Вклад павлов в психологию: Вклад И.П. Павлова в развитие отечественной психологии ХХ века

41. Вклад и.П. Павлова в развитие отеч.Психологии. Обзор любой работы.

Иван Петрович Павлов (26.09.1849 — 27.02.1936)выдающийся русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности и современных представлений о процессе пищеварения; основоположник наикрупнейшей русской физиологической школы; преобразователь способов исследования функций организма на базе разработанных им способов хирургической физиологии, позволивших вести долгие хронические опыты на фактически здоровом животном.

За большие награды перед мировой наукой и до этого всего в области исследований устройств пищеварения в 1904 г. И.П.Павлов удостоен Нобелевской премии.

конкретно в эту серию работ входят известные всему миру «Павловские фистулы», «Павловский изолированный желудочек» и остальные разработки. В 1907 г. И.П.Павлов избирается реальным членом русской академии наук, а в 1925 году организует Институт физиологии, бессменным директором которого он оставался до 1936 г.

Научное творчество И.П.Павлова оказало большущее влияние на развитие научных представлений о механизмах кровообращении и регуляции работы сердца, о нервных механизмах регуляции пищеварения и отдельных желез пищеварительной системы, а его учение об условных рефлексах послужило фундаментом для нового и оригинального подходя к исследованию высших функций мозга животных и человека. Переход И.П.Павлова к исследованию высшей нервной деятельности закономерен и обусловлен общей направленностью его исследований и его представлениями о приспособительном характере деятельности организма человека в целом.

В процессе многолетних исследований закономерностей работы головного мозга И.П.Павлов разрабатывал главные принципы деятельности мозга, такие как формирование ассоциативных связей при выработке условных рефлексов, закономерности закрепления и угасания условнорефлекторной деятельности, открытие такового принципиального явления как торможение нервных действий, открытие законов иррадиации (распространения) и концентрации (т.

Е. Сужение сферы деятельности) возбуждения и торможения. Подробное исследование этих базовых действий нервной системы дозволили И.П.Павлову внести значимый вклад в разработку таковой значимой трудности как механизмы сна, его отдельные фазы, предпосылки нарушений сна при ряде невротических заболеваний.

Огромную роль сыграло учение И.П.Павлова о типах нервной системы, которое базируется на представлениях о силе, уравновешенности и подвижности действий возбуждения и торможения в нервной системе. В исследованиях И.П.Павлова были найдены экспериментально обоснованные четыре главных типа нервной системы, которые эмпирически выделялись предшествующими учеными (холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический тип нервной системы). Наряду с этими исследованиями И.П.Павловым были заложены

теоретические базы учения об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга, а также о системности в работе огромных полушарий головного мозга. Эти исследования дозволили И. П.Павлову сконструировать важнейшую отличительную изюминка в работе головного мозга человека, заключающуюся в формировании у него не лишь первой сигнальной системы (характерной также и для животных), но второй сигнальной системы — базы речевой функции человека, его способности к письму, обобщениям.

В 1925 г. Академик И.П.Павлов организовал и возглавил Физиологический институт академии наук.Основная задачка Института состояла в исследовании физиологии огромных полушарий головного мозга по способу условных рефлексов. Экспериментальные исследования на собаках и человекообразных мортышках и патофизиологический анализ нервных заболеваний в клиниках дозволили И.П.Павлову в эти годы сконструировать новейшие принципиальные закономерности работы коры головного мозга — принцип структурности, принципы взаимодействия действий возбуждения и торможения в нервной системе, главные типы нервной системы и зависимость условнорефлекторной деятельности от врожденных особенностей нервной системы, создать первую в истории науки, патофизиологически обоснованную, нейродинамическую концепцию неврозов.

Эти результаты дали массивный импульс углубленным исследованиям структурных и физико-химических основ физиологии головного мозга животных и человека, исследованиям роли наследственных факторов в формировании типологических особенностей нервной системы.

Научное наследие И.П.Павлова в значимой мере определило вид физиологии ХХ века и направление её развития, способствовало бурному развитию смежных отраслей биологии и медицины, оставило заметный след в формировании многих направлений развития психологии, педагогики, генетических основ деятельности нервной системы человека и его поведения.

Вклад И.П. Павлова в психологию

метки:Психический, Деятельность, Человек, Протяжение, Ученый, Высокий, Область, Головной

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

Кафедра общей психологии

Эссе по психологии

Вклад И.П. Павлова в психологию

Работа выполнена студенткой 1 курса

Филологического факультета группы 2402

Артюшиной Татьяной Юрьевной

Рязань 2014

Иван Павлов родился в Рязани.

Его мать, Варвара Ивановна, происходила из семьи священника, а отец, Петр Дмитриевич, был настоятелем одного из храмов Рязани. Дети в семье Павловых воспитывались церковными людьми, которые заботились об их всестороннем развитии. Мне очень запомнились последние слова автобиографии ученого: «А подо всем — всегдашнее спасибо отцу с матерью, приучившим меня к простой, очень невзыскательной жизни и давшим возможность получить высшее образование». Но, мне кажется, что в детстве ученого можно отдельно выделить период, когда он, находясь в больном состоянии, гостил у своего крестного — игумена Троицкого монастыря. Крестный мальчика был добрым, умным и весьма образованным человеком. Он много читал, был требователен к себе и к окружающим. Я думаю, что эти человеческие качества оказали сильное влияние на тогда еще маленького Ивана.

Однако, особый трепет у Павлова, по воспоминаниям его младшей сестры, вызывал отец, который был для него первым учителем. Отец сумел привить ему любовь к труду, порядку, точности и аккуратности во всем. На протяжении жизни ученый не раз публично вспоминал совет отца: каждую книгу необходимо перечитывать по два раза. Павлов всегда следовал этому совету и, по его мнению, он оказался очень полезным в научной деятельности. Таким образом, в семье Павлову были заложены именно те задатки, которые в последствие помогли ему с упорством заниматься наукой и добиваться в ней успехов.

Роль открытий Ивана Павлова в области психологии бесспорно велика. В своей научной деятельности он постепенно от физиологии пищеварения перешел к физиологии высшей нервной деятельности. И поскольку Павлов был убежденным экспериментатором, то он отказался от метода субъективной психологии и встал на путь объективного изучения психических явлений. Свою нобелевскую речь он заключил такими словами: «В сущности нас интересует в жизни только одно — наше психическое содержание. Его механизм, однако, и был и сейчас еще окутан для нас глубоким мраком. Все ресурсы человека, искусство, религия, литература, философия, исторические науки — все это объединилось, чтобы пролить свет в эту тьму. Но в распоряжении человека есть еще один могучий ресурс — естествознание с его строго объективными методами»

14 стр., 6952 слов

Оценка жизни и деятельности Наполеона Бонапарта в отечественной историографии

… проанализированы материалы отечественных историографов, исследовавших жизнь и деятельность французского императора. Цель работы — охарактеризовать оценку жизни и деятельности Наполеона Бонапарта в отечественной историографии. … фактически сосредоточившим в своих руках всю полноту власти. Исследование жизни и деятельности Наполеона является достаточно хорошо изученной в отечественной исторической …

Психология того времени была проникнута идеалистическими концепциями, она отрывали психическое от физиологического. Это вызывало у Ивана Петровича резко отрицательное отношение. «Сейчас, я не могу себе представить: как было бы можно систему беспространственных понятий современной психологии наложить на материальную конструкцию мозга», — говорил Иван Петрович в одном из своих докладов.

Следуя своему материалистическому мировоззрению, Иван Петрович рассматривал мысль как функцию мозга, был убежден в единстве психического и физиологического, полагал, что развитие науки о функциях мозга приведет к исчерпывающему познанию природы психических процессов. И в этом познании, по глубочайшему убеждению Ивана Петровича, важнейшая роль должна принадлежать физиологии.

Так, например, к экспериментальному анализу деятельности больших полушарий головного мозга Павлов подошел с помощью созданного им метода условных рефлексов. Для изучения деятельности больших полушарий головного мозга он избрал слюнную железу, ее деятельность поддавалась строгому количественному учету. В условном рефлексе ученый увидел механизм, благодаря которому расширяются возможности организма к бесконечному приспособлению. Позже именно благодаря методу условных рефлексов было установлено, что в основе деятельности больших полушарий головного мозга лежат процессы возбуждения и торможения. А исследования простых и сложных условных рефлексов позволили выявить индивидуальные особенности проявления аналитико-синтетической деятельности у разных животных, установить четыре типа высшей нервной деятельности, совпавших с классификацией Гиппократа о четырех темпераментах. Благодаря методу условных рефлексов в патофизиологии была создана новая глава — учение об экспериментальных неврозах, которые трактовались как грубая модель функционального заболевания нервной системы. павлов психика рефлекс мозг

Павлов открывает вторую сигнальную систему — речь. Особенность второй сигнальной системы Павлов видел в том, что речевые сигналы представляют собой отвлечение от действительности, позволяют обобщение, что составляет специфически человеческое, высшее мышление.

Опираясь на понятие условного рефлекса, Иван Петрович дал объяснение сложнейшим процессам, протекающим в мозговой коре и составляющим материальную основу психики. В одном из своих первых докладов, посвященных условным рефлексам, Павлов говорил о том, что все ресурсы человека, все, чем располагала человеческая мысль на протяжении многих столетий, — искусство, литература, философия, исторические науки, религия, — все это было использовано, чтобы осветить сущность того, что представляет собой сознание. Павлов впервые использовал строго объективные методы естественно-научного изучения явлений, этот могущественный ресурс, который приобрело человечество для решения вопроса о том, как развивается психическая жизнь и какова природа тех процессов, которые протекают в мозгу.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

… к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Мы видим, что его научные открытия в области психологии довольно обширны, благодаря ему эта наука получила огромный скачок вперед, буквально открыв новую эру. И, на мой взгляд, успех его научной деятельности можно объяснить нестандартным, по тем временам, подходом к изучению человеческой психики: соединению психического и физиологического.

А теория процесса обусловливания даже сегодня остается важным практическим инструментом при лечении психических расстройств. Труды Павлова помогли наиболее обширно изучить механизмы человеческого поведения и научиться управлять ими.

Размещено на

Вклад Ивана Павлова в психологию

Иван Павлов был не психологом, а физиологом. Он родился в России в середине -го -го века и сделал очень успешную карьеру в области физиологии животных задолго до того, как сделал открытие, благодаря которому его имя прочно ассоциируется с предметом психологии и изучением поведения в частности. Первоначально его основным интересом было понимание процессов пищеварения у животных. После совместной работы с Карлом Людвигом над пищеварительными процессами в желудке собак он решил изучить рефлексы, вызывающие слюноотделение во рту у собак. В отличие от предыдущего эксперимента, его цель состояла в том, чтобы сохранить жизнь собак и измерить слюноотделение с помощью хирургического перемещения одной слюнной железы за пределы щеки и регистрации количества слюны, отложившейся в прикрепленной к ней трубке.

Эффект Павлова

Слюна выполняет две функции как у собак, так и у людей. Во-первых, он содержит молекулы, называемые ферментами, которые расщепляют определенные продукты питания. Он также служит для увлажнения пищи, чтобы облегчить жевание и глотание. Теперь вы будете знать, что если вы голодны и видите или чувствуете запах еды, которая вам нравится, у вас будет выделяться слюна. Не нужно думать: «Мне нужно слюноотделение». Это связано с тем, что слюноотделение происходит автоматически, это рефлекс, а не сознательный контроль. Так и с собаками.

Первоначально Павлов заметил, что когда собакам давали пищу, их слюноотделение увеличивалось, как и ожидалось. Чего он не ожидал, так это того, что через несколько дней собаки заметят, как голодные собаки быстро научатся ассоциировать звук шагов своего сторожа с едой и начнут выделять слюну еще до того, как еда будет подана. Как только дверь открывалась в нужное время, то у собак выделялась слюна. Теперь любой, у кого была собака и кто привык выгуливать ее, будет знать, что ее собака запоминает время суток и ждет, иногда ведя в пасти, у двери для обычной прогулки.

Павлов был очарован этим «обучением», поэтому он разработал следующий эксперимент. Каждый раз, когда он предлагал еду собакам, он звонил в колокольчик. Через некоторое время он обнаружил, что один только звонок в колокольчик может вызвать слюноотделение в отсутствие еды. Он назвал это классическим обусловливанием, и оно стало объяснением того, почему люди ведут себя определенным образом.

Классическое обусловливание Павлова предполагает, что не все поведение коренится в подсознании, как предполагал Фрейд, но некоторые из них связаны с личными переживаниями, которые реальны и находятся в сознании. Например, у многих людей есть фобии. Человек, взбирающийся на высокое место и смотрящий вниз, может чувствовать головокружение и дискомфорт, а затем у него может развиться боязнь высоты, поскольку у него развилась ассоциация между высокими местами и физическим дискомфортом. Техника, основанная на обусловливании Павлова, известна как систематическая десенсибилизация, при которой терапевт вызывает состояние расслабления у человека с фобией и одновременно побуждает его контролируемым образом противостоять своей фобии, будучи расслабленным и спокойным, тем самым изменяя ассоциацию.

Действительно, в 1920-х годах Уотсон и Рейнор совершили очень неэтичный эксперимент, взяв с собой маленького мальчика по имени Альберт, который любил плюшевых животных, таких как кролики, белые крысы и т. д. Они сняли эксперимент, показывающий, что сначала Альберт был счастлив и потянулся к животным. Затем они повторили эксперимент, представив животных Альберту и одновременно лязгнув большим стержнем. Громкий звук заставил ребенка плакать. НА третьем повторении эксперимента животных снова представили. На этот раз Альберт шарахнулся от животных и заплакал. Точно так же, как собаки, он научился ассоциировать один раздражитель (мохнатых животных) с громким шумом. Никто не знает, что случилось с Маленьким Альбертом, но у бедного мальчика, вероятно, осталась фобия белых животных на всю оставшуюся жизнь!

Работа Павлова положила начало науке о бихевиоризме, которая получила дальнейшее развитие у таких психологов, как Скиннер, который добавил к модели подкрепляющие факторы поведения и разработал оперантное обусловливание. Бихевиористы предложили альтернативу фрейдистскому подходу к управлению психическими патологиями. Бихевиоризм предполагает, что нежелательное поведение может быть обескураживающим, а полезное поведение может поощряться соответствующим применением стимулов и вознаграждений. Это лежит в основе многих руководств для родителей даже сегодня.

Другие менее привлекательные приложения его открытий использовались в другом месте. Примерно 50 лет назад мужской гомосексуальность считался уголовным преступлением и нежелательным. Мужчины иногда вызывались добровольцами или их заставляли посещать сеансы, на которых неприятные шоки сочетались с гомоэротическими изображениями. Желаемый результат заключался в том, что гомосексуал не сможет достичь сексуального возбуждения в гомосексуальных условиях. Это было известно как терапия отвращения.

Другим применением терапии отвращения стал препарат дисульфрам, более известный под восхитительным названием «антабус». Он был обнаружен случайно в 1948 исследователями Эриком Якобсеном, Йенсом Хальдом и Кенетом Фергюсоном, которые работали в датской фармацевтической компании. Их работа заключалась в том, чтобы разработать лекарство от определенного паразита. Как это было принято в те времена, попробовали на себе и, ничего не думая, пошли пить. Все трое были сильно больны. Лекарство, которое блокирует определенные части распада алкоголя в организме и, таким образом, вызывает тошноту, теперь дается хроническим алкоголикам в попытке вызвать отвращение к алкоголю.

Острый глаз Павлова и хорошее использование научного метода означали, что он является отцом одного из ключевых подходов в психологии. Но, как заметил комик Эдди Иззард, в одном из своих номеров, если бы он работал с кошками, а не с собаками, это была бы совсем другая история. Мы все должны быть благодарны, что он этого не сделал!

Ссылки

  1. Эскиз Эдди Иззарда: https://www.youtube.com/watch?v=whwiMrBNWCA
  2. Cardwell, Clark & ​​Meldrum : Психология для As (AQA) Collins, London 2008

Pavlov’s Dogs Study and Pavlovian Conditioning Explained

By

Saul Mcleod, PhD

Updated on

Updated on

Сол Маклеод, доктор философии

Преподаватель, научный сотрудник

Бакалавр (с отличием) психологии, магистр медицинских наук, доктор философии, Манчестерский университет многолетний опыт работы в сфере дополнительного и высшего образования.


Узнать о нашем редакционном процессе0005

Бакалавр (с отличием) психологии, магистр психологии образования

Оливия Гай-Эванс — писатель и помощник редактора журнала Simply Psychology. Ранее она работала в сфере здравоохранения и образования.


Узнайте о нашем редакционном процессе

  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • ПЕЧАТЬ

 

Как и многие великие научные достижения, павловское обусловливание (также известное как классическое обусловливание) было открыто случайно. Иван Петрович Павлов (1849 г.–1936) был физиологом, а не психологом.

В 1890-х годах Павлов исследовал слюноотделение у собак в ответ на кормление. Он вставил маленькую пробирку в щеку каждой собаки, чтобы измерить слюну, когда собак кормили (порошком из мяса).

Павлов предсказал, что у собак будет выделяться слюна в ответ на еду, поставленную перед ними, но он заметил, что у его собак будет выделяться слюна всякий раз, когда они слышат шаги его помощника, который приносит им еду.

Когда Павлов обнаружил, что любой объект или событие, которое собаки научились ассоциировать с едой (например, лаборант), вызывает такую ​​же реакцию, он понял, что сделал важное научное открытие.

Соответственно, он посвятил остаток своей карьеры изучению этого типа обучения.

Павловское обучение

Павлов (1902) исходил из того, что есть некоторые вещи, которым собаке не нужно учиться. Например, собаки не учатся выделять слюну всякий раз, когда видят еду. Этот рефлекс «зашит» в собаку.

С точки зрения бихевиористов, пища является безусловным раздражителем, а слюноотделение — безусловным ответом. (т. е. связь стимул-реакция, не требующая обучения).

Безусловный стимул (пища) > безусловная реакция (слюна)

В своем эксперименте Павлов использовал метроном в качестве нейтрального стимула. Метроном сам по себе не вызывал у собак никакой реакции.

Нейтральный стимул (метроном) > Нет условной реакции

Затем Павлов приступил к процедуре кондиционирования, при которой тикающий метроном был введен непосредственно перед тем, как он дал еду своим собакам. После ряда повторений (испытаний) этой процедуры он представил метроном сам по себе.

Как и следовало ожидать, звук метронома сам по себе теперь вызывал увеличение слюноотделения.

Условный стимул (метроном) > условный ответ (слюноотделение)

Итак, собака выучила связь между метрономом и едой, и выучила новое поведение.

Поскольку эта реакция была усвоена (или обусловлена), она называется условной реакцией (также известной как павловская реакция). Нейтральный раздражитель стал условным раздражителем.

Павлов обнаружил, что для возникновения ассоциации два стимула должны быть предъявлены близко друг к другу во времени (например, звонок).

Он назвал это законом временной смежности. Если время между условным раздражителем (звонок) и безусловным раздражителем (еда) слишком велико, то научение не происходит.

Павлов и его исследования классической обусловленности стали известны с момента его ранней работы между 1890-1930 годами. Классическое обусловливание является «классическим» в том смысле, что это первое систематическое исследование основных законов обучения/обусловливания.

Резюме

Подводя итог, можно сказать, что классическое обусловливание (позже разработанное Уотсоном, 1913 г.) включает в себя обучение связыванию безусловного раздражителя, который уже вызывает определенную реакцию (т. е. рефлекс), с новым (условным) раздражителем, так что новый стимул вызывает одинаковую реакцию.

Павлов придумал несколько недружественных технических терминов для описания этого процесса. Безусловный раздражитель (или UCS) — это объект или событие, которое изначально вызывает рефлекторную/естественную реакцию.

Реакция на это называется безусловной реакцией (или UCR). Нейтральный стимул (НС) — это новый стимул, не вызывающий реакции.

Как только нейтральный раздражитель ассоциируется с безусловным раздражителем, он становится условным раздражителем (УС). Условная реакция (УР) – это реакция на условный раздражитель.

Краткое изложение эксперимента

Классическое обусловливание — это обучение через ассоциации, впервые продемонстрированное Иваном Павловым.

Павлов показал, что собак можно заставить выделять слюну при звуке колокольчика, если этот звук повторяется одновременно с кормлением.

Сначала собакам дали корм, у них шла слюна. Пища была безусловным раздражителем, а слюноотделение — безусловным (врожденным) ответом.

Затем Павлов звонил в колокольчик (нейтральный раздражитель) перед тем, как дать еду.

После нескольких пар у собак выделялось слюноотделение, когда они слышали звонок, даже если им не давали еды. Звонок стал условным раздражителем, а слюноотделение стало условной реакцией.

Собаки научились ассоциировать звонок с едой, и звук звонка вызывал слюноотделение.

Павлов показал, что классическое обусловливание ведет к обучению через ассоциации. Уотсон и Рейнер показали, что фобиям можно научиться с помощью классического обусловливания в эксперименте «маленький Альберт».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *