Визуал кто такой: кто такой и что это за тип восприятия информации в психологии, характеристика психотипа

Содержание

визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы

27.06.2021

Однажды Нил Флеминг, учитель из Новой Зеландии, решил выяснить, почему любознательные дети быстро теряют интерес к учебе. На основе его исследований и возникла теория о четырехканальном восприятии информации. Согласно этой теории, человек познает мир с помощью нескольких чувств, но всего одно из них доминирует. Для лучшего усвоения материала нужно комбинировать разные типы заданий, разные методы подачи материала и разные способы контроля (например, тесты или классические контрольные работы).

Содержание:

  • Как понять, какой психотип у ребенка?
  • Ребенок-кинестетик
  • Ребенок-аудиал
  • Ребенок-визуал
  • Ребенок-дигитал

Как понять, какой психотип у ребенка?

Для правильного воспитания и эффективного обучения ребенка нужно знать его психотип, и для этого необходимо научиться его определять.

Дети разных психологических типов по-разному воспринимают смоделированную ситуацию. Например, если ребенок представит, что гуляет по лесу, то:

  • визуал мысленно увидит цветущие поляны, высокие деревья;
  • кинестетик почувствует запах хвои, травы и цветов;
  • аудиал скажет о шелесте трав и пении птиц;
  • дигитал подумает, что ему нужен компас и карта – чтобы понимать, где он находится.

То есть аудиалы больше слушают, кинестетикам важно обоняние, визуалы зрительно отмечают все мелочи, а дигиталы мыслят рационально и логически. Такое разное восприятие влияет и на речь ребенка. Визуал сделает упор на слова, которыми можно «видеть»: свет, темнота, далеко, близко… Разговаривая, он чаще глядит вверх. В рассказе аудиал использует «говорящие» слова: молчание, кричать, тишина, шепот, громко… Смотрит ребенок этого психотипа при разговоре прямо. Дигиталы говорят «логикой»: очевидно, из этого следует… А кинестетик скорее будет описывать чувства: тепло, холодно, колючий, дотронуться… При разговоре его взгляд обычно опущен вниз.

Ребенок-кинестетик

Такой малыш все трогает, нюхает и даже пробует на зуб. У него отличная мышечная память, скорее всего, он преуспевает в танцах и спорте, но на школьных уроках ему трудно концентрироваться и сложно длительное время находиться на одном месте. Чтобы запомнить написание слова, ребенок должен прописать его неоднократно – на помощь придет мышечная память. Доказывать теоремы – не его конек. Зато собирать конструктор, ставить химические и физические опыты – здесь кинестетики в своей стихии. Мальчики с удовольствием мастерят, а девочки любят рукодельничать и готовить.

Малышу-кинестетику нужно часто делать между занятиями перерывы, заполненные мелкими физическими действиями: чередовать активные и умственные упражнения. Понимающие учителя дают такому ребенку задания сходить за мелом, закрыть или открыть окно, принести что-то из учительской.

Для обучения кинестетика нужны макеты, глобусы, гербарии, документальные фильмы и конкретные факты из жизни. Им полезно покупать разнообразные энциклопедии, словари и познавательную литературу. Они с восторгом посещают выставки, зоопарки и музеи, в том числе интерактивные.

Ребенок-аудиал

Этот малыш живет в мире звуков. Он любит говорить, фантазировать, спорить, обожает песни и инструментальную музыку, часто тихонько напевает. Заучивание стихов дается ему легко, как и выразительная декларация любимых авторов. Аудиалы-школьники внимательны на уроках, но их отвлекает шум, поэтому для успешного обучения им нужна полная тишина. Дома для аудиала нужен отдельный тихий уголок, где он мог бы спокойно играть и учиться.

Ребенок этого психотипа часто кажется назойливым, но он лишь нуждается в индивидуальном подходе и внимании. Ему проще слушать чей-то голос, чем читать самому, и это нужно учитывать при обучении. Оптимальным вариантом станут лекции и аудиокниги, такие ученики с точностью пересказывают материал со всеми подробностями и попутно делают свои выводы.

Они быстро запоминают информацию с первого раза, но еще крепче материал будет усвоен после повторения и чтения вслух.

Школьнику-аудиалу тяжело с чтением и орфографией, он часто рассеян и забывчив. Чтобы лучше концентрироваться, ему нужно проговаривать все свои важные действия. На уроках такой ребенок понимает учителя, если тот объясняет материал с паузами и выделяет интонацией главное. В изучении иностранного языка аудиал уделяет повышенное внимание разговорной речи и аудированию, а не чтению или письму.

Ребенок-визуал

Ребенок с таким психотипом всю информацию представляет зрительно. Он спокоен, рассудителен, о таких малышах говорят, что они «не доставляют хлопот» семье. Визуалы обожают рассматривать картинки, собирать паззлы, лепят, рисуют, проявляют повышенный интерес к моде и к своей внешности. Школьники-визуалы хорошо разбираются в графиках, картах и схемах, быстро находят выход из проблемных ситуаций и всегда систематизируют полученные знания.

Дети такого психотипа обычно обладают медленной речью, не очень хорошо запоминают устные объяснения учителя, поэтому им нужно делать заметки и пояснения, выделяя другим цветом главную мысль. Они часто делают в учебниках пометки карандашом. Для обучения им нужны плакаты и флеш-карточки, магнитные доски, схемы и графики. Визуалы быстро учатся читать по наклейкам с названиями предметов. Очень любят канцелярские принадлежности: блокноты, альбомы. Курсы ментальной арифметики как раз более всего подходят для детей-визуалов

Ребенок-дигитал

Это самая малочисленная группа: дигитальный психотип составляет всего лишь несколько процентов от сего количества людей. Дети-дигиталы всегда полагаются на логику, а не на чувства, во всем ищут смысл. Это «почемучка», которому интересно зачем, почему и как работает тот или иной предмет, малыш-исследователь. Он разрежет подушку, чтобы узнать, что там внутри, разберет пульт от телевизора по той же причине. Дигиталам легко учиться по конспектам и учебникам, но у них не очень развита моторика и плохо с физкультурой. В обучении школьнику с дигитальным восприятием нужно объяснять все доступно и доходчиво, с помощью чертежей, инфографики и схем.

Как появился миф про визуалов, аудиалов и кинестетиков, и почему модель доминирующего стиля обучения вредна для человека / Хабр

Пока педагоги бьют в колокол, опасаясь, что ChatGPT порушит систему образования, они сами ломают её изнутри популярным нейромифом о доминирующем стиле обучения. 

Опросник Высшей школы экономики показал: 80% преподавателей вузов верят, что студентов можно разделить на визуалов, аудиалов, вербалов и кинестетиков. Более широкое международное исследование говорит: 89,1% педагогов считают, что люди учатся лучше, когда получают информацию в «своём стиле обучения».

В чём проблема

Предположим, что студент прошёл тест на определение доминирующего стиля и его поместили в категорию аудиалов. Он может решить, что нет смысла изучать «визуальные» или «вербальные» предметы, такие как журналистика или театральное искусство. Если такой ученик не будет получать ожидаемых отметок или  удовольствия от обучения, он просто припишет неудачи несоответствию своему стилю. 

Но стоит различать предпочитаемый способ получения информации и эффективный. Очевидно, что для изучения иностранного языка необходимо задействовать не только глаза. Как, например, изучать акцент по картинкам?

С другой стороны, учителя, которые вынуждены адаптировать свои программы под мифические стили обучения, тратят на это время и деньги, тогда как могли бы сконцентрироваться на других, доказанных методах.

Школы и университеты, а также методические пособия для педагогов, рекомендуют учитывать концепцию доминирующего стиля обучения, и иногда это доходит до абсурда. Например, в материале справочной системы «Образование» г. Воркуты, педагог-психолог советует учителям следить за внешним видом при обучении визуалов, а для работы с кинестетиками «ласково прикасаться, обнимать и похлопывать ребёнка по спине».

Опрятный образ, вроде как, социальная норма — визуалы ни при чём, а рекомендация для обучения кинестетиков и вовсе где-то около УК РФ.

Откуда это пришло

Существует более 70 классификаций по стилям обучения, но самая популярная из них — VARK. Она разделяет людей на визуалов (Visual), аудиалов (Aural), вербалов (Read/write) и кинестетиков (Kinesthetic).

Модель придумана новозеландским школьным инспектором Нилом Флемингом. В 1995 году он выпустил статью под названием «Я другой; не тупой: Способы преподавания (V.A.R.K.) в высших учебных заведениях». Однако Флеминг не представил достоверных данных, которые показали бы, как результаты обучения могут отличаться от того, какой предмет изучают студенты.

Нил Флеминг, автор концепции VARK

К тому же Флеминг не создал концепцию VARK с нуля. По сути, он придумал одну букву — R.

Ещё в 60-е годы группа американских психологов представила модель VAK — как VARK, но без вербалов. Они решили, что обучение — это сложный процесс, который, помимо когнитивных способностей, включает сенсорные и двигательные функции. Согласно модели VAK, человеческий мозг обрабатывает информацию через три основных канала: визуальный, аудиальный и кинестетический.

Получается, Нил Флеминг лишь дополнил VAK четвёртым способом — «вербальным», то есть восприятием информации через чтение или письмо. И к тому же оказался более талантливым маркетологом, раз смог присвоить существующую концепцию себе.

Что говорит наука

В основе нейромифа о доминирующем стиле лежит неправильное представление о том, что каждый мозг развивается по-разному и, следовательно, что каждый человек учится по-разному.

Действительно, из ста миллиардов нейронов, которые мозг имеет при рождении, складывается уникальная сеть синаптических связей, однако это развитие не делает мозг настолько индивидуальным, что у человека появляется доминирующий способ получения информации.

Наоборот, зрительная, слуховая и кинестетическая области взаимосвязаны: когда мы что-то слышим, то активируется не только аудиальная область, но и зрительная с кинестетической. Например, иногда достаточно задействовать вербальную область и прочитать, что кто-то зевнул, как тут же активизируется кинестетическая область, и человек зевнёт в ответ.

В 2006 году американский консультант по образованию Уилл Тальхаймер предложил награду в $1000 тем, кто сможет доказать, что обучение в доминирующем стиле эффективно. Спустя восемь лет он повысил призовой фонд до $5000.

Награда по-прежнему ждёт победителя, но вряд ли она его дождётся: с тех пор появилось множество опровержений концепции VARK и ей подобных.

  • Профессор Индианского Университета Полли Хусман и его коллеги провели исследование, в ходе которого попросили 426 студентов пройти анкету VARK. Далее ученикам дали задания, которые нужно было выполнить, опираясь на свой стиль обучения. Проверяя тесты, Хусманн обнаружил, что студенты не использовали доминирующий стиль для получения информации, а те, кто пытался адаптировать обучение под свой стиль, не справлялись с тестом. Учёный считает, что студенты придерживались определённых учебных привычек, которые когда-то сформировались, и менять их было слишком трудно. Казалось, ученики лишь интересовались своим доминирующим стилем обучения, но на самом деле не собирались адаптироваться к нему, потому что это не имело бы никакого значения.

  • Другое исследование показало, что студенты, которые предпочитали учиться визуально, думали, что они станут лучше запоминать информацию с фотографий, а те, кто предпочитал устный материал, думали, что начнут лучше запоминать слова. Но эти предпочтения не имели никакой связи с тем, как на самом деле ученики запоминали слова или картинки. 

  • В статье Journal of Educational Psychology сказано, что никакой связи между предпочтениями субъектов обучения (визуального или слухового) и их успеваемостью в тестах на чтение или аудирование не обнаружено. Вместо этого визуалы показали лучшие результаты на всех видах тестов. «Педагоги, возможно, на самом деле оказывают плохую услугу для аудиалов, постоянно приспосабливаясь к их стилю слухового обучения, — сказали исследователи, — вместо того, чтобы сосредоточиться на укреплении других навыков».

«Есть доказательства, что люди действительно пытаются относиться к задачам в соответствии с тем, что они считают своим стилем обучения, но это им не помогает»,
—  Дэниел Уиллингем, психолог, профессор кафедры психологии Университета Вирджинии.

Проходим тест VARK

В опроснике VARK, который переведён на множество языков, включая русский, всего 16 вопросов. Многие из них задают странные ситуации или устаревшие способы решения той или иной задачи. Например, вопрос о приготовлении еды включает два пункта с кулинарной книгой, хотя сейчас рецепт можно погуглить или спросить у ChatGPT.

А в этой ситуации я бы и вовсе предпочёл пятый вариант. 

Опросник VARK, в некотором роде, опровергает свою же идею. Он определил меня в категорию «мультимодальных» людей, то есть тех, кто задействует различные стили при обучении. По их объяснению, таких людей на планете большинство. И это естественно, ведь в разных ситуациях и предметах нужны разные способы получения информации.

А есть ли доказанные и эффективные способы обучения?

Прежде чем ограничить себя одним стилем обучения, важно разобраться в реально существующих и эффективных методах, которые на протяжении многих лет помогают лучше усваивать информацию. Что примечательно, чаще всего такие методы проще и легче внедрить в обучение, нежели подстраиваться под ваш стиль по тесту VARK.

Когнитивные психологи определили шесть ключевых стратегий гибкого и эффективного обучения. Но даже в этих теориях ученые подчёркивают, что не существует одного приоритетного способа обучения, который будет работать всегда и у всех. Преподаватели и студенты должны использовать различные методы и механики, а в некоторых случаях комбинировать их.

  • Интервал. Эффективный подход к обучению — это строгое понимание, сколько вы занимаетесь и в какое время это делаете. Любая информация усваивается лучше, если уделять ей по часу в день. И наоборот, материал не приживётся, если ученик потратит на него 7 часов подряд, без перерыва на любое другое дело или сон. Короткие уроки по 20-30 минут или повторение материала каждый день обеспечат лучшее запоминание.

  • Чередование идей. При изучении материала не зацикливайтесь на одной теме, а постарайтесь искать смежные идеи, где можно применить полученные знания. Например, при изучении иностранного языка не обязательно делать много однотипных заданий с только что выученным правилом, лучше найти текст, где эта же тема вводится с теми правилами, что вы уже знаете. Стратегия чередования может показаться трудной и поначалу привести к множеству ошибок, но в перспективе она помогает лучше усвоить материал и закрепить его в долгосрочной памяти.

  • Практика поиска или извлечения. Используя эту стратегию, ученики проверяют свои знания, не обращаясь к конспектам. При самостоятельном обучении вы можете выписывать все знания по предмету, которые есть у вас в голове. На уроках эта стратегия отражается в квестах и викторинах. После таких записей очень важно вернуться к своим заметками и проверить, что ускользнуло из вашего внимания. Такой подход обеспечивает частое извлечение информации, что способствует активной работе мозга.

  • Проработка. Ученики должны чаще задавать себе вопросы «как?» и «почему?», чтобы лучше проработать детали какой-либо изучаемой темы. Попытки описать и объяснить свое представление о материале помогут понять, где есть пробелы и нестыковки, а также посмотреть на обучение с другой стороны, связать воедино всю информацию. Отвечать на вопросы нужно без конспекта.

  • Двойное кодирование. Двойное кодирование идёт в противовес VARK, так как этот метод соединяет два разных типа информации: вербальную и визуальную. Любой сложный текст усваивается лучше, так как подкрепляется визуальными образами — диаграммами, схемами, картинками. То есть каждый ученик должен усвоить и вербальную часть, и визуальную. В описании стратегии сказано, что такой подход позволяет ученикам кодировать информацию в мозге на разных уровнях.

  • Конкретные примеры. Конкретная информация способствует долговременному запоминанию, потому что она основана на реальных примерах. Абстрактное объяснение же, особенно для новичков, может быть расплывчатым и трудным для восприятия. Собственные релевантные примеры создаются учениками на основе тех знаний, которые у них есть, потому такая стратегия хорошо сработает.  

Почему миф про VARK популярен

VARK сделал людей особенными: не нужно вникать в детали материала и соглашаться с тем, что тебе сложно — просто скажи, что ты другой: визуал или кинестетик. Даже название статьи Нила Флеминга подчёркивает эту идею: «Я другой; не тупой: Способы преподавания (V.A.R.K.) в высших учебных заведениях».

Однако, ограничиваясь лишь одним «индивидуальным» типом, мы забываем, что человек быстро привыкает к информации и перестаёт её усваивать. Стратегии, которые кажутся лёгкими, не помогут обучению в долгосрочной перспективе, они лишь помогут стать «особенными» и убежать от реальных, сложных, но рабочих методов.  

Обучение требует много внимания, оно должно быть последовательным, а полученные знания необходимо закреплять практикой и повторением материала. Выучить предмет по лайфхакам из тик-тока невозможно, а для качественного обучения нужно задействовать все способы восприятия информации.

Удивительно, что якобы индивидуализация обучения с помощью VARK делает обучение неиндивидуальным. Учителям проще согласиться, что существует четыре категории людей, нежели понять, что каждый человек действительно индивидуален и на обучение влияет множество факторов. 

Парадокс визуала в K-Pop группах

f(x), любезно предоставлено Flickr

5 октября 2020 г.
Искусство и культура
Джойс Ву |

В июне 2019 года Солли, бывшая участница корейской женской группы f(x), начала вести ток-шоу, известное как «Ночь злонамеренных комментариев», шоу, в котором корейские знаменитости читали гневные комментарии о себе. Читая собственные гневные комментарии, Солли казалась уверенной и с легкостью отшучивалась от них.

В октябре 2019 года Солли покончила с собой.

В группах K-pop каждому участнику отводится роль в группе, например, вокалиста или рэпера. Во время своей карьеры айдола с f(x) Солли была вижуалом группы. Визуал — это роль в к-поп группе, которая дается участнику, который лучше всего соответствует корейским стандартам красоты, как правило, с бледной кожей, большими глазами с двойными веками и тонким подбородком, среди других черт. Роль вижуала была основной в K-pop группах с первых поколений K-pop. Но по мере того, как старые ценности уступают место современным идеалам, эти традиции следует подвергнуть сомнению, чтобы выявить их более глубокие последствия, особенно их влияние на благополучие самих идолов. При более глубоком рассмотрении становится ясно, что роль вижуала проблематична, поскольку она вызвала серьезные последствия для психического здоровья участника группы, назначенного на эту роль.

С культурной точки зрения вполне логично, что к-поп компании придерживаются визуальной категории. Внешний вид всегда имел огромное значение в корейской культуре. Нигде это не представлено лучше, чем в масштабной индустрии пластической хирургии в Южной Корее. Международное общество эстетической пластической хирургии сообщает, что только в 2011 году было проведено более 650 000 операций пластической хирургии. Бесспорно, социальное давление, требующее соответствовать стандартам красоты и быть привлекательной, очень велико. Таким образом, для развлекательного бизнеса визуальная роль является отличной маркетинговой тактикой для группы и звукозаписывающей компании. Увидеть красивое личико в рекламе — гораздо более быстрый и эффективный способ привлечь внимание, чем реклама всего трека или альбома.

Но больше рекламы для группы не всегда хорошо, так как чем популярнее становится группа, тем больше ненависти и давления она обычно испытывает. К сожалению, визуальная роль еще больше усугубляет это и создает конкретную цель для токсичности. Поскольку красота в основе своей субъективна, у многих людей часто будут разные мнения о том, какой участник они считают наиболее привлекательным или какой участник, по их мнению, больше всего заслуживает визуального титула.

Неудивительно, что в культуре, ориентированной на внешний вид, участник, выполняющий визуальную роль, придерживается высоких стандартов. Часто, когда пользователи сети (название сообщества K-pop для интернет-пользователей) субъективно обнаруживают, что визуальный айдол не соответствует этим произвольным стандартам, они становятся мишенью для киберзапугивания, даже в большей степени, чем другие члены группы.

Яркими примерами являются Цзыюй из Twice, Сехун из EXO и Джин из BTS, которых критиковали за то, что они не могли адекватно петь или читать рэп, и обвиняли в том, что их привлекли в группу в качестве вижуала исключительно из-за их внешности. Эти комментарии нанесут огромный урон психическому здоровью любого человека, особенно айдолов, которые уже испытывают давление со стороны множества других аспектов своей жизни. Визуальные эффекты часто сталкиваются с парадоксом; если все, что есть у определенного айдола, это его красота, то он бездарен и тянет вниз остальную часть группы. Однако, если они талантливы в других отношениях, но не соответствуют стандартам красоты, то они не заслуживают быть вижуалом группы и портят внешний вид всей группы.

Хотя на первый взгляд комментарии пользователей сети могут показаться безобидными, на самом деле они приводят к тяжелым последствиям. Взяв пример Солли, ее роль вижуала группы только усугубила ее мучения. После того, как она скончалась, многие фанаты назвали киберзапугивание основной причиной ухудшения ее психического здоровья и ее окончательной смерти. По мере того, как ее группа f(x) становилась все более популярной, вскоре она стала мишенью онлайн-токсичности. Мучения по поводу ее внешности усилились и переросли в сексуальные домогательства после того, как она опубликовала в Instagram свою фотографию в наряде без лифчика. К сожалению, титул визуала не только усугубляет проблемы с психическим здоровьем, с которыми многие корейские айдолы уже сталкиваются в своей напряженной карьере, но и ухудшает отношение к женоненавистничеству, когда женщины-айдолы берут на себя основную тяжесть визуальной критики. Это почти иронично — корейские развлекательные компании используют своих айдолов для определения социальных стандартов красоты, но тех же айдолов критикуют за то, что они не соответствуют этим стандартам.

В конечном счете, визуальное название ничего не делает для айдол-группы, кроме как дискредитирует тяжелую работу участника, получившего это звание, и угрожает благополучию айдола. Айдолов следует признавать за их талант, а не за их внешний вид, который может соответствовать или не соответствовать набору произвольных и часто женоненавистнических стандартов. Корейские развлекательные компании должны нести ответственность не только за смерть айдолов, вызванную стандартами, которые они продвигают, но и за культурные последствия, связанные с каждым аспектом K-pop, включая название клипа.

 

Джойс Ву учится на первом курсе Колледжа искусств и наук. С ней можно связаться по телефону [email protected]

.

Визуальный капиталист

связаться с нами

Реклама

Популярные

Больше новостей
  • Рекламный пост

    Окружающая среда14 июня 2023 г.

    3 способа, которыми сектор размещения совершает путешествие к Net Zero

    На жилые помещения приходится около 264 миллионов тонн CO2-экв в годовых выбросах, и у сектора есть амбициозный план достижения нулевого уровня выбросов.

  • Разное14 июня 2023 г.

    Рейтинг

    : Города с лучшим балансом между работой и личной жизнью в мире

    В этой инфографике мы исследуем, какие города мира преуспели в обеспечении баланса между работой и личной жизнью.

  • Технологии13 июня 2023 г.

    Рейтинг: Самые инновационные компании 2023 года

    Какие компании больше всего отдают приоритет инновациям? На этой инфографике представлен рейтинг самых инновационных компаний BCG за 2023 год.

  • Рекламный пост

    Технология12 июня 2023 г.

    Виртуальный рост: потенциал метавселенной на 5 триллионов долларов

    Метавселенная может повлиять на более чем 80% торговли к 2030 году и потенциально внести 5 триллионов долларов в мировую экономику.

  • Объявление12 июня 2023 г.

    Визуализация торговли: шорт-лист конкурса Creator Program 2023

    Как вы себе представляете торговлю? Эти 9 рисунков по теме вошли в шорт-лист нашего первого конкурса Creator Program Challenge.

  • Энергия12 июня 2023

    Визуализация крупнейших мировых производителей лития

    Какие страны производят больше всего лития и у каких больше всего запасов в недрах? Мы смотрим на данные USGS за 2022 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *