как определить свой – Конструктор Успеха
Содержание
- Немного истории
- Что такое тип восприятия ❓
- Как определить свой тип восприятия
- Визуал
- Аудиал 🎵
- Кинестетик
- Дискрет
Что такое тип восприятия и как он влияет на вас, зачем нужно знать собственный тип восприятия и как его определить, чтобы использовать свои сильные стороны по максимуму — поговорим в статье.
Немного истории
Хотя сегодня это трендовая тема, само это понятие появилось много веков назад, еще в античные времена, в трудах мыслителей начиная с VI в. до н. э. Тогда они впервые описали разницу в восприятии информации своими учениками, но еще не пришли к единому мнению, как трактовать эти различия.
Вплоть до до XVIII в. ученые и мыслители рассматривали человека исключительно как часть социума, не слишком учитывая его индивидуальные психологические особенности. И только в восемнадцатом веке психологи Бентам и Смит ввели новый подход изучению психологии индивида и развили теорию, в которой большое значение придается принципу персональной выгоды. Так начала развиваться социальная психология, расцвет которой пришелся на XIX–XX вв. Тогда же стали появляться первые тесты, позволяющие определить тип восприятия информации человеком. Позже появилось отдельное направление социальное психологии, которая изучает эти процессы и явления — соционика.
Читайте также про типы темперамента.
Что такое тип восприятия ❓
Все мы получаем информацию через 5 возможных каналов: слуховой (на слух), зрительный (на глаз), вкусовой (на вкус), тактильный (на ощупь) и обонятельный (по запаху). Воспринятая информация поступает в мозг и там перерабатывается. У каждого из нас есть все пять каналов, но один или два всегда преобладают. Если это слуховой канал, то человек хорошо воспринимает любую информацию на слух, хорошо схватывает на занятиях, лекциях, но перечитывая книгу “про себя”, может так и не вникнуть в ее содержание. Определение типа восприятия — это определение главного канала восприятия.
Понимание, к какому типу вы относитесь, поможет ускорить ваше обучение в любой сфере, увеличить его эффективность, научиться быстро разгонять мозг, а также помочь вам точно донести собеседнику/оппоненту свои мысли. Если вы разговариваете с аудиалом и пытаетесь донести до него свою точку зрения, вам нужно вести себя совершенно иначе, чем в споре с дискретом. Понимание своих сильных и слабых сторон, а также особенностей других людей, поможет вам грамотно выстроить общение и добиться своих целей, а еще это может помочь найти свое предназначение.
Как определить свой тип восприятия
Есть разные способы определить свой тип восприятия. Вот некоторые из них.
- Самодиагностика. Постарайтесь проследить за своими мыслями. Как они приходят к вам в голову — это образы или запахи, ощущения или внутренняя речь, а может быть, вы слышите лишь звуки? Попробуйте определить доминирующий вид своей памяти: информацию в каком виде вам запомнить проще всего? Также проследите за своим словарным запасом: что повторяется чаще, какие ваши любимые слова и выражения? Обычно человек, имеющий определенный тип восприятия выбирает слова и словосочетания, характерные для этого типа. Но тут есть небольшая погрешность, поскольку употребление конкретных слов может зависеть и от других факторов.
- Прочитайте слова из списка и воспроизведите их по памяти в любом порядке: что первое придет вам в голову и каким образом вы представите этот предмет или явление? Какие предметы вы вспомнили и представили раньше, а какие — позже?
- Прохладный шелк
- Пианист, играющий на фортепиано
- Горькая микстура
- Мчащаяся на полной скорости машина
- Волна, которая разбивается об утес
Если сначала вы видите образы, скорее всего, вас можно назвать визуалом. Если сначала вы слышите звуки, а картинки приходят на ум позже, вы аудиал. Если вы представляете расположение этих объектов и свои ощущения от контактов с ними, вы кинестетик. Если же вам нужно проговорить слово, прежде чем представить его в уме — дискрет.
- Для определения типа восприятия есть специальные книги, а также тесты, но все они имеют некоторую погрешность. Например, есть тест по методике «Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева». Из любопытства вы можете пройти этот тест, но точный и достоверный ответ по вашему типу восприятия даст только психолог. Типы восприятия почти не встречаются в чистом, неразбавленном виде, то есть в мире практически нет 100% аудиалов или кинестетиков. Как правило, каждый из нас — это смесь 2-3 типов восприятия в разных пропорциях.
Возникает логичный вопрос, а в чем сильные и слабые стороны и как конкретно их применить? Чтобы ответить на него, разберем особенности каждого из существующих типов восприятия.
Основные типы:
- Визуальная — человек хорошо запоминает все, что можно увидеть на глаз, то есть видит и хорошо помнит картинки, предметы в комнате, их цвет и форму — При этом он может плохо воспринимать печатный текст, запахи, звуки.
- При слуховой человек хорошо различает голоса и любые звуки, обычно восприимчив к музыке.
- Кинестетическая означает доминирование тактильной информации. Он легко отличит вкус двух похожих блюд, ощущения от обработанной и необработанной шерсти. Он может не вспомнить, как вы выглядите, но будет помнить, что чувствовал, когда случайно дотронулся до вас рукой.
- Дигитальная предполагает навыки построения внутреннего диалога.
При этом доминирование одной системы еще не означает, что другая слаба. При определении типа восприятия речь идет об определении ведущей (но не единственной) системы, которая запускает основные процессы в вашем мозгу.
Согласно данным исследований, в России разделение примерно такое:
Визуал
Для визуалов главный канал восприятия окружающего — это глаза. При этом они, естественно, воспринимают также запахи, звуки, тактильные ощущения, но именно зрительные образы дают максимум информации. Такие люди в буквальном смысле “любят глазами”, для них важна внешность и вся внешняя атрибутика.
Чтобы помочь визуалу в процессе обучения, нужно воздействовать на его глаза — то есть по максимуму использовать картинки и меньше — устную речь. Для таких людей зрительные образы имеют огромное значение. Также можно рисовать схемы — это гораздо эффективнее, чем давать устные инструкции.
Читайте также про цветовой тест Люшера.
Аудиал 🎵
Аудиалы, напротив, прекрасно воспринимают все на слух. Для детей-аудиалов отлично подходит чтение книг вслух, а школьники этого типа повысят свои учебные результаты, если объяснить им тему устно, вместо того чтобы заставлять читать учебник.
Взрослому аудиалу важно проговаривать с все задачи с коллегами и начальниками вслух,а эффективная для визуала таблица или схема с инструкцией для него не сработает. Вообще такие люди — отличные слушатели. Настоящая находка для аудиалов – аудио-книги. И это отличный способ определить, что вы аудиал — если слушать книги нравится больше, чем читать их. Статистически аудиалов меньше всего.
Кинестетик
Для кинестетика лучшее подспорье — это тактильные ощущения, а также переживания. Они воспринимают любую информацию очень эмоционально, и в голове мгновенно связывают ее с ощущениями. С этими людьми бесполезно спорить и отстаивать свою точку зрения при помощи логики. Кинестетик должен иметь тактильный контакт, испытать эмоции и пропустить все через них. Совет кинестетикам — вызывать в воображении ощущения и уметь строить связь между ними и новыми данными.
Дискрет
Здесь главное оружие — факты и цифры, четкие доводы и железная логика. Люди такого типа встречаются нечасто, но по мнению психологов, в последнее время их становится все больше. Почему так происходит, точно неизвестно, но не исключено, что это представители нового виде эволюции. Совет дискретам — везде ищите логику, рисуйте схему и стройте логические цепочки, чтобы докопаться до сути вещей и получить ответы на все вопросы.
Протестировать себя и определить предрасположенность к тому или иному типу можно самостоятельно. Если же вы хотите узнать точный ответ, разобраться со своими сильными и слабыми сторонами, чтобы использовать их для повышения эффективности, лучше обратиться к профессионалу.
Читайте также про пирамиду потребностей Маслоу.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком.
Тема №2: Информация и ее виды. Восприятие информации человеком.
Класс:7
Дата:
Цель: формирование понятия об информации и ее свойствах, развитие умения различать виды информации и способы восприятия информации человеком.
Ход урока
Орг. момент
Проверка домашнего задания
Мотивация ученой деятельности
Почему важно изучать информатику
Какую пользу могут принести мне знания по информатике
Изучение нового материала
К слову информация мы привыкли с детства. Если спросить вас о том, что такое информация вы вспомните газеты радио телевиденье т.е. средства массовой информации. Цель таких сообщений – довести до слушателя сведения о каких-либо событиях.
Все, что мы с вами знаем, мы когда – то узнали от родителей, учителей, из книг, из личного опыта. Это информация. В свою очередь, все, что написано в книгах, журналах, газетах, отражает знание авторов этих текстов, а потому это тоже информация.
Информация для человека – это содержание получаемых им сообщений. Информация пополняет знания человека.
Учеба в школе – это целенаправленный процесс получения знаний, а значит, получения информации. Чем больше вы учитесь, тем больше информации содержит ваша память.
Классификация знаний:
Декларативный – Я знаю, что . . .
Процедурным – Я знаю, как . . .
Восприятие информации человеком — это ознакомление с явлениями и предметами посредством их воздействия на различные органы чувств. Анализируя результат воздействия того или иного предмета или ситуации на органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, индивид получает определенное представление о них. Таким образом, основа в процессе восприятия информации — пять наших органов чувств. При этом активно задействованы прошлый опыт человека и ранее полученные знания. Обращаясь к ним, можно отнести полученную информацию к уже известным явлениям или выделить из общей массы в отдельную категорию. Способы восприятия информации базируются на некоторых процессах, связанных с органами чувств человека:
Через зрение поступает информация в виде изображения
Через слух воспринимается информация в звуковом виде
Через обоняние воспринимается в виде запахов
Через вкус поступает информация от вкусовых ощущений
Через осязание мы получаем информацию в виде осязательных (тактильных) ощущений.
Полученную информацию человека может запомнить или записать, а также передать другому человеку. В какой форме это происходит?
Виды письменности:
Звуковая (отдельные буквы или сочетание букв обозначают звуки речи, а знаки препинания — паузы, интонацию)
Идеографическая (один значок обозначает слово или значительную часть слова)
Пиктографическая (рисунок, обозначающий понятие ли целое сообщение)
Человеческая речь и письменость тесно связаны с понятием «язык»
Виды яыков:
Естественный – разговорные языки имеющие национальный характер. (английский, китайский)
Формальный – как правило, это языки кокой – нибудь профессии или области знаний. (нотная грамота, язык математики)
Язык –это знаковый способ представления информации. Общение на языках – это процесс передачи информации в знаковой форме.
Формы представления информации человеком:
Текст на естественном языке в устные или письменные формы
Графическая форма: рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы
Символы формального языка: числа, математические формулы, дорожные знаки и пр.
Закрепление изученного материала
С помощью каких органов чувств люди и животные получают информацию об объектах (назовите объект, информацию о котором получают) в приведённых ниже примерах?
Пример | Объект, орган чувств |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Чем отличается чтение от прослушивания музыки с точки зрения формы принимаемой информации?
Приведите по три примера декларативных и процедурных знаний.
Подведение итогов. Рефлексия
Научился ли я разбираться в видах представления информации
Умею ли я определять объекты информации.
Домашнее задание
§1, §2
Дополнительно:
1. приведите по три примера естественных и формальных языков.
2. Что может означать запись 18-15 с точки зрения продавца в магазине, машиниста электропоезда, ученика на уроке математики?
3. К какому языку относятся следующие знаки и что они обозначают?
а) б) в) г) д) е) ж)
4. Предположим, что на «марсианском» языке выражение «lot do may» означает «кот съел мышь»; «may is» – «серая мышь»; «ro do» – «он съел». Как написать на марсианском языке «серый кот»?
5. Выразите в виде предложения на русском языке смысл математического выражения:
Человеческое восприятие
Человеческое восприятие Мэтью Уорд, отдел компьютерных технологий WPIРЕЗЮМЕ
Сколько различных длин линий и ориентаций могут точно воспринимать люди? Сколько различных звуковых частот или объемов мы можем различить без ошибок? Какова наша «емкость канала», когда мы имеем дело с цветом, вкусом, запахом и т. д.? другие наши чувства? Как люди способны узнавать сотни лиц и тысячи сказанных слов? Эти и связанные с ними вопросы важны для изучение как компьютерного зрения, так и научной визуализации. На одном стороны, попытка определить пределы человеческого восприятия может привести к понимание дизайна систем понимания изображений. С другой стороны, при разработке визуализации важно учитывать эти ограничения чтобы избежать создания изображений с двусмысленной или вводящей в заблуждение информацией. Этот доклад представит обзор некоторых очень ранних работ по перцептивной психологии и связать его с текущими работами в области науки об изображениях.ОСНОВНАЯ ССЫЛКА: Джордж А. Миллер, «Волшебное число семь, плюс или минус». Второе: некоторые ограничения нашей способности обрабатывать информацию», Психологический Обзор, Том. 63, № 2, 1956.
Ниже приведены накладные расходы из моей презентации.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПЕРЦЕПТУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И НАУКОЙ ОБРАЗА
Проектирование визуализаций- Как использовать цвет?
- Какие графические объекты можно точно измерить?
- Сколько различных объектов можно использовать без путаницы?
Компьютерное зрение
- Какие примитивы люди обнаруживают предварительно?
- С какой точностью мы воспринимаем различные примитивы?
- Как мы комбинируем примитивы для распознавания сложных явлений?
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ
Предположим, что человек является каналом связи, принимающим входные данные и генерирующим выходные данные. где перекрытие представляет собой количество переданной информацииДля каждого примитива (зрительный, слуховой, вкусовой…) измерьте количество различные уровни, которые средний участник может определить с высокой степенью точности
Количество информации будет следовать асимптотическому поведению
Назовите этот уровень «пропускной способностью канала» для передачи информации по человек и измерять в битах
Игнорировать результаты от «специалистов» и ограничивать обучение
Не включайте зашумленные данные или контекст (пока)
АБСОЛЮТНАЯ ОЦЕНКА ОДНОМЕРНЫХ СТИМУЛОВ
- Звуковые тона (Pollack): равные логарифмические шаги от 100 до 8000 гц. Уровни отключаются на 2,5 бита (мы можем выбрать 6 тонов, которые слушатель никогда не услышит). путать). Изменение диапазона не изменило результаты заметно. лица распознавание 5 высоких тонов или 5 низких тонов не распознает 10 при объединении.
- Громкость звука (по Гарднеру): варьируется от 15 до 110 дБ. Уровни выключено на 2,3 бита (5 уровней).
- Соленость (Beebe-Center): различная концентрация от 0,3 до 34,7 г NcCl на 100 мл воды. Выравнивает на 1,9 бит (4 уровня).
- Позиция на линии (Хейк/Гарднер): указатель в произвольной позиции между 2 маркера. Участники помечены либо из списка возможностей, либо число от 0 до 100. Выравнивает на 3,25 бит, хотя улучшает некоторые для длительная выдержка (10 — 15 уровней).
- Размеры квадратов (по Эриксену/Хейку): 2,2 бита
- Цвет (Эриксен): 3,1 бита для оттенка, 2,3 бита для яркости
- Touch (Gelard): размещение вибраторов на области груди. Выравнивается на 4 интенсивности, 5 продолжительностей и 7 мест.
- Геометрия линии (Pollack): длина строки была 2,6 — 3 бита (зависит от длительности), направление было 2,8 — 3,3 бита, кривизна была 2,2 бита для постоянной длины дуги, 1,6 бита для постоянной длины хорды.
Резюме: Похоже, это некий встроенный предел нашей способности воспринимать Одномерные сигналы. Среднее значение равно 2,6 бита, стандартное отклонение равно 0,6 бита.
АБСОЛЮТНАЯ ОЦЕНКА МНОГОМЕРНЫХ СТИМУЛОВ
- Точка в квадрате (Клеммер/Фрик): должна быть в два раза больше, чем позиция на строка (6,5 бит), но измерено в 4,6 бит.
- Соленость и сладость (Beebe-Center): Комбинированные растворы сахарозы и соли. Соленость должна быть в два раза выше (3,8), но измерена на уровне 2,3.
- Громкость и высота тона (Pollack): Должна представлять собой комбинацию высоты тона и громкости. (4,8), но измерено в 3,1.
- Цветовой тон и насыщенность (Halsey/Chapanis): должно быть 5,3, но измерено 3,6.
- Размер, яркость и оттенок (по Эриксену): должно быть 7,6, но измерено 4,1.
- Несколько параметров звука (Pollack/Ficks): 6 переменных — частота, интенсивность, частота перерывов, доля времени включения, продолжительность и место. Каждый может иметь 5 значений, всего 15,6 КБ. Результаты были 7,2 бит, или 150 различных категорий.
Резюме: кажется, что лучше иметь немного информации о множестве параметров. мы делаем вещи. Это согласуется с лингвистической теорией, которая определяет от 8 до 10 измерения, где каждое различие является бинарным или троичным.
ИЗМЕРЕНИЕ ПРОТИВ. ОБНАРУЖЕНИЕ
Источник: Уильям С. Кливленд, Элементы графических данных, «Графические Восприятие», Wadsworth, Inc, 1985.Отличие измерения расстояния (абсолютного) от обнаружения (относительного)
Различает 10 задач на графическое восприятие
- Угол
- Район
- Цвет Оттенок
- Насыщенность цвета
- Плотность (количество черного)
- Длина (расстояние)
- Положение по общей шкале
- Позиция на одинаковых несовмещенных шкалах
- Уклон
- Объем
Закон Вебера: вероятность обнаружения пропорциональна относительной изменение, а не абсолютное изменение графического атрибута
Закон Стивенса: воспринимаемый масштаб в абсолютных измерениях является фактическим масштабом.
возведен в степень. Для линейных функций мощность находится в пределах от 0,9 до 1,1, для для площадных объектов он находится между 0,6 и 0,9, а для объемных — между 0,5 и 0,8.Эксперименты показали, что ошибки в восприятии упорядочены следующим образом (возрастающая ошибка).
- Положение по общей шкале
- Позиция на одинаковых несовмещенных шкалах
- Длина
- Угол/Наклон (хотя погрешность сильно зависит от ориентации и типа)
- Район
- Объем
- Цвет Оттенок, Насыщенность, Плотность (только неофициальное тестирование)
РОЛЬ ФОКУСА И ОЖИДАНИЯ
(Чепмен): на изображениях с несколькими атрибутами, но только с наблюдателями сообщая об одном, предварительное уведомление о фокусе привело к значительному лучшие результаты, чем после выбора фокуса. (Очевидно, но важно, что указывает на то, что люди добиваются большего успеха, когда сосредотачиваются на одном атрибуте).РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
- Относительное суждение выше абсолютного.
- Увеличение размерности приводит к увеличению скорости передачи данных. Проблема: есть вероятно, будет «диапазоном перцептивной размерности», предположительно равным ~ 10.
- Реконфигурируйте проблему так, чтобы она представляла собой последовательность различных абсолютных суждений. Это приводит к анализу непосредственной памяти.
ОТНОШЕНИЕ(?) К НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПАМЯТИ
Исследования показывают, что объем непосредственной памяти составляет примерно 7 элементов. Это связанные с диапазоном абсолютного суждения?НЕТ. Абсолютное суждение ограничено объемом информации, в то время как непосредственное память ограничена количеством элементов, какими бы сложными они ни были (автор отличает биты информации от порций информации).
Несколько экспериментов с двоичными цифрами, десятичными цифрами, буквами, слоги, слова и их сочетания показали, что количество фрагментов относительно постоянный.
Интересное наблюдение: мы можем запомнить около 6 многосложных слов, но также 6 или около того односложных слов. Таким образом, мы «разбиваем» вещи на самые большие куски. логическая единица (вероятно).
РОЛЬ ЗАПИСИ
Перекодирование — это процесс реорганизации информации на меньшее количество фрагментов с больше битов информации на порцию (например, процесс изучения азбуки Морзе). Это форма компиляции на жаргоне ИИ. Эксперименты по запоминанию длинных строк двоичных цифр показывают почти линейную улучшение с размером куска. Мы запоминаем события, создавая словесную запись события, а затем разработать эту закодированную версию (учитывает вариации в свидетельствах показания).РЕЗЮМЕ ПЕРЦЕПЦИОННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
- Диапазон абсолютного суждения и непосредственной памяти ограничивают нашу способность воспринимать информация точно
- Мы расширяем возможности, переформулируя в несколько измерений или последовательностей куски
- Относительное суждение (обнаружение) более действенно, чем абсолютное (измеренное) суждение
- Совпадение числа 7 (плюс-минус 2) — строгое совпадение (хотя 7 появляется в повседневной жизни со сверхъестественной регулярностью)
ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ЗРЕНИЯ
Для исследования, которое пытается провести параллель с человеческим зрением, процесс восприятия организация (дробление) примитивных компонентов — перспективный путь,ОДНАКО
работа, основанная на высокоточных количественных значениях, не укладывается в рамки человеческого восприятия, как наша способность различать разные абсолютные уровни ограничено 4–7 значениями
ПОСЛЕДСТВИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ
В приложениях, где требуется абсолютное суждение, лучшее, что мы можем сделать с одним графическим атрибутом составляет от 4 до 7 значений. Чтобы получить больший диапазон распознаваемых уровней, мы должны решить проблему в нескольких измерений, принять последовательность простых решений или выполнить какой-либо тип разбивка.В качестве альтернативы мы могли бы переопределить проблему таким образом, чтобы относительная чем абсолютное суждение могло быть использовано для сосредоточения внимания, со вторым, более количественно точный, этап, следующий за первоначальным фокусом внимания.
[email protected]Характеристики восприятия человека и их актуальность при изучении информационного поведения
Чтобы прочитать полную версию этого контента, выберите один из вариантов ниже:
Кристофер Питер Луэг (Группа исследования информации и взаимодействия, Университет Тасмании, Хобарт, Австралия)
Журнал документации
«> ISSN : 0022-0418
Дата публикации статьи: 8 июля 2014 г.
Загрузки
Аннотация
Цель
Целью данной статьи является осветить результаты исследований человеческого восприятия в смежных дисциплинах и доказать, что исследования информационного поведения должны найти способы обращения к человеческим характеристикам, которые подразумевают, что: присутствовать в окружающей среде и потенциально иметь отношение к поставленной задаче; и, во-вторых, испытуемые не смогут сообщить о том, что им не удалось распознать информацию. Авторы также обсуждают, как исследования информационного поведения могут решить вышеупомянутые проблемы, связанные с человеческим движением и восприятием.
Дизайн/методология/подход
Автор опирается на литературу в основном по когнитивной науке и психологии, чтобы выделить результаты, наиболее актуальные для научного изучения информационного поведения, для разработки модели информационной среды, в которой находится информационное поведение , а также критически изучить, как данные собираются в исследованиях информационного поведения. Также обсуждаются способы предоставления более полной информации об информационном поведении.
Результаты
Литература по когнитивной науке и психологии предполагает, что неспособность замечать информацию, имеющую отношение к поставленной задаче, может быть не исключением, а ожидаемым явлением, и это необходимо учитывать исследователям информационного поведения. Популярные методы сбора данных, включая анкетирование и интервью, этого не учитывают, потому что испытуемые не будут знать об этом факте, что, в свою очередь, означает, что они также не могут сформулировать этот факт. Это говорит о том, что: во-первых, современные модели информационного поведения слишком сосредоточены на одной стороне медали; и, во-вторых, исследователям информационного поведения может потребоваться дополнить свои методы сбора данных такими методами сбора данных, как отслеживание взгляда.
Ограничения/последствия исследования
Это концептуальный документ, основанный на тщательном анализе релевантных исследований, прежде всего в области когнитивистики и психологии. Связь теории с практикой дает четкое указание на общую достоверность результатов, но могут быть и другие аспекты, которые еще не были рассмотрены.
Оригинальность/ценность
Статья уникальна тем, что в ней критически рассматривается исследование информационного поведения с точки зрения человеческого восприятия и движения. Были статьи, критикующие исследования информационного поведения с методологической точки зрения. Этот документ дополняет этот объем работы и предлагает путь вперед.
Ключевые слова
- Взаимодействие человека с компьютером
- Вариант
- Информационное поведение
- Восприятие
- Слияние человека и компьютера
- Расположенное познание
Благодарности
Автор хотел бы поблагодарить анонимных рецензентов за их проницательные и наводящие на размышления комментарии, а также коллег, студентов и друзей за их отзывы и терпение при комментировании ранних версий рукописи.