Виктимная личность: Психологический мир виктимной личности

Содержание

Виктимность. Характеристика виктимной личности.

Виктимология (от лат. victime жертва и греч. logos понятие, учение) — новая отрасль психологии, исследующая феноменологию, закономерности и механизмы деформированного интерактивного культурогенеза, в результате чего личность становится жертвой социогенных и персоногенных воздействий.

С точки зрения психологии девиантного поведения виктимность — психологическое свойство личности, возникающее вследствие дефекта интерактивного культурогенеза и характеризующееся предрасположенностью личности стать жертвой фрустрации социогенных и персоногенных воздействий, ведущих к деформации развития личности. В результате дефекта интерактивного культурогенеза и дефицита условий развития личности формируется деформированная личность, возникает ситуация девиантного паттерна, личность компенсирует свою «ущербность» в различных формах девиантного поведения и виктимности.

Ввиду своей социальной некомпетентности личность становится жертвой отклоняющегося поведения — наступает девиантная виктимизация.

Виктимная личность характеризуется следующими показателями:

— снижением уровня мотивации;

— заниженной самооценкой;

— дефицитом ценностных ориентации;

— высоким конформизмом и т.д.

Виктимная личность как психологический феномен имеет следующие основные индикаторы:

1. Тревожность состояние, которое хорошо знакомо каждому человеку. По сути дела, любое изменение равновесия системы «человек — внешняя среда», ведущее к нарушению удовлетворения актуальной потребности, тем более к ломке самой системы потребностей или же к предвидению такой ломки, порождает состояние тревоги.

Определение индикатора «тревожность» неоднозначно. Так, например, тревога характеризуется как чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, неопределенного беспокойства или же как ощущение неопределенной угрозы, характер и время которой не поддаются предсказаниям.

С возникновением тревоги происходят усиление поведенческой активности, изменение самого характера поведения, включаются дополнительные психофизиологические механизмы адаптации к изменившимся условиям. Снижение интенсивности чувства тревоги свидетельствует о достаточности, соответствии поведенческих и психофизиологических форм реакций в ответ на нарушение гомеостаза взаимоотношений организма и социальной среды.

Иначе говоря, психологическую роль тревоги — охранительную и мотивационную — можно сопоставить с функцией боли. Тревога филогенетически оформилась и закрепилась в виде психического предвестника возможной боли, сигнала об опасности, которая еще не наступила. Предвидение опасности носит вероятностный характер и зависит не только от ситуационных, но и в очень большой степени от личностных особенностей. Индивидуальные качества играют здесь ведущую роль, т.е. уровень тревожности в большей степени определяется личностными свойствами человека, чем реальной ситуацией.

Тревога, не соизмеримая с вызвавшим ее явлением и событием, препятствует формированию нормального адаптивного поведения, вызывает чрезмерные функциональные сдвиги в психофизиологической системе организма. Можно сказать, что тревога лежит в основе любых изменений состояния и поведения, вызванных психическим стрессом.

В психологической литературе уже давно ведутся дебаты о соотношении тревоги и чувства страха. Впервые различие этих переживаний сформулировал для психиатрии К. Ясперс. Оно заключалось, по его мнению, в том, что тревога ощущается индивидом вне связи с каким-нибудь конкретным стимулом («свободно плавающая тревога»), тогда как страх связан с совершенно определенным раздражителем.

Установлено, что тревога имеет свой психодинамический алгоритм развития, в котором установлены несколько состояний.

Ощущение внутренней напряженности является началом вышеуказанного тревожного ряда и соответствует наименьшей степени тревоги. Напряженность, настороженность, а при достаточной выраженности и тягостный душевный дискомфорт — вот переживания, характерные для этого ряда. Это всего лишь сигнал, позволяющий обратить внимание на поиск приближающейся или вероятной угрозы. Далее в тревожном ряду отмечают гиперестезические реакции. Суть этого явления состоит в том, что определенный вид ранее нейтральных раздражителей приобретает особые воздействующие свойства, вызывая нарастание тревоги. Вокруг значимого раздражителя начинают концентрироваться целые группы стимулов, бывших ранее неразличимыми. В результате человеку начинают «действовать на нервы» события и обстоятельства, которым ранее он не придавал никакого значения. То есть на этом этапе появляется много добавочных, неадекватных стимулов, генерализующих чувство тревоги. Собственно тревога — центральное состояние в рассматриваемом ряду. Проявляется как переживание угрозы, чувство неясной (неосознаваемой) опасности.

2. Эмоциональная ригидность второй психологический индикатор интерактивного дефекта развития личности, приводящий к виктимности.

В.В. Бойко (1996) определяет эмоциональную ригидность как неподатливость, жесткость, негибкость, которая выражается в том, что личность слабо и очень избирательно, негибко и в ограниченном диапазоне эмоционально реагирует на различные внешние и внутренние воздействия. Он предлагает диагностировать эмоциональную ригидность через оценку нейротизма по опроснику Г.С. Айзенка. Нейротизм — динамическая характеристика эмоций личности, проявляющаяся в их многообразии, сменяемости и подвижности. Высокий показатель нейротизма свидетельствует о наличии интерактивного дефекта развития, и в частности дефицита психокультурной зрелости личности, выражающейся в ослабленной способности психотехнической регуляции подвижности нервных процессов.

3. Эмоциональная вязкость — третий психологический индикатор интерактивного дефекта развития личности, реакции которого сопровождаются фиксацией аффекта и внимания на каких-либо значимых событиях, объектах.

Проявляется в действиях, которые менее всего обусловлены сущностью ситуации, но главным образом консервативными взглядами личности, раз и навсегда заведенным порядком жизни, привычками, стереотипами отношений к людям, к новому.

Вместо живой, опосредованной интеллектом реакции личность длительно сосредоточивается на психотравмирующих обстоятельствах, на неудачах и обидах, волнующих темах. Возникшая энергия эмоций не разряжается, а зацикливается на разных уровнях личности: пробуждает стереотипы мышления, привычки, устойчивые воспоминания, впечатления. В соответствии с такой моделью ведут себя очень разные типажи: по любому поводу возвращается к разговорам о своем, начальнике обиженный подчиненный, не может обойтись без критики мужа недовольная жена, не в состоянии воздержаться от комментария доктринер, схоласт и начетчик.

Эмоциональная слабость, или лабильность (изменчивость), — легкая и капризная изменчивость настроения по разным, часто сиюминутным причинам, иногда неизвестным самой личности.

Воздействия провоцируют мощный приток энергии, неадекватный их силе и значимости. Эмоциональная реакция мгновенно вбирает в себя энергетику всего организма, что резко снижает тормозящую роль интеллекта. В результате повышение настроения зачастую приобретает оттенок сентиментальности, умиления, а понижение — слезливости, слабодушия. Крайняя степень эмоциональной слабости определяется термином «эмоциональное недержание» — это полная неспособность сдерживать внешние проявления эмоций в сочетании с резкими колебаниями настроения по любому поводу. Иногда наблюдается чрезвычайно утонченная эмоциональная чувствительность, когда неприметные и случайные детали происходящего оставляют очень глубокое впечатление.

4. Эмоциональная монотонность. Эмоциональные реакции лишены гибкости, естественной зависимости от внешних и внутренних воздействий. Эмоции однообразны, неподвижны, без суточной динамики и не меняющиеся от внешних стимулов. Нет эмоционального отзвука на события, сообщения и состояния окружающих. Речь сухая, лишенная мелодичности, образности, тональность голоса приглушена. Мимика бедная, жестикуляция скудная, однотипная.

Все свидетельствует о том, что энергия стимулов не преобразуется в энергию эмоций, а интеллект слабо проявляет себя в роли «реостата» и «трансформатора», так как мало участвует в оценке внешних и внутренних воздействий.

5. Эмоциональное огрубление — утрата тонких эмоциональных дифференцировок, т.е. способности определять уместность тех или иных эмоционально окрашенных реакций и дозировать их.

Личность теряет ранее присущие ей сдержанность, деликатность, учтивость, такт, чувство собственного достоинства и уважения к другим, становится расторможенной; назойливой, циничной, хвастливой, бесцеремонной, заносчивой, не соблюдает элементарные приличия. Эмоциональное огрубление обычно становится следствием органических нарушений, снижающих функции интеллекта, например, при алкоголизме, наркомании, патологических проявлениях старения.

6. Эмоциональная тупость. Для ответных реакций характерна душевная холодность, черствость, опустошенность, бессердечие. Эмоциональный репертуар личности резко ‘ограничен, в нем нет реакций, включающих нравственные, этические и эстетические чувства. Такой тип реагирования связан с явным недоразвитием или утратой высших эмоций. Обозначается иногда как «моральная идиотия», олотимия.

7. Утрата эмоционального резонанса полное или почти полное отсутствие эмоционального отклика на различные события. Личность разобщена с внешним миром, утратила ощущение слитности с происходящим. Эмоции перестали выполнять важнейшую свою функцию — связывать внешнее, материальное и внутреннее, духовное. В результате в значительной мере нарушается естественный энергетический обмен между индивидом и средой.

8. Алекситимия— сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний. Термин «алекситимия» (от греч. а — отрицат. частица, lexis слово) — нарушение (или затруднение) способности говорить вследствие эмоциональных затруднений. В близком переводе это может означать: «нет слов для названия переживаемых эмоциональных состояний». Медиками и психологами подмечено, что многие пациенты психосоматической клиники мыслят утилитарно, имеют тенденцию больше действовать, а не разъяснять в конфликтных и стрессовых ситуациях, затрудняются в поиске подходящих слов и символических средств для описания своих эмоциональных состояний.

Самосознание виктимной личности старшеклассника

Show simple item record

dc.contributor.authorВолкова, Татьяна Геннадьевна
dc.date.accessioned2015-04-29T07:58:52Z
dc.date.available2015-04-29T07:58:52Z
dc.date.issued2014
dc.identifier.citationВолкова, Т. Г. Самосознание виктимной личности старшеклассника: монография / Т. Г. Волкова ; АлтГУ. — Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. — 174 с.ru_RU
dc.identifier.isbn978-5-7904-1732-0
dc.identifier.urihttp://elibrary.asu.ru/handle/asu/905
dc.description.abstractВ книге представлены как основные результаты исследований отечественных, зарубежных психологов, так и данные, полученные при подготовке данного исследования. Издание содержит анализ психологических профилей виктимологического образа Я. Полученные эмпирические данные являются важными для последующих сравнительных исследований виктимной личности. Изложенное в монографии исследование и полученные выводы будут полезны психологам при проведении диагностической, профилактической, психокоррекционной работы; при формировании тренинговых групп; в процессе преподавания психологических дисциплин «Психология виктимной личности», «Психология девиантного поведения», «Ювенальная психология», «Возрастная психология» и др.; для разработки спецкурсов, отдельных лекционных и практических занятий для студентов-психологов; для организации деятельности психолого-педагогических методических объединений психологов и преподавателей старших классов.ru_RU
dc.publisherБарнаул: Издательство Алтайского государственного университетаru_RU
dc.subjectСамосознание личностиru_RU
dc.subjectВиктимная личностьru_RU
dc. subjectСтарший школьный возрастru_RU
dc.subjectОбраз Яru_RU
dc.subjectЭмпирические исследованияru_RU
dc.subjectВиктимологический образ Яru_RU
dc.subjectРанняя юностьru_RU
dc.titleСамосознание виктимной личности старшеклассникаru_RU
dc.typeBookru_RU



Files in this item

Name:
book.pdf
Size:
1.661Mb
Format:
PDF

View/Open

This item appears in the following Collection(s)

  • Монографии

Show simple item record


Altai State University | University Libraries
Powered by free open source software DSpace

Contact Us | Send Feedback

 

 


Altai State University | University Libraries
Powered by free open source software DSpace

Contact Us | Send Feedback

 

 

Знаете кого-нибудь, кто всегда «играет роль жертвы»? Сейчас психологи говорят, что это настоящий тип личности.

У каждого в жизни есть человек, который «всегда играет роль жертвы». Когда что-то идет не так, это «никогда не их вина», и если вы пытаетесь бросить им вызов по этому вопросу, они набрасываются на вас со всей силой.

Это тот тип людей, которые делают что-то не так, а потом пытаются изобразить из вас настоящую проблему за то, что вы их вызвали. Потому что их плохой поступок заключался в том, что они просто сравняли счет.

С этими людьми невозможно иметь дело, потому что они никогда не ошибаются. Этот менталитет также тормозит их развитие, потому что, когда вы никогда не ошибаетесь, вам не нужно ничего менять.


Недавнее исследование израильских ученых Габая, Хамейрио, Рубеля-Лифшица и Надлера показало, что «менталитет жертвы» — это реальный и стабильный личностный конструкт, влияющий на то, как люди воспринимают окружающий их мир.

Эти конструкции имеют для нас большое значение, потому что мы используем их, чтобы предсказывать и предвосхищать события, и, в свою очередь, они влияют на наши мысли, поведение и чувства.

Согласно исследованиям, менталитет жертвы или, как его называют, «тенденция к межличностной жертве», или TIV, является устойчивым конструктом, который люди могут носить с собой на протяжении всей жизни.

Это определяется как «постоянное ощущение себя жертвой, которое проявляется во многих отношениях». Вот почему ваш друг с менталитетом жертвы всегда играет роль жертвы, и все, что происходит в мире, является для него оскорблением.

Исследователи говорят, что TIV состоит из четырех основных компонентов:

Потребность в признании – при которой люди имеют высокий уровень потребности в том, чтобы их виктимизация была замечена и признана другими или «безупречный», и видя тех, кто противостоит, критикует или «виктимизирует» себя, как полностью и полностью аморальных и несправедливых

Отсутствие сочувствия – мало сочувствия или беспокойства по поводу страданий других, потому что ваша собственная жертвенность так велика больше, чем страдания других. Также включает право действовать эгоистично или вредно по отношению к другим, не признавая их боль или опыт

Руминация – сильная тенденция размышлять и оставаться чрезвычайно зацикленной на временах, путях и отношениях, когда они подвергались виктимизации и использованию в своих интересах вызванные социальными проблемами, личной проблемой или чем-то, что они сфабриковали. Они верят, что их статус дает им моральное превосходство над другими и позволяет вести себя непоколебимо.

«Как вы смеете судить меня? Я ______ .»

Люди с TIV также чаще пытаются отомстить тем, кто их обидел.

Этот тип личности определяется своей воспринятой травмой, цепляется за нее и использует ее против других. Скотт Кауфман из Scientific American говорит, что люди могут заболеть TIV, даже не «испытывая серьезную травму или виктимизацию».

Кауфман считает, что люди, пережившие травму, способны использовать ее для здорового личностного роста, а не для нездорового самовозвеличивания.

Что, если бы мы все узнали в юном возрасте, что наши травмы не должны определять нас? Что возможно пережить травму и быть жертвой, чтобы не формировать ядро ​​нашей идентичности? Что даже возможно вырасти из травмы, стать лучше, использовать опыт, который мы получили в нашей жизни, для работы, чтобы вселить надежду и возможности в других, которые были в похожей ситуации? Что, если бы мы все узнали, что можно иметь здоровую гордость за свою группу без ненависти к чужой группе?

Придя к конкретному осознанию того, что эта форма менталитета жертвы реальна, это дает страдающим возможность лучше осознать, что они живут с нездоровой личной конструкцией, которую можно изменить. Это также дает тем из нас, кому приходится иметь дело с этими людьми, лучший способ понять этих разочаровывающих людей.

У вас есть личность жертвы? 12 способов сказать

Автор: Internet Archive Book Images

Вам сказали, что у вас личность жертвы? Понятно, что заставляет большинство из нас защищаться. Мы столько пережили. Как смеет кто-то умалять наши страдания?!

Но это не так. Они пытаются указать на то, что вы, сами того не осознавая, выбираете продолжать наши страдания. И на самом деле использовать его, чтобы поймать себя в ловушку.

[Читайте нашу соседнюю статью «Что такое менталитет жертвы?», чтобы узнать больше о том, как это работает.]

Почему я должен признавать, что у меня личность жертвы?

Вы не можете получить свою силу от жертвы и также развить личную силу. То одно, то другое.

Если вы хотите исцелить прошлые травмы и вырасти зрелым, ответственным взрослым, тогда вы должны признать, что вы больше не беспомощный ребенок. Боль и гнев могут все еще быть там из-за травм, которые вы пережили, да. Но вы взрослый человек, у которого есть выбор.

Итак, как определить, живете ли вы в своей жизни с менталитетом жертвы или нет?

12 признаков того, что вы живете с личностью жертвы

1.
Вы часто чувствуете себя беспомощным.

Обратите внимание, как часто вы испытываете чувство, что жизнь «слишком тяжела» и не под силу вам.

Когда в детстве мы сталкиваемся с трудностями, мы действительно беспомощны. Мы не можем просто выйти за дверь, покататься, решить никогда больше не видеть этого человека.

Но, будучи взрослыми, мы сами отвечаем за свою жизнь. Когда случаются тяжелые вещи, если мы взрослый и здоровый человек, мы можем на короткое время почувствовать себя подавленным. Но мы быстро видим, что они могут сделать, чтобы справиться с ситуациями.

Жертвы все еще те дети, которые не видят пути вперед. Личность жертвы возникает из незалеченной прошлой травмы. Поэтому вы опускаете руки и вместо этого делаете следующее…

2. У вас есть склонность жаловаться.

Жалобы заменяют собой действия и вызывают внимание и сочувствие других, а человек, застрявший в мышлении жертвы, тратит много времени на поиски. Так мы чувствуем власть в качестве жертвы.

Конечно, во внимании и сопереживании нет ничего плохого. Но когда мы учимся сопротивляться нашей силе, нам не нужно манипулировать жалобами, чтобы получить ее. Мы можем просто попросить об этом.

3. Вы редко проявляете явный гнев.

Если вы живете с мышлением жертвы, вероятно, вы тратите много времени на то, чтобы быть кротким или «страдать» и быть «слишком милым». Конечно, под этой кротостью скрывается скрытая кладовая подавленной ярости. от твоей незалеченной травмы.

Это может выйти наружу, если вы сможете показать это тайно. Возможно, вы ведете скрытую жизнь интернет-тролля, нападаете и агрессивно набрасываетесь на незнакомцев в Интернете по любому поводу. Или можно накричать на незнакомого кассира, если это не ваш город и никто из ваших знакомых не узнает.

Автор: Internet Archive Book Images

4. Но вы убеждены, что окружающие всегда расстроены или злы на вас.

Убеждая себя, что вы можете «читать» других людей и уверены, что они злятся на вас, вы можете действовать как ложное доказательство того, что они настроены против вас. Это означает, что в споре вы можете перейти в режим жертвы, закрыв другого человека.

Это также означает, что вы можете оставаться беспомощным. Если вы говорите себе, что вы всем не нравитесь, то у вас есть предлог не просить их о помощи и двигаться вперед по жизни.

5. Вы ожидаете, что другие люди будут знать, что вы чувствуете.

Веря, что вы знаете, что другие думают о вас , вы, в свою очередь, ожидаете, что они также будут знать, что вы чувствуете.

Ожидая, что другие узнают о ваших чувствах, вы избегаете настоящего, откровенного общения, которое может привести к тому, что вам придется взять на себя ответственность за ситуацию и выйти из роли жертвы.

6. Вы больше говорите о других людях, чем о себе.

Жертвы постоянно ищут доказательства того, что другие плохо о них думают или пытаются «поступить с ними неправильно». Это означает, что они говорят о других больше, чем обычно.

Если они и расскажут о себе, то начнётся со слов «Вы не поверите, что со мной случилось». Но затем свернет в обвинение других.

7. Вы долго рассказываете о событиях постфактум.

Вы бегаете по ситуациям со всеми своими друзьями? А потом несколько ваших коллег просто так? А потом с человеком, которого вы только что встретили на нетворкинге, просто чтобы получить от него совет? При этом на самом деле ничего не предпринимая? Итак, когда этот официант груб с вами, вы все еще говорите об этом неделю спустя, но на самом деле никогда не звоните в ресторан, чтобы пожаловаться?

Переосмысление — это замаскированное недодействие, способ оставаться пассивным. А пассивность — это ключевой компонент жертвы. Действие, в конце концов, означает, что вы берете на себя ответственность и признаете, что у вас есть сила что-то изменить. Что вы делаете.

8. Вы считаете, что мир опасен.

Автор: Newtown grafitti

Плохие вещи случаются в этом мире, и с хорошими людьми. Человеческий опыт временами труден.

Но многим из нас повезло, что мы на самом деле не столкнулись с реальной опасностью.

Если вы этого не сделали, но просто боитесь опасности, более вероятно, что этот страх исходит из укоренившегося основного убеждения. Эти типы основных убеждений часто возникают из-за незалеченной детской травмы, основной причины, по которой мы застряли в нашей личности жертвы.

9. Вы просто не сможете продвинуться вперед, как бы сильно ни старались.

Опять же, личность жертвы означает, что мы пассивны. Мы не ищем поддержки, необходимой для правильного продвижения вперед.

Если вы страдаете от менталитета жертвы, вы также можете бессознательно саботировать себя, предпринимая неправильные действия, если все же предпринимаете действия. Это подтверждает вашу веру в то, что мир против вас.

10. Когда случаются стрессовые ситуации, вы не можете ясно мыслить.

У тех, кто страдает менталитетом жертвы, часто было стрессовое детство, когда они приучали себя «отключаться», чтобы выжить.

Это означает, что во взрослом возрасте у вас может возникнуть «мозговой туман» при стрессе, все еще живет с вашими детскими реакциями вместо того, чтобы перейти во взрослый режим и использовать стресс как триггер, чтобы найти логические решения и принять меры.

11. Вы часто вспоминаете прошлое, даже с незнакомыми людьми.

Вы делите свое трудное детство с людьми, которых только что встретили? Всегда поднимаете это в спорах? Даже не осознавая этого, мы можем использовать свою травму, чтобы манипулировать другими.

В ссоре с партнером по поводу того, что вы снова опоздали на что-то важное для него , вы могли бы сказать: «Как вы можете кричать на меня, если знаете, что в детстве я подвергалась насилию», а затем разрыдались. У другого человека больше не может быть взрослого конфликта с вами.

Или на первом свидании, что, возможно, не так хорошо. Вместо того, чтобы позволить этому человеку увидеть, кто вы сейчас, как человек , и поделиться своей травмой в подходящий момент, вы объясняете все свое трагическое детство. Они вынуждены пожалеть вас и могут чувствовать давление, чтобы встретиться с вами снова.

12. Вы часто чувствуете себя истощенным или болеете простудой или гриппом.

Жизнь жертвы означает, что вы подавляете то, что вы на самом деле чувствуете и думаете, а также все свои настоящие дары и таланты справляться с жизнью. Вы должны это сделать, иначе другие перестанут вас жалеть.

Это все равно, что жить своей жизнью, постоянно держа под водой большой пляжный мяч — это требует больше энергии и концентрации, чем вы можете себе представить.

В результате жертвы часто устают или имеют пониженную иммунную систему. Что вызывает большее сочувствие.

Автор: Стефани

О, похоже на меня. Что я делаю?

Признание того, что вы живете с точки зрения жертвы , может показаться ошеломляющим.

Но жертвенность — это неизбежная тактика выживания, которой вы научились, пережив тяжелое детство. Воспринимайте признание того, что вы делаете это, не как очередной повод для стыда, а как положительный шаг к самоисцелению.

Жизнь жертвы — это то, чему вы научились, так что вы также можете разучиться.

Но это звучит страшно, просто так измениться

Опять же, личность жертвы связана с незалеченной травмой. Так что да, столкновение с этим может также означать столкновение со многими глубокими и подавленными эмоциями, включая гнев, стыд и печаль.

Но альтернатива в том, что вы никогда не знаете, кто вы на самом деле, насколько могущественным вы можете быть. Вы не достигаете целей, которые на самом деле заставляют вас чувствовать себя хорошо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *