Википедия список когнитивных искажений: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Содержание

Памятка по когнитивным искажениям | by Alexey Ezhikov

Потому что думать — трудно

http://chainsawsuit.com/comic/2014/09/16/on-research/

Это перевод замечательной статьи «Cogntive bias cheet sheet», автор — Бастер Бенсон (Buster Benson). Все респекты и лайки — ему.

Статья была ранее подстрочно переведена на ресурсе Spark с некоторой потерей читабельности.

На разных сайтах встречается частичный перевод статьи Бенсона с дополнениями Анатолия Ализара: «Иллюзии мозга. Когнитивные искажения из-за переизбытка информации».

Я решил, что прямой перевод первоисточника на русский язык тоже пригодится в ноосфере. Также в конце я привожу ссылку большой на JSON-файл с данными на русском языке. Обязательно долистай до туда!

Cognitive bias cheat sheet

Because thinking is hard.

betterhumans.coach.me

Многие годы я обращался к списку когнитивных искажений в Википедии — каждый раз, когда какой-то тип мышления казался мне официально зафиксированным искажением, но я не мог вспомнить его название или подробности. Список служил бесценным инструментом для распознавания скрытых изъянов в моём собственном мышлении. Мне не удавалось найти другой источник, одновременно настолько же всеохватывающий и лаконичный.

Однако, честно говоря, страничка в Википедии это мешанина. Несмотря на то, что год за годом я старался впитать информацию оттуда, в итоге мало что оставалось в памяти. Часто я просматривал список и понимал, что не могу найти нужное искажение, а потом очень быстро забывал прочитанное. Думаю, что причина этому — многолетнее органическое разрастание списка. Сегодня он объединяет 175 искажений в туманные категории (поведение и принятие решений, вероятности и стереотипы, социально обусловленные, и так далее). Сами категории выглядят пересекающимися, а сортировка внутри них сделана в алфавитном порядке. Поэтому вдоволь хватает дубликатов, а похожие искажения под разными названиями волей-неволей оказываются разбросаны по списку.

В прошедшие четыре недели, будучи в отпуске по уходу за ребёнком, я попытался получше разобраться в списке и придумать более понятную структуру его организации. Описания разных когнитивных искажений давали мне пищу для ума, пока я укачивал маленького Луи.

Я начал с сырого списка из 175 искажений, вычистил дубликаты и объединил похожие искажения (например, эффект запоминания странного и эффект запоминания смешного) и дополняющие искажения (например, отклонения, связанные с оптимизмом и пессимизмом). Список уменьшился примерно до 20 уникальных мыслительных стратегий, которые мы используем по очень конкретным причинам.

Несколько раз я попытался объединить эту двадцатку на более высоком уровне, пока не пришёл к группировке по главным когнитивным проблемам, с которыми мы сталкиваемся. У каждого когнитивного искажения есть причина и объяснение. Обычно это экономия времени или энергии мозга. Если рассматривать искажения с точки зрения тех проблем, которым они пытаются противостоять, то становится гораздо понятнее, почему они существуют, полезны, и к каким последствиям приводят (в виде итоговых ошибок).

Переизбыток информации, сложность понимания, необходимость быстрой реакции, выбор того, что потом нужно будет вспомнить

Проблема 1: Переизбыток информации

В окружающем мире слишком много информации. У нас есть единственный выбор — отсекать в восприятии почти всё. Наш мозг использует несколько простых приёмов, чтобы выбрать только ту информацию, которая с большей вероятностью как-то нам пригодится.

  • Мы охотнее замечаем то, что ранее запоминали либо часто встречали. Очень простое правило, согласно которому мозг скорее обращает внимание на нечто, похожее на то, что мы уже запоминали.
    Примеры: Эвристика доступности (en), Систематическая ошибка внимания, Эффект иллюзии правды, Каскад доступной информации (en), Эффект знакомства с объектом (en), Эффект контекста, Забывание без подсказок, (en), Отклонение в сторону соответствия эмоциям (en), Иллюзия частотности, Феномен Баадера — Майнхоф [на русском также известна как «закон парных случаев»] (en), Разрыв эмпатии между горячим и холодным состоянием (en), Недооценка бездействия, Ошибка базового процента
  • Странные / смешные / внешне привлекательные / антропоморфные вещи привлекают внимание больше, чем привычные / несмешные. Мозг завышает оценку важности непривычных вещей, с которыми мы незнакомы. Аналогично, мы стараемся пропускать информацию, которая кажется нам рядовой и ожидаемой.
    Примеры: Эффект причудливости, Эффект юмора (en), Эффект Ресторфф, Эффект превосходства картинки (en), Эффект самореференции (en), Феномен негативного восприятия (en), Гипотеза Поллианны (en), Сдвиг к позитивной оценке (en)
  • Мы замечаем, когда что-то меняется. И обычно мы воспринимаем ценность нового именно в сравнении со старым (её возрастание или убывание, позитивное или негативное изменение), а не переоцениваем новое заново, само по себе. То же происходит, когда мы сравниваем похожие вещи.
    Примеры: Эффект привязки, Эффект контраста, Эффект фокусировки (en), Денежная иллюзия, Эффект фрейминга (en), Закон Вебера — Фехнера, Консерватизм в переоценке убеждений (en), Систематическая ошибка различения (en)
  • Нас привлекают частности, подтверждающие наши существующие убеждения. Это очень важная вещь. И следствие: мы опускаем те детали, которые противоречат нашим убеждениям.
    Примеры: Склонность к подтверждению своей точки зрения, Систематическая ошибка согласованности, Рационализация после покупки, Искажение в восприятии сделанного выбора, Селективное восприятие, Эффект ожидания наблюдателя (en), Эффект страуса (en), Субъективное придание значимости (en), Эффект продолжающегося влияния (en), Рефлекс Земмельвайса (en)
  • Мы гораздо легче замечаем изъяны в других, чем в себе. Да, перед тем, как изучать список когнитивных искажений других людей, имеет смысл осознать, что все они относятся и к тебе тоже.
    Примеры: Слепота в отношении когнитивных искажений (en), Наивный цинизм (en), Наивный реализм (en)

Проблема 2: Сложность понимания

Окружающий мир очень сложный и мы видим только его маленький кусочек. Нам нужно делать какие-то выводы о нём, чтобы выживать. Как только в нас попадает прореженный органами чувств поток информации, мы соединяем точки и заполняем пустоты тем, что мы думаем, что знаем. Это позволяет нам обновлять модели окружающего мира.

  • Мы обнаруживаем истории и закономерности даже в скудных данных. Поскольку мы видим только маленький кусочек мира и отсекаем почти всё остальное, мы никогда не знаем про события всего. Поэтому мозг воссоздаёт картину мира у нас в голове, чтобы воспринимать его целым и непрерывным, а не раздробленным.
    Примеры: Парамнезия (ложная память), Иллюзия кластеризации (en), Ошибка из-за размера выборки (en), Отрицание вероятности (en), Обманчивость эпизода (en), Иллюзия обоснованности (en), Ошибка про человека в маске, Иллюзия новизны (en), Ошибка игрока, Ошибка «счастливой руки» (en), Мнимая взаимосвязь (en), Парейдолия, Антропоморфизм
  • Мы дополняем пробелы в информации или новые наблюдения известными признаками из стереотипов, обобщений и прошлого опыта. Когда у нас есть только частичная информация о какой-то специфичной вещи, входящей в класс привычных для нас вещей, мозг с лёгкостью устраняет этот недостаток с помощью догадок по аналогии или из других проверенных источников. Потом мы ничтоже сумняшеся забываем, какие части картины на самом деле были, а какие мы достроили.
    Примеры: Ошибка коллективной атрибуции (en), Предельная ошибка атрибуции (en), Стереотипизация, Эссенциализм, Функциональная закреплённость, Эффект моральной непогрешимости (en), Вера в справедливый мир, Ошибка аргументации от ошибки, Апелляция к авторитету (en), Заблуждение надёжности автоматизации (en), Эффект присоединения к большинству, Эффект плацебо
  • Мы больше ценим знакомые / симпатичные вещи и людей, чем незнакомые / несимпатичные. Похоже на предыдущий пункт, только прибавляется неосознанное допущение о качестве, стоимости или ценности того, на что мы смотрим.
    Примеры: Гало-эффект (эффект ореола), Искажение в пользу своей группы (en), Искажение в оценке сходства другой группы (en), Межрасовый эффект (en), Эффект чирлидерши (en), Эффект знакомого маршрута (en), Синдром неприятия чужой разработки, Реактивное обесценивание (en), Эффект позитивности (en)
  • Мы упрощаем числа и вероятности, чтобы о них было легче думать. Математик из нашего подсознания никакой. Обычно оно совершенно ошибочно оценивает вероятности каких-то событий при отсутствии точной информации.
    Примеры: Ментальный учёт (en), Искажение нормального распределения (en), Апелляция к вероятности (en), Закон Мёрфи, Эффект полуаддитивности (en), Систематическая ошибка выжившего, Отклонение в сторону нулевой суммы (en), Эффект ценности денежных знаков, Магическое число 7±2
  • Мы думаем, что знаем, о чём думают другие. Иногда мы предполагаем, что другие знают то, о чём знаем мы. В других случаях мы думаем, что другие думают о нас столько же, сколько мы сами думаем о себе. Попросту это попытка смоделировать чужое сознание, основываясь на модели собственного (или даже более упрощённой модели).
    Примеры: Проклятие знания, Иллюзия прозрачности, Эффект прожектора, Иллюзия постороннего участия (en), Иллюзия асимметричной проницательности (en), Отклонение в сторону внешних стимулов (en)
  • Мы проецируем наш текущий образ мыслей в прошлое и будущее. Вдобавок к этому мы не очень хорошо оцениваем, насколько медленно или быстро события разворачиваются во времени.
    Примеры: Ретроспективное искажение, Искажение оценки по последствиям (en), Случайная добродетель (en), Упадничество (en), Эффект телескопа, Приукрашивание прошлого (en), Переоценка будущего воздействия (en), Склонность к пессимизму (en), Ошибка планирования (en), Ошибка сэкономленного времени (en), Искажение изобретателя (en), Искажение в связи с проекцией (en), Искажение сдержанности (en), Искажение самосогласованности (en)

Проблема 3: Необходимость быстрой реакции

Мы ограничены доступным временем и количеством информации для принятия решения. Если бы мы не умели быстро реагировать перед лицом неопределённости, мы вряд ли долго протянули бы как вид. Каждый раз при поступлении новой информации мы ищем способ повлиять на ситуацию к лучшему, смоделировать будущее для предсказания дальнейшего развития событий, действовать по-новому при возникновении новых идей.

  • Чтобы действовать, мы должны быть уверены в способности что-то изменить и чувствовать важность своих поступков. В реальности эта уверенность оказывается чрезмерной самоуверенностью, но если бы её не было, мы не смогли бы действовать вовсе.
    Примеры: Эффект самоуверенности (en), Эгоцентрическое искажение (en), Склонность к оптимизму (en), Отклонение в сторону общественного одобрения (en), Эффект третьего лица, Эффект Барнума (эффект Форера), Иллюзия контроля, Эффект ложного согласия, Эффект Даннинга — Крюгера, Эффект «сложно — легко» (en), Мнимое превосходство (эффект Лейк-Уобегон), Искажение в собственную пользу (en), Фундаментальная ошибка атрибуции, Гипотеза защитной атрибуции, Искажение при описании особенностей (en), Оправдание усилий (en), Отклонение в сторону компенсации риска (en)
  • Мы предпочитаем фокусироваться на немедленных и близких результатах вместо отложенных во времени и пространстве. Вещи и события в настоящем мы ценим больше, чем ожидаемые в будущем. Мы отождествляем себя с историями конкретных людей больше, чем анонимов или групп людей. Странно, что в этой группе так мало искажений, учитывая, насколько сильно это влияет на наши представления о мире.
    Примеры: Переоценка скидок (en), Апелляция к новизне (en), Эффект опознаваемой жертвы (en)
  • Мы предпочитаем завершать то, во что ранее уже вложили время и усилия. Поведенческий аналог первого закона Ньютона: тело продолжает удерживаться в состоянии движения. Это помогает нам доводить дела до конца, даже если мы находим всё больше причин, чтобы этого не делать.
    Примеры: Усиление обязательства (en), Неприятие потери (en), Эффект IKEA, Эффект сложности обработки информации (en), Эффект создания информации (en), Предпочтение нулевого риска (en), Эффект диспозиции (en), Отклонение в сторону целого (en), Эффект псевдоуверенности (en), Эффект вклада (en), Эффект обратного результата
  • Мы склонны сохранять личную автономию и текущий статус в группе, избегая необратимых решений. Находясь перед выбором (в том числе в ситуациях социального взаимодействия), мы обычно предпочитаем вариант, который кажется наименее рискованным или сохраняет статус кво. Из двух зол мы выбираем знакомое.
    Примеры: Оправдание системы (en), Реактивное сопротивление, Реверсивная психология, Эффект приманки (en), Искажение социального сравнения (en), Отклонение в сторону статуса кво
  • Мы предпочитаем просто выглядящие и однозначные варианты выбора более сложным и неопределённым. Лучше мы сделаем что-то быстрое и простое, чем важное и сложное. Даже если важное и сложное в конечном счёте экономит время и силы.
    Примеры: Эффект неоднозначности, Информационное искажение (en), Искажение правдоподобного вывода (en), Эффект рифмованности (en), Закон тривиальности Паркинсона, Эффект Делмора (en), Ошибка конъюнкции, Бритва Оккама, Эффект «меньше — лучше»

Проблема 4: Что нужно будет вспомнить?

Информации во вселенной слишком много. Мы можем себе позволить помнить только то, что вероятнее всего пригодится нам в будущем. Нам приходится постоянно торговаться с самими собой и прогнозировать, что выгоднее помнить, а что забыть. Например, обобщения выгоднее конкретных примеров, потому что занимают меньше места в мозгу. Когда есть много частностей, которые невозможно обобщить, мы выбираем отдельные выдающиеся ключевые признаки и забываем всё остальное. Обычно мы сохраняем то, что нужно для фильтров информации, описанных в Проблеме 1, а также то, что требуется для построения догадок и умозаключений из Проблемы 2. Когнитивные искажения усиливают друг друга.

  • Мы редактируем и усиливаем воспоминания после случившихся событий. В ходе этого воспоминания могут закрепляться, но при этом некоторые детали отбрасываются и теряются. Иногда наши воспоминания обрастают деталями, которых в реальности не было.
    Примеры: Ошибка атрибуции воспоминания (en), Криптомнезия, Парамнезия (ложная память), Внушаемость, Эффект интервала (en)
  • Мы отбрасываем частности для построения и закрепления обобщений. Мы делаем это по необходимости, но воздействие скрытых ассоциаций, стереотипов и предрассудков приводит к одним из самых тяжёлых последствий из всего списка когнитивных искажений.
    Примеры: Неявные ассоциации и стереотипы (en), Отклонение памяти в сторону стереотипов (en), Предрассудок, Феномен негативного восприятия (en), Отклонение в сторону затухания аффекта (en)
  • Мы упрощаем события и списки до отдельных ключевых моментов и элементов. События и списки трудно сводить к обобщениям, поэтому мы запоминаем отдельные пункты, представляющие для нас целое.
    Примеры: Правило пика и завершения (en), Выравнивание и заострение (en), Эффект ложной информации (en), Игнорирование продолжительности (en), Последовательное вспоминание (en), Эффект подачи сообщений (en), Торможение памяти, Эффект выборочного напоминания списка (en), Эффект порядка расположения (en), Эффект первенства (en), Эффект свежести (en), Эффект суффикса (en)
  • Мы по-разному храним воспоминания в зависимости от ситуации получения опыта. Мозг кодирует ту информацию, которая казалась важной в данный момент времени. Но то решение могло зависеть от других обстоятельств: что ещё происходило в то время, как информация выглядела, нужно ли было её легко находить впоследствии, и так далее. То есть, по факту всё это могло иметь мало общего с реальной ценностью информации.
    Примеры: Эффект уровней обработки информации (en), Эффект тестирования (en), Рассеянность внимания, Эффект следующего в очереди (en), Феномен «на кончике языка», Эффект Google (en)

Ты не должен. Но можно начать запоминать с четырёх гигантских проблем, с которыми сталкиваются наши мозги на протяжении миллионов лет. И ещё можешь добавить статью в закладки, чтобы потом найти и сослаться на конкретное когнитивное искажение.

  1. Переизбыток информации — это отстойно, поэтому мы агрессивно отсекаем всё ненужное. Шум становится сигналом.
  2. Недопонимание нас путает, поэтому мы активно достраиваем картину. Сигнал становится историей.
  3. Нам приходится действовать быстро, чтобы не упустить шанс, поэтому мы сразу перепрыгиваем к заключениям. Истории становятся решениями.
  4. Проще нам от этого не становится, поэтому мы пытаемся запоминать самое важное. Решения дают нам информацию для корректировки моделей мира и себя.

Чтобы не утонуть в переизбытке информации, мозгу приходится отсекать и фильтровать огромное количество информации и быстро, почти без усилий, решать, что из этого действительно важно и должно быть предъявлено нашему вниманию.

Чтобы создавать смыслы из разрозненных кусочков информации, мы заполняем пустые места и соотносим данные с нашими ментальными моделями окружающего мира и самих себя. Одновременно мы контролируем, что это происходит настолько устойчиво и непротиворечиво, насколько возможно.

Чтобы действовать быстро, нам приходится за доли секунды принимать решения, которые могут повлиять (или нам кажется, что могут повлиять) на наши шансы выжить, оказаться в безопасности, добиться успеха или почувствовать уверенность в своих силах.

Чтобы это происходило наиболее эффективным образом, мозг должен запоминать самое важное из новой информации и информировать об этом другие системы организма. Ровно настолько, чтобы они могли адаптироваться и усилиться со временем, но не больше.

Звучит полезно! А какие побочные эффекты?

Вместе с четырьмя главными проблемами полезно помнить о четырёх проблемах-следствиях, которые вызваны нашими способами решения главных проблем:

  1. Мы не видим всего. Часть информации, которую мы отсекаем, на самом деле оказывается ценной и важной.
  2. Поиск смыслов приводит нас к галлюцинациям. Иногда мы придумываем несуществующие детали только из-за предположений и предубеждённости, а также достраиваем смыслы и истории, которых не было в реальности.
  3. Быстрые решения могут быть плохими. Некоторые из быстрых реакций и решений оказываются нечестными, корыстными и непродуктивными.
  4. Память усиливает ошибки. Некоторые вещи, которые мы запоминаем, усиливают когнитивные искажения и обусловленность, ухудшая мыслительные процессы.

Если ты запомнишь четыре главных проблемы и четыре ошибки, к которым приводят наши стратегии их решения, то эвристика доступности (конкретнее, феномен Баадера — Майнхоф) приведут к тому, что ты начнёшь чаще обращать внимание на собственные когнитивные искажения. Если ты будешь иногда заходить на эту страничку и освежать в памяти информацию, то эффект интервала поможет запомнить некоторые из ошибок, чтобы чуть лучше противодействовать слепоте в отношении когнитивных искажений и наивному реализму.

Мы ничего не можем сделать, чтобы полностью избавиться от четырёх главных проблем (до тех пор, пока не расширим вычислительные мощности и память мозгов до размеров вселенной). Зато когда мы примем как факт, что мы навсегда обусловлены своей биологией, но можем учиться эффективнее с этим жить, то склонность к подтверждению своей точки зрения поможет находить этому новые и новые свидетельства. Благодаря этому мы научимся лучше понимать себя.

«Узнав о склонности к подтверждению своей точки зрения, я теперь постоянно вижу подтверждение её существования!»

Когнитивные искажения — всего лишь инструменты. Они полезны в одних контекстах и вредны в других. Но это единственные инструменты, которые у нас есть, и они довольно неплохо справляются в тех ситуациях, для которых предназначены. С ними можно познакомиться поближе и оценить их — в конце концов, они позволяют нашим загадочным мозгам действовать во вселенной.

Update: Через пару дней после публикации этой записи John Manoogian III спросил, можно ли сделать постер с диаграммой из моего текста. Что я, конечно же, разрешил. Вот что в итоге получилось:

Если очень хочется, купить распечатанный постер можно здесь. Поиграться с оригинальными данными в JSON-формате можно здесь.

Я закончу первой строфой короткого стихотворения Эмили Дикенсон (пер. с англ. Е. Дембицкой):

Мозг необъятней Неба —
Двоих их если взять —
Он с лёгкостью вместит в себя —
И Небо — и Тебя —

Теперь подгон от переводчика. Я поигрался и сопоставил шесть источников:

  • Переведённая выше статья Бастера Бенсона
  • List of cognitive biases (English Wiki)
  • Список когнитивных искажений (русская Вики)
  • Таблица Тимура Аникина
  • Статья Анатолия Ализара (включает только блок Проблемы 1)
  • Поисковая выдача Яндекса (найдётся не всё)

В итоге у меня получилась собственная версия JSON-файла с английскими и русскими наименованиями когнитивных искажений и ссылками на соответствующие вики-статьи, а также их русскоязычными описаниями. Частично это тексты Тимура Аникина, частично отредактированные тексты из русской Вики, и частично мои собственные резюме англоязычных статей.

В планах — сделать небольшой сайтик с визуализацией списка, более удобной для изучения и навигации, чем постер выше.

Поэтому, если есть интерес, следи за новостями про супер-список в моём телеграм-канале https://telegram.me/illusioscope, или…

Поддержать переводчика статьи на PatreonБольше идей в Medium · Telegram · Facebook

Список когнитивных искажений | это… Что такое Список когнитивных искажений?

Когнити́вные искаже́ния — это систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения в суждениях, которые происходят в определённых ситуациях. Существование большинства из этих когнитивных искажений было описано учёными, а многие были доказаны в психологических экспериментах[1].

Когнитивные искажения являются примером эволюционно сложившегося ментального поведения. Некоторые из них выполняют адаптивную функцию, поскольку они способствуют более эффективным действиям или более быстрым решениям. Другие, по-видимому, происходят из отсутствия соответствующих навыков мышления, или из-за неуместного применения навыков, бывших адаптивными в других условиях.

Содержание

  • 1 Искажения, связанные с поведением и принятием решений
  • 2 Искажения, связанные с вероятностями и стереотипами
  • 3 Социально обусловленные искажения
  • 4 Искажения, связанные с ошибками памяти
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Искажения, связанные с поведением и принятием решений

  • Иллюзия контроля — тенденция людей верить, что они могут контролировать или, по крайней мере, влиять на результаты событий, на которые они на самом деле влиять не могут.
  • Иррациональное усиление (англ.)русск. — тенденция принимать иррациональные решения, основанные на прошлых рациональных решениях, или оправдание уже совершённых действий. Проявляется, например, на аукционах, когда вещь покупается выше её стоимости.
  • Искажение в восприятии сделанного выбора (англ.)русск. — тенденция помнить свои выборы как более правильные, чем они были на самом деле.
  • Эффект повального увлечения, конформизм — тенденция делать (или верить в) вещи, потому что много других людей делают это (или верят в это). Относится к групповому мышлению, стадному поведению и маниям.
  • Недооценка бездействия — тенденция оценивать вредоносные действия как худшие и менее моральные, чем в равной степени преступное бездействие.
  • Неприятие потери (англ.)русск. — отрицательная полезность, связываемая с потерей объекта, оказывается больше, чем полезность, связанная с приобретением его. Люди больше огорчаются от потери какой-то вещи, чем они радовались бы её находке.
  • Отвращение к крайним решениям — тенденция избегать экстремальных решений, выбирая промежуточные.
  • Отклонение в сторону результата — тенденция судить о решениях по их окончательным результатам, вместо того, чтобы оценивать качество решений по обстоятельствам того момента времени, когда они были приняты. («Победителей не судят».)
  • Отклонение в сторону статуса кво — тенденция людей желать, чтобы вещи оставались приблизительно теми же самыми.
  • Отрицание вероятности — тенденция полностью отвергать вероятностную проблематику при принятии решений в условиях неопределённости.
  • Ошибка при планировании — тенденция недооценивать время выполнения задач. Также известно как следствие закона Мёрфи: «Всякая работа требует больше времени, чем вы думаете».
  • Ошибка, связанная с частными примерами — игнорирование доступных статистических данных в пользу частных случаев.
  • Переоценка воздействия — тенденция людей переоценивать длительность или интенсивность воздействия некого события на их будущие переживания.
  • Переоценка скидок (англ.)русск. — тенденция людей тем больше предпочитать более близкие во времени выплаты относительно выплат в более отдаленном будущем, чем ближе обе выплаты к настоящему времени.
  • Подчинение авторитету — склонность людей подчиняться авторитету, игнорируя свои собственные суждения о целесообразности действия.
    Смотрите также эксперимент Милгрэма.
  • Потребность в завершении — потребность достигнуть завершения в важном вопросе, получить ответ и избежать чувства сомнений и неуверенности. Текущие обстоятельства (время или социальное давление) могут усилить этот источник ошибок.
  • Потребность в противоречии — более быстрое распространение более сенсационных, цепляющих за больные темы или возбуждающих дух противоречия сообщений в открытой печати.
  • Предвзятость подтверждения (англ.)русск. — тенденция искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить имевшиеся заранее концепции.
  • Предпочтение нулевого риска (англ.)русск. — предпочтение уменьшить какой-то один маленький риск до нуля вместо того, чтобы значительно уменьшить другой, больший риск. Например, большинство людей предпочли бы уменьшить вероятность террористических актов до нуля вместо снижения аварийности на дорогах, даже если бы второй эффект давал бы больше сохранённых жизней. Другой распространённый пример — ятрофобия: многие люди боятся осложнений медицинских вмешательств больше, чем заболевания или смерти в результате естественных причин, независимо от данных статистики.
  • Предпочтение целостных объектов — потребность закончить данную часть задачи. Ярко проявляется в том, что людям свойственно есть больше, когда предлагаются большие порции еды, чем брать много маленьких порций.
  • Профессиональная деформация — психологическая дезориентация личности в ходе профессиональной деятельности. Тенденция смотреть на вещи согласно правилам, общепринятым для своей профессии, отбрасывая более общую точку зрения. Наиболее ей подвержены лица, работающие с людьми (полиция/милиция, социальные работники, учителя, медики, психологи и т. п.)
    [источник не указан 539 дней]
    .
  • Рационализация после покупки — тенденция убеждать себя с помощью рациональных аргументов, что покупка стоила своих денег.
  • Селективное восприятие — тенденция, состоящая в том, что ожидания влияют на восприятие.
  • Систематическая ошибка различения — тенденция воспринимать два варианта как более различные, когда они реализуются одновременно, чем когда они реализуются по отдельности.
  • Систематическая ошибка согласованности (Congruence bias) — тенденция проверять гипотезы исключительно путём прямого тестирования, вместо того, чтобы тестировать возможные альтернативные гипотезы.
  • Слепое пятно в отношении когнитивных искажений — тенденция не компенсировать свои собственные когнитивные искажения.
  • Сопротивление, «дух противоречия» — потребность делать нечто противоположное тому, что некто побуждает вас делать, из-за потребности противостоять кажущимся попыткам ограничить вашу свободу выбора.
  • Уклон в сторону поиска информации — тенденция искать информацию даже тогда, когда она не влияет на действия.
  • Эффект фон Ресторфа (эффект изоляции) — склонность людей лучше запоминать отдельно стоящие выдающиеся объекты.
  • Эффект вклада — тот факт, что люди часто хотят продать некий объект гораздо дороже, чем они готовы заплатить, чтобы приобрести его.
  • Эффект знакомства с объектом — тенденция людей выражать необоснованную симпатию к некому объекту только потому, что они знакомы с ним.
  • Эффект контраста — усиление или преуменьшение значения одного измерения, когда оно сравнивается с недавно наблюдавшимся контрастным объектом. Например, человек радуется тому, что купил недорого какую-то вещь в магазине, но перестаёт радоваться после того, как узнаёт, что в соседнем магазине эта же вещь стоит в 2 раза дешевле.
  • Эффект морального доверия — человек, относительно которого известно, что у него нет предубеждений, имеет в будущем большие шансы проявить предубеждения. Иначе говоря, если все (в том числе он сам) считают человека безгрешным, то у него возникает иллюзия, что его любое действие также будет безгрешным.
  • Эффект псевдоуверенности — тенденция принимать решения, избегающие риска, если ожидаемый результат позитивный, однако принимать рискованные решения, чтобы избежать негативного исхода.
  • Эффект узких рамок — использование слишком узкого подхода для описания ситуации или проблемы. Эффект воздействия рамок — различные выводы в зависимости от того, как данные представлены.
  • Эффект фокусировки — ошибка в предсказаниях, возникающая, когда люди уделяют слишком много внимания какому-то одному аспекту явления; вызывает ошибки в правильном предсказании полезности будущего исхода. Например, концентрация внимания на том, кто виноват в возможной ядерной войне, отвлекает внимание от того, что пострадают в ней все.

Искажения, связанные с вероятностями и стереотипами

Многие из этих когнитивных искажений часто исследуются в связи с тем, как они влияют на бизнес и как они влияют на экспериментальные исследования.

  • Иллюзия кластеризации — тенденция видеть паттерны там, где их на самом деле нет.
  • Иллюзия корреляции — ошибочная вера во взаимосвязь определённых действий и результатов.
  • Искажение, связанное с селекцией — искажение в экспериментальных данных, которое связано с тем, каким образом данные были собраны.
  • Каскад доступной информации — самоусиливающийся процесс, в ходе которого коллективная вера во что-то становится всё более убедительной за счёт нарастающего повторения в публичном дискурсе («повторяйте нечто достаточно долго и это станет правдой»).
  • Недооценка возвращения величины к среднему значению — тенденция ожидать, что экстраординарное поведение системы продолжится.
  • Отклонение в сторону позитивного исхода — тенденция переоценивать при предсказании вероятность хороших вещей.
  • Отклонение, связанное с оптимизмом — тенденция систематически переоценивать и быть сверхоптимистичным относительно шансов успеха планируемых действий.
  • Отклонение, связанное со вниманием — пренебрежение релевантной информацией при суждении о корреляции или ассоциации.
  • Ошибка игрока — тенденция полагать, что отдельные случайные события испытывают влияние предыдущих случайных событий.
  • Ошибочность в духе меткого стрелка из Техаса — выбор или подстройка гипотезы после того, как данные собраны, что делает невозможным проверить гипотезу честно.
  • Ошибка обоснования оценки (англ.)русск. — игнорирование или недостаточное использование основной априорной информации под влиянием специфики рассматриваемого случая
    [2]
    .
  • Ошибка полноты распределения — тенденция верить, что чем ближе среднее значение к заданному, тем уже распределение набора данных.
  • Ошибка совпадений — тенденция полагать, что более специальные случаи являются более вероятными, чем более частными.
  • Ошибочность, связанная с играми — анализ проблем, связанных с выпадением шансов, с помощью узкого набора игр.
  • Приукрашивание прошлого — тенденция оценивать прошлые события более позитивно, чем они воспринимались в тот момент, когда на самом деле происходили.
  • Ошибка выжившего (survivorship bias) — возможность недооценивать свою уязвимость на основании своего выживания в тех или иных ситуациях, в действительности объясняющегося лишь законами вероятности и естественным отбором.
  • Стереотипизация — ожидание от члена группы определённых характеристик, без знания какой-либо дополнительной информации о его индивидуальности.
  • Субъективное придание значимости — восприятие чего-либо, как истинного, если верования субъекта требуют, чтобы это было истинным. Сюда также входит восприятие совпадений как взаимосвязи.
  • Хоторнский эффект — феномен, состоящий в том, что люди, наблюдаемые в ходе исследования, временно изменяют своё поведение или производительность. Пример: повышение производительности труда на заводе, когда приезжает комиссия по исследованию производительности труда на этом заводе.
  • Эвристика доступности — оценка как более вероятного того, что более доступно в памяти, то есть уклонение в сторону более яркого, необычного или эмоционально заряженного.
  • Эффект воспоминаний — эффект, состоящий в том, что люди помнят больше событий из своей молодости, чем из других жизненных периодов.
  • Эффект знания задним числом — иногда называется «Я так и знал, что так будет» (как вариант — «А ведь я говорила…») — склонность воспринимать прошлые события предсказуемыми.
  • Эффект недавнего — тенденция оценивать значение недавних событий выше, чем более ранних событий.
  • Эффект неоднозначности — избегание вариантов действий, в которых отсутствующая информация делает вероятность «неизвестной».
  • Эффект ожидания наблюдателя — этот эффект возникает, когда исследователь ожидает определённого результата и бессознательно манипулирует ходом эксперимента или неправильно интерпретирует данные, чтобы обнаружить этот результат (см. также эффект ожиданий субъекта).
  • Эффект первенства — тенденция переоценивать изначальные события более, чем последующие события.
  • Эффект привязки — особенность принятия численных решений человеком, вызывающая иррациональные смещения ответов в сторону числа, попавшего в сознание перед принятием решения.
  • Эффект сверхуверенности — тенденция переоценивать свои собственные способности.
  • Эффект субаддитивности — тенденция оценивать вероятность целого в качестве меньшей, чем вероятности составляющих его частей.
  • Эффект телескопа — этот эффект состоит в том, что недавние события кажутся более отдалёнными, а более дальние события — более близкими во времени.

Социально обусловленные искажения

Большинство из этих искажения связаны с ошибками атрибуции.

  • Феномен «справедливого мира» — тенденция людей верить, что мир «справедлив» и следовательно люди получают «то, что они заслуживают».
  • Иллюзия асимметричной проницательности — человеку кажется, что его знание о своих близких превосходит их знание о нём.
  • Иллюзия прозрачности — люди переоценивают способность других понимать их, и они также переоценивают свою способность понимать других.
  • Искажение в оценке гомогенности членов другой группы — люди воспринимают членов своей группы как относительно более разнообразных, чем члены других групп.
  • Искажение в оценке роли субъекта действия — тенденция при объяснении поведения других людей чрезмерно подчёркивать влияние их профессиональных качеств и недооценивать влияние ситуации (см. также фундаментальная ошибка атрибуции). Однако парной к этому искажению является противоположная тенденция при оценке собственных поступков, при которой люди переоценивают влияния на них ситуации и недооценивают влияние своих собственных качеств.
  • Искажение в пользу своей группы — тенденция людей отдавать предпочтение тем, кого они считают членом своей собственной группы.
  • Искажение в связи с проекцией — тенденция бессознательно полагать, что другие люди разделяют те же, что и субъект, мысли, верования, ценности и позиции.
  • Искажение в связи с формулировкой закона — эта форма культурного искажения связана с тем, что запись некого закона в виде математической формулы создаёт иллюзию его реального существования.
  • Искажение в собственную пользу, Искажение самовозвеличения — тенденция признавать большую ответственность за успехи, чем за поражения. Это может проявляться также как тенденция людей преподносить двусмысленную информацию благоприятным для себя образом (См. также Искажение в пользу своей группы.)
  • Искажение при описании черт характера — тенденция людей воспринимать себя как относительно изменчивых в отношении личных качеств, поведения и настроения, одновременно воспринимая других как гораздо более предсказуемых.
  • Оправдание системы — тенденция защищать и поддерживать статус кво, то есть тенденция предпочитать существующие социальное, политическое и экономическое устройство, и отрицать перемены даже ценой жертвования индивидуальными и коллективными интересами.
  • Самосбывающееся пророчество — тенденция вовлекаться в те виды деятельности, которые приведут к результатам, которые (сознательно или нет) подтвердят наши верования.
  • Стадный инстинкт — распространённая тенденция принимать мнения и следовать за поведением большинства, чтобы чувствовать себя в безопасности и избегать конфликтов.
  • Фундаментальная ошибка атрибуции — тенденция людей переоценивать объяснения поведения других людей, основанные на их личностных качествах, и в то же время недооценивать роль и силу ситуационных влияний на то же самое поведение (см. также Искажение в оценке роли субъекта действия, ошибку групповой атрибуции, эффект позитивности и эффект негативности.)
  • Эффект Даннинга-Крюгера — когда люди некомпетентны в выбранных ими стратегиях достижения успеха, они терпят двойной удар: они не только приходят к ошибочным заключениям и делают неудачные выборы, но также их некомпетентность лишает их возможности осознать это. Вместо этого они остаются с ошибочным впечатлением, что всё в порядке. (см. также эффект озера Вобегон и эффект сверхуверенности.)
  • Эффект Форера (а также эффект Барнума) — тенденция высоко оценивать точность описаний своей личности, как если бы они были нарочно выкованы специально для них, но которые в действительности являются достаточно общими, чтобы их можно было приложить к очень большому числу людей. Например, гороскопы.
  • Эффект озера Вобегон — человеческая тенденция распространять льстивые верования о себе и считать себя выше среднего. (см. также хуже-чем-в-среднем эффект и эффект сверхуверенности).
  • Эффект ореола — имеет место при восприятии одного человека другим и состоит в том, что позитивные и негативные черты человека «перетекают», с точки зрения воспринимающего, из одной области его личности в другую. (см. также стереотип физической привлекательности).
  • Эффект первого впечатления — влияние мнения о человеке, которое сформировалось у субъекта в первые минуты при первой встрече, на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека. Причисляют также к ряду ошибок, часто совершаемых исследователями при использовании метода наблюдения наряду с эффектом ореола и другими.
  • Эффект победившей стороны (англ.)русск. — склонность избирателей изменять своё мнение в пользу победившей на выборах стороны[3].
  • Эффект фальшивого консенсуса — тенденция людей переоценивать ту степень, в которой другие люди соглашаются с ними.
  • Эффект эгоцентричности — он имеет место, когда люди считают себя более ответственными за результат неких коллективных действий, чем это находит внешний наблюдатель.

Искажения, связанные с ошибками памяти

  • Благодетель — восприятие себя как ответственного за желательные исходы, но не ответственного за нежелательные. (Термин предложен Гринвальдом (1980), см. также Искажение самовозвеличения.)
  • Кажущееся постоянство — неправильное воспоминание чьих-либо прошлых позиций и поведения как напоминающих теперешние позиции и поведение.
  • Криптомнезия — форма неправильного установления авторства, когда воспоминание ошибочно принимается за результат воображения. Например, человеку может казаться, что он сам сочинил анекдот, в то время, как в действительности он его уже слышал и просто вспомнил.
  • Эгоцентрическое искажение — воспоминание прошлого в самовозвеличивающей манере, например, воспоминание экзаменационных оценок лучшими, чем они были, а пойманной рыбы — большей, чем она была.
  • Ложная память — принятие неизвестного за известное.
  • Ретроспективное искажение — фильтрация памяти о прошлых событиях сквозь теперешнее знание. При этом события выглядят более предсказуемыми, чем они были в действительности. Известно также как ‘эффект Я-всё-это-знал’.
  • Внушаемость — форма неправильного установления авторства, когда идеи, на которые намекнул спрашивающий, неверно воспринимаются как вспомненные.

См. также

  • Эксперимент Аша

Примечания

  1. Explanations from changingminds.org (англ.) статьи по конкретным теориям и гипотезам снабжены ссылками на академические источники
  2. Kahneman, et al, 2005, pp. 153-158
  3. Социологический энциклопедический англо-русский словарь

Литература

  • Макрэйни Д. (2012). Психология глупостей. Заблуждения, которые мешают нам жить. — М.: Альпина Бизнес Букс. — 344 с.
  • Юдковски Е. 2008. Систематические ошибки в рассуждениях, потенциально влияющие на оценку глобальных рисков. Новые технологии и продолжение эволюции человека? Трансгуманистический проект будущего. Москва: URSS/182-225
  • Baron, J. (2000). Thinking and deciding (3d. edition). New York: Cambridge University Press. ISBN 0-521-65030-5
  • Bishop, Michael A & Trout, J.D. (2004). Epistemology and the Psychology of Human Judgment. New York: Oxford University Press. ISBN 0-19-516229-3
  • Gilovich, T. (1993). How We Know What Isn’t So: The Fallibility of Human Reason in Everyday Life. New York: The Free Press. ISBN 0-02-911706-2
  • Gilovich, T., Griffin D. & Kahneman, D. (Eds.). (2002). Heuristics and biases: The psychology of intuitive judgment. Cambridge, UK: Cambridge University Press. ISBN 0-521-79679-2
  • Greenwald, A. (1980). «The Totalitarian Ego: Fabrication and Revision of Personal History» American Psychologist, Vol. 35, No. 7
  • Influence: Science and Practice, 5th Edition. By Robert B. Cialdini.
  • Kahneman, D., Slovic, P. & Tversky, A. (Eds.). (1982). Judgment under Uncertainty: Heuristics and Biases. Cambridge, UK: Cambridge University Press. ISBN 0-521-28414-7
  • Judgment under Uncertainty: Heuristics and Biases / Daniel Kahneman, et al. — 21st. — Cambridge University Press, 2005. — 555 p. — ISBN 978-0-521-28414-1
  • Kahneman, Daniel, Jack L. Knetsch, and Richard H. Thaler. (1991). «Anomalies: The Endowment Effect, Loss Aversion, and Status Quo Bias.» The Journal of Economic Perspectives 5(1):193-206.
  • Plous, S. (1993). The Psychology of Judgment and Decision Making. New York: McGraw-Hill. ISBN 0-07-050477-6
  • Schacter, D. L. (1999). «The Seven Sins of Memory: Insights From Psychology and Cognitive Neuroscience» American Psychologist Vol. 54. No. 3, 182—203
  • Tetlock, Philip E. (2005). Expert Political Judgment: how good is it? how can we know?. Princeton: Princeton University Press. ISBN 978-0-691-12302-8
  • Virine, L. and Trumper M., Project Decisions: The Art and Science (2007). Management Concepts. Vienna, VA, ISBN 978-1-56726-217-9

Ссылки

  • Psychology Theories on changingminds.org (англ.) — алфавитный список психологических теорий и гипотез, связанных с изменением убеждений

Список когнитивных искажений и эвристик

Список наиболее значимых искажений в поведенческой экономике

Предубеждение действия

 

Почему мы предпочитаем что-то делать, чем ничего не делать?

Эвристика аффекта

 

Почему мы полагаемся на наши текущие эмоции при принятии быстрых решений?

Эффект неоднозначности

 

Почему мы предпочитаем известные нам варианты

Смещение привязки

 

Почему мы склонны полагаться на первую часть информации, которую мы получаем

Смещение внимания

 

Почему мы уделяем больше внимания одним вещам, чем другим?

Эвристика доступности

 

Почему мы склонны думать, что события, произошедшие недавно, с большей вероятностью повторятся?

Эффект победителя

 

Почему мы поддерживаем мнения, когда они становятся все более популярными?

Эффект Барнума

 

Почему мы верим нашим гороскопам?

Ошибка базовой ставки

 

Почему мы полагаемся на конкретную информацию, а не на статистику?

Сброс велосипедов

 

Почему мы сосредотачиваемся на тривиальных вещах?

Эффект дна доллара

 

Почему мы переносим негативные эмоции о разорении на товары, которые мы покупаем?

Ограниченная рациональность

 

Почему нас устраивает «достаточно хорошо»?

Смещение при наборе

 

Почему мы ценим товары, купленные в комплекте, меньше, чем товары, купленные по отдельности?

Эффект до свидания

 

Почему мы, скорее всего, потратим больше после прочтения слова «до свидания»?

Эффект безналичного расчета

 

Почему оплата без наличных увеличивает вероятность того, что мы что-то купим?

Категория Размер Смещение

 

Почему мы думаем, что у нас больше шансов выиграть в большом казино, чем в маленьком?

Избыток выбора

 

Почему нам труднее выбирать, когда у нас больше возможностей?

Когнитивный диссонанс

 

Почему так сложно изменить чьи-то убеждения?

Предвзятость приверженности

 

Почему люди поддерживают свои прошлые идеи, даже когда им предъявляются доказательства их ошибочности?

Предвзятость подтверждения

 

Почему мы поддерживаем наши существующие убеждения?

Усталость от решений

 

Почему в конце дня мы принимаем худшие решения?

Упадок

 

Почему мы чувствуем, что прошлое лучше по сравнению с тем, что ждет нас в будущем

Эффект приманки

 

Почему мы сильнее чувствуем один вариант после добавления третьего ?

Эффект расположения

 

Почему мы склонны удерживать убыточные инвестиции?

Смещение различия

 

Почему мы склонны рассматривать два варианта как более отличительные, когда оцениваем их одновременно, а не по отдельности.

Эффект Даннинга-Крюгера

 

Почему мы не можем осознавать собственные способности?

Пробел в эмпатии

 

Почему мы неправильно предсказываем, насколько наши эмоции влияют на наше поведение?

Эффект владения

 

Почему мы ценим вещи больше, если они принадлежат нам?

Внешнее смещение мотивации

 

Почему мы думаем, что другие занимаются этим из-за денег, а мы ради опыта?

Эффект кадрирования

 

Почему наши решения зависят от того, как нам представлены варианты?

Функциональная устойчивость

 

Почему нам трудно мыслить нестандартно?

Фундаментальная ошибка атрибуции

 

Почему мы недооцениваем влияние ситуации на поведение людей?

Заблуждение игрока

 

Почему мы считаем, что случайное событие может произойти с большей или меньшей вероятностью, если оно происходило несколько раз в прошлом?

Google Effect

 

Почему мы забываем информацию, которую только что искали?

Эффект ореола

 

Почему положительные впечатления, произведенные в одной области, положительно влияют на наши мнения в другой области?

Эффект «тяжело-легко»

 

Почему наша уверенность несоразмерна сложности задачи?

Эвристика

 

Почему мы используем умственные сокращения?

Ошибка ретроспективного взгляда

 

Почему мы считаем непредсказуемые события предсказуемыми после того, как они произошли?

Ошибочное заблуждение

 

Почему мы ожидаем, что предыдущие успешные результаты приведут к успешным результатам в будущем?

Гиперболическое дисконтирование

 

Почему мы ценим немедленное вознаграждение больше, чем долгосрочное вознаграждение?

IKEA Effect

 

Почему мы придаем непропорционально большое значение вещам, в создании которых участвовали?

Идентифицируемый эффект жертвы

 

Почему мы с большей вероятностью предложим помощь конкретному человеку, чем какой-то неопределенной группе?

Иллюзия контроля

 

Почему мы верим, что контролируем мир в большей степени, чем на самом деле

Иллюзия достоверности

 

Почему мы слишком уверены в своих предсказаниях?

Иллюзорная корреляция

 

Почему мы думаем, что некоторые вещи связаны, хотя на самом деле это не так?

Эффект иллюзорной правды

 

Почему мы легче верим дезинформации, когда она повторяется много раз?

Предвзятость внутри группы

 

Почему мы относимся к своей группе лучше, чем к чужой?

Поощрение

 

Почему мы работаем усерднее, когда нам обещают вознаграждение?

Гипотеза справедливого мира

 

Почему мы верим, что получаем то, что заслуживаем?

Эффект запаздывания

 

Почему интервал между повторениями информации повышает вероятность ее запоминания?

Закон инструмента

 

Почему мы везде используем одни и те же навыки?

Эффект «меньше значит лучше»

 

Почему наши предпочтения меняются в зависимости от того, оцениваем ли мы наши варианты вместе или по отдельности?

Выравнивание и повышение резкости

 

Почему мы преувеличиваем одни детали истории и преуменьшаем другие?

Уровни обработки

 

Почему мы запоминаем информацию, которой придаем значение, лучше, чем информацию, которую повторяем?

Эффект поиска в другом месте

 

Почему ученые продолжают искать статистически значимый результат после того, как не смогли его найти изначально?

Неприятие потерь

 

Почему мы покупаем страховку?

Умственный учет

 

Почему об одних покупках мы думаем меньше, чем о других?

Простой эффект воздействия

 

Почему мы предпочитаем то, что нам знакомо?

Мотивирующий эффект неопределенности

 

Почему вознаграждения неизвестных размеров мотивируют нас больше, чем известные вознаграждения

Наивное распределение

 

Почему мы предпочитаем равномерно распределять ограниченные ресурсы между вариантами.

Наивный реализм

 

Почему мы верим, что обладаем объективным пониманием мира?

Негативное предубеждение

 

Почему новости всегда такие удручающие?

Благородный эффект края

 

Почему мы склонны отдавать предпочтение брендам, которые заботятся о социальных проблемах?

Эффект ностальгии

 

Как наши сентиментальные чувства к прошлому влияют на наши действия в настоящем?

Эффект ожидания наблюдателя

 

Почему мы меняем свое поведение, когда за нами наблюдают?

Упущение Смещение

 

Почему бы нам не потянуть рычаг тележки?

Предвзятость оптимизма

 

Почему мы переоцениваем вероятность успеха?

Эффект страуса

 

Почему мы предпочитаем игнорировать негативную информацию?

Эффект чрезмерного оправдания

 

Почему мы теряем интерес к деятельности после того, как получаем за нее вознаграждение?

Пиковое правило

 

Чем наши воспоминания отличаются от наших переживаний?

Склонность к пессимизму

 

Почему мы думаем, что обречены на провал?

Ошибка планирования

 

Почему мы недооцениваем время, необходимое для выполнения задачи?

Эффект первенства

 

Почему мы помним только первые вещи в нашем списке покупок?

Затравка

 

Почему некоторые идеи позднее вызывают другие идеи без нашего осознания?

Смещение проекции

 

Почему мы думаем, что наши нынешние предпочтения останутся прежними в будущем?

Реактивная девальвация

 

Почему переговоры так сложны?

Отвращение к сожалению

 

Почему мы ожидаем сожаления, прежде чем принять решение?

Эвристика репрезентативности

 

Почему мы используем сходство для оценки статистической вероятности?

Ошибка ответа

 

Почему ответы на опрос или эксперимент могут быть неточными из-за характера опроса или эксперимента

Предвзятость сдержанности

 

Почему мы переоцениваем свой самоконтроль?

Розовая ретроспекция

 

Почему мы думаем, что старые добрые времена были такими хорошими?

Предвзятость значимости

 

Почему мы фокусируемся на элементах или информации, которые являются более заметными, и игнорируем те, которые не являются важными?

Корыстный уклон

 

Почему мы виним внешние факторы в собственных ошибках?

Эффект серийной позиции

 

Почему мы лучше запоминаем элементы в начале или в конце списка?

Склонность к чрезмерному сексуальному восприятию

 

Почему мужчины думают, что женщины всегда с ними флиртуют?

Социальные нормы

 

Почему мы следим за поведением других?

Путаница с источником

 

Почему мы забываем, откуда взялись наши воспоминания, и тем самым теряем способность различать реальность или вероятность каждого воспоминания.

Эффект интервала

 

Почему мы лучше запоминаем информацию, когда изучаем ее в течение длительного периода времени?

Эффект прожектора

 

Почему нам кажется, что мы выделяемся больше, чем на самом деле?

Предвзятость статус-кво

 

Почему мы склонны оставлять все как есть?

Внушаемость

 

Почему зевота заразительна?

Ошибка выживания

 

Почему мы ошибочно оцениваем группы, глядя только на конкретных членов группы?

Эвристика выбора лучшего

 

Почему мы сосредотачиваемся на одной характеристике для сравнения при выборе между альтернативами?

Эффект телескопирования

 

Почему некоторые вещи «кажутся такими, как будто они произошли только вчера?»

Иллюзия объяснительной глубины

 

Почему мы думаем, что понимаем мир лучше, чем на самом деле?

Эффект Пигмалиона

 

Почему мы работаем лучше, когда кто-то возлагает на нас большие надежды?

Заблуждение о необратимых затратах

 

Почему мы, скорее всего, продолжим вкладывать средства, даже если было бы рационально отказаться от них?

Смещение нулевого риска

 

Почему мы ищем уверенности в рискованных ситуациях?

Страница Википедии о когнитивном искажении: посмотрите на этот ежедневник

Опубликовано от hunterwalk

Я писал об этом ранее сегодня, но, вероятно, нет лучшей ванны для четкого принятия решений в вашей жизни, чем просматривать эту страницу один раз в день. Список когнитивных искажений в Википедии.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Эта запись была размещена в Без рубрики. Добавьте постоянную ссылку в закладки.
  • Вместо того, чтобы просить компании ИИ «ЗАМЕДЛИТЬСЯ», мы должны поощрять их двигаться еще быстрее
  • Отрасли необходимо сделать одну вещь, чтобы избежать регулирования: обеспечить лучшую поддержку по телефону
  • Пять коротких ссылок на лонгриды
  • Я пережил крах доткомов 2000 года, и это было лучшее, что когда-либо случалось в моей карьере
  • Как человек, я в восторге от ИИ. Как инвестор, я все еще борюсь с несколькими вопросами

Введите свой адрес электронной почты, чтобы следить за этим блогом и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.

Адрес электронной почты

Архивы Выбор месяца август 2021 г. июль 2021 г. июнь 2021 г. май 2021 г. Апрель 2021 Март 2021 Февраль 2021 Январь 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019Ноябрь 2019 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 Август 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Октябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Февраль 2016 Январь 2016 Декабрь 2015 Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 г. Июль 2015 г. Июнь 2015 г. Май 2015 г. Апрель 2015 г. Март 2015 г. Февраль 2015 г. Январь 2015 г. Декабрь 2014 г. Ноябрь 2014 г. Октябрь 2014 г. Сентябрь 2014 г. Август 2014 г. Июль 2014 г. 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 г. Июнь 2013 г. Май 2013 г. Апрель 2013 г. Март 2013 г. Февраль 2013 г. Январь 2013 г. Декабрь 2012 г. Ноябрь 2012 г. Октябрь 2012 г. Сентябрь 2012 г. Август 2012 г. 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011 Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010 Декабрь 2009ноябрь 2009 г. октябрь 2009 г. сентябрь 2009 г. август 2009 г. июль 2009 г. июнь 2009 г. май 2009 г. апрель 2009 г. март 2009 г. февраль 2009 г. январь 2009 г. декабрь 2008 г. ноябрь 2008 г. 2008 г. Январь 2008 г. Декабрь 2007 г. Ноябрь 2007 г. Октябрь 2007 г. Сентябрь 2007 г. Август 2007 г. Июль 2007 г. Июнь 2007 г. Май 2007 г. Апрель 2007 г. Март 2007 г. Февраль 2007 г. Январь 2007 г. Декабрь 2006 г. Ноябрь 2006 г. Октябрь 2006 г. Сентябрь 2006 г. Август 2006 г. Июль 2006 г. 2006 Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 август 2005 г. июль 2005 г. июнь 2005 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *