Виды тренинги: Виды тренингов | Тренинг-Центр Синтон

Виды бизнес тренингов Системные и психологические От чего зависит разделение и для чего оно

Грамотный выбор бизнес тренингов зависит от знания их типов. Специалисты делят бизнес тренинги по их происхождению на два типа: психологические тренинги и системные бизнес тренинги. Именно бизнес, в отличии от многих, многих других «не бизнес».

Такое разделение в первую очередь зависит от квалификации бизнес тренеров, которые их проводят.

Психологические — это тренинги, которые проводят психологи, то есть такие, в основе которых лежат знания психологии и соответствующие психологические техники. К системным относят тренинги, которые проводят тренеры-практики, ранее занятые в бизнесе и предлагающие участникам тренинга готовые бизнес решения.

Разделение

На Западе подобное разделение произошло еще в 40-х годах прошлого века с того момента, как Хайнс Гольдман, основатель известной тренинговой компании Mercuri, провел свой первый системный тренинг для бизнесменов, не будучи при этом психологом и не ставя никаких психологических задач. Это произошло в Швеции. В России разделение произошло с приходом на рынок западных тренинговых компаний.

«Психологи» и «системщики» значительно отличаются друг от друга. Это проявляется в образовании, опыте работы и в подходе к тренингу как к процессу передачи знаний.

У «психологов» основное образование психологическое, некоторые из них имеют дополнительное образование по менеджменту или маркетингу. «Системщики» в 80% случаев имеют высшее техническое образование. Встречаются «системщики» с журналистским или экономическим образованием.

Второе отличие — это опыт работы. «Психологи» зачастую имеют опыт работы, связанный только с психологией. Они устраиваются в тренинговые компании на должность помощников тренера и на примере опытного специалиста запоминают и оттачивают нужные методики. «Системщики» же до прихода в тренинговую компанию сначала работают в бизнесе, как правило, на должностях с наиболее напряженной коммуникацией (сейлз, управление). Благодаря этому они лучше воспринимают многие бизнес понятия и характер взаимоотношений между сотрудниками разного уровня в организации.

«Системщик» проявляет системный подход к тренингу, разделяя его на этапы. Тренер — «системщик» моделирует ситуацию и вместе с клиентами проходит все ее этапы. «Психолог» старается конкретные ситуации свести к общим моделям.

Максим Кикоть, генеральный директор тренинговой компании LiCO «Линтек-консалтинг» считает, что самыми эффективными являются бизнес тренинги, которые проводят «системщики». «Системщик» — это человек, который «поварился» в бизнес-культуре, он на практике знает, что стоит за понятиями «начальник», «директор», «логистика», — говорит Максим Кикоть. — «Психолог» этого не понимает, потому что ему известна только теория, которая не всегда соответствует практике. Из-за этого он старается запутать клиента, начинает говорить заумными фразами, сводить все к общим формулам, когда клиенту нужны конкретные советы.
Тренер должен обладать широкими знаниями и умениями в той области, в которой он ведет тренинг. Он должен обладать специальными «навыками передачи навыков», хороший тренер за несколько дней способен «зарядить» участников надолго. И порой это самый сложный процесс».

«Деление на «системщиков» и «психологов» не очень четкое, — говорит Константин Харский, директор тренинговой компании «Эксперт«.

— Психологический тренинг может быть гораздо более практичен, чем системный». «Этот подход не отражает реальности, — говорит Евгений Креславский, директор института «Новые возможности«.

— Дело не в том, какое тренер имеет базовое образование, а как он мыслит. Ставит ли он в фокус своей деятельности при разработке программ какой-то один из уровней, либо старается организовать процесс таким образом, чтобы влиять системно, т.е. направлять свое влияние на достижение результата — повышение эффективности деятельности компании».

Своими силами

В конкуренции победителя всегда определяет потребитель. В зависимости от того, насколько эффективными были предыдущие тренинги, выбираются темы следующих тренингов и компании, которые их проводят.

«Тренера мы выбираем в зависимости от той задачи, которую нам нужно решить с помощью тренинга, — говорит Дина Смирнова, директор по персоналу петербургского филиала компании «Вимм-Билль-Данн«.

— Если тренинг направлен на сплочение коллектива, то мы предпочтем психолога, если на обучение торговых представителей-то лучше «системщик». Хотя я считаю, что любой тренер должен знать и давать психологию, даже если он обучает топ-менеджеров. Мы постоянно сотрудничаем с одной тренинговой компанией, однако рассматриваем наиболее интересные предложения и от других компаний». Некоторые компании не доверяют обучение своих сотрудников сторонним организациям и занимаются подготовкой сами. «Мы испробовали очень большое количество тренингов и отечественных, и зарубежных компаний, — говорит директор по персоналу ЗАО «Полюстрово» Евгения Шульгина.

— В итоге пришли к выводу, что для нас эффективнее проводить тренинги своими силами. Например, тренинг «продажников» проводит наш генеральный директор».

Необходимый выбор

Делать выбор между тренингом психологическим и системным нужно исходя из того, какой результат от прохождения тренинга необходим.

«Однажды был случай, когда на тренинге собрались производители сложного холодильного оборудования, а тренером была молодая девушка-психолог, — рассказывает Максим Кикоть. — Всех участников главным образом интересовал один вопрос: как эффективнее продавать такой «трудный» товар. По всей видимости, тренер ничего не понимала в сложном холодильном оборудовании, потому что предложила участникам отточить методику продаж пылесосов. Ясно, что после такого обучения доверие к тренингом может быть подорвано. Психологические тренинги возможны, но только на самом раннем этапе развития организации, например, для формирования команды».

Ирина Венщикова, генеральный директор тренинговой компании «Престиж«, считает, что психологические тренинги учат эффективной коммуникации. «Они необходимы для каждой организации. Системные тренинги не рассказывают о психологии общения. А ведь это важно. Например, тренинг «продажников». Продавец никогда не будет успешным, если он не знает о психологии клиентов», — говорит Ирина Венщикова. По мнению продавцов психологических тренингов, системные тренинги дают готовую формулу для решения задачи, как единственно правильное решение. Психологические же тренинги способствуют тому, чтобы сотрудник сам осознал необходимость изменений. Однако всегда ли он способен самостоятельно осознать и продумать эти изменения?

Петербургские тренинговые компании

Системные бизнес тренинговые компании:

  1. «БИГ-Санкт-Петербург»
  2. LiCO «Линтек-консалтинг»(Санкт Петербургское подразделение)
  3. «Клуб закупщиков»
  4. «РКН»
  5. «Триза Exclusive — Санкт-Петербург»
  6. «Эксперт»

Психологические:

  1. «ДЕРО»
  2. «ЕВМ Тренинг
  3. Лига профессиональных консультантов
  4. Институт «Новые возможности»
  5. «ИМАТОН»
  6. «Институт тренинга»
  7. «Квалитет»
  8. «Престиж»
  9. «Русский персонал»
  10. Центр «АКМЕОН» (Санкт-Петербургская акмеологическая академия)
  11. «Теменос»
  12. «Тренинг-центр Александра Савкина»
  13. «Тренинговая компания»
  14. Учебный центр ассоциации консалтинговых фирм
  15. Personnel training
  16. Prime Personnel

 

Марк Чернов


МЕНЕДЖЕР, газета «Деловой Петербург

Управленческий тренинг и его виды

Комплексные программы по обучению руководителей
Тренинг — управление персоналом для руководителей
Личностные тренинги руководителей по управлению собой
Программы по стилю руководства, лидерства
Тренинги по планированию работы, постановке задач перед подчиненными
Программы по повышению мотивации персонала, по делегированию полномочий
Другие виды управленческих тренингов

 

Достаточно разнообразны по виду управленческие тренинги для руководителей, так как темы их программ строятся на достижении определенных целей. Какие же сегодня предлагаются бизнес тренинги, которые помогают в работе представителям руководящего состава компаний?

  1. Комплексные программы по обучению руководителей.

Это тренинги, которые позволяют в комплексе ознакомиться с разными важными направлениями в управленческой работе, начиная от коммуникативной компетенции начальника, заканчивая анализом проблем и принятием решения по их устранению. Это своего рода базовые курсы, которые особенно необходимы молодым руководителям, недавно начавшим свой тернистый путь во главе компании. Полезны комплексные программы и для опытных начальников, которые хотели бы изменить свой консервативный подход к управлению.

  1. Тренинги по управлению персоналом.

Связаны с построением взаимоотношений с сотрудниками. Содержат рассмотрение вопросов психологии подчиненных. В ходе таких тренингов обсуждается успешное создание эффективной команды, проблемы конфликтов при управлении, находятся ответы на вопросы, связанные с принятием решений в конкретных ситуациях.

Руководитель учится сохранять свой авторитет перед работниками, принимая адекватные решения.

  1. Личностные тренинги руководителей по управлению собой.

К таким тренингам относятся программы личностного роста. В ходе обучения участники учатся управлять собой. Цель таких программ – использовать человеческий фактор, чтобы повысить эффективность работы компании. Обучающиеся учатся понимать свои, а также чужие эмоции, устанавливать, а затем и поддерживать позитивные отношения с подчиненными, управлять стрессовыми ситуациями, преодолевать конфликты. В программы могут включаться основы делового этикета, а также обучение коммуникативным навыкам, психологические направления.

  1. Программы по стилю руководства, лидерства.

В ходе таких тренингов рассматриваются все основные стили руководства, их особенности. Проводится обсуждение эффективности конкретного стиля в различных ситуациях. Даются ответы на вопросы, связанные с тем, какой стиль подходит определенному взрослому или молодому руководителю, как ему следует придерживаться выбранного стиля, как быть лидером для своих подчиненных и постоянно таковым оставаться.

  1. Тренинги по планированию работы, постановке задач перед подчиненными.

Программы по планированию учат основным принципам планирования. Позволяют научиться ставить задачи перед тем, как начать достигать каких-то определенных результатов. Дают возможность понять важность планирования, которое напрямую влияет на эффективность работы всей компании в целом.

В свою очередь, тренинги, обучающие ставить задачи перед починенными, формируют навыки постановки различных задач, учитывая возможности сотрудника с отсутствием стремления требовать невозможного.

  1. Программы по повышению мотивации персонала, по делегированию полномочий.

Корпоративные тренинги для руководителей позволяют обучиться, как мотивировать своих сотрудников, какие методы, способы для этого использовать. Участники учатся заинтересовывать своих подчиненных, определяя мотивы сотрудников, того, к чему они стремятся, направлять их интерес по нужному для компании руслу.

Программы на тему делегирования полномочий позволяют научиться правильно передавать обязанности и в дальнейшем осуществлять контроль за их выполнением. Эффективное делегирование предполагает верное распределение ответственности между всеми звеньями управленческой сети. Как это сделать, позволит узнать тренинг по соответствующей теме.

Чего еще могут касаться тренинги для руководителей, какие бывают их темы на фоне всего вышеперечисленного многообразия? Это программы, касающиеся:

  • Ораторского искусства;
  • Проведения совещаний;
  • Тайм-менеджмента.

На проводимых тренингах по ораторскому искусству участники учатся, как публично выступать, как планировать свою речь, как отвечать на неуместные вопросы и пр.

В свою очередь, программы по изучению особенностей проведения корпоративных совещаний позволяют научиться быстрому и эффективному решению вопросов, возникающих на собрании коллектива. На таких тренингах можно узнать, как распределять роли между выступающими на совещании, каких правил следует придерживаться при проведении собраний.

Тренинг по менеджменту для руководителей в плане распределения времени даст возможность научиться выделять время не только на выполнение работы в ходе исполнения своих должностных обязанностей, но и не забывать про свои личные интересы.

Направлений для успешного руководителя высшего, а также среднего звена достаточно много. Каждое из них позволяет узнать ценную для управленца информацию и применить ее на практике с желаемым успехом.