Викарное научение это – ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ это что такое ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ: определение — Психология.НЭС

Подражание - Психологос

Фильм "Ледниковый период 3: Эра динозавров"

Дети подражают родителям во всем, особенно когда это весело.
скачать видео

​​​​​​​

Подражание - неосознанное копирование человеком (чаще детьми) поведения (моделей и деталей поведения), личностных особенностей, эмоций и реакций окружающих людей (иногда и животных).

Рефлекс или инстинкт?

Подражание, по видимому, врожденная склонность человека, схожий скорее с инстинктом, нежели с рефлексом (смотри Рефлекс и инстинкт). Механизмы подражания срабатывают сами собой и не нуждаются в дополнительной стимуляции. С возрастом инстинкт подражания частично затухает и становится управляемым со стороны головного мозга, но все же сохраняется до конца жизни в той или иной степени и частично происходит неуправляемо.

Подражание как форма обучения и воспитания

Подражание - естественная форма и обучения, и воспитания. Подражая, дети впитывают то, что их окружает и что привлекает их внимание. На детей больше влияет не то, что вы им говорите, а то, что вы им реально предъявляете, показываете. Смотри Обучение на моделях, викарное научение

Викарное научение

Викарное научение (англ. vicarious learning) — введенное американским психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением других людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления. Иногда vicarious learning переводится как «косвенное научение»; более меткое, но семантически зауженное, название — «обучение на чужих ошибках». Викарное научение не следует полностью отождествлять с подражанием.

www.psychologos.ru

📌 викарное научение


викарное научение

vicarious learning

Russian-english psychology dictionary. 2013.

  • викарная функция
  • викарное обусловливание

Look at other dictionaries:

  • ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ — (англ. vicarious learning) введенное амер. психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением др. людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения… …   Большая психологическая энциклопедия

  • научение викарное — научение через прямое наблюдение за чувственно представленными образами и через подражание им. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • НАУЧЕНИЕ (у животных) — (англ. learning) индивидуальное приспособление животных к среде обитания. Путем Н. животные приобретают и накапливают в ходе онтогенеза индивидуальный опыт. Этот процесс всегда совершается на инстинктивной основе и состоит в достройке,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Имитационное научение

    — (называемое также «обсервационное научение», «научение через наблюдение», «викарное научение», или «научение по образцу») психотерапевтический метод, основнаный на теории социального научения Альберта Бандуры. Этот метод используется в когнитивно …   Википедия

  • КОСВЕННОЕ НАУЧЕНИЕ — см. Викарное научение. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия

  • моделирование — Процесс распознавания последовательности идей и поведении, которая позволяет справиться с задачей. Основа ускоренного обучения. Процесс наблюдения и копирования успешных действий и поведения других людей; процесс распознавания последовательностей …   Большая психологическая энциклопедия

  • подражание — следование какому либо примеру, образцу. П. встречается на разных возрастных этапах (см. возраст) индивидуального развития у человека. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями П. у разных возрастных групп скрыты различные психологические… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Агрессия (aggression) — А. сложное явление, обусловленное множеством причин, с трудом прогнозируется и часто не поддается контролю. Агрессия как инстинкт Убеждение в инстинктивном происхождении А. получило широкое распространение у рядовых американцев. В 1960 х гг. в… …   Психологическая энциклопедия

  • Результаты обучения (I) (learning outcomes, I) — Комментарий редакторов. Как и в случае с трансперсональной психологией, эта тема, по нашему мнению, яв ся настолько важной и настолько широкой, что она представлена здесь в двух различных трактовках. Мы полагаем, что читатель, познакомившись с… …   Психологическая энциклопедия

psychology_ru_en.enacademic.com

Психологическая энциклопедия - значение слова Викарное Научение

(англ. vicarious learning) - введенное амер. психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением др. людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления. Син. научение путем наблюдения {observationallearning). Иногда vicarious learning переводится как "косвенное научение"; более меткое, но семантически зауженное, название - "обучение на чужих ошибках". В. н. не следует полностью отождествлять с подражанием. См. Модификация поведения. (Б. М.)

Смотреть значение Викарное Научение в других словарях

Научение Ср. Разг. — 1. Процесс действия по знач. глаг.: научать, научить.
Толковый словарь Ефремовой

Научение Через Наблюдение — (OBSERVATIONAL LEARNING) . Процесс, посредством которого поведение одного человека (наблюдателя) меняется в зависимости от того, что представляет поведение другого (модели). Также........
Политический словарь

Кроветворение Викарное — (h. vicaria; син. К. заместительное) К., характеризующееся заместительной гиперплазией ткани одних кроветворных органов в ответ на снижение функции других.

Большой медицинский словарь

Кровотечение Викарное — (h. vicaria) К. из мелких сосудов слизистой оболочки стенок полости носа, из вен прямой кишки, вызванное избыточным кровяным давлением, напр. при гипертоническом кризе.
Большой медицинский словарь

Научение — приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяетсяпреимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогическихпонятий обучения, образования и воспитания........
Большой энциклопедический словарь

Викарное Научение — разновидность научения через наблюдение.  Суть викарного научения состоит в том, что наблюдатель перенимает или не перенимает поведение  модели в зависимости........
Социологический словарь

Научение — - англ. learning; нем. Lernen. ni/uc eni se. Приобретение знаний, умений, навыков, новых форм поведения. Н. охватывает как процесс  формирования индивидуального опыта,  так и процесс........

Социологический словарь

Научение Перцептивное — - влияние прошлого опыта на восприятие. Готовность организма к научению имеет первостепенное значение для его выживания, и эта готовность в значительной степени зависит........
Философский словарь

Научение Психомоторное — - развитие организационной, сознательной, направляемой умом физической активности, такое, как, напр., ходьба, игра на музыкальном инструменте, спортивные занятия, вырабатывающие........
Философский словарь

Научение Социальное — - в психологической теории поведение, направленное на обучение, которое осуществляется под воздействием скорее влияний окружающей среды, чем врожденных или внутренних........
Философский словарь

НАУЧЕНИЕ — НАУЧЕНИЕ, -я, ср. 1. см. учить. 2. Формирование у индивида опыта поведения: привыкания, различных рефлексов, реакций и навыков (спец.).
Толковый словарь Ожегова

НАУЧЕНИЕ — НАУЧЕНИЕ обучение, процесс приобретения животными (в первую очередь молодью) необходимых навыков (“знаний”) от взрослых особей, а также в процессе........
Экологический словарь

Посмотреть еще слова :

slovariki.org

Викарное научение

Викарное научение (англ. vicarious learning) — введенное американским психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением других людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления. Иногда vicarious learning переводится как «косвенное научение»; более меткое, но семантически зауженное, название — «обучение на чужих ошибках». Викарное научение не следует полностью отождествлять с подражанием.

Что влияет на викарное научение

Викарное научение происходит в результате моделирующих влияний трех типов:

Ребенок — жертва жестокого обращения родителей — агрессивно ведет себя с ровесниками, а став взрослым, избивает собственных детей. Такое поведение может быть усвоено им от собственных родителей.

  • Субкультурное

Субкультурное моделирование можно пояснить на следующем примере: глядя на агрессивное поведение сверстников, подросток начинает вести себя точно так же.

  • Символическое

Символическое моделирование в процессе просмотра телевизионных передач, чтения газет и комиксов также служит важным источником выученной агрессии.

Важнейшим является тот факт, что такая агрессия обычно «работает», т. е. позволяет герою добиться своей цели. Поведение агрессивной модели (будь то родитель, сверстник или телегерой) часто подкрепляется. Люди склонны перенимать такое поведение, за которое другой получают вознаграждение.

Вероятность научения возрастает, если:

  • Демонстрируемое поведение несложно воспроизвести, оно ясно, оно повторяется, его демонстрируют разные люди.
  • Тот, кто демонстрирует поведение, кажется компетентным, статусным и одного с наблюдателем возраста, пола и расы. Еще лучше, если есть дружеские отношение с тем, кто демонстрирует поведение, если тот ясно подталкивает к воспроизведению (разрешает, зовет или требует), а особенно если повторение поведения вознаграждается.

www.all-tests.ru

Научение, его формы и физиологическая сущность. Классификация форм научения

Научение – это  выработка в процессе онтогенеза  приспособительных форм поведения. Научение обеспечивает постоянное пополнение и изменение наших знаний, а также приобретение новых навыков и умений. Для научения необходима память, т.к. она представляет механизм, с помощью которого накапливается прошлый опыт, который может стать источником адаптивного поведения. Научение требует определённого времени и реализуется с помощью нейрофизиологических механизмов разного уровня: межклеточного, внутриклеточного, молекулярного.

Существует несколько классификаций научения. Все виды научения делят на две группы: неассоциативное и ассоциативное, кроме того, выделяют простое и сложное научение.  По критерию активности животного или человека в ходе научения выделяют 4 группы научения:

I.Пассивное (реактивное) научение  имеет место во всех случаях, когда организм, не прилагая целенаправленных усилий реагирует на какие-то внешние факторы и когда в нервной системе формируются новые следы памяти. Формами пассивного научения являются: привыкание, сенситизация, импринтинг и  классические условные рефлексы.

А) Привыкание (габитуация)  – выражается в ослаблении поведенческой реакции при повторных предъявлениях стимула. Примером поведенческого привыкания является угасание ориентировочного рефлекса в случае многократно повторяющегося раздражителя, не имеющего значения для организма. Благодаря привыканию  мы можем игнорировать раздражители, не несущие никакой новизны и не имеющие для нас значения, сосредоточивая внимание на более важных явлениях. Привыкание  – это особый приспособительный нервный процесс, его не следует путать с утомлением и адаптацией анализаторов, т.к. его можно вызвать изменением стимула.

Б) Сенситизацияусиление реакции организма на повторяющийся стимул, если он вызывает каждый раз неприятные ощущения (например,  жужжание мухи, писк комара). В данном случае научение носит негативный характер. В основе механизма этого вида научения лежит механизм синаптического облегчения (посттетанической потенциации), которое улучшает проведение в синапсах после короткого раздражения афферентных путей.

В) Импринтинг – запечатление в памяти новорождённого окружающей действительности. Это особая форма научения, основанная на врождённой предрасположенности к определённым сочетаниям раздражителей и возникающих ответных реакциях в ранний период развития организма. В отличие от ассоциативного или инструментального обучения импринтинг может реализоваться только в определённый период онтогенеза, так называемый сенситивный (чувствительный)  период. Первые данные о наличии чувствительных периодов в раннем онтогенезе, при которых происходит запечатление, были получены Конрадом Лоренцом на выводковых птицах. Учёный назвал такой тип обучения  импринтингом. Различают несколько форм проявления импринтинга:

  1. 1.        Запечатление образов и объектов: родителей, братьев, сестёр, вида пищи т.д.
  2. 2.        Усвоение поведенческих актов (дети повторяют действия родителей). Это так называемое имитационное поведение, разновидностью этого импринтинга является половой импринтинг – половое поведение особей внутри своего вида.
  3. 3.        Реакция следования –  автоматическое следование новорождённого за родителями. Реакция следования происходит не только  за запечатлённым объектом, но и за близкими ему по форме. При этом запечатляться может любой предмет.

Считают, что двигательным эквивалентом реакции следования животных у ребёнка является улыбка, смена мимики, реакция оживления уже на втором месяце жизни.

Импринтинг имеет сходство как с безусловными, так и условными  рефлексами:

  • также как и безусловные рефлексы эти реакции сохраняются, как правило,  в течение всей жизни.
  • являются врождёнными, однако для их проявления требуются определённые условия. Например, реакция следования является врождённой, но в процессе жизни превращается в приобретённую (если изолировать детёныша от родителей сразу после рождения на определённый промежуток времени, то реакция следования не формируется, т.е. конкретная реакция  по наследству не передаётся, имеется только готовность к её выполнению у новорождённого).

Импринтинг отличается  и от  безусловных, и от условных  рефлексов:

  • он проявляется в определённые критические  (сенситивные) периоды.
  • запечатление происходит очень быстро, иногда с первого раза.

Открытие сенситивных периодов в развитии головного мозга и поведения птиц явилось стимулом для проведения исследований на млекопитающих. Наблюдение за развитием детей свидетельствует о том, что важную роль в нервно-психическом развитии ребёнка имеет импринтинг, влияющий на будущее поведение, предопределяя  его на долгие годы, По-видимому, в развитии  детей имеются критические периоды, но они сдвинуты на более поздние сроки, чем у животных. В частности, существует мнение, что возраст от 6 недель до  6 месяцев является критическим для формирования отношений ребёнка с матерью.

  1. Классические условные рефлексы по И.П.Павлову – положительные и отрицательные.

II. Оперантное научение (от лат. оperatio –действие) – это научение, в ходе которого организм добивается полезного результата с помощью активного поведения. Имеется три вида оперантного научения –  метод проб и ошибок, инструментальный условный рефлекс и самораздражение.

А) Метод проб и ошибокАмер. Уч. Э.Торндайк (один из основоположников бихевиоризма, от англ. behavior – поведение) помещал кошек в проблемные клетки, которые открывались в том случае, если кошка предпринимала какие-либо действия. Когда кошка выходила из клетки, она получала пищу. По мере повторения этой процедуры (увеличения числа проб и ошибок) скорость выполнения задачи возрастала.

Б) Инструментальный условный рефлекс – научение действию с помощью  вознаграждения (подкрепления). Этот вид оперантного научения происходит по сигналу в отличие от  научения методом проб и ошибок, который осуществляется без сигнала. Например, животное по световому сигналу нажимает на рычаг и выключает электрический ток, чтобы избежать раздражения, т.е. использует какой-то инструмент, отсюда и название этого вида научения.

В) Самораздражение структур мозга для получения удовольствия, положительных эмоций.  Если крысе вживить раздражающий электрод в латеральную область гипоталамуса, поместить её в камеру Скиннера и предоставить ей возможность осуществлять самораздражение, нажимая на рычаг, крыса будет осуществлять самораздражение настолько интенсивно, что возникает опасность её гибели от истощения.

III. Когнитивное научение (рассудочное) основано на формировании функциональной структуры среды, т.е. на извлечении законов связей между её отдельными компонентами. К когнитивному научению относится: научение путём наблюдения, рассудочная деятельность, психонервная деятельность. Некоторые исследователи к этой форме научения относят вероятностное прогнозирование.

А) Научение путём наблюдения, в результате которого выполняются действия путём непосредственного наблюдения за действием других. Различают два вида этого научения: простое подражание и викарное научение.

  1. 1.       Простое подражание. Например, обезьяна в общении с исследователями научилась мыть банан перед едой, не понимая, зачем она это делает.
  2. 2.       Викарное научение. Осуществляется также  с помощью наблюдения, но при этом результат действия оценивается. Такое научение свойственно только человеку. Особенно часто используют научение путём наблюдения дети, причем в раннем детстве оно является преимущественно подражательным. С возрастом начинает преобладать викарное научение.

Б) Рассудочная деятельность. Представление о рассудочной деятельности животных ввёл в научный оборот в 1960 г. Л.В.Крушинский. Наиболее характерное свойство элементарной рассудочной деятельности животных заключается в их способности улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможность оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях.Рассудочная деятельность отличается от любых форм обучения тем, что она осуществляется при первой же встрече организма с необычной ситуацией, создавшейся в среде его обитания.         Наблюдения за поведением животных привели Л.В.Крушинского к заключению о том, что их способность к экстраполяции направления движения раздражителя можно рассматривать как одно из элементарных проявлений рассудочной деятельности. Под экстраполяцией  понималась  способность животных определять направление дальнейшего перемещения значимого для него раздражителя.

Для исследования способности животных к экстраполяции (экстраполяционным рефлексам) в лаборатории Л.В.Крушинского проводился эксперимент, сущность которого  заключалась в следующем: перед животным помещалась ширма с щелью. За ширмой располагали две кормушки, одна из которых пустая, а другая с пищей. После того, как животное  в течение нескольких секунд подкармливалось через щель, кормушки раздвигались в разные стороны. Животное должно было определить направление движения кормушки с кормом и, обежав ширму, достичь её.

При исследовании способности к экстраполяции разных представителей животного мира, оказалось, что  первое место среди млекопитающих занимали волки и красные лисицы. У птиц самая высокая способность к экстраполяции наблюдается в семействе врановых птиц. Рептилии, в частности, ящерицы и крокодилы, решали задачу уже при первых её предъявлениях, тогда как рыбы и амфибии с ней не справлялись.

В лаборатории Л.В.Крушинского исследовался также вопрос о соотношении обучаемости и элементарной рассудочной деятельности. Результаты показали, что доля правильных решений задачи при многократном её  предъявлении  уменьшается у тех видов животных, для которых был характерен высокий показатель при первом предъявлении, и наоборот – постепенное увеличение доли правильных решений у плохо экстраполирующих животных. Таким образом был установлен парадоксальный результат: у животных с высоким уровнем рассудочной деятельности многократное предъявление экстраполяционной задачи ухудшает её решение.  По мнению Л.В.Крушинского, это объясняется тем, что правильное решение вызывает резкое возбуждение головного мозга, что приводит при следующих предъявлениях к ухудшению решения задачи. А у животных с невысоким уровнем рассудочной деятельности нарушений деятельности мозга не происходит, в результате обучению правильному решению задачи проходит успешно. Следовательно, степень развития рассудочной деятельности обусловливает тот исходный фон, с которого начинается формирование поведения при участии индивидуального опыта. Чем выше уровень элементарной рассудочной деятельности, тем пластичнее и адаптивнее поведение.

Таким образом сложное приспособительное поведение животных, с точки зрения Л.В.Крушинского, строится из трёх основных компонентов ВНД: инстинктов, условных рефлексов и рассудочной деятельности, благодаря которой организм сразу вырабатывает программу адаптивного поведения в новых условиях, внезапно сложившихся ситуациях и способен выбрать наиболее адекватную тактику поведения в новой обстановке, прогнозируя развитие событий.

В) Психонервная деятельность (или образное поведение, или образная память). Психонервная деятельность исследовалась И.С. Бериташвили в 1926 г.  Суть психонервной деятельности состоит в том, что у высших позвоночных животных при первом же восприятии конкретных явлений окружающей действительности (пищи, врага и т.д.) возникает определённый образ. Этот образ сохраняется, и, каждый раз, когда он воспроизводится при восприятии данной среды или какого-либо его компонента, животное ведёт себя точно так же, как  и при непосредственном восприятии.  И.С. Бериташвили считал, что нервным субстратом психонервной деятельности является неокортекс.  В отличие от условнорефлекторной деятельности психонервный образ

  • не требует повторяемости, а формируется сразу;
  • быстро перестаёт вызывать определённое поведение, если не сопровождается удовлетворением биологической потребности;
  • требует обязательного участия коры головного мозга, прежде всего её лобных отделов;
  • психонервная деятельность определяет включение и выключение условных и безусловных рефлексов, а также последовательность их протекания.

Индивидуальное поведение, первично направляемое психонервным образом, при повторной тренировке автоматизируется и осуществляется по всем закономерностям условнорефлекторной деятельности.

Г) Вероятностное прогнозирование, под которым понимается предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. Оба эти фактора являются основой для создания гипотез о предстоящем будущем. В соответствии с таким прогнозом осуществляется подготовка к действиям в предстоящей ситуации, приводящим к наибольшей вероятности достижения цели. Высшие позвоночные и человек в своей деятельности постоянно опираются на вероятностное прогнозирование. Например, когда человек переходит улицу, он прогнозирует ситуацию на проезжей части и интервал времени для безопасного пересечения дороги.

IV. Научение путём инсайта (озарения) – это внезапное нестандартное правильное решение задачи. Этот вид научения является следствием объединения опыта, накопленного в памяти, с той информацией, которой располагает индивид при решении проблемы.

В заключение необходимо отметить, что в конкретных ситуациях для достижения приспособительного результата индивид чаще всего использует не один, а несколько видов научения.

www.braintools.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о