 548].

Архетип (от греч. arche — начало, typos — форма, образец) — психический элемент коллективного бессознательного. Архетип оживает и воплощается в сознании под воздействием сильной проблемной ситуации. Проявляется в ʼʼвечныхʼʼ образах литературы и искусства, в снах, в мифах, в сказках и в некоторых расстройствах психики [12, с. 33].

Другие статьи словаря: Юнг Карл [8 с. 472; 12, с. 548], аналитическая психология [ 8, с. 20], Архетип [8, с. 26], ассоциативный эксперимент [8, с. 28], коллективное бессознательное [8, с. 168].

Реализация принципа иерархичности в изучении душевного мира состоит в раскрытии устремленности ʼʼживыхʼʼ его элементов не только в ʼʼбудущееʼʼ, но и ʼʼввысьʼʼ, к скрытым надындивидуальным (животным или духовным) Целям.

Фрейд ʼʼоживилʼʼ Силы ʼʼбессознательногоʼʼ, но признавал только индивидуальные животные Силы. Юнг сделал следующий шаг, но не в ʼʼбудущееʼʼ(как Адлер), а ʼʼввысьʼʼ. Он выделил новую сферу неосознаваемой психики — ʼʼколлективное бессознательноеʼʼ. Животные инстинкты Юнг образно назвал ʼʼДушамиʼʼ и отвел им область ʼʼличного бессознательногоʼʼ, а область ʼʼколлективного бессознательногоʼʼ он населил животными инстинктами большего масштаба – ʼʼДухамиʼʼ [15, с. 155]. Следует отметить, что Юнг, как и Фрейд, придерживался критерия биологической целœесообразности в обосновании главных Сил душевного мира [16, с. 131]. Свою систему взглядов Юнг назвал ʼʼаналитическая психологияʼʼ [8, с. 20].

ʼʼАналитическая психологияʼʼ соответствует принципу активности и иерархичности, но не соответствует принципу саморазвития, хотя в своих поздних работах Юнг использовал принцип целœевой причинности для трактовки снов, задаваясь вопросом для чего?

Читайте также


  • — Психологический аспект несчастного случая (НС).

    Несчастный случай — это событие, возникающее в результате некоторого нарушения трудового процесса и стечения определенных обстоятельств чаще всего в тот период, когда человек находится в опасной зоне. Психология безопасности труда — изучает психологические… [читать подробнее].


  • — ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА

    Правовое регулирование не имеет ни вещественной, ни энергетической формы, а осуществляется преимущественно на информационном уровне. Однако информация бывает разная: описательного характера (дескриптивная) и сугубо управленческая, нормативная, предписывающая… [читать подробнее].


  • — Исследования, обслуживающие сферу труда (психологический аспект).

    Заметим, что немало проектов опережали свое время, но немало проектов начинало и внедряться. Ниже приводятся несколько таких примеров: С.М. Богословский в 1913 г. в книге «Система профессиональной классификации» упорядочил 703 вида производств и промыслов (для… [читать подробнее].


  • — Геополитическая ситуация: психологический аспект.

    Мы пожинаем плоды решений, принятых поколение назад. Выше мы определили основные европейские цивилизационные ценности, как свободу и развитие. Рассмотрим обстановку, сложившуюся в Западной Европе и США, с точки зрения абсолютного приоритета этих ценностей. Свобода…. [читать подробнее].


  • — СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В РАБОТАХ ИППОЛИТА ТЭНА

      В статье анализируется один из аспектов научного наследия Ипполита Адольфа Тэна [Hippolyte Adolphe Taine] (1828-1893) – известнейшего французского ученого, взгляды которого имели позитивистскую окраску. В историографии наиболее известны три его фундаментальных комплексных… [читать подробнее].


  • — Психологический аспект менеджмента. Психологическая структура личности

    Для того чтобы руководить людьми, уметь успешно с ними взаимодействовать, следует знать, чем определяется поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер функционирования менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Здесь… [читать подробнее].


  • — Педагогико-психологический аспект описания языка

    Методический аспект описания языка Чисто лингвистический подход при выявлении языковых(материальных) и лингвистических(идеальных) основ изучения функционирования преподаваемого языкав определеннойязыковой и речевой среде учащихся и обучения… [читать подробнее].


  • — Психологический аспект человеческой индивидуальности. индивидуальное, коллективное в человеческой психике.

    Лекция 11 Достигаемые статусы и роли. Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. Изменения статуса индивида влечет за собой ряд последствий ( смену друзей, стиля жизни, места… [читать подробнее].


  • — Тема 5. Психологический аспект мотивации труда.

    Теория Х и У МакГрегора. В зарубежной управленческой науке к наиболее интересным моделям, характеризующим отношения между стимулами и мотивами, можно отнести модель МакГрегори. МакГрегори проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и… [читать подробнее].


  • — Психологический аспект ситуации продажи

    К основным психологическим факторам в ситуации продажи относятся мотивация и восприятие. В любой данный момент времени человек испытывает множество разнообразных нужд. Однако большинство этих нужд оказываются недостаточно интенсивными, чтобы мотивировать человека на… [читать подробнее].


  • referatwork.ru

    психологический аспект — это… Что такое психологический аспект?

    
    психологический аспект

    Aviation medicine: psychologic aspect, psychological aspect

    Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

    • психологический (суточный) ритм
    • психологический атомизм

    Смотреть что такое «психологический аспект» в других словарях:

    • Совокупные обстоятельства происшествия, психологический аспект — СОП особенности пространственных, объектно предметных и временных характеристик условий совершения преступления. Психологический аспект выявляется при ответе на вопрос: способствовали или препятствовали СОП достижению преступной цели. При этом… …   Энциклопедия современной юридической психологии

    • Антропогенез (психологический аспект) — [греч. anthropos человек genesis происхождение] процесс происхождения и развития человека. В качестве исходной точки этого процесса принято рассматривать начало четвертичного периода, когда началось становление современного человека как… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • групповая изоляция (психологический аспект) — вынужденное длительное пребывание группы людей в условиях ограниченного пространства и постоянного общения с одними и теми же людьми. В условиях г.и. проявляется эмоциональная напряженность, видоизменяется характер общения, нарастают… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • Обучение (психологический аспект) — процесс передачи ребенку общественноисторического опыта. Под стихийным О. понимают всю совокупность воздействий со стороны окружающих ребенка людей, которые ими самими не осознаются как обучающие, но объективно выполняют обучающую функцию.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • Воспитания осужденных психологический аспект — Воспитание осужденных подсистема всей системы воспитания в обществе, специфический процесс в исправительных учреждениях, в котором своеобразно преломляются закономерности и принципы воспитания, как то: соблюдение законности, гуманное и… …   Энциклопедия современной юридической психологии

    • Места происшествия психологический аспект — МП участок местности или помещение, в пределах которого обнаружены следы и объекты, относящиеся к исследуемому событию. МП источник информации о механизме события, личности преступника и потерпевшего, целях и мотивах их поведения. МП можно… …   Энциклопедия современной юридической психологии

    • Наставничества в ОВД психологический аспект — Н. помощь опытного сотрудника молодому сотруднику (стажеру) в начальный период его службы в ОВД. Основные задачи наставничества: а) помощь молодым сотрудникам в адаптации к службе и служебному коллективу; б) ускорение процесса профессионального… …   Энциклопедия современной юридической психологии

    • Освидетельствования следственного психологический аспект — ОС следственный осмотр тела человека (обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего), в целях установления следов происшествия (напр., следов наложений вещества), особых примет (врожденных, профессионально обусловленных, иных приобретенных:… …   Энциклопедия современной юридической психологии

    • Ресоциализации осужденных психологический аспект — Основной целью уголовного наказания как социального института в законодательстве многих европейских стран служит ресоциализация личности осужденного, т.е. формирование в процессе отбывания им уголовного наказания у него качеств личности,… …   Энциклопедия современной юридической психологии

    • Самовоспитания осужденных психологический аспект — Процесс самоуправляемого преодоления осужденным личностных деформаций, формирования и развития у себя качеств, способностей, опыта в соответствии с собственными идеалами и общественными требованиями к лицам, совершившим уголовные преступления.… …   Энциклопедия современной юридической психологии

    • Свободное пенитенциарное воспитание (психологический аспект) — Воспитание, основанное на гуманистических идеях учета интересов развития личности, формирования ответственности, самостоятельности, ненасилия. Идея свободного воспитания предполагает внимательное, гуманное отношение ко всем осужденным. Свобода в… …   Энциклопедия современной юридической психологии


    universal_ru_en.academic.ru

    Психологический аспект — Энциклопедия по экономике

    Методы, применяемые в управлении, можно условно разделить на следующие группы экономические, организационно-административные, правовые » и социально-психологические. Могут быть применены и другие способы классификации методов. Однако следует иметь в виду, что любое управленческое решение, как правило, использует не одну группу, а систему методов, так как в нем обычно решаются вопросы экономического обоснования, организационные и правовые вопросы, а также социальные и психологические аспекты управляющего воздействия. С этой точки зрения следует отличать методы управления от техники управления.  [c.307]
    Постепенно, однако, благодаря в основном эффективности, с которой организации применяли достижения технологии и специализацию, жизнь обычных средних людей в конце концов начала улучшаться. И чем больше она улучшалась, тем. лучше управляющие начинали понимать, что простой пряник не всегда заставляет человека трудиться усерднее. Этот факт заставил специалистов в области управления искать новые решения проблемы мотивации в психологическом аспекте.  [c.361]

    Наблюдения и беседы могут касаться одного лица или коллектива. В последнем случае они проводятся одновременно несколькими лицами и, как правило, дают четкую картину о социально-психологических аспектах производственного коллектива. Наблюдения могут быть единовременными и долгосрочными, когда один и тот же коллектив изучается в течение длительного времени.  [c.223]

    На современном этапе необходимость увеличения внимания к социально-психологическим аспектам управления вызвана возросшим культурным и общеобразовательным уровнем советских людей, в корне изменившим их потребности и привычки. Возрастает стремление к так называемому психологическому комфорту, т. е. чувству удовлетворенности своим положением на  [c.263]

    В ходе реформы, при переходе к рынку нельзя упускать из вида социальные и социально-психологические аспекты происходящих изменений. Рыночные преобразования, в каких бы трудных условиях они не происходили, не должны оставлять без внимания людей, их социальные проблемы. Особого внимания при этом заслуживают наименее социально защитные слои населения. Работая в условиях командно-административной системы, люди выполняли цели и задачи, поставленные ею. В новых условиях они зачастую не вписываются в новую систему социально-экономических отношений и в этом не их вина. Уменьшить накал психологической и моральной атмосферы в современном обществе могло бы не только государство, но и крупные хозяйственные образования, способные выполнять ряд таких социально значимых функций, как сохранение и создание новых рабочих мест, решение ряда вопросов, связанных с социальной инфраструктурой (здравоохранение, образование, наука, и т.д.), на нефтегазовом рынке.  [c.13]

    Способность человека принимать, фильтровать, опознавать и перерабатывать информацию, принимать и своевременно выполнять различные управленческие решения исследуется инженерной психологией [36]. Основная цель при этом СОСТОИТЕ том, чтобы разработать научные основы проектирования внешних (индикаторы, рычаги и пульты управления, мнемосхемы и др.) и внутренних (опыт, знания, память и др.) средств трудовой деятельности человека-оператора, определить роль и место человека в структуре производства, разработать физические, психофизиологические и психические нормативы, необходимые при конструировании машин, рабочих мест [36, 41]. Актуальность изучения биомеханического и психологического аспектов деятельности человека состоит также в глубокой внутренней связи и взаимообусловленности их друг с другом. Известно, что в нормальном состоянии человек производит не просто движения, а сложные действия, имеющие цель и определенный смысл. По этой причине утомление человека в процессе труда связано не с усталостью мышц, а с усталостью соответствующих нервных центров, которые регулируют их работу.  [c.12]

    В настоящее время разница между словом и сигналом заключается только в большей значимости последнего. Сказанное означает, что информационная модель (структура) всякой ЧМС является одним из важнейших факторов ее надежности, эффективности и безопасности. Ошибки, допускаемые при переработке информации, оказываются по этой причине самыми тяжелыми, а поломки, аварии, случаи травматизма, являющиеся следствием этих ошибок,— наиболее дорогостоящими. Именно поэтому информационный психологический аспект современной техники стал не менее значим, чем инженерный. По сложности и стоимости реализации он во многих современных системах оказывается дороже самой системы [16].  [c.28]

    Несомненно, что все это повышает психологическую напряженность деятельности оператора, частично отвлекает его внимание от объекта управления и контроля, увеличивает вероятность сбоев и ошибок, актуализирует инженерно-психологический аспект в его деятельности. Все виды нестационарного технологического оборудования цеха капитального ремонта представляют опасность для загрязнения окружающей среды. При комплексной оценке их важно учесть также локальный экологический фактор.  [c.109]

    Инженерно-психологический аспект в деятельности операторов типичных ЧМС  [c.138]

    На поведение человека активно влияют санитарно-гигиенические условия. Известно, например, что высокая температура нарушает точность двигательных актов, электромагнитные поля изменяют состав и свойства крови, инфракрасное излучение затрудняет передачу нервных возбуждений [6, 34, 36]. При оценке условий возникновения, формирования и проявления причин травматизма и аварий следует учитывать все важные инженерно-психологические аспекты производственных вредностей.  [c.212]

    Отчетность и психологические аспекты бухгалтерского учета  [c.382]

    Еще раз подчеркнем, что для аудитора учет психологических аспектов важен по многим причинам. В ходе проверки аудитору приходится взаимодействовать с различными работниками организации. Возможность раскрытия тех или иных особенностей организации учета и внутреннего контроля у клиента в немалой степени зависит от психологической совместимости аудитора и представителей клиента. Это необходимо принимать во внимание на всех этапах аудита — от момента заключения договора и комплектования бригады аудиторов до момента предоставления отчета клиенту. С похожим проблемами сталкивается и аналитик, готовящий аналитические записки лицам, принимающим решения.  [c.171]

    Книга представляет учебно-практический курс, освещающий все стороны управления коллективом, работающим на фирме, предприятии, в компании. Аргументировано и полно раскрыты функции управления, особенно мотивация, социально-психологические аспекты управления персоналом, процесс принятия решений. Показаны сущность и факторы менеджмента, влияние как внешней, так и внутренней среды на выбор стратегии и методов управления, подбор и обучение кадров, создание психологического климата в коллективе, способствующего успешной реализации поставленной цели.  [c.430]

    Раскрытие психологических аспектов деятельности, связанной с продажей целей по покрытию постоянных затрат, — особая задача контроллера, выступающего в роли продавца целей и планов.  [c.95]

    Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более активно идет в коллективах рыночного типа. Так, 91 % опрошенных считают, что среди членов трудовых коллективов стала складываться атмосфера взаимной требовательности и ответственности, изменилось (в лучшую сторону) отношение к труду и распределению его оплаты, 82 % опрошенных работников массовых профессий интересуются и «болеют» за успехи своих коллег. Таким образом, чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.).  [c.103]

    Филиппов А.В. Работа с кадрами. Психологический аспект. М., 1990.  [c.162]

    Нет сомнений, что более, чем законодательством, обязанности и особенно права любого бухгалтера, в т.ч. главного, регламентируются на конкретном предприятии его отношениями с руководителем, т.е. на первый план выходят этический и психологический аспекты профессиональной деятельности бухгалтера.  [c.131]

    Этические и психологические аспекты профессии  [c.131]

    Психология. Психологический аспект для понимания бухгалтерии весьма важен. Без обращения к психологии зачастую невозможно понять образ мыслей и поступки бухгалтеров, приводящих в действие сложный и громоздкий механизм учета.  [c.133]

    Проблемы управления персоналом раскрываются в главах, посвященных разработке и проведению кадровой политики в фирме, оплате и стимулированию труда, групповому управлению и социально-психологическим аспектам управления.  [c.8]

    Социально -психологические аспекты управления  [c.14]

    Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи.  [c.22]

    Эффективный менеджмент предполагает единство всех видов и стадий процесса управления как единство экономического, организационно-технического и социально-психологического аспектов управления.  [c.23]

    В функциях управления усиление стратегического планирования и прогнозирования, опирающегося на разработку долгосрочной экономической и технической политики усиление контроля за качеством продукции на всех этапах от разработки продукта до его серийного выпуска придание приоритетного значения информатике и экономическому анализу деятельности фирмы на основе совершенствования учета и отчетности на базе всестороннего применения электронно-вычислительной техники придание большего, чем раньше, значения вопросам производства и управления персоналом привлечение работников к участию в акционерном капитале фирмы путем приобретения акций, участия в решении вопросов на заседаниях совета директоров и правления поощрение работников за разработку новых идей в области совершенствования технологии производства, создания и внедрения новой продукции, усиления внимания к социально-психологическим аспектам управления усиление внимания в области маркетинговой деятельности к разработке мероприятий, форм и методов для достижения конечных результатов, намечаемых в программе маркетинга по продукту и по производственному отделению, на усиление хозяйственных взаимосвязей с другими подразделениями компании и с функциональными службами повышение эффективности затрат на проведение маркетинговой деятельности.  [c.193]

    Проблема вложения средств в экобиозащитные мероприятия связана с тем, что часто величина предотвращенного экономического ущерба слабо или вообще не сказывается на основной деятельности предприятия, а предотвращенный ущерб в большей степени имеет значение для окружающего предприятие района, и экономический эффект от средств, вложенных в системы безопасности, выступает лишь в виде возможных экономических потерь от вероятной аварии. Это является серьезным психологическим аспектом, побуждающим предприятия вкладывать свободные средства в мероприятия, дающие реальный доход, а не на повышение безопасности и экологичности производства. Экономия на безопасности ложна и чревата серьезными экономическими последствиями для предприятия и региона. Например, долговременные экономические, экологические и социальные потери, полученные в результате Чернобыльской катастрофы, несоизмеримо превысили те средства, которые нужно было вложить в разработку и создание высоконадежного и безопасного ядерного реактора.  [c.300]

    Понятие инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент как совокупность принципов, методов и форм управления инновационным процессом. Управления процессами создания новых знаний. Управление творческим потенциалом. Управление освоением новшеств. Управление социальными и психологическими аспектами нововведений. Цикл инновационного менеджмента. Задачи инновационнрго менеджера.  [c.90]

    Для реализации возможностей системного метода при изучении причин травматизма для дифференциации физического, психофизиологического и психологического компонентов деятельности человека в настоящей работе приняты следующие системы-классификаторы 1) для физической работы — терблиговая система 2) для психофизиологической (сенсомоторной функции) — система профессионально-значимых качеств профессионала 3) для психологического аспекта — система профессиографических функций и подфункций.  [c.215]

    В западной литературе эта проблема стала разрабатываться сравнительно недавно. Это было вызвано бурным развитием психологических аспектов теории принятия решений и, в частности, появлением новой ветви знаний в теории информации, которую с некоторой долей условности можно назвать как Производство информации с учетом человеческого фактора (Human Information Pro essing). (Американский специалист по управленческому учету  [c.382]

    Изменения в системе бухгалтерского учета в России, являющиеся естественным элементом процесса трансформации директивной экономики в рыночную, привели к необходимости учета принципиально новых его характеристик в их числе — психологические аспекты работы бухгалтеров, аудиторов, аналитиков, менеджеров. В условиях рынка представителям бухгалтерской профессии, профессиональным аналитикам и менеджерам нередко приходится сталкиваться с проблемами, которых, по большому счету, не существовало в годы советской власти, по крайней мере подобные проблемы было не принято обсуждать. Так, еще в начале 90-х годов учет в нашей стране отличался достаточно высокой зарегулирован-ностью, когда работа бухгалтера и ревизора до мелочей определялась ворохом инструкций, которые в великом множестве плодились различными министерствами и ведомствами. В последние годы имеют место кардинальные изменения в правовом обеспечении и организации бухгалтерского учета — происходит постепенный переход от регулирования с помощью набора инструкций и положений к внедрению четырехуровневой системы нормативных актов, в основе которой лежат Федеральный закон О бухгалтерском учете и набор профессиональных стандартов — Положений по бухгалтерскому учету и Правил аудиторской деятельности [Энциклопедия. ..]. Документы этой системы имеют более высокий статус, они уже достаточно стабильны и далеко не всегда могут быть уточнены подзаконными актами в виде неконтролируемого потока инструкций, рекомендаций и указаний, которые в годы советской власти были фактически обязательны к исполнению.  [c.163]

    В дальнейшем социально-психологический аспект менеджмента получил развитие в трудах К. Дэвиса, Ч. Бэрнарда, Л. Урвика, Д. Мак-Грегора. Особое внимание Мак-Грегор уделил процессу принятия решения, в котором заключены мотиваторы поведения в обществе. В процессе принятия решения необходимо задействовать опыт каждого работника, которого эти решения касаются. Участие рабочих в управлении допускается лишь в определенных рамках, способствующих повышению производительности труда и создающих благоприятный моральный климат. Однако Д. Мак-Грегор был подвергнут критике со стороны Т. Петерса и Р. Уотермена за невнимание к проблеме социальных конфликтов.  [c.12]

    economy-ru.info

    Психологические аспекты управления

    Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

    Государственное образовательное учреждение профессионального высшего образования

    «Южно-Уральский государственный университет»

    Факультет «Архитектурный»

    Кафедра «Архитектура»

    Реферат

    Психологические аспекты управления

    по дисциплине

    «Психологические аспекты управления»

    Проверил О. В. Скремета

    Автор работы

    Студентка группы А-521

    Л.Т. Саттарова

    Челябинск, 2010

    Аннотация

    Саттарова Л. Т. Психологические аспекты управления. – Челябинск: ЮУрГУ, А-521; 2010, 23 с. Библиография литературы – 12 наименований.

    Актуальность — Заинтересованность предприятий в повышении эффективности производства вытекает из структуры экономических систем. В каждой из них имеются две части: управляющая и управляемая. Одной из основных функций управляющей системы является создание действенных стимулов труда для управляемой системы.

    Цель — рассмотреть особенности стимулирования персонала в современных условиях.

    Задача — Определить понятие мотива, потребности и стимула, осуществить анализ наиболее известных теорий мотивации. Осуществить обзор основных научных подходов к мотивации и стимулированию трудовой деятельности. Изучить методологию и практику построения систем стимулирования персонала на примере Уолта Диснея.

    Введение

    Развитие бизнеса может быть достигнуто только путем качественного совершенствования методов руководства и управления персоналом. Полное использование профессионального и творческого потенциала работников, рациональная организация их труда и повышение его эффективности, а также компетентности, дисциплины, требовательности — это основные цели работы кадровой службы фирмы. Именно в ее ведении находятся вопросы преодоления кризисных явлений, приведения в действие организационно-экономических и социально-психологических факторов, соблюдение принципов правильного подбора, расстановки и использования кадров. Установление и соблюдение квалификационных требований, четкое распределение обязанностей работников, повышение уровня их профессионализма и ответственности каждого за порученное дело, — непосредственные аспекты деятельности кадровой службы, документальным воплощением которых являются должностные инструкции.

    Обычно принято говорить о системе стимулирования труда сотруднику в надежде на то, что он начнет работать продуктивнее и качественнее. Сотруднику предлагается некоторое поощрение за требуемый или превосходящий требуемый уровень выполнения работы или же, наоборот, наказание за недостижение этого уровня. В качестве стимулов выступают также определенные условия труда и социального обеспечения сотрудника, обладание которыми он предположительно должен почитать за счастье и выгоду и трудиться так, чтобы их не утратить.

    С точки зрения здравого смысла очевидно, а из практики, известно, что не всякий стимул побуждает сотрудника трудиться так, как ждет от него компания. С другой стороны, совершенно неожиданные вещи и явления становятся мощными «факторами повышения производительности и качества». С психологической точки зрения мотив, а не стимул сам по себе, побуждает и направляет деятельность человека. Стимул, стимуляция, стимулирование есть нечто внешнее по отношению к человеку. Стимул может стать или не стать мотивом. Мотивом он станет тогда, когда встретится с «внутренним» — потребностью, системой потребностей или уже сложившейся системой мотивов.

    Мотив, таким образом, оказывается продуктом встречи «внешнего» (стимул) и «внутреннего» (системы потребностей или сложившихся в прошлом мотивов) или, как говорят психологи, мотив есть опредмеченная потребность. В этом смысле любая мотивация нематериальна, даже если она родилась от встречи с очень весомым материальным стимулом.

    1. Мотивация и стимулирование персонала

    Система управления человеческими ресурсами не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей.

    Мотивация — это процесс, по стимулированию человека или группы людей к активизации деятельности по достижению целей организации. Современные теории мотивации базируются на данных психологических исследований. Они делают упор на выявление перечня и структуры потребностей людей.

    Потребности — это осознание недостатка чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности можно подразделить на первичные и вторичные.

    · Первичные потребности закладываются на генном уровне и имеют физиологическую природу.

    · Вторичные потребности возникают по мере приобретения жизненного опыта.

    Удовлетворить потребности можно вознаграждениями.

    Вознаграждение — это все то, что человек считает для себя ценным. При этом необходимо учитывать индивидуальность человека, его личное понятие ценности. Различают внешнее и внутреннее вознаграждение:

    · Внешнее вознаграждение дается организацией

    · Внутреннее вознаграждение дает непосредственно сама работа

    Разработка системы мотиваторов применительно к специфике коллектива и сфере деятельности — один из главных резервов повышения эффективности управления. Позитивным подходом к мотивации проектной команды является:

    · установление набора индивидуальных факторов мотивации, в наибольшей степени влияющих на поведение работника;

    · положительный климат в команде;

    · возможность полной реализации сил, раскрытия творческого потенциала, профессионального роста каждого;

    · ясное определение целей в работе;

    · четкие критерии для определения успеха;

    · вознаграждение эффективного трудового вклада в общие результаты работы;

    · одинаковые возможности при приеме на работу и служебном продвижении, зависящие от профессионализма сотрудников, результатов их деятельности, компетенции, опыта;

    · условия для удовлетворения потребностей в контактах.

    2. Обзор основных теорий мотивации

    Мотивация занимает одно из центральных мест в психологии, поскольку имеет непосредственное отношение к обучению, памяти, эмоциям, личности и другим областям психологического и социологического знания.

    Редукция потребности: гомеостатические теории мотивации.

    Научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великие мыслители древности – Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ. Демокрит рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощренным, позволила приобрести речь, язык и привычку к труду. Если бы все человеческие потребности были удовлетворены, люди оказались бы в состоянии, подобном летаргическому сну. Такое явление можно наблюдать у животных. Понятие «гомеостаза» в психологии мотивации означает, что источником мотивации является стремление организма сохранить внутреннюю среду, свободную от разрушительных влечений. Фрейд утверждал, что, если не давать выхода инстинктивным побуждениям, они приведут к болезни. Этолог К.Лоренц добавил к этому, что сильные влечения будут разряжаться посредством внешнего стимула, а также спонтанно с помощью некоторого внутреннего механизма. Подобное объяснение мотивации называют гидравлической моделью. Э.Фромм утверждал, что цель развития человеческого характера — преодоление противоречия между физиологическими и собственно человеческими потребностями.

    Индукция потребности: активационные теории мотивации.

    Защитники активационных теорий рассматривают в качестве предпочтительного состояния средний, а не минимально возможный уровень влечений. Преимущество активационных теорий в том, что они объясняют состояния, при которых повышенная потребность становится желательной.

    Гедонистические теории мотивации

    Рассматривают в качестве первичной мотивации удовольствие. Согласно теории Фрейда, сама природа человека такова, что, сознательно или нет, он стремится к удовольствию и избегает страдания. Фрейд назвал это «принципом удовольствия». Некоторые эксперименты позволяют связать гедонистическую мотивацию с возбуждением мозговых центров удовольствия.

    Побудительные теории мотивации.

    Кроме удовольствия, существуют и другие побуждения. Некоторые индивиды стремятся к превосходству, успеху, власти и компетентности. Адлер положил в основу своей психологической теории принцип стремления к превосходству. В качестве базовой мотивации ч

    mirznanii.com

    Психологические аспекты деятельности человека

    Войскунский А.Е.

    Психологические аспекты деятельности человека

    в интернетсреде

    Информационная среда наряду с природной, пространственногеографической, социальной, культурной, ландшафтноархитектурной и др. играет все более значительную роль в профессиональной деятельности и в повседневной жизни современного человека Информационная среда, часто именуемая ноосферой, неоднородна; с недавних пор в ней принято выделять среду Интернета, или т.н. «киберпространство «. Для последнего характерны своеобразные хронотопы, в рамках которых осуществляются специфические и потому представляющие интерес для психологического анализа формы человеческого поведения. Такого рода «средовое » поведение не ограничивается поиском, обработкой и передачей информации, приобретением и трансляцией знаний. В «киберпространстве » как элементе информационной среды осуществляется целый конгломерат человеческих деятельностей, основу которых составляют познавательная, игровая и коммуникативная деятельность. Специфические особенности протекания деятельности в Интернетсреде как элементе информационной среды являются предметом все расширяющегося фронта исследований специалистовгуманитариев, в том числе психологов.

    Не отменяя значимости традиционных исследований и лабораторных, и «экологических «, посвященных проблематике систем «человекмашина » или систем «человеккомпьютер «, все более явственно пробивает себе дорогу новая область исследований, связанных с изучением деятельности человека, опосредствованной взаимосвязанными глобальными компьютерными сетями, т.е. Интернетом и WorldWideWeb (WWW). Объясняется это тем, что за последние несколько лет Интернет и WWW превратились в чрезвычайно существенный фактор индивидуального и общественного развития, сделав «киберпространство » привлекательным для десятков миллионов людей, среди которых множество тех, кто даже не помышлял ранее о применении компьютеров. Связанные с созданием Интернета и WWW технические и содержательные решения вобрали в себя ряд ранее выполненных разработок, в том числе таких, в которых в той или иной мере участвовали психологи напр., в области искусственного интеллекта, эргономики, автоматизации и компьютеризации проектноконструкторской деятельности, систем информационного поиска и др.

    Интернет не сводится к набору технических решений, это не просто конгломерат компьютерных сетей, но и что более всего важно для психологов сообщество связанных компьютерными сетями людей, активно действующих в новой Интернетсреде. Данное сообщество может и должно изучаться как некое единое целое: по словам К.Левина, «психологии потребовалось сделать много шагов, прежде чем она обнаружила, что динамическое целое обладает свойствами, которые отличают его от свойств его частей или от суммы его частей » (Левин, 2000, с. 168169). Этим не отменяется, разумеется, анализ определенных групп и подгрупп внутри сообщества пользователей Интернета, разделение этого сообщества по всевозможным параметрам.

    Можно утверждать, что Интернетсреда представляет собой практическое воплощение некоторых теоретических представлений пионеров экологической науки. Так, П.Тейяр де Шарден в свое время заметил: «…Ноосфера стремится стать одной замкнутой системой, где каждый элемент в отдельности видит, чувствует, желает, страдает так же, как все другие. и одновременно с ними » (Тейяр де Шарден, 1987, с. 199). Интернет как нельзя лучше подходит для предсказанной П.Тейяр де Шарденом синхронизации у множества взаимодействующих субъектов процессов перцептивной, мотивационной и эмоциональной регуляции деятельности; вместе с тем Интернет одна из наиболее перспективных из имеющихся на сегодняшний день технических возможностей обеспечить межкультурное взаимодействие и сотрудничество, или объединить всех населяющих Землю субъектов в «одну замкнутую систему «, по выражению П.Тейяр де Шардена. Более того, многочисленные идеологи Интернетсреды активно провозглашают в качестве актуальной цели глобализацию подключения к Интернету.

    Поскольку Интернет не только и не столько сеть взаимосвязанных компьютеров, но и сообщество людей т.н. пользователей Интернета, то выглядит достаточно аргументированным недавно заявленный в научной литературе термин «психология Интернета » (Wallace, 1999). Он представляется не менее обоснованным, чем бытующие в литературе описания «психологии оператора «, «психологии воина «, «психологии ирландца «, «психологии беженца » и др.

    В эмпирических исследованиях деятельности пользователей в Интернетсреде определенную трудность представляет отделение психологических факторов от непсихологических данная проблема может быть названа «психологической экологией «, если воспользоваться термином К.Левина (Левин, 2000). Исследовательская деятельность в данной области носит не только междисциплинарный, но и комплексный характер, не будучи привязанной к конкретному разделу психологической науки: психология Интернета изучается с позиций психологии сознания, этнической, когнитивной, социальной, возрастной, педагогической психологии, психологии личности, психологии половых различий, психологии труда и др. Широкое распространение в области изучения психологии Интернета получили кросскультурные исследования.

    Отечественные исследования деятельности человека в Интернетсреде пока что довольно немногочисленны и ограничены по тематике, если сравнивать с зарубежными исследованиями. Ограниченность эта зачастую вынужденная: если исследование связано с анализом деятельности людей, оно не может быть проведено при отсутствии в доступном исследователям русскоязычном секторе Интернета (или Рунете, как его часто называют) «критической массы » занятых такой деятельностью пользователей Интернета. От актуальных, судя по зарубежному опыту, исследовательских проектов нередко приходилось отказываться или подолгу ждать возможности их осуществления, если отсутствовали отечественные пользователи Интернета, которые могли бы быть испытуемыми или респондентами.

    К настоящему времени проблемы такого рода встают реже, чем еще несколько лет назад, ибо развитие Рунета происходит чрезвычайно стремительно, если судить по постоянно увеличивающемуся числу подключенных компьютеров, пропускной способности каналов связи, количеству сайтов, динамике их посещения или объему единиц размещенной на них информации. По некоторым данным, т.н. максимальная аудитория Интернета в нашей стране в ноябре 1999 г. составляла 5,7 миллиона человек; правда, согласно другим данным, это количество существенно в несколько раз меньше (Залесский, Спектор, 1999). Для целей психологического исследования особенно существенно, что отечественным пользователям доступны (и достаточно активно применяются) практически все имеющиеся в мировом Интернете сервисные функции, а соответственно и способы опосредствованного Интернетом познавательного, коммуникативного и игрового поведения.

    С самого начала проводимые отечественными специалистами исследования базировались на предложенной Л.С.Выготским теории развития высших психических функций. Интернет и WWW при этом понимаются как сложные семиотические системы, как высокоразвитые универсальные психологические орудия, опосредствующие разнообразные виды деятельности, осуществляемые в сотрудничестве с Интернетом. Тем самым следует признать, что исследования в данной области опираются на прочный теоретический фундамент. В то же время эмпирическая работа в области психологии Интернета, как и в области предложенной ранее О.К.Тихомировым психологии компьютеризации, способствует формулированию некоторых теоретических обобщений о качественном развитии психических процессов, преобразовании деятельности и личности человека в условиях применения им современных информационных технологий, конкретных психологических механизмах развития и трансформации личности (Тихомиров, 1993; Бабаева, Войскунский, 1998).

    Задолго до появления Интернета и массового доступа к глобальным компьютерным сетям на факультете психологии МГУ были проведены отдельные исследования, опирающиеся на анализ деятельности пользователей локальных компьютерных сетей (Тихомиров и др., 1986) или на эпизодические наблюдения деятельности экспертов, участвовавших в международной компьютерной телеконференции (Войскунский, 1987). На основе этих ранних работ в дальнейшем был осуществлен ряд исследований в области психологии Интернета (Арестова и др., 1996; Войскунский, 1991; Voiskunskii, 1995; Voiskounsky, 1999). В те же годы был развернут международный исследовательский проект VELHAM (ВелиховХамбург), посвященный изучению специфики психического развития в условиях применения компьютеров и компьютерных сетей. С американской стороны проект курировал М.Коул (Калифорнийский университет в Сан Диего), а с российской А.В.Беляева (Институт психологии РАН). Десятилетняя история этого проекта подробно описана в отчете М.Коула (Cole, б/г). Результаты деятельности международного коллектива неоднократно публиковались (Беляева, Коул, 1991; Познание и общение, 1988). С историей выполненных в СССР, а впоследствии в России психологических исследований в области психологии Интернета можно подробнее ознакомиться в недавно опубликованной обзорной работе (Arestova et al., 1999).

    В посвященных Интернету и WWW трудах представителей гуманитарных наук обрисовывается некая «социальная виртуальная реальность «, простирающаяся, по выражению М.Коула (1997), в «пятом измерении » и разделенная на относительно замкнутые субпространства, заполненная хорошо или не очень хорошо систематизированными текстами (от энциклопедий и архивов до частных записок и песенок) и вербальными либо визуальными образами (в том числе отчужденными от субъекта автопроекциями реальных либо мнимых людей). Активнее всего исследуется «социальное » измерение например, культурные, языковые и психологические особенности диадического и группового взаимодействия, регулируюшие общение и отношения между удаленными партнерами правила (т.н. netiquette), закономерности формирования и характеристики функционирования складывающихся виртуальных общностей, принципы самовыражения личности и изменения «сетевой » идентичности, вероятность возникновения «наркотического » типа зависимости от Интернета (т.н. Интернетаддикции) и способы терапии «аддиктов «, парадигмы покупательского поведенния пользователей Интернета и их «отзывчивость » к рекламным воздействиям, стереотипы создания и восприятия социальных объектов в «киберпространстве «, стратегии осуществления познавательной деятельности в условиях оперирования гипертекстовыми структурами, перспективы переноса в реальную деятельность приобретенных в виртуальной реальности навыков и умений и т.д. и т.п. Такого рода проблемам посвящены статьи в десятках тематических сборников и журналов, в числе которых немало электронных публикаций.

    При этом социальные и психологические последствия применения Интернета оцениваются достаточно трезво: наряду с преувеличенно восторженной оценкой значения Интернета для психического и соматического здоровья многих категорий пользователей (скажем, для переживших психологическую травму, для одиноких людей или для инвалидов), для социального, экономического и экологического развития регионов, для интенсификации процесса обмена мнениями в рамках всемирной «электронной деревни » и т.п. в популярной и в научной литературе представлены и альтернативные данные. Например, обосновывается мнение, согласно которому активное применение компьютерных сетей не ведет к демократизации процессов выработки и принятия решений в бюрократических структурах (Mantovani, 1994). Неоднократно замечалось, что на электронные письма, приходящие в организации, подолгу либо совсем не отвечают, а почтовые ящики популярных людей катастрофически переполнены, так что им приходится отказываться от общения посредством электронной почты и организовывать нечто вроде webпорталов.

    В ходе проведенного в университете КарнегиМеллона (США) лонгитюдного исследования получены данные пока что предварительные, согласно которым интенсивное применение Интернета ведет к сужению социальных связей вплоть до одиночества, сокращению внутрисемейного общения, развитию депрессивных состояний (Kraut et al., 1998). В начале 2000 г. появились сведения об исследовании, проведенном специалистами в Станфордском университете в США, в ходе которого были получены во многом аналогичные результаты.

    В недавнее время выработано представление о т.н. Digital Divide «дигитальном расколе » жителей США, значительная часть которых в силу расслоения общества (различий в доходах, в составе семьи, в происхождении, в уровне образования и т.п.) не обладает полноценным доступом к Интернету. Начиная по крайней мере с 1995 г., Национальная администрация США по телекоммуникациям и информации (NTIA) проводит исследования и организует слушания, в ходе которых обосновывается, что материальные аспекты доступа к современным информационным и коммуникационным технологиям и часто сопровождающий их дефицит знаний усугубляют неравенство между людьми (www.ntia.doc.gov).

    Могут быть приведены некоторые другие данные, свидетельствующие о негативном воздействии Интернета на индивидуальную и групповую психическую деятельность. Показано, что применение Интернета может способствовать аутизации детей и подростков, вести к неадекватным эффектам в процессах социальной перцепции и др. (Бабаева, Войскунский, 1998). В силу сказанного очевидно, что Интернет должен занять отведенную для него социальную нишу; нередко встречающиеся попытки переоценить его значимость для человечества и для отдельного человека нуждаются в коррекции. К числу примеров объективного отношения к психологическим последствиям применения современных информационных и коммуникационных технологий может быть отнесена позиция всемирно известных исследователей психологии застенчивого поведения: отмечая такие очевидные последствия, как ослабление непосредственных контактов между людьми и частичную замену их опосредствованными контактами, они при этом делают оговорку, что «для некоторых застенчивых людей могут оказаться полезными анонимность и возможность осуществления структурного контроля при взаимодействии посредством электронной почты » (Henderson & Zimbardo, 1998).

    Исследование психологии Интернета относительно новая область знания, в которой к настоящему времени заняты сравнительно немногие психологи. Значительно более развиты исследования опосредствованной Интернетом деятельности в других гуманитарных науках социологии, этнографии, исследовании коммуникативных процессов и др. В такого рода исследованиях нередко затрагиваются и собственно психологические проблемы. Исследования структурированы и протекают в рамках нескольких направлений.

    Так, наиболее традиционными и устоявшимися являются проблемные области, известные как CMC, или «опосредствованное компьютером общение » (computermediated communication), и как CSCW, или «совместная работа при поддержке компьютера » (computer supported collaborative work). В рамках относительно давно развивающейся проблематики CMC достаточно много простора для собственно психологических исследований; в рамках CSCW психологические исследования ведутся менее широким фронтом (наряду с этнографией и эргономикой лишь отчасти представлены работы по социальной психологии), В сфере т.н. communication research, или media research что иногда переводится как «коммуникативистика » (Землянова, 1995) изучается специфика применения людьми разнообразных коммуникативных каналов, в том числе Интернета. По традиции довольно значительный объем исследований, связанных с психологией Интернета (и, естественно, широко выходящих за рамки этой области), проводится в рамках направления, известного под наименованием HumanComputer Interaction (HCI) «взаимодействие человека с компьютером «. Термин online research «онлайновые исследования » пока что наиболее прижился в Германии, где есть одноименное научное общество и выпускается литература под таким названием (Online…, 1999).

    Россия и другие постсоветские страны запоздали и в развитии Интернета, и в исследовательской активности в области психологии Интернета. Если Интернет в России развивается довольно интенсивно, то исследовательская активность в области психологии Интернета еще не набрала темп. Отдельные работы, выполненные по большей части энтузиастами, не складываются в полноценные исследовательские программы и широкомасштабные проекты; отсутствуют регулярно организуемые конференции, специально посвященные психологии Интернета правда, для такого рода сообщений находится место на непсихологических семинарах и конференциях.

    Немало исследовательских тем и направлений исследования представляются перепективными, однако вызвали у психологов прискорбно малый интерес. Вот некоторые из них. Например, в чем привлекательность работы с компьютерами и применения Интернета детьми и подростками? Какова психологическая специфика опосредствованной Интернетом коммуникативной, игровой и познавательной деятельности? Специалистами по психологии чтения и понимания практически обойден вопрос о том, какие психологические механизмы обеспечивают быстрый просмотр гипертекстовых структур человеком (т.н. browsing одно из ключевых понятий для психологии Интернета), каким образом при этом осуществляется селекция, как отбираются полезные/значимые/пертинентные элементы и как принимается решение о переходе к просмотру следующего элемента. Не до конца проясненным остается психологический статус т.н. виртуальной реальности и возможной связанности ее, например, с проблематикой измененных состояний сознания и психоделического опыта. Правомерно ли утверждение о «наркотическом типе зависимости от Интернета » (т.н. Интернетаддикции)? Неизвестно, насколько справедливо распространенное убеждение, согласно которому увлечение компьютерными играми, и в особенности ролевыми групповыми играми (т.н. MUD) следует объяснять исключительно защитными тенденциями и стремлением к эскапизму. Открытым остается вопрос о том, как относиться к попыткам многих пользователей Интернета менять идентичность и создавать множественную «сетевую » идентичность. Интернет во многом способствует развитию социального андерграунда, маргинализации отдельных субъектов и групп (хакеров, «киберпанков » и др.) следует ли считать это закономерностью, или же это некий побочный продукт применения Интернета? Наконец, нуждается в прояснении часто постулируемая связь «культуры Интернета » с популярной культурой постмодернизма.

    ЛИТЕРАТУРА

    Арестова О.Н., Бабанин Л.Н, Войскунский А.Е. (1996). Коммуникация в компьютер ных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник Московск. Унта. Серия 14. психология, № 4, с. 1420.

    Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. (1998). Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, т. 19, № 1, с. 89100.

    Беляева А.В., Коул М, (1991). Компьютерноопосредствованная совместная деятельность и проблема психического развития // Психологический журнал, т. 12, № 2, с. 145152.

    Войскунский А.Е. (1987). Научная коммуникация в условиях автоматизации // Психологические проблемы автоматизации научноисследовательских работ / Под ред. М.Г.Ярошевского и О.К.Тихомирова. М.: Наука, с. 139158.

    Войскунский А.Е. (1991). Речевая деятельность входе компьютерных конференций // Вопросы психологии, № б, с. 142147.

    Залесский П., Спектор М. (1999). Сколько нас? Какие мы? Портрет российской Интернетаудитории // Мир Internet, № 78, с. 4244.

    Землянова Л.М. (1995). Современная американская коммуникативистика. М.: Издво МГУ.

    Коул М, (1998). Культурноисторическая психология. Наука будущего. М.: «КогитоЦентр «. 432 с.

    Левин К, (2000), Теория поля в социальных науках, СПб: Речь. Познание и общение (1988). / Под ред. Б.Ф.Ломова, А.В.Беляевой, М.Коула. М.: Наука.

    Тейяр де Шарден П. (1987). Феномен человека. М.: Наука.

    Тихомиров O.K. (1993). Информационный век и теория Л.С.Выготского // Психолоческий журнал, т. 14, № 1, с. 114119.

    Тихомиров O.K., Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. (1986). Общение, опосредствованное компьютером // Вестник Московск. унта. Серия 14, Психология. № 3, с. 3142.

    Arestova О., Babanin L., Voiskounsky A. (1999). Psychological research of computermediated communication in Russia // Behaviour and Information Technology, vol. 18(2), pp. 141147.

    Cole М. (б/г). An experiment in computermediated cooperation between nations in conflict. The VelikhovHamburg project. 19851994. Report, The Laboratory of Comparative Human Cognition. University of California, San Diego. La Jolla, California. 153 p.

    Henderson L., Zimbardo Ph. (1998). Shyness // Friedman H.S. (ed.). Encyclopedia of Mental Health. San Diego, CA: Academic Press. [WWW Document] URL, www.shyness.com/encyclopedia. html#VII

    Kraut R., Lundmark V., Patterson М., Kiesler S » Mukopadhyay Т., Scherlis W. (1998). Internet paradox: A social technology that reduces social involvement and psychological wellbeing? // American Psychologist, vol. 53(9), pp. 10171031.

    Mantovani G. (1994). Is computermediated communication intrinsically apt to enhance democracy in organizations? // Human Relations, vol. 47(1), pp. 4562.

    Online… (1999). Online Research: Methoden, Anwendungen und Ergebnisse / В Batinic, A.Werner, L,Graef& W.Bandilla (eds.). GoettingenBernTorontoSeattle: HogrefeVerlag.

    Wallace P. (1999). The psychology of the Internet. Cambridge University Press.

    Voiskunskii А.Е. (1995). The development of external means of communicative orientation // Journal of Russian and East European psychology, vol. 33, № 5, pp. 7481.

    Voiskounsky А.Е. (1999). Internet: Culture, diversity and unification // Javnost the Public. Journal of the European institute for communication and culture, vol. VI, № 4, pp. 5365.

    2ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы.

    (Москва, 1214 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС. С. 240245.

    Секция «Психологические аспекты деятельности человека в Интернетсреде «.

    Ведущий Войскунский А.Е.

    источник неизвестен

    hr-portal.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *