Вильгельм вундт вклад в психологию: Вильгельм Вундт — создатель экспериментальной психологии

Вильгельм Вундт — Основоположник экспериментальной и культурной психологии – Genvive

Вильгельм Максимилиан Вундт
(16 августа 1832, Некарау, ныне в составе Мангейма, Баден — 31 августа 1920, Гросботен около Лейпцига, Германия) (88 лет)
Гражданство: Германия
Категория: Учёные
Род деятельности:  Психологи, Физиологи
Спецификация: Экспериментальная психология,  Культурная психология
Уникальное отличие: Основоположник экспериментальной и культурной психологии (Психологии народов), один из основателей этнопсихологии, один из отцов современной психологии.
Пол: Мужской

Цитаты:
1. В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни — меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, — холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений — флегматиком.

2. Физиологическая психология в первую очередь психология.
3. Отличительные характеристики души носят субъективный характер, мы выводим их только из содержаний нашего собственного сознания.
4. Результаты этнической психологии представляет собой наш главный источник информации относительно общей психологии сложных психических процессов.
5. Экспериментальная психология постоянно страдала от рецидива метафизической трактовки ее проблем.

Достижения и вклады:


Профессиональная, социальная позиция: Вильгельм Вундт – немецкий психолог, физиолог, философ и врач.
Основной вклад (чем известен): Вундт был одним из основателей современной психологии и первым ученым, который когда-либо начал называть себя психологом. Он был отцом экспериментальной психологии и основателем первой в мире психологической лаборатории (1879).

Вклад в психологию:

1. Психология как самостоятельная наука. Вундт является одним из первых и наиболее известных разработчиков программы развития психологии как самостоятельной науки.
Он доказал, что психология имеет свои законы: а) закон творческого синтеза, б) закон психических отношений, в) закон контраста, г) закон гетерогенности целей (Heterogonie der Zwecke).
Наряду с ассоциативной связью между элементами, ввел апперцептивную связь, которая отождествляется с вниманием и волей, связывающих отдельные элементы в целостную картину.
В 1867 году Вильгельм Вундт прочитал в Гейдельбергском университете первый курс лекций в истории по физиологической психологии.
2. Физиологическая психология. Предложил план разработки физиологической психологии как отдельной науки, использующей метод лабораторного эксперимента
3. Экспериментальная психология. Он считается основателем экспериментальной психологии. Ввел в психологию экспериментальный метод исследования, а также использовал интроспекцию.
4. Первая психологическая лаборатория. Основатель первой научной психологической лаборатории (1879) в Лейпцигском университете.
5. Первый психологический журнал. Основатель первого психологического журнала «Философские исследования» (1881), с 1903 «Психологические исследования».
6. Культурная психология. Пионер в разработке проблем культурной психологии или психологии народов (нем. Völkerpsychologie), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.
7. Методы исследования. Методом исследования высших психических процессов (наряду с экспериментом и интроспекцией) является анализ проявлений человеческого духа и продуктов творческой деятельности: языка, сказок, мифов, обычаев, искусства и религии.
Знаменитые идеи Вундта: “Теория действительности” (“the theory of actuality”), “принцип психофизического параллелизма”, “волюнтаризм”, “творческие результанты”, “творческий синтез”, “психология народов”.
За годы работы в Лейпциге, Вундт являлся руководителем 186 докторских диссертаций по различным дисциплинам и читал лекции более чем 24000 студентам.
Среди его выдающихся учеников были: Освальд Кюльпе, Эдвард Титченер, Джеймс Маккин Кеттел, Чарльз Спирмен, Г. Стэнли Холл, Чарльз Хаббард Джадд, Лайтнер Уитмер и Гуго Мюнстерберг, российские психологи Владимир Бехтерев и Иван Павлов.
Теория  Вундта была развита его учеником, Эдвардом Титченером, который назвал свою систему структурализмом.
Почётные звания, награды: Орден за заслуги в области искусств и науки.

Основные труды: Материалы к теории чувственного восприятия (1858—1862), Лекции о разуме человека и животных (1863), Основы физиологической психологии (1873-1874) (в 2-х томах, одна из важнейших работ в истории психологии), Очерк психологии (1896), Введение в психологию (1911), Психология народов (Völkerpsychologie ) (в 10 т. 1900- 20). Философские тексты: Логика (1880-1883), Этика (1886), Система философии (1889).

Карьера и личная жизнь:


Происхождение: Вильгельм Вундт родился в немецком городе Некарау, Баден и был четвертым ребенком в семье. Его отец Максимилиан Вундт, был лютеранским пастором и его матерью была Мари Фредерик, урожденная Арнольд (1797-1868).
Образование: В возрасте тринадцати лет, Вундт начал свое формальное образование в католической гимназии в Брухзале (1845-1851). С 1851 он учился в университете Тюбингена, но после одного года учебы он перешел в Гейдельбергский университет, где начал специализироваться в области медицины (доктор медицинских наук, 1856 г.). В 1856 г. он учился один семестр у Иоганна Мюллера в университете Берлина.
Оказали влияние: Густав Фехнер, Иоганн Петер Мюллер, Герман фон Гельмгольц.

Основные этапы профессиональной деятельности: 

Он получил диплом доктора медицины в Гейдельбергском университете (1856 г.). Там же он начал работать преподавателем физиологии, а в 1858 году он стал ассистентом физика и физиолога Германа фон Гельмгольца (1858 – 1865). В Гейдельберге он написал свой труд “Материалы к теории чувственного восприятия” (1858-1862), где впервые вводит понятие «экспериментальная психология».

В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге, а в 1867 году  должность профессора медицины.
В 1871 году его учитель Гельмгольц переехал в Берлин, и Вундт занял его место.
В 1874 году он стал профессором философии  в университете Цюриха.
В 1875 году Вундт переезжает в Лейпциг, где начинает работать в качестве профессора  Лейпцигского университета (1875-1917). Там он оставался, занимался преподаванием и научной работой в течение следующих 42 лет, и это был самый продуктивный период его карьеры. В 1879 году, Вундт открыл первую лабораторию, когда-либо быть посвященный исключительно психологических исследований.
В Лейпциге он также основал Институт экспериментальной психологии (1879 г.). На протяжении  1889-90 он являлся ректором Лейпцигского университета.
Его интерес к психологии был вдохновлен Эрнстом Вебером (1795-1878) и Густавом Фехнером (1801-1887), которые также  работали в Лейпциге.
В 1917 году Вундт прекращает свою преподавательскую деятельность.
Основные этапы личной жизни: Когда Вундту было около шести лет, его семья переехала в небольшой старинный  город в земле Баден-Вюртемберг.
В 1867 году Вундт встретил Софи Мау (1844-1912). Она была старшей дочерью профессора богословия Генриха Августа Мау.
Они поженились 14 августа 1872 г. в Киле.
У них было трое детей: Элеонора (1876-1957), Лили (1880-1884) и Макс Вундт (1879-1963), который стал философом.
Вильгельм Вундт умер 31 августа 1920 года в Гросботене под Лейпцигом в возрасте 88 лет.

Вклад Вильгельма Вундта в становлении психологии как науки

Вклад Вильгельма Вундта в становлении психологии как науки.

Основателем научной психологии принято считать знаменитого немецкого исследователя Вильгельма Вундта , открывшего в 1879 г. первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге. Соответственно этот год считается годом рождения психологии как науки – Вундт как бы узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания.

Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 г. в Бадене. В юношеском возрасте он заинтересовался медициной и с 1851 по 1856 г. изучал медицину в университетах Гейдельберга, Тюбингена и Берлина.

С 1858 г. Вундт выпускал статьи «Доклады по теории чувственного познания». В этих ранних работах он отразил свои взгляды на основные понятия психологии. По его мнению, психология — это наука о природе, а ее предмет должен изучаться в соответствии с естественнонаучными принципами и методами. Одним из самых важных принципов психологической науки Вильгельм Вундт считал неограниченное применение экспериментального метода. Основную задачу психологии он понимал как ответ на вопрос, каким образом физическое воздействие на органы чувств становится ощущением.

В следующих работах Вильгельм Вундт развивал рефлекторную и детерминистическую концепции психического и рассматривал теорию психических процессов как продуктов развития.

С 1864 г. Вильгельм Вундт — экстраординарный профессор физиологии в Гейдельберге, в 1874 г.

он стал профессором философии в Цюрихе, а с 1875 г. еще и профессором философии в Лейпциге. До 1878 г. все его научные работы были посвящены проблемам физиологии. Наиболее фундаментальной в этом ряду была его работа «Основания физиологической психологии», написанная в 1873- 1874 гг. В ней Вундт подробно рассмотрел понятие психического, которое, по его мнению, является промежуточным звеном между внешними воздействиями на органы чувств и движением. Это спонтанное движение, наряду с чувственным представлением, он считал основными психологическими функциями.

В 1875 г. вышла еще одна его книга — «Теория материи». В ней Вундт показал свою приверженность созданной Гельмгольцем «теории знаков». Он считал, что представление подразумевает не сами вещи, а знаки, которые на них указывают. Таким образом, можно сказать, что Вундт придерживался теории параллелизма между внешним воздействием и ощущением.

В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт организовал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную вскоре в институт, который долгие годы был важнейшим международным центром и единственной в своем роде школой экспериментальной психологии для исследователей из многих стран Европы и Америки. В этой лаборатории изучались ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание, простейшие чувства человека.

В процессе превращения психологии в экспериментальную науку Вундт заимствовал образец научного исследования в современном ему естествознании. Согласно его пониманию естественно-научного метода, всякое научное исследование должно удовлетворять ряд основных требований. Во-первых, подлежащее наблюдению явление должно некоторое время находиться в поле ясного и отчетливого восприятия наблюдателя. Поскольку же психические явления сложны и текучи, а время формирования ясного и отчетливого восприятия конечно и часто соизмеримо со временем протекания самого наблюдаемого процесса, то должна существовать возможность многократного воспроизведения явления при тождественных условиях. Как считал Вундт, реализация этих требований в психологии предполагает прежде всего смену самого объекта изучения. Если со времен Д. Локка в качестве такого объекта признавался исключительно мир «внутреннего опыта» человека, то Вундт потребовал обратиться к анализу всей сферы переживаний, всего «непосредственного» опыта, безразлично, внутреннего или внешнего.

Этот опыт Вундт противопоставлял опыту «опосредованному» — миру предметов и идеальных значений, который хотя и открывается человеку «посредством» его переживаний, но сам уже является объектом изучения не психологии, а других наук (физики, химии, биологии и т.д.).

В 1883 г. Вундт основал первый в мире журнал экспериментальной психологии «Философские исследования» («Philosophische Studien»). Последние двадцать лет своей жизни Вильгельм Вундт посвятил изучению психологии народов, которую рассматривал как венец психологии. Вундт изучал процессы, лежащие в основе общего развития человеческих обществ и возникновения совместных духовных продуктов, представляющих общечеловеческие ценности. В результате такого рассмотрения Вильгельм Вундт предпринял попытку свести развитие общества и культуры к психическим причинам и условиям. Таким образом, можно говорить о том, что Вундт идеализировал психологию, считая ее универсальной наукой. Но, ограничивая предмет исследования психологии народов высшими психическими процессами, Вундт не уделял внимания социальной психологии.

Тем не менее, его можно назвать основателем психологии культуры. В основу созданной им психологии народов Вильгельм Вундт положил мысль о социальной детерминированности психического развития индивидов и об их взаимовлиянии. Частью своей работы он видел изучение таких социокультурных феноменов, как язык, религия, мифы и фольклор. С этим связан тот факт, что приверженцы позитивизма в психологии отвергли вундтовский проект психологии.

В 1912 г. Вильгельм Вундт выпустил книгу, которая стала своеобразным итогом его научной деятельности. В ней ученый рассмотрел основные понятия психологии в свете ее сравнения с естествознанием. Проанализировав творчество многих психологов, Вундт выделил два основных определения понятия психологии. Согласно одному, психология есть «наука о душе», а психические процессы трактуются как явления, из рассмотрения которых можно делать выводы о сущности, лежащей в их основе метафизической душевной субстанции. Согласно другому определению, психология есть «наука внутреннего опыта».

Согласно этому, психические процессы принадлежат особого рода опыту, который отличается, прежде всего, тем, что его предметы предоставлены «самонаблюдению», или, по-другому, «внутреннему» чувству. Однако, по мнению Вундта, ни одно из этих определений не удовлетворяет современной научной точке зрения. Первое — метафизическое — определение соответствует тому состоянию, в котором психология находилась дольше, чем другие области человеческого знания, но которое и для нее отошло теперь окончательно в прошлое, после того как она развилась в эмпирическую дисциплину. Второе — эмпирическое — определение, видящее в психологии «науку внутреннего опыта», по мнению Вильгельма Вундта, недостаточно, потому что оно может поддерживать то ошибочное мнение, будто бы этот внутренний опыт имеет дело с предметами, во всем отличными от предметов так называемого «внешнего опыта». На основании этого Вильгельм Вундт разделял естествознание и психологию как два различных направления в обработке экспериментально полученного опыта.
Первое — то, которому следует естествознание; Вундт считал, что естественные науки рассматривают объекты опыта в их свойствах, мыслимых независимо от субъекта. Второму направлению следует психология: она рассматривает совокупное содержание опыта в его отношениях к субъекту и в тех свойствах, которые ему приписываются непосредственно субъектом. Естественнонаучную точку зрения, поскольку она возможна лишь благодаря отвлечению от субъективного фактора, содержащегося во всяком действительном опыте, Вундт называл точкой зрения опосредованного опыта, а психологическую — точкой зрения непосредственного опыта. Поскольку естествознание исследует содержание опыта в отвлечении от испытующего субъекта, то задача естествознания определяется так же, как «познание внешнего мира», причем под внешним миром имеется в виду совокупность данных нам в опыте объектов. Соответственно, задача психологии определялась иногда как «самопознание субъекта». Однако это определение недостаточно, поскольку, кроме свойств субъекта, к предмету психологии относятся также различные взаимодействия между ним и внешним миром и другими подобными субъектами.
Вывод, который сделал Вильгельм Вундт в своей работе, заключался в том, что и естествознание, и психология являются эмпирическими науками, т.к. они имеют своей задачей объяснение опыта. При этом психология должна быть названа более строго эмпирической наукой ввиду особенностей, присущих ее задаче.

Вильгельм Вундт умер 31 августа 1920 г. в Гросботене близ Лейпцига. Вклад, который он внес в создание и развитие экспериментальной психологии, трудно переоценить. В его первой в мире лаборатории экспериментальной психологии работали многие ученые Европы и Америки. Среди них были и российские психологи: Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, Д.Н. Узнадзе. Кроме того, Вильгельм Вундт был основателем этнопсихологии.

Благодаря Вильгельму Вундту стали организовываться специализированные институты психологической науки, что помогло в становлении психологии как самостоятельной науке. Так же он создал научную лабораторию в Лейпциге, в которой проводились исследования и обучение специалистов. А в своем журнале  «Философские учения» Вундт изучал процессы, лежащие в основе общего развития человеческих обществ и возникновения совместных духовных продуктов, представляющих общечеловеческие ценности. Благодаря его трудам, он доказал, что психология имеет право считаться самостоятельной эмпирической наукой.

Список использованной литературы: В. Яровицкий «100 великих психологов» 2004 г.


Человеческий интеллект: Вильгельм Вундт

 

  Интерактивный Карта | Алфавитный указатель | Индекс периода времени
./siteImages/checkerboard7.gif»>

Интерактивный Карта       

Алфавитный Индекс       

Время Индекс периода       

Горячий Темы       


Карта — PDF       


Как цитировать этот сайт

Сделать вклад

ссылки

Авторы

Комментарии


Вильгельм Вундт

(1832-1920)


Немецкий философ и психолог

Влияния

  • Студент:
  • Под влиянием:
  • Ученики: Дж. М. Кеттелл, Титченер, Копьеносец
  • Под влиянием:
  • Период времени: Великие школы

Образование

  • Тюбингенский университет (1851)
  • Гейдельбергский университет (доктор медицины, 1856 г. )

Карьера

  • Приват-доцент физиологии (1857-1864)
  • Профессор индуктивной философии Цюрихского университета (1874 г.)
  • Профессор индуктивной философии Лейпцигского университета (1875-1917)
  • Создал первую в мире экспериментальную лабораторию в области психологии, Институт экспериментальной психологии (1879 г.))

Основные вклады

  • Часто упоминается как «Отец экспериментальной психологии» и «Основатель современной психологии»

Идеи и интересы

Вундт основал первую в мире лабораторию, посвященную экспериментальным психология. Эта лаборатория стала центром внимания для тех, кто серьезно интересовался в психологии, сначала для немецких философов и студентов-психологов, затем для американских и британских студентов. Все последующие психологические лаборатории в первые годы своего существования были тесно связаны с моделью Вундта.

Революционный подход Вундта к психологическим экспериментам психологическое исследование из области философии и естественных наук и начал использовать физиологические экспериментальные методы в лаборатории. Для Вундта сущностью всех тотальных приспособлений организма была психофизическая процесс, органическая реакция, опосредованная как физиологическими, так и психологический. Он был пионером концепции констатации ментальных событий в отношении к объективно познаваемым и измеримым стимулам и реакциям. Вундт воспринимал психология как часть сложной философии, где разум рассматривается как деятельность, а не вещество. Основная психическая деятельность обозначалась Вундта как «апперцепции».

Физиологическая психология занималась процессом возбуждения от раздражения органов чувств, через чувствительные нейроны к нижним и высшие мозговые центры, а от этих центров к мышцам. Параллельно с этим процессом шли события душевной жизни, познаваемые посредством интроспекции. Самоанализ стал для Вундта основным инструментом экспериментальной психологии. В издании Вундта 1893 г. физиологической психологии , он опубликовал «трехмерная теория чувств»: чувства классифицировались как приятные или неприятным, напряженным или расслабленным, возбужденным или подавленным. Данное чувство может быть одновременно комбинацией одной из каждой из категорий.

Метод самоанализа Вундта не остался основным инструментом психологические эксперименты начала 1920-х гг. Его величайший вклад должен был показать, что психология может быть полноценной экспериментальной наукой. Его влияние на развитие психологии как науки было огромно. Несмотря на плохое зрения, Вундт, по оценкам, опубликовал 53 000 страниц, достаточно для хранения полной библиотеки.

Как отмечалось выше, главной заботой многих ранних психологов, таких как Вундт и Фехнер, был с измерением сил сенсорных дискриминация, вытекающая из теории и методологии психофизики, наука о количественных отношениях между физическими величинами и ощущения. Этот интерес к измерениям привел Вундта к разработке того, что будет основой для шкалы интеллекта Бине. Бине разработал шкала, в которой конкретные задачи напрямую соотносились с разными уровнями способностей или умственного возраста. Однако Бине не предполагал, что каждый задача будет точно и достоверно соответствовать определенному ментальному уровню. По мере развития шкалы Бине счел необходимым использовать ряд задач на каждом уровне для определения умственного возраста. На данный момент задача определения умственный возраст человека напоминал один из психофизических методов разработан Вундтом для определения уровня чувствительности человека к слабые стимулы или небольшие физические различия в стимулах.

Publications

  • Vorlesungen uber die Menschen und Tier-Seele (1863 г., английский перевод, Лекции по психологии человека и животных, 1896 г.)
  • Grundzuge der physiologeschen Psychologie (1874 г., английский перевод, Принципы физиологической психологии, 1904).
  • Philosophische Studien, первый журнал по психологии (1871 г.)
  • Volkerpsychologie (социальная психология), (10 томов, 1911-1920)

Каталожные номера: 3, 10, 37

Изображение предоставлено Национальной медицинской библиотекой


Главная | Интерактивный Карта | Алфавитный указатель | Время Индекс периода
Горячие темы | Карта — PDF | ссылки | Авторы | Комментарии

За дополнительной информацией обращайтесь по телефону
Вопросы по содержанию: д-р Джонатан Plucker (jplucker AT jhu. edu)
Технические вопросы: Технический содиректор (intelltheory AT gmail.com)
Copyright © 2016

Последнее изменение: 29 апреля 2018 г.

Вклад Вильгельма Вундта в психологию — 728 слов

Вильгельм Вундт был первым, кто претендовал на звание психолога и отделил психологию от философии и науки. Если учесть, что Вундт построил первую психологическую лабораторию в 1879 году (Schultz & Schultz, 2011), то может показаться, что психология — довольно современная наука, насчитывающая менее двухсот лет. Однако, если принять во внимание, что психология уходит своими корнями как в философию, так и в физиологию, ее основание простирается гораздо дальше. В этой статье я расскажу о вкладе одного философа и одного физиолога и о том, какой вклад они внесли в психологию, какой мы ее знаем сегодня. Джон Локк (1632–1704) был врачом и философом (Schultz & Schultz, 2011). Локк был автором многочисленных работ, но его самым важным вкладом в мир психологии был «Эссе о человеческом понимании». Я выбрал Локка …показать больше содержания…

В этом эссе автор
  • объясняет, что Вильгельм Вундт был первым, кто претендовал на звание психолога и отделил психологию от философии и науки.
  • Объясняет, что самым важным вкладом Джона Локка в мир психологии было эссе о человеческом понимании.
  • Объясняет, что исследования Эрнста Вебера были сосредоточены на физиологии органов чувств. он не занимался психологией, но его работа предоставила будущим исследователям метод исследования взаимосвязи между телом и разумом.
  • Объясняет, что психология включает в себя как философию, так и физиологию. Джон Локк основал эмпиризм и бихевиоризм. Вклад Эрнста Вебера в раннюю психологию был доказательством того, что некоторые аспекты являются количественными.
  • Делает вывод, что без философов и физиологов не было бы психологии. потребовалось много людей и различных теорий, чтобы установить то, что мы знаем сегодня.

Философы во все времена концентрировались на идеях и опыте и на том, как они формируют людей. Физиология фокусируется на теле, главным образом посредством наблюдения. Психология охватывает обе эти области. Это изучение ума и его процессов. Это требует, чтобы мы смотрели как на физическую материю тела и мозга, так и на невидимые мысли и эмоции. Джон Локк основал эмпиризм. Эмпиризм был важен в ранней психологии, потому что он помог основать бихевиоризм. В бихевиоризме поведение является результатом стимула. Независимо от того, что пережил мозг, его можно восстановить с помощью новых стимулов. Эта теория была представлена ​​Джоном Б. Уотсоном (Schultz & Schultz, 2011) и развита Б. Ф. Скиннером и другими в нео-бихевиоризме. Даже собаки Павлова были экспериментом в бихевиоризме. Вклад Эрнста Вебера в раннюю психологию был доказательством того, что некоторые аспекты являются количественными или измеримыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *