Отличие восприятия от ощущений, виды воспрятия
Содержание
Введение…………………………………………
Глава
1. Теоретическая часть……………………………
- Понятие восприятия и ощущения…………………………………..5
- Виды восприятия………………………………………………….
..10 - Особенности восприятия…………………………………………..15
Выводы по 1 главе………………………………………………………..19
Глава
2. Экспериментальная часть…………………
2.1. Экспериментальные методики музыкального восприятия школьников на уроках музыки……………………………………………….
2.2.
Проведение эксперимента…………………
2.3. Анализ результатов проведенного эксперимента………………….23
Выводы по второй главе…………………………………………………26
Заключение……………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Восприятие, как и ощущение, относится к познавательным процессам. Под восприятием понимают психическое отражение предметов и явлений в целостности, в совокупности их свойств. Восприятие возможно благодаря ощущениям, но оно представляет собой качественно новую ступень познания, не сводящуюся к сумме отдельных ощущений.
В образах восприятия фиксируются многие свойства объектов: их местоположение в пространстве, удаленность, направление движения, длительность воздействия внешнего раздражителя на субъекта восприятия. Восприятие характеризуется модальностью и интенсивностью, благодаря чему становится качественной различение внешних стимулов. Ему присущи свойства, существенно отличающие его от ощущений: предметность, целостность, константность, структурность и даже обобщенность. Когда восприятие включается в процесс решения задач и становится компонентом мышления или сознания в целом, тогда оно испытывает с их стороны регулирующее и организующее воздействие. В результате этих воздействий у восприятия развиваются такие свойства, как избирательность, осмысленность, целенаправленность, категориальность, рефлексивность и др.
Для изучения разноуровневых свойств восприятия в данной теме предложены методики исследования: наблюдательности, восприятия времени и характера влияния познавательного контроля на зрительное восприятие.
Психологи выделяют четыре свойства восприятия образа. Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) — это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Предметность — это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются. Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.
Объект исследования – восприятие и ощущение.
Предмет исследования – отличие восприятия от ощущения, виды восприятия.
Цель исследования – на основании теории и практики рассмотреть отличие восприятия от ощущения, виды восприятия.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
—
рассмотреть понятие
— рассмотреть виды ощущения;
—
проанализировать особенности
— рассмотреть экспериментальную часть;
— рассмотреть экспериментальные методики музыкального восприятия школьников на уроках музыки;
— провести эксперимент;
—
проанализировать анализ
Глава
1. Теоретическая часть
- Понятие восприятия и ощущения
Традиционно принято использовать термины «ощущение» и «восприятие» для обозначения разных явлений. Термином «ощущение» обозначаются начальные процессы обнаружения и кодирования энергии физического мира. Отсюда следует, что ощущения связаны с начальной стадией контакта организма с окружающей его средой. Потенциальными энергетическими сигналами, которые может послать среда, являются свет, давление, тепло, химические вещества и т. д., и наши органы чувств — окна в окружающий мир — получают эту энергию и трансформируют ее в биоэлектрический нейронный сигнал, который отправляется в мозг. В реализации этой первой стадии познания мира участвуют специальные нейронные единицы, или рецепторные клетки (они будут описаны ниже в этой же главе), реагирующие на тот или иной вид энергии.
Под ощущениями как таковыми понимают непосредственные, фундаментальные и прямые контакты (переживания) определенного рода, иными словами, они относятся к осознанному знанию о качестве или характеристических признаках окружающих нас предметов, таких как «тяжелый», «теплый», «громкий» и «красный», и это знание, как правило, является результатом воздействия простого, изолированного раздражителя.
Что
же касается восприятия, то оно является
результатом психологических процессов,
в которых задействованы такие понятия,
как смысл, взаимосвязи, контекст, субъективная
оценка, предшествующий опыт индивидуума
и память. В соответствии с этими различиями
между ощущением и восприятием наши глаза
могут вначале зафиксировать ряд быстро
сменяющих друг друга на телевизионном
экране цветных изображений (это есть
работа ощущения), но то, что мы видим на
экране или воспринимаем благодаря ему,
представляет собой изображение зрительных
событий, в которых люди и предметы осмысленно
взаимодействуют между собой в пространстве.
Точно так же типичный внешний звуковой
раздражитель заставит наши барабанные
перепонки вибрировать определенным образом,
создавая мгновенно узнаваемую его особенность,
в частности громкость, но мы слышим или
воспринимаем разговор или мелодию. Следовательно,
восприятие включает систематизацию,
интерпретацию и осмысление информации,
поступающей от сенсорных систем. Иными
словами, восприятие представляет собой
результат упорядочения ощущений и их
превращение в знания о предметах и событиях
физического мира.
Определив эти различия, следует отметить, что они имеют скорее историческое, нежели практическое или функциональное значение. Говоря о многих значимых контактах с внешним миром, трудно, если вообще возможно, провести границу между ощущением и восприятием. Слушая музыку, мы разве отдаем себе отчет в том, каковы особенности отдельных нот, в частности какова их абсолютная высота и громкость? Беря в руки знакомый предмет, будь то книга или карандаш, можем ли мы почувствовать давление, оказываемое ими на наши пальцы или ладони, независимо от того, каков предмет на ощупь? В обоих случаях ответ отрицательный. В общем, ощущение и восприятие представляют собой взаимосвязанные и неразделимые процессы. Как правило, лишь в контролируемых лабораторных условиях можно инициировать изолированные ощущения, не имеющие ни смысловой, ни контекстуальной нагрузки и не связанные с предшествующим опытом испытуемого. Следовательно, хоть эти термины и станут частью нашего словаря, в данной книге мы, как правило, будем избегать четкого разграничения ощущения и восприятия и будем придерживаться интегрированного подхода.
Иными словами, мы согласны с теми, кто считает, что результатом воздействия окружающей среды обычно является полезная для организма информация, часть которой — сравнительно простая информация общего характера (например, яркость предмета), а часть — более сложная (например, информация, связанная с идентификацией предмета).Любой человек, сталкивающийся с таким сложным и многогранным явлением, как ощущение и восприятие, конечно же, вправе спросить, зачем нужно изучать его. Помимо чисто научных существует немало и других побудительных мотивов. Во-первых, как вскоре станет ясно из представленной ниже информации, идеи, дискуссионные вопросы и основные аспекты этой проблемы важны не только для истории психологии как науки вообще, но и являются центральными для экспериментальной психологии в частности. Роль чувств в решении фундаментальных философских проблем, касающихся того, как именно мы познаем окружающий нас мир, чрезвычайно велика. Сама экспериментальная психология началась с философских проблем, в которых основное внимание уделялось ощущению и восприятию.
Во-вторых, еще одна причина, тесно связанная с первой и побуждающая изучать ощущение и восприятие, — их важность для получения системных знаний о самих себе и об окружающем нас мире. Это справедливо, ибо все наши знания о находящейся вне нас реальности являются в первую очередь результатом ощущений и восприятия. Наши чувства — это наш единственный механизм обнаружения энергетических и химических сигналов, посылаемых нам средой, и именно на их основе мы воспринимаем и оцениваем реальность. Иными словами, наши знания о мире и наше внутреннее ощущение физической реальности проистекают из полученной нами сенсорной информации. Чтобы убедиться в правильности этого утверждения, подумайте о том, как вы получаете информацию о происходящем вокруг вас. Вы постоянно в курсе сенсорных событий — зрительных образов, звуков, осязательных ощущений и, вероятно, запахов. Восприятие внутренней, и особенно внешней, среды есть нечто такое, что мы испытываем почти постоянно. А теперь подумайте о том, во что превратилась бы ваша повседневная жизнь, если бы вы внезапно лишились одного или нескольких чувств. Учитывая уровень современных технологий, вы, скорее всего, приспособились бы и научились обходиться без того, что потеряли. Однако очевидно и то, что ваша осведомленность о среде обитания соответственно уменьшилась бы, и в зависимости от обстоятельств ваше благополучие, а возможно, и сама жизнь оказались бы под угрозой.
Есть также немало практических причин для изучения ощущения и восприятия. Этот раздел психологии имеет дело с важными, если не с решающими, аспектами нашего повседневного взаимодействия с внешней средой. Вы только представьте себе, как часто вам приходится иметь дело с огромным количеством разных приспособлений, созданных для того, чтобы поставлять информацию через сенсорные системы человека: светофоры, автомобили, часы, телефоны, стереосистемы, видеодисплеи (например, компьютеры и телевизоры). Подумайте также о некоторых важных практических последствиях наших контактов с физическим миром при помощи сенсорных раздражителей. Например, какие звуки и цвета с наибольшей вероятностью будут восприняты как сигналы опасности? Правда ли, что лучше всего для этой цели подходит красный цвет? Является ли вой сирены эффективным звуковым сигналом? Следует ли вообще избегать природных веществ, обладающих неприятным, прежде всего горьким, вкусом? Какие акустические характеристики поступающего извне раздражителя позволяют нам безошибочно локализовать его источник? Что происходит с чувствительностью нашего зрения, когда мы переходим из освещенного помещения в темноту? Является ли врожденным восприятие глубины? Каков порог чувствительности каждой данной сенсорной модальности, оптимально исполняющей возложенные на нее функции? Как интенсивное стимулирование — например, оглушительный шум или ослепительный свет — влияет на способность к восприятию?
Если
говорить о практической целесообразности,
то изучение ощущения и восприятия
вооружает ученых умением выявлять
и лечить людей с нарушениями
сенсорно-перцептивной системы. Например,
психологи, изучающие слух, считают,
что его характерное понижение
связано с длительным воздействием сильного
шума. Как правило, исследователи связывают
снижение уровня ощущений и восприятия
со специфическими внешними событиями,
такими как недостаток опыта, травма, болезнь
или возрастные изменения. Старение оказывает
глубочайшее влияние на эффективность
сенсорных систем. Рассмотрим следующий
пример, связанный со слухом: поскольку
верхний слуховой порог (имеется в виду
абсолютная высота того или иного звука,
т. е. насколько высоким или низким он кажется)
с возрастом понижается, использование
высокого звука в качестве сигнала тревоги
стало бы опрометчивым поступком, ибо
пожилые люди вполне могут не услышать
его.2
1.2.
Виды восприятия
Взаимодействие анализаторов подготавливает почву к переходу в чувственном познании на более высокий по сравнению с ощущениями уровень — уровень восприятия или иначе к переходу от сенсорного на перцептивный уровень познания. Этот уровень, однако, нельзя рассматривать как некое суммирование ощущений. Здесь происходит не только количественное увеличение чувственной информации, но и ее качественное преобразование. В итоге мы получаем не некоторый набор из нескольких ощущений, а комплекс информации, дающий общее представление о воспринимаемом предмете, обладающем помимо отраженных в ощущениях отдельных свойств еще и соотношением этих свойств между собой и некими обобщающими характеристиками. Все это дает человеку сведения о биологической и социальной значимости для него этого предмета.
Познавательные процессы : ощущение и восприятие
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ : ОЩУЩЕНИЕ и ВОСПРИЯТИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕПРОЦЕССЫ :
ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ
2. Темы проектов, рефератов:
Происхождение ощущений.
Виды и классификация ощущений.
Свойства ощущений
Отличие восприятие от ощущений.
Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства,
времени и движения.
• Роль ощущений в жизни человека.
• Механизмы восприятия формы предметов и их величины,
восприятие времени.
• Классификация расстройств восприятий (агнозии, иллюзии,
галлюцинации и псевдогаллюцинации, психосенсорные
расстройства).
3. Определение
• Восприятием в общей психологииназывают отражение предметов, ситуаций
или событий в их целостности. Оно
возникает при непосредственном
воздействии объектов на органы чувств.
4. Восприятие- составной процесс
• Поскольку целостный объект обычновоздействует одновременно на различные
органы чувств, восприятие является
составным процессом. Оно включает в
свою структуру ряд ощущений – простых
форм отражения, на которые можно
разложить составной процесс восприятия.
5. Ощущениями в психологии
• Ощущениями в психологии называются процессыотражения лишь отдельных свойств объектов
окружающего мира. Понятие ощущения отличается от
понятия восприятия не качественно, а количественно.
• Например, когда человек держит в руках цветок,
любуется им и наслаждается его ароматом, то
целостное впечатление от цветка будет называться
восприятием. А отдельными ощущениями будут
аромат цветка, зрительное впечатление от него,
осязательное впечатление руки, держащей стебель.
6. Восприятие состоит из одного или нескольких ощущений
• Однако в то же время, если человек сзакрытыми глазами будет вдыхать аромат
цветка, не касаясь его, это все равно будет
называться восприятием. Таким образом,
восприятие состоит из одного или
нескольких ощущений, создающих на
настоящий момент наиболее полное
представление об объекте.
8. Ощущения являются первичной формой познания человеком окружающего мира
• Следует также отметить, что хотяощущение и является процессом
элементарным, но на основе
ощущений строятся очень многие
сложные психические процессы,
начиная с восприятия и заканчивая
мышлением.
9.
Ощущение• — это психический процесс отраженияединичных свойств предметов и явлений
при их непосредственном воздействии на
органы чувств. Со времен Аристотеля
традиционно выделяют пять видов
ощущений, информирующих человека об
изменениях в окружающей среде. Это
осязание, вкус, обоняние, слух и зрение.
10. Свойства ощущений
• Различные виды ощущений характеризуютсяне только специфичностью, но и общими для
всех них свойствами.
• К таким свойствам относятся
• качество,
• интенсивность,
• продолжительность
• и пространственная локализация.
11. Качество —
Качество • это главная особенность данногоощущения, отличающая его от других
видов ощущений и варьирующая в
пределах данного вида ощущений (одной
модальности).
• Слуховые ощущения, например,
отличаются по высоте, тембру,
громкости, а зрительные — по
насыщенности, цветовому тону.
12. Модальность —
Модальность • основная особенность данного вида ощущений, отличающая его от других видов.В процессе эволюции у человека сформировались основные одиннадцать видов
ощущений, обеспечивающих целостное отражение мира и оптимальную
адаптацию – это:
• зрительные,
• слуховые,
• вкусовые,
• обонятельные,
• осязательные,
• температурные,
• двигательные, или кинестетические,
• вестибулярные, или равновесия,
• вибрационные,
• болевые,
• органические, или интероцептивные.
• В каждой модальности отражаются разнообразные качества, так, например, в
зрительной представлены такие качества, как яркость, контраст и др., в слуховой высота, тембр, громкость звука
13. Интенсивность
• ощущения является егоколичественной характеристикой и
определяется как силой
раздражителя, так и
функциональным состоянием
рецептора.
14. Понятие анализатора
• Для возникновения ощущений необходимыобъект внешнего воздействия и
анализаторы, способные это воздействие
воспринять.
• Понятие анализатора (аппарата,
осуществляющего функцию различения
внешних раздражителей), было введено
академиком И. П. Павловым.
15. Структура анализаторов
• Он же исследовал структуру анализаторов и пришел к выводу, чтоони состоят из трех частей.
• Первая, периферическая часть – рецепторы. Это нервные
окончания, расположенные в наших органах чувств,
непосредственно воспринимающие внешние раздражения.
• Вторая часть – проводящие пути, по которым передается
возбуждение от периферии к центру.
• Третья часть – центральная часть анализатора. Это участки
головного мозга, отвечающие за распознавание соответствующего
раздражителя (зрительного, вкусового, обонятельного и т. д.).
Именно здесь воздействие раздражителя преобразовывается в
психический процесс, который в психологии называется
ощущением.
16. Классификация ощущений построена на основе перечня рецепторов
• классификация ощущений построена на основеперечня рецепторов, при помощи которых эти
ощущения становятся доступными.
• В анализаторах различают два типа рецепторов:
• экстерорецепторы, анализирующие сигналы,
поступающие из внешнего мира,
• и интерорецепторы, анализирующие
внутреннюю информацию, такую как голод,
жажда, боль и т. п.
17. Основой восприятия являются экстерорецепторы
• Основой восприятия являются экстерорецепторы,поскольку именно они обеспечивают объективное
представление о внешнем мире.
• Как известно, человек обладает пятью органами
чувств. Видов внешних ощущений на один больше,
поскольку моторика не имеет отдельного органа
чувств, однако ощущения тоже вызывает.
Следовательно, человек может испытывать шесть
видов внешних ощущений: зрительные, слуховые,
обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и
кинестетические ощущения.
18. Зрительный анализатор
• Основным источником информации о внешнем миреявляется зрительный анализатор. С его помощью человек
получает до 80 % от общего объема информации. Орган
зрительных ощущений – глаз. На уровне ощущений он
воспринимает информацию о свете и цвете.
Воспринимаемые человеком цвета разделяют на
хроматические и ахроматические. К первым относятся
цвета, составляющие спектр радуги (т. е. расщепления света
– всем известные «Каждый охотник желает знать, где сидит
фазан»). Ко вторым – черный, белый и серый цвета.
Цветовые оттенки, содержащие около 150 плавных
переходов из одного в другой, воспринимаются глазом в
зависимости от параметров световой волны.
19. Слуховой анализатор
• Следующим по своей важности в получении информацииявляется слуховой анализатор. Ощущения звуков
принято делить на музыкальные и шумовые. Их
отличие состоит в том, что музыкальные звуки создаются
периодическими ритмическими колебаниями звуковых
волн, а шумы – неритмичными и нерегулярными
колебаниями.
• У многих людей существует интересная особенность –
сочетание звукового и зрительного ощущений в одно
общее ощущение. В психологии это явление называют
синестезией. Это устойчивые ассоциации, возникающие
между объектами слухового восприятия, например
мелодиями, и цветовыми ощущениями. Часто люди могут
сказать, «какого цвета» данная мелодия или слово.
20. Синестезия
• Несколько реже встречается синестезия, основанная наассоциации цвета и запаха. Она часто присуща людям с
развитым обонянием.
• Таких людей можно найти среди дегустаторов
парфюмерной продукции – для них важен не только
развитый обонятельный анализатор, но и
синестетические ассоциации, позволяющие сложный
язык запахов перевести в более универсальный язык
цвета.
• Вообще же обонятельный анализатор, к сожалению, чаще
всего у людей не очень сильно развит. Люди, подобные
герою романа Патрика Зюскинда «Парфюмер», – явление
редкое и уникальное.
21. Кинестетический (двигательный) анализатор
• Большое значение в жизни людей имеет развитие кинестетического(двигательного) анализатора. Кинестетические ощущения, как
говорилось выше, не имеют специального органа чувств.
• Они вызываются раздражением нервных окончаний,
находящихся в мышцах, суставах, связках, костях. Эти
раздражения происходят при перемещении тела в пространстве, при
физических нагрузках, при выполнении движений, связанных с
тонкой моторикой (рисовании, письме, вышивании и т. п.).
• Развитый кинестетический анализатор важен, безусловно, для всех
людей. Но особенно он необходим для тех, чья профессия или
хобби связаны с выполнением сложных движений, когда очень
важно не ошибиться. Это артисты балета, фигуристы, альпинисты,
артисты цирка и еще очень многие люди, в чьей жизни присутствует
движение как основной фактор жизнедеятельности.
22. Кожные ощущения и их виды
• Кожные ощущения, иногда их разделяют на два вида: тактильные(осязательные) и температурные. Иногда все вместе называют
тактильными.
• Для общей эрудированности рассмотрим первый вариант. Тактильные
ощущения позволяют различать рельеф и структуру поверхности
предметов, с которыми входит в соприкосновение наша кожа,
температурные – ощущать тепло или холод.
• Данный анализатор выполняет компенсаторную функцию для
слабовидящих или незрячих людей, так же как и слуховой. Помимо
этого, тактильный анализатор является единственным способом
общения для слепоглухонемых людей.
• Уже давно разработаны обучающая система и язык, позволяющие
таким людям полноценно развивать сознание и общаться с
окружающими. Этот язык создан на основе прикосновений к коже.
Каждое прикосновение имеет свое значение. Это приблизительно
похоже на язык иероглифов.
23. Вкусовой анализатор
• Казалось бы, бесполезным для выживания инеизвестно зачем подаренным нам эволюцией
является вкусовой анализатор. Это некое
роскошество на фоне остальных жизненно
необходимых ощущений (причем вкусовой
анализатор развит у людей значительно сильнее, чем
обонятельный). Итак, органами вкусовых ощущений
являются язык и мягкая часть неба. Существуют зоны
распознавания сладкого, горького, кислого, соленого.
Ну а полный вкусовой букет складывается из этих
простых ощущений в мозгу.
24. Основные характеристики ощущений
• Верхний абсолютный порог ощущения (imax)-максимальная величина раздражителя,
которую способен адекватно воспринимать
анализатор. Воздействия, превышающие (i
max), перестают ощущаться или вызывают
боль (i max)- значительно более изменчив у
разных людей и в разных возрастах.
Интервал между (i0) и (i max) — носит
название — диапазон чувствительности.
25. Временной и пространственный пороги ощущений
• Временной порог измеряется длительностьювоздействия, необходимой для того, чтобы
возникло ощущение.
• Пространственный порог определяется по
минимальным размерам положению в сенсорном
поле и той площадью, на которую воздействует
раздражитель едва ощущаемого раздражителя,
его расстоянию от рецептора, Наиболее
элементарным примером пространственного
порога является острота зрения
26. Длительность ощущения
• Длительность ощущения определяетсявременем действия раздражителя и его
интенсивностью.
• Ощущение возникает не сразу, а спустя
некоторое время, после начала действия
раздражителя.
• Период от начала действия раздражителя до
появления ощущения называется
латентным периодом.
27. Психофизикой
• Психофизикой называется разделпсихологии, изучающий
количественные отношения между
силой раздражителя и величиной
возникающего ощущения.
• Данный раздел был основан немецким
психологом Густавом Фехнером.
28. Адаптация
• Приспособление органов ощущений к действующим наних раздражителям называется адаптацией.
• Увеличение чувствительности при слабом действии
раздражителя называется положительной адаптацией.
• Соответственно, отрицательной адаптацией
называется уменьшение чувствительности при действии
сильных раздражителей.
• Легче всего происходит зрительная адаптация
(например, при переходе от света к темноте и наоборот).
• Значительно сложнее человек адаптируется к слуховым и
болевым раздражителям.
• На основе ощущений и восприятия в целом формируются
образы.
• В психологии понятие образа неоднозначно и толкуется как в
более широких, так и в более узких рамках.
• В контексте представлений об ощущениях и восприятии образ
можно определить как продукт функционирования
человеческого мозга, составляющего субъективную картину о
том или ином объекте окружающего мира на основе
объективных ощущений.
• Иными словами, ощущение есть объективная реакция
организма, представляющая собой базовый элемент
отражения.
• Восприятие не механическая сумма ощущений, но их
совокупность, где целое больше, чем сумма составляющих. Ведь
мы воспринимаем объект целиком, не препарируя его на
отдельные свойства
30. Образ – сложное, субъективное представление об объекте
• Он включает в себя не только целостное представление обобъекте, но и всевозможные характеристики, которые зависят от
индивидуального опыта каждого человека.
• Скажем, у кого-то змеи
• вызывают отвращение или страх,
• а кто-то дома содержит серпентарий.
• Или, увидев в лесу кустик папоротника,
• один человек представляет, как удачно этот экземпляр
впишется в его гербарий,
• другой думает об аранжировке букета,
• третий – о мистическом свойстве этого растения одну ночь в
году указывать на расположение клада.
32. Октавио Окампо (Octavio Ocampo) – мексиканский художник-сюрреалист
33.
Октавио Окампо35. Сальвадор Дали «Постоянство памяти»
Дали говорил о своей живописи: «Как вы хотите понять мои картины, когда я сам, который их создал, ихтоже не понимаю. Факт, что я в тот момент, когда пишу, не понимаю моих картин, не означает, что эти
картины не имеют никакого смысла, напротив, их смысл настолько глубок, сложен, связан,
непроизволен, что ускользает от простого логического анализа».
36. Способность создания образов
• Способность создания образовобусловливает тот факт, что процесс
восприятия лежит в основе формирования
основных психических функций человека:
мышления, памяти, внимания,
эмоциональной сферы. Здесь необходимо
отметить, что в восприятии существуют как
врожденные, так и приобретенные качества
37. Расстройства ощущений
• Гиперестезия — повышенная чувствительность к реальнымобычным или даже слабым воздействиям. В этих случаях как
внешние, так и интеро- и проприоцептивные раздражители
вызывают чрезвычайно интенсивную реакцию в связи с
резким уменьшением нижних абсолютных порогов
ощущений. Например, стук пишущей машинки оглушает
больного, горящая свеча слепит, а рубашка, прилегающая к
телу, раздражает настолько, что кажется изготовленной «из
колючей проволоки» и т.п. Такая психическая гиперестезия
наблюдается при неврозах, интоксикации некоторыми
веществами (опиатами, гашишем, циклодолом и т.п.),
начальных этапах помрачения сознания, острых психозах.
38. Гипестезия
• Гипестезия — пониженная чувствительность к реальнымраздражителям, повышение нижних абсолютных порогов
ощущений. В этом случае больной почти не реагирует на укол, на
ползающую по лицу муху и т.п.
• Пониженная чувствительность к температурным раздражителям
может приводить к несчастным случаям — ожогам и обморожениям.
• В крайних случаях гипестезии анализатор полностью не способен
отвечать на раздражение, и это явление носит название анестезии.
• Анестезия обычно бывает при полном анатомическом перерыве
одного из периферических нервных стволов или разрушении
центрального отдела анализатора. Потеря чувствительности
обычно распространяется на тактильную, болевую и
температурную чувствительность (тотальная анестезия) или только
на отдельные ее виды (парциальная анестезия).
39. Парестезия.
• Парестезия.• Если гипестезии и гиперестезии можно квалифицировать как
количественные расстройства чувствительности, то парестезии
связаны с качественными изменениями (извращением)
информации, поступающей с рецептора в корковый отдел
анализатора.
• Наверное, каждый знает об ощущениях, возникающих от
длительного сдавливания нерва неудобным положением — «руку
отлежал», «ногу отсидел».
• При нарушениях проводимости по нерву появляются ощущения
«ползания мурашек», стягивания кожи, покалывания, жжения
(это своеобразные колебания модальности ощущения).
Парестезии чаще являются признаком неврологического или
сосудистого поражения.
40. Процесс восприятие
• Процесс восприятия тесно связан спроцессом научения – приобретения
индивидуального опыта. Между этими
двумя процессами имеется двусторонняя
связь. Ребенок с помощью восприятия
начинает получать жизненный опыт. У
взрослого человека опыт влияет на
восприятие и формирование образов.
41. Перцепция и апперцепция
В психологии существуют два термина, являющихся синонимами термина
«восприятие».
Они взяты из латинского языка и введены в терминологический аппарат
психологии именно для того, чтобы сделать акцент на различии двух типов
восприятия.
Это термины «перцепция» и «апперцепция».
Перцепция – непосредственное восприятие объектов окружающего мира.
Апперцепция – восприятие, зависящее от прошлого опыта человека, от
содержания его психической деятельности и его индивидуальных
особенностей.
Различают устойчивую апперцепцию, зависящую от сформировавшихся
качеств личности, таких как мировоззрение, убеждения или верования,
образование, и апперцепцию временную, зависящую от ситуативного
психического состояния.
42. Виды восприятия
• Виды восприятия зависят от преобладания того илииного вида анализаторов, включенных в
отражательный процесс.
• Например, при прослушивании музыкального произведения
преобладает слуховое восприятие. Аналогично этому могут
преобладать и другие виды восприятия, которые основаны
на каком-либо одном из ощущений.
• Кроме этого, существуют более сложные виды восприятия,
основанные на нескольких ощущениях. Например, при
просмотре кинофильма задействованы зрительный и
слуховой анализаторы.
44. Классификация по видам восприятия объектов
• Помимо классификации на основепреобладающих анализаторов, существует
еще классификация и по видам самих
воспринимаемых объектов.
• Это касается восприятия пространства,
времени, движения, восприятие одного
человека другим. Такие виды восприятия
обычно называют социальной перцепцией.
45. Восприятие пространства
• Под восприятием пространства понимают восприятиеформ предметов, их пространственных величин и
отношений в трех измерениях.
• Различают восприятие пространства с помощью зрения,
осязания и кинестетического аппарата.
• Зрение дает представление о форме, объеме и величине
объектов.
• Осязание формирует восприятие положения и величины
небольших предметов, с которыми человек может
непосредственно соприкасаться.
• Кинестетический аппарат дополняет осязательное и
зрительное восприятие и дает возможность воспринимать
пространственные формы отношения и величины как
малых, так и крупных объектов в трех измерениях.
46. Восприятие времени.
• Оно отражает длительность ипоследовательность явлений или событий и
зависит от быстроты смены психических
процессов. Таким образом, восприятие
времени для каждого человека
индивидуально, поскольку зависит от
субъективных характеристик психики.
47. Восприятие движения
• Восприятие движения неотделимо от пространственновременного восприятия, так как любое движение, т. е.перемещение объектов, происходит именно в этих
измерениях.
• Принято различать восприятие движения
относительное и безотносительное.
• К первому относится одновременное восприятие и
движущегося объекта, и некой неподвижной точки,
относительно которой перемещается данный объект.
• Второе является восприятием движущегося объекта,
изолированным от восприятия других объектов.
48. Предметность и константность восприятия
• Помимо этого, существуют такие понятия, какпредметность и константность восприятия.
• Предметность означает, что воспринимается всегда
некий конкретный предмет.
• Абстрактные идеи относятся не к процессу
восприятия, а к процессу мышления или воображения.
• С позиции современной теории отражения
предметность восприятия раскрывается как
объективное качество, обусловленное особенностями
воздействия предметов внешнего мира.
49. Константность восприятия
• Константность восприятия означает, чтовоспринимаемый объект не меняет своих
характеристик в том случае, когда он
удаляется от человека или приближается к
нему, нарисован на картине или показан на
экране.
50. Расстройство восприятия
• При расстройстве же восприятия константность может исчезнуть. Такбывает, например, при галлюцинациях.
• Кроме этого, может возникать искаженное восприятие. Это бывает
при намеренном создании иллюзий – приеме, которым пользуются
иллюзионисты, используя зеркала, соответствующее освещение и иное,
или при спонтанно возникающих иллюзиях, когда при неясном
освещении пенек можно принять за животное, или в дремотном
состоянии раскаты грома могут быть восприняты как орудийные залпы.
Возникновение спонтанных иллюзий восприятия зависит от многих
факторов: личного опыта, культурных традиций, социальной среды,
преобладающего окружающего природного ландшафта в местности, где
проживает человек. Например, иллюзии европейцев и африканцев или
жителей города и деревни будут существенно разниться в силу
вышеуказанных факторов.
51. Оптические иллюзии Олега Шупляка
ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ ОЛЕГА ШУПЛЯКА52.
Оптические иллюзии Олега ШуплякаОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ ОЛЕГАШУПЛЯКА
53. Оптические иллюзии Олега Шупляка
ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ ОЛЕГАШУПЛЯКА
54. Оптические иллюзии Олега Шупляка
ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ ОЛЕГА ШУПЛЯКА55. Оптические иллюзии Олега Шупляка
ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ ОЛЕГА ШУПЛЯКАИ
Н
В
А
З
О
Б
И
С
А
П
С
Е
И
МАН
Что такое ощущение и восприятие? — Поверхность
Твиттер LinkedIn Фейсбук Электронная почта
- Статья
- 2 минуты на чтение
Ощущение — это наша способность обнаруживать такие чувства, как осязание, боль, зрение или движение и положение нашего тела. Восприятие — это способ, которым мозг обрабатывает и передает эти ощущения остальному телу. У некоторых могут возникнуть трудности с обнаружением чувствительности из-за целостности кожи или анатомических факторов. Другие могут определять ощущения, однако то, как их мозг обрабатывает сенсорную информацию, может быть воспринято неточно. Например, некоторые люди более чувствительны к вестибулярным сигналам, таким как вращение или движение, чем другие. Два человека могут крутиться одинаковое количество времени и с одинаковой скоростью, но заболеет только один из них.
Этот принцип можно применить к таким вещам, как восприятие боли или осязание в целом. Кого-то, кто гиперчувствителен к прикосновениям, могут раздражать определенные ткани или текстуры предметов, в то время как тот, кто плохо реагирует на прикосновение, может не осознавать, что его кожа раздражается от соприкосновения с краем клавиатуры. Способность ощущать раздражители отличается от того, как тело их интерпретирует.
Несмотря на это, отклонение в любом из этих двух процессов может привести к исключению или дискомфорту при использовании продукта.
Вестибулярный — Излучает ли опыт звуки, вибрации или визуальные стимулы?
Хроническая боль — Должен ли пользователь принимать определенное положение тела, чтобы использовать продукт (например, захват, необходимый для стандартного контроллера Xbox)?
Целостность кожи — Должен ли пользователь вступать в физический контакт с продуктом?
Ощущения (сверхчувствительные и гипочувствительные) — Испускает ли опыт сенсорные стимулы (такие как образы, звуки, тактильные ощущения, физическое прикосновение)?
Проприоцепция — Требуется ли физический контакт для использования продукта?
Целью этого справочника является предоставление концепций, которые люди могут использовать для документирования и обсуждения аспектов функционирования. Дизайн должен происходить с людьми с ограниченными возможностями, эта ссылка предназначена для поддержки этой деятельности, а не для ее замены.
Просмотреть все отзывы о странице
Ощущение против восприятия — ЛУЧШЕЕ ДВИЖЕНИЕ
Поскольку я сейчас пишу книгу, у меня не так много времени для публикации. Итак, небольшой отрывок из книги. Речь идет о различии между ощущением и восприятием.
* * *
Хотя в повседневной жизни термины «ощущение» и «восприятие» часто используются взаимозаменяемо, психологи проводят между ними различие. Различие очень полезно для понимания движения.
Ощущение относится к обнаружению некоторого стимула на периферии и передаче сенсорного сигнала в центральную нервную систему. Восприятие — это процесс получения этой сенсорной информации, ее фильтрации, организации и интерпретации ее значения для создания субъективного или сознательного опыта, связанного с ощущением.
Например, через ощущение уши передают информацию о звуковых волнах в мозг, а через восприятие мы слышим музыку. В контексте движения ощущения сообщают проприоцептивную информацию, а восприятие создает кинестезию или ощущение движения. (Кстати, термин «проприоцепция» иногда вызывает путаницу, потому что иногда он используется для обозначения ощущения, а иногда — восприятия.)
Полезно различать эти два понятия, потому что они не идентичны. Многие факторы могут модулировать восприятие, в том числе то, как мы фокусируем наше внимание, наш прошлый опыт и наши ожидания. Таким образом, два человека могут получать одну и ту же сенсорную информацию, но воспринимать совершенно разные вещи.
Посмотрите на картинку справа. Вы можете «увидеть» его двумя разными способами — как одну вазу или как два лица, смотрящих друг на друга. Сенсорные данные, поступающие к глазам, остаются прежними, но восприятие изображения полностью меняется, поскольку мозг чередует между собой конкурирующие интерпретации значения сенсорных данных. Обратите внимание, что вы не можете «видеть» обе картинки одновременно!
Как сказал выдающийся исследователь нейробиологии Пол Бах-И-Рита: «Мы видим нашим мозгом, а не глазами».
Иллюзия показывает, что под нашим сознанием происходит почти мгновенный расчет и интерпретация, прежде чем мы что-либо видим. Наш зрительный опыт не является чистым непосредственным отражением реального мира — это построение нашего мозга картинки, которую он считает на основе имеющихся данных полезной репрезентацией того, что нам нужно знать о мире.
Точно так же наше кинестетическое ощущение тела — это не просто зеркало положения тела, а конструкция, созданная для достижения функциональных целей. Точно так же, как вы можете видеть одну и ту же картинку по-разному, вы можете воспринимать одно и то же движение по-разному, в зависимости от того, как вы интерпретируете чувственные данные, созданные движением.
Представьте, что вы выполняете сложное движение, которое никогда раньше не делали, например сальто назад, новое танцевальное движение или удар в гольфе. Ваше восприятие относительного положения ваших суставов во время движения, скорее всего, будет запутанным и неточным. Другими словами, вы буквально не будете знать, что делаете, и не сможете предсказать последствия своих действий.
Это происходит не из-за какого-то дефекта ощущений или качества проприоцептивной информации, поступающей в мозг. Проблема в восприятии — способности мозга интерпретировать значение этой информации. В случае нового движения у мозга нет прошлого опыта организации подобной информации, и поэтому он плохо справляется со своей задачей.
С практикой мозг получает обратную связь о соответствии между определенным восприятием и реальной реальностью. Например, если вы чувствуете, что ваши ноги находятся в хорошем положении для выполнения сальто, вы быстро поймете свою ошибку, когда приземлитесь на ягодицы. По мере того, как вы будете получать больше обратной связи, восприятие положения тела улучшится, и в конце концов вы будете знать, где что находится и что оно делает во время движения.
Таким образом, разница между элитным спортсменом и обычным человеком с точки зрения телесных ощущений, вероятно, больше связана с восприятием, чем с ощущением.