Виды социометрия: Раздел 3. Особенности методики социометрии

Социометрия (Осипов, 2014) | Понятия и категории

СОЦИОМЕТРИЯ (от лат. societas — об-во и греч. metreo — меряю) — в узком значении — область социальной психологии, связанная с изучением межличностных отношений в малых социальных групп. Термин социометрия возник в 19 веке для обозначения применения математических методов в социальных науках, тем не менее такое широкое его понимание не получило распространения. Новое значение термину придал Дж. Морено, который предложил специальные теорию и методы социометрии. В дальнейшем методы отделились от теории и стали использоваться независимо. Вот почему часто под социометрией понимают методы исследования структуры межличностных отношений в малой социальной группы путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям. Одним из основных социометрических методов является социометрический опрос, а социометрическим критерием — вопрос социометрической анкеты (теста).

Респондентам предлагается избрать одного или несколько членов группы, которая изучается (чаще всего для совместной деятельности в прожективной ситуации).

Таким опрашиванием является, например, опрашивание членов производственной бригады с помощью анкеты, которая включает вопросы наподобие такого: «Кого из членов Вашей бригады Вы оставили бы в ней, если бы бригада формировалась заново?». В ответ на каждый подобный вопрос респонденты должны указать номера членов бригады, фамилии которых есть в специальном списке, который прилагается к анкете.

Социометрическое опрашивание существенно отличается от других видов социологического опрашивания характером первичных данных, средствами их представления, процедурой, методами анализа собранной информации. В отличие от других видов опрашивания, результатом измерения в данном случае является не характеристика респондента (значение признака, измеренное с помощью шкалы того ли другого типа), а характеристика взаимоотношений между респондентами. Если при других видах опроса ответы респондентов на каждый вопрос порождают распределение опрошенных по градациям и признаку, который соответствует определенному вопросу, то ответы членов группы на определенные социометрические вопросы порождают (выявляют) структуру отношений.

Это отличие предопределяет разработку специальных средств представления собранных эмпирических данных: указанная структура может иметь несколько вариантов изображения — это специальный рисунок или график (социо-грамма), таблица (социоматрица), локо-грамма и др.

Дальнейшее развитие социометрических методов осуществляется, во-первых, путем уточнения интерпретации результатов, полученных с их помощью (такие работы проводились в рамках так называемой стратометричной концепции малых групп). Во-вторых, разрабатываются разные модификации процедуры получения данных, которые дают возможность расширить класс отношений, изучаемых с помощью социометрии. В частности, новые методы дают возможность исследовать не только эмоциональные межличностные взаимоотношения, а и другие отношения между членами группы. К методам получения социометрической информации относятся все основные методы сбора данных, которые используются в социологии (опрос, наблюдение, анализ документов). К различным модификациям сбора данных относится, например, референтометрия, которая дает возможность определять для каждого респондента тех членов группы, мнение которых его в особенности интересует, методику выбора в действии (например, если ученикам младших классов или дошкольникам дают пакет календариков и предлагают по одному подарить некоторым своим друзьям) и т.

п. В-третьих, расширяется класс объектов, отношение между которыми изучаются с помощью социометрических методов. С их помощью исследуются, например, структура сложных организаций, взаимоотношения между семьями в селах, структура цитирования в научных публикациях, особенности пьес разных авторов (изучается напряженность отношений персонажей) и т.п.

Развитие социометрии по указанным направлениям обусловило более широкое ее определение: под социометрическими методами стали понимать исследовательские приемы анализа структуры отношений между любыми социальными объектами. Из этого определения вытекает основные ограничение области использования социометрии: исследуемые социальные объекты (малая группа, предприятие или учреждение) представляют собой определенную систему, изучение совсем не исчерпывается описанием структуры отношений между ее элементами. В частности, очевидно, что изучение малых групп, кроме исследования структуры межличностных отношений, должно включать изучение групповых норм и ценностей, социально-демографических и других характеристик группы, а также связей между разными характеристиками.

Развитие социометрии привело к возникновению нового направления в социологии — сетевого (network), или структурального, анализа.

См. также: Анализ сетевой в социологии, Вес социометрического выбора, Индексы социометрические, Критерий социометрический, Обработка данных социометрических, Подструктура социометрическая, Социограмма, Социоматрица.

Е.В. Жулькевская, В. И. Паниотто

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 492-493.

Литература:

Волков И.П. Социометрические методы в соц.-психол. иссл-ях. Л., 1970; Паниотто В. И. Социометрический опрос // Методы сбора информации в социол. иссл-ях. Кн. 1. М., 1990. С. 183— 207; Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об об-ве. Пер. с англ. М., 2001.

Tags: 

Социология

Понятие: 

Социометрия

Социометрия — Резерв Cтолица

Социометрия: исследование межличностных отношений в группе.

Социометрическая техника, разработанная Дж.

Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Социометрическая процедура.

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе.

Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.

Примеры вопросов для изучения деловых отношений

1. а) кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?

б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?

2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку?

б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку?

3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?

б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?

Примеры вопросов для изученным личных отношений

1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?

б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?

2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?

б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?

3.

а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?

б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

При этом Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант — непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N— число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения Метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант — параметрическая Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для системы отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс: P(A)=d/(N-1), где Р — вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N — число членов группы.

Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.

Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

Социометрическая карточка или Социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Социометрическая карточка

Тип

Критерии

Выборы

1

Работа

а) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром?

б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром?

2

Досуг

а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?

б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже).

Величины ограничения социометрических выборов

Число членов групп Социометрическое ограничение d Вероятность случайного выбора P(A)
5-7 1 0,20-0,14
8-11 2 0,25-0,18
12-16 3 0,23-0,19
17-21 4 0,22-0,19
22-26 5 0,22-0,19
27-31 6 0,22-0,19
31-36 7 0,21-0,19

Обработка результатов

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.

По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.

Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Фамилия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Иванов +1 +2 +3 -1
2 Петров +1 +3 +2
3 Сидоров -1 +1 +2 +3
4 Данилова +2 +1 +3
5 Александрова +2 +1 +3 -3 -2
6 Адаменко
7 Петренко +1 +3
8 Козаченко +1 +3 +2
9 Яковлева +2 +1 +3 -1
10 Шумская +2 +1 +3 -1
Кол-во выборов
Кол-во баллов
Общая сумма


Примечание: + положительный выбор; — отрицательный выбор.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта.

Социограмма. Социограмма — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже:

——> позитивный односторонний выбор,
<——> позитивный обоюдный выбор,
——> негативный односторонний выбор,
<——> негативный обоюдный выбор.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.

Социометрические индексы

Различают персональные социометрические индексы (П. С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — совмещение ролей.

Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:

где Сi — социометрический статус i-члена, R+ и R- — полученные i-членом выборы, Z — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N— число членов группы.

Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса.

Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в группах малой численности (N).

Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле

где Ej — эмоциональная экспансивность j-члена, Rj — сделанные /членом выборы (+, -). С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.

Из Г.С.И. наиболее важными являются: Индекс эмоциональной экспансивности группы и индекс психологической взаимности.

Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:

где Ag — экспансивность группы, N — число членов группы? Rj (+,-) — сделанные j-членом выборы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).

Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле:

где Gg — взаимность в группе по результатам положительных выборов, Аij+ — число положительных взаимных связей в группе N — число членов группы.

Литература:
1. Методы психологической диагностики. — М., 1993
2. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. — М., 1990

Типы, использование, преимущества и недостатки социометрических методов

Вернуться к: Оценка для обучения

Типы, использование, преимущества и недостатки социометрических методов

Дж. Л. Морено и Хеллен Дженнингс (1960) впервые представили социологическая техника около 1960 г. как средство нетестирующего устройства. По их словам,

«это средство простого и графического представления структуры социальных отношений, линий связи и моделей дружбы, влечения и отторжения, существующих в данное время среди членов определенной группы».

Этот метод позволяет консультанту или проводнику измерять неприятие и принятие через частые промежутки времени между членами группы. Общее наблюдение, сделанное с помощью этой техники, заключается в том, что большинству студентов нравится оставаться вместе, некоторые студенты могут нравиться большинству, а некоторые могут нравиться лишь немногим. Такого рода наблюдения были сделаны с помощью техники. На аспекты развития учащихся также влияют существующие между ними социальные отношения.

Преимущества и недостатки тра…

Включите JavaScript

Преимущества и недостатки светофоров || Дорожная техника || Civilnoteppt

Типы социометрических методов 

Шкала социальной дистанции

Она была введена Богардусом, когда человек должен предоставить конкретные утверждения, связанные с социальной ситуацией или человеком. Затем группа должна ранжировать их. Основная цель — выяснить социальные взаимосвязи группы.

Техника «Угадай, кто 9»0025

Он был разработан Хью Хартшорном и Марком Мэем. Список характеристик предоставляется членам группы, которые затем должны идентифицировать заинтересованное лицо.

Communingram

Используется для определения навыков общения человека в группе в зависимости от того, как много он говорит.

Peer Rating

Это делается для того, чтобы увидеть популярность человека и определить, нравится ли участник другим участникам или нет.

Использование социометрического метода

1. Методика позволяет учителю изучить выбор учащегося, с помощью которого можно определить качество социальных отношений между учащимися.

2. Это позволяет учителю определить, какие ученики больше всего нравятся другим, а кто не должен определять лучшего лидера.

3. Это также позволяет учителю определить, какие ученики чувствуют себя изолированными и нуждаются в помощи.

4. Это естественный, простой и экономичный метод сбора и наблюдения данных.

5. Их можно использовать для различных исследований, как в лаборатории, так и в полевых условиях.

Преимущества социометрического метода

1. Он позволяет учителю определять групповые структуры.

2. Позволяет учителю выявлять модели взаимоотношений между членами группы.

3. Его также можно использовать для улучшения взаимоотношений учащихся в классе.

4. Учитель также может сравнивать различные показатели.

5. Это может помочь учителю прогнозировать, а также определять групповую динамику наряду с определением групповой идентичности.

6. Это также экономичный и рентабельный метод с точки зрения денег и времени.

7. Это также может пригодиться для улучшения социальной атмосферы в классе.

Недостатки метода социометрии 

1. Данные, собранные методом социометрии, сильно отличаются от других видов данных.

2. Исследователи и консультанты обычно сталкиваются с трудностями при проведении индивидуальных социометрических измерений.

3. Оценивать человека по его мнению может быть устаревшей практикой.

4. Определенные черты и качества не так просто измерить.

5. Существует высокая вероятность того, что измеренные данные могут быть неточными и субъективными.

Это различные виды использования, типы, преимущества и недостатки социометрического метода.

Социометрический статус (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet

Определение социометрического статуса

Социометрический статус показывает, насколько ребенок нравится и замечается сверстниками. Он отражает более широкую классификацию признания сверстников, чем простая дружба. Социометрические категории включают популярных, отвергнутых, заброшенных, противоречивых и средних детей. Социометрический статус важен, потому что отношения со сверстниками играют значительную роль в социальном и эмоциональном развитии детей.

Социометрическая оценка статуса

Социометрический статус оценивается, когда детей просят назвать сверстников, которые им больше всего нравятся и не нравятся, оценить каждого сверстника по шкале от очень нравится до очень не нравится или указать предпочитаемых товарищей по играм из разных пар детей. Учителя, родители и исследователи также могут предоставить свои наблюдения. Исследователи используют эти положительные и отрицательные номинации для классификации социометрического статуса каждого ребенка.

Социометрические категории

Popular

Популярные дети получают много положительных и несколько отрицательных номинаций. Они хорошо нравятся другим. Популярные дети готовы к сотрудничеству, общительны, дружелюбны и чувствительны к другим. Хотя они напористы и способны использовать агрессию, они редко проявляют разрушительное и негативное поведение. Вместо этого они, кажется, используют свои социальные навыки, чтобы получить то, что они хотят, не прибегая к агрессии. Популярные дети также, как правило, демонстрируют высокий уровень академических и интеллектуальных способностей. Дети, учителя и родители обычно соглашаются, какие дети популярны. В целом, популярные дети умеют инициировать и поддерживать позитивные социальные взаимодействия и отношения.

Отклоненные

Отклоненные дети получают много отрицательных и несколько положительных номинаций. Их активно не любят. Отверженные дети демонстрируют меньше положительных социальных навыков и черт, чем дети из других групп, и они демонстрируют более слабые академические и интеллектуальные способности. Недавние исследования выявили два типа отверженных детей: дети, которые демонстрируют разрушительное и агрессивное поведение, и дети, которые социально тревожны и замкнуты.

Дети из отвергнуто-агрессивной группы демонстрируют высокий уровень враждебного и угрожающего поведения, физической агрессии, такой как толкание и драка, и деструктивного поведения, такого как нарушение правил. Они также могут проявлять склонность к враждебной атрибуции или склонность предполагать, что другие дети имеют враждебные намерения в неоднозначных ситуациях. Например, если один ребенок роняет художественный проект, а второй ребенок наступает на него до того, как его удается поднять, сценарий неоднозначен; неясно, наступил ли на него второй ребенок намеренно или случайно. Хотя неотверженные дети признают двусмысленность, отвергнутые-агрессивные дети могут предположить, что негативное действие было преднамеренным, и впоследствии ответить агрессивным возмездием. Это агрессивное возмездие воспринимается как необоснованное теми, кто осознал ситуационную двусмысленность, которая подпитывает цикл отвержения сверстников.

Другие дети могут быть отвергнуты, потому что они демонстрируют социально тревожное поведение. Эти дети не слишком агрессивны. Скорее, они робки и осторожны в социальных ситуациях, что приводит к неудобным, неловким взаимодействиям. Сверстникам может быть трудно предсказать, как поведут себя эти дети, и они могут быть менее склонны приближаться к ним. Социально тревожные дети могут затем уйти от будущих социальных ситуаций. У отвергнутых и замкнутых детей, по-видимому, отсутствуют социальные навыки, которые делают возможным беспрепятственное взаимодействие со сверстниками.

Безнадзорные

Безнадзорные дети получают несколько положительных и несколько отрицательных номинаций. Они редко проявляют разрушительное и агрессивное поведение и проявляют меньше общительности, чем их сверстники. Однако исследования показывают, что безнадзорные дети не подвергаются большому риску негативных последствий. Действительно, в более структурированной деятельности эти дети проявляют больше общительности. В противном случае они могут предпочесть одиночную деятельность, что в конечном итоге способствует их заброшенному статусу. Безнадзорных детей не любят. Их просто не замечают.

Спорные

Спорные дети получают как положительные, так и отрицательные номинации. Они очень нравятся одним детям, но активно не нравятся другим. Эти дети проявляют такое же агрессивное поведение, как и отвергнутые агрессивные дети. Однако они компенсируют свою агрессию позитивным социальным поведением. Подобно популярным детям, они, как правило, имеют высокий уровень академических и интеллектуальных способностей. Их положительное поведение и качества компенсируют более высокий уровень агрессии. Оценки детей, учителей и родителей менее последовательны в отношении противоречивых детей, возможно, потому, что противоречивые дети сдерживают свои агрессивные проявления в присутствии взрослых. Хотя спорные дети проявляют агрессивное поведение, они также готовы к сотрудничеству и общительны.

В среднем

В среднем дети получают среднее количество положительных и отрицательных номинаций. Они не вписываются ни в одну из наиболее крайних категорий. К этой категории относится большинство детей. Они более общительны, чем отвергнутые и брошенные дети, но не так общительны, как популярные и противоречивые дети.

Стабильность социометрического статуса и последствия

В течение коротких периодов времени, таких как несколько недель или месяцев, рейтинги популярных и отвергнутых детей остаются довольно стабильными. Дети в заброшенных и спорных категориях могут колебаться по мере изменения школьной деятельности и развития социальных навыков. В более длительные периоды рейтинги стабильности для отвергнутых детей выше, чем для других групп. Другими словами, дети, пользующиеся популярностью, пренебрежением или вызывающими споры в детстве, могут сохранять или не сохранять этот статус несколько лет спустя. Однако дети, которых активно отвергают в раннем возрасте, по-прежнему имеют тенденцию быть отвергнутыми через несколько лет. Без вмешательства они не приобретают социальные навыки, необходимые им для признания сверстников.

Отверженные дети, особенно отверженные агрессивные дети, подвержены высокому риску негативных последствий, таких как правонарушения, гиперактивность, синдром дефицита внимания и гиперактивности, проблемы с поведением и злоупотребление психоактивными веществами. Кроме того, они подвержены более высокому риску, чем другие группы, чувства одиночества, депрессии и обсессивно-компульсивного расстройства. Тем не менее, эти дети могут извлечь пользу из вмешательств. Родители и учителя, которые обучают детей тому, как справляться с конфликтами и трудными социальными ситуациями, как встречаться и взаимодействовать с незнакомыми сверстниками, а также моделировать и укреплять социально компетентное поведение, могут помочь детям в развитии их социальных навыков. В конечном счете, дети, которые узнают о подходящем социальном поведении, о том, как его реализовать и как интерпретировать социальную обратную связь от других, должны стать более социально компетентными и иметь лучшие отношения со сверстниками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *