Виды восприятия схема – Виды восприятия — схема, таблица — Схемо.РФ

Виды восприятия — схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия

xn--e1aogju.xn--p1ai

Восприятие, виды восприятия — схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия

xn--e1aogju.xn--p1ai

Восприятие — Страница 3 из 9

ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ

Существуют три основные классификации процессов восприятия: по форме существования материи, по ведущей модальности и по степени волевого контроля.

Рис. 6.2. Виды восприятия по форме существования материи

Восприятие пространства включает в себя отражение расстояния до объектов или между ними, их взаимного расположения, объема, удаленности и направления, в котором они находятся. Основные особенности восприятия пространства человеком отображены в табл. 6.1.

Согласно первой классификации существует три вида восприятия (рис. 6.2).

Таблица 6.1.

Восприятие пространства
Разновидность восприятия пространстваЗа счет каких механизмов осуществляется
Восприятие расстояния до предметовВ основном осуществляется посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции — сведения зрительных осей глаз на фиксируемом предмете. По степени напряжения соответствующих мышц глаза и изменению изображения на сетчатке мозг оценивает расстояние до предметов. При одинаковом удалении предметов большее изображение на сетчатке глаза получается от большего предмета, меньшее — от меньшего предмета.

Другой механизм, помогающий человеку правильно оценивать расстояние до удаленных предметов, — линейная перспектива (по мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается). Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги.

Еще один механизм — воздушная перспектива.

Он заключается в том, что свет и цвет, отражаемые предметами, искажаются под влиянием слоев воздуха. Поэтому сильно удаленные предметы кажутся нами более светлыми и размытыми, чем расположенные ближе

Восприятие формы, объемности и величины предметовСложный синтетический процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Чаще всего осуществляется с помощью зрительного анализатора, но к этому процессу может подключаться и тактильный анализатор, который помогает человеку преодолеть некоторые зрительные иллюзии
Восприятие объемности пространстваВ темноте этот вид восприятия может использовать также слух: так человек может примерно определить размеры помещения по эху, а глубину колодца — по звуку брошенного в него камня

В человеческой практике встречаются и ошибки восприятия пространства — иллюзии. Более подробно зрительные иллюзии разбираются в разделе 6.4 данной книги. Примером зрительной иллюзии является переоценка вертикальных линий (из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как большая по сравнению с горизонтальной — рис. 6.3).

Рис. 6.3. Вертикально-горизонтальная иллюзия Вундта

Восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве (табл. 6.2).

Таблица 6.2.

Восприятие движения
Характеристика восприятия движенияКритерии оценки
Форма движенияПрямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное, зигзагообразное и т. д.
Характер движенияСгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание, скручивание и т. д.
Направление движенияНаправо, налево, вверх, вниз, вперед, назад и т. д.
Скорость движенияБыстрая или медленная и т. д.
Ускорение движенияРавномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое и т. д.
Амплитуда движенияПолная, неполная, широкая. ограниченная и т. д.
Продолжительность движенияКраткое, длительное и т. д.

При этом мозг фиксирует ряд параметров движения: направление движения, его скорость, ускорение, форму и амплитуду. В этом виде восприятия участвует суставно-мышечный и вестибулярный анализатор человека. С помощью последнего человек определяет величину ускорения и интенсивность вращения или поворотов. Для этого в височной кости имеется система трех полукружных каналов, расположенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, и двух мешочков (круглый и овальный), которые реагируют на любое движение головы.

Восприятие времени — наименее изученная область психологии. Пока только известно, что оценка длительности временного отрезка зависит от того, какими событиями (с точки зрения конкретного человека) он был заполнен. Если время было заполнено множеством интересных событий, то субъективно оно проходит быстро, а если значимых событий было мало, то время тянется «медленно». При воспоминании имеет место обратный феномен — период времени, заполненный интересными делами, кажется нам более продолжительным, чем «пустой». Материальной основой восприятия времени человеком являются так называемые «клеточные часы» — фиксированная длительность некоторых биологических процессов на уровни отдельных клеток, по которым организм и сверяет длительность больших промежутков времени. В понятие «восприятие времени» включаются такие виды восприятия, как восприятие длительности явлений, восприятие последовательности явлений, а также восприятие темпа и ритма.

Вторая классификация восприятия (по ведущей модальности) включает в себя зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, тактильное восприятие, а также восприятие своего тела в пространстве (рис. 6.4).

В соответствии с этой классификацией в нейролингвистическом программировании (одном из направлений современной психологии) всех людей принято делить на визуалов, аудиалов и кинестетиков. У визуалов преобладает зрительный тип восприятия, у аудиалов — слуховой, а у кинестетиков — тактильный, вкусовой и температурный.

По степени волевого контроля восприятия делятся на преднамеренные и непреднамеренные (рис. 6.5).

Рис. 6.4. Виды восприятия по ведущей модальности

Рис. 6.5. Виды восприятия по степени волевого контроля

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Страницы статьи: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

pro-psixology.ru

Общая характеристика восприятия

Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Восприятие – это отражение комплексного раздражителя.

Ощущения и восприятие Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов, то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме.

Ощущение– психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при действии раздражителей на соответствующие органы чувств.

Отличия: ощущение дает знание отдельных свойств предметов или явлений, восприятие – целостное; ощущение возникает в деятельности только одного анализатора, восприятие возможно при участии не менее 2-х анализаторов, при этом ведущая роль принадлежит двигательному анализатору.

Общее: Ощущение и восприятие являются познавательными процессами, продукты рефлекторной деятельности анализаторов, непосредственные процессы (конкретное воздействие на органы чувств).

Восприятие рассматривается как перцептивное действие (отражение объективной действительности).

4 уровняперцептивного действия: (1,2-относятся к перцептивным; 3,4 – к опознавательным действиям).

Обнаружение– исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул.

Различение–Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Индентификацияесть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов.

Опознаниевключает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

роль микро- и макродвижений в процессе восприятия

микродвижения (на запах, пердмет, звук) эти ориентировочные движения не осознаются человеком.

Макродыижения: поисковые (отыскивание предмета в поле восприятия), установочные (фиксирование, удержание предметов в поле восприятия), гностические (получение знаний об объекте).В процессе они едины.

Виды восприятия

  • По ведущему анализатору: (зрит., слуховое, осязат., обонятельное, вкусовое, кинестетическое)

  • По форме существования материи: (пространства, времени, движения)

  • По форме психической активности: (произвольное, непроизвольное)

  • По структуре: (Сукцессивное, Симультативное)

Основные свойства восприяти

Предметность– это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов

Целостность– восприятие есть всегда целостный образ предмета. В предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой зависимости.

Константность– относительное постоянство некоторых св-в предметов при изменении условий их восприятия.

Структурность– восприятие не является проекцией мгновенных ощущений, оно доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которыми мы столкнулись в реальном мире.

Осмысленность – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.

Избирательность(или активность) – из бесчисленного количества окружающих человека предметов и явлений он видит в данный момент лишь некоторые из них.

Апперцепция– зависимость восприятия от содержания псих. жизни человека, от особенностей его личности.

Понятие иллюзии восприятия

Иллюзия восприятия – явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия.

Аффективные– (аффект – кратковременное сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным, подавленным настроением.

Верльныеиллюзии заключаются в ложном восприятии содержании реально происходящих разговоров окружающих, человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу.

Перейдолические– вызываемые снижением тонуса псих.деят-ти, общей пассивностью.

Схема осмысления:

I этап: выделение комплекса стимулов из потока инфо и отнесение их к одному и тому же объекту

II этап: поиск в памяти аналогичного по составу ощущения

III этап: отнесение воспринятого объекта к определенной категории

IV этап: формирование окончательного вывода о том, что это за объект

Таким образом, восприятие – это в значительной степени интеллектуальный процесс.

studfiles.net

Основные свойства и виды восприятия

Свойства восприятия можно разделить на две группы:

Так же, как в основе ощущений, в основе классификации восприятий лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии.

Осуществление процесса восприятия происходит при взаимодействии между собой анализаторов. Во всех видах восприятия участие принимают, в той или иной степени, двигательные ощущения, например, осязательное восприятие – в нем участвуют тактильный и кинестезический анализаторы.

Двигательный анализатор участвует в слуховом и зрительном восприятиях. В чистом виде редко встречаются различные виды восприятия, как правило, они комбинируются и возникают сложные виды восприятий. Например, воспринимая текст на уроке, ученик включает зрительное, слуховое, кинестезическое восприятие.

В основе другого типа классификации восприятий лежат формы существования материи:

  • Пространство;
  • Время;
  • Движение.

Исходя из этого, выделяют:

  • Восприятие пространства;
  • Восприятие времени;
  • Восприятие движения.

Кроме этого, в зависимости от особенностей воспринимаемого объекта выделяют:

  • Восприятие предметов;
  • Восприятие речи или музыки;
  • Восприятие человека человеком.

Данное восприятие носит специальное название «социальная перцепция». Это важное профессиональное качество представителей социальных процессов – психологов, педагогов, юристов и др. Явление социальной перцепции чрезвычайно сложное и имеет две стороны:

  1. Когнитивная, т.е. познавательная сторона. Способность понять по внешнему проявлению, что собой представляет человек. Проникнуть в глубину его индивидуальности;
  2. Эмоциональная сторона. По внешним поведенческим признакам определить эмоциональное состояние человека в данный момент.

Классификация основных видов восприятия показана на схеме.

spravochnick.ru

Виды восприятия по ведущей модальности (зрительное, слуховое, кинестетическое)

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика

xn--e1aogju.xn--p1ai

Основные виды восприятия в психологической науке :: SYL.ru

В психологии под термином «восприятие» понимается целостное отражение явлений, ситуаций или предметов окружающего мира. Восприятие становится возможным из-за воздействия различных раздражителей на органы чувств. В филогенетическом аспекте восприятие рассматривается как преемственная ступень, возникающая в процессе эволюции психики вслед за этапом ощущения. Для возникновения восприятия необходимо объединение двух противоположных тенденций: переход от плюромодального к мономодальному ощущению и объединение дифференциальных ощущений в целостный образ.

Виды восприятия в психологии по преобладающим модальностям

Существуют две основные классификации видов восприятия в психологии. В основе одной из них лежит тезис о том, что отражение предметов и явлений реальности предполагает совместную работу нескольких анализаторов. Достаточно часто в процессе восприятия какой-либо один анализатор имеет ведущее значение, получая и перерабатывая больше информации. В связи с этим различают следующие виды восприятия: слуховое, зрительное, осязательное, обонятельное, вкусовое и кинестетическое. Слуховое восприятие понимается как форма восприятия, позволяющая воспринимать различные звуки при помощи звукового анализатора и ориентироваться по ним в пространстве. Данный вид восприятия характеризуется развернутостью во времени и последовательностью, так как слуховой образ формируется из звука, имеющего определенную длительность. В состав слухового образа входят непосредственно звук и образ объекта, являющегося источником звука. Причем для естественных звуков объект и источник совпадают (пение птицы), а для искусственных – различаются (воспроизведение аудиозаписи через магнитофон). Локализация звука может осуществляться в трех плоскостях: по горизонтали, по вертикали и по глубине (приближение — удаление). Все незнакомые звуки человек опредмечивает, то есть ищет аналоги или прототипы. Зрительное восприятие трактуется как процесс создания видимого образа окружающего мира посредством глаз. Движения глаз при рассматривании какого-либо предмета имеют скачкообразных характер. Во время движений происходит обработка зрительной информации, полученной о предмете, а во время остановок осуществляется процесс восприятия. Человек при помощи зрительного анализатора воспринимает целостную картину, которая впоследствии может анализироваться. Различные детали, находящиеся в поле зрения, не равнозначны и разделяются на «фигуру» и «фон». Закон «фигуры и фона» был разработан в русле гештальтпсихологии и заключается в том, что индивид рассматривает фигуру, расположенную впереди фона, как замкнутое целое, а фон воспринимает непрерывно простирающимся за фигурой. В разных ситуациях выделение фигуры из фона зависит от установки воспринимающего субъекта. 

Осязание рассматривается как сложная форма чувствительности, основанная на полимодальной информации, получаемой от разных анализаторов, но прежде всего от тактильных. Человек способен осязать всей поверхностью кожи, хотя пороги чувствительности различных участков тела могут сильно варьироваться. Наиболее высокую чувствительность имеют кончики пальцев, тыльная сторона ладони и кончик языка. Осязательный образ формируется благодаря кожному (температурному, тактильному) и двигательному анализаторам. Различают разные виды восприятия посредством осязания: активное, пассивное, бимануальное, мономануальное, инструментальное и непосредственное. Синтез тактильного образа осуществляется при помощи различных движений руки, захватывающей предмет и ощупывающей его. Виды восприятия часто встречаются комбинированными, в результате чего появляются более сложные виды отражения действительности.

Рассмотрение видов восприятия в контексте форм существования материи

Еще одна классификация видов восприятия основывается на форме существования материи. По данной классификации выделяют восприятие пространства, движения и времени. Еще одним важным видом восприятия в психологии считается социальная перцепция, то есть восприятие одного индивида другим. Под восприятием времени понимают отражение длительности и последовательности событий и явлений, зависящее от скорости смены психических процессов. Оно субъективно для каждого человека, поскольку зависит от индивидуальных характеристик психики. Восприятие пространства трактуется как восприятие форм, величин и отношений объектов в трех измерениях. В этом процессе участвуют зрительный, кинестетический и осязательный аппараты человека.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *