Виды психология памяти: Виды памяти. Их краткая характеристика

Содержание

Память, ее процессы и виды (часть 1)

Цель: изучить основные процессы и виды памяти, факторы забывания и способы уменьшения их влияния.

Задачи

— рассмотреть основные процессы памяти и их особенности;
— изучить различные виды памяти и их функцию;
— понять различие механического и смыслового запоминания;
— научиться использовать различные виды смысловых связей и мнемонические опоры для запоминания информации;
— определить факторы забывания;
— научиться запоминать быстро, осмысленно, эффективно.

Часть первая. Память. Процессы и виды памяти

Ход урока

Память — основа психической деятельности человека. Без нее невозможен процесс мышления, а также адекватное окружающему миру поведение человека. Память — запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Благодаря памяти мы можем многократно использовать то, что мы однажды узнали и чему научились. Эта способность необходима для жизни в таком многообразном и меняющемся мире, как наш.

Только представьте, если бы нам пришлось каждый раз заново осваивать какое-либо действие: как жарить яичницу, как одеваться, как сходить в магазин. Не говоря уже о том, что было бы, если бы мы не запоминали свой адрес, имя, своих родственников и друзей. Жизнь тогда была бы похожа на телевизионный сериал, с полным набором проблем, которые возникают у героев, страдающих амнезией. Они никого не узнают, многого не умеют, почти беспомощны.

Память помогает нам сохранить то, чего уже нет. Она и ее различные варианты (фото, рассказы, воспоминания) — форма существования нашего прошлого. Память связывает прошлое с настоящим и будущим человека. Благодаря ей, человек может осознать то, что когда-то происходило с ним и забылось, но продолжает влиять на него сейчас.

Память присуща всем живым существам, но в различных формах. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. Известны опыты, в ходе которых растения «узнавали» человека, ранее причинившего им вред. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом.

Человеческая память — это сохранение человеком всего того, что с ним произошло, иногда даже помимо его воли (хочется забыть, а не можешь).

Основные процессы памяти, посредством которых она действует, — это запоминание, воспроизведение и забывание. Запоминание — главный процесс памяти, от него во многом зависит, насколько полно, точно и долго человек сохраняет информацию. Запоминание и воспроизведение могут быть произвольным или непроизвольным. Мы можем запомнить что-то как по собственному желанию, так и случайно, нечаянно, не прикладывая усилий. Точно так же можно вспомнить что-то, выученное специально, или припомнить что-то, случайно замеченное. Забывание же — это непроизвольный процесс, неподвластный человеку. Протекание процессов запоминания и воспроизведения зависит от того, насколько важна данная информация для человека. Важные для нас, оставившие след в душе вещи мы помним долго. Незначительные события быстро забываются и вспоминаются с трудом или не вспоминаются вовсе.

Установлено, что крепче всего мы запоминаем значимую для нас информацию. Любому человеку нетрудно будет припомнить, что составляло смысл его жизни в каждом конкретном возрасте: мечты, желания, стремления, направленные на достижение определенной цели. Хорошо запоминается материал, когда он выступает в качестве цели наших действий — когда нам нужно его помнить. Очень прочные мнемонические («мнемос» — греч. «память», Мнемозина — богиня памяти) связи образуются при многократном обращении к какой-то информации — постоянно или длительно используемые знания запоминаются на всю жизнь.

Обсуждение. Вспомните несколько хорошо запомнившихся вещей, событий, людей. Подумайте и расскажите, почему они так запомнились вам?

Выделяют несколько видов памяти.

Если рассматривать память как физиологический процесс, возникающий при работе головного мозга, то она может быть кратковременной или долговременной. Что есть память на физиологическом уровне? Ее можно сравнить с множеством дорожек, как на грампластинке или на лазерном диске. При воздействии какого-либо события, переживания образуется нервный импульс, который «бежит» по определенной дорожке и оставляет на ней след. Так же, как при записи музыки или фильма на CD лазером «выжигаются» дорожки. Иногда эту дорожку импульс проторяет впервые (когда мы сталкиваемся с чем-то в первый раз) — тогда след от него неглубокий и быстро исчезает. Если же импульс пробегает по дорожке многократно (при повторении сигнала), то остается глубокий неисчезающий след, — так мы запоминаем что-то надолго. Кратковременная и долговременная память, по существу, — это разные стадии единого процесса. Сначала всегда идет кратковременное запоминание, а повторении события память о нем становится долговременной. В кратковременной памяти след от информации остается в течение 10 секунд до нескольких часов (если информация повторится пару-тройку раз). В долговременной памяти хранится то, чем мы пользуемся многократно на протяжении месяцев и лет (наше имя, родной язык и пр.). Следы в ней могут сохраняться в течение всей жизни.

Объем долгосрочной памяти очень велик. Краткосрочная память вмещает намного меньше информации, часть из нее забывается, часть — переходит в долгосрочную память.

По характеру психической активности, требующейся для запоминания информации, память делится на:

двигательную,
эмоциональную,
образную,
словесно-логическую.

Если требуется запомнить движения (танца, упражнения), то работают те участки мозга, отвечающие за двигательные навыки. При запоминании эмоций работают эмоциональные мозговые центры радости, гнева, удовольствия и т. д. При запоминании какого-то образа работает соответствующий анализатор: зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный или вкусовой. Соответственно и память может быть зрительной (помню цвет, одежду), обонятельной (помню аромат розы), вкусовой (помню вкус лимона) и т. д. Зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты у всех людей. Остальные особенности памяти обычно индивидуальны: кто-то хорошо помнит лица, кто-то — нет, некоторым сложно запоминать имена. Мужчины чаще всего не смогут сказать, во что был одет их знакомый при встрече, женщины же подробно опишут цвет, фасон, аксессуары встреченной ими дамы. Словесно-логическая память необходима нам, чтобы помнить значения слов родного и иностранного языков, понимать речь, уметь сравнивать, понимать главную мысль прочитанного, делать выводы. Словесно-логическая память — один из необходимых инструментов мышления.

Обсуждение. Приведите примеры различных видов памяти. Как вы в основном запоминаете что-то: в виде зрительных образов, звуков, запахов или ощущений? Каковы особенности вашей памяти: что вы запоминаете хорошо, а что — плохо (лица, имена, цифры, места)?

Следующая часть 2

Виды расстройства памяти

7 Ноября 2017

Виды расстройства памяти

Память – это обобщающее понятие для комплекса когнитивных и познавательных функций. Являясь самой сложной психической структурой, память отвечает за интеллектуальную деятельность – восприятие, воспоминание, представление, воображение.

Различают кратковременную (оперативную) и долговременную память, также принято разделять способность к запоминанию на механическую и логическую; произвольную и даже эмоциональную память.

Расстройства памяти:

Заболевание, которое характеризуется полной или частичной потерей способности запоминать события, называется амнезией. Конкретный диагноз вида амнезии зависит от поражения определенного отдела головного мозга. Это может быть поражением височных, лобных долей, гиппокампа, таламуса, сосцевидного тела.

Различают:

  • Глобальная амнезия;
  • Специфическая амнезия, которая в свою очередь делится на зрительную и слуховую.
Зрительная утрата памяти означает неспособность представить зрительный образ человека или предмета, а слуховая – сохранить в памяти звуки, интонацию, мелодию.
Фиксационная гипомнезия — характеризуется снижением или ослаблением памяти на текущие события (потеря кратковременной памяти). Данный вид заболевания чаще всего встречается у пациентов, злоупотребляющих алкоголем, курением, при хронической мозговой недостаточности, различных отравлениях.

Расстройство кратковременной памяти часто наблюдается при черепно-мозговой травме, когда забываются события, которые были до повреждения части мозга (ретроградная амнезия), или события после травмы (антеградная амнезия), или и те и другие (антеретроградная амнезия).

Прогрессирующее расстройство памяти характеризуется хаотичным воспроизведением событий, смешением настоящих и прошлых воспоминаний, смещением хронологии произошедшего. Пациенты, страдающие прогрессирующией амнезией, дезоринтируются в пространстве и часто отмечаются при психических заболеваниях позднего возраста.

Диагностика нарушения памяти включает комплексный неврологический осмотр с обязательным проведением нейропсихологического тестирования.
Специалисты отделения неврологии ММЦ «СОГАЗ» обладают всеми необходимыми знаниями и инструментарием для постановки диагноза. Ведущий специалист по нарушениям памяти, врач-невролог — Гузева Л. И. проводит дифференциальную диагностику для постановки конкретного диагноза.

Также Лидия Ивановна является организатором занятий для родственников пациентов, страдающих деменцией в рамках проекта «Академия памяти».

Виды памяти | Psylist.net

Наряду с процессами имеют место и виды памяти. Различают: образную память, смысловую (словесно-логическую), двигательную, эмоциональную, кратковременную и долговременную.

Содержание образной памяти определяется существующими в сознании представлениями, которые отражают ранее воспринятые предметы и явления. Представления являются обобщенными образами объектов реальной действительности. Они могут быть: зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными, вкусовыми и двигательными. Наибольшее значение в жизни человека имеют зрительные, слуховые и двигательные представления, так как на их основе происходит ориентация в пространстве и осуществляется предметно-практическая деятельность.

Образная память существует не только в форме представлений, но и в виде эйдетических образов. Эти образы похожи на представления, так как возникают при отсутствии воспринятого объекта, но отличаются тем, что им присуща такая же четкость и наглядность, которая характерна для образов восприятия. Человек с эйдетической памятью как бы видит ранее воспринятый объект во всех его деталях и может последовательно «рассматривать» его деталь за деталью.

Смысловая память направлена на усвоение смыслового содержания слов. На деятельность этой памяти большое влияние оказывает мышление, которое позволяет человеку осуществлять логическую обработку усваиваемой информации, анализировать ее элементы, устанавливать связи между частями, обобщать и синтезировать приобретенные знания. Наряду со смысловой существует так называемая механическая память, которая имеет место в том случае, когда ученик не в состоянии понять учебный материал и запоминает   его дословно.

В зависимости от преобладания у человека образной или смысловой памяти его относят или к образному или к словесно-логическому типу памяти. Образный тип может быть: зрительным, слуховым и двигательным. Существуют и смешанные типы памяти: зрительно-слуховая, зрительно-двигательная и двигательно-слуховая.

Эмоциональная память основана на способности человека помнить те эмоции и чувства, которые им раньше переживались. Она оказывает большое влияние на все психические процессы и свойства личности, на ее поведение и деятельность. Закрепившиеся в памяти чувства долга, ответственности, совести и стыда – являются основными стимулами высоконравственных поступков личности.

Двигательная память обеспечивает усвоение и применение разнообразных движений, являющихся составной частью двигательных навыков и умений. От нее зависит успешное выполнение трудовой, спортивной, игровой и учебной деятельности. Признаком хорошей двигательной памяти является точность, меткость и ловкость движений человека.

Кратковременная и долговременная память является показателем периода времени, в течение которого может функционировать любой вид памяти. Кроме этих двух основных видов памяти выделяют также иконическую, оперативную и буферную память.

Прохождение информации из внешнего мира в сознание через все эти виды памяти осуществляется следующим образом. Поступающая на органы чувств информация запечатлевается там в форме образа-иконы. Затем она переходит в кратковременную память, где мгновенно воспроизводится и передается в оперативную память. Здесь она объединяется в оперативные единицы, осмысливается и переходит в долговременную память. Буферная память, по терминологии С.А. Андреева и Л.Н. Хромова, является промежуточной между основными видами памяти. В буферной памяти поступившая в форме образа-иконы информация мгновенно запечатлевается, переходит в кратковременную память и после интеллектуальной обработки поступает в долговременную память. Но для того, чтобы информация закрепилась в долговременной памяти необходимо, как считают авторы, активизировать работу буферной памяти, чтобы продлить процесс запечатления образов-икон.

В противном случае информация быстро исчезает из сознания субъекта. У большинства людей буферная память работает недостаточно активно, что является причиной быстрого забывания полученной информации. Чтобы активизировать работу буферной памяти авторы разработали систему упражнений, направленных на запечатление образов-икон, поступающих в долговременную память.

Таким образом, основным условием развития памяти является активная познавательная деятельность субъекта и специальная тренировка, направленная на запечатление, сохранение и воспроизведение полученной информации.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Общая психология:

виды, типы, формы, функции. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.

Память – психический познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание той или иной информации.

Память является очень важным познавательным процессом, обеспечивающим переход от сенсорных процессов к интеллектуальным. С одной стороны, она непосредственно связана с сенсорными процессами, так как оттуда поступает к ней информация о внешнем мире, а, с другой стороны, она является внутренним интеллектуальным процессом, закрепляющим и систематизирующим полученную информацию, которая потом перерабатывается и преобразуется воображением и мышлением в новые более сложные формы психики.

Память дает возможность индивиду накапливать опыт и использовать его в своей жизни. Благодаря памяти человек становится сознательной личностью и может дать отчет о том, кто он такой, что он знает и умеет делать и как должен вести себя в той или иной обстановке.

Функции памяти: отбирает и закрепляет необходимую для субъекта информацию, поступающую через органы чувств; накапливает и сохраняет полученную информацию в сознании человека; воспроизводит информацию.

В структуре памяти можно выделить четыре относительно самостоятельных процесса: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание усвоенной ранее информации.

Различают: образную память, смысловую (словесно-логическую), двигательную, эмоциональную, кратковременную и долговременную.

Содержание образной памяти определяется существующими в сознании представлениями, которые отражают ранее воспринятые предметы и явления. Представления являются обобщенными образами объектов реальной действительности. Они могут быть: зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными, вкусовыми и двигательными. Наибольшее значение в жизни человека имеют зрительные, слуховые и двигательные представления, так как на их основе происходит ориентация в пространстве и осуществляется предметно-практическая деятельность.

Образная память существует не только в форме представлений, но и в виде эйдетических образов. Эти образы похожи на представления, так как возникают при отсутствии воспринятого объекта, но отличаются тем, что им присуща такая же четкость и наглядность, которая характерна для образов восприятия. Человек с эйдетической памятью как бы видит ранее воспринятый объект во всех его деталях и может последовательно «рассматривать» его деталь за деталью.

Смысловая память направлена на усвоение смыслового содержания слов. На деятельность этой памяти большое влияние оказывает мышление, которое позволяет человеку осуществлять логическую обработку усваиваемой информации, анализировать ее элементы, устанавливать связи между частями, обобщать и синтезировать приобретенные знания. Наряду со смысловой существует так называемая механическая память, которая имеет место в том случае, когда ученик не в состоянии понять учебный материал и запоминает его дословно.

В зависимости от преобладания у человека образной или смысловой памяти его относят или к образному или к словесно-логическому типу памяти. Образный тип может быть: зрительным, слуховым и двигательным. Существуют и смешанные типы памяти: зрительно-слуховая, зрительно-двигательная и двигательно-слуховая.

Эмоциональная память основана на способности человека помнить те эмоции и чувства, которые им раньше переживались. Она оказывает большое влияние на все психические процессы и свойства личности, на ее поведение и деятельность. Закрепившиеся в памяти чувства долга, ответственности, совести и стыда – являются основными стимулами высоконравственных поступков личности.

Двигательная память обеспечивает усвоение и применение разнообразных движений, являющихся составной частью двигательных навыков и умений. От нее зависит успешное выполнение трудовой, спортивной, игровой и учебной деятельности. Признаком хорошей двигательной памяти является точность, меткость и ловкость движений человека.

Кратковременная и долговременная память является показателем периода времени, в течение которого может функционировать любой вид памяти. Кроме этих двух основных видов памяти выделяют также иконическую, оперативную и буферную память.

Память у людей обнаруживает ряд более или менее выраженных типологических особенностей.

Память различается: по быстроте запоминания; по его прочности или длительности; по количеству или объему запоминаемого; по точности.

В отношении каждого из этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого.

В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается:

в различной скорости запоминания;

в прочности сохранения;

в легкости воспроизведения.

Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием. Индивидуальные особенности обуславливают различные типы памяти.

Индивидуальные различия в памяти могут быть двух видов, с одной стороны, память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности – зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, память различных людей может отличаться и по уровню своей организации.

Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т.п.

При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т.п.

При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.

Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.

Индивидуальные особенности памяти иногда приводят к изменениям в структуре всей личности человека. А.Р. Лурия описал один из таких случаев с известным мнемонистом Шерешевским. Этот человек отличался исключительно развитой образной памятью. Он без особого труда удерживал огромные таблицы чисел, слов, легко вспоминая задание шестнадцатилетней давности, обстановку, в которой производился опыт, и т.д. Механизм его запоминания сводился к тому, что он либо продолжал «видеть» предлагаемые ему ряды слов и цифр, либо превращал диктуемые ему слова или цифры в свои, хорошо знакомые ему образы.

Проверьте себя

Проверьте себя

Предлагаемые тесты позволят Вам оценить ваше состояние или состояние вашего близкого. Возможно, в случае необходимости, поможет принять решение обратиться к врачу. Конечно, этих тестов недостаточно для постановки диагноза, но они помогут вам обратить внимание на состояние памяти и настроения.

Тест на проверку памяти

Пройдите простой тест, который поможет оценить, есть ли у вас нарушение памяти. Этот тест рассчитан на самостоятельное заполнение, предназначен только для ознакомления  и не заменяет консультации специалиста.

В случае, если вас беспокоят нарушения памяти, или по результатам теста вы набрали менее 12 баллов, обратитесь за консультацией  специалиста в «центр памяти» городского гериатрического центра.

Инструкция к тесту: На приведенные ниже вопросы отвечайте «ДА» или «НЕТ»

За  каждый ответ «нет» — начислите себе 2 балла, за ответ «да» — 0 баллов. Суммируйте баллы и подведите итоги.

В О П Р О С Ы

Выходя из квартиры, вы иногда вынуждены возвращаться за ключами, документами или кошельками?

Сложно ли вам перечислить, что ели вчера на обед?

Вызывает ли у Вас затруднение назвать имя вашего первого школьного учителя?

Часто ли Вам приходится искать, куда положили какой-нибудь предмет?

Бывает ли, что Вы забываете о днях рождения друзей или родственников?

Иной раз тяжело вспомнить названия популярных фильмов, имена знаменитых актеров?

Бывает ли, что оставляете вещи в транспорте?

Прочесть наизусть одной из стихотворений, которое учили в школьные годы, для вас сейчас трудная задача?

Вам тяжело запомнить человека в лицо?

Вдруг пропускаете любимую телепередачу из-за того, что попросту забываете о ней?

Вам случалось запамятовать номер своего домашнего телефона?

Порой Вам трудно пересказать, о чем недавно прочитали в газете (книге)?

 Случается ли, что вы забываете о намеченной встрече?

 Ложась спать, с трудом можете вспомнить все события, которые произошли за день?

Перед походом в магазин обычно стараетесь составить список всех необходимых покупок?

Интерпретация

0-12 баллов. Память не в лучшем состоянии и нуждается в поддержке. Одно из самых доступных средств для восстановления памяти и ее развития – учить наизусть стихи. Полезно преобразовывать необходимую информацию в образы, запоминать номера телефонов.

14-22 балла. Неплохой результат, но чтобы память никогда не подводила, необходимо постоянно тренировать не только память, но и внимание. В запоминаемом материале уточняйте все подробности, даже самые мелкие и незначительные. Если нужно заучить что-то сложное – делайте это по частям, через короткие промежутки времени. Многим помогают яркие ассоциации. Имейте ввиду, активное восприятие и любознательность – самый большой друг памяти.

24 -30 баллов. Память у Вас вполне хорошая, а древняя мудрость гласит: «Верная и деятельная память удваивает жизнь»! Только не стремитесь держать все в уме, иногда бывает полезно забывать лишнюю информацию, тем самым предоставляя своей памяти необходимую разгрузку и отдых!

Тест  на зрительную память.

Этот тест предназначен для самопроверки, и не заменяет консультации специалиста.

В случае, если вас беспокоят нарушения памяти, или по результатам теста вы набрали менее 12 баллов, обратитесь за консультацией к специалистам в «центр памяти» городского гериатрического центра.

Положите перед собой часы. В течение 1 минуты прочтите (можно вслух) 25 слов, записанных на бумаге. Затем закройте текст и за 5 минут в любом порядке запишите все слова, которые вам удалось запомнить. Вот эти слова:

Сено

фильм

месяц

календарь

автомобиль

тротуар

поезд

Гималаи

трава

абстракция

ключ

аромат

певец

мужчина

сердце

столетие

картина

неподвижность

перевал

вертолет

самолет

Карпаты

радио

женщина

букет

Теперь посчитайте число написанных слов (проверьте, нет ли ошибок) и оцените каждое слово в один балл. После чего по сумме баллов определите, к какой категории вы можете себя отнести.

6 баллов и меньше. Ваша память (в первую очередь зрительная) не в лучшем состоянии. Но это вовсе не катастрофа. Займитесь регулярными упражнениями по тренировке памяти. Помогает счет в уме, запоминание текстов. Кроме того, употребляйте витамины. По возможности посоветуйтесь с врачом или психологом насчет индивидуальных методов тренировки памяти.

7-12 баллов. Память не так уж плоха. Видимо, вы просто не умеете сосредоточиваться, что мешает запоминанию.

13-17 баллов. Результаты вполне приличны. Можете рассчитывать, что в большинстве случаев память вас не подведет!

18-21 балл. Отличный результат, который доказывает что у вас незаурядная память. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей.

Свыше 22 баллов. У вас прекрасная, если не сказать – феноменальная, память!

Тест на  депрессию

Тест рассчитан на самостоятельное заполнение, размещен только для ознакомления и не заменяет консультации специалиста.

Эта шкала создана специально для работы с пожилыми людьми, поскольку депрессивные переживания у людей в пожилом возрасте и у более молодых могут существенно отличаться. Недостаток методики заключается в том, что ее  невозможно использовать на выраженной стадии  заболевания по причине критического снижения у больного способности к оценке собственного состояния.

Инструкция: Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ»

Вопросы:

1. Довольны ли Вы в целом жизнью?

2. От многих ли занятий и способов проведения досуга Вы отказались?


3. Есть ли у Вас чувство, что Ваша жизнь пуста?


4. Вы часто скучаете?


5. У Вас обычно хорошее настроение?


6. Боитесь ли Вы, что с Вами произойдет что-то плохое?


7. Ощущаете ли Вы себя по большей части удовлетворенным человеком?


8. Часто ли Вы чувствуете себя беспомощным?


9. Предпочитаете ли Вы остаться дома или выйти на прогулку за новыми впечатлениями?


10. Считаете ли Вы, что у Вас память хуже, чем у большинства людей?


11. Считаете ли Вы, что сейчас жить хорошо?


12. Чувствуете ли Вы себя в данный момент ненужным?


13. Ощущаете ли Вы себя полным энергии?

14. Есть ли у Вас ощущение, что Ваше положение безвыходно?

15. Считаете ли Вы, что большинству людей лучше, чем Вам?

Оценка: за ответ «НЕТ» на вопросы 1, 5, 7, 11, 13 и за ответ «ДА» на остальные вопросы начисляется по одному баллу.

Максимальное количество баллов: 15.

Нормальным является показатель до 5 баллов, от легкой до средней степени тяжести депрессию характеризует показатель от 6 до 10 баллов, если вы набрали более 10 баллов, возможно, необходима консультация врача или психолога.

Память

Общее понятие о памяти

Имевшие место в прошлом опыте человека восприятия, мысли, чувства, стремления, движения и действия не исчезают бесследно, а остаются в виде…

Значение памяти в жизни и деятельности человека

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями…

Физиологические основы памяти

Физиологической основой памяти являются следы ранее бывших процессов, сохраняющихся в коре благодаря пластичности нервной системы…

Ассоциации

Всякое запоминание или заучивание предполагает установле­ние соответствующих нервных связей, или ассоциаций…

Запоминание

Запоминание по своим физиологическим механизмам представляет собой …

Роль повторений при заучивании

Преднамеренное запоминание требует повторения изучаемого материала, без чего нельзя добиться длительного сохранения его в памяти. При этом повторения должны быть осмысленными и планомерными, а не являться механическими…

Воспроизведение

Физиологической основой воспроизведения является оживление установившихся в процессе запоминания или заучивания временных нервных связей. Исходным толчком для такого оживления всегда является тот или иной раздражитель, закономерно связанный по принципу условного рефлекса с процессами, обеспечивающими воспоминание…

Узнавание

При воспроизведении всегда имеет место узнавание в его различных степенях — от слабого чувства некоторого знакомства с воспроизведенным материалом до чувства полной уверенности в его точности…

Виды памяти

По характерным особенностям удержанного в памяти прошлого опыта различают несколько основных видов памяти…

Типы памяти

Типы памяти различаются в связи с ее индивидуальными особенностями у тех или других людей. ..

Развитие памяти

Физиологической основой памяти является постепенное накопление и усложнение условнорефлекторных нервных связей в коре головного мозга…

Забывание

Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Физиологическая основа забывания — торможение временных связей…

Теории памяти

В течение столетий создано немало теорий (психологических, физиологических, химических и др.) о сущности и закономерности памяти…

Индивидуальные особенности памяти

Исследователи отмечают существенное разнообразие индивидуальных особенностей памяти у людей, что проявляется в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воссозданию…

Характеристика памяти. Виды памяти

Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Благодаря памяти расширяются познавательные возможности человека. Память – одна из форм организации психической жизни человека.

Успешность памяти зависит:

– от степени завершенности действий запоминания;

– от интересов и склонностей личности;

– от отношения личности к той или иной деятельности;

– от эмоционального настроя;

– от волевого усилия.

Виды памяти

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Существуют различные типологии памяти:

  • по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
  • по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
  • по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
  • по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
  • по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
  • по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.
  • по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)
  • по временным характеристикам —выделяют сенсорную или мгновенную, кратковременную и долговременную память, а иногда и промежуточный вариант — оперативную.

Мгновенная память — это первый этап обработки поступающей информации, она формируется пассивно, с ее помощью организм на очень короткое время удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Объем мгновенной памяти существенно больше, чем кратковременной.

Информация о внешнем объекте попадает из мгновенной памяти в кратковременную. Кратковременная память — это память, в которой сохранение материала ограничено, определённым, как правило, небольшим периодом времени. Роль кратковременной памяти состоит в обобщении, схематизации полученной информации, через неё эта информация поступает в долговременное хранение

Долговременная память  не ограничивается по объёму, обеспечивает продолжительное сохранение знаний, умений и навыков. Имеет два вида хранения информации: с произвольным доступом к информации и без произвольного доступа.

Процессы памяти состоят из нескольких этапов:

Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти. Происходит постепенное углубление во время передачи в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти.Здесь  происходит анализ и идентификация любой информации.

Хранение — накопление материала в памяти

Воспроизведение (или извлечение) — вся информация воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запомнилась

Забывание – один из необходимых процессов для эффективной работы памяти. Практически неуправляемый процесс, облегчающий  человеку возможность обобщения

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

типов памяти: 3 основных типа памяти | Вспоминая

Эта статья проливает свет на три основных типа памяти. Типы: 1. Эпизодическая память 2. Семантическая память 3. Процедурная память.

Тип № 1. Эпизодическая память:

Представления Уильяма Джеймса о первичной и вторичной памяти были преобразованы Энделем Тулвингом в эпизодическую память и семантическую память. Говорят, что эпизодическая память является хранилищем автобиографических событий в жизни человека и организована в соответствии со временем, пространством и другими качествами конкретного события или событий.

То, что сейчас с вами происходит, то, что вы осознаете, является отражением того, что хранится в первичной, а также текущего содержания эпизодической памяти. Например, если вы вернетесь и расскажете о происшествии, свидетелем которого вы стали, это эпизодическая память. Из этого повествования можно сделать вывод о лежащем в основе процессе — эпизодической памяти.

Тип # 2. Семантическая память :

С другой стороны, семантическая память хранит набор взаимосвязей между событиями, которые могли или не могли пройти через эпизодическую память, но хранит набор взаимосвязей между событиями. Другими словами, семантическая память включает в себя организованные знания, которые мы имеем о языке, то есть слова и другие вербальные символы, их память и отношения между ними, правила, формулы и манипулирование этими символами, концепциями и отношениями.

Например, нужно использовать определенные слова, чтобы описать, какие транспортные средства столкнулись (будь то грузовик, Fiat, Ambassador или другие транспортные средства), с какой скоростью они двигались (обычно в километрах в час. ), нарушившего правила, хотел ли водитель грузовика обогнать машину или наоборот и так далее.

Эпизодическая память автобиографична и более лична и поэтому различается от одного человека к другому, потому что их переживания различны. Однако система семантической памяти такова, что она должна использовать язык или манипулировать словами на основе принятых правил.

Семантическая память является более или менее общедоступной, и память одного человека содержит примерно такой же вид информации, что и другой, хотя структура организации может отличаться. Например, если два человека посетили Каньякумари, их эпизодические воспоминания могут отличаться из-за их опыта.Но оба будут знать, в чем особенность этого места, например, на каком расстоянии построен высеченный в скале храм, почему он был построен, каково значение песка, моря, заката, восхода солнца и т. Д. Согласно модели Тулвинга, входные данные к семантической памяти происходит через эпизодическую память, и каждый случай использования семантической памяти представляет собой вход в эпизодическую память.

Тип # 3. Процедурная память:

Иногда термин процедурная память также используется в дополнение к терминам эпизодической памяти и семантической памяти.Это также известно как память навыков. Память навыков в основном связана с тем, как выполнять сложные операции.

Например, когда кто-то управляет автомобилем или скутером, это предполагает выполнение множества действий в определенной последовательности. Фактически, существует множество действий, которые включают извлечение изученной и сохраненной информации, и это происходит автоматически и неосознанно.

Помимо трех типов памяти: эпизодической, семантической и процедурной, во всех них задействовано множество видов деятельности.Например, если мы играем в шахматы, это включает семантическую память в форме того, какова ситуация сейчас с точки зрения баллов — семантическая память, возможно, вспоминая виды настроений, которые могли быть у вас в прошлом — эпизодическая память. и, конечно же, знание правил игры и других процедур, составляющих процедурную память. Ввиду этого многие наши действия включают более одного типа памяти. Такая ситуация заставила некоторых психологов усомниться в том, следует ли вообще проводить различие между тремя категориями памяти.

Психологи, работающие в этой области, почувствовали потребность в дальнейшем исследовании, особенно семантической памяти из-за ее богатства и значимости для человеческой памяти.

Сравнение сенсорной памяти, кратковременной памяти и долговременной памяти:

При сравнении трех типов памяти мы можем попытаться суммировать различия между ними в табличной форме:

В приведенной выше таблице делается попытка сравнить основные характеристики трех категорий памяти и показано, чем они отличаются.

Эффекты последовательной позиции :

Ряд исследований, в которых испытуемым требовалось выучить списки слов, слогов или чисел, указали на то, что часто называют «эффектом последовательной позиции» . Один из таких эффектов называется эффектом первичности. Это относится к явлению, когда было обнаружено, что испытуемые лучше запоминают те единицы или фрагменты, числа или слова, которые занимают первые позиции в списке.Таким образом, цифры, числа или слова, которые появляются в списке первыми, вторыми или третьими по порядку, имеют преимущественный эффект и лучше запоминаются.

Точно так же было обнаружено, что предметы, которые произошли ближе к концу, запоминаются лучше. Этот эффект известен как эффект новизны. Таким образом, первые несколько элементов и несколько последних элементов, как правило, запоминаются лучше. Психологи объясняют это тем, что первые несколько единиц репетируются чаще, что дает преимущество, в то время как последние несколько единиц имеют то преимущество, что остаются свежими в кратковременной памяти.

Даже когда человек хранит информацию в кратковременной памяти, очень часто поиск не происходит мгновенно и занимает некоторое время. Один психолог Штернберг на основании своего исследования описывает, что в условиях кратковременной памяти люди занимаются поиском двух типов.

Первый называется параллельным поиском. При таком поиске человек одновременно и одновременно ищет и исследует все элементы кратковременной памяти. С другой стороны, другой тип поиска, известный как последовательный поиск, включает изучение одного фрагмента в одной краткосрочной памяти за раз.

Согласно Штернбергу, когда используется параллельный поиск, количество элементов, цифр или фрагментов в исходной ситуации обучения не влияет на время, необходимое для ответа. Затраченное время одинаково вне зависимости от того, длинный список или короткий. Но, с другой стороны, если используется последовательный поиск и проверяется по одному элементу за раз, затрачиваемое время зависит от длины списка.

Чем длиннее исходный список, тем больше время ответа. Еще одно интересное явление заключается в том, что при использовании последовательного поиска процесс поиска не останавливается, когда происходит правильное распознавание, а продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан весь список.Это называется исчерпывающим последовательным поиском.

Репетиция :

Очень часто используемый термин для объяснения процесса сохранения и извлечения при запоминании — это термин репетиция. Репетиция — это стратегия повторения того, что слышишь, или вербального кодирования и повторения того, что видишь. Важность репетиций в хранении и извлечении информации была подчеркнута даже Эббингаузом, отцом исследований памяти.

Психологи различают два типа репетиций.Первый тип репетиции, известный как поддерживающая репетиция, включает простое повторение снова и снова того, что вы слышали или видели. Такой вид репетиции полезен при извлечении материала из кратковременной памяти, но не очень полезен при переносе материала из кратковременной памяти в долговременную.

Другой вид репетиции известен как уточняющая репетиция, которая выходит за рамки простого повторения и включает в себя процесс, с помощью которого человек связывает недавно изученный материал с материалом, уже изученным и запомненным.Таким образом, детальная репетиция включает в себя гораздо более глубокий уровень обработки и приводит к запечатлению информации.

Исследования роли репетиции в целом имеют тенденцию подчеркивать, что роль внутренних факторов и процессов гораздо более важна для эффективного запоминания, чем внешние факторы, такие как модель презентации, количество повторений, продолжительность воздействия и т. Д.

Извлечение :

Заключительный этап и конечная цель любого акта запоминания или запоминания — это извлечение сохраненной информации.Процесс поиска более актуален для долговременной памяти, где хранимая информация остается в течение длительного времени. Исследования не проводились или, возможно, не могут быть проведены, чтобы определить, как долго элементы долговременной памяти остаются.

Теории распада следов, которые утверждают, что следы памяти постепенно исчезают, предполагают, что информация, хранящаяся в кратковременной памяти, будет оставаться до тех пор, пока следы памяти останутся, но не могут сказать, сколько времени потребуется, чтобы эти следы исчезли.

С другой стороны, другие теории, такие как теории интерференции, которые постулируют, что неудача в поиске происходит из-за вмешательства из впоследствии изученного нового материала, утверждают, что если бы не было мешающих материалов, ранее сохраненные материалы в долговременной памяти остались бы навсегда.Тот факт, что определенные воспоминания можно вспомнить после десятилетий их регистрации, в некоторой степени подтверждает такую ​​точку зрения.

Несмотря на разногласия, возникающие из-за расхождения подходов, было показано, что поиску способствуют некоторые подсказки. В этом контексте можно ссылаться на то, что известно как принцип специфичности кодирования. Это означает, что поиск, вероятно, будет лучше, чем больше степень, в которой можно будет добраться до информации, которая была зарегистрирована и закодирована во время первоначального обучения.

Еще один принцип, известный как принцип зависимости от контекста, гласит, что извлечение будет более эффективным, если ситуация, в которой происходит отзыв, похожа на ситуацию, в которой имело место первоначальное обучение. Чем больше степень сходства между ситуацией и условиями первоначального обучения и воспоминания, тем эффективнее будет память. Таким образом, очень часто было обнаружено, что люди, дающие показания, вспоминают доказательства, если их подводят к месту происшествия или преступления.Здесь можно увидеть, что в действие вступает скорее узнавание, чем воспоминание.

В качестве аналога зависимости от контекста, которая относится к внешним условиям, психологи также говорят о государственной зависимости, которая относится к степени сходства между состоянием исходного опыта и состоянием воспоминания с точки зрения внутренних психологических состояний человека.

Таким образом, когда мы встречаем старого друга после долгого времени и увлекаемся любезностями, мы вспоминаем аналогичные переживания, которые были у нас несколько десятилетий назад.Аналогичным образом эксперименты Бауэра показали, что, когда мы находимся в отрицательном состоянии, например, в состоянии траура, вероятно, будет извлечено больше отрицательных элементов из нашей памяти.

Ряд исследований людей, страдающих аффективными расстройствами или расстройствами настроения, которые традиционно назывались маниакально-депрессивными расстройствами, показали, что, когда пациент находится в приподнятом состоянии, вспоминаются более приятные и успешные воспоминания, и когда он находится в подавленном настроении. вспоминаются неприятные воспоминания.О таких результатах сообщили Генри, Вайнгартнер и Мерфи.

Еще одна интересная особенность восстановления в долговременной памяти — это то, что обычно называют «чувство познания опыта». Харт, Нельсон и другие ссылаются на такое чувство со стороны испытуемых и сообщают о результатах некоторых исследований.

В своих исследованиях они просили испытуемых угадать, сколько правильных ответов они смогут распознать, если им предложат другие альтернативы, если вспомнить не удалось.Результат показал, что испытуемые правильно угадали возможность успеха на 70% в предсказании своей способности распознать правильный ответ.

«Память» с точки зрения когнитивного психолога — Институт гуманитарных наук, Университет Рицумейкан

Основные моменты исследований вверху

автор: TOGA, Миюки (Колледж комплексной психологии, доцент) опубликовано: 2018-04

Изучение памяти

Когда я говорю: «Я исследователь памяти», это звучит подозрительно.Я боюсь, что люди подумают, что я изучаю методы плавного извлечения таких вещей, как давно забытые детские воспоминания, или заставить людей мгновенно забыть то, что они только что видели. На самом деле я исследую «механизм» самой памяти.

Разделение воспоминаний на типы и исследование механизма

Есть разные виды воспоминаний. В когнитивной психологии область исследований, интересующаяся тем, как работает механизм памяти, телефонный номер, который вы временно запомнили, и знание того, что если вы наберете 117, вы услышите запись текущего времени, считаются различными видами воспоминаний.Первая называется «кратковременной памятью», а вторая — «долговременной памятью». Это различие сделано потому, что предполагается, что у этих типов памяти есть разные механизмы, или, другими словами, разные механизмы, работающие в фоновом режиме. Если взять в качестве примера кратковременную и долговременную память, то, основываясь на прямом опыте, действительно может показаться, что временное запоминание чего-либо и использование знаний, которые вы постоянно приобрели, осуществляются с помощью разных механизмов. Однако, как я уже сказал, это только рабочая гипотеза, и нельзя просто предположить, что эти два вида памяти имеют разные механизмы.

Споры о разделении на краткосрочную и долгосрочную память начались давным-давно и продолжаются до сих пор. Два разных объяснения этих двух типов памяти по-прежнему являются стандартным подходом в учебниках когнитивной психологии (Atkinson & Shiffrin, 1968). С другой стороны, однако, есть также недавние исследования, которые отрицательно относятся к этой гипотезе и предполагают, что их можно объяснить с помощью одного механизма (Russo & Grammatopoulou, 2003).Есть веские аргументы как в пользу точки зрения, согласно которой различие между кратковременной и долговременной памятью необходимо, так и в пользу точки зрения, что это не так.

Сменить перспективу? Изменить подход? Дальнейшие подразделения

Если есть давние дебаты, которые не могут быть разрешены, по-видимому, важно пересмотреть то, как мы подходим к проблеме. Очевидно, что важно думать о вещах с новой точки зрения или под другим углом, и здесь также есть метод более подробных различий.Это также можно охарактеризовать как «наведение порядка». Есть разные виды памяти, потому что кто-то различал их, но это не обязательно означает, что то, что не было различено, одно и то же. Бывают случаи, когда типы памяти, которые следует рассматривать по отдельности, остаются смешанными.

В ходе своего исследования я понял, что во временной памяти есть «память элементов» и «память заказов». Представьте, что слова отображаются одно за другим на экране, и вы должны запомнить как сами слова, так и порядок, в котором они появляются.Чтобы повторять слова в том порядке, в котором вы их запомнили, вам необходимо запомнить как сами слова (называемые «предметом»), так и их порядок. Это называется «задачей последовательного отзыва» и является одним из тестов с упрощенными условиями, которые мы используем, чтобы облегчить изучение памяти. Что, если бы мы попытались разделить память товаров и память заказов? В прошлом предлагалось мнение, что память предметов и память порядка имеют разные механизмы (Bjork & Healy, 1974; Toga & Hoshino, 2012; Toga, Moru, & Hoshino, 2010), но никогда не вводились в дискуссию по поводу нужно ли было различать кратковременную и долговременную память.

Проведя несколько экспериментов, мы получили результаты, которые нельзя объяснить без гипотезы, в отношении упорядоченной памяти, по крайней мере, двух механизмов, один из которых полагается на информацию фонемы, которая может использоваться только в течение очень короткого времени, и другой, который полагается на некоторые иная информация, не связанная со звуком (Toga & Hoshino, 2015). Неясно, так ли это в случае с памятью предметов. В результате, по крайней мере пока, в случае упорядоченной памяти кажется лучше предположить функциональное различие между кратковременной и долговременной памятью.

Механизм памяти — часть механизма разума

Помимо разделения памяти на типы, важно также изучить возможность того, что выделенные типы памяти могут на самом деле работать с одним и тем же механизмом в фоновом режиме, и как эти разные типы памяти связаны друг с другом. И когда дело доходит до этих отношений, мы не должны ограничивать наше исследование памятью. Скачок вперед в исследованиях памяти в последние годы стал возможным благодаря переходу от концепции кратковременной памяти как только хранения информации к концепции «рабочей памяти», которая подчеркивает связь кратковременной памяти с когнитивной обработкой информации, которая участвует в деятельности. такие как рассуждение, понимание языка и обучение (Baddeley 2012; Baddeley & Hitch, 1974).В этом проекте памяти мы также сосредотачиваемся на факторах, влияющих на эту рабочую память. Память участвует в различных действиях ума.

Понимание механизмов памяти, не говоря уже о механизмах разума, требует много времени и усилий. Сегодняшние научные достижения поразительны. Чтобы избежать будущего через сто или двести лет, в котором мы понимаем все, кроме нашего собственного разума, я хочу сделать все, что в моих силах, даже если это немного, чтобы прояснить механизм памяти как часть этой большой головоломки.

Список литературы

    ,
  • , Аткинсон, Р.С., и Шиффрин, Р.М. (1968). Человеческая память: предлагаемая система и процессы управления ею. В К. В. Спенсе и Дж. Т. Спенсе (ред.), Психология обучения и мотивации: достижения в исследованиях и теории. Vol. 2. Нью-Йорк: Academic Press. С. 89-195.
  • Баддели, А. Д. (2012). Рабочая память: теории, модели и противоречия. Ежегодный обзор психологии, 63, 1-29.
  • Баддели А. Д., Хитч Г. Дж. (1974). Рабочая память.В Г. А. Бауэре (ред.), Психология обучения и мотивации: Достижения в исследованиях и теории Vol. 8. Нью-Йорк: Academic Press, стр. 47–89.
  • Бьорк, Э. Л., и Хили, А. Ф. (1974). Краткосрочный заказ и удержание товара. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 13, 80-97.
  • Руссо Р. и Грамматопулу Н. (2003). Длина слова и артикуляционное подавление влияют на краткосрочные и долгосрочные задачи вспоминания. Память и познание, 31, 728-737.
  • Тога, М., Хошино, Ю.(2012). Влияние длины слова на память порядка при краткосрочном хранении: исследование компромисса между кодированием элементов и порядков. Японская психономическая наука, 31, 12–23.
  • Тога М. и Хошино Ю. (2015). Влияние длины слова в задачах восстановления немедленного и отложенного порядка. Японский журнал когнитивной психологии, 12, 121-128.
  • Тога, М., Мору, С., и Хосино, Ю. (2010). Влияние памяти на фонологическую информацию на кратковременную память на порядок у пожилых и пожилых людей.Журнал Рицумейкан гуманитарных наук, 21, 57-66.

Типы памяти — Психологические исследования

Память — это гораздо более сложное понятие, чем то, что обычно понимается. Общее понимание памяти — это хранение определенной информации. Но это определение слишком расплывчато, чтобы использовать его как полное определение памяти.

Существуют разные типы памяти:

  • Сенсорная память
    Часть памяти, в которой впервые регистрируется какая-либо информация, называется сенсорной памятью.Хотя сенсорная память имеет большую емкость, она примерно соответствует начальным 200-500 миллисекундам после того, как объект был воспринят. Простой пример сенсорной памяти — посмотреть на предмет и вспомнить, как он выглядел, всего за секунду наблюдения или запоминания. Ухудшение этого вида памяти происходит очень быстро, так как этот тип памяти хранит информацию в том виде, в котором она ощущается, независимо от сознания тела.
  • Кратковременная память
    Это первичная или активная память, способная хранить небольшой объем информации в течение короткого периода времени.Эта форма памяти способна хранить информацию в течение 30 секунд или даже меньше без репетиций. Rehearsal и Chunking — это два основных метода, которые можно использовать для предотвращения уничтожения информации, и затем информация может быть переключена из краткосрочной памяти (STM) в долговременную память .
  • Долговременная память
    Эта форма памяти представляет собой хранилище памяти, способное хранить большие объемы информации в течение потенциально неограниченного времени.
    Основное представление о памяти в массе обычно ошибочно с одной только долговременной памятью. Если углубиться в тему, можно выделить различные характеристики, которые влияют на долговременную память. Классический пример LTM — способность вспоминать инциденты из детства.

Модель Аткинсона-Шриффина

Ричард Аткинсон и Ричард Шриффин создали модальную память, также называемую Multi-Store Model , которая состоит из трех ступеней: сенсорной, краткосрочной и долгосрочной памяти. Эта концепция определяет три отдельных этапа, а не «весь» унитарный процесс. Эта концепция модели памяти остается самой популярной моделью для изучения памяти с момента ее создания в 1968 году. Она также широко известна как процесс памяти .

На приведенном выше рисунке ясно показано, как входящая память работает на разных этапах памяти, чтобы запечатлеться как часть нас.

Альтернативная модель

Альтернативная модель была предложена Fergus Craik и Robert Lockhart в 1972 году, которая получила название модели уровней обработки. Концепция гласила, что процесс сохранения информации в памяти происходит как часть функции глубины мысленной обработки в непрерывном масштабе от мелких (перцепционных) до глубоких (семантических) .
В отличие от популярной модели с несколькими хранилищами, не следует какой-либо структуре, и краткосрочная и долговременная память не имеют различий между ними.

BBC — Наука и природа — Человеческое тело и разум

Психология памяти

Почему у нас разные способы запоминания? Мэтью Сакстон предлагает психологический взгляд на память.

Память лежит в основе каждой нашей мысли и всего, что мы узнали, от того, как мы ходим и говорим, до того, как узнавать наших любимых кинозвезд в журналах.

Память лежит в основе когнитивной психологии; раздел психологии, изучающий психические процессы и их влияние на поведение человека. Большинство из нас воспринимает память как должное до тех пор, пока она не выйдет из строя и мы что-то забудем.

Психологи говорят о разных видах памяти: сенсорная память, рабочая память и долговременная память.

Идти, уходить, уходить

Сенсорная память — это прямой путь к разуму. Такое впечатление, что новая информация создается в уме и длится всего долю секунды, прежде чем исчезнуть навсегда. Представьте, если бы вы запомнили абсолютно все, что видели или слышали?

Каждую секунду миллионы стимулов бомбардируют ваши чувства. Скоро вы будете завалены слишком большим объемом информации. К счастью, мы запоминаем только то, что привлекает наше внимание и обрабатывается в рабочей памяти.

Motormouths

Даже в этом случае мы сильно ограничены с точки зрения объема информации, с которой мы можем работать и хранить в памяти за один раз. Когда нам нужно запомнить новый номер телефона без помощи ручки и бумаги, мы используем нашу рабочую память.

Когда дело доходит до слов, мы можем сохранить в свежем виде только то количество слов, которое мы можем сказать примерно за две секунды. Люди, которые говорят очень быстро, как правило, имеют большую рабочую память, потому что они могут вместить в эти две секунды больше слов, чем медленно говорящие.

Мгновенное извлечение

Даже информация в рабочей памяти исчезнет, ​​если она не будет передана в постоянное хранилище, известное как долговременная память. Но как только он есть, мы не всегда можем его достать. У всех нас были проблемы с вспоминанием чьего-либо имени или ответа на простой вопрос викторины.

Психологи обнаружили, что новые воспоминания могут мешать старым, заставляя нас поверить в то, что что-то произошло, хотя на самом деле этого никогда не происходило. Этот вывод имеет большое значение при уголовном преследовании, когда свидетели пытаются вспомнить критически важные события.

Это также имеет значение для случаев восстановления воспоминаний, когда взрослые, которые раньше думали, что у них было нормальное детство, начинают вспоминать травмирующие события, такие как сексуальное насилие.

Доктор Мэтью Сакстон — преподаватель психологии в Вестминстерском университете в Лондоне.


Память — AP Psychology

Если вы считаете, что контент, доступный через Веб-сайт (как определено в наших Условиях обслуживания), нарушает или другие ваши авторские права, сообщите нам, отправив письменное уведомление («Уведомление о нарушении»), содержащее в информацию, описанную ниже, назначенному ниже агенту.Если репетиторы университета предпримут действия в ответ на ан Уведомление о нарушении, оно предпримет добросовестную попытку связаться со стороной, которая предоставила такой контент средствами самого последнего адреса электронной почты, если таковой имеется, предоставленного такой стороной Varsity Tutors.

Ваше Уведомление о нарушении прав может быть отправлено стороне, предоставившей доступ к контенту, или третьим лицам, таким как в качестве ChillingEffects.org.

Обратите внимание, что вы будете нести ответственность за ущерб (включая расходы и гонорары адвокатам), если вы существенно искажать информацию о том, что продукт или действие нарушает ваши авторские права.Таким образом, если вы не уверены, что контент находится на Веб-сайте или по ссылке с него нарушает ваши авторские права, вам следует сначала обратиться к юристу.

Чтобы отправить уведомление, выполните следующие действия:

Вы должны включить следующее:

Физическая или электронная подпись правообладателя или лица, уполномоченного действовать от их имени; Идентификация авторских прав, которые, как утверждается, были нарушены; Описание характера и точного местонахождения контента, который, по вашему мнению, нарушает ваши авторские права, в \ достаточно подробностей, чтобы позволить репетиторам университетских школ найти и точно идентифицировать этот контент; например нам требуется а ссылка на конкретный вопрос (а не только на название вопроса), который содержит содержание и описание к какой конкретной части вопроса — изображению, ссылке, тексту и т. д. — относится ваша жалоба; Ваше имя, адрес, номер телефона и адрес электронной почты; а также Ваше заявление: (а) вы добросовестно считаете, что использование контента, который, по вашему мнению, нарушает ваши авторские права не разрешены законом, владельцем авторских прав или его агентом; (б) что все информация, содержащаяся в вашем Уведомлении о нарушении, является точной, и (c) под страхом наказания за лжесвидетельство, что вы либо владелец авторских прав, либо лицо, уполномоченное действовать от их имени.

Отправьте жалобу нашему уполномоченному агенту по адресу:

Чарльз Кон Varsity Tutors LLC
101 S. Hanley Rd, Suite 300
St. Louis, MO 63105

Или заполните форму ниже:

Глава 5 — Память — Психология

«У меня прекрасное воспоминание о том, что я забываю», — пошутил Роберт Луи Стивенсон. Забывание означает потерю информации из долговременной памяти.Все мы забываем такие вещи, как день рождения любимого человека, чье-то имя или то, куда мы кладем ключи от машины. Как вы уже убедились, память хрупкая, и забвение может расстраивать и даже смущать. Но почему мы забываем? Чтобы ответить на этот вопрос, мы рассмотрим несколько точек зрения на забывание.

Ошибки памяти

Психолог Дэниел Шактер (2001), известный исследователь памяти, предлагает семь причин, по которым наша память подводит нас. Он называет их семью грехами памяти и делит их на три группы: забвение, искажение и вторжение (Таблица 8.1).

Sin Тип Описание Пример
Мимолетность Забыть Доступность памяти со временем уменьшается Забудьте о событиях, произошедших давным-давно
рассеянность Забыть Забывание из-за недостатка внимания Забудьте, где находится ваш телефон
Блокировка Забыть Доступность информации временно заблокирована Кончик языка
Неправильная атрибуция Искажения Источник памяти перепутан Воспоминание о сновидении как о бодрствующем воспоминании
Внушаемость Искажения Ложные воспоминания Результат наводящих вопросов
Смещение Искажения Воспоминания, искаженные нынешней системой убеждений Сопоставьте воспоминания с текущими убеждениями
Стойкость Вторжение Неспособность забыть нежелательные воспоминания Травматические события

Таблица8.1 Семь грехов памяти Шактера

Давайте посмотрим на первый грех забвения ошибок: быстротечность, которая означает, что воспоминания могут со временем исчезнуть. Вот пример того, как это происходит. Учитель английского языка Натана поручил своим ученикам прочитать роман Убить пересмешника . Натан приходит из школы и говорит маме, что должен прочитать эту книгу перед классом. «О, я любил эту книгу!» она говорит. Натан спрашивает ее, о чем эта книга, и после некоторого колебания она говорит: «Хорошо.. . Я знаю, что читал эту книгу в старшей школе, и я помню, что одного из главных героев зовут Скаут, а ее отец — поверенный, но я, честно говоря, не помню ничего другого ». Натан задается вопросом, действительно ли его мать читала книгу, и его мать удивляется, что не может вспомнить сюжет. Здесь происходит распад хранилища: неиспользованная информация имеет тенденцию исчезать с течением времени.

В 1885 году немецкий психолог Герман Эббингауз проанализировал процесс запоминания. Сначала он запоминал списки бессмысленных слогов.Затем он измерил, сколько он выучил (сохранил), когда попытался переучить каждый список. Он проверял себя в разные периоды времени, от 20 минут спустя до 30 дней спустя. Результатом является его знаменитая кривая забывания (рис. 8.15). Из-за ухудшения памяти средний человек теряет 50% запомненной информации через 20 минут и 70% информации через 24 часа (Ebbinghaus, 1885/1964). Ваша память на новую информацию быстро ослабевает, а затем постепенно выравнивается.

Рисунок 8.15 Кривая забывания Эббингауза показывает, насколько быстро затухает память для новой информации.

Вы постоянно теряете свой мобильный телефон? Вы когда-нибудь возвращались домой, чтобы убедиться, что выключили плиту? Вы когда-нибудь заходили в комнату за чем-то, но забыли, что это было? Вы, вероятно, ответили утвердительно хотя бы на один, если не на все из этих примеров, но не волнуйтесь, вы не одиноки. Мы все склонны совершать ошибку памяти, известную как рассеянность. Эти провалы в памяти вызваны перебоями в внимании или тем, что мы сосредоточились где-то еще.

Синтия, психолог, вспоминает время, когда она недавно совершила ошибку памяти в виде рассеянности.

Когда я проходил назначенную судом психологическую экспертизу, каждый раз, когда я приходил в суд, мне выдавали временное удостоверение личности с магнитной полосой, которое открывало бы запертые в противном случае двери. Как вы понимаете, в зале суда это удостоверение личности ценно и важно, и никто не хотел, чтобы его потерял или забрал преступник. В конце дня я сдал свое временное удостоверение личности.Однажды, когда я почти закончил обследование, мне позвонили из детского сада и сказали, что она заболела и ее нужно забрать. Был сезон гриппа, я не знал, насколько она больна, и меня это беспокоило. Я закончил оценку в следующие десять минут, собрал свои инструменты и помчался поехать в детский сад моей дочери. После того, как я забрал свою дочь, я не мог вспомнить, вернул ли я свое удостоверение личности или оставил его на столе. Я сразу позвонил в суд, чтобы проверить.Оказалось, что я вернул свое удостоверение личности. Почему я не мог этого вспомнить? (личное сообщение, 5 сентября 2013 г.)

Когда вы испытывали рассеянность?

«Я только что пошел и посмотрел этот фильм под названием Oblivion , и в нем снимался этот знаменитый актер. О, как его зовут? Он снимался во всех этих фильмах, например, в трилогии «Искупление Шоушенка», и «Темный рыцарь» . Думаю, он даже получил Оскар. О, черт возьми, я могу представить себе его лицо и слышать его характерный голос, но я просто не могу вспомнить его имя! Это будет сбивать меня с толку, пока я не вспомню об этом! » Эта конкретная ошибка может быть очень неприятной, потому что информация у вас на кончике языка.Вы когда-нибудь испытывали такое? Если это так, вы совершили ошибку, известную как , блокирующая : вы не можете получить доступ к сохраненной информации (рис. 8.16).

Рис. 8.16. Блокирование также известно как явление «кончика языка» (TOT). Воспоминание тут же, но вы не можете вспомнить его, точно так же, как не можете вспомнить имя этого очень известного актера, Моргана Фримена. (кредит: модификация работы Д. Миллера)

А теперь давайте взглянем на три ошибки искажения: неправильная атрибуция, внушаемость и предвзятость.Неправильная атрибуция происходит, когда вы путаете источник своей информации. Допустим, Алехандро встречался с Люсией, и они вместе посмотрели первый фильм о Хоббите. Потом они расстались, и Алехандро вместе с кем-то посмотрел второй фильм «Хоббит». Позже в том же году Алехандро и Люсия снова вместе. Однажды они обсуждают, чем книги и фильмы о Хоббите отличаются друг от друга, и Алехандро говорит Люсии: «Мне понравилось смотреть с тобой второй фильм и видеть, как ты прыгаешь со своего места во время этой супер-страшной части.Когда Лючия ответила озадаченным, а затем сердитым взглядом, Алехандро понял, что допустил ошибку неверной атрибуции.

Что делать, если кто-то стал жертвой изнасилования вскоре после просмотра телевизионной программы? Возможно ли, что жертва действительно могла обвинить в изнасиловании человека, которого она видела по телевидению, из-за неправильной атрибуции? Именно это случилось с Дональдом Томсоном.

Австралийский эксперт-очевидец Дональд Томсон выступил в прямом эфире телеканала о ненадежности памяти очевидца.Позже он был арестован, выстроен в очередь и опознан жертвой как мужчина, изнасиловавший ее. Полиция предъявила Томсону обвинение, хотя изнасилование произошло в то время, когда он выступал по телевидению. Они отклонили его алиби, что он был на виду у телеаудитории и в компании других участников дискуссии, включая помощника комиссара полиции. . . . В конце концов следователи обнаружили, что насильник напал на женщину, когда она смотрела телевизор — ту самую программу, в которой появился Томсон. В конце концов власти очистили Томсон.Женщина перепутала лицо насильника с лицом, которое она видела по телевизору. (Баддели, 2004, с. 133)

Вторая ошибка искажения — внушаемость. Внушаемость похожа на неправильную атрибуцию, поскольку она также связана с ложными воспоминаниями, но это другое дело. При неправильной атрибуции вы сами создаете ложное воспоминание, что и сделала жертва в приведенном выше случае Дональда Томсона. В случае внушаемости оно исходит от кого-то другого, например, терапевта или полицейского интервьюера, задающего наводящие вопросы свидетелю во время допроса.

Воспоминания также могут быть подвержены смещению, которое является окончательной ошибкой искажения. Шактер (2001) говорит, что ваши чувства и взгляд на мир могут фактически исказить вашу память о прошлых событиях. Существует несколько типов смещения:

  • Стереотипные предубеждения включают расовые и гендерные предубеждения. Например, когда участникам исследования американцев азиатского происхождения и американцев европейского происхождения был представлен список имен, они чаще неправильно запоминали типичные афроамериканские имена, такие как Джамал и Тайрон, которые ассоциировались с профессиональным баскетболистом, и они чаще неправильно вспоминали типичных белых такие имена, как Грег и Ховард, ассоциируются с профессией политика (Payne, Jacoby, & Lambert, 2004).
  • Эгоцентрическое предубеждение связано с улучшением наших воспоминаний о прошлом (Payne et al., 2004). Вы действительно забили победный гол в том большом футбольном матче или просто ассистировали?
  • Предвзятость в ретроспективе случается, когда мы думаем, что результат был неизбежен постфактум. Это феномен «Я знал это с самого начала». Реконструктивный характер памяти способствует предвзятости ретроспективного взгляда (Carli, 1999). Мы помним неправдивые события, которые, кажется, подтверждают, что мы всегда знали исход.

Вы когда-нибудь играли песню в голове снова и снова? Как насчет воспоминаний о травмирующем событии, о чем вы действительно не хотите думать? Когда вы продолжаете вспоминать что-то до такой степени, что не можете «выбросить это из головы», и это мешает вашей способности концентрироваться на других вещах, это называется настойчивостью.Это седьмая и последняя ошибка памяти Шактера. На самом деле это сбой нашей системы памяти, потому что мы невольно вспоминаем нежелательные воспоминания, особенно неприятные (рис. 8.17). Например, однажды утром вы стали свидетелем ужасной автомобильной аварии по дороге на работу и не можете сосредоточиться на работе, потому что все время вспоминаете эту сцену.

Рис. 8.17. Многие ветераны военных конфликтов невольно вспоминают нежелательные, неприятные воспоминания. (Источник: фотография Министерства обороны США У.S. Air Force Tech. Сержант. Майкл Р. Хольцворт)

Классификация воспоминаний — ветви памяти

Когда дело доходит до классификации воспоминаний, есть три основные категории:

  • Сенсорная память
  • Кратковременная память
  • Долговременная память

Сенсорная память

Сенсорная память является первой в этой классификации воспоминаний и является нашей способностью запоминать определенные аспекты информации менее чем на секунду после исчезновения стимула.Наши сенсорные рецепторы обладают способностью удерживать огромное количество информации, но все, что удерживается этими рецепторами, длится лишь доли секунды. Сенсорная память делится на эхогенную и иконическую.

Эховая память относится к стимулам звукового характера. По сути, мы способны удерживать мысленное эхо в течение нескольких секунд после того, как стимул был услышан. Примером этого является способность повторять слова или числа через несколько секунд после того, как их произнес кто-то другой. Образное воспоминание намного короче и длится всего четверть секунды.Это относится к зрительной памяти, с помощью которой мы можем запоминать элементы, которые только что вспыхнули на экране в течение очень короткого периода времени.

Кратковременная память

Классификация памяти продолжается с помощью кратковременной памяти, которая представляет собой способность удерживать небольшой объем информации в течение нескольких секунд. Подсчитано, что мы можем хранить кратковременные воспоминания до 20 секунд. Джордж Миллер выдвинул теорию, согласно которой человеческий разум способен хранить 7 плюс-минус 2 единицы информации в своей краткосрочной памяти.Он пришел к такому выводу из экспериментов 1960-х годов. Однако более поздние исследования показали, что объем информации, который мы можем сохранить, зависит от ряда различных факторов и не может ограничиваться числом от 5 до 9.

Процесс разделения на части также пробивает дыру в теории Миллера. Разделение на части позволяет вам вспоминать информацию в группах, что значительно увеличивает объем краткосрочной памяти. Например, гораздо легче запомнить 3 группы по 4, чем одну группу из 12 частей.Кроме того, сама природа вспоминаемой информации оказывает глубокое влияние на то, сколько мы можем запомнить.

Долговременная память

Последней в общей классификации памяти является долговременная память. Эта форма памяти резко контрастирует с двумя предыдущими, потому что она может хранить, казалось бы, неограниченное количество информации в течение неограниченного промежутка времени. Долгосрочные воспоминания также могут быть воспоминаниями на всю жизнь. Одна вещь о долговременной памяти заключается в том, что мы можем забыть информацию, если ее не вспоминать через регулярные промежутки времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *