Виды восприятия особенности восприятия: Восприятие, его виды и свойства

Типы и особенности восприятия у детей – Развитие ребенка

Наш мозг интерпретирует окружающую реальность и получает из нее полезную информацию. У каждого из нас есть оптимальный способ восприятия информации. Если мы поймем, как воспринимает информацию наш ребенок, это поможет нам развить его способности к обучению. Как показывают результаты исследований, 20-30% людей запоминают информацию с помощью слуха, 40% — с помощью зрения, а остальные лучше всего запоминают, когда записывают услышанное или применяют полученные знания на практике.

Типы восприятия

Существует три типа восприятия – визуальный, аудиальный и кинестетический (тактильный). Организованные дети, которые любят читать и замечают детали, принадлежат к визуальному типу. Дети, у которых хорошо развиты навыки речи, есть склонность к изучению иностранных языков и музыкальные таланты, принадлежат к аудиальному типу.  Дети, которые любят разыгрывать сценки и работать физически, используют язык тела, объясняя что-то, и любят писать, принадлежат к кинестетическому типу.

Наблюдая за ребенком, можно определить его тип восприятия – это поможет родителям и учителям максимально задействовать различные участки мозга ребенка в процессе его обучения.

Дети с визуальным восприятием

Дети с визуальным типом восприятия любят видеть общую картину происходящего. Им необходимо, чтобы информация была подана привлекательно. У них хорошо развиты навыки визуализации. С такими детьми следует заниматься веселыми занятиями, которые задействуют их навыки речи и чтения. Связывайте эти занятия с учебой ребенка: развивайте его словарный запас и произношение слов, чтобы повысить успеваемость в школе.

  • Составьте ребенку список существительных, глаголов, прилагательных и местоимений, которые вы будете использовать в занятиях. Если в школе ребенку задают задание выучить какие-либо слова – добавьте их в список. Позвольте ребенку выбрать цвета для каждой группы слов. Напишите слова на разноцветных карточках.
  • Предложите ребенку отсортировать карточки по цветам.
  • Предложите ребенку составить из слов предложения или связный текст. Это научит ребенка-визуала видеть общую картину и конечную цель занятия.
  • Когда ребенок научится составлять предложения из слов, предложите ему составить историю, используя все слова.
  • Задействуйте в процессе обучения кинестетическое и слуховое восприятие: предложите ему прочитать историю вслух и разыграть по ней сценку.

Дети с аудиальным восприятием

Дети-аудиалы лучше воспринимают информацию, когда им детально объясняют что-либо. Согласно исследованиям, аудиалы часто говорят сами с собой, любят объяснять что-то другим и с трудом могут сохранять молчание длительное время.

Используйте в обучении детей-аудиалов их стремление разговаривать. Предлагайте им занятия, в которых задействованы навыки речи и слушания.

  • Поговорите с ребенком о его любимом блюде. Позвольте ему рассказать все причины, по которым ему нравится то или иное блюдо. Расспросите, какое оно на вкус, как ребенок ощущает его.
  • Помогите ребенку найти в Интернете или в поваренной книге рецепт этого блюда. Сделайте копию рецепта для вашего занятия.
  • Предложите ребенку прочесть вслух рецепт, чтобы развить его аудиальное восприятие.
  • Когда ребенок читает рецепт, предложите ему обвести слова из текста, которые ему понравились, цветным маркером.
  • Предложите ребенку отмерить необходимое количество ингредиентов, чтобы приготовить блюдо. Описывайте вслух весь процесс.
  • Прежде чем попробовать приготовленное блюдо, дайте ребенку ручку и бумагу и предложите ему описать свой опыт в кулинарии. Таким образом, его слуховое восприятие будет сочетаться с кинестетическим. Если ребенок проиллюстрирует свой текст, будет задействован и визуальный канал восприятия.
  • Предложите ребенку угостить приготовленным блюдом всех членов семьи. Вместе с этим он должен рассказать, как было приготовлено блюдо и понравилось ли ему готовить.

Дети с кинестетическим восприятием

Дети-кинестеты не могут усидеть на месте и постоянно играют в подвижные игры. Детей с кинестетическим восприятием считают трудными учениками, потому что они слишком активны. Но на самом деле для успешного обучения необходимо включить в этот процесс движение.

Используйте игры в обучении ребенка-кинестета. Сочетайте игровой процесс с учебными модулями (в их качестве могут быть новые слова или исторические даты). Во время игры ребенок лучше запомнит материал, а также получит удовольствие от самой игры.

  • Выберите названия, которые ребенок должен выучить, и предложите ему записать их на карточки. Особенно хорошо таким способом учить новые слова.
  • Когда ребенок запишет слова, предложите ему прочесть их вслух и написать их пальцем в воздухе или на поверхности стола – так мозг лучше запоминает информацию. На обратной стороне карточек напишите задания: «покажи», «нарисуй» или «объясни».
  • После этого дайте ребенку немного передохнуть, чтобы он лучше смог сконцентрироваться на игре.
  • Приготовьте все необходимое для игры: блокноты, карандаши, маркеры и т. д.
  • Пригласите к игре друзей ребенка или членов семьи. Перемешайте карточки и предложите ребенку вытянуть одну из них. Он должен показать, нарисовать или объяснить слово, написанное на карточке, не называя его. Остальные должны догадаться, какое слово написано на карточке.
  • Позвольте игрокам меняться, пока все слова не будут отгаданы. Если ребенок не может усидеть на месте, пока играет кто-то другой, найдите ему в комнате место, где он сможет подвигаться, не мешая остальным.

Понимание особенностей восприятия ребенка дает вам дополнительные возможности найти для него оптимальный способ обучения, при этом не подвергая его фрустрации. Используйте занятия, которые лучше всего подходят вашему ребенку. Так вы поможете ему лучше учиться и укрепите связь с ним.

2.2. Виды и особенности восприятия

Перечень всех учебных материалов

Государство и право

Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.

2. Виды и особенности восприятия

  Восприятие (англ. perception) — отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В основе восприятия лежат ощущения, но по сравнению с ними восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.
  Способность воспринимать мир в виде образов дана человеку и высшим животным. Физиологической основой восприятия является формирование временных нервных связей в коре головного мозга при воздействии комплексных раздражителей от предметов и явлений окружающего мира, причём — на основе объективных свойств последних. Восприятие — это активный процесс, использующий информацию для того, чтобы выдвигать и проверять «гипотезы» об объекте. Восприятие осуществляет поиск тех эталонов, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект.

  Немаловажными для понимания сути процесса восприятия являются понятия «фигуры» и «фона». Чтобы некоторый объект (фигура) был воспринят, он в первую очередь должен быть посредством анализа выделен из своего окружения (фона).
  Виды восприятия. Существует две наиболее распространённых классификации видов восприятия. Одна из них основана на различии в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии ведущую роль, выделяют зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, кинестетическое, обонятельное восприятие. При этом различные виды восприятия «в чистом виде» встречаются редко, обычно они комбинируются, в результате чего возникают сложные виды восприятия. Другая классификация учитывает сразу несколько критериев (рис. 13) .
  Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удалённости и направления, в котором они находятся. Восприятие времени представляет собой отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Восприятие движения — это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве.
В основе трёх перечисленных видов восприятия лежит сложная деятельность комплекса анализаторов.

Рис. 13. Виды восприятия

  В основе преднамеренного восприятия лежит какая-либо цель, для достижения которой человек прилагает волевое усилие; соответственно непреднамеренное восприятие с усилием не связано. Восприятие может быть организовано в соответствии с некоторым планом — самим человеком либо другими людьми.

Назад

Содержание

Вперед


 

© www.txtb.ru

3. Процесс восприятия — Электронный фолио Кортни

3.

Процесс восприятия

            В этой главе я больше всего узнал о процессе восприятия. Процесс восприятия состоит из четырех этапов: отбор, организация, устный перевод и переговоры. В третьей главе нашего учебника определяет выбор как стимулы которым мы выбираем заниматься. Это та часть восприятия, где мы больше всего блокируем другие стимулы и сосредоточиться на тех, которые больше всего выделяются для нас. Второй шаг в процессе

организация . Этот определяется как шаг, когда мы упорядочиваем информацию, которую мы выбрали в осмысленный способ. В нашем мозгу есть «файлы», в которых мы храним то, что нам нужно. выучил. Это момент в процессе, когда мы решаем, где каждый раздражители идут. Это также этап категоризации стереотипов. Третий шаг – интерпретация. Книга определяет интерпретацию как время когда мы интерпретируем вещи таким образом, который имеет для нас какой-то смысл. последний шаг – переговоры. Переговоры является большой частью осмысления, которое происходит между людьми, которые имеют влияние друг на друга, когда они пытаются достичь общего восприятия. Каждый человек может интерпретировать одни и те же стимулы по-разному, а также систематизировать их по-другому. Восприятие у каждого человека разное.

                История в этой главе «Взгляд на разнообразие» (104). Речь идет о человеке, у которого были проблемы с процесс восприятия, так как он был маленьким мальчиком, потому что у него было расстройство. ДОБАВИТЬ или синдром дефицита внимания, из-за которого люди становятся невнимательными, легко отвлекаются, очень импульсивны и иногда даже гиперактивны. В этой истории рассказывается о многих проблемы, с которыми сталкиваются дети с СДВ, пока не получат помощь. Джейсон сказал, что он был отмечен за невнимательность в классе, и он часто выпалить все, что у него на уме. Это показало мне, насколько важно восприятие процесс и как часто мы принимаем его как должное. Это также объяснило мне, как процесс действительно работает. Если бы вы не могли выбрать определенные стимулы, вы бы не быть хорошим коммуникатором. Это также относится и к другим этапам процесса. ДОБАВЛЯТЬ доказывает, что каждый человек воспринимает вещи по-своему.

 

 

    

                 В этом видео Дженны Марблс видно, что это стереотипно для мальчиков. Стереотипы являются частью организационного процесса. Стереотипы — это вынесение суждений и предположений о членах групп, в которые они вписываются. Примером может служить то, что девушки делают утром, пока готовятся к новому дню в ванной. У Дженны Марблс есть много видеороликов, посвященных стереотипным мыслям. Это относится к процессу восприятия, потому что мы выбираем вещи, похожие на то, что мы уже знаем, или вещи, которые мы видели раньше. Когда мы организуем эти вещи в группы, мы делаем вывод, что все они одинаковы, когда находятся в одном и том же файле. Когда мы обобщаем, ничего не болит, однако, когда мы чрезмерно обобщаем, мы создаем стереотипы.

                Я многому научился у эта глава. Теперь я понимаю, почему каждый человек думает о вещах по-разному. Это помогает мне смотреть на вещи с точки зрения другого человека, когда я часто раз я не мог понять, почему они не видят это по-моему. История в этом Глава помогает мне понять моих друзей, страдающих СДВ или СДВГ.

Влияние ранних общих признаков на восприятие формы

  • Бидерман, И. (1987). Распознавание по компонентам: теория понимания человеческого образа. Психологический обзор , 94 , 115–147.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Бидерман, И., Тейтельбайм, Р. К., и Меццанотт, Р. Дж. (1983). Восприятие сцены: неспособность найти выгоду от предшествующего ожидания или знакомства. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание , 9 , 411–429.

    Артикул Google Scholar

  • Бур, Л. К., и Кеусс, П. Дж. Г. (1982). Глобальный приоритет как постперцептивный эффект: анализ функций компромисса между скоростью и точностью. Восприятие и психофизика , 31 , 358–366.

    Google Scholar

  • Баума, Х. (1971). Визуальное распознавание отдельных строчных букв, Vision Research , 11 , 459–474.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Коэн А. и Иври Р. (1989). условные союзы внутри и вне фокуса внимания. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 15 , 650–664.

    Артикул Google Scholar

  • Эннс, Дж. Т., и Принцметал, В. (1984). Роль избыточности в эффекте объектной линии. Восприятие и психофизика , 35 , 22–32.

    Google Scholar

  • Эннс, Дж. Т., и Ренсинк, Р. А. (1991). Модель для быстрой интерпретации штриховых рисунков в раннем зрении. В D. Brogan (Ed.), Visual Search II . Лондон: Тейлор и Фрэнсис.

    Google Scholar

  • Эриксен, К.В., и Коллинз, Дж.Ф. (1967). Некоторые временные характеристики восприятия зрительных образов. Журнал экспериментальной психологии , 74 , 476–484.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Эриксен, К.В., О’Хара, В.П., и Эриксен, Б.А. (1982). Конкуренция ответов влияет на одинаковых и различных суждений. Восприятие и психофизика , 32 , 261–270.

    Google Scholar

  • Гибсон, Э. Дж. (1969). Принципы перцептивного обучения и развития . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

    Google Scholar

  • Хендерсон, Л. (1977). Распознавание слов. В NS Sutherland (Ed.), Учебные эссе по экспериментальной психологии (Том 1). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google Scholar

  • Хома Д., Хавер Б. и Шварц Т. (1976). Восприимчивость схематических лицевых стимулов: свидетельство перцептивного гештальта. Память и познание , 4 , 176–185.

    Google Scholar

  • Джейкобс, А. М., и Грейнджер, Дж. (1991). Автоматический поиск букв в задаче решения по алфавиту. Восприятие и психофизика , 49 , 43–52.

    Google Scholar

  • Джейкоби, Л. Л., Бейкер, Дж., и Брукс, Л. (1989). Эпизодические эффекты на идентификацию изображений: последствия для теорий изучения понятий и теорий памяти. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание , 15 , 275–281.

    Артикул Google Scholar

  • Джонстон, Дж. К. (1978). Тест изощренной угадывающей теории восприятия слов. Когнитивная психология , 10 , 123–153.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Джонстон, Дж. К., и Макклелланд, Дж. Л. (1973). Зрительные факторы в восприятии слов. Восприятие и психофизика , 14 , 365–370.

    Google Scholar

  • Жоликер, П. (1985). Время называть дезориентированные природные объекты. Память и познание , 13 , 289–303.

    Google Scholar

  • Джонидес Дж. и Мак Р. (1984). О затратах и ​​выгодах затрат и выгод. Психологический бюллетень , 96 , 29–44.

    Артикул Google Scholar

  • Керен, Г. , и Багген, С. (1981). Модели распознавания буквенно-цифровых символов. Восприятие и психофизика , 29 , 234–246.

    Google Scholar

  • Керстин-Такер, З. (1991). Прайминг долгосрочного повторения с симметричными полигонами и словами. Память и познание , 19 , 37–43.

    Артикул Google Scholar

  • Кимчи Р. и Палмер С. (1985). Разделимость и целостность глобального и локального уровней иерархических структур. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 11 , 673–688.

    Артикул Google Scholar

  • Кинкла, Р. А., и Вулф, Дж. М. (1979). Порядок визуальной обработки: «сверху вниз», «снизу вверх» или «от середины к краю». Восприятие и психофизика , 25 , 225–231.

    Google Scholar

  • Крюгер, Л. Е., и Чигнелл, М. Х. (1985). Одинаковые-разные суждения в условиях высокоскоростной нагрузки: в ранней обработке преобладает принцип отсутствия признаков. Восприятие и психофизика , 38 , 188–193.

    Артикул Google Scholar

  • Лоу Д.Г. (1985). Организация восприятия и зрительное распознавание . Бостон: Клувер.

    Google Scholar

  • Люс, Р. Д. (1959). Индивидуальный выбор поведения . Нью-Йорк: Уайли.

    Google Scholar

  • Лупкер, С. Дж. (1979). О характере перцептивной информации при восприятии буквы. Восприятие и психофизика , 25 , 303–312.

    Артикул Google Scholar

  • Мартин, М. (1979). Локальная и глобальная обработка: роль разреженности. Память и познание , 7 , 476–484.

    Артикул Google Scholar

  • Массаро, Д. В., и Фридман, Д. (1990). Модели интеграции с учетом нескольких источников информации. Психологический обзор , 97 , 225–252.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Макклелланд, Дж. Л. (1978). Восприятие и маскирование целого и части. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 4 , 210–223.

    Артикул Google Scholar

  • Макклелланд, Дж. Л., и Румелхарт, Д. Е. (1981). Интерактивная модель эффектов контекста при восприятии букв: Часть 1. Отчет об основных выводах. Психологический обзор , 80 , 375–407.

    Артикул Google Scholar

  • Миллер, Дж. (1981). Глобальный приоритет во внимании и решении. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 9 , 1161–1174.

    Артикул Google Scholar

  • Мусен, Г., и Трейсман, А. (1990). Неявная и явная память на визуальные паттерны. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание , 16 , 127–137.

    Артикул Google Scholar

  • Навон, Д. (1977). Лес перед деревьями: приоритет глобальных признаков в зрительном восприятии. Когнитивная психология , 9 , 353–383.

    Артикул Google Scholar

  • Нейссер, У. (1976). Познание и реальность . Сан-Франциско: Фриман.

    Google Scholar

  • Норман, Д. А., и Борроу, Д. Г. (1976). О роли процессов активной памяти в восприятии и познании. В CN Cofer (Ed.), Структура человеческой памяти (стр. 114–132). Сан-Франциско: WH Freeman.

    Google Scholar

  • Оден, GC (1979). Нечеткая логическая модель идентификации букв. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 5 , 336–352.

    Артикул Google Scholar

  • Овен, Г. К., Рюкл, Дж. Г., и Саноки, Т. (1991). Придание смысла предложениям или словам в этом смысле. В GB Simpson (Ed.), Понимание слов и предложений (стр. 283–304). Амстердам: Северная Голландия.

    Google Scholar

  • Палмер, Ю. Э. (1975). Зрительное восприятие и познание мира: Заметки о модели сенсорно-когнитивного взаимодействия. В DA Norman, DE Rumelhart и исследовательской группе LNR, Explorations in cognition (стр. 279–307). Сан-Франциско: Фриман.

    Google Scholar

  • Палмер С.Э., Рош Э. и Чейз П. (1981). Каноническая перспектива и восприятие объектов. Внимание и производительность IX (стр. 135–151). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google Scholar

  • Паке Л. и Мерикл П. М. (1988). Глобальный приоритет в обслуживаемых и необслуживаемых объектах. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 14 , 89–100.

    Артикул Google Scholar

  • Померанц, Дж. Р. (1983). Глобальный и локальный приоритет: Избирательное внимание в восприятии формы и движения. Journal of Experimental Psychology: General , 112 , 516–540.

    Артикул Google Scholar

  • Померанц, Дж. Р., и Пристач, Э. А. (1989). Возникающие черты, внимание и перцептивный клей в восприятии визуальной формы. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 15 , 635–649.

    Артикул Google Scholar

  • Проктор, Р. В. (1981). Единая теория явлений согласования задач. Психологический обзор , 88 , 291–326.

    Артикул Google Scholar

  • Райхер, Г. М. (1969). Перцептивное узнавание как функция значимости стимульных материалов. Журнал экспериментальной психологии , 81 , 274–280.

    Артикул Google Scholar

  • Rumelhart, DE (1977). К интерактивной модели чтения. В S. Dornic (Ed.), Внимание и производительность IV . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google Scholar

  • Саноки, Т. (1987). Зрительные знания, лежащие в основе восприятия букв: схематическая настройка шрифта. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 13 , 267–278.

    Артикул Google Scholar

  • Саноки, Т. (1988). Ограничения регулярности шрифта на процесс распознавания букв. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 14 , 472–480.

    Артикул Google Scholar

  • Саноки, Т. (1991). Внутри- и межпаттерновые отношения в распознавании букв Journal of Experimental Psychology: Human Perception & Performance , 17 .

  • Старк Л. и Бойер К. В. (в печати). Достижение обобщенного распознавания объектов посредством рассуждений о связи функции со структурой. Транзакции IEEE по анализу образов и машинному интеллекту .

  • Таунсенд, Дж. Т., и Эшби, Ф. Г. (1982). Экспериментальная проверка современных математических моделей визуального распознавания букв. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 8 , 834–864.

    Артикул Google Scholar

  • Таунсенд, Дж. Т., Ху, Г. Г., и Кадлек, Х. (1988). Особенности чувствительности, предвзятости и взаимозависимости как функции энергии и отдачи. Восприятие и психофизика , 43 , 575–591.

    Google Scholar

  • Трейсман, А., и Геладе, Г. (1980). Особенности интеграции теории внимания. Когнитивная психология , 12 , 97–136.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Трейсман, А., и Паттерсон, Р. (1984). Эмерджентные черты, внимание и восприятие объекта. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 10 , 12–31.

    Артикул Google Scholar

  • Турвей, М. Т. (1973). О периферических и центральных процессах зрения: выводы из анализа обработки информации о маскировке шаблонными стимулами. Психологический обзор , 80 , 1–52.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Ульман, С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *