Виды воображения
Воображение имеет тесную связь со всеми другими познавательными процессами. Познавательная деятельность человека не может существовать без воображения. Оно способствует созданию программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.
Воображение делится на несколько видов, основными из которых являются пассивный и активный вид. Эти виды также можно разделить. Пассивный вид включает произвольное воображение (грезы, мечтательность) и непроизвольное (состояние под гипнозом, сновидовая фантазия).
Активное воображение представлено творческим, артистическим, критическим, воссоздающим и антиципирующим воображением. Названные виды воображения близки к эмпатии, которая выражается в понимании других людей, способности к сопереживанию и состраданию.
Особенности активного вида воображения
Целью активного воображения является решение творческой или личностной задачи. Человек управляет элементами определенной информации в конкретной области, он перемещает их и соединяет в различные комбинации.
Стимулируя этот процесс, появляются объективные возможности, способствующие возникновению неповторяющихся новых связей между существующими в памяти человека и общества условиями.
Активное воображение характеризуется низким уровнем мечтательности и «беспочвенной» фантазией. Этот вид воображения устремлен в будущее, он управляет временем, выступающим как определенная категория. В таком случае человек сохраняет чувство реальности, и учитывает временные связи и обстоятельства.
Направленность активного воображения отличается тем, что человек заинтересован в среде, обществе, деятельности, а внутренние субъективные проблемы его почти не волнуют. Задача пробуждает и направляет воображение. Задачу определяют волевые усилия, и подчиняется она волевому контролю.
Воссоздающее воображение
В активное воображение входит воссоздающий вид. В ходе его процесса создаются новые образы, представления у людей. Он конструируются под влиянием внешней стимуляции в форме слов, сообщений, условных изображений, схем, знаков.
К продуктам воссоздающего воображения относятся новые образы, которые не воспринимались человеком до определенного момента.
Несмотря на эту особенность продуктов воссоздающего воображения, их основой выступает ранее пережитый опыт.
Согласно словам русского педагога и писателя, К. Д. Ушинского, воображение нужно рассматривать как новую комбинацию, состоящую из пережитых впечатлений и прошлого опыта. Ученый считал, что воссоздающее воображение – продукт воздействия на мозг человека материального мира. Воссоздающее воображение является процессом, в котором прежние восприятия комбинируются и конструируются заново в новой комбинации.
Антиципирующее воображение
В основе очень важной и необходимой способности человека лежит антиципирующее воображение. Эта способность заключается в предвосхищении будущих событий, предвидении результатов своих действий.
Обращаясь к этимологии слова «предвидеть», можно отметить, что оно имеет один корень со словом «видеть». Данный факт указывает на важность значения осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее, где основой выступают знания или предугадывания логики развития событий.
Эта способность позволяет человеку «внутренним взором» предугадать и спрогнозировать события, которые могут произойти с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем.
Немецкий психолог Ф. Лерш дназвал это «прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения». Данная функция вступает в зависимость от величины жизненной перспективы. В таком случае более молодой человек имеет яркую и большую ориентацию его воображения . Воображение пожилых и старых людей больше ориентировано на события прошлого.
Творческое воображение
Основой творческой деятельности человека является творческое воображение. В ходе его процесса человек сам создает новые образы и идеи. Они представляют ценность для других людей или общества в целом. Их воплощение проявляется в оригинальных продуктах деятельности.
Благодаря использованию различных приемов интеллектуальных операций. Могут быть созданы образы творческого воображения. Такие интеллектуальные операции в составе творческого воображения делятся на два типа. Первый тип интеллектуальных операций способствует формированию образов, второй тип представлен операциями, с помощью которых перерабатывается готовая продукция.
Интеллектуальные операции
Французский психолог и педагог Т. Рибо, был одним из первых ученых, кто изучал интеллектуальные операции и их процессы. Ученый выделял две основные операции: ассоциацию и диссоциацию.
Диссоциация характеризовалась как отрицательная и подготовительная операция. Данный опыт раздробляется чувственно в ходе этой операции. Результатом такой предварительной обработки опыта является формирование способности вхождения его элементов в новое сочетание.
Невозможно представить творческое воображение без предварительной диссоциации. В этой связи первым этапом творческого воображения, подготовки материала является диссоциация. Если диссоциация невозможна, то это станет основным препятствием для творческого воображения.
Элементы вычлененных единиц образов могут создавать целостный образ. В этом заключается главная функция ассоциации.
Пассивное воображение
Внутренние субъективные факторы подчиняют пассивное воображение. Пассивное воображение также подчинено желаниям, мыслимым в процессе фантазирования. Неосознанные потребности личности удовлетворяются в образах пассивного воображения.
Для усиления и сохранения положительно окрашенных эмоций существуют образы и представления пассивного воображения. Они также вытесняют и редуцируют отрицательные эмоции и аффекты.
Нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания осуществляется в процессе пассивного воображения. В этом и состоит главная отличительная черта пассивного воображения от реалистического мышления.
Последнее направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.
Представления, образы, элементы понятий и другая информация, полученная из опыта являются материалами пассивного и активного воображения.
Синтез реализуется в процессах воображения. Его осуществление происходит в различных формах:
- агглютинация — соединение разнообразных повседневных качеств, частей, которые являются несоединимыми;
- гиперболизация — изменение предмета в размерах, или его отдельных частей;
- схематизация — черты сходства выступают четко, отдельные представления сливаются, различия сглаживаются;
- типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
- заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
Виды воображения в психологии
Сегодня мы поговорим с вами о создании чего-то нового в форме идей или представлений – о воображении. Нужно отметить тот факт, что все новое, нереальное и фантастическое, рождается в нашем сознании из полученной ранее информации.
Воображение является процессом созидания, поэтому в нем участвуют интеллект, мышление, память и внимание. Человек обязательно осознает каждый этап и элемент воображения.
Виды воображения
Психологами выделяются три вида воображения, а именно: воссоздающее, творческое и мечта.
Начнем, пожалуй, с мечты. Мечта является особенной формой воображения, и она непременно должна быть связана с жизнью. В противном случае у человека может появиться пассивность. Если у воображения не будет характера и воли, то не будет и логичности, целенаправленности. Наше подсознание не сможет его контролировать. К таким формам воображения относятся сновидения и грезы, в то время как активные мечты подразумевают участие человеческих эмоций, осмысление и формирование образа воображения.
При творческом воображении в психологии рождаются образы, которые в данное время не существуют, этот происходит благодаря разделению свойств и элементов, соединение их в один полноценный образ. Именно так рождаются самые разнообразные образы: сказочные, фантастические, научные, религиозные и мистические. Активные волевые усилия особенно необходимы в творческом воображении. В нем нуждаются люди, чей труд является созидательным: поэтам, ученым, инженерам, художникам. Именно благодаря развитому воображению рождаются шедевры.
И, наконец, третий вид фантазии – воссоздающее воображение. Это процесс, во время которого рождается целостный образ, основанный на соответствующем описании. Воссоздающее воображение связано с полученными знаниями человека, с его умениями и опытом. Поэтому, чем богаче знания личности, тем легче он сможет образовать точную соответствующую конструкцию.
Естественно, представления разных людей будут различаться по легкости, силе и яркости. Иметь значение при этом будут абсолютно все факторы – талант, скрытый потенциал, врожденные задатки, воспитание, возраст каждого человека.Классификация воображения в психологии
- Активное (преднамеренное) воображение. По своему желанию, человек созидает новые образы, представления.
Например, ученый ставит перед собой определенную цель – совершить открытие в данной отрасли.
- Пассивное (непреднамеренное) воображение. У человека не стоит цель изменить реальность. Образы в его голове возникают абсолютно спонтанно. К этому типу психических явлений относятся незапланированные идеи, сновидения.
- Продуктивное (творческое) воображение. Таким образом создаются абсолютно новые представления, которые не имеют никакого определенного образца. Во время этого процесса реальность изменяется.
- Репродуктивное (воссоздающее) воображение. С помощью описания создается конкретный образ предметов, явлений. Реальность воспроизводится человеком по памяти в своем изначальном виде.
Говоря о видах воображения, также важно отметить типы воображения в психологии. Мы предлагаем вам ознакомиться с тремя типами, которые определяются проще всего:
- Зрительный, он же визуальный тип. У человека возникают зрительные образы.
- Слуховой или аудитивный тип. Для человека, обладающим данным типом воображения, легче всего вызываются представления слуховые. То есть, человек представляет тональность голоса, тембр, речевые особенности объекта, на которого направлены его мысли.
- Подвижный, он же моторный тип. Представления таких людей направлены на активные движения. Когда человек, обладающий данным типом воображения, слышит музыку, он непроизвольно начинает отбивать ритм, представлять исполнителя. Очень часто таким типом воображения обладают актеры, танцоры и представители других творческих профессий.
Похожие статьи
Качества характера человека Каждый человек наделен, как положительными, так и отрицательными качествами характера, которые в равной степени влияют на то, как сложится жизнь человека и какую нишу он будет занять в социуме. |
Раздвоение личности — симптомы В этой статье мы рассмотрим симптомы, сопровождающие такое явление, как раздвоение личности, которое возникает, как правило, по причине психо-эмоциональных стрессов. |
Расстройство личности — симптомы Эта статья расскажет о самых распространенный симптомах расстройства личности, о характеристике таких расстройств и о классификации. | Формы воображения Такой психический процесс человека, как воображение был интересен на протяжении многих веков. Благодаря этому процессу родились все те открытия, которыми мы ежедневно пользуемся. |
Что значит ЧСВ в молодежном сленге и философии?
Что значит ЧСВ в молодежном сленге и философии, признаки завышенного или заниженного этого качества у человека, где встречается данная аббревиатура – это знают все подростки, а взрослые, к сожалению, не всегда успевают за развитием современного сленга.
Что такое кринж – старое значение нового понятия и примеры употребления
Что такое кринж, происхождение этого слова, его значение, синонимы и примеры в молодежном сленге, анимациях, рекламе – это часто известно подросткам, но непонятно взрослым людям. Между тем, это явление понятно всем, только привычные названия у него другие.
Финансовый менеджмент – основные концепции и функции управления финансами
Финансовый менеджмент, его функции, цели, методы, задачи, виды, оценка качества – это важные понятия не только для успешно зарабатывающих предпринимателей, но и для грамотных людей, которые хотят без проблем ориентироваться в сфере финансов.
Дэниел Э. Ли, Psy.D., PC
Модель психологии Аристотеля уделяет большое внимание роли, которую воображение играет в динамике восприятия, эмоций, мотивации, сновидений, памяти, мышления и нашего общего субъективного опыта. Согласно Аристотелю, воображение (фантазия) порождает мысленные образы (фантазмы), которые играют существенную роль в динамике вышеупомянутых явлений. Аристотель (1984) писал: «…воображение есть то, благодаря чему у нас возникает образ…» (стр. 680).
Два типа воображения: чувственное и совещательное воображение
Аристотель различал два вида воображения или ментальных образов: чувственное воображение и совещательное воображение. Аристотель (1984) писал, что «Чувствительное воображение… встречается у всех животных, обдуманное воображение — только у расчетливых…» (стр. 690). Другими словами, чувствительное воображение, как и чувствительная способность, свойственно всем животным, включая людей, в то время как обдуманное воображение уникально для людей. Совещательное воображение уникально для людей, потому что оно предполагает использование рационального интеллекта или рационального познания.
Чувствительное воображение создает мысленные образы, сопровождающие чувственное восприятие. Чтобы понять роль и содержание образов чувственного воображения, мы должны рассмотреть роль специфического и общего чувственного в процессе восприятия. Для Аристотеля специфические органы чувств (то есть зрение, слух, вкус, осязание и обоняние) работают в сочетании с тем, что называется общими чувствами (например, движением, покоем, фигурой, величиной, числом и единицей). Каждое из конкретных чувств связано со своим собственным органом чувств, в то время как общие чувства не связаны с определенным органом чувств. Входные данные от конкретных чувств объединяются общими чувствами для создания образов, формирующих содержание восприятия. Эти образы мыслится как чувственное воображение. Например, когда человек воспринимает собаку, он испытывает интегрированное представление о собаке, которое мы называем восприятием. Он воспринимает, что у собаки четыре ноги (число), что собака имеет определенный размер (величина), что собака имеет определенную форму (фигуру), и слышит, что собака лает (звук). Согласно Аристотелю, комплексные предметные представления, составляющие содержание восприятий, представляют собой образы, создаваемые воображением.
Рассуждающее воображение, как мы уже говорили, встречается только у людей и обеспечивает содержание операций интеллекта. Воображение, по Аристотелю, является необходимым компонентом мышления, поскольку оно обеспечивает исходное содержание, которое используется в процессах мышления. Аристотель (1984) писал: «Для мыслящей души образы служат так, как если бы они были содержанием восприятия (и когда она утверждает или отрицает их как хорошие или плохие, она избегает их или преследует их). Вот почему душа никогда не мыслит без образа» (стр. 685). Другими словами, по Аристотелю, люди мыслят образами. Эти образы представляют собой репрезентации объектов, которые используются различными способами для обеспечения содержания различных видов деятельности интеллектуальных способностей (например, рассуждений). Процесс мышления включает в себя манипулирование этими образами или объектными представлениями.
Чтобы проиллюстрировать, как процесс рационального (разумного) или совещательного мышления использует ментальные образы, рассмотрим следующий пример человека, который решил построить себе дом. Именно посредством создания и манипулирования мысленными образами человек может намеренно представить себе, как будет выглядеть дом, когда он будет закончен. Чтобы выполнить задачу по строительству дома, человек должен быть в состоянии представить, что потенциально может существовать (дом, который нужно построить), чтобы предпринять шаги, необходимые для того, чтобы дом стал реальностью. Когда он обдумывает или обдумывает, где ему получить необходимые материалы, он намеренно представляет свои варианты, рисуя в своем воображении образы, представляющие его варианты. Обдумывая, как установить опорную балку, он снова намеренно использует мысленные образы, просматривая в уме необходимые шаги, которые потребуются. Если он начинает обдумывать, что может пойти не так, и воображает, что опорная балка может не подойти, он может измерить бревно, чтобы обеспечить правильную длину, а затем может уверенно продолжить работу. Становится очевидным, что намеренно вызываемые мысленные образы участвуют в процессе построения. На каждом этапе строительства еще не построенного дома нужно уметь визуализировать то, что необходимо для превращения потенциально существующего в образе в действительность. Это сопровождение образов с совещательным мышлением, логикой или разумом называется совещательным воображением.
Целостное понимание Аристотелем человеческой личности ясно представлено в его понимании интерактивных отношений, существующих между чувственным восприятием, воображением и мышлением. Он считал, что все, что существует в интеллекте и воображении, должно было сначала быть в чувствах. Более того, Аристотель считает образы самой содержательной материей мысли. Аристотель (1984) писал:
Поскольку кажется, что нет ничего внешнего и отдельного в существовании от чувственных пространственных величин, объекты мысли находятся в чувственных формах, а именно. как абстрактные объекты, так и все состояния и состояния чувственных вещей. Следовательно, никто не может узнать или понять что-либо в отсутствие чувств, и когда ум активно осознает что-либо, он обязательно осознает это вместе с образом; ибо образы подобны чувственным содержаниям, за исключением того, что они не содержат материи». (стр. 687)
Аристотель учил, что люди обладают способностью сознательно вызывать мысленные образы и манипулировать ими различными способами. Аристотель (1984) писал: «Потому что воображение всегда находится в нашей власти, когда бы мы ни пожелали (например, мы можем вызвать изображение, как в практике мнемоники, используя мысленные образы)» (стр. 680). Утверждение Аристотеля о том, что человек обладает определенной степенью волевого контроля над образами в своем воображении, имеет важное значение для роли ментальных образов в психологических процессах человека. Например, как указывал Аристотель, человек может сознательно связывать образы с определенной информацией, чтобы помочь ему сохранить знания, как это происходит при использовании мнемонического обучения или стратегий запоминания. Люди также могут комбинировать элементы одного изображения с элементами других изображений для создания новых комбинаций, которых на самом деле не существует (например, кентавры, гарпии, минотавры и русалки). Таким образом, воображение обеспечивает исходное содержание или материал для таких вещей, как творческая деятельность, искусство и практическое планирование. Именно волевой контроль совещательного воображения позволяет человеку сознательно направлять использование образов. Другими словами, Аристотель учил, что воображение, которое, как он указывал, имеет отношение к телу, отвечает на направление рациональных способностей.
Это представляет собой важный аспект его понимания взаимодействия между физиологической и интеллектуальной сферами.
Воображение и язык
Для Аристотеля общение с помощью устной речи зависит от способности ассоциировать звуки с соответствующими мысленными образами, связывающими звук и значение. Относительно сопровождения воображения произносимым словом Аристотель (1984) писал: «…то, что производит воздействие, должно иметь в себе душу и должно сопровождаться актом воображения, ибо голос есть звук со смыслом…» (1984). стр. 679). Другими словами, услышав звуки, из которых состоит определенное слово, воображение человека создает наполненные смыслом образы, которые связывают эти конкретные звуки с определенными значениями. Для Аристотеля это склад воображения, связанный со звуками/словами, который делает возможным разговорный язык. Расширение мысли Аристотеля предполагает, что воображение играет ту же роль для письменного языка, что особенно очевидно в древних пиктографических формах письменного языка. В пиктографических формах письменного языка писатель использует символы или письменные изображения для представления различных значений. В этом примере письменное изображение вызовет в воображении мысленный образ того, что представляет собой пиктограмма, тем самым делая возможным письменный язык.
Воображение и память
Согласно Аристотелю, образы также обеспечивают содержание памяти. В своей работе «О памяти» Аристотель (1984) писал: «…память даже об интеллектуальных объектах включает в себя образ, а образ есть проявление здравого смысла…» (стр. 714). Например, если бы человек, увидевший собаку, закрыл глаза и вызвал в памяти сцену, которую он только что увидел, мы сказали бы, что он вспоминает эту сцену. В процессе припоминания он вызовет целостный образ собаки. Это интегрированное изображение будет содержать входные данные от конкретных чувственных элементов (т. е. зрения, звука и т. д.) и ввод общих чувственных элементов (т. е. величину, число, фигуру и т. д.). Именно вызов мысленного образа позволяет ему вспомнить, как собака выглядела, издавала звуки и т. д.
Способность воображения считается одним из органов чувств и производит интегрированные представления объектов, формирующие содержимое памяти. Общие чувства, согласно Аристотелю, принадлежат телу, но реагируют на процессы интеллекта и могут ими управляться. Роль, которую воображение играет в памяти, является дополнительным свидетельством его целостного понимания отношений между разумом и телом.
Воображение и эмоции
Аристотель учил, что воображение также играет важную роль в работе аппетита и динамике эмоций. Аристотель (1984) писал, что мышление и ментальные образы вызывают эмоции: «Ибо мышление и воображение… производят то, что вызывает чувства, поскольку они производят формы, которые их вызывают» (стр. 1096). Другими словами, образы могут быть объектами аппетита, подобно тому, как мы действительно видим желаемый объект. Аристотель (1984) описал, как человек может намеренно вызвать мысленный образ желаемого объекта, используя свое обдуманное воображение, и что мысленный образ затем становится объектом аппетита, «…как бы присутствующим перед глазами воображения» (стр. 2183). Рассмотрим, например, как это образ, который предъявляется аппетиту, когда человек думает о будущем благе, которое существует как возможность, но еще не существует как актуальность. Если кто-то должен созерцать потенциальное благо, не представленное чувствам, он должен использовать свое воображение. Образы также задействованы, когда страсти вызываются чувственным восприятием, из-за вышеупомянутой роли, которую ментальные образы играют в интеграции вклада конкретных чувственных ощущений в процессы обычных чувственных чувств.
Аристотель считал, что роль, которую образы играют в аффективном опыте человека, имеет важное значение для способности человека формировать свой эмоциональный опыт, поведение и общую феноменологию. Как мы видели выше, человек имеет некоторый волевой контроль над своим воображением и может вызывать и формировать образы, которые он испытывает. Эти образы, в свою очередь, способны вызывать эмоции, которые, в свою очередь, вызывают движение или поведение; поэтому, сознательно формируя и вызывая определенные образы, человек способен вызывать определенные страсти или эмоции, занимающие центральное место в процессах мотивации и поведения. Другими словами, сознательно вызывая или формируя ментальные образы, человек может воздействовать как на свои эмоции, так и на свое поведение.
Понимание Аристотелем роли, которую образы играют в психической, поведенческой и аффективной жизни человека, очень похоже на некоторые аспекты когнитивно-поведенческой терапии Бека (1979) и рационально-эмоционально-поведенческой терапии Эллиса (1975). У Аристотеля, Бека и Эллиса образы играют роль в возникновении аффекта и поведения (Аристотель, 1984; Бек, 1979; Эллис, 1975). Представление Аристотеля о роли и содержании мысленных образов также имеет несколько сходств с концептуализацией Бека (19).79) осмысление содержания и роли схемы. Понимание Аристотелем того, как мысленные образы представляют собой репрезентации объектов, влияющих на эмоции и поведение, также имеет много общего с современной теорией объектных отношений (Millon, 1996, 1999 и 2000).
Сравнение опосредующих моделей для стимуляции воображения с психологическими факторами и факторами окружающей среды | Хсу
Багоцци Р. и Йи Ю. (1988). Об оценке моделей структурных уравнений. Журнал академии маркетинговых наук, 16(1), 74-94.
Байлин С. (2007). Воображение и художественное образование в культурном контексте. В К. Иган, М. Стаут и К. Такая (ред.), Преподавание и обучение нестандартно: вдохновляющее воображение в учебной программе (стр. 101-116). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Педагогического колледжа.
Бандура, А. (2012). Еще раз о функциональных свойствах воспринимаемой самоэффективности. Журнал менеджмента, 38, 9-44.
Барон Р. М. и Кенни Д . А. (1986). Различие переменных модератора и посредника в социально-психологических исследованиях: концептуальные, стратегические и статистические соображения. Журнал личности и социальной психологии, 51 (6), 1173-1182.
Бини, М. (2005). Воображение и творчество. Милтон Кейнс. Соединенное Королевство: Открытый университет.
Bentler, PM (1990). Сравнительные индексы соответствия в структурных моделях. Психологический бюллетень, 107(2), 238-246.
Беттс, Г. Х. (1916). Воображение. В Г. Х. Беттс, Ум и его образование. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Д. Эпплтон и компания.
Браун, Б.В. (2008). Развивая надежду и воображение. Получено 16 октября 2013 г. с http://www.swaraj.org/shikhantar/blissls3.htm.
Бушер М., Эриксен М. А., Кристенсен Дж. Ф. и Могенсен П. Х. (2004). Способы заземления воображения. Материалы восьмой конференции по совместному дизайну: Искусная интеграция: переплетение медиа, материалов и практик (Том 1). Получено 25 января 2014 г. с http://www.daimi.au.dk/Workspace/site/content/heading_07/papers/PDC2004.pdf.
Чанг, Х.-Т., и Лин, Т.-И. (2013). Знакомство с успеваемостью и творческим потенциалом тайваньских студентов дизайнерских колледжей. Навыки мышления и креативность, 10, 23-39.
Чиу, Ф.-К. (2013). Подгонка между будущим мышлением и будущей ориентацией на творческое воображение. Навыки мышления и творчество, 7(3), 234-244.
Чиу, Ф.-К. (2015). Улучшение вашего творческого потенциала без осознания: тренировка чрезмерного мышления. Навыки мышления и творчество, 15, 1-12.
Чой, Дж. Н. (2004). Индивидуальные и контекстуальные предикторы творческой деятельности: опосредующая роль психологических процессов. Журнал исследований творчества, 16 (2 и 3), 187–19.9.
Чой, Дж. Н. (2012). Контекст и творчество: теория запланированного поведения как альтернативный механизм. Социальное поведение и личность, 41(4), 681-692.
Клэкстон Г., Эдвардс Л. и Скейл-Константиноу В. (2006). Развитие творческого мышления: основа для образования. Опубликовано в Thinking Skills and Creativity, 1(1), 57-61.
Дас, Т. (2007). Как написать сценарий документального фильма. Получено 20 января 2013 г. с http://web.docuticker.com/go/docubase/17008.
Экхофф, А., и Урбах, Дж. (2008). Понимание образного мышления в детстве: социокультурные концепции творчества и образного мышления. Журнал дошкольного образования, 36 (2), 179–185.
Иган, К. (1992). Воображение в преподавании и обучении: годы средней школы. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Иган, К. (2007). Воображение, прошлое и настоящее. В К. Иган, М. Стаут и К. Такая (ред.), Преподавание и обучение нестандартно: Вдохновение воображения через учебную программу (стр. 3-20). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Педагогического колледжа.
Айзенбергер Р. и Шэнок Л. (2003). Награды, внутренняя мотивация и творчество: пример концептуальной и методологической изоляции. Журнал исследований творчества, 15 (2 и 3), 121–130.
Феттес, М. (2010). Связующие связи: как воображение захватывает мир. В К. Иган и К. Мадей (редакторы), Задействование воображения и развитие творчества в образовании (стр. 2–16), Ньюкасл, Великобритания: Каталогизация Британской библиотеки.
Финке, Р. А. (1990). Творческие образы: открытия и изобретения в визуализации. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Финке, Р. А. (1996). Образы, творчество и эмерджентная структура. Сознание и познание, 5(3), 381-393.
Финке Р.А., Уорд Т. Б. и Смит С.М. (1992). Творческое познание: теория, исследования и приложения. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Форнелл, К., и Ларкер, Д. (1981). Оценка моделей структурных уравнений с ненаблюдаемыми переменными и ошибкой измерения. Журнал маркетинговых исследований, 18(1), 39-50.
Фрейзер П., Тикс А. и Бэррон К. (2004). Тестирование эффектов модератора и посредника в психологии консультирования. Журнал консультативной психологии, 51 (1), 115-134.
Гонт, Б. (2003). Творчество и воображение. В Б. Гонт и П. Ливингстон (ред.), Создание искусства (стр. 148–173). Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета.
Хендерсон, Дж. М. (1999). Архитектура для воображения: исследование элементарной образовательной среды. Блэксбург, Вирджиния: Библиотека Технологического университета Вирджинии.
Сюй, М.-К., Чанг, К., и Лян, К. (2014). Посреднические эффекты воображения между учебной средой и академической успеваемостью: сравнение научных и инженерных специальностей. Международный журнал технологий и образования в области дизайна, 24 (4), 419-436.
Хсу, Ю., Лян, К., и Чанг, К.-К. (2014). Опосредующие эффекты генеративного познания на стимуляцию воображения. Инновации в образовании и обучении, 51 (5), 544-555.
Йорескуг, К.Г., и Сербом, Д. (2002). LISREL 8.80 [Компьютерное программное обеспечение]. Чикаго, Иллинойс: Scientific Software International.
Карвовский, М., и Сошинский, М. (2008). Как развить творческое воображение? Предположения, цели и эффективность обучения творчеству ролевыми играми (RPTC). Навыки мышления и творчество, 3 (2), 163–171.
Кембер, Д., Хо, А., и Хонг, К. (2010). Характеристика среды преподавания и обучения, способной мотивировать студентов к обучению. Исследование среды обучения, 13, 43-57.
Лангер, С. К. (1953). Чувство и форма: теория искусства, разработанная на основе философии в новом ключе. Нью-Йорк: Издательство сыновей Чарльза Скрибнера.
Лян К., Хсу Ю. и Чанг К.-К. (2013). Внутренняя мотивация как посредник в развитии творческих способностей. Навыки мышления и креативность, 8, 109-119.
Лян, К., Сюй, Ю., Чанг, К.-К., и Лин, Л.-Дж. (2013). В поисках индекса воображения для дизайнеров виртуального опыта. Международный журнал технологий и образования в области дизайна, 23 (4), 1037-1046.
Линдквист, Г. (2003). Теория творчества Выготского. Журнал исследований творчества, 15 (2 и 3), 245–251.
Маркс, Д. Ф. (1995). Новые направления исследования мысленных образов. Журнал психических образов, 19 (3–4), 153–170.
Пассмор, Дж. (1985). Недавние философы: дополнение к столетней философии. Нью-Йорк: Дакворт.
Пелапрат, Э., и Коул, М. (2011). «Помня о разрыве»: воображение, творчество и человеческое познание. Интегративная психология и поведенческая наука, 45(4), 397-418.
Пердью, К. (2003). Воображение. Чикагская школа теории медиа. Получено 27 октября 2012 г. с http://lucian.uchicago.edu/blogs/mediatheory/keywords/imagination/.
Прабху, В., Саттон, К., и Саузер, В. (2008). Креативность и некоторые черты личности: понимание опосредующего эффекта внутренней мотивации. Журнал исследований творчества, 20 (1), 53-66.
Пилишин З.В. (2002). Мысленные образы: В поисках теории. Behavioral and Brain Sciences, 25(2), 157–238.
Райхлинг, М. Дж. (1990). Образы воображения. Журнал исследований в области музыкального образования, 38 (4), 282-293.
Райнер, М., и Гилберт, Дж. (2000). Эпистемологические ресурсы для мысленных экспериментов в изучении естественных наук. Международный журнал научного образования, 22(5), 489-506.
Рибо, Т. (1906 г.). Очерк творческого воображения. Чикаго, Иллинойс: Открытый суд.
Саторра, А., и Бентлер, П. М. (2010). Обеспечение положительности масштабированной разностной статистики критерия хи-квадрат. Психометрика, 75, 243-248.
Шон, Д. А., и Виггинс, Г. (1992). Виды видения и их роль в дизайне, Design Studies, 13(2), 135-156.
Шин, UC (1994). Роль воображения в интегративном знании. Традиции и открытия: периодическое издание Общества Поланьи, 21 (2), 16–28.
Спеллер, Г. (2006). Моё собственное место. Беркшир, Нью-Йорк: Зеленые места.
Steiger, JH (1990). Оценка и модификация структурной модели: интервальный подход к оценке. Многомерные поведенческие исследования, 25(2), 173-180.
Стоукс, Д. Р. (2006). Оценочный характер воображаемого сопротивления. Британский журнал эстетики, 46(4), 387-405.
Стрэндж, К.С., и Бэннинг, Дж. Х. (2001). Обучение по дизайну: создание рабочей среды обучения в кампусе. Сан-Франциско: Джосси-Басс.
Томас, Нью-Джерси (1999). Являются ли теории образов теориями воображения? Подход активного восприятия к сознательному ментальному содержанию. Когнитивная наука, 23(2), 207-245.
Терстон, Л.Л., и Терстон, Т.Г. (1989). Aptitudes mentales primarias [Первичные умственные способности]. Мадрид, Испания: TEA Edicipnes.
Упитис, Р. (2007). Четыре сильные школы: развитие чувства места через школьную архитектуру.