Психические процессы, важные для профессионального самоопределения
Начнём с того, что определим, что же такое психические процессы. К ним относятся: ощущение, восприятие, внимание, память и мышление.
Разберём подробнее каждый психический процесс.
Дадим определение.
Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.
Но ощущения не могут дать полного описания объектов. Хорошо описывает это игра, в которой, нужно не глядя в мешок, только на ощупь определить, что там лежит. Если мы закроем глаза и в незнакомом месте дотронемся до, например, письменного стола, то с одного касания мы вряд ли определим, что это стол. Мы просто почувствуем горизонтальную твёрдую поверхность. Эта поверхность может оказаться крышкой рояля или сиденьем стула.
Ощущения в свою очередь являются частью более сложного психического процесса – восприятия.
В отличии от ощущений, восприятие – это отражение предметов и явлений в целом, при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Кроме того, восприятие зависит в большей степени от опыта. Оно возникает на основе ощущений, но не равно их сумме. Например, по опыту мы знаем, что у рояля есть крышка, клавиши, педали. Но воспринимать рояль мы будем именно целым: с крышкой, клавишами и педалями.
Восприятие делиться на несколько частей: зрительное, слуховое, осязательное и обонятельное.
Наше восприятие меняется под влиянием условий жизни.
Перейдём к вниманию. Дадим определение.
Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека, на тех объектах, которые имеют для личности определённую значимость.
Различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
Разберёмся с видами внимания.
Непроизвольное внимание возникает само собой, когда предмет-раздражитель интересный и яркий. Например, вы обратите внимание, если в толпе увидите человека в яркой одежде или если в тишине громко зазвонит телефон.
Произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей.
Примером такого внимания можно назвать сортировку чего-либо. Например, мы сортируем белье для стирки. Выбираем белые или цветные вещи. Или ждём определённый автобус на остановке.
Под послепроизвольным вниманием понимают внимание, которое сначала было произвольным, а потом стало непроизвольным.
Например, вам нужно прочитать книгу для внеклассного чтения по русской литературе. Сначала книга показалась неинтересной и скучной, и чтобы не бросить чтение вам приходится прилагать много усилий. А потом сюжет захватывает так, что оторвать от чтения вас очень сложно.
Внимание очень важный психический процесс.
У него есть несколько качеств, от наличия которых рекомендуется выбирать ту или иную профессию.
Объём информации – это количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Большой объём внимания требуют такие профессии такие как диктор, бухгалтер, экономист, оператор и прочие.
Следующее качество – это концентрация внимания.
Концентрация – это степень сосредоточенности на объекте. Большой концентрации внимания требуют профессии микробиолога, хирурга, скульптора, токаря, часового мастера.
Следующее качество – устойчивость.
Устойчивость – это длительное сосредоточение внимания на объекте. Хорошая устойчивость внимания нужна чертёжникам, художникам, швеям, конструкторам.
Ещё одним качеством внимания можно назвать переключение.
Это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Это качество очень важно для воспитателей детских садов, следователей, продавцов, водителей и учителей.
И последнее качество внимания, о котором мы поговорим – это распределение внимания.
Это возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов. Полезно такое качество для учителя, водителя и наладчика.
Поговорим о мышлении.
Это особая форма отражения окружающей действительности, которая устанавливает связи и отношения между познаваемыми объектами.
Мышление состоит из нескольких операций.
Первая – анализ. То есть мысленное разделение предметов на части или свойства. Пример анализа – разделение предметов по форме.
Следующая операция – абстрагирование. То есть выделение одних признаков и отвлечение от других. Например, мы знаем, что все мячи – круглые.
Сравнение
Синтез. Мысленное объединение частей или свойств в единое целое. Например, по форме, цвету, вкусу.
И последняя операция – обобщение. Эта операция заключается в мысленном объединении предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Например, все предметы перед вами – овощи.
Выделяют несколько видов мышления: предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Предметно-действенное – это мышление, которое опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.
Наиболее характерный такой вид мышления для маленьких детей до трёх лет. Дети сравнивают предметы, накладывая один на другой или приставляя один к одному.
Наглядно-образное мышление – это вид мышления, которой характеризуется опорой на представления и образы.
Например, когда мы приступаем к ремонту квартиры, то мы представляем себе конечный результат. Такой вид мышления позволяет придать форму изображения таким вещам, которые практически невозможно увидеть.
Благодаря именно наглядно-образному мышлению мы получили изображение внутреннего строения земного шара и так далее.
Словесно-логическое мышление – это вид мышления, который осуществляется с помощью логический операций над понятиями.
Примером такого мышления служит обычный уличный термометр. Глядя на температуру, мы можем определить тепло за окном или холодно. Глядя на деревья и кусты – можно определить ветрено или нет. И так далее.
Как же определить какой вид внимания у вас развит больше и лучше?
Для этого существуют специальные психологические методики.
А теперь давайте узнаем, как влияет тип мышления на выбор профессии.
Люди, у которых наиболее развито предметно-действенное мышление – это люди, которых называют мастер на все руки. Они лучше усваивают информацию через движение. У них хорошая координация движений. Весь окружающий нас предметный мир создан руками именно таких людей.
Если у вас наиболее развито словесно-логическое мышление, то для вас подходят такие профессии как: учёный, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист. Занимаясь этими профессиями надо уметь сформулировать свои мысли и донести их до людей. Такой вид мышления нужен руководителям, политикам и общественным деятелям.
А вот наглядно-образное мышление лучше развито у художников, писателей, поэтов и режиссёров. Они могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет.
Но, как и темперамент очень редко эти типы мышления встречаются в чистом виде. Чаще всего преобладает один или два, но присутствуют все.
Поговорим о памяти.
Память – это способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению того, что было в прошлом опыте.
Существует много видов памяти.
По характеру психической памяти, память делят на:
Моторную память. Характеризуется тем, что запоминаются, сохраняются и воспроизводятся различные движения.
Образную память. Характеризуется тем, что запоминаются, сохраняются и воспроизводятся образы, звуки и запахи.
При эмоциональной памяти запоминаются, сохраняются и воспроизводятся эмоции и чувства. Как правило, эмоции не запоминаются сами по себе, а только вместе с явлениями и предметами, которые они вызывают.
Словесно-логическую память
По характеру цели деятельности память разделяется на:
Произвольная – есть цель запомнить, есть волевое усилие. Этот вид памяти вам конечно же знаком. Вы задействуете её, когда учите стихотворения или готовитесь к пересказу.
Непроизвольная. То есть автоматическое запоминание, нет цели запомнить. Примером непроизвольной памяти можно назвать запоминание лиц ваших знакомых и родных. Вы же не специально их запоминаете, но всегда узнаёте.
По продолжительности различают:
Краткосрочную память. Это быстрое запоминание, сохранение информации на короткий срок.
Оперативную память. Это хранение информации на определённый срок.
Долговременную память. Эта информация запоминается надолго.
Подведём итоги урока.
Сегодня мы поговорили о психических процессах. Мы дали расшифровку каждому понятию и узнали, как они влияют на выбор профессии.
404 Cтраница не найдена
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта МГТУ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом ФГБОУ ВО «МГТУ» и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.
Размер:
AAA
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
К сожалению запрашиваемая страница не найдена.
Но вы можете воспользоваться поиском или картой сайта ниже
|
|
Подразделы психологии – психология и науки о мозге
5 февраля 2020 г.
Психология — это изучение разума и поведения как людей, так и животных. Оно многогранно, с широким спектром подполей. Те, кто изучает психологию, могут заниматься различными профессиями и программами. Вы также получаете обширные знания об использовании научного метода, а также о том, как он применяется для понимания поведения человека и животных в рамках различных интересующих тем. В этой статье будет представлено краткое описание нескольких областей специализации, которыми можно заниматься. В этих подполях есть бесчисленное множество перспективных профессий, которые будут освещаться в течение семестра командой по работе со СМИ!
Клиническая психология
Специалисты в области клинической психологии занимаются оценкой, диагностикой и лечением пациентов с тяжелыми психическими расстройствами, включая психопатологию, на основе исследований. Клиническая психология применяет психологические принципы для оценки, профилактики, лечения и реабилитации этих различных психических расстройств.
Аномальная психология
Аномальная психология изучает ненормальное или нетипичное поведение людей. Некоторые очень часто изучаемые аномалии включают шизофрению, диссоциативные расстройства, тревожные расстройства, расстройства личности и расстройства настроения.
Психология развития
Психология развития — это изучение человеческого поведения и изменений на протяжении всей жизни. Одной из основных тем психологии развития является спор о природе и воспитании: как наше генетическое наследие взаимодействует с нашим опытом, формируя наше развитие.
Когнитивная психология
Область когнитивной психологии изучает психические процессы, включая память, язык, внимание, ощущения, творчество, обучение, сознание и решение проблем. Как эти различные психические процессы влияют на поведение человека, находится в центре внимания когнитивной психологии.
Судебная психология
Судебная психология — прикладная область, изучающая взаимодействие права и психологии. Те, кто делает карьеру в этой области, могут работать в тюрьмах, следственных изоляторах, реабилитационных центрах, юридических фирмах и т. д.
Социальная психология
Социальная психология — это изучение убеждений, мыслей, поведения, намерений и целей людей и их влияния на социальные взаимодействия с другими людьми. Темы, охватываемые социальной психологией, включают себя, самооценку, предрассудки и дискриминацию, групповые процессы, социальное влияние, агрессию и стереотипы.
Психология здоровья
Область психологии здоровья охватывает влияние биологических, социальных и психологических факторов на здоровье и болезнь. Психологи здоровья используют взаимодействие этих факторов для пропаганды здорового поведения и профилактики заболеваний.
Количественная психология
Количественная психология фокусируется на математическом и статистическом анализе поведения человека или животных. Количественные психологи часто участвуют в разработке и реализации научных исследований и методологий.
Психология ввода-вывода
Промышленная/организационная психология характеризуется изучением человеческого поведения в организациях и на рабочем месте. Психологи I/O решают проблемы на рабочем месте, реализуют программы обучения, оценивают рыночные стратегии и оптимизируют качество трудовой жизни.
- Психологический блог
Психологические методы исследования: поведение и психические процессы
Реферат
Психология опирается на научные методы для понимания человеческого поведения и психических процессов. Среди различных методов исследования исследователь выбирает метод исследования, который соответствует его или ее целям/гипотезам. Единого мнения об основных конкретных методах исследования, используемых психологами, нет, но одно можно сказать точно. Вне зависимости от выбранного метода исследования он может быть экспериментальным, описательным или корреляционным. Любой из методов исследования рассматривается как качественный или количественный. В то время как качественные методы важны для создания гипотез и теорий, количественные методы полезны для проверки гипотез. Эта статья направлена на то, чтобы дать представление об этих методах исследования, которые обычно используются в психологии.
Наши специалисты могут подготовить реферат «Методы психологических исследований: поведение и психические процессы»
по вашим инструкциям
всего за 13.00 11.05/стр.
308 квалифицированных специалистов онлайн
Узнать больше
Основная часть
Психология наука, которая опирается на научные методы (считающиеся систематическими и объединяющими исследовательские практики разных исследователей) для информирования и практики. В психологии используются различные методы исследования, но их можно разделить на три общих класса: описательные, экспериментальные и корреляционные методы исследования. У каждого метода есть свои плюсы и минусы, и выбор категории метода для использования определяется различными факторами, включая ресурсы и цели исследования.
Описательные методы исследования в основном включают наблюдение за поведением. Запись поведения может использоваться наряду с наблюдением за поведением. Четыре общих описательных метода исследования включают:
Наблюдения.
Опросы.
Тематические исследования.
Стандартные тесты.
Наблюдения проводятся в естественных условиях или в лабораториях. Разница между двумя режимами наблюдения заключается в манипулировании. Часто наблюдения происходят в лабораториях, и это может привести к проявлению неестественного поведения испытуемых из-за осознания того, что их изучают. Это приводит к достижению экологической достоверности при использовании естественных методов наблюдения, а не лабораторных (Jackson, 2009).). Опросы предполагают администрирование вопросников, которые могут быть в форме стандартизированного теста, а также проведение интервью.
Анкеты должны быть структурированы таким образом, чтобы сделать их ясными и легкими для понимания. Это очень важно в случае самоотчетов или случаев, когда анкеты рассылаются по почте целевым респондентам. Тесты важны, когда в процессе исследования требуется измерение отдельных элементов психологии человека, например, черт личности. Интервью очень распространены в случае качественных исследований (Culver, Gilbert & Trudel, 2003). Тематическое исследование — это подробный отчет о человеке, который помогает понять случай, но один случай нельзя обобщать на других людей.
Корреляционные методы исследования — еще один тип научных подходов, используемых в психологии. Эти методы помогают получить связь между переменными. Эти отношения помогают психологам делать прогнозы, но не выявлять причинные факторы. Коэффициенты корреляции полезны для обозначения силы связи между факторами, а соответствующий знак помогает понять направление корреляции. Положительный знак указывает на прямую пропорциональность, а отрицательный знак указывает на обратную пропорциональность.
В отличие от корреляционных методов исследования экспериментальные методы исследования устанавливают причинно-следственную связь и помогают связать определенное поведение и психические процессы с определенными причинными факторами. Использование экспериментальных методов влечет за собой манипулирование одной переменной, чтобы можно было измерить другую переменную, на которую, как считается, влияет манипулируемая переменная. Экспериментальные методы исследования считаются наиболее достоверными и надежными из-за характера задействованных процессов. Для начала участников случайным образом распределяют по разным группам, в основном экспериментальной и контрольной. Наличие контрольной группы является еще одной обязательной характеристикой настоящих экспериментальных методов исследования, и именно этот аспект подтверждает существование причинно-следственной связи (Breckler, 2004).
Своевременная доставка! (2) 003). Десятилетие качественных исследований в журналах по спортивной психологии: 1990-1999 гг.