Виды воображение: 6.2. Виды воображения

Виды воображения — Воображение в норме и патологии

1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности‎ > ‎

Виды воображения

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны.

В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Так, читая описание Полтавской битвы в поэме А. С. Пушкина «Полтава», мы отчетливо представляем себе раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.

Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете не пользуясь словами, а па основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.

Следующий вид произвольного воображения — творческое воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель, или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.

Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения.

📖 30. Основные виды воображения и их краткая характеристика. Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А. Г. Страница 31. Читать онлайн

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности (рис. 11). Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.


Рис. 11. Характеристика основных типов воображения

Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, продуктивное (творческое) воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения сталкиваются тогда, когда читают описание географических мест или исторических событий, а также когда читают описание литературных героев. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Так, читая описание Полтавской битвы, сделанное А. С. Пушкиным, можно отчетливо представить раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.

Чаще всего с воссоздающим воображением сталкиваются, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда человек воссоздает представление о каком-либо предмете, не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.

Следующий вид произвольного воображения — продуктивное (творческое) воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Продуктивное воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель, или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.

Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. Однако мечта имеет ряд существенных отличий от продуктивного (творческого) воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.

Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.  е. мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом.

Однако существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. Их мечты остаются только мечтами. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов на практике и погружается в мечту.

Психология bookap

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить человек, с волнением ожидающий значимого для него события. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует об определенных нарушениях психического развития. Преобладание грез в психической жизни человека может привести к его отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.

Imagination — Философская энциклопедия Routledge

Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.


Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержание

  • Резюме статьи
  • содержимое заблокировано

    1

    Воображение, представление и предположение

  • контент заблокирован

    2

    Виды воображения

  • контент заблокирован

    3

    Пазлы на воображение

  • содержимое заблокировано

    Библиография

ПЕРЕСМОТРЕННЫЙ

|

Тематический

  • От
  • Добрый, Эми

DOI

10.4324/9780415249126-V017-2

Версии

  • содержимое заблокировано

    версия 2

  • контент разблокирован

    версия 1

Опубликовано

2017

DOI: 10. 4324/9780415249126-V017-2
Версия: v2, Опубликовано в сети: 2017
Получено 25 января 2023 г. с https://www.articlesoutledge/articlesoutledge/rep.com. воображение/v-2


Воображение — это спекулятивное психическое состояние, которое позволяет нам рассматривать ситуации отдельно от здесь и сейчас. Исторически воображение играло важную роль в работах многих крупных философских деятелей западной традиции — от Аристотеля до Декарта, от Юма до Канта. К середине двадцатого века, на волне бихевиористского мышления, которое доминировало как в психологии, так и в философии в начале века, воображение в значительной степени исчезло из философской точки зрения, и ему уделялось мало внимания со стороны 19 века.60-х по 1980-е годы. Но воображение вернулось в центр внимания в конце двадцатого века, поскольку ему стало уделяться все больше внимания как в эстетике, так и в философии разума.

В эстетике интерес к воображению в значительной степени проистекает из его роли в нашем взаимодействии с произведениями искусства, музыки и литературы. Например, одни философы обращались к воображению, чтобы уловить сущность художественной литературы, а другие призывали его объяснить, как слушатели понимают выразительную природу музыкальных произведений. Третьи считали, что воображение занимает центральное место в онтологических вопросах искусства; в частности, они считают произведения искусства в некотором смысле воображаемыми объектами.

В философии сознания воображение играет особенно важную роль при обсуждении чтения мыслей, то есть нашей способности понимать ментальные состояния других. В то время как теоретики утверждают, что мы делаем это, обращаясь к народной теории разума, теоретики симуляции утверждают, что мы читаем мысли, симулируя ментальные состояния других, причем симуляция обычно обналичивается с точки зрения воображения. В более общем плане философы разума, интересующиеся вопросами когнитивной архитектуры, как правило, особенно интересуются воображением и его связью с верой и желанием.

На самом деле воображение стало играть важную роль в широком спектре философских контекстов, помимо эстетики и философии разума. Он традиционно занимал центральное место в дискуссиях о мысленном экспериментировании и модальной эпистемологии, где часто проводится аналогия между тем, как восприятие оправдывает убеждения о реальности, и тем, как воображение, по-видимому, оправдывает убеждения о возможности. Воображение также использовалось для объяснения притворства, мечтаний, эмпатии, бреда и нашей способности участвовать в контрфактических рассуждениях.

Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Ссылка на эту статью:
Добрый, Эми. Воображение, 2017, doi:10.4324/9780415249126-V017-2. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/imagination/v-2.
Copyright © 1998-2023 Рутледж.

Похожие запросы

Темы
  • Философия разума и психология
  • Феноменология

Связанные статьи

  • Вера Брэддон-Митчелл, Дэвид; Джексон, Фрэнк
  • Описание Хопкинс, Роберт
  • Сновидение Ревонсуо, Антти
  • Образы Тай, Майкл

Подпишитесь на рассылку новостей

  • Подпишитесь на рассылку новостей
  • фейсбук
  • твиттер

© 2023 Informa UK Limited, компания Informa Group

Изучение науки о воображении, чтобы мы могли построить творческий компьютер

Причуды и кварки14:55Изучение науки о воображении, чтобы мы могли создать творческий компьютер

Первоначально опубликовано 17 января 2020 г.

подарок, который ученые исследуют и надеются в конечном итоге воссоздать на компьютере.

«В области, которой я занимаюсь, есть идея, что вы не понимаете, как работает разум, пока не сможете его построить», — сказал когнитивист Джим Дэвис в беседе с Quirks & Quarks ведущий Боб Макдональд. Дэвис — профессор Карлтонского университета и директор Лаборатории науки о воображении,

Дэвис рассказал о своей новой книге под названием «Воображение: наука о величайшей силе вашего разума» .

Приведенное ниже интервью было отредактировано и сжато.

Откуда в мозгу берется воображение?

Воображение обычно начинается с какой-то команды из исполнительных областей вашего мозга, префронтальной коры. И затем он использует любую задачу, которую имеет в виду, чтобы извлечь определенные воспоминания, рекомбинировать их, поместить в разные места и в конечном итоге придумать какую-то гипотетическую ситуацию.

И затем это может быть превращено в какой-то образ, например слуховой звук или визуальное впечатление в вашем воображении.

Я хотел бы узнать, насколько сильным может быть наше воображение. Я разговаривал с вымышленными авторами, которые говорили, что персонажи, которых они создают для своих романов, иногда становятся самостоятельными существами, они начинают диктовать свои собственные истории. Что там происходит?

Многие авторы испытывают это с некоторыми из своих главных героев. Они сообщают примерно после 30 000 слов или около того, что их персонажи начинают чувствовать себя автономными. Теперь, конечно, они не автономны, потому что разум автора решает, что делает этот персонаж. Однако им нужно так много думать о своих персонажах, чтобы переложить это на бессознательный процесс.

Почему это так, немного загадочно, но я подозреваю, что это имеет какое-то отношение к тому, что в психологии называется «автоматизацией», что в основном похоже на то, как вы можете водить машину, не задумываясь об этом после большой практики; вам больше не нужно уделять этому сознательный контроль и внимание.

Канадская писательница Маргарет Этвуд, автор новой книги «Заветы», являющейся продолжением отмеченного наградами романа 1985 года «Рассказ служанки», сказала: «Вы не обязательно знаете, какие новые грани вашего характера открываются. раскрывать себя, пока вы не поместите их в новые ситуации». (Толга Акмен/AFP через Getty Images)

А как насчет воображения, которое используется в науке или промышленности, где люди должны использовать свое воображение для решения проблемы?

Это очень сложный процесс, который люди все еще распаковывают. Одна из сложностей в этом заключается в том, что он включает в себя так много разных видов мышления.

Итак, когда вы пытаетесь спроектировать новое крыло самолета или что-то в этом роде, вам приходится полагаться на процессы воображения, ваше понимание мира и то, что мы называем «ментальной симуляцией», когда вы пытаетесь продумать, как что-то может работай. Во многом это просто создание вещей в вашей голове и принятие или отклонение их на основе очень быстрого моделирования того, как это может работать.

(Penguin Random House Canada)

Все воображение в такой форме является рекомбинацией воспоминаний. Воспоминания — это топливо для воображения, и в некотором смысле, чем больше разных вещей вы испытываете, тем больше энергии вы отдаете сложности своего воображения.

Трудно представить, как можно воссоздать весь спектр человеческого воображения в виде искусственного интеллекта. Насколько мы близки к этому?

У нас есть несколько компьютеров, которые могут воображать некоторые вещи, особенно в мире видеоигр — программное обеспечение совершает действительно удивительные подвиги воображения. Но что касается полноты человеческого воображения? Я думаю, что это очень далеко. И причина, по которой я это говорю, заключается в том, что тот факт, что вы можете вообразить что угодно, означает, что нам как бы нужно решать все остальные части искусственного интеллекта одновременно.

Что на самом деле делает программа, так это то, что когда вы отправляетесь на новую планету, она не разработана человеком. Программное обеспечение создает планету на лету. — Джим Дэвис, Карлтонский университет

Например, я работаю над тем, как вы представляете сцену — какие объекты там есть и куда они идут. Но как насчет того, когда в этой сцене есть человек? А что если этот человек говорит по-немецки и о чем-то спорит со своим супругом? Затем вы должны иметь представление о том, как люди думают. Вы должны понимать язык, понимать физику, если что-то падает. Так что на самом деле все, о чем вы можете думать, может быть воплощено в воображении, а это значит, что оно может задействовать все другие психические процессы, которые нам также предстоит выяснить.

Можете ли вы дать мне представление о том, что компьютеры могут представить на данный момент?

Сальвадор Дали известен сказочными образами в своих картинах, таких как «Явление лица и блюдо с фруктами на пляже». ((Wadsworth Atheneum Museum of Art/Salvador Dal Fundaci, Gala-Salvador Dal/SODRAC (2009))

Видеоигры не пытаются делать это так, как это делают люди, но я думаю, что они являются наиболее яркими примерами воображения. игра под названием No Man’s Sky , например, где игрок летает по разным планетам.0003

Но что на самом деле делает программа, так это то, что когда вы отправляетесь на новую планету, она не разработана человеком. Программное обеспечение создает планету на лету. Вся местность — вся флора и фауна, животные, их экосистемы, звуки, которые они издают, как они выглядят — и вы действительно видите выдуманную планету, которую никто за всю историю Вселенной еще не видел, включая создатели видеоигры. Он полностью создан сложным программным обеспечением воображения, которое просто придумывает целые планеты.

Впечатляет.

Если вы говорите, что наше воображение исходит из нашей памяти, откуда берется компьютерное воображение?

Мы точно не знаем, как работает это программное обеспечение, потому что это частная компания, но оно как-то связано с наложением ограничений на мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *