Речь и язык виды речи функции речи: 15. Речь и ее функции. Виды речи

15. Речь и ее функции. Виды речи

Язык является средством общения, кот. было выработано человечеством в процессе своего развития и предст. систему знаков. Когда язык используется в целях общения, то возникает речь.

Язык и речь — хотя и очень близкие, но все же отличающиеся друг от друга понятия. Язык становится «мертвым» сразу после того, как люди перестают на нем общаться.

Выделяются следующие функции речи:

1) обозначение — наличие этой функции свидетельствует об отличии речи человека от общения животных. Звуки животных выражают лишь эмоц. состояния, тогда как чел. слово указывает на какой-то предмет или явление;

2) обобщение — функция проявляется в том, что одним словом можно обозначить группу сходных предметов (понятие) что роднит речь с мышлением. Мысли человека облечены в речевую форму — вне речи мысль не существует.

3) коммуникация — выражается в применении речи в процессе общения.

Внешняя речь является ведущей в процессе общения, поэтому ее осн.

качество — доступность для восприятия другого человека, в свою очередь может быть письменной и устной.

Письм. речь представляет разверн. реч. высказывание. Важно, чтобы форма изложения была ясной и точной. Если речь предназначена для шир. читат. аудитории, то следует позаботиться о ее обоснованности, содержательности, увлекательности.

Устная речь более выразительная, так как используются мимика, жесты, интонация, голос. модуляция и т. п. Специфика этого вида в том, что сразу же можно видеть реакцию слушателей на слова говорящего, что позволяет опр. образом корректировать речь. Устная речь подразделяется на монологическую и диалогическую.

Монологическая речь — речь одного человека. Ее осн. достоинство заключается в возможности донести до слушателей собств. мысль без искажения и с необх. доказательствами.

Диалогическая речь происходит между двумя или неск. лицами. Это более легкий вид речи, так как не требует развернутости, доказательности, продуманности в построении фраз.

Ее недостаток в том, что говорящие могут перебивать друг друга, искажать разговор, не до конца высказывать свои мысли. Подразделяется на ситуативную и контекстуальную речь.

Ситуативная речь малопонятная для человека, не посвященного в ситуацию. В ней присутствует много междометий, мало или нет совсем имен собственных, кот. заменяются местоимениями. Контекстуальная речь — более развернутая, предшеств. высказывания обуславливают возникновение последующих.

Эгоцентрическая речь — речь человека, обращ. на себя самого и не рассчит. на какую-либо реакцию со стороны окружающих. Это промежут. вид между внешней и внутренней речью. Наиболее часто этот вид речи проявляется у детей среднего дошкол. возраста, когда в процессе игры или рисования, лепки они комментируют свои действия, ни к кому конкретно не обращаясь. У взрослых также иногда можно встретить эгоцентр. речь. Чаще всего это происходит при решении сложной интеллект. задачи, в ходе чего человек рассуждает вслух.

Внутренняя речь — речь про себя. Ее наиболее характерные черты — это фрагментарность, отрывочность, сокращенность.

Доклад «Функции речи»

функции речи
PPTX / 1.14 Мб

/data/files/e1621834247.pptx (функции речи)Введение

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности.

Главное, что ставит человеческую речь выше всех прочих средств общения, — это способность ребенка уже в очень раннем возрасте понимать и конструировать из нескольких десятков звуков родного языка неограниченное количество речевых сигналов, которые в большинстве случаев ребенок ранее не произносил и не слышал и которые будут иметь для него и для окружающих определенное значение.

У человека чрезвычайно высокая способность к мышлению. Однако эта способность, так же как и лежащие в ее основе восприятие и память были бы значительно слабее, если бы у человека одновременно с этими процессами не выработалось орудие, служащее их продолжением и дополнением — речь.

Функции и виды речи

Речь является основным средством человеческого общения.

Речь  — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения —посредством языка, речь — это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности — общения — и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.

Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи.

Прежде всего, различают внешнюю и внутреннюю речь. 

Внешняя речь бывает устная и письменная

В свою очередь устная речь бывает монологической и диалогической.

Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять  вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак—доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь.

Письменная речь, как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвычайно велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению.

При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. В зависимости  от различных условий общения  устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.

Диалогическая речь — это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь поддержанная. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер (например, ответ ученика на вопросы учителя).

Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в практике общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи — ярко выраженная направленность ее к слушателю. 

Внутренняя речь—это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь — словесная оболочка мышления.

Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предикативность и агглютинированность. Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность. Как показал Л. С. Выготский эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом ее частичной интериоризации. Таким образом, эгоцентрическая речь как бы переходный этап от внешней к внутренней речи.

Исследователи выделяют три основные функции речи: комму­никативную, регулирующую и программирующую .

1. Коммуникатив­ная функция обеспечивает общение между людьми с помощью языка.

Язык – это система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь – это процесс использования языка в целях общения людей.

Люди жили и живут в обществе. Общественная жизнь и труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакты друг с другом, воздействовать друг на друга.

Под деятельностью общения не следует понимать простую пе­редачу от одного индивида к другому некоторой информации. “Коммуникация есть не только и не столько взаимодействие лю­дей в обществе, сколько, прежде всего взаимодействие людей как членов общества, как «общественных индивидов» — говорил К. Маркс. Применительно к первобытному человеческому коллективу мож­но сформулировать эту мысль так: речь есть не столько общение во время труда, сколько общение для труда. Одним словом, речь не «прилагается» к жизни и совместной деятельности общества, социальной группы, а является одним из средств, конституирую­щих эту деятельность.

Через слово человек получает знания о предметах и явлениях окружающего мира без непосредственного контакта с ними. Сис­тема словесных символов расширяет возможности приспособле­ния человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире. Через знания, накопленные че­ловечеством и зафиксированные в устной и письменной речи, человек связан с прошлым и будущим.

2. Регулирующая функция речи реализует себя в высших психичес­ких функциях — сознательных формах психической деятельности. Понятие высшей психической функции введено Л.С. Выготским и развито А.Р. Лурия и другими отечественными психологами. Отли­чительной особенностью высших психических функций является их произвольный характер.

Предполагают, что речи принадлежит важная роль в развитии произвольного, волевого поведения. Первоначально высшая пси­хическая функция как бы разделена между двумя людьми. Один человек регулирует поведение другого с помощью специальных раздражителей («знаков»), среди которых наибольшую роль играет речь. Научаясь применять по отношению к собственному поведе­нию стимулы, которые первоначально использовались для регуля­ции поведения других людей, человек приходит к овладению соб­ственным поведением. В результате процесса интериоризации — преобразования внешней речевой деятельности во внутреннюю речь, последняя становится тем механизмом, с помощью которо­го человек овладевает собственными произвольными действиями.

3. Программирующая функция речи выражается в построении смыс­ловых схем речевого высказывания, грамматических структур пред­ложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому выска­зыванию. В основе этого процесса — внутреннее программирова­ние, осуществляемое с помощью внутренней речи. Как показывают клинические данные, оно необходимо не только для речевого вы­сказывания, но и для построения самых различных движений и действий. Программирующая функция речи страдает при пораже­ниях передних отделов речевых зон — заднелобных и премоторных отделов полушария.

Таким образом, исследователи выделяют три основные функции речи: комму­никативную, регулирующую и программирующую.

Эти функции выполняют важную роль для общения людей. Они обеспечивают общение между людьми с помощью языка, с их помощью человек овладевает собственным поведением, а так же правильно строит свое речевое высказывание, различные движения и действия.

Организацию речевых процессов осуществляет центр Брока, который отвечает за активность речи (устной и письменной) — за возможность произносить слова, отвечает за координацию движений руки при письме.

Центр Вернике отвечает за восприятие речи. Этот центр позволяет расшифровывать услышанное, дает возможность читать.

общих речевых функций | педагогические исследовательские методики

Функции речи — различные способы общения. Различия между речевыми функциями связаны с намерением общения. Разное намерение или цель приводит к использованию разной функции речи. Существует множество различных функций речи, но мы рассмотрим шесть из них, перечисленных ниже.

  • Справочная
  • Директива
  • Выразительный
  • Фатик
  • Поэтический
  • Металингвистический

Справочная

Референтная речь предоставляет информацию. Например, человек может поделиться с кем-то временем («Уже пять часов»). Референтная речь часто может давать информацию на вопрос («сколько сейчас времени?»).

Директива

Директивы или команды, которые пытаются заставить кого-то что-то сделать. Примеры включают «повернуть налево» или «сесть». Контекст директивы — это контекст, в котором что-то необходимо или должно быть сделано. Таким образом, один человек пытается заставить одного или нескольких других людей что-то сделать. Даже дети говорят директивы своим родителям («дай мне мяч»).

Выразительная

Выразительная речь разделяет чувства человека. Примером может быть: «Я чувствую себя счастливым сегодня!». Экспрессивная коммуникация иногда может дать четкое представление о том, как кто-то поживает.

Фатическая

Фатическая речь тесно связана с экспрессивной речью. Однако главное отличие состоит в том, что фатическая речь ориентирована на благополучие других, а экспрессивная речь фокусируется на чувствах говорящего.

Примером фатической речи является фраза «как дела?». Это явно вопрос, но он фокусируется на том, как человек себя чувствует. Другой фразой может быть: «Надеюсь, ты скоро поправишься». Снова акцент делается на благополучии кого-то другого.

Поэтическая

Поэтическая речь — речь высокоэстетичная. Песни и поэзия являются примерами языка, поэтического по своей природе. Примером может служить известная детская песенка «Розы красные, фиалки синие…..). Поэтическая речь часто имеет и мощное эмоциональное воздействие.

Металингвистическая 

Металингвистическая речь – это общение о языке.

Например, многие сочтут весь этот пост в блоге металингвистическим, потому что я говорю о языке, а не использую язык, как описано в других функциях речи.

Исключения

Категорий гораздо больше, чем представлено. Кроме того, представленные категории не являются взаимоисключающими. Многие фразы можно правильно классифицировать по разным категориям. Например, если кто-то говорит «Я люблю тебя», вы можете возразить, что это выразительно, поэтично или даже фатично. Чего не хватает, так это контекста, в котором делается такое заявление.

Заключение

Здесь кратко описаны способы нашего общения. Понимание того, как люди общаются, поможет другим лучше понять окружающих и улучшит наш стиль общения.

Вот так:

Нравится Загрузка…

Кратко о языке

Язык

Язык — это поведение, управляемое правилами. Он определяется как понимание и/или использование устной (т. е. аудирования и говорения),

письменной (т. е. чтения и письма) и/или другой системы коммуникационных символов (например, американского языка жестов). .

Устная и письменная речь состоит из рецептивных (т. е. аудирования и чтения) и экспрессивных (т. е. говорения и письма) компонентов.

Разговорный язык, письменный язык и связанные с ними компоненты (например, рецептивный и выразительный) представляют собой синергетическую систему, состоящую из отдельных языковых доменов (т. е. фонологии, морфологии, синтаксиса, семантики, прагматики), которые образуют динамическое интегративное целое (Berko Глисон, 2005).

Ниже приведены описания пяти языковых доменов:

  • Фонология — изучение звуковой (то есть фонемной) системы языка, включая правила сочетания и использования фонем.
  • Морфология — изучение правил, регулирующих использование в языке морфем, минимальных значимых единиц языка.
  • Синтаксис — правила, относящиеся к способам сочетания слов для образования предложений в языке.
  • Семантика — значение слов и словосочетаний в языке.
  • Прагматика — правила, связанные с использованием языка в разговоре и более широких социальных ситуациях.

Пять основных языковых доменов являются частью континуума, который охватывает языковых навыков более высокого порядка , таких как дискурс, на который влияют навыки в области прагматики.

Языковые навыки высшего порядка включают умение делать выводы; мониторинг понимания; интерпретация сложного языка, такого как шутки и каламбуры; и использование знания структуры текста. Металингвистическая осведомленность необходима для развития языковых навыков более высокого порядка и определяется как «способность думать и размышлять о языке» (Gillon, 2004, стр. 10). Металингвистическая осведомленность включает фонологическую осведомленность, морфологическую осведомленность, синтаксическую осведомленность, семантическую осведомленность и прагматическую осведомленность.

Металингвистические навыки также имеют решающее значение для саморегуляции и самоконтроля.

  Разговорный язык Письменный язык
  Прослушивание Говорить Чтение Письмо
Фонология способность идентифицировать и различать фонемы при прослушивании (т. е. фонологическая осведомленность) правильное использование фонологических моделей во время разговора понимание буквенно-звуковых ассоциаций при чтении (т. е. фонетика) правильное написание слов при письме
Морфология понимание морфем при прослушивании правильно использовать морфемы при разговоре понимание грамматики при чтении правильное использование грамматики при письме
Синтаксис понимание элементов структуры предложения при прослушивании использование правильных элементов структуры предложения при разговоре понимание структуры предложения при чтении используя правильную структуру предложения при написании
Семантика словарный запас на слух разговорный словарный запас словарный запас для чтения письменный словарь

Прагматика

(включает дискурс)

понимание социальных аспектов разговорной речи, включая разговорный обмен социальное использование разговорной речи, включая создание связных и релевантных сообщений во время разговоров понимание точки зрения, потребностей аудитории и т. д. передача точки зрения, предполагаемого сообщения и т. д.

Дополнительную информацию см. в ресурсе ASHA «Нормы развития речи и языка».

Изучение и использование языка

Изучение и использование языка определяются взаимодействием биологических, когнитивных, психосоциальных факторов и факторов окружающей среды. Язык развивается в определенных исторических, социальных и культурных контекстах. Коммуникативные различия/диалекты   – это вариант системы лингвистических символов, используемой группой лиц, который отражает и определяется общими региональными, социальными или культурными/этническими факторами (ASHA, 1993).

Эффективное использование языка для общения требует понимания человеческого взаимодействия, включая невербальные сигналы, мотивацию и социокультурные роли.

Связь между разговорным языком и письменным языком

Фонологическая осведомленность лежит в основе способности манипулировать звуками речи (то есть фонемами) в произносимых словах. Было обнаружено, что он вносит значительный вклад в развитие чтения и письма (Al Otaiba, Puranik, Zilkowski, & Curran, 2009; Lemons & Fuchs, 2010; Scarborough, 1998). Компоненты фонологической осведомленности включают слоговую осведомленность (например, один слог в «c a p» по сравнению с двумя слогами в « a g ai n»), осознание начала и времени (например, начало: c ap по сравнению с изморозью: c ap ) и знание фонем (например, «кепка» содержит три фонемы: /k/ + /æ/ + /p/)

Когда обучение фонологическому знанию сочетается со знанием буквенных названий (т. Рассматривается фонетика , основной навык письменного языка для развития чтения и письма.

Дополнительную информацию см. на страницах портала практики ASHA, посвященных нарушениям разговорной речи и нарушениям письменной речи.

Речевое расстройство

А языковое расстройство  – это нарушение понимания и/или использования устной, письменной и/или другой системы символов общения (например, американского языка жестов). Расстройство может включать форму языка (фонология, морфология, синтаксис), содержание языка (семантика) и/или функцию языка в общении (прагматика) в любой комбинации (ASHA, 1993). В некоторых случаях может потребоваться дополнительная/альтернативная коммуникация для лиц, демонстрирующих нарушения в жестикуляции, устной и/или письменной модальности. (АША, 1993).

Речевые расстройства могут сохраняться на протяжении всей жизни, а симптомы могут меняться со временем (Bashir, 1989). Кроме того, языковое расстройство может быть отдельным диагнозом или может возникать в контексте других состояний.

Региональные, социальные или культурные/этнические различия системы символов не должны рассматриваться как расстройство речи или языка (ASHA, 1993).

Взаимосвязь между языковым расстройством и расстройством социальной коммуникации

У детей с языковыми расстройствами также могут возникать трудности с социальной коммуникацией, поскольку социальная коммуникация включает в себя социальное взаимодействие, социальное познание, прагматику и обработку речи. Дополнительную информацию о социальном общении можно найти на веб-сайте ASHA’s Social Communication Disorder Practice Portal.

Ссылки

Al Otaiba, S., Puranik, C., Zilkowski, R., & Curran, T. (2009). Эффективность ранних фонологических вмешательств для учащихся с нарушениями речи или языка. Журнал специального образования, 43 (2), 107–128.

Американская ассоциация речи, языка и слуха. (1993). Определения коммуникативных расстройств и вариантов  [Соответствующий документ]. www.asha.org/policy/.

Башир А.С. (1989). Языковое вмешательство и учебная программа. Семинары по речи и языку, 10 (3), 181–191.

Берко Глисон, Дж. (2005). Развитие языка (6-е изд.). Пирсон Образование.

Gillon, GT (2004). Фонологическая осведомленность: от исследований к практике . Гилфорд Пресс.

Лимонс, С.Дж., и Фукс, Д. (2010). Фонологическая осведомленность детей с синдромом Дауна: ее роль в обучении чтению и эффективность соответствующих вмешательств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *