Эффект Пигмалиона в психологии
Эффект Пигмалиона (по-другому эффект Розенталя) – это особый феномен в психологической науке, который состоит в том, что ожидания человека касательно другого объекта или ситуации во многом определяют специфику его собственных действий и поступков, интерпретацию поведения окружающих, что позволяет этим ожиданиям реализовываться.
Скульптура: Пигмалион и ГалатеяДанный феномен по праву считается одним из наиболее угрожающих факторов для внутренней валидности экспериментального исследования. Его особенностью является то, что он способен проявляться как непосредственно во время проведения эксперимента, так и при качественной обработке полученных данных или во время интерпретации результатов.
История
Эффект Пигмалиона был открыт в ходе экспериментальных исследований известным американским ученым и психологом Робертом Розенталем (ему он и обязан вторым названием), первое же наименование эффект получил благодаря параллели с персонажем древнегреческой мифологии – Пигмалионом (который благодаря своей искренней вере и любви смог оживить статую).
В эксперименте Р. Розенталя участникам было необходимо провести определенную работу с различными группами лабораторных крыс: следить за грызунами в специально сооруженном лабиринте. В одной экспериментальной серии участникам говорили, что перед ними находится “смышленая” крыса, а в другой серии – “глупая”. Исследователями было отмечено, что участники, работая с так называемыми “умными” крысами, были более терпеливыми, мягкими, гладили грызунов и всячески положительно подкрепляли их правильные действия. Тем самым участники улучшали экспериментальные условия для одной из групп крыс и влияли на их поведение.
Роберт РозентальЗатем похожий по смыслу эксперимент был проведен Розенталем снова. Следующее исследование осуществлялось в школе, где в роли “экспериментаторов”-испытуемых были учителя. Помощники Розенталя проинформировали учителей о том, что определенные дети из класса являются более одаренными (хотя на самом деле они ничем не выделялись среди сверстников), и уже через некоторое время “одаренные” ученики благодаря особому отношению учителей стали неожиданно проявлять большие успехи в учебе.
Розенталь выделил некоторые ключевые особенности данного эффекта:
- Ожидания ученого способны качественно менять характер полученных им данных. Экспериментатор, имея определенные ожидания, может неосознанно помогать испытуемым “оправдать” его надежды. Настрой экспериментатора может проявлять различным образом: с помощью интонации, мимики, жестов, неосторожных слов. Данный эффект имеет большую выраженность у тех ученых, которые стремятся к поддержке окружающих и к установлению доверительных, дружеских отношений с испытуемыми.
- Вероятность данного эффекта усиливается в разы, если экспериментатор и испытуемый были знакомы ранее.
- Экспериментаторы женского пола больше склонны к такому поведению, нежели ученые мужского пола.
В связи с особенностями эффекта Пигмалиона экспериментаторы могут совершать следующие ошибки:
- корректировка числовых результатов: занижение чересчур высоких баллов и, наоборот, повышение излишне низких отметок;
- избегание полярных оценок, стремление к усреднение полученных данных;
- качественных акцент на том или ином компоненте эксперимента, неосознанное выделение его как наиболее значимого.
Практическое применение
Несмотря на такое научное происхождение эффект Пигмалиона широко распространен и в обычной жизни. Например, замечено, что определенные ожидания руководителей крупных организаций способны непосредственно влиять на результаты работы их подчиненных: зачастую чем выше начальники оценивают способности подчиненных, тем более высокие результаты работы они показывают. Та же зависимость действует и в случае негативного отношения к персоналу.
yapsiholog.ru
Эффект Розенталя — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона — психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества. Это один из факторов, угрожающих внутренней валидности. Может проявиться на любой стадии исследования и в любой науке: и при проведении процедуры эксперимента, и при обработке результатов, и при интерпретации результатов исследования, и т. д.
Американский психолог Роберт Розенталь (Robert Rosenthal) назвал данное явление «эффектом Пигмалиона», проводя параллель с этим персонажем древнегреческой мифологии.
Схожим механизмом является проективная идентификация (в психоанализе).
Эксперимент с симпатией[править | править код]
Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кёртис и Ким Миллер[1] проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию: некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым — что не нравятся.
Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того — те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. То есть партнёры проявляли тенденцию копирова
ru.wikipedia.org
история и примеры из жизни
Человек ведет себя так, как о нем думают другие, делает то, чего от него ожидают. А как часто в жизни многих людей бывают ситуации, исход которых им удается предугадать почти со 100%-й точностью. В такие моменты на ум приходят термины «интуиция» или «ясновидение». В голове крутится вопрос: «Откуда я мог это знать?» Несмотря на то, что многие возможности нашего мозга не изучены, принцип работы интуиции частично разгадан. Данное явление именуется эффектом Пигмалиона.
История появления эффекта Пигмалиона
Этот феномен носит имя античного скульптора и царя Пигмалиона, который, согласно легенде, сделал из белоснежной слоновой кости статую прекрасной девушки, в которую без памяти влюбился. Он осыпал ее поцелуями и дорогими подарками, беспрестанно восхищался ею. Однажды он попросил помощи у Афродиты — богини любви. Принес ей дары и горячо просил подарить женщину, похожую на статую.
Просить оживления он не решился, но его чувство и желание было настолько сильным, что богиня сжалилась над ним и оживила статую. Этот миф ярко демонстрирует, что сила и вера человека способны на многое. Эффект Пигмалиона состоит в том, что человек, уверенный в правдивости какой-либо информации, ведет себя так, что эта информация подтверждается. Другое название явления — эффект Розенталя (по имени ученого, открывшего этот психологический феномен). Грубо говоря, мы сами притягиваем к себе ту или иную информацию, ситуацию.
Человек влияет на событие неосознанно, на подсознательном уровне. Это может быть взгляд, интонация, даже мысль. Любые сведения он будет расценивать с точки зрения конкретного ожидания. По-другому еще этот феномен называют эффектом предвзятости экспериментатора или самосбывающегося пророчества. Интересно, что он работает в любой жизненной сфере, это подтверждают многочисленные исследования.
Социолог Р. Мертон трактовал это явление как самогипноз. Наш мозг не способен разделять понятия ожидания и восприятия, а потому фундаментальность многих стереотипов непоколебима. Особенно заметно это проявляется в расизме, нацизме и прочем.
Верим мы в себя или в кого-то не имеет значения, эффект работает одинаково. Наши ожидания способны повлиять на поведение других людей, как в позитивную, так и в негативную сторону.
Доказательства существования эффекта
Конец 19 века. Мир восхищается интеллектуальными способностями лошади, которую зовут Умный Ганс. Он на 90% точно умеет указывать время и дату, складывать, вычитать и умножать числа. Ответ дает своим копытом. Лошадью заинтересовалось научное сообщество, и вот к каким выводам они пришли. Конь не мог дать ответ, если не видел задающего вопрос.
Свет в глаза или незнание ответа человеком сбивали его с толку. Поэтому психолог из команды ученых быстро распознал секрет животного. Конь улавливал еле заметные невербальные сигналы человека, когда давал правильный ответ. Например, многие невольно наклоняли набок голову. Именно на эти мелочи, которые обычный человек даже не заметит, реагировал конь.
Ожидания его хозяина Уильяма фон Остена по своей сути оправдались. Он искренне верил, что животных можно научить читать и считать, и что они понимают и запоминают все сказанное. Таким образом, способности лошади он интерпретировал в пользу своей гипотезы. И надо отметить, что довольно успешно. Ведь ему поверило большое количество людей, а ученые того времени поначалу даже готовы были признать гениальность животного.
Конечно, конь был довольно умен, но немного в другом. По этому же принципу многие люди верят в то, что животные их понимают. Эта вера как раз и строится на том, что они улавливают наши невербальные знаки и расшифровывают их.
Эффект пигмалиона и исследования в области психологии
Розенталь (Rosenthal) Роберт (род. 1933) — американский психолог, специалист в области человеческих коммуникаций.
Первый эксперимент Роберта Розенталя – Учени “Отличники”
Американский психолог, специалист в области человеческих коммуникаций Роберт Розенталь долго исследовал самоисполняющиеся пророчества. В 1966 г. он провел следующий эксперимент. В одной из школ Сан-Франциско он наугад отобрал несколько учеников и сказал их учителям, что именно эти дети обладают высоким интеллектом.
Несмотря на то, что до этого ребята не особо выделялись умом, через некоторое время Розенталь установил, что их IQ действительно стал выше, чем у остальных. Изменившееся отношение учителей и вера детей в самих себя помогли добиться им больших успехов за короткий промежуток времени.
Второй эксперимент Роберта Розенталя – Крысиная Мотивация
Но перед этим Розенталь провел другое исследование. В лабораторных условиях участники должны были следить за действиями группы крыс в специальном лабиринте. Предварительно участников предупредили, что одна половина крыс сообразительнее и способна пройти лабиринт, другая же не справится.
В ходе эксперимента было отмечено, что те, кто следил за «умными» крысами, всячески поощряли их правильные действия, относились более лояльно и терпеливо. Т.е. заметно повлияли на конечный результат исследования, и якобы «умные» грызуны оказались действительно сообразительнее.
Проверка эффект пигмалиона в армии обороны Израиля
Другой эксперимент проводили в израильской армии. Солдат разделили на 3 группы. Первой группе сказали, что нужно будет преодолеть расстояние в 30 км, второй — 40 км, а третьей — 60 км. На деле же дистанция была одинаковой. Но уверенность солдат в истинности сведений была настолько сильной, что одно и то же расстояние они преодолели за разное время: третья группа пришла последней.
Ключевые моменты данного явления по мнению Розенталя
- Ожидания человека влияют на качество полученной в результате информации;
- Если человек будет думать, что на него влияет этот феномен, то отношение к сведениям будет предвзятым, чтобы (как ни парадоксально) не быть предвзятым;
- Хорошие сведения под влиянием человека еще сильнее улучшаются, плохие же наоборот становятся хуже;
- Неосознанно человек поощряет те действия и данные, которые подтверждают конкретную информацию. Он даже способен нечаянно фальсифицировать их;
- Если в процессе получения информации человек взаимодействует с другими, то эффект заметно проявляется в интонации, а также визуально;
- Женщины более предвзяты, чем мужчины.
Когда речь идет о влиянии эффекта на различные исследования, то высока вероятность совершения экспериментатором ряда ошибок. Например, завышение слишком низких оценок или понижение высоких. Также отмечается стремление к усреднению данных.
Именно по этой причине считается, что эффект Пигмалиона угрожает внутренней валидности психологических исследований. Другими словами, независимый эксперт вполне может повлиять на результат исследований своей субъективной оценкой. При этом воздействовать феномен может как в процессе проведения эксперимента, так и при подсчете результатов. При этом проведение исследования несколькими экспертами способно усилить влияние эффекта.
Эффект Пигмалиона в повседневной жизни
Подобные феномены далеко не редкость в жизни любого человека. Разобравшись в его технике, каждый может привести большое количество примеров. Самый распространенный — занижение самооценки. Если человек уверен, что обладает заурядной внешностью и посредственными умственными способностями, то ему вряд ли удастся достигнуть каких-то высот в жизни, будь то карьера или любовный фронт.
Другой пример — лечение у врача. Если доктор и пациент нацелены на положительный результат, то в 9 из 10 случаев он таким и будет. Но если негативный настрой лечащего врача передается больному, то его состояние заметно ухудшается.
Если учитель относится пренебрежительно к своему ученику, то его ожидание состоит в том, что из этого ребенка ничего путного не выйдет. По этой причине ученик действительно меньше успевает, плохо себя ведет. Но на самом деле дело здесь в учителе, он меньше уделяет ему внимания, мало заботится о его воспитании и развитии.
Поэтому и ребенок перенимает мысли и образ поведения хулигана и лентяя. Как раз этим феноменом и объясняется высокая успеваемость «любимчиков» учителей и отставание тех учеников, которых педагоги по тем или иным причинам недолюбливают.
Эффект Розенталя и бизнес
Больше всего современных ученых интересует влияние эффекта Розенталя на деловые отношения и возможность карьерного роста. Многочисленные исследования установили, что производительность компании напрямую зависит от настроения и веры в успех ее руководителя. Разница между хорошим и плохим работником определяется отношением к нему руководства.
Начальство либо верит в своих сотрудников, либо нет. Соответственно этому они выдают результат. Здесь разгадка кроется в поведении начальства. Опять-таки осознанно или нет руководитель, многого ожидающий от своих сотрудников, мотивирует их на результат.
Невербальные сигналы, более теплое отношение очень тонко чувствуется. В свою очередь, директор, считающий, что его подчиненные не способны выполнить план, в итоге оправдывает свои же ожидания.
Менеджер, боящийся неудачи и разочарования начальника, будет избегать ситуаций, которые могут привести к еще большим неприятностям. Например, откажется от сделки, потому что ему могут отказать. Низкий уровень ожидания формирует у сотрудника поведение, которое будет приводить к постоянным неудачам, как и думает руководство.
Результаты других исследований свидетельствуют о том, что молодые специалисты наиболее восприимчивы к мнению руководства. И это мнение является основополагающим для их будущего карьерного роста или, наоборот, застоя. Объясним подробнее.
Когда молодой и неуверенный в себе специалист приходит на новую работу, на него сильнее всего повлияют ожидания руководства. Некоторые исследователи утверждают, что позитивные влияния в течение первого года окупаются продуктивной работой сотрудника на протяжении последующих 5 лет. Стремление соответствовать высоким стандартам компании и хорошему мнению начальства формирует позитивное и ответственное отношение к работе, повышает ее качество, а, следовательно, способствует продвижению сотрудника.
Как использовать Эффект Пигмалиона в своих целях?
Эффект Пигмалиона буквально способен изменить жизнь человека. И дело не в магии. Те сигналы, которые подает нам наше окружение, в совокупности влияют на нашу жизнь, решают добьемся успеха или нет. Чья-то мимолетная похвала, взгляд, интонация формируют у нас ощущение того, что мы это можем. Вера других подпитывает нас и направляет в правильное русло.
Тоже касается и наших ожиданий в свой собственный адрес. Люди, уверенные в себе и своих способностях, формируют характер и поведение таким образом, что все их действия приводят к желанному результату. Наблюдая негативное влияние феномена (которое также называют эффектом Голума), можно его контролировать и не поддаваться плохим установкам.
Ведь плохие ожидания равнозначны порочному кругу. Человек думает, что все будет плохо, срабатывает феномен Розенталя, все становится действительно плохо и, таким образом, подтверждает мысли человека. Нужно больше усилие, чтобы начать верить в хорошее на фоне плохих обстоятельств.
Но если мы будем искренне будем верить, что наши дети, родители или вторые половинки способны на большее, то подтолкнем их к значительным успехам. Отчасти в этом и проявляется распространенная в последнее время техника визуализации желаний. Необходимо говорить своим детям, что они все смогут, у них все получится, и так оно будет на самом деле.
Зная, как работает эффект Розенталя, можно добиться больших успехов, взяв его под контроль. Для руководителей он полезен повышением производительности компании. Нужно только научиться позитивно думать о своих работниках, верить в них и периодически показывать им это. Результат не заставит себя ждать.
Но стоит помнить о том, что у каждого человека есть предел возможностей. Не стоит ставить слишком высоких планок, они уничтожают мотивацию. Цель должна быть сложной, но достижимой. Только тогда показатели роста эффективности пойдут вверх.
Социальная психология. Эффект Пигмалиона в экспериментах Розенталя.
Сам по себе эффект не является методом совершенствования интеллекта или духовных качеств, но он отличный мотиватор.
motivacii-net.ru
Эффект Пигмалиона: материализация мыслей и чувств
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Ничто не вызывает такой интерес, как материализация мыслей.
Вы никогда не задумывались над этим? Не лукавьте! Каждый размышлял над проблемой: «как изменить жизнь силой мысли».
У людей разное мнение на этот счет.
Кто-то считает, что материализация мыслей – это полная ерунда, выдумки тех, у кого слишком сильно разыгралось воображение.
А кто-то до фанатизма верит в это и даже использует для материализации задуманного разные магические обряды и действия.
В данной статье я рассмотрю явление материализации мыслей. А в следующей публикации мы поговорим о том, как можно использовать эффект материализации для улучшения качества своей жизни, а также о трудностях, которые стоят на этом пути.
А пока давайте разберемся: действительно ли мысли материализуются.
Что на этот счет думают психологи? Они почти все в один голос говорят: «Да, материализуется!». Правда, потом расходятся в объяснении психологических механизмов этого явления.
Тем не менее, даже для человека, далекого от научной психологии, вполне очевидно, что определенная часть нашей жизни – это результат самореализации наших собственных пророчеств, предсказаний, ожиданий, мыслей и чувств. Объясню, как происходит …
Материализация мыслей
на типичном примере
«После их свадьбы прошло 1,5 года, и С. стала подозревать мужа в неверности. Сначала это были всего лишь мимолетные мысли, но постепенно они становились все сильнее и сильнее. При этом С. сознавала, что все эти мысли не имеют ничего общего с реальностью – муж верен ей и не позволяет себе даже флиртовать с другими женщинами. Просто такой уж у нее характер. Но время шло, и необоснованный страх не отпускал.
Решив, что дыма без огня не бывает, она стала внимательно наблюдать за супругом. Что-то часто он задерживается на работе? Почему во время телефонного разговора уходит на балкон или в другую комнату?
Тут она стала чувствовать, что ее опасения не напрасны. Что-то есть! Начинается пристальное изучение телефона мужа, звонки на работу, его друзьям и приятелям с целью установления того, где и с кем он проводит время.
Учащаются жесткие расспросы на предмет частых задержек на работе. Аргументы мужа, что он упорно работает на благо семьи, пропускаются мимо ушей и расцениваются как банальные отговорки.
И хотя никаких доказательств не находится (а их и быть не может, ибо нет и факта измены), подозрительность С. нарастает. Отношения между супругами постепенно охладевают, а потом начинают стремительно портиться. Муж вдруг перестает быть внимательным, из отношений уходят романтика и нежность. Участившиеся скандалы не только не исправляют ситуации, но ухудшают ее и усиливают убежденность С. в неверности супруга».
Вы, наверное, уже догадались, чем закончилась эта история. Вскоре знакомые С. передали ей, что видели ее мужа с другой. И действительно, через неделю она застала его с любовницей.
Эта история одной из моих клиенток (публикуется с ее согласия). Это вполне типичная история, в ней нет ничего нового.
Она хорошо демонстрирует, как изначально ложное убеждение жены в неверности мужа становится истинным, реализовавшись в реальности через ее действия и поведение.
Спустя время, когда эмоциональная буря улеглась, и С. смогла более критично оценить ситуацию, когда, наконец, наладились отношения с мужем, она осознала, что его неверность – это результат ее собственных пророчеств. Не пойди она на поводу своей подозрительности и навязчивых убеждений, муж даже не помыслил бы посмотреть на другую. Ложная мысль создает истинную ситуацию.
В психологии это называется
Эффект Пигмалиона
или самоисполняющееся пророчество. Суть его проста: у человека есть ложное, то есть несоответствующее реальному положению дел убеждение (например, я отношусь к своему ученику с пренебрежением, полагая, что из него не выйдет ничего путного).
Это убеждение настолько устойчивое и сильное, что вызывает соответствующее ему поведение и действия (я мало уделяю времени этому ученику, практически не занимаюсь его развитием, а он это видит и неосознанно принимает роль и образ мысли отстающего).
В конечном итоге, мое изначально ложное убеждение становится истинным – мой ученик превращается в двоечника.
Эффект Пигмалиона известен давно.
Назван он в честь героя древнегреческих мифов, скульптора Пигмалиона. Он создал статую прекрасной женщины, наделив ее достоинствами, с которыми не могла сравниться ни одна из земных женщин. Он дни и ночи проводил у себя в мастерской, совершенствуя свое творение, обращаясь с ним как с живым человеком и, в конце концов, влюбился в него.
Однажды, влюбленный скульптор попросил богиню Афродиту дать ему жену, столь же прекрасную, что и созданная им статуя. Но она, подумав, оживила его творение. И из мастерской скульптора ему навстречу вышла та, которую Пигмалион видел только в своих фантазиях и сновидениях. Так он получил все, что соответствовало его ожиданиям.
К сожалению, не всем так везет, как Пигмалиону. В большинстве случаев в жизни людей реализуются негативные пророчества и ожидания: если в голове засела мысль, что «все будет плохо и ничего не получится», то это действительно произойдет.
Кроме того, эффект самосбывающегося пророчества усиливается эффектом подтверждения реальностью, когда ранее ложные ожидания человека доказываются реализацией пророчества. Это еще более подкрепляет убеждение человека, запуская тем самым порочный круг. «Вот видите, я же был прав!» — всякий раз говорит такой человек.
Другие примеры
самосбывающегося пророчества
Эффект Пигмалиона имеет альтернативное название «Эффект Розенталя».
Роберт Розенталь очень долго изучал самоисполняющиеся пророчества. В частности, был проведен следующий эксперимент.
В одной из школ, где Розенталь исследовал IQ учащихся, было отобрано несколько учеников и объявлено, что у них очень высокие умственные способности, но пока они не проявились, нужно немного подождать. За выбранными учениками в действительности не замечалось ничего выдающегося, это были совсем обычные дети. Но к концу учебного года они и впрямь показывали очень высокие результаты в учебе.
Каково же было всеобщее удивление, когда Розенталь раскрыл секрет эксперимента: эти дети были выбраны им совершенно случайно из множества других, никаких проверок их умственных способностей не проводилось, он попросту соврал об этом!
Что же произошло? Учителя, убежденные в наличии высоких умственных способностей у выбранных детей, неосознанно передали им свои ожидания и стали относится к ним, как к одаренным детям. А те, в свою очередь, приняли роли одаренных детей и стали вести себя как преуспевающие ученики.
Другой эксперимент был проведен Ребеккой Кёртис и Ким Миллер.
Незнакомых друг с другом студентов разбили на пары. Половине студентов из каждой пары тайно сообщили, что они якобы нравятся своим партнёрам, а другой половине сказали, что партнеры испытывают к ним антипатию.
Затем пары встречались и общались друг с другом. Как и ожидалось экспериментаторами, те студенты, которые полагали, что нравятся своему партнеру, вели себя соответствующим образом: были корректными и обходительными, выражали больше согласия по обсуждаемым темам. Те же, кто полагал, что не нравится своему партнеру, проявляли больше напряженности, были более закрытыми и отчужденными.
Кроме того, те, кто считал, что нравятся своему партнеру, действительно нравились ему больше, чем те, что были убеждены в антипатии другого.
Итак, эксперименты хорошо показывают, как изначально ложное убеждение становится истинным, т.е. соответствующим реальности, если человек верит в него и соответствующим образом выстраивает свое поведение. Именно так и материализуются мысли.
Вот скажите, как, будет вести себя ваш новый коллега, если он искренне полагает, что в новом для него коллективе, все люди относятся к нему с подозрением и не хотят общаться?
Скорее всего, он будет себя вести в соответствии со своей установкой: он будет замкнутым и отстраненным. Как начнут к нему относиться окружающие? Правильно, с подозрением, и будут общаться с ним только в крайнем случае.
То, как мы воспринимаем мир, самих себя и других людей, в конце концов, реализуется в нашем поведении и в отношениях окружающих, что, в свою очередь, подтверждает многие наши восприятия, убеждения, мысли и опасения, хотя изначально они могут быть совершенно не верными.
Как уже говорилось в самом начале, в данной статье я рассмотрел только сам эффект Пигмалиона и связанную с ним материализацию мыслей. В следующей статье мы поговорим о том, как можно использовать данный эффект для улучшения качества своей жизни, а также о трудностях, которые стоят на этом пути.
Дело в том, что если сам по себе психологический механизм самосбывающегося пророчества достаточно прост для понимания, то управление этим эффектом имеет свои трудности.
Казалось бы, если хочешь улучшить качество жизни и стать успешным, то достаточно изменить негативные мысли и убеждения на позитивные, и тогда жизнь преобразиться, ведь материализуются твои самые сокровенные мечты и желания. Но не все так просто.
Загвоздка как раз в смене негативного мышления на позитивное. Очень сложно избавиться от отрицательных мыслей и убеждений, от страхов и неуверенности. Даже если и удается их изгнать из сознания, они продолжают воздействовать на нас так, что мы совсем не осознаем этого.
Но есть психологические техники, позволяющие разобраться с этой проблемой. С ними вы можете познакомиться в статье:
Негативное мышление и техники борьбы с ним.
На этом все. До встречи!
Берегите себя!
© Денис Крюков
Вместе с этой статьей читайте:
Устали от ссор? Вам поможет техника активного слушания
Если любовь зла, то что же с нею делать?
Свободные мысли на тему: в чём счастье человека
Вам понравилась статья?
Буду очень Вам признателен, если оставите свой комментарий 🙂 (форма комментирования расположена ниже. Ваш e-mail нигде не будет опубликован).
Также буду очень Вам благодарен, если оформите подписку на новые статьи моего блога! Их анонсы будут просто приходить вам на e-mail.
Зачем это нужно?
Вы первые будете узнавать о самых свежих обновлениях, новостях и публикациях. Кроме того, все подписчики получают очень привлекательные бонусы и скидки на предлагаемые мною услуги и информационные продукты!
Как подписаться?
Воспользуйтесь формой подписки, что расположена после каждой статьи. Теперь анонсы новых публикаций будут приходить Вам на почту! 😀
Автор: Денис Крюков
formaetsensum.ru
Эффект Пигмалиона: как ожидания меняют действительность
Эффект Пигмалиона, Розенталя или предвзятости экспериментатора — разные названия одного психологического феномена, относящегося к самосбывающимся пророчествам. Суть эффекта заключается в том, что ожидания человека определяют его действия.
Экскурс в историю
Психологи Роберт Розенталь и Ленора Якобсон провели эксперимент: в начале учебного года они выделили учеников из разных классов начальной школы, которые по результатам теста оказались более талантливыми и обладали более высоким IQ, чем их одноклассники. На самом деле никаких выдающихся способностей у них обнаружено не было и ученики были выбраны случайно, однако учителям сообщили обратное. Повторное тестирование в конце года показало, что результаты «одарённых» учеников в среднем улучшились, а показатель IQ увеличился.
По мнению психологов, завышенные ожидания учителей повлияли на прогресс учеников.
Преподаватели, ожидая высоких результатов, подходили к процессу обучения выбранной группы иначе, допуская больше свободы творчества и стараясь вдохновить учеников. Розенталь и Якобсон отнесли этот феномен к эффекту Пигмалиона.
Ещё один пример из истории, предшествующий эксперименту Розенталя, — конь Умный Ганц, принадлежавший преподавателю и коневоду Уильяму фон Остину. Животное отвечало на заданные вопросы ударом копыта с точностью до 90%. Конь складывал, умножал и называл время и дату. Естественно, это вызвало интерес не только у зевак, но и у психологов.
Психолог и биолог Оскар Пфунгст приехал познакомиться с Ганцем лично. Оказалось, что животное не только не понимает человеческую речь, но и не способно осуществлять математические расчёты. Так как получились эти 90% точности ответов? Дело в том, что и хозяин, и зрители подавали невербальные сигналы, когда Ганц выдавал правильный ответ. Пфунгст обнаружил, что как только Ганц доходил до правильного ответа, спрашивающий опускал голову. А если коню надевались шоры, то он ошибался.Принцип работы эффекта Пигмалиона
Дело в том, что наш мозг с трудом отличает восприятие и ожидание. Социолог Роберт Мёртон описал самосбывающиеся пророчества, к которым относится эффект Пигмалиона, как самогипноз. Имея изначально убеждение о себе или других, мы влияем на действительность и делаем так, что оно становится правдой. Этот психологический феномен позволяет целенаправленно или случайно влиять на реальность.
Ещё один эксперимент , проведённый Ребеккой Кёртис и Кимом Миллером, это подтверждает. В двух группах студенты были объединены в пары. Участникам одной группы вложили в голову заведомо ложное утверждение, что они симпатичны своему партнёру, а участникам другой — обратное. После этого парам предложили пообщаться. И результат оправдал себя.
Студенты, полагающие, что симпатичны партнёру, были более уступчивы в разговоре, шли на контакт, и манера общения была более приятной, чем в тех парах, которые считали иначе.
Кроме того, студенты, которые думали, что нравятся партнёру, действительно заручились большей симпатией, нежели участники из противоположных пар.
Наверняка вы не раз подвергались эффекту Пигмалиона, сами того не замечая. Например, думая, что не справимся с определённой задачей, мы опускаем руки, а наше поведение и действия приводят к реальному провалу. В обратной же ситуации, если от вас ждут решения задачи, внушая, что всё получится и вы справитесь, действия и результат будут иными.
Эффект Пигмалиона на практике
На самом деле эффект Пигмалиона — секретное оружие в сфере управления. Ожидания людей имеют влияние на наши действия, мысли, восприятие возможностей и достижения. Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США, высказал мнение
об эффекте Пигмалиона в менеджменте. В своей работе он развил мысль о влиянии ожиданий на действия и результаты, уделив особое внимание ожиданиям руководителей от подчинённых.Если у руководителя высокие ожидания в отношении своих подчинённых, то продуктивность будет высока. Если же ожидания будут низкие, то и продуктивность снизится.
Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США
Ливингстон считал, что руководители должны понимать, как работает эффект Пигмалиона, ведь от ожиданий менеджеров напрямую зависят результаты сотрудников. Хороший руководитель, по мнению Ливингстона, должен проявлять высокие ожидания, в то время как неэффективный менеджер на это не способен. Он провёл связь между самооценкой руководителя и ожиданиями, которые он проявляет к подчинённым. Уверенный в себе менеджер склонен ждать от сотрудников высоких результатов, тогда как плохой управленец менее уверен в себе и тем более не может надеяться получить от работников что-то сверхъестественное.
Чтобы преобразоваться в результат, ожидания в первую очередь должны быть достижимы и реалистичны.
Если подчинённые не соответствуют ожиданиям начальства, которые близки к их собственным, производительность и стремление к успеху снижаются.
Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США
Постановка заоблачных целей, которые сотрудник не может выполнить физически, не просто не поможет улучшить продуктивность, а вовсе снизит эффективность труда.
Читайте также
lifehacker.ru
Эффект Пигмалиона в психологии. Эффект пигмалиона: ожидания сбываются!
Эффект Пигмалиона в психологии. Эффект пигмалиона: ожидания сбываются!
Эффект пигмалиона — это явление, которое состоит в том, что человек, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что данная информация получает подтверждение.
История вопроса.
Мифологический царь Кипра и, по совместительству, греческий скульптор пигмалион, по легенде, создал статую девушки удивительной красоты. И чем дольше любовался он делом свих рук, тем больше находил в нем замечательных достоинств. Вскоре пигмалиону стало казаться, что ни одна из земных женщин не способна сравниться со статуей, которую он изваял. Назвав свое творение галатеей, пигмалион проводил дни и ночи напролет, восхищаясь красавицей из слоновой кости, любуясь ее нагими прелестями, одаривая ее щедрыми дарами, шепча нежные слова любви ….
В день праздника влюбленный скульптор обратился к Афродите со страстной мольбой оживить его любимую, и богиня любви откликнулась на его просьбу. Не помня себя от счастья, помчался пигмалион в свою мастерскую, где ждала его прекраснейшая из женщин. Живая, теплая и любящая — Галатея оказалась именно такой, какой и хотел видеть ее тот, кто ее придумал. Пигмалион получил то, что хотел, — его Вера и страстное желание помогли мечте воплотиться в реальность. Подобный психологический феномен оправдывающихся ожиданий и лежит в основе эффекта пигмалиона.
Эффект пигмалиона (или эффект розенталя) — это психологический феномен, который заключается в том, что ожидания человеком реализации пророчества во многом определяют характер его действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества или, проще говоря, когда мы твердо убеждены, в достоверности какой-либо информации, мы зачастую действуем таким образом, что эта самая информация получает реальное подтверждение. Убедительным доказательством этому служит знаменитый эксперимент, проведенный в 1968 году американскими психологами Робертом розенталем и ленорой Якобсон.
Дети розенталя.
Исследователи розенталь и Якобсон в самом начале учебного года явились в одну из школ Сан-франциско для того чтобы определить уровень интеллекта учащихся. В результате, в каждом из классов ими было отобрано по несколько учеников, которые, по мнению психологов, были наделены выдающимися умственными способностями. «Если даже пока эти дети никак не заявили о себе, — в ближайшее время их интеллектуальный потенциал непременно раскроется! Ждите! » — Заверили порядком удивленных учителей Якобсон и розенталь. У педагогов был повод для удивления, — дело в том, что учащиеся, которых исследователи прочили в интеллектуальные светила, пока никак не демонстрировали особой склонности к умственной деятельности. Ну, то есть в числе отстающих они не значились, но и «Звезд с Неба» тоже не хватали. Что ж, исследователям, наверное, виднее» — рассудили учителя и стали ждать от перспективных учеников обещанных результатов.
Между тем, учащихся с якобы высоким уровнем IQ психологи выбрали абсолютно случайно, «от Фонаря»! Самое интересное, что когда в конце учебного года розенталь и Якобсон снова пожаловали в уже знакомую школу с целью измерить коэффициент интеллекта учеников, они обнаружили, что те самые дети, которые были объявлены ими особо способными, и впрямь показали высокий уровень IQ!
То есть, эксперимент вполне убедительно доказал: мы получаем то, во что верим. Так, школьные учителя, уверовавшие в высокий интеллектуальный потенциал отдельных учеников, вольно или невольно передали свои ожидания этим ученикам, а те, в свою очередь, оправдали надежды поверивших в них учителей и достигли значительных результатов. Одним словом, что хочешь — то и получишь.
Особенно это касается детей из неблагополучных семей, от которых зачастую никто и ничего хорошего не ждет. Не удивительно, что худшие ожидания окружающих в подобных случаях оправдываются. И напротив, нередко, стоит иногда авансом похвалить такого ребенка, поверить в него, как, окрыленный этой верой, он «Расправляет Плечи» и преображается буквально на глазах.
Впрочем, речь идет, конечно, не только о детях. Руководители, связывающие свои позитивные ожидания с определенными сотрудниками, оптимистично настроенный врач, уверенный в том, что его пациент благополучно излечится от болезни, — тоже так или иначе, создают особый микроклимат, в котором самооценка и Вера в себя у подчиненного или пациента растет, а его успехи — множатся.
Что такое Эффект Пигмалиона в психологии. Эффект Розенталя
Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона — психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества . Это один из факторов, угрожающих внутренней валидности . Может проявиться на любой стадии исследования и в любой науке : и при проведении процедуры эксперимента , и при обработке результатов, и при интерпретации результатов исследования, и т. д.
Схожим механизмом является проективная идентификация (в психоанализе).
Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кёртис и Ким Миллерпроиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию: некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым — что не нравятся.
Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того — те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. То есть партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.
Эффект Пигмалиона это в психологии. Эффект Пигмалиона в психологии
Эффект Пигмалиона (по-другому эффект Розенталя) — это особый феномен в психологической науке, который состоит в том, что ожидания человека касательно другого объекта или ситуации во многом определяют специфику его собственных действий и поступков, интерпретацию поведения окружающих, что позволяет этим ожиданиям реализовываться.
Скульптура: Пигмалион и Галатея
Данный феномен по праву считается одним из наиболее угрожающих факторов для внутренней валидности экспериментального исследования. Его особенностью является то, что он способен проявляться как непосредственно во время проведения эксперимента, так и при качественной обработке полученных данных или во время интерпретации результатов.
История
Эффект Пигмалиона был открыт в ходе экспериментальных исследований известным американским ученым и психологом Робертом Розенталем (ему он и обязан вторым названием), первое же наименование эффект получил благодаря параллели с персонажем древнегреческой мифологии — Пигмалионом (который благодаря своей искренней вере и любви смог оживить статую).
В эксперименте Р. Розенталя участникам было необходимо провести определенную работу с различными группами лабораторных крыс: следить за грызунами в специально сооруженном лабиринте. В одной экспериментальной серии участникам говорили, что перед ними находится «смышленая» крыса, а в другой серии — «глупая».
Исследователями было отмечено, что участники, работая с так называемыми «умными» крысами, были более терпеливыми, мягкими, гладили грызунов и всячески положительно подкрепляли их правильные действия. Тем самым участники улучшали экспериментальные условия для одной из групп крыс и влияли на их поведение.
Роберт Розенталь
Затем похожий по смыслу эксперимент был проведен Розенталем снова. Следующее исследование осуществлялось в школе, где в роли «экспериментаторов»-испытуемых были учителя.
Помощники Розенталя проинформировали учителей о том, что определенные дети из класса являются более одаренными (хотя на самом деле они ничем не выделялись среди сверстников), и уже через некоторое время «одаренные» ученики благодаря особому отношению учителей стали неожиданно проявлять большие успехи в учебе.
Розенталь выделил некоторые ключевые особенности данного эффекта:
- Ожидания ученого способны качественно менять характер полученных им данных. Экспериментатор, имея определенные ожидания, может неосознанно помогать испытуемым «оправдать» его надежды. Настрой экспериментатора может проявлять различным образом: с помощью интонации, мимики, жестов, неосторожных слов. Данный эффект имеет большую выраженность у тех ученых, которые стремятся к поддержке окружающих и к установлению доверительных, дружеских отношений с испытуемыми.
- Вероятность данного эффекта усиливается в разы, если экспериментатор и испытуемый были знакомы ранее.
- Экспериментаторы женского пола больше склонны к такому поведению, нежели ученые мужского пола.
В связи с особенностями эффекта Пигмалиона экспериментаторы могут совершать следующие ошибки:
- корректировка числовых результатов: занижение чересчур высоких баллов и, наоборот, повышение излишне низких отметок;
- избегание полярных стремление к усреднение полученных данных;
- качественных акцент на том или ином компоненте эксперимента, неосознанное выделение его как наиболее значимого.
Практическое применение
Несмотря на такое научное происхождение эффект Пигмалиона широко распространен и в обычной жизни.
Например, замечено, что определенные ожидания руководителей крупных организаций способны непосредственно влиять на результаты работы их подчиненных: зачастую чем выше начальники оценивают способности подчиненных, тем более высокие результаты работы они показывают. Та же зависимость действует и в случае негативного отношения к персоналу.
Эффект Пигмалиона, что это в психологии. Эффект Пигмалиона в психологии, педагогике или в сфере управления
Все психологические науки – это поистине что-то необыкновенное. Благодаря им действительно можно объяснить вещи, которые обычному человеку покажутся фантастикой. Еще в далекой древности люди замечали тот факт, что их разум способен порой выдавать самые удивительные видения, производить знания и информацию, которая меняет практически все. При этом психология для людей того времени была способом управления себе подобными. Сейчас задачи прикладной психологии менее прозаичны. Люди постигают эту науку, дабы потом помогать другим. Однако психология все равно осталась поистине удивительным феноменом. Даже по прошествии веков она способна объяснить множество невероятных вещей.
Сбываются ли пророчества?
Что собой представляет пророчество? Это определенное предсказание будущего, которое может варьироваться, в зависимости от степени конкретизации фактов в нем. Чем конкретнее рассказывается будущее, тем качественнее считается пророчество. Большая часть населения верит в подобные вещи, но никто не задумывался о том, что настоящим источником любых будущих событий являемся мы сами. В психологии существует такое понятие, как эффект Пигмалиона. Согласно этому научному термину, совершенно не важно, кто предсказывает будуще, и как он это делает. При этом статус мага или колдуна не важен. Пророчества сбываются, но не потому что так предначертано судьбой, а потому, что человек сам этого ожидает.
Эффект Пигмалиона – реальность или вымысел?
Перед тем как рассказывать об эффекте Пигмалиона, следует окунуться в глубины истории, дабы лучше представить, о чем идет речь. Сам по себе Пигмалион – это герой одной древнегреческой легенды. Согласно мифу, он был скульптором. Пигмалион был настоящим мастером своего дела и поэтому создал настолько чарующую скульптуру, что сам влюбился в нее. Пигмалион настолько поверил в «реальность» скульптуры, что убедил богов оживить её. Этот сюжет потом был многократно отражен в произведениях литературы.
Теперь вернемся в современность и попытаемся понять, что такое эффект Пигмалиона в психологии . Ранее был указан факт того, что данное психологическое понятие обуславливает процесс внутренней идентификации окружающего мира, при которой человек является источником ожидаемых событий. Таким образом, можно сделать вывод, что эффект Пигмалиона – это ожидание личностью пророчества, которое сбывается из-за поведения человека, другими словами, человек сам для себя создает ожидаемый результат. Эту психологическую категорию открыл знаменитый американский врач и психолог Розенталь в 1966 году. После этого открытия термин носит название «эффект Розенталя».
Суть термина
По своей сути, понятие ничего сложного и заоблачного не несет. Эффект Пигмалиона достаточно легко объяснить, а еще легче проверить. Этот термин обуславливает вполне реальный процесс ожидания, при котором человек сам создает свое будущее. При этом теория эффекта основана не на паранормальных силах предвидения, а на реальной силе ожидания. Когда человек во что-то верит и знает, что это случится, то он, в силу своих поведенческих признаков, обусловит ожидаемый результат. Не имеет совершенно никакого значения правдивость или ложность предсказания. Все дело в убеждении человека, ожидающего этого самого события.
Примеры эффекта Розенталя
На сегодняшний день можно привести большое количество примеров данного эффекта. Со времени открытия эффект Розенталя собрал массу приверженцев. Проблема состоит в том, что он действительно работает! Например, статистика показывает, что в большей части случаев эксперименты по проверке некоторых паранормальных явлений заканчиваются с позитивным результатом для парапсихологов, а не для тех, кто пытается их опровергнуть. Существуют и другие примеры экспериментов по проверке эффекта Розенталя. Один из них является самым знаменитым.
Эксперимент Розенталя
«Дети Розенталя» – это один из экспериментов, проведенный Розенталем для подтверждения своей теории относительно эффекта Пигмалиона. Суть его состояла в следующем: Розенталь провел в одной из школ Сан-Франциско анализ умственных способностей учеников.
В ходе эксперимента были обнаружены дети, обладающие незаурядными умственными способностями. Розенталь говорил их учителям, что в будущем эти дети будут показывать чудеса интеллектуального развития, но в данный момент они еще не раскрыли себя полностью. Такое заявление было очень смелым, так как все отобранные дети совершенно не показывали никаких результатов в учебе. С точки зрения науки, они были на уровне среднестатистического учащегося, «хорошиста». Однако уже к концу года все указанные дети показали невообразимые результаты IQ.
Эксперимент не только доказал правоту Розенталя, но он также показал всем силу убеждения. Ведь мир и человек – это одно неделимое целое. Своими мыслями люди создают для себя действия, а действиями они строят весь окружающий мир. В таком случае эффект Пигмалиона – это особое соотношение мыслей и действий, при котором человек интерпретирует окружающий мир согласно заранее известному результату.
Итог
В целом, эффект Розенталя объясняет множество необъяснимых явлений. Теория достаточно серьезная и спорная, однако факт её действенности доказан многими годами практики и реальными примерами. Пока еще ни один известный опыт, целью которого было доказательство реальности эффекта, не провалился.
Эффект Пигмалиона в отношениях. Эффект Пигмалиона как метод взаимного развития в семье.
От автора: Согласно древнегреческой мифологии Пигмалион был скульптором, царем Кипра, который по преданию изваял скульптуру столь прекрасную, что сам влюбился в нее и умолил богов оживить ее. Американский психолог Розенталь (1966) назвал эффектом Пигмалиона явление, состоящее в том, что человек, твердо убежденный в верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.
В семье у партнеров всегда есть ожидания в адрес другу друга, и обоим супругам так хочется чтобы ожидания становились реальностью. Это возможно! Поможет в этом эффект Пигмалиона. Рассмотрим как эффект Пигмалиона работает со стороны жены. . Как работает сам принцип
Я специально для начала привела схему нейтральную, не указав направленность ожиданий. Потому как этот принцип работает независимо от характера ожидания. Пример .
Посмотрим иной вариант развития в этой же паре.
Вера в мужчину без тени сомнения творит чудеса, она позволяет солдату стать генералом. 5. Со временем, муж научается ценить и беречь веру в него, видя свои реальные результаты развития благодаря ей. И даже если на пути мужчины создается ситуация, провоцирующая его на измену, он сумеет остановиться, ибо ему вера в него куда значимей, нежели мимолетный адюльтер. Я привела простейшие примеры того, как работает эффект Пигмалиона в семейных отношениях. По этой схеме можно смоделировать разные ситуации развития в паре. Для мужчин: Как быстро превратить свою жену в Богиню? |
Эффект ореола (по-другому гало-эффект) — является результатом влияния общего впечатления о человеке на суждение о его каких-либо частных особенностях либо личностный характеристиках.
Впервые в истории психологии исследовал и провел эксперименты для доказательства данного феномена известный ученый Эдвард Торндайк (Edward Lee Thorndike).
Иногда этот феноменом также называют эффектом первичности или новизны.
Гало-эффект является практическим научным объяснением того, почему мы склонны выстраивать определенные стереотипы относительно окружающих нас людей и почему от этих ярлыков так трудно избавиться.
В условиях недостатка информации, когда вы знаете человека поверхностно, опираетесь на сложившуюся в обществе репутацию или знакомы только с одной стороной его личности эффект ореола может проявиться достаточно ярко и хрестоматийно.
Простейшим и классическим примером данного феномена можно назвать мнение о том, что красивые люди должны отличаться незаурядным умом и добротой (на основании внешних характеристик заключается мнение об интеллектуальных особенностях и личных качествах человека).
Гало-эффект может быть 2-х типов: Положительный или Отрицательный. Таким образом, совершенно не имеет значения ярлык какого типа мы вешаем на другого человека, первое мнение является определяющим и во многом задает тон дальнейшему субъективному восприятию личности.
Эффект ореола имеет место не только при личном взаимодействии с новым знакомым, феномен может проявляться и в отношении звезд, политических деятелей и даже касаемо торговых марок.
Например, попробовав впервые в жизни продукт от некой фирмы и положительно оценив его, вы неосознанно выдаете этой компании некий «кредит доверия».
После чего в сознании закрепляется мнение, что и другие товары этой фирмы высочайшего качества, их реклама всегда красочна и увлекательна, а логотип является верхом искусства — все эти умозаключения совершаются мимолетно и без подробного разбора ситуации, просто потому, что человеку легче следовать готовому ярлыку.
Гало-эффект часто используется различными аферистами и мошенниками, которые пытаются выдавать себя за других особ.
Например, произведя впечатление знаменитого художника, мошеннику могут быть впоследствии прощены узкие познания в искусстве или даже в собственной биографии (окружающие все равно будут видеть в нем великую личность, а все несоответствия списывать на забывчивость и творческий характер).
science.ru-land.com
что это и как его использовать
Те, кто еще помнит уроки русского языка и своды правил, могут подумать, что эффект Розенталя как-то связан с грамматикой или пунктуацией. Однако на самом деле это явление совсем не о правилах языка и названо в честь психолога Роберта Розенталя (Robert Rosenthal), проведшего эксперимент и доказавшего данный феномен. Сам же психолог называл его эффектом Пигмалиона. Разберем, что это за явление и как его использовать на практике.
Что такое эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя?
Смысл эффекта Розенталя можно выразить следующим образом: если человек верит в некое полученное им предсказание, то, не осознавая этого, начинает вести себя так, что в итоге его решения и действия приводят к осуществлению данного пророчества. Иными словами, человек сам делает все, чтобы предсказание сбылось, но не видит этого на сознательном уровне, и ему кажется, что прогноз
осуществился потому, что так сошлись звезды, сложились карты, [нужное вставить].Эффект Пигмалиона – пример самореализующегося пророчества. Такое пророчество – это изначально не соответствующая истине установка, которая из-за изменения поведения, образа мыслей и системы оценки личности, а также из-за ожиданий окружающих становится правдой. При этом, повторимся, на сознательном уровне личность может не осознавать изменений в себе, своем поведении, системе оценок, поэтому человеку кажется, что такое пророчество сбылось само по себе.
Приведем практический пример. Предположим, что гадалка сказала вам, что скоро вы встретите свою вторую половинку. В ожидании вы начинаете лучше одеваться, посещать различные мероприятия, быть милее и общительнее с представителями противоположного пока – ведь ваша судьбоносная встреча совсем рядом! Как итог, вы действительно знакомитесь с приятным человеком, и он становится вашей второй половинкой. Пророчество сбылось! Но к этому привело именно ваше поведение, которое изменилось благодаря тому, что вы поверили в предсказание.
Эффект Розенталя на практике
Эффект Пигмалиона работает далеко не только в случае с гадалками и экстрасенсами. Множество примеров можно найти и в быту. Допустим, вы хотите попросить у руководства повышения зарплаты, но в глубине души на 99,99% уверены, что этого не будет. Неделю или две вы собирались с мыслями, чтобы пойти и поговорить с начальником. И пока вы прокрастинировали, работали не слишком эффективно – ведь были уверены, что вам не повысят зарплату: это портит настроение и демотивирует. Вот, наконец вы озвучили свое желание. Но что же? Зарплату вам не повысили! Сыграл ли свою роль тот обреченный тон, которым вы произнесли просьбу, или же неэффективная работа в последнее время? Для вас это неважно, потому что вы будете думать лишь об одном: вы заранее знали, что прибавки вам не светит, и действительно не получили ее.
Аналогичные примеры можно привести во многих сферах, начиная с работы и заканчивая
личной жизнью. Здесь важно помнить о том, что эффект Пигмалиона работает как на отрицательные события, так и на положительные. В том числе на этом эффекте построено действие аффирмаций. Ваша внутренняя убежденность в том, что вы достигнете желаемого и добьетесь своей цели, определяет ваше поведение, оценку ситуации и принимаемые решения. Поэтому обратите внимание на правила составления аффирмаций – это шанс изменить жизнь в ту сторону, которую вы хотите.Также не прислушивайтесь ни к каким отрицательным предсказаниям и прогнозам – верьте только в хорошее. Это касается не только непрошенных предсказаний от уличных гадалок, но и «дружеских» советов в духе: «Не встречайся с ним/ней, люди такого знака зодиака постоянно изменяют», «Не работай в этой сфере – там все обманщики». Отличайте дельные рекомендации, основанные на знаниях и личном опыте, от подобных «пророчеств».
experimental-psychic.ru