Виды психических состояний
Используй поиск, чтобы найти научные материалы и собрать список литературы
База статей справочника включает в себя статьи написанные экспертами Автор24, статьи из научных журналов и примеры студенческих работ из различных вузов страны
Содержание статьи
1. Понятие психических состояний
2. Классификация психических состояний
Понятие психических состояний
Психическое состояние, в котором может находиться человек, влияет на основные показатели психики личности. От проявленного состояния зависят психологические процессы, которые при повторении формируют качества характера в человеке.
Замечание 1
Психическое состояние характеризует особенности психики человека в конкретный временной промежуток.
В современной психологии психическое состояние рассматривается как отдельный аспект психологии личности.
Определение 1
Психическим состоянием называют понятие, которое условно выделяют из психики человека при устойчивом повторении и проявлении его в характере личности. Такое понятие является энергетической характеристикой, влияющей на активность жизнедеятельности человека, это может быть вялость или бодрость, депрессия или эйфория.
Повышенное внимание уделяют психологическому состоянию людей, находящихся в экстремальных ситуациях, в условиях стрессовых обстоятельств и чрезмерной ответственности.
Различные виды психических состояний взаимосвязанных и переплетены между собой. Одно состояние может перетекать в другое и переплетаться с третьим состоянием. Это усложняет процесс выделения и распознавания многочисленных видов состояний.
Классификация психических состояний
В сфере психологии существует классификация по состоянию личности, по состоянию сознания и по состоянию интеллекта.
Таким образом, при использовании различных критерий классификации можно выделить следующие виды состояний, связанных:
С источником формирования.
- Состояние, обусловленное ситуациями из внешнего мира, например, активное реагирование на крики;
- Личностное состояние, обусловленное, например, резким перепадом настроения или ярким недовольством.
Со степенью внешней проявленности.
- поверхностное состояние — обычно слабо выражено, например тоска печаль или расстройство;
- глубокое состояние — имеет сильный эмоциональный характер, например ненависть, возмущение, бурная радость.
С эмоциональной окраской.
- Положительное состояние, например, радость, творческое вдохновение;
- отрицательное состояние, например, негодование, обидчивость;
- нейтральное состояние, например безразличие, апатия, тоска.
С периодом длительности.
- кратковременное состояние, проявлено вспышками гнева или яркими эмоциями;
- продолжительное состояние длится долгий период времени, может быть связано с чувством обиды, ненависти или любви;
- временное состояние, оно характерно для конкретных ситуаций, например, ощущение страха во время полета на самолете.
Со степенью осознанности.
- сознательное состояние,возникает при необходимости сконцентрироваться и взять на себя ответственность;
- неосознанное состояние, возникает, например во сне у человека или в автоматических поступках.
С уровнем проявления.
- физиологическое состояние, это чувство голода, холода, жажды;
- психологическое состояние, это высокая мотивация, целеустремленность и жизнерадостность;
- психофизиологическое состояние, так может проявляться чувство внутреннего дискомфорта, которое ощущается всем телом.
Замечание 2
Данные критерии для психических состояний могут охарактеризовать любое состояние с различных позиций восприятия. Например, состояние страха:
- может вызываться внешними раздражителями или личными реакциями;
- может поверхностно или глубинно влиять на психику личности;
- может проявлять себя как отрицательные эмоции;
- имеет кратковременный период действия;
- осознается человеком;
- проявляется на физиологическом уровне.
Кроме индивидуально-личностных состояний человека существуют массовые психические состояния, они связаны с общностью группы людей. Массовые состояния подразделяются на:
- общественное мнение и
- общественное настроение.
Сообщество экспертов Автор24
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 26.10.2022
Выполнение любых типов работ по психологии
Заказать ВКР по психологии Сочинение на тему зависть — плод слабости и несвободы Реферат по психологии на тему экзистенциальная исполненность личности Реферат по психологии на тему психология как наука управления людьми Курсовая работа на тему исследование самооценки в психологии Отчет по практике по психологии Реферат по психологии общения Реферат по психологии на тему стресс и стрессоустойчивость Реферат на тему общение Реферат на тему психология личности
Подбор готовых материалов по теме
Дипломные работы Курсовые работы Выпускные квалификационные работы Рефераты Сочинения Доклады Эссе Отчеты по практике Решения задач Контрольные работы
Виды психических состояний.
Стресс: его развитие и профилактикаПохожие презентации:
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Гуманистическая психология
Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи
Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1. ВИДЫ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ. Стресс: его развитие и профилактика
ВИДЫ ПСИХИЧЕСКИХСОСТОЯНИЙ. СТРЕСС: ЕГО
РАЗВИТИЕ И ПРОФИЛАКТИКА
1. Определение психического состояния.
2. Виды психических
характеристика.
состояний
и
их
3. Понятие о стрессе и стадиях его развития.
4. Виды стресс-факторов и их характеристика.
5. Методы психорегуляции
Н.Д. Левитов: это «целостная характеристика
психической деятельности за определенный период
времени, показывающая своеобразие психических
процессов в зависимости от отражаемых предметов и
явлений
действительности,
предшествующего
состояния и психических свойств личности»
В.Н. Мясищев: психическое состояние является
общим функциональным уровнем, на фоне которого
развиваются психические процессы.
К.К. Платонов говорит о психическом состоянии
как промежуточном звене между психическими
процессами и психическими свойствами личности.
3. Психическое состояние – фон протекания психических процессов
ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ – ФОНПРОТЕКАНИЯ
ПСИХИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ
Характеристики психических состояний:
целостность,
относительная устойчивость,
подвижность,
взаимосвязь с психическими
процессами и свойствами,
индивидуальное своеобразие и
типичность
крайнее многообразие, полярность
5.
Уровни анализа психических состоянийУРОВНИ АНАЛИЗА ПСИХИЧЕСКИХСОСТОЯНИЙ
Физиологический
Психофизиологический
Психологический
Социальнопсихологический
•Нейрофизиологические характеристики
•Морфологические и
биохимические
изменения
•Сдвиги физиологических функций
•Вегетативные реакции
•Изменение психомоторики
•Изменение сенсорики
•Изменение психических функций
•Изменение настроения человека
•Изменение поведения
•Изменение деятельности
•Изменение отношения
6. Классификация психических состояний
КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХЛ.В. Куликов
СОСТОЯНИЙ
Н.Д. Левитов
Эмоциональные:
радость, эйфория,
тревожность
Волевые:
воодушевление,
монотония,
утомление
Гностические:
скука, сомнение,
удивление,
вдохновение
Эмоциональные — отражают
доминирующие эмоции, их
интенсивность.
Активационные демонстрируют включен человек в
ситуацию или нет, отражают его
активность.
Тонические — отражают тонус,
наличие или отсутствие энергии,
ресурс сил организма.
Тензионные -показывают, в
какой степени нужно использовать
волевые усилия для выбора
поведения
7. Классификация психических состояний О.А. Прохоров
КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХСОСТОЯНИЙ
О.А. ПРОХОРОВ
Равновесные
состояния (средней
психической
активности) .
Оптимальны для
успешности
деятельности.
Неравновесные состояния
(повышенной и пониженной
психической активности).
Становятся причиной
неадекватного поведения,
которое препятствует
эффективности деятельности.
Ганс
Селье:
стресс есть
неспецифический
ответ
организма
на
любое
предъявление ему требования.
Стресс (от англ. – напряжение,
давление) — особое состояние
психики, организма в целом,
определяемое широкой
мобилизацией функциональных
резервов для преодоления
какого-либо экстремального
воздействия.
Стадии
стресса
1
Стадия
тревоги
2 Стадия
повышенной
(перекрестной)
резистентности
3
Стадия
истощения
Нарушения :
эмоционально-сенсорные,
эмоционально-моторные,
эмоционально-ассоциативные
Формы напряженности (стресса) :
импульсивная (возбудимая)
тормозная («торпидная»)
«гипобулическая»
Экстремальные воздействия, которые способствуют
возникновению стресса, называются стрессорами.
Виды:
1. В зависимости от источника стресса:
внешние
и
внутренние
2. По содержанию:
биологические, психологические, социальнопсихологические, социальные
3. В зависимости от динамики:
острые, хронические, периодические
Методы психорегуляции
Аутогенная тренировка
Психорегулирующая тренировка
Алексеев, Л.Д. Гиссен)
(ПРТ)
Психомышечная тренировка (ПМТ)
(А.В. Алексеев, Л.Д. Гиссен)
Нейро-мышечная релаксация
Идеомоторная тренировка
Регуляция состояний с помощью дыхания
(А. В.
15. 1. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1984. – 200 с. 2. Ганзен, В.А. Систематика психических состояний ч
Литература1. ВАСИЛЮК, Ф.Е. ПСИХОЛОГИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ / Ф.Е. ВАСИЛЮК. – М.: ИЗД-ВО МОСК.
ГОС. УН-ТА, 1984. – 200 С.
2. ГАНЗЕН, В.А. СИСТЕМАТИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА / В.А. ГАНЗЕН,
В.Н. ЮРЧЕНКО // ВЕСТНИК ЛГУ. СЕР. 6, – 1991. –ВЫП. 1. – С.47-55
3. ИЛЬИН, Е.П. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА / Е.П.ИЛЬИН. – СПБ.: ПИТЕР,
2005. – 412 С.
4. ИЗАРД, К. Э. ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ / К. Э. ИЗАРД; ПЕР. С АНГЛ. А. ТАТЛЫБАЕВОЙ. –
СПБ.: ИЗД-ВО ПИТЕР, 2003. – 464 С.
5. КИТАЕВ-СМЫК, Л.А. ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА / Л.А. КИТАЕВ-СМЫК. – М.: НАУКА, 1983.
– С. 10 – 20.
6. ЛЕВИТОВ, Н.Д. О ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ ЧЕЛОВЕКА / Н.Д. ЛЕВИТОВ. – М.:
ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1964. – 397 С.
7. МАРИЩУК, В.Л. ПОВЕДЕНИЕ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ СТРЕССА /
В.Л. МАРИЩУК, В.И.ЕВДОКИМОВ. – СПБ.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «СЕНТЯБРЬ», 2001. – 260 С.
8. ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ СОСТОЯНИЙ: УЧЕБ. ПОСОБИЕ / ПОД. РЕД. ПРОФ.
9. СЕЛЬЕ, Г. СТРЕСС БЕЗ ДИСТРЕССА / Г. СЕЛЬЕ СЕРИЯ «БИБЛИОТЕЧКА ШКОЛЬНОГО
ПСИХОЛОГА» ВЫП. 7.; ПЕР. С АНГЛ. И. ИВАНОВА. – МОЗЫРЬ: РИФ «БЕЛЫЙ ВЕТЕР», 1998. – 92
С.
English Русский Правила
Четыре состояния ума
Мышление|Время чтения: 6 минут
Мы заняты как никогда. Мы часто на автопилоте.
Мы «выполняем движения», не обращая особого внимания на принимаемые решения или их последствия. Часто именно здесь мы идем в неправильном направлении, и наш взгляд сужается — мы упускаем большую возможность.
Себастьян Бэйли подробно описывает это в книге «Гимнастика для разума: Достичь большего, думая по-другому».
Мы можем фокусироваться внутри или снаружи.
Внутренний фокус
Когда ваш фокус направлен внутрь, это похоже на разговор с самим собой. Подумайте о голосе, который вы слышите в своей голове, когда читаете эту книгу.
Даже пока вы читаете наши слова, другой диалог может спрашивать, стоит ли продолжать читать эту главу или сейчас самое время выпить чашечку кофе. … Когда ваш фокус направлен внутрь, вы осознаете тот факт, что думаете; вы можете слышать и обращать внимание на бегущий комментарий в вашей голове.
Внешний фокус
Где ты сейчас? Что творится? Какие звуки вы слышите? Кто вам близок?
Внешний фокус — это осознание того, что находится за пределами вашей собственной головы. И когда вы сосредотачиваетесь таким образом, вы не осознаете, о чем думаете. Ваше внимание сосредоточено на том, что происходит, а не на том, что вы думаете об этом, как это интерпретировать или может ли это повлиять на ваше будущее.
Когда вы действительно чем-то увлечены, будь то волнение футбольного матча или последний поворот в вашем любимом реалити-шоу, вы сосредоточены на внешнем. И когда ловишь себя на мысли, зачем я трачу время на просмотр этого нелепого реалити-шоу? вы вернулись к внутреннему фокусу.
На что следует обратить внимание?
Ваш разум всегда занят одним из двух мест: тем, что происходит внутри вашей головы, и тем, что происходит вне вашей головы. Невозможно одновременно фокусироваться и на внутреннем, и на внешнем, как и не фокусироваться ни на том, ни на другом. Что возможно, так это переключаться между ними, что, с небольшой умственной дисциплиной, вы можете делать практически в любое время.
Правда в том, что нам нужно чередовать внутреннюю и внешнюю направленность.
Когда вы комбинируете типы сосредоточения (внутреннее и внешнее) с способами, которыми мы фокусируемся (полезными и вредными), вы получаете четыре различных состояния ума: автопилот, критическое мышление и вовлеченность.
Мы хотим быть в состоянии помощи. И мы хотим переключаться между мышлением и вовлечением.
Во-первых, нам нужно понять, в каком состоянии мы находимся.
Автопилот: распознавание привычек разума
Автопилот срабатывает, когда вы позволяете тому, что когда-то было захватывающим и сложным, стать скучным или обыденным. Вы перестаете думать о ситуации и вместо этого реагируете заранее запрограммированным образом.
Это происходит несколькими способами. Что включает автопилот (и выключает мыслящий разум)?
Ловушка фамильярности
Мы обозначаем вещи и переживания, чтобы понять, как они соотносятся с окружающим миром. Например, вы видите, что кто-то плачет, и автоматически думаете: «Плач — это грусть»; следовательно, этот человек должен быть расстроен. Ваш автоматический ответ не позволяет вам рассматривать альтернативные объяснения. Плачущий человек может притворяться, резать лук или смеяться так сильно, что слезы текут по его или ее лицу. Но когда вы попадаете в ловушку фамильярности, вы вряд ли будете рассматривать эти альтернативы. Ловушка фамильярности объясняет, например, почему сотрудники службы безопасности в аэропорту меняются ролями. Если человек достаточно долго смотрит на рентгеновский экран, ядерная бомба может взорваться незаметно для него.
Некоторые пианисты разучивают свои пьесы на клавиатуре, чтобы не слишком привыкать к ней и не впадать в автопилот во время исполнения.
Единый взгляд
Конечно, все мы видим мир своими глазами. Мои глаза отличаются от ваших глаз. Но когда мы пытаемся рассмотреть вопрос или решить проблему, мы склонны предполагать, что то, как мы видим мир, является правильным. Почему бы и нет? И все же наша точка зрения не всегда верна. Творческое мышление требует, чтобы вы посмотрели на знакомую проблему свежим взглядом, используя точку зрения, отличную от вашей собственной. Чтобы на самом деле достичь этого, вам нужно осознать, что ваш разум работает на автопилоте, временно фиксированном вашим мировоззрением и вашим жизненным опытом.
Давление
Чтобы продемонстрировать, что давление часто заставляет нас вести себя в режиме автопилота, психологи Джон Дарли и Дэниел Бэтсон попросили группу студентов семинарии подготовить выступление о притче о добром самаритянине. Когда притча была в центре их мыслей, семинаристов попросили пройти туда, где они должны были выступить с речью. Пока задача кажется довольно простой. Однако именно здесь хитрые психологи усложнили жизнь. Они договорились, чтобы семинаристы наткнулись на кого-то, лежащего на дороге, кашляющего, брызгающего слюной и зовущего на помощь. Чтобы усложнить ситуацию, психологи сказали половине семинаристов, что они опаздывают на доклад, а другой половине, что у них полно времени. Сколько остановится, чтобы помочь пострадавшему? А какие? Из тех, кому сказали, что у них достаточно времени, чтобы добраться до места назначения, 61 процент остановились, чтобы помочь, но из тех, кому сказали, что они опаздывают, остановились только 10 процентов. По наблюдениям психологов, некоторые семинаристы буквально переступали через актера, притворяясь раненым. Небольшое изменение ситуации привело в спешке семинаристов к автопилоту, заставив их забыть о том, что было у них на уме всего несколько мгновений назад.
Нет ничего плохого в том, чтобы позволить вашему автопилоту управлять повседневными делами, которые вы должны делать и не хотите ничего менять, например, подстригать газон или складывать белье. Но, как показывает только что описанное исследование, бывают моменты, когда вы должны взять под контроль свое мышление, иначе вы рискуете упустить ключевые возможности (в случае с семинаристами возможность претворить в жизнь то самое сообщение, которое они собирались донести на лекции). .
Мышление: активный анализ своих мыслей
Вы находитесь в состоянии размышлений, когда оцениваете варианты, выбираете курс действий, решаете проблему, оцениваете вероятные последствия или цепь событий или просто организуете свои мысли, чтобы придать им больший смысл. Когда вы чувствуете себя лучше всего в этом состоянии, ваши мысли кажутся ясными, точными и позитивными.
Это полезно при: решении проблем и принятии решений, исправлении ошибок, осмыслении ситуации и размышлениях о прошлом.
Один из самых эффективных способов улучшить себя — извлечь уроки из своего прошлого опыта, подумать, что вы сделали хорошо, и решить, что вы могли бы сделать лучше в будущем, если бы оказались в похожей ситуации.
Так что же значит иметь занятое состояние ума?
Вовлеченное состояние ума возникает, когда вы сосредоточены на внешнем, на чем-то в вашем непосредственном окружении и когда вы работаете в полную силу. Если вы умеете водить машину, вы можете вспомнить момент, когда вы впервые ехали куда-то самостоятельно, не думая, проверьте зеркало, переключите передачу, правый поворотник, но вместо этого ваше внимание было полностью направлено на дорогу впереди и других автомобилистов, пока вы подпевали радио. Или вы можете вспомнить, как впервые спустились на лыжах к подножию склона и не совсем понимали, как вы туда попали, но чувствовали себя прекрасно.
[…]
Когда вы поглощены тем, что делаете, вы вовлечены и полностью присутствуете. Не осуждая себя, вы меньше вмешиваетесь в задачу и позволяете своему потенциалу взять верх.
Это то, что Михай Чиксентмихайи называет потоком.
Отключение автопилота
Ищите что-то новое.
Практикуйтесь в сканировании своего окружения, сознательно выискивая что-то новое, отличное и необычное. Задайте себе вопросы, например, как изменилась эта улица с тех пор, как я в последний раз шел по ней? Чем отличаются люди в поезде? Что я замечаю сегодня в своих коллегах? Эти вопросы могут показаться глупыми, но они заставляют вас жить, думать и сосредотачиваться на настоящем — осознавать свое окружение и не возвращаться к автопилоту.
Узнай, что «всегда» не является абсолютным.
Одна из причин, по которой все мы можем попасть в ловушку автопилота, заключается в том, что мы склонны рассматривать мир как набор абсолютов. Вы склонны полагать, что всегда будет происходить то-то и то-то, потому что до сих пор так было всегда. Это умственный ярлык, который избавляет вас от необходимости думать об этом снова. В результате ваше мышление попадает в шаблоны, которые вы сами создали, и вы, по сути, включаете автопилот.
Принимайте точки зрения других людей.
Был ли у вас начальник или коллега, которого вы считали властным, догматичным, агрессивным или грубым? Как вы думаете, они видели себя такими? Удивительно, но могут и не быть. Если бы их попросили описать себя, они могли бы сказать, что были напористыми, прямыми, честными и искренними. Одна из причин, по которой конфликты могут стать такими безобразными, заключается в том, что легко впасть в состояние автопилота и реагировать на других, не думая и не принимая во внимание точку зрения других. Оставаясь внимательным к точкам зрения других людей, вы можете выйти из автопилота и перейти в более конструктивное состояние осознания.
Еще один совет: включите размышления в свой распорядок дня. Ознакомьтесь с этим руководством по медитации, чтобы начать. Вы также хотите сосредоточиться на процессе, а не на результате.
Сосредоточив внимание на шагах, которые необходимо предпринять, чтобы добраться туда, куда вы хотите, а не на конечном результате, ваш разум переключается с критического шума на вовлечение.
Идеальное состояние ума колеблется между мышлением и вовлеченностью — в зависимости от того, чего от вас требует текущая ситуация. Не существует формулы, которая диктует, когда вы должны быть в одном состоянии, а когда в другом, но, как и в танце, вам нужно найти ритм и деликатно двигаться в зависимости от ситуации (или музыки).
Попробуйте прислушаться к своим мыслям, не критикуя их. Старайтесь оставаться нейтральным. Как только вы освоите это, попытайтесь сознательно замечать больше, приложите усилия, чтобы попрактиковаться и присутствовать в данный момент.
***
Тренажерный зал для ума: достигай большего, думая по-другому, наполнен расширяющим кругозор содержанием.
Каково ваше душевное состояние?
Одна из основных идей когнитивно-поведенческой терапии и диалектической поведенческой терапии заключается в том, что если вы можете сознательно обращать внимание на то, что вы думаете, а затем преднамеренно формировать его, это, в свою очередь, будет формировать ваше настроение. Здесь вы ищете эти ужасные «должен» и заменяете «хочу», где вы набрасываетесь на «всегда», «никогда», навсегда», где вы устраняете все эти «ужасающие» и «катастрофические», которые могут заставить вас чувствовать себя в ловушке. , ошеломленный, преследуемый и просто несчастный.
Цель здесь состоит в том, чтобы держать себя в движении по середине рациональной дороги, а не соскальзывать в эмоциональные канавы и подобные работы по наблюдению за мыслями. Но для многих это слишком похоже на ментальное микроуправление, которое само по себе заставляет вас чувствовать себя подавленным, тревожным или самокритичным и сбрасывает вас в канаву, из которой вы пытаетесь в первую очередь держаться подальше.
Другим вариантом оригинальной концепции, вошедшей в обиход в последние несколько лет, является идея мышления или состояния ума. На смену микроменеджменту приходит более широкий подход, который проще… уложить в голове. Вот шесть наиболее распространенных состояний ума:
Рациональный. Это золотой стандарт, середина пути, префронтальные доли полностью задействованы. Это не автомат, ходячая голова, которая ничего не чувствует, а состояние, в котором вы используете эмоции как информацию, где ужасы, необходимость и вечность не берут верх, и вы можете сохранять разумную и всестороннюю перспективу. Вы, вероятно, можете оставаться там большую часть времени на своей работе, когда ваше профессиональное «я» отвечает, или когда вы не устали и не напряжены. Это то место, куда вы всегда пытаетесь вернуться, когда вспыхивают другие состояния.
Тревожный. Мы все это знаем. Именно здесь мы просыпаемся в 3 часа ночи, размышляя об оценке производительности в тот день, о 4 долларах, которые у вас есть на вашем текущем счете, о том, как ваш парень мог, возможно, неправильно истолковать ваше последнее сообщение. Это о будущем, «что, если», катастрофах и бабочках в животе.
Депрессия. Если тревога связана с будущим, то депрессия часто связана с прошлым — ошибками, сожалениями, неизбранными дорогами. Но для многих из нас даже больше, чем прошлое, связано с ощущением себя в ловушке, застрявшим на дне колодца без выхода — бездушная работа, крушение отношений, ощущение, что ваша жизнь не имеет смысла. Вот такие мысли: «это не имеет значения», «зачем беспокоиться», «это никогда не изменится», «другой ботинок всегда упадет». Это серый мир.
Злость. Мы замышляем месть, мы снова и снова говорим, как это несправедливо, вместо бабочек тревоги — бушующий вулкан. Огонь горит и извергается, и мы хотим что-то с ним сделать.
Страх. Тревога — это беспокойство, повседневный страх (не страх перед боем, страх перед операцией), часто связанный с легко активируемыми страхами маленького ребенка. Здесь вы чувствуете страх перед кем-то, даже если в своем рациональном уме вы понимаете, что для этого нет здравой причины. Мы отстраняемся, чувствуем себя незащищенными и маленькими, или мы ходим по яичной скорлупе и поправляемся, чтобы успокоить другого и избежать конфронтации. Речь идет о триггерах, открывающих детские раны.
Мятежный. Как и в страхе, в этом обычно тоже есть детский элемент. Это не накал гнева, а больше, что «ты меня не заставишь, я не хочу». Есть негодование и немного пассивно-агрессивного или простого упирания пяток.
Несомненно, есть и другие, которые вы лично считаете недееспособными или неприятными для себя, или назвали бы их по-другому. Дело в том, что мы часто входим и выходим из этих обычных состояний ума в течение дня. Задача состоит в том, чтобы удержать себя от скатывания в одну из этих эмоциональных канав, а если и скатится, то быстро вытащить себя и вернуться на рациональную дорогу. Несколько пошаговых рекомендаций:
№1. Отслеживайте свое состояние. Каждый час спрашивайте себя: «Как у меня дела?» Как ваше настроение по шкале от 1 до 10 от счастливого до грустного?
#2. Пометьте это. Когда вы начинаете подкрадываться к четверке или пятерке, вам хочется спросить себя, что именно берет верх – становится раздражительным, подавленным, беспокойным, мятежным и злобным, чувствует себя немного запуганным и уязвимым.
#3. Охладить и сбалансировать. Если эмоции зашкаливают, вам может понадобиться немного потушить огонь эмоций, прежде чем двигаться дальше. Поэтому, если вы злитесь, займитесь спортом, или запишите, что вы чувствуете, или ударьте по подушке. Если вы беспокоитесь, сделайте несколько глубоких вдохов.
#4. Определите проблему. Охлаждение не устраняет корень эмоций. Что вы хотите сделать дальше, так это спросить себя: есть ли что-то, что мне нужно исправить, проблема, вызывающая эти негативные эмоции? Да, говорите вы, я беспокоюсь, что мой начальник думает, что я бездельничаю; Я до сих пор не получил ответа от своего парня и злюсь на то, что он ведет себя так невнимательно; у моего мужа возникает это детское чувство страха, когда он начинает махать пальцем и читать мне нотации. Вместо того, чтобы позволять своим эмоциям тянуть вас вниз, доводя ваши четыре или пять до быстрых девяти или десяти, вместо этого подключите свой рациональный ум к сети и используйте свои эмоции в качестве информации, чтобы сказать вам, что именно вас беспокоит.
Иногда проблема является фиктивной, вызванной общим стрессом, недосыпанием и т. д. Вот когда у вас плохой образ тела или когда вы снова ругаете себя за то, как вы справились с разрывом с вашей последней девушкой, в то время как на Добрый день, вы знаете, что такое мышление является умственным б.с.
Составьте мысленный или реальный список тех проблем с мусорными баками, места, куда ваша голова склонна уходить, которые дают вам понять, что вы напряжены, устали, голодны и т. д. Распознав их как красные флажки стресса, вы сможете избежать в эти кроличьи норы негативных мыслей.
#5. Решать проблему. Как только ваш разум начал остывать и восстанавливать равновесие, как только вы определили основную проблему, пришло время планировать действия, чтобы положить конец этой проблеме и эмоциям.