что это такое, откуда произошло и как привить?
Не существует точного рецепта, как развить сильный характер. Но есть характеристики сильной личности: честность, порядочность, самоконтроль, уважение к окружающим. Все эти качества можно развивать, но без крепкой нравственной основы добиться внешнего успеха невозможно. Зачем обществу и личности нужна нравственность? Как вырастить в себе нравственное чувство и привить его ребенку? Как отличить нравственность от морали? Ответы – в статье.
Что такое нравственность?
Нравственность — это система внутренних правил, которые определяют способность думать, чувствовать, действовать в соответствии с моральными нормами и оценивать свои поступки с точки зрения добра и зла. Нравственные правила разных людей и разных сообществ сильно различаются, а иногда противоречат друг другу. Но сама по себе нравственность существовала до науки о ней, до этики, до юриспруденции. Нравственность абсолютна, она определяет внутренние духовные качества и не может меняться в зависимости от ситуации или человеческого сознания.
Понятие нравственность получило свое наименование от самобытного русского слова «нрав» – «характер», «страсть». В обиходе, литературном языке понятия нравственности и морали смешиваются или употребляются как синонимы. Что неудивительно, ведь этимологически данные категории означают одно и то же. Многие европейские языки обходятся только словами мораль или этика. Только в немецком языке есть существительное
Но многие авторы научных работ все же разделяют понятия.
Нравственность | Мораль |
---|---|
Категория, которая относится к состоянию души. | Относится к категории поступков, взаимодействия с окружающими. |
Ближе психологическому понятию «эмпатии», религиозному всепрощению, духовности. | Приближено к понятию «приличия», |
Идеальный внутренний эталон | Относится к той части нравственных законов, которые принимаются обществом на каждом этапе развития. |
Больше регулируется самоконтролем и внутренними запретами. | Предполагает внешний оценивающий элемент – сообщество, государство (суды, милиция), пресса |
Нравственность выше морали, а нравственный человек более глубок, сложен, чем моральный. |
Нравственность – общечеловеческое понятие, а само слово относится к числу расхожих и часто употребляемых. Но каждый трактует его по-своему. Возможно, дополнительную ясность придадут определения не только самой нравственности, но ее составляющих:
- Добронравие – скромное поведение, мягкость характера.
- Злонравие – озлобленность, признак скверного характера.
- Безнравственность – греховность и порок, отсутствие нравственных принципов.
- Нравственный выбор – выбор, совершенный человеком на основе совести и морально-этических норм.
- Нравственная культура личности – умение контролировать себя, поведение и эмоции в любых ситуациях, не нарушая права других людей.
- Нравственные отношения – отношения, построенные на любви, взаимном уважении, доверии, помощи, солидарности.
Пройти тест на тип личности
Тема нравственности одна из наиболее известных в религиозной и педагогической литературе, художественных произведениях, исторических и философских трактатах.
Истоки религиозно-нравственных норм.
Нравственные законы начали формироваться еще в первобытном обществе для того, чтобы противостоять животным инстинктам. Именно они отличали и отличают человека от остальных живых существ. Но биологические инстинкты оттачивались на генном уровне миллиарды лет. Нравственные нормы социального мира формируются на протяжении меньшего временного периода, так что между этими законами явное неравновесие.
В отличие от правовых норм нравственные нормы не защищаются на государственном уровне. Считается, что общество реагирует на отступление от нравственных норм устным или письменным неодобрением, осуждением, порицанием. Но общество точно так же может рекламировать отступление от моральных устоев. Поэтому единственным всемогущим и контролирующим институтом, который следит за соблюдением норм нравственности остается церковь.
В христианстве есть десять главных заповедей: не убий, не укради… Но в основе всех этих норм лежит «золотое правило нравственности»: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». По сути это универсальная формулировка отношения личности к себе через взаимоотношения с другими. Это морально-нравственное требование упоминалось еще в «Одиссее» Гомера, трудах Аристотеля. Правило упоминалось в энциклопедиях и философских трудах под различными названиями: суждение, высказывание, заповедь, мудрость. Золотой статус закрепился за ним в конце XVIII века.
Сегодня много говорят о неразрывной связи нравственности и жизнеспособности общества, а христианская религия на протяжении всей истории дает советы людям, как в этом обществе жить. Но 2 000 лет христианской практики доказали, что выполнять нравственные нормы и жить в социуме не удается никому.
Как привить нравственные ценности ребенку?
Каждый родитель стремится воспитать детей хорошими людьми, развить в них лучшие черты: доброту, искренность, порядочность, альтруизм. Список качеств можно продолжать долго, но все они закладываются в результате воспитания. Привить детям ценности бывает очень сложно. Большинство нравственных тем относятся к сложным и неоднозначным, поэтому говорить об этом нужно постоянно.
Спектр моральных проблем широк: от проблем с друзьями или учителями до поведения в соцсетях. Можно использовать разные виды деятельности, которые помогут привить ребенку правильные ценности:
1. Личный пример.
Психологи говорят, что дети не слышат, но видят и копируют. Поэтому привить ребенку что-то насильно или одними убеждениями невозможно. Если ребенок попадает в сложную ситуацию, он поступает точно так же, как поступает родитель. Поэтому самым действенный педагогический прием – личный пример родителей. Это то, чему можно научить детей без лишних разговоров.
2. Беседы вместо проповедей.
В школах планируют ввести уроки морального воспитания. Но педагоги считают, что беседу любящих и грамотных родителей не заменит ни одно государственное учреждение. Дети более восприимчивы к информации, полученной через обсуждение, а не через приказы или наставления. Поэтому в беседе нужно одновременно выступать авторитетом и другом, но нельзя допускать покровительственного тона.
3. Дискуссии вместо лекций.
Ребенок постоянно учится, воспринимает огромные объемы информации. Поэтому лучше всего запоминается то, что вызывает яркие эмоции. Умение начать и поддержать дискуссию на нужную тему, сделать обсуждение ярким, захватывающим – ценное умение родителя. Но не стоит говорить слишком много. Лучше подогревать интерес к теме короткими наводящими вопросами «Зачем» и «Почему?».
4. Совместные игры.
Обычная детская игра может стать не просто веселой забавой, но серьезной школой морали. В коллективной игре ребенку приходится общаться, сотрудничать, спорить, договариваться с другими игроками и тем самым учиться преодолевать свой эгоцентризм. Так постепенно в детях зарождается представление о справедливости, создаются моральные принципы, которые потом перерастают в нравственные ценности.
5. Чтение.
Книги учат и одновременно отвлекают от гаджетов. Для начала можно читать книги вслух, объяснять или обсуждать интересные места. Главное, выбрать истории по возрасту: сказки станут прекрасным примером в раннем возрасте, ведь там четко разделены границы добра и зла. В подростковом возрасте можно читать книги, где обсуждаются серые стороны морали. Но независимо от возраста нужно знать, что читает ребенок.
Педагоги и психологи рекомендуют разбирать этические вопросы на семейном совете и при этом наделять детей правом голоса. Каждый раз, когда дети рассуждают о несправедливости или нечестности, поддерживать эту тему.
Жизнь – нравственный процесс. Привитые с детства ценности помогают решать вопросы нравственного выбора: между великодушием или скупостью, смелостью или трусостью, сочувствием или злонравием. А еще – строить нравственные отношения: правильно расставлять приоритеты, вкладываться в отношения, принимать свои темные стороны, получать искреннюю заботу и понимание.
Выводы:
- Нравственные нормы – группа моральных норм, которые не защищаются силой государства.
- Какой у человека нрав, такая нравственность.
- Все уроки христианской истории являются уроками нравственности.
- Все религии провозглашают нравственные законы, но ни одна религия не приводит людей к их полному выполнению.
- Не имея прочной нравственной основы, невозможно добиться успеха.
Пройти тест на характер человека
5.1. Целостное представление о человеке и духовно-нравственные ценности общества . Социальная работа
Формирующаяся теория социальной работы проблему целостного постижения человека как объекта познания традиционно выносит за скобки теоретического построения, акцентируя внимание на особенностях различных технологий по социальной поддержке людей, нуждающихся в социальной защите.
В то же время используемый в социальной работе гуманистический подход требует рассматривать человека с точки зрения целостного представления.
Повышенное внимание к миру человеческого существования, в котором соединены опыт и наука, рациональное и эмоциональное, психологическое и биологическое, социальное и духовно-культурное и т. д., а также к миру явлений и фактов, составляет существенный аспект феноменологического видения бытия человека. Это позволяет открыть для него его собственный во многом уникальный опыт, сохранять преемственность и традиции, противостоять нежизненным формам социальной работы[6].
Возрождение духовно-нравственного потенциала личности в современных условиях является важнейшей предпосылкой социального развития общества. В связи с этим исключительно актуальным остается научное осмысление истоков и путей возрождения традиций духовности общества, способствующих консолидации социальных групп и слоев.
Нравственность является элементом общественной жизни в силу того, что нормы и принципы морали, воплощаясь в практических действиях людей, определяют их ценностные ориентации в поведении и поступках.
Нравственный прогресс выражается прежде всего в гуманизации реально бытующих общественных нравов, обогащении содержания нравственных идеалов, с позиций которых оценивается жизнедеятельность индивида и общественная жизнь в целом.
Именно нравы обусловливают связи морали со всеми другими сторонами жизни социума, общества.
Духовно-нравственное самосохранение общества достигается посредством двух взаимных процессов:
1) постоянной заботы о сохранении и рационализации использования духовного наследия;
2) неустанного поиска возможностей обновления, творческого осмысления более эффективных форм культуры[7].
Социальная культура – это исторический опыт, память социальных общностей и их поколений в сфере социальных отношений, воспроизводства и развития социальных субъектов, норм, правил их поведения, взаимодействия и общения в тех или иных исторических условиях.
Социальная культура – составной элемент общей культуры, всей духовной жизни общества, социального знания каждого субъекта; она воплощает в себе социальную память и мудрость предшествующих поколений, является мощной защитной силой всего социума.Это особая социальная система, в рамках которой осуществляется деятельность индивидов и групп, реализующих свои потребности с учетом социокультурных норм и технологий. Содержательную характеристику объема понятия составляет широкая совокупность моральных идеалов и образцов, нравственных нормативов и ценностей в области поведения субъектов, а также нравственно-правовых, социально-психологических (традиции, обычаи, мода и др.) механизмов регулирующего воздействия на социальные отношения. В этом смысле можно говорить о духовно-нравственном факторе как реально функционирующем в обществе социальном механизме.
К сожалению, духовность теряет традиционную важную роль в мотивации и регуляции деятельности, поведения. Очевидно тяготение к утилитарно-прагматическим ориентирам, безыдейности поступков.
С особой тревогой общество воспринимает разгул насилия и преступности. Этот показатель при массовых опросах по рейтингу опережает даже показатель тревоги, вызываемой кризисом экономики. Люди устали от насилия и произвола, мечтают о справедливости, верят, что добро восторжествует, а зло исчезнет. Но в то же время не существует такого общественного идеала, к которому люди стремились бы, во имя и ради достижения которого мотивировали свои поступки.
Нарастает тенденция к дегуманизации общественных отношений. Ее интенсивность, “технологизация” и “функционализация” не компенсируются и не корректируются соответствующими темпами гуманизации.
Наиболее ярко дегуманизация переживаемого нами периода проявляется в упадке нравов, нравственности. Разгул вседозволенности, преобладание узкоутилитарной мотивации в поведении людей, скептическое отношение к моральному идеалу, обесчеловечение взаимоотношений людей – это только некоторые из агрессивных тенденций. Многим явно не достает моральной цельности и стойкости. Глубок разрыв между требованиями общественной морали и индивидуальной нравственностью.
Нравственное возрождение общества требует прежде всего улучшения условий и образа жизни людей, формирования нравственной экономики и политики, обеспечения необходимых прав и свобод для личности. Назрела потребность ввести экспертизу государственных и общественных проектов и решений с точки зрения морали, обосновать нравственно-гуманистические критерии оценки социальных действий, восстановить личность в полноценной роли субъекта моральных требований, обеспечить соответствующие условия и стимулы для нравственно-психологической состязательности.
В современных условиях возрастает значение таких общечеловеческих ценностей, как право на жизнь, гуманизм, свобода, совесть, справедливость, достоинство, долг, солидарность, нормы нравственности и др.
Ценности составляют ядро духовного мира человека, объединяют его чувства, мысли, волю в устойчивое целое и играют решающую роль в формировании личности, проявлении его социальной активности, формировании социальных отношений в обществе.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
BBC — Этика — Введение в этику: Этика: общее введение
Какая польза от этики?
Этика должна давать ответы. Фото: Джеффри Холман ©
Если этические теории хотят быть полезными на практике, они должны влиять на поведение людей.
Некоторые философы считают, что этим занимается этика. Они утверждают, что если человек осознает, что было бы морально хорошо что-то сделать, то для него было бы иррационально не делать этого.
Но люди часто ведут себя иррационально — они следуют своему «чутью», даже когда голова подсказывает другой план действий.
Тем не менее, этика предоставляет хорошие инструменты для размышлений о моральных проблемах.
Этика может дать моральную карту
Большинство моральных вопросов нас очень беспокоит — подумайте об аборте и эвтаназии для начала. Поскольку это такие эмоциональные проблемы, мы часто позволяем нашему сердцу спорить, в то время как наш мозг просто плывет по течению.
Но есть и другой способ решения этих проблем, и здесь на помощь могут прийти философы — они предлагают нам этические правила и принципы, которые позволяют нам более хладнокровно относиться к моральным проблемам.
Итак, этика дает нам моральную карту, основу, которую мы можем использовать, чтобы найти выход из сложных ситуаций.
Этика может указать на разногласие
Используя рамки этики, два человека, которые спорят о моральном вопросе, часто могут обнаружить, что то, в чем они не согласны, является лишь одной конкретной частью вопроса, и что они в целом согласны во всем остальном.
Это может сильно разрядить спор, а иногда даже намекнуть на способ решения проблемы.
Но иногда этика не дает людям той помощи, которую они действительно хотят.
Этика не дает правильных ответов
Этика не всегда дает правильный ответ на моральные проблемы.
Действительно, все больше и больше людей думают, что для многих этических вопросов не существует единого правильного ответа — есть лишь набор принципов, которые можно применить к конкретным случаям, чтобы дать тем, кто в них вовлечен, четкий выбор.
Некоторые философы идут дальше и говорят, что все, что может сделать этика, это устранить путаницу и прояснить вопросы. После этого выводы каждый делает сам.
Этика может дать несколько ответов
Многие люди хотят, чтобы на этические вопросы был один правильный ответ. Им трудно жить с моральной двусмысленностью, потому что они искренне хотят поступать «правильно», и даже если они не могут понять, что это за правильное, им нравится идея, что «где-то» есть один правильный ответ.
Но часто нет одного правильного ответа — может быть несколько правильных ответов или только несколько наименее худших ответов — и человек должен выбирать между ними.
Для других моральная двусмысленность трудна, потому что заставляет их брать на себя ответственность за свой выбор и действия, а не прибегать к удобным правилам и обычаям.
Верх
Этика и люди
Этика о «другом»
Этика касается других людей ©
В основе этики лежит забота о чем-то или о ком-то, кроме нас самих, наших собственных желаний и личных интересов.
Этика занимается интересами других людей, интересами общества, интересами Бога, «высшими благами» и так далее.
Итак, когда человек «думает этично», он хоть немного думает о чем-то помимо себя.
Этика как источник силы группы
Одна проблема с этикой заключается в том, что ее часто используют в качестве оружия.
Если группа считает, что какое-либо действие является «неправильным», она может использовать мораль как оправдание для нападок на тех, кто практикует это действие.
Когда люди делают это, они часто видят тех, кого они считают аморальными, в некотором роде менее человечными или заслуживающими уважения, чем они сами; иногда с трагическими последствиями.
Хорошие люди и хорошие поступки
Этика касается не только этики конкретных действий, но также и добродетели людей и того, что значит жить хорошей жизнью.
Добродетель Этика особенно касается моральных качеств людей.
Поиски источника правильного и неправильного
Иногда в прошлом некоторые люди думали, что этические проблемы могут быть решены одним из двух способов:
- открытием того, что Бог хочет, чтобы люди делали
- тщательно размышляя о моральных принципах и проблемах
Если бы человек сделал это правильно, он бы пришел к правильному выводу.
Но теперь даже философы менее уверены, что можно разработать удовлетворительную и полную теорию этики — по крайней мере, такую, которая ведет к выводам.
Современные мыслители часто учат, что этика ведет людей не к выводам, а к «решениям».
С этой точки зрения роль этики ограничивается прояснением того, «что поставлено на карту» в конкретных этических проблемах.
Философия может помочь определить ряд этических методов, диалогов и систем ценностей, которые можно применить к конкретной проблеме. Но после того, как эти вещи прояснены, каждый человек должен принять собственное индивидуальное решение относительно того, что делать, а затем соответствующим образом отреагировать на последствия.
Верх
Четыре этических «изма»
Когда человек говорит, что «убийство — это плохо», что он делает?
Такой вопрос мог бы задать только философ, но на самом деле это очень полезный способ получить ясное представление о том, что происходит, когда люди говорят о моральных проблемах.
Различные «измы» рассматривают человека, произносящего утверждение, как делающего разные вещи.
Мы можем показать, что я могу делать, когда говорю «убийство — это плохо», переписав это утверждение, чтобы показать, что я на самом деле имею в виду:
- Возможно, я делаю заявление об этическом факте
- «Убивать нельзя»
- Это моральный реализм
- Возможно, я делаю заявление о своих чувствах
- «Я не одобряю убийство»
- Это субъективизм
- Возможно, я выражаю свои чувства
- «Долой убийство»
- Это эмотивизм
- Я мог бы дать указание или запрет
- «Не убивайте людей»
- Это прескриптивизм
Моральный реализм
Моральный реализм основан на идее, что во вселенной существуют реальные объективные моральные факты или истины. Моральные утверждения предоставляют фактическую информацию об этих истинах.
Субъективизм
Субъективизм учит, что моральные суждения — это не что иное, как заявления о чувствах или отношениях человека, и что этические утверждения не содержат фактических истин о добре или зле.
Более подробно: субъективисты говорят, что моральные утверждения — это утверждения о чувствах, отношениях и эмоциях , которые данный конкретный человек или группа имеют по конкретному вопросу.
Если человек говорит что-то хорошее или плохое, он говорит нам о положительных или отрицательных чувствах, которые он испытывает по этому поводу.
Итак, если кто-то говорит, что «убийство — это плохо», он говорит нам, что не одобряет убийство.
Эти утверждения верны, если человек придерживается соответствующего отношения или испытывает соответствующие чувства. Они ложны, если человек этого не делает.
Эмотивизм
Эмотивизм — это точка зрения, согласно которой моральные требования являются не более чем выражением одобрения или неодобрения.
Это звучит как субъективизм, но в эмотивизме моральное утверждение не предоставляет информацию о чувствах говорящего к теме, а выражает эти чувства .
Когда эмотивист говорит, что «убийство — это неправильно», это все равно, что сказать «долой убийство» или «убийство, йеч!» или просто сказать «убийство», скривившись в ужасе, или показать большой палец вниз, говоря «убийство — это неправильно».
Итак, когда кто-то выносит моральное суждение, он показывает свои чувства по поводу чего-либо. Некоторые теоретики также предполагают, что, выражая чувство, человек дает инструкции другим о том, как действовать по отношению к предмету.
Прескриптивизм
Прескриптивисты считают, что этические утверждения являются инструкциями или рекомендациями.
Итак, если я говорю что-то хорошее, я рекомендую вам это сделать, а если я говорю что-то плохое, я говорю вам не делать этого.
В любом реальном этическом заявлении почти всегда есть предписывающий элемент: любое этическое заявление можно переработать (с небольшим усилием) в утверждение со словом «должен». Например: «лгать нехорошо» можно переписать как «люди не должны лгать».
Верх
Откуда взялась этика?
У философов есть несколько ответов на этот вопрос:
- Бог и религия
- Человеческая совесть и интуиция
- рациональный моральный анализ затрат и результатов действий и их последствий
- пример хороших людей
- стремление к лучшему для людей в каждой уникальной ситуации
- политическая власть
Этика, основанная на Боге — сверхъестественное
Сверхъестественное делает этику неотделимой от религии. Он учит, что единственным источником моральных правил является Бог.
Итак, что-то хорошо, потому что так говорит Бог, и чтобы вести хорошую жизнь, нужно делать то, что хочет Бог.
Интуитивизм
Интуитивисты считают, что хорошее и плохое — это реальные объективные свойства, которые нельзя разложить на составные части. Что-то хорошо, потому что это хорошо; его доброта не нуждается в оправдании или доказательстве.
Интуитивисты считают, что взрослые могут определить, что хорошо, а что плохо. Они говорят, что люди обладают интуитивным моральным чутьем, которое позволяет им обнаруживать настоящие моральные истины.
Они думают, что основные моральные истины о том, что такое хорошо и что такое плохо, самоочевидны для человека, который направляет свой ум на моральные вопросы.
Такими хорошими вещами являются вещи, которые разумный человек осознает как хорошие, если потратит некоторое время на обдумывание предмета.
Не запутайтесь. Для интуитивиста:
- моральные истины не открываются с помощью рациональных аргументов
- моральных истин не обнаруживаются с помощью предчувствия
- моральных истин не открываются через чувство
Это скорее своего рода моральный «ага» момент — осознание истины.
Консеквенциализм
Это этическая теория, которую, по мнению большинства нерелигиозных людей, они используют каждый день. Он основывает мораль на последствиях человеческих действий, а не на самих действиях.
Консеквенциализм учит, что люди должны делать то, что приносит наибольшее количество хороших последствий.
Один из известных способов выразить это так: «величайшее благо для наибольшего числа людей».
Наиболее распространенными формами консеквенциализма являются различные версии утилитаризма, отдающие предпочтение действиям, приносящим наибольшее количество счастья.
Несмотря на очевидную привлекательность здравого смысла, консеквенциализм оказывается сложной теорией и не дает полного решения всех этических проблем.
Две проблемы с консеквенциализмом:
- это может привести к выводу, что некоторые довольно ужасные поступки хороши
- прогнозировать и оценивать последствия действий часто бывает очень сложно
Нонконсеквенциализм или деонтологическая этика
Нонконсеквенциализм связан с самими действиями, а не с последствиями. Это теория, которую люди используют, когда говорят о «принципе вещей».
Он учит, что некоторые действия сами по себе являются правильными или неправильными, какими бы ни были последствия, и люди должны действовать соответственно.
Этика добродетели
Этика добродетели рассматривает добродетель или моральный характер, а не этические обязанности и правила или последствия действий — действительно, некоторые философы этой школы отрицают, что могут существовать такие вещи, как универсальные этические правила.
Этика добродетели особенно связана с тем, как люди живут своей жизнью, и меньше связана с оценкой конкретных действий.
Он развивает представление о хороших поступках, наблюдая за тем, как добродетельные люди выражают свою внутреннюю доброту в том, что они делают.
Проще говоря, этика добродетели учит, что действие является правильным тогда и только тогда, когда это действие, которое добродетельный человек совершил бы в тех же обстоятельствах, и что добродетельный человек — это тот, у кого особенно хороший характер.
Этика ситуации
Этика ситуации отвергает предписывающие правила и утверждает, что индивидуальные этические решения должны приниматься в соответствии с уникальной ситуацией.
Вместо того, чтобы следовать правилам, лицо, принимающее решения, должно руководствоваться желанием добиваться наилучшего для вовлеченных людей. Нет никаких моральных правил или прав — каждый случай уникален и заслуживает уникального решения.
Этика и идеология
Некоторые философы учат, что этика является кодификацией политической идеологии и что функция этики состоит в утверждении, обеспечении соблюдения и сохранении определенных политических убеждений.
Далее обычно говорят, что этика используется доминирующей политической элитой как инструмент контроля над всеми остальными.
Более циничные писатели предполагают, что правящая элита навязывает этический кодекс другим людям, который помогает им контролировать этих людей, но не применяет этот кодекс к своему собственному поведению.
Верх
НАТО — Домашняя страница
- Безопасность знаний 30 сентября 2022 г. Безопасность знаний предполагает снижение рисков шпионажа, нежелательной передачи знаний, кражи интеллектуальной собственности, утечки данных и неправомерного использования технологий двойного назначения (технологий, которые в первую очередь «ориентированы на коммерческие рынки, но могут также иметь приложения для защиты и безопасности»).
- Безопасность знаний: идеи для НАТО 30 сентября 2022 г. Безопасность знаний предполагает снижение рисков шпионажа, нежелательной передачи знаний, кражи интеллектуальной собственности, утечки данных и неправомерного использования технологий двойного назначения (технологий, которые в первую очередь «ориентированы на коммерческие рынки, но могут также иметь приложения для защиты и безопасности»). В контексте исследований и разработки передовых технологий безопасность знаний имеет жизненно важное значение для способности НАТО сдерживать противников и защищаться от них, а также обеспечивать процветание своих членов.
- Роль НАТО в меняющемся мире 16 сентября 2022 г. Эта статья была написана 19 апреля.90 сэра Майкла Александра, который занимал пост постоянного представителя Соединенного Королевства при НАТО. Он отражает исторические месяцы, последовавшие за реформами Михаила Горбачева в Советском Союзе и последующим падением Берлинской стены — так называемый «конец истории», согласно Фрэнсису Фукуяме.
- Связь климата и космоса: новые подходы к укреплению устойчивости НАТО 18 августа 2022 г. Изменение климата представляет собой серьезные проблемы, с которыми НАТО сталкивается сегодня и которым придется столкнуться завтра. Космические технологии играют все более важную роль в отслеживании быстрых изменений окружающей среды и выявлении связанных с ними опасностей.
- Саммит 1982 года и после него: личный взгляд 14 июля 2022 г. Эта статья была написана в 1982 сэра Клайва Роуза, бывшего постоянного представителя Соединенного Королевства при Североатлантическом совете. В нем сэр Клайв излагает личный взгляд на саммит НАТО 1982 года в Бонне, Германия, на котором лидеры стран НАТО согласились пригласить Испанию вступить в НАТО. Сорок лет спустя, только что завершивший саммит НАТО 2022 года в Мадриде, мы можем оглянуться назад и увидеть много знакомых тем в словах сэра Клайва, но также заметить некоторые ключевые различия между тем, что было тогда и сейчас.
- Последствия вторжения России в Украину для международной безопасности 07 июля 2022 г. 24 февраля 2022 года, вероятно, войдет в историю современного мира. Неспровоцированное, неоправданное и варварское вторжение России в Украину — это не только проявление огромной угрозы безопасности, нарушившей мир в Европе. В более структурном плане он разрушил всю архитектуру безопасности, терпеливо выстраиваемую на континенте в течение многих десятилетий, включая международные обязательства, принятые за последние 30 лет. Вкратце: почти каждое соглашение и принцип международного права стали жертвами агрессии по приказу Путина.
- Защита гражданских лиц: константа в изменяющихся условиях безопасности 17 июня 2022 г. Защита гражданских лиц является этическим и стратегическим императивом и решающим фактором при планировании, проведении и оценке военных операций. Стратегия и планы НАТО на будущее должны отражать эту реальность.
- Мадридская стратегическая концепция и будущее НАТО 02 июня 2022 г. На саммите в Брюсселе в июне 2021 года лидеры стран НАТО договорились начать работу над новой Стратегической концепцией, которая будет принята на предстоящем саммите в Мадриде в июне 2022 года. Последняя такая Концепция была согласована еще в 2010 году, когда мир был другим. .
- На пути к безопасности: подготовка НАТО к миграции, связанной с климатом 19Май. 2022 В глобальном масштабе большинство государств и международных организаций не готовы к грядущим масштабам связанной с климатом миграции. Страны-члены НАТО, которые уже находятся в авангарде миграции, связанной с конфликтами, станут местом назначения для мигрантов, покидающих районы, которые становятся непригодными для жизни в условиях изменяющегося климата.
- Нынешнее состояние отношений Восток-Запад 09 мая. 2022 Эта статья, написанная в 1976 тогдашнего генерального секретаря Джозефа Лунса, может напомнить старую поговорку о том, что чем больше все меняется, тем больше оно остается прежним. 1970-е годы стали периодом разрядки, или ослабления напряженности, между «Западом» (НАТО) и «Востоком» (Варшавский договор во главе с Советским Союзом). Несмотря на потепление отношений и большое количество добросовестной дипломатии, все еще существовали опасения, что Советский Союз продолжит свои попытки расширить сферу своего влияния посредством непредсказуемых действий, идеологических конфликтов и даже открытой враждебности.
- Риск, неопределенность и инновации 14 апр. 2022 г. Североатлантический союз сталкивается с серьезными проблемами, связанными с прорывными технологиями и инновациями как в обычных, так и в гибридных методах ведения войны. Различие между неопределенностью и риском может помочь лучше подготовиться к возникающим угрозам и направить инновационные инициативы на противодействие им.
- Расширение НАТО: пенсионный план не требуется 04 апр. 2022 Взлеты и падения в судьбе НАТО не новы, а предсказания о крахе НАТО так же стары, как и сам Североатлантический союз. Примечателен не упадок Альянса, а его долговечность.
- Этот ваш совет 07 марта 2022 г. Следующая статья была написана Андре де Старке, бывшим бельгийским политиком и постоянным представителем при НАТО, к 20-летию Североатлантического союза 19 апреля.69. В нем отражены первые годы существования НАТО и назначения ее первых генеральных секретарей, каждый из которых привнес в Североатлантический союз что-то уникальное.
- НАТО: неожиданная движущая сила действий по борьбе с изменением климата? 01 фев. 2022 Недавняя Конференция ООН по изменению климата (COP26) подняла ставки для глобальных действий по борьбе с изменением климата, признав безотлагательность действий сегодня по обезуглероживанию глобальных энергетических систем. Тем не менее, были конкурирующие заявления о его успехе, и тысячи молодежных активистов, собравшихся на улицах Глазго, критиковали мировых лидеров и бизнес за то, что они до сих пор не осознают безотлагательность климатического кризиса — самой важной проблемы нашего времени. . В борьбе с изменением климата каждый должен сыграть свою роль. Какой вклад вносит НАТО как организация по безопасности в международные усилия по борьбе с изменением климата и что еще может сделать Североатлантический союз?
- Обзор Стэнли Р. Слоана, «Защита Запада» (2-е издание, Manchester University Press, 2020 г.) 13 января 2022 г. На протяжении десятилетий Стэнли Р. Слоун принадлежал к небольшой группе наблюдателей за НАТО, которые предлагают в высшей степени читабельные отчеты о том, откуда появился Североатлантический союз и куда он движется. Американский историк Лоуренс Каплан называет Слоана «самым важным американским авторитетом в области историографии НАТО».
- Почему наши ценности должны определять наш выбор технологий 16 декабря 2021 г. Справедливо сказать, что наши отношения с технологиями сложны. Просто взгляните на такие заголовки, как возобновляемые источники энергии или искусственный интеллект (ИИ), или рассмотрите фармацевтику, автомобили, бытовую электронику, социальные сети и биотехнологии. На тему любой из этих технологий вы почти наверняка услышите какофонию голосов, которые варьируются от обещаний новой эры счастья до предсказаний гибели человечества. Как мы можем разобраться в этих запутанных перспективах и как мы можем максимизировать преимущества новых и потенциально прорывных технологий, эффективно минимизируя связанные с ними риски?
- Гибридная война – новые угрозы, сложность и «доверие» как противоядие 30 ноября 2021 г. Можно утверждать, что природа международной безопасности и конфликтов остается прежней. Государства, как всегда, вовлечены в военное и экономическое соревнование с нулевой суммой, вооруженные конфликты по-прежнему кажутся неизбежными, дилеммы безопасности и балансирования имеют место постоянно и так далее и тому подобное. Однако модус операнди уже не тот. Конфликты ведутся новыми, инновационными и радикально отличающимися способами. С появлением современной гибридной войны они все меньше и меньше касаются смертоносной или кинетической силы.
- Наизнанку: что изменение внутренней политики России означает для НАТО 12 ноября 2021 г. Решение России приостановить деятельность своей делегации в НАТО и закрыть офисы Североатлантического союза в Москве, похоже, свидетельствует о резком ухудшении отношений с Западом. Однако, копая глубже, такие шаги часто имеют отношение не столько к мировой, сколько к внутренней политике, или, по крайней мере, являются отражением ряда процессов, происходящих внутри России, и забот стареющего руководства, приоритетом которого является сохранение власти на дом.
- Стратегия искусственного интеллекта для НАТО 25 октября 2021 г. На совещании в октябре 2021 года министры обороны стран НАТО официально приняли Стратегию искусственного интеллекта для НАТО. Нынешние и бывшие сотрудники НАТО, непосредственно участвующие в разработке и реализации Стратегии, обрисовывают ее основные черты и цели.
- Противодействие дезинформации: повышение цифровой устойчивости Североатлантического союза 12 августа 2021 г.