Вклад в психологию аристотеля: ПСИХОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание

Вклад Аристотеля в развитие психологии (стр. 1 из 3)

Введение

1. Учение Аристотеля о душе.

1.1. Структура человеческой души.

1.2. Душа и тело. Виды души.

1.3. Разумная часть души человека.

2. Аристотель и его учитель Платон – два взгляда на природу души.

3. Влияние Аристотеля на дальнейшее развитие представлений о душе и психике.

Заключение

Источники

Введение

По словам Гегеля, «самое лучшее, что мы имеем в психологии вплоть до новейших времен, это то, что мы получили от Аристотеля». Аристотель является основоположником собственно научной философии, и на самом деле оказал самое сильное по сравнению со своими предшественниками влияние на развитие человеческой мысли.

Аристотель Страгирит родился в 384 г. до в Страгире. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминта. После смерти родителей воспитывался у Проксена из Атарнея. На восемнадцатом году жизни будущий философ прибыл в Афины и вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов платоников. После смерти Платона в 335г. Аристотель организовал свое учебное заведение в. Обучение происходило во время прогулок, благодаря чему получило название «Перипата». После смерти Александра Македонского (по некоторым данным виной гибели тирана стал сам Аристотель) Аристотеля преследовали за промакедонскую ориентацию, он отправился в свое владение в Халкиде, где вскоре умер от желудочной болезни. «Его характер, — пишет о нем Эдуард Целлер,–который уже давно пытались очернить его политические и научные противники, сказывается в его произведениях как, безусловно, благородный и нет ни одного достоверного факта, который давал бы нам основание не доверять этому впечатлению. Его научное значение стоит вне всяких сомнений; сочетание в нем чрезвычайно разносторонних знаний с самостоятельностью суждений, глубокой проницательностью, широким умозрением и методическим исследованием создает из него явление столь исключительное…»

Изучая практически все проблемы развития природы и общества, Аристотель ввел терминологию, не утратившую своего значения и поныне. Его можно назвать основоположником большинства наук, в том числе и психологии, где ему принадлежит первая целостная теория психических явлений..Он создал учение о процессах познания (об ощущении, процессах памяти, о воображении и мышлении), о чувствах(описывает чувства удовольствия и неудовольствия, подробно рассматривает аффекты, идея катарзиса – очищения аффектов). Также Аристотель придавал большое значение проблеме воли и создал широко известное учение о характере (в трактате «Характеристики» он выделил 30 характеров). Однако наиболее почетное место в наследии Аристотеля занимает первое в мире систематическое исследование по проблеме души – фундаментальный трактат «О Душе».

Учение Аристотеля о душе является вершиной античной мысли. Оно основано на анализе огромного эмпирического материала. Это учение преодолело ограниченность демокритовской трактовки души как пространственной величины, которая движет телом, и выдвинуло новое понимание, согласно которому «…душа движет живое существо не так, а некоторым решением и мыслью». Аристотель является по сути основоположником психологии как науки о душе.

В рамках данной работы предусматривается рассмотрение аристотелевского учения о душе и влияния , оказанного Аристотелем на дальнейшее развитие представлений о душе и психике. Также один из пунктов работы посвящен сравнительному анализу идей Аристотеля и его учителя Платона, в котором будет кратко рассмотрена идеалистическая психология Платона и более рационалистический взгляд на те же вещи и явления Аристотеля.

1. Учение Аристотеля о душе.

Аристотель, как уже было сказано выше, считается, в сущности, основоположником психологии как науки о душе. В трактате «О Душе» он систематизировал существовавшие взгляды на природу психического, выведя на их основе собственную теорию.

1.1.Структура человеческой души по Аристотелю.

Аристотель отвергает и материалистические учения о Душе (душа как разновидность материи) и идеалистические (душа–бестелесная сущность).

По Аристотелю, душа связана с одной стороны с материей,с другой–с Богом, т. о., психология занимает средние положение между физикой и теологией.

«Рассмотрение души в некоторых случаях составляет предмет физики, именно [когда дело идет относительно] той части души, которая не бывает без материи»(1). Однако, только душа связана с материей, поэтому физика исследует душу как движущее начало, сущность, начало движения которой в ней самой.

Само понятие «душа» Аристотель рассматривает с точки зрения своего учения о категориях: все вещи есть сочетание материи (вещества) и формы (вечной сущности вещи), которые первоначально представляли собой не связанные друг с другом возможности, в единстве же составляют действительность. И живое существо тоже «составляет сущность», состоящую из материи (тело) и формы (душа). В трактате «О душе» Аристотель определяет это понятие так: «Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия*. Душа есть суть бытия и форма такого же естественного тела, которая в самом себе имеет начало движения и покоя» (1).

1.3. Душа и тело. Виды души.

Аристотелем впервые в истории человеческой жизни была выдвинута идея о неразделимости души и живого тела. «Сказать что душа гневается, равносильно тому, так если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома» (1). Душа по Аристотелю, неотделима от тела, она представляет собой нечто принадлежащее ему, а поэтому пребывает в соответствующем ей теле (а не в разных). Как энтелехия тела, душа смертна вместе с ним.

Все живые тела–орудие души, существующие ради нее. При этом Аристотель разделяет несколько видов души. Поскольку душа–сущность жизни, то она присуща всем живым существам. Где есть жизнь,–есть и душа. А «нечто живет и тогда, когда у него наличествует хотя бы один из следующих признаков: ум, ощущение, движение в смысле питания, упадка и роста». Таким образом, и растения наделены жизнью и одушевлены.

1. Растительная душа – первая и самая общая ступень, ее функции–воспроизведение и питание. Однако, растения не способны ощущать, их взаимодействие с окружающей средой строго материально.

2. Способность воспринимать формы ощущаемого без его материи появляется у второго типа души – души животной.

3. Человеческая душа обладает кроме функций растительной и животной, разумом.

Это учение о «лестнице душ» впервые внесло в теорию психического принцип развития–высшие способности возникают из низших и на их основе; в человеке же представлены предшествующие уровни развития жизни и психики. Функции души становятся уровнями её развития Человека же Аристотель считает совершеннейшим из материальных тел. Естественно, каждый человек при его превращении из младенца в зрелое существо проходит все те предыдущие ступени, которые преодолел за всю историю органический мир.

Таким образом Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмет психологического знания. Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником этого знания, но организм где телесное и духовное образуют нераздельную целостность.

1.2. Разумная часть души человека

Такие функции души как ум, мышление, рассуждение, способность к умозрению, по мнению Аристотеля, составляют исключительно род души человека и «только эти способности могут существовать отдельно, как вечное–отдельно от преходящего». Аристотель замечает, правда, что еще не ясно, могут ли они быть независимы от тела, но не находит оснований считать ум и соединенным с телом, поскольку иначе он имел бы определенный орган и обладал какими-то качествами (например, мог бы быть теплым или холодным). Аристотель отрицает существование телесного органа для мышления. Оно, по его мнению, автономно и, в отличии от души бессмертно. То есть разумная часть души не умирает вместе с телом, а существует вечно. Бог, по Аристотелю, – наивысшая из форм, «мысль мыслей», – есть чистый разум.

Разумную души Аристотель делит на две части, каждая из которых имеет свою интеллектуальную добродетель и по-своему относиться к этическим добродетелям.

1. Рассудочнаячасть разумной души имеет дело с человеком, его жизнью и деятельностью. Это практический разум, практическая истина, относящаяся к людским делам, т е. к частному, поэтому она тесно связана с опытом. Применять общие знания к частному приходиться именно этой части души, как и осуществлять выбор. Её добродетель–практичность. Аристотель определяет ее как «разумно приобретенное свойство души, осуществляющее людское благо». Практичен, по его мнению, тот, кто способен оценивать обстоятельства и рассчитывать средства для достижения целей и действия, ведущие к благополучию. Для практичности необходимы такие добродетели, как опыт (потому молодые люди не могут быть практичными) и умеренность, поскольку, по Аристотелю, практический ум утрачивается при избытке наслаждения или страдания. С практичностью Аристотель связывает добрый совет, рассудительность, проницательность и изобретательность. Рассудительность он считает не лучшей стороной практичности, поскольку, в отличие от последней, которая приказывает, рассудительность только критикует. Изобретательность же, состоящая в добывании подходящих средств для некой цели, похвальна, но только если похвальна сама цель, в противном случае она опасна. Поэтому изобретательность должна служить практичности, так же как практичность служит добродетели. Правда, Аристотель подчеркивает, что практичность лишь низший вид человеческой деятельности, поскольку «лишена покоя, стремиться всегда к известной цели и желательна не ради ее самой», она присуща низшей части разумной души.

Создатель философских оснований науки. К 2400-летию со дня рождения Аристотеля

В 2016 г. исполнилось 2400 лет со дня рождения Аристотеля – гениального древнегреческого философа и ученого, вклад которого в развитие человеческой цивилизации невозможно переоценить. Логика, физика, биология, политология, социология, правоведение, педагогика, психология, этика, эстетика – вот неполный перечень наук, история которых начинается с трудов Аристотеля. Он и философию, которая до него являлась совокупностью многих учений, превратил в науку – систему знаний о природе, обществе и мышлении, которая основывается и развивается на единых принципах. Более того, именно он сформулировал и первым применил в своих исследованиях те принципы, которыми наука отличается от ремесла, искусства или религии.

Жизненный путь Аристотеля

Аристотель (Αριστοτέλης) родился в 384 г. до н.э. в городе Стагире. Его отец, Никомах, был врачом при дворе македонского царя Аминты III, где сын с детства общался со своим сверстником, будущим царем Филиппом II. Отец дал сыну некоторые медицинские знания и, очевидно, привил интерес к изучению живой природы. В 15-летнем возрасте Аристотель потерял родителей, и его воспитывал дядя по матери Проксен из Атарнея. В возрасте 17 лет Аристотель уехал в Афины, где поступил в Академию – философскую школу Платона. В Академии Аристотель пребывал 20 лет, сначала как слушатель, а затем как преподаватель риторики. Он на всю жизнь сохранил глубокое уважение к учителю и писал, что дурной человек не должен сметь даже хвалить Платона.

В 347 г. до н. э., после смерти Платона, Академию возглавил его племянник Спевсипп. Аристотель вместе с другом Ксенократом покинул Афины и переселился в город Ассос в Малой Азии. Этот город незадолго до того был основан Гермием – правителем Атарнея, бывшим слушателем школы Платона. Аристотель женился на племяннице (и приемной дочерью) Гермия – Пифиада. Через три года Гермий был убит. Аристотель с женой переселился на остров Лесбос, в город Митилену, куда его пригласил друг Теофраст, уроженец тех мест.

В 343 или 342 г. до н.э. Аристотель получил приглашение Филиппа II стать воспитателем его сына Александра, которому исполнилось тринадцать лет. Аристотель переселился в царскую резиденцию Пеллу, а затем – в Миезу. Он преподавал Александру историю Греции и Персии, географию, политику, поэзию, прежде всего произведения Гомера. Впоследствии Александр Македонский говорил, что от отца он получил жизнь, а от Аристотеля то, что придает ей ценность. В 339 г. до н.э. воспитательная деятельность Аристотеля закончилась. Он переселился в родной город Стагир, где прожил три года.

В 338 г. до н. состоялась битва при Херонее, следствием которой стало утверждение власти Филиппа II над всей Грецией. В 336 г. до н.э. Филипп II был убит, Александр стал царем, а Аристотель вернулся в Афины. При содействии своего друга Антипатра, которого Александр Македонский назначил наместником Балкан, он открыл свою философскую школу, известную как Ликей, или перипатетическая. Судя по широте научных интересов Аристотеля, Ликей можно считать университетом, причем исследовательским. Аристотель привлекал слушателей к сбору фактического материала, который использовал в своих работах. Так, при написании «Политики» использованы данные по государственному устройству 158 древнегреческих полисов, которые, разумеется, собирали многие. Ряд известных работ Аристотеля является отредактированными записями его лекций.

После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. в Афинах произошло антимакедонское восстание. «Македонофила» Аристотеля обвинили в неуважительном отношении к богам (как в свое время Сократа).

Он не стал дожидаться суда, передал руководство Ликеем Теофрасту и переселился в город Халкиду (остров Эвбея), чтобы, по его словам, не дать афинянам во второй раз совершить преступление против философии (намек на смертный приговор Сократу). Там Аристотель через год умер от застарелой болезни желудка.

Произведения Аристотеля

Произведения Аристотеля охватывают почти все тогдашние научные (философские) знания. Известны его трактаты разделяют на восемь групп.

1. Логические трактаты: «Аналитика первая», «Аналитика вторая», «Топика», «Категории», «Об истолковании», «Опровержение софизмов».

2. Трактаты по «первой философии», собранные в книге, которая известна под названием «Метафизика».

3. Физические трактаты: «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологика».

4. Биологические трактаты: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных».

5. Психологические трактаты: «О душе» и так называемые «Малые труды по естествознанию» («О памяти и воспоминания», «О сне», «О бессоннице», «О жизни и смерти», «О дыхание» и др.

).

6. Этические трактаты: «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика».

7. Политико-экономические трактаты: «Политика», «Экономика», «Афинская полития».

8. Трактаты об искусстве, поэзии и риторике: «Риторика» и «Поэтика».

Сам Аристотель различал три вида знания и соответствующих наук и искусств: теоретическое (умозрительное), практическое и поэтическое, или творческое. Цель теоретического знания – истина, знание ради знания, практического – достижение практической цели, поэтического – произведение, изделие. К теоретическому знанию относится «первая философия», физика (естествознание) и математика; к практическому знанию – этика, политика, экономика; к поэтическому – риторика, поэтика, а также все ремесла.

Логические трактаты Аристотель не включал в состав философии (науки). По его мнению, они давали орудия, с помощью которых создается наука. Эти трактаты его ученики назвали «Органон» (орудие).

Следует сказать, что до нас дошли далеко не все труды Аристотеля. Античные авторы приводят списки из десятков и даже сотен его произведений.

Особенности философии Аристотеля

В своих трудах Аристотель подвел итоги более чем двухсотлетнего периода развития древнегреческой философии и дал свое решение всех главных проблем этой философии, касающихся познания природы, общества, мышления, над которыми размышляло не одно поколение философов.

Как известно, первые философы, которых называют физиками, или фисиологами (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), рассуждали о том, как устроен мир, из чего состоят вещи, почему они различные и как они изменяются. Впоследствии философы задумались над проблемами познания мира, в том числе над такой: если в мире все изменяется, то как можно познать то, что каждое мгновение другое? Сократ учил, что главное для человека – знать не то, как устроен мир, а в чем его благо. Он начал исследовать сам процесс познания и доказывать необходимость определения общих понятий, утверждал, что отличить хороший поступок от плохого можно только в тому случае, если известно, что такое благо.

Платон, соглашаясь с мнением Парменида, что человек может познавать только то, что неизменно утверждал, что неизменное и вечное – это идеи, идеальные бестелесные образы (эйдосы), которые вечно пребывают в высшем мире и образуют реальные вещи, соединяясь с материей. Он считал, что человек познает идеи потому, что его душа до рождения находилась в мире идей, а теперь, когда видит те или иные вещи, вспоминает (узнает) те эйдосы, которые созерцала там.

Аристотель отрицал существование идей вне вещей. Он считал, что идеи (которые он назвал формами) находятся в реальных предметах, и для их познания необходимо не созерцать, пытаясь что-то вспомнить, а изучать отдельные вещи и искать в них общее. Это различие взглядов Аристотеля и Платона наглядно отразил Рафаэль Санти на фреске «Афинская школа» (ее копия имеется в холле 7-го корпуса): изображенный там Платон показывает пальцем на небо, а Аристотель жестом широко раскрытой руки пытается привлечь его внимание к окружающему миру.

В своей первой философии Аристотель всесторонне обсудил сущность познания, а в своих логических трактатах создал средства для поиска и доказательства истины. Тем самым он заложил философские основы науки, на которых основывалось ее дальнейшее развитие на протяжении многих веков.

Что ценное можно найти в философии Аристотеля сегодня

Не следует думать, что почти два с половиной тысячелетия, которые отдаляют нас от Аристотеля, сделали его философию непригодной для осмысления проблем современной науки. Евклид только на 60 лет ближе к нам во времени, чем Аристотель, но именно его геометрия (а не новейшие неевклидовы) применяется на практике.

Много ценного для ученых имеется в книге Аристотеля «Метафизика», которая содержит учение об началах и причинах всего сущего. В ней, по сути, изложена метатеория физики (естествознания), которая включает и общую теорию природы, и теорию познания. Там обсуждаются наиболее общие понятия, которыми оперирует наука: материя и форма (из которых, по Аристотелю, состоят все вещи), причины вещей (материальная, формальная, действующая и конечная), виды движений (т.е. изменений вообще), элементы и др.

«Метафизика» Аристотеля, вместе с его логическими трактатами, была философской первоосновой работ основателей классического естествознания, в частности, работы И.Ньютона «Математические начала натуральной философии». Незнанием философии Аристотеля обусловлена, видимо, вся критика в адрес Ньютона. К примеру, многие видят существенный недостаток небесной механики Ньютона в том, что она не дает объяснения причины всемирного тяготения. Эти критики не понимают, что слово «математические» в названии книги Ньютона означает: труд содержит формальную (математическую) теорию движений небесных тел (т.е. математическое описание) и не претендует на объяснение этих движений. Объяснение дает материальная теория. Классическая термодинамика – формальная теория тепловых явлений, кинетическая теория газов – материальная теория. Электродинамика Ампера – формальная теория электромагнитных явлений, теория Максвелла – материальная. Формальная теория – это лишь первый шаг в изучении явлений. Физики ХХ в. этого, похоже, не знали. Они много лет создавали формальные теории элементарных частиц, сталкивались с множеством проблем и пытались решать их путем усовершенствования формализма, вместо того, чтобы создавать и развивать материальные теории.

Ученым следует знать общие принципы научных исследований, с изложения которых начинается работа Аристотеля «Физика».

«Так как знание, и [в том числе] научное познание, возникает при всех исследованиях, которые простираются на начала, причины и элементы, путем их уяснения (ведь мы тогда уверены, что знаем ту или иную вещь, когда уясняем ее первые причины, первые начала и разлагаем ее вплоть до элементов), то ясно, что и в науке о природе надо попытаться определить прежде всего то, что относится к началам. Естественный путь к этому ведет от более понятного и явного для нас к более явному и понятному по природе… Поэтому необходимо продвигаться именно таким образом: от менее явного по природе, а для нас более явного, к более явному и понятному по природе. Для нас же в первую очередь ясны и явны скорее слитные [вещи], и уж затем из них путем их расчленения становятся известными элементы и начала. Поэтому надо идти от вещей, [воспринимаемых] в общем, к их составным частям…».

Именно таким образом происходило изучение природы на протяжении веков. Ученые описывали явные и цельные вещи (предметы, явления), затем их сравнивали, классифицировали, анализировали, искали их элементы, причины, начала. В таком же порядке – перечень явлений, их классификация, анализ, законы явлений – излагали результаты изучения природы в курсах физики – от «Системы мира» в «Началах» Ньютона до учебников, изданных в начале ХХ века. Современные авторы начинают курсы физики с изложения законов, а явления приводят в качестве иллюстрации их истинности. При таком изложении у студентов воспитывается догматическое отношение к существующим теориям, что препятствует развитию науки.

У Аристотеля можно найти и ответ на вопрос: как развивать науку? В его работе «Топика» описан метод развития науки, известный сегодня как гипотетико-дедуктивный.

Там сказано: «Доказательство имеется тогда, когда умозаключение строится из истинных и первых [положений] или из таких, знание о которых берет свое начало от тех или иных первых и истинных [положений]. Диалектическое же умозаключение – это то, которое строится из правдоподобных [положений]…. Далее сказано, что диалектическое умозаключение является полезным «для [познания] первых [начал] всякой науки».

«Ибо исходя из начал, свойственных лишь данной науке, нельзя говорить что-нибудь о тех началах, поскольку они первые начала для всех наук. Поэтому их необходимо разбирать на основании правдоподобных положений в каждом отдельном случае, а это и есть [задача], свойственная диалектике или наиболее близкая ей. Ибо, будучи способом исследования, она прокладывает путь к началам всех учений». Более подробно см. книгу: Джохадзе Д.В. «Диалектика Аристотеля».

На мой взгляд, важное значение для физики имеют и аристотелевские категории: сущность, количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание. Их роль в научном познании можно проиллюстрировать следующим примером.

Приступив к изучению тепловых явлений, физики XVIII века на основании известных им фактов сделали вывод, что теплота – определенная субстанция (сущность). С этим, кстати, связаны термины: «теплоемкость», «тепловой поток», «высокая и низкая температура», «скрытая теплота». Когда в XIX в. было доказано, что теплота возникает и исчезает, физики пришли к выводу, что теплота – качество, ведь субстанция не может возникать и исчезать. Поскольку установили, что теплота превращается в механическое движение видимых тел и возникает из механического движения, сделали вывод, что теплота является механическим движением невидимых частиц вещества. Исходя из нового представления о теплоте, начали исследования, результатом которых стало создание кинетической теории газов, а впоследствии – статистической физики. Думаю, многие проблемы в области исследований элементарных частиц не решаются в течение десятилетий потому, что физики до сих пор не рассмотрели вопрос: чем являются эти частицы – сущностями (субстанциями) или качествами, а если качествами, то качествами какой субстанции

Напоследок хочу заметить, что, на мой взгляд, существующие курсы философии и физики дают ненадлежащее представление о философии Аристотеля и ее значении для науки. В курсах философии его философию преподают как один из ранних и пройденных этапов развития философии. В курсах физики пишут почти исключительно об ошибочных взглядах Аристотеля на те или иные явления и не указывают, что его работы является философским основанием этой науки. Полагаю, философия Аристотеля, которая лежит в основе основ науки, заслуживает должного уважения и надлежащего изучения. Тем же, кто пожелает ознакомиться с ней самостоятельно, могу порекомендовать две замечательные книги: Трубецкой С.Н. «Курс истории древней философии» (есть ряд изданий), и «Лекции профессора А.И.Введенского по истории древней философии» (1912).

Владимир Игнатович

1.8 Аристотель — Психология как наука о душе

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) преодолел эти воззрения, открыв новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Его источником стали для Аристотеля не физические тела и бестелесные идеи, но организм, где телесное и, духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Тем самым было покончено и с наивным анимистическим дуализмом, и с изощренным дуализмом Платона.

Аристотель был сыном медика при македонском царе и сам готовился к медицинской профессии. Явившись семнадцатилетним юношей в Афины к шестидесятилетнему Платону, он несколько лет занимался в его Академии, с которой в дальнейшем порвал. Известная картина Рафаэля «Афинская школа» изображает Платона указывающим рукой на небо. Аристотеля – на землю. В этих образах запечатлено различие в ориентации двух великих мыслителей. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в прямом общении с ними.

На окраине Афин Аристотель создал собственную школу, названную Ликеем (позже словом «лицей» стали называть привилегированные учебные заведения). Это была крытая галерея, где Аристотель, обычно прогуливаясь, вел занятия. «Правильно думают те, – говорил Аристотель своим ученикам, – кому представляется, что душа, не может существовать без тела и не является телом».

Кто же имелся, в виду под теми, кто «правильно думает»? Очевидно, что не натурфилософы, для которых душа – это тончайшее тело. Но и не Платон, считавший душу паломницей, странствующей по телам и другим мирам. Решительный итог размышлений Аристотеля: «Душу от тела отделить нельзя» – противоречил взглядам Платона на прошлое и будущее души. Выходит, что «правильным» Аристотель считал собственное понимание, согласно которому переживает, мыслит, учится не душа, а целостный организм. «Сказать, что душа гневается, – писал он, – равносильно тому, как если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома».

Аристотель был как философом, так и натуралистом-исследователем природы. Одно время он обучал наукам юного Александра Македонского, который впоследствии приказал отправлять своему старому учителю образцы растений и животных из завоеванных стран.

Накапливалось огромное количество фактов сравнительно-анатомических, зоологических, эмбриологических и других, ставших опытной основой наблюдений и анализа поведения живых существ. Обобщение этих фактов, в первую очередь биологических, стало основой психологического учения Аристотеля и преобразования главных объяснительных принципов психологии: организации, закономерности, причинности.

Уже сам термин «организм» требует рассматривать его под углом зрения организации, то есть упорядоченности целого для достижения какой-либо цели или для решения какой-либо задачи. Устройство этого целого и его работа (функция) неразделимы. «Если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение», – говорил Аристотель.

Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же время не является телом. Душу от тела отделить нельзя. Тем самым отвергались версии о прошлом и будущем души, способах ее соединения с внешним для нее материальным телом. Не сама по себе душа, но тело благодаря ей учится, размышляет и действует. Первичный уровень этих отношений представлен в процессах питания («растительная душа») как ассимиляция живым телом необходимых для его существования материальных веществ. Это отношение предполагает специфическую активность организма, благодаря которой внешнее поглощается живым телом иначе, чем неорганическим, а именно – путем целесообразного распределения «в пределах границы и закона». Такой специфический для живого организма способ усвоения внешнего и следует, согласно Аристотелю, считать душой в ее самой фундаментальной биологической форме. Исходным для жизни является питание как усвоение внешнего. Этот общий объяснительный принцип Аристотель распространил на другие уровни деятельности души, прежде всего на чувственные впечатления, на способность ощущать, которая трактуется им как особое уподобление органа чувств внешнему объекту. Однако здесь, в отличие от питания, усваивается не материальное вещество, а форма объекта.

Душа обладает различными способностями как ступенями ее развития: растительной, чувственной и умственной (присущей только человеку). Применительно к объяснению души Аристотель, вопреки своему постулату о нераздельности души и способного к жизни тела, полагал, что разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела. Иерархия уровней познавательной деятельности завершалась «верховным разумом», который не смешивался ни с чем телесным и внешним.

Начало познания – это чувственная способность. Она запечатлевает форму вещей подобно тому, как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». В таком процессе уподобления живого тела внешним объектам Аристотель придавал большое значение особому центральному органу, названному «общим чувствилищем». Этот центр познает общие для всех ощущений качества – движение, величину, фигуру и т.п. Благодаря ему становится возможным и различение субъектом модальностей ощущений (цвета, вкуса, запаха).

Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце, связанное с органами чувств и движений посредством циркуляции крови. Внешние впечатления организм запечатлевает в виде образов «фантазии» (под этим понимались представления памяти и воображения). Они соединяются по законам ассоциации трех видов – смежности (если два впечатления следовали друг за другом, то впоследствии одно из них вызывает другое), сходства и контраста. (Эти открытые Аристотелем законы стали основой направления, которое впоследствии получило имя ассоциативной психологии.)

Аристотель придерживался, говоря современным языком, системного подхода, так как рассматривал живое тело и его способности, как целесообразно действующую систему. Его важным вкладом является так же утверждение идеи развития, ибо он учил, что способность высшего уровня возникает на основе предшествующей, более элементарной. Аристотель соотносил развитие отдельного организма с развитием всего животного мира. В отдельном человеке повторяются при его превращении из младенца в зрелое существо те ступени, которые прошел за свою историю органический мир. В этом обобщении в зачаточной форме была заложена идея, названная впоследствии биологическим законом.

Аристотель разграничил теоретический и практический разум. Принципом такого разграничения послужило различие между функциями мышления. Знание как таковое, само по себе не делает человека нравственным. Его добродетели зависят не от знания и не от природы, которая только потенциально наделяет индивида задатками, из которых в дальнейшем могут развиваться его качества. Они формируются в реальных поступках, придающих человеку определенную чеканку. Это связано также с тем, как он относится к своим чувствам (аффектам).

Поступок сопряжен с аффектом. Каждой ситуации соответствует оптимальная аффективная реакция на нее. Когда она является избыточной или недостаточной, люди поступают дурно. Соотнося мотивацию с нравственной оценкой поступка, Аристотель сближал биологическое учение о душе с эти кой. «Всякий в состоянии гневаться и это легко, также и выдавать деньги и тратить их, но не вся кий умеет и не легко делать это по отношению к тому, к кому следует и ради чего и как следует». Если аффект (эмоциональное состояние) и действие адекватны ситуации, то расходование денег принято называть щедростью: если неадекватны то либо расточительством, либо скупостью. Правильный способ реагирования необходимо вырабатывать опытом, изучением других и самого себя, упорным трудом. Человек есть то, что он сам в себе воспитывает, вырабатывает.

Аристотель впервые заговорил о природосообразности воспитания и необходимости соотнесения педагогических методов с уровнем психического развития ребенка. Он предложил периодизацию, ос новой которой явилась выделенная им структура души. Детство он разделил на три периода: до 7 лет, от 7 до 14 и от 14 до 21 года. Для каждого из этих периодов должна быть разработана определенная система воспитания. Например, говоря о дошкольном возрасте. Аристотель подчеркивал, что в этот период важнейшее место занимает формирование растительной души; поэтому для маленьких детей такое значение имеет режим дня, правильное питание, гигиена. Школьникам необходимо развивать и другие свойства, в частности движения (при помощи гимнастических упражнений), ощущения, память, стремления. Нравственное воспитание должно основываться на упражнении в нравственных поступках.

Если Платон считал чувство злом, то Аристотель, напротив, писал о важности воспитания чувств детей, подчеркивая необходимость умеренности и разумного соотнесения чувств с окружающим. Большое значение он отводил аффектам, которые возникают независимо от воли человека и борьба с которыми силой одного разума невозможна. Поэтому он подчеркивал роль искусства. Особенно искусства драматического, которое, вызывая соответствующие эмоции у зрителей и слушателей, способствует катарсису, т.е. очищению от аффекта, одновременно обучая и детей, и взрослых культуре чувств.

Говоря о нравственности, Платон подчеркивал, что нравственно только абсолютно правильное и совершенное поведение, а любые отклонения от правила, даже с самыми лучшими целями, уже являются проступком.

В отличие от него Аристотель подчеркивал значение самого стремления к нравственному поведению. Таким образом, он поощрял попытки ребенка, пусть и неудачные, «быть хорошим», создавая тем самым дополнительную мотивацию.

Итак, Аристотель преобразовал ключевые объяснительные принципы психологии: системности (организации), развития, детерминизма. Душа для Аристотеля – не особая сущность, а способ организации живого тела, представляющего собой систему, душа проходит разные этапы в развитии и способна не только запечатлевать то, что действует на тело в данный момент, но и сообразовываться с будущей целью.

Аристотель открыл и изучил множество конкретных психических явлений. Но «чистых фактов» в науке нет. Любой факт по-разному видится в зависимости от теоретического угла зрения, от тех категорий и объяснительных схем, которыми вооружен исследователь. Обогатив объяснительные принципы, Аристотель представил совершенно иную, сравнительно с предшественниками, картину устройства, функций и развития души.

Читаем сегодня: Аристотель | СОЮБ

Читаем сегодня: Аристотель

О знаменитом древнегреческом философе Аристотеле, чьи фразы сегодня стали бессмертными цитатами, знают, пожалуй, все. Наряду с Сократом и Платоном, Аристотель во всем мире считается одним из величайших философов и мыслителей, а его влияние на науку и философскую мысль не вызывает сомнения и сегодня, почти через 2400 лет после его смерти. Философ родился в 384 году до нашей эры в Стагире. Это была небольшая греческая колония в древней Македонии на северной периферии Греции. Он происходил из уважаемой и богатой семьи врача. В семнадцать лет юноша отправился в Афины и прожил там большую часть своей жизни. Именно в Афинах он поступил в знаменитую Академию Платона, а вскоре стал его любимым учеником. Через 20 лет после смерти Платона Аристотель открыл свою собственную школу Ликей.

В конце концов Аристотель вернулся в Македонию, где в течение десяти лет с 345 до 335 гг. до н.э. был наставником Александра Македонского, одного из величайших полководцев и завоевателей в истории. Очень немногие знают, что грек также был учителем Кассандра и Птолемея, которые в конечном итоге стали царями Королевства Македонского и Египта. Многие историки считают, что Аристотель любил Александра, как своего собственного сына, и это недалеко от истины. Вскоре после смерти Александра Аристотель закрыл свою школу в Афинах, а через год умер (322 г. до н.э.).

Ученый писал два вида работ. Одни из них были предназначены для широкой публики и были более понятны обычным людям. Другие были предназначены для студентов и преподавателей философии. К сожалению, большинство работ философа было утеряно. Но все же Аристотель считается основоположником многих наук — логики, психологии, эстетики, биология, зоология, астрономия и ботаника.

Для того, чтобы понять, насколько важен был его вклад в ботанику, стоит вспомнить о том, что именно Аристотель первым объяснил, что растение цветет лучше всего в «выгодных для него местах». Современные экологи называют это «занимает свою нишу».

Помимо науки, Аристотель также внес существенный вклад в область этики, логики, метафизики, музыки, поэзии, политики и театра. Например, в уцелевшей части его книги под названием «Поэтика» древнегреческий философ размышляет о трагедийной и эпической поэзии.

Аристотель также считается пионером в области метеорологии. Он любил изучать и наблюдать за природными явлениями. Благодаря своим работам по метеорологии, он был одним из немногих людей древности, которые рассуждали о кометах и метеорах и о различных типах погоды, а также описывали радугу, гром, молнию и ветер. Он также упомянул в своих работах землетрясения, которые, по его мнению, являются результатом подземных ветров.

Другой великий философ древности, римский политический деятель, юрист, оратор, политолог и Цицерон неоднократно упоминал Аристотеля в своих трудах. Его литературный стиль Цицерон называл «рекой золота».

Аристотель был первым ученым, который проявлял большой интерес к животным. Многолетнее изучение животных позволило Аристотелю классифицировать их на различные группы и виды. Он был в состоянии разделить всех животных на две основные группы: с красной кровью и без красной. Его выводы соответствуют гораздо более поздней классификации на позвоночных и беспозвоночных животных.

Аристотель, по мнению многих историков и ученых, был самым умным человеком в истории. Его теории оказали влияние на историю человечества больше, чем работы любого другого человека.

Советуем прочитать:

Аристотель и античная литература / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; [отв. ред. М. Л. Гаспаров]. — Москва: Наука, 1978. — 230 с.
Аристотель, Аналитики / Аристотель. — Минск: Современное слово, 1998. — 448 с.
Аристотель, Афинская политика: гос. устройство афинян / Аристотель. — Москва: ГПИБ, 2003. — 279 с. — (в помощь студенту-историку).
Аристотель, История животных / Аристотель. — Москва: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1996. — 528 с. —
Аристотель, Политика; Афинская политика/ Аристотель. — Москва: Мысль, 1997. — 464 с. — (Из классического наследия).
Аристотель, Поэтика. Риторика/ Аристотель. — Санкт-Петербург: Азбука, 2000. — 347 с. — (Азбука-классика).
Аристотель, Риторика; Поэтика / Аристотель. — Москва: Лабиринт, 2000. — 224 с.
Аристотель, Этика; Политика; Риторика; Поэтика; Категории / Аристотель. — Минск: Литература, 1998. — 1392 с. — (Классическая философская мысль).
Аристотель, Этика / Аристотель. — Москва: АСТ, 2002. — 494 с. — (Philosophy).
Асмус, В.Ф. Эстетика Аристотеля [Текст] /В.Ф. Асмус. — Москва: Либроком, 2011. — 72 с. — (Из наследия мировой философской мысли: эстетика). 

картина: Франческо Айец  «Аристотель»

2018 №3/Статьи

Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2018 №3
Название статьи О НАШЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ОТ ПСИХОЛОГИИК СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАТНО
Авторы Утлик Э.П.
Серия Психологические науки
Страницы 130 — 143
Аннотация В статье излагается процесс развития социальной психологии как естественно-историческая социализация психологической науки. Прослеживается её динамика от Аристотеля до нашего времени. Раскрывается зарождение социально-психологического тренда внутри психологии. Отмечен вклад в становление социальной психологии Аристотеля, В. Вундта, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Аргументируется тезис о единственности социальной психологии как звена (дисциплины) системы психологических наук. Раскрыто смешение социальной психологии с социологическим психологизмом. Проведена идея, что все отрасли психологии, и в том числе социальная психология, имеют один и тот же предмет.
Ключевые слова психология, социальная психология, этнографическая психология, принцип Рубинштейна, социологический психологизм, интроспекционизм, фасилитация
Индекс УДК 159.923:316.6
DOI 10.18384/2310-7235-2018-3-130-143
Список цитируемой литературы 1. Абульханова-Славская К.А. К проблеме социальной обусловленности психического // Вопросы философии. 1970. № 6. С. 76-85.
2. Андреева Г.М. О «социологизации» социальной психологии в ХХ столетии // Социологический журнал. 2003. № 2. С. 12-30.
3. Аристотель. О душе // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 1. М., 1976. С. 371-448.
4. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 53-294.
5. Социалистическая криминология / Э. Бухгольц и др. М., 1976. 245 с.
6. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 2010. 86 с.
7. Вундт В. Очерк психологии. СПб., 1896. 225 с.
8. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986. 344 с.
9. Гербарт И.Ф. Главнейшие педагогические сочинения. М., 1906. 365 с.
10. Грот Н.Я. Основания экспериментальной психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. Т. 2. № 3. С. 91-106.
11. Джемс У. Психология. М., 1991. 368 с.
12. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. 352 с.
13. Каширин В.П. Предмет и проблемы социальной психологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2013. № 1. С. 51-60.
14. Ковалев А.Г. Предмет и проблемы социальной психологии // Вопросы марксистской социологии: труды социологического семинара. Л., 1962. С. 109-117.
15. Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для бакалавров. 4-е изд. М., 2016. 553 с.
16. Лихи Т. История современной психологии. 3-е изд. СПб., 2003. 440 с.
17. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб., 2006. 320 с.
18. Плеханов Г.В. Основные вопросы марксизма: избранные философские произведения: в 5 т. Т. 3. М., 1957. 784 с.
19. Почебут Л.Г. Социальная психология: учебник для вузов. СПб., 2017. 399 с.
20. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. СПб., 2010. 521 с.
21. Рубинштейн С.Л. Мысли о психологии // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 91-101.
22. Социальная психология: саморефлексия маргинальности: хрестоматия / ред.-сост. Е.В. Якимова. М., 1995. 252 с.
23. Спенсер Г. Основания психологии: в 2 т. Т. 1. СПб., 1876. 706 с.
24. Сухов А.Н. Основы социальной психологии. М., 2018. 242 с.
25. Утлик Э.П. Трудный путь к социальной психологии // Инновации в образовании. 2012. № 6. С. 123-132.
26. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: собрание сочинений: в 11 т. Т. 9. М., 1950. 626 с.
27. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. М., 2009. 224 с.
28. Terman L.T. A preliminary study of the psychology and pedagogy of leadership // Small group / eds. A.P. Hare, E.F. Borgata, R.F. Bales. New York: Knopf, 1967. P. 413-483.
29. Tomas W.J., Znaniecki F. Polish Peasant in Europe and America: in 5 vols. Vol. 1. Boston, 1918. 450 p.
30. Triplett N. The dynamogenic factors in pacemaking and competition // American Journal of Psychology. 1897. № 9. P. 76-103.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 16


Аристотель: вклад в науку — Kratkoe.com

Аристотель основной вклад в науку античного философа и ученого изложен в этой статье.

Аристотель: вклад в науку

Какой вклад Аристотеля в философию?

Прежде чем говорить о том, какой вклад Аристотеля в развитие философии, следует отметить следующее. Вначале своего пути он был под впечатлением учений Платона. Но освободившись постепенно от его влияния, Аристотель даже подверг критике учения Платона и создал собственное учение в философии. Его философия проникла во все сферы наук. Основные философские работы – «Категории», «Физика», «Аналитика первая и вторая», «О душе», «О небесных явлениях», «Политика», «История животных», «Метафизика» и «Об искусстве поэзии».

Аристотель объединяет в бытие соотношение реального, логического и единичного. Аристотель впервые разработал учение о том, что философия должна изучать бытие, абстрагируясь от некоторых его свойств. Отличие философии от других наук  — она исследует саму сущность самого бытия.  В основе сущности бытия лежат: материя, форма и понятие, а также то, что состоит из формы и материи.

Аристотель вклад в биологию

Одной из важных заслуг Аристотеля касаются области биологии. На основе наблюдений за строением живых организмов он создал учение о биологической целесообразности.  Образцами целесообразности являются развитие организмов из семени, взаимная приспособленность органов, действующие инстинкты животных и так далее.

Долгое время биологические работы Аристотеля служили источником по зоологии. Он создал классификацию и описал много видов животных.  Ученый был первым, кто описал эмбриональное развитие дельфинов и китов, а также различительных особенности рыб. Из-за данных достижений некоторые ученые считают, что Аристотель отец биологии.

Какой вклад Аристотеля в психологию?

Аристотель считается основоположником психологии. Его трактат «О душе» долгое время был руководством по психологии. И вообще это была первая психологическая работа.  Он считал, что душа это не вещество, как считалось ранее. Также ученый, в отличие от философ-идеалистов, утверждал, что душа неотрывна от материи или живого тела. Душа согласно Аристотелю является сущностью живых тел.

Какой вклад Аристотеля в медицину?

Аристотелю принадлежит введение в научный оборот термина «аорта». Также он описал легочную аорту. Считал, что сердце человека трехкамерное и является самым важным органом в теле. Поэтому имея такую важность для организма, оно не может серьезно болеть. Аристотель ввел понятие гниения. Очень много времени он уделял наблюдениям за перепадами температуры, временами года и средой, характеризуя их как причины возникновения некоторых болезней.

Какой вклад Аристотеля в логику?

Аристотеля называют отцом науки логики, которая исследовала формы мышления как познавательную деятельность. Он ввел понятия контрарной, контрадикторной и познавательной противоположностей. Ученый был первым, кто сделал описание некоторых логических операций, сформулировал законы противоречия, исключения третьего и мышления.

Какой вклад Аристотеля в педагогическую науку?

Аристотель вклад в педагогику которого характерен тем, что античный деятель создал учебное заведение в Афинах под названием Ликей. Он возглавлял учебное заведение целых 12 лет. За этот период он написал много сочинений, которые были основой для лекций и бесед учителя со своими учениками. Главной темой педагогических бесед были разговоры о том, что у человека 3 души – растительная, животная и разумная. Поэтому вопросы воспитания касались равностепенной заботы об этих 3 видах души.  Его взгляды об образовании и воспитании наиболее полно описаны в трактате «Политика».

Какой вклад Аристотеля в естествознание?

Свои знания в сфере естествознания он изложил в трудах «Физика», «Метеорология», О возникновении и уничтожении», «Описание животных», «О душе», «О небе».  Он систематизировал огромный естественно-научный материал, который  собрал Аристотель и его предшественники. Систематизация была совершена на основе критического анализа наследной информации, собственных наблюдений и философского подхода.

Какой вклад Аристотеля в риторику?

Аристотель – автор трактата «Риторика», который он посвятил искусству убеждения. Написанный он в 355 году до нашей эры. Им и сегодня пользуются преподаватели, политики и медиа-персоны. Автор трактата делает упор на 5 важных уроках, которые следует усвоить всем, кто желает овладеть искусством риторики и убеждением в своей правоте. Итак, уроки Аристотеля:

  • доказательство – всему голова
  • тренируем логику
  • берем «страсти» под контроль
  • говорим о «прекрасном»
  • подготовка – речь – победа

Аристотель вклад в историю 

Ученые опираются на его труд «Афинская полития» в изучении государственного строя государства Афин и системы правления его правителей.

Аристотель вклад в физику 

В трактатах «О небе», «Физика», «Метеорологика»и  «О возникновении и уничтожении» ученый дает ответы на некоторые физические вопросы, волнующие его. Он был первым, кто осознал тот факт, что физика существует только благодаря некой системе правил. С их помощью добываются знания о природе.

Аристотеля считают родоначальником физики. Ведь ему принадлежит разработка многих физических гипотез и теорий. И термин «физика» ввел в научный оборот тоже он. Ученый объединил и систематизировал знания о природе и создал физико-космологическую картину мира.

Какой вклад Аристотеля в географию?

Аристотель был первым, кто охарактеризовал природу океана и земли, пояснил цикл водоворота воды в природе. Также он описал действие и характер  землетрясения, ветров, лучей, грома и радуги, метеоров и комет, Млечного пути.  Ученый утверждал, что формирование Земли происходит постепенно и настолько растянуты во времени и пространстве, что человек не способен заметить данные изменения.

Аристотель вклад в экологию

Он написал трактат «История животных» и сделал описание больше 500 видов животных, известных ему. Также Аристотель поведал о поведении животных. Таким образом, труд Аристотеля охарактеризовал первый этап в развитии экологии – этап накопления фактического материала и первых попыток систематизации знания.

Какой вклад Аристотеля в культуру? 

Культурное наследие ученого представлено двумя видами сочинений:

  • «экзотерические» сочинения – предназначенные для широкой публики
  • «эзотерические» — лекционный материал для слушателей, которые провели в школе не один день

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какой вклад внес Аристотель в развитие науки.

Вклад античных мыслителей в развитие научной психологии

В трудах древнегреческих мыслителей мы находим попытки решения многих проблем, которые и сегодня направляют развитие психологических идей. В их объяснениях генезиса и структуры души обнаруживаются три направления поиска тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию, которых трактовался микрокосм индивидуальной человеческой души.
Первым направлением стало объяснение психики исходя из законов движения и развития материального мира, из идей об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы. (Вопрос о месте психического в материальном мире, поднятый впервые древними мыслителями, до сих пор остается стержневым в психологической теории.
Только после того, как была осмыслена производность жизни души от физического мира, их внутреннее родство, а тем самым — и необходимость изучать психику, психологическая мысль смогла продвинуться к новым рубежам, открывшим своеобразие ее объектов.
Второе направление античной психологии, созданное Аристотелем, ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является формой жизни, выдвижение на передний план психобиологической проблемы было крупным шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную (по мнению как материалистов, так и идеалистов) покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организации поведения живых систем.
Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культурой, а именно от понятий, идей, этических ценностей. Эти формы, действительно играющие огромную роль в структуре и динамике психических процессов, были, однако, начиная от пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального мира, от реальной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чувственно-воспринимаемых телом.
Это направление придало особую остроту проблеме, которую следует обозначить как психогностическую (от греч. «гнозис»- знание). Под ней надо понимать широкий круг вопросов, с которыми сталкивается исследование психологических фактов, изначально связывающих субъекта с внешней по отношению к нему реальностью-природной или культурной. Эта реальность преобразуется соответственно психическому аппарату субъекта в воспринимаемую им в форме чувственных или умственных образов-будь то образы окружающей среды, поведения в ней личности или ее самой.
Все эти проблемы, так или иначе решавшиеся древними греками, образуют и поныне ядро объяснительных схем, сквозь призму которых видит свою эмпирию современный психолог, какой бы сверхсложной электроникой он ни был вооружен.

Мир культуры создал три «органа» постижения человека и его души: религию, искусство и науку. Религия строится на мифе, искусство-на художественном образе, наука-на организуемом и контролируемом логической мыслью опыте. Люди античной эпохи, обогащенные многовековым опытом человекознания, из которого черпались как мифические представления о характере и поведении богов, так и образы героев эпоса и трагедий, осваивали этот опыт сквозь «магический кристалл» рационального объяснения природы вещей- земных и небесных. Из этих «семян» росло разветвленное древо психологии как науки.
О ценности науки судят по ее открытиям. На первый взгляд, летопись достижений, которыми способна гордиться античная психология немногословна. Одним из первых стало открытие Алкмеоном того, что органом души является головной мозг. Если отвлечься от исторического контекста, это выглядит невеликой мудростью. Однако, чтобы по достоинству оценить нетривиальность алкмеонова вывода (который, кстати, был не умозрительной догадкой, но вытекал из медицинских наблюдений и экспериментов), стоит напомнить, что через двести лет после этого великий Аристотель считал мозг своего рода «холодильником» для крови, а душу, с ее способностью воспринимать мир и мыслить, помещал в сердце.
Конечно, в те времена возможность экспериментировать над человеческим организмом была ничтожной. Сохранились сведения, что ставились опыты над приговоренными к казни, над гладиаторами и т. п. Нельзя, однако, упускать из виду, что античным медикам приходилось, врачуя людей, изменять их психическое состояние, передавать от поколения к поколению сведения об эффективности своих действий, об индивидуальных различиях. Не случайно учение о темпераментах пришло в научную психологию из медицинских школ Гиппократа и Галена.
Не меньшее значение, чем опыт медицины, имели другие формы практики-политическая, юридическая, педагогическая. Изучение приемов убеждения, внушения, ведения словесного поединка, ставшее главной заботой софистов, превратило в объект экспериментирования логический и грамматический строй речи. В практике общения Сократ открыл изначальный диалогизм (проигнорированный возникшей в XX веке экспериментальной психологией мышления), а его ученик Платон-внутреннюю речь как интериоризованный диалог. Ему же принадлежит столь близкая сердцу современного психотерапевта модель личности как динамической системы мотивов, разрывающих ее в неизбывном конфликте. Открытие множества психологических феноменов связано с именем Аристотеля (механизм ассоциаций по смежности, сходству и контрасту, открытие образов памяти и воображения, различий между теоретическим и практическим интеллектом и др.).
Стало быть, сколь скудной ни была бы эмпирическая ткань психологической мысли античности, без нее эта мысль не могла «зачать» традицию, приведшую к современной науке, В то же время никакое богатство реальных фактов не может обрести достоинства научного объяснения безотносительно к умопостигаемой логике их анализа. Эта логика, в отличие от ее всеобщих форм, является предметной. Она строится соответственно проблемой ситуации, задаваемой развитием теоретической мысли, овладевающей конкретным предметным содержанием и имеет свои особые формы- категории.
В развитии психологии античность прославлена многовековыми великими теоретическими успехами. К ним относятся не только открытия фактов, построение новаторских моделей и объяснительных схем. Античные ученые поставили проблемы, веками направлявшие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, мышление и общение, личностное и социокультурное, мотивационное и интеллектуальное, разумное, и иррациональное и многое иное, присущее человеческому бытию. Античные мудрецы и испытатели природы подняли на невиданную дотоле высоту культуру теоретической мысли, которая, преобразуя данные опыта, срывала покровы с видимостей здравого смысла и религиозно-мифологических образов.
За эволюцией представлений о сущности души скрыта полная драматических коллизий работа исследовательской мысли, и только история науки может раскрыть различные уровни постижения этой психической реальности, неразличимые за самим термином «душа», давшим имя нашей науке.

Психология Аристотеля — История психологии

Аристотель учился в Академии Платона в течение 20 лет, от ее основания (ок. 347 г. до н. Э.) До смерти Платона (ок. 347 г. до н. Э.). Его отец был личным врачом македонского царя Аминтаса II, отца Филиппа II и деда Александра Великого, учителем которого стал Аристотель.

Хотя Аристотель был преданным поклонником и другом своего великого учителя, он отошел от платонической философии в части и деталях своих исследований и в способе исследования.Его классическая формулировка психических процессов в «О душе» часто использовалась при игнорировании других его работ. Однако любая попытка понять его удивительно полную и систематическую психологию требует щедрых выборок из многих его трактатов, в том числе посвященных логике, этике, политике и метафизике.

В ходе такого исследования обнаруживается приверженность отчетливо этологическому подходу к психологическим процессам и явлениям. Аристотель пытается идентифицировать существенные или определяющие свойства данного класса животных, связать их с их особыми задачами и проблемами, с которыми они сталкиваются, а затем объяснить данную форму жизни с точки зрения ее успешных адаптаций.И в его Истории животных, и в частях животных предлагаемые отчеты полностью натуралистичны, а его описания часто точны и всеобъемлющи. Телеологический характер описаний часто очень похож на то, что мы обычно встречаем в современных этологических текстах (хотя Аристотель, в отличие от Эмпедокла, не выдвигал явным образом эволюционную теорию).

В трактате «О душе» Аристотель намеревается предложить отчет, который, по его словам, должен быть полностью «совместим с опытом», избегая известного диалектического метода Сократа.В первой главе эмоции и ощущения рассматриваются как состояния души, которые могут существовать только посредством тела. Все подобные душевные привязанности следует рассматривать как производные от тела. Этот по существу физиологический характер его психологии проявляется во всех его работах, в том числе в тех, которые непосредственно не связаны с психологическими вопросами. В своей «Физике», например, он утверждает, что дела души вызваны изменениями чего-то в теле. Его учение о сне и сновидениях (De Somniis) снова объясняет эти явления, обращаясь к сенсорно-биологическим процессам.Память тоже рассматривается с чисто биологической точки зрения. В «О памяти и воспоминаниях» он рассматривает акт воспоминания как «поиск образа в материальном субстрате» и объясняет дефицит памяти у детей, пожилых и больных с точки зрения биологических аномалий. Однако сомнительно, что Аристотель был радикальным материалистом, поскольку в разных местах он специально отличает душу от рационального разума, последний каким-то образом обитает в душе, но, в отличие от души, является нетленным.

Теория психических функций Аристотеля охватывает диапазон от процессов питания и воспроизводства до абстрактной рациональности. Различные силы (dunameis) или способности души различаются у разных видов. Граница между животным миром и всем остальным проходит через силу ощущения, и эта функция, по словам Аристотеля, является частью самого определения понятия «животное». В самом деле, Аристотель относит к восприятию ряд психологических функций, некоторые из которых довольно сложные.В результате, хотя он оставляет за взрослыми людьми абстрактную рациональность, он наделяет нечеловеческих животных широким спектром когнитивных, эмоциональных и мотивационных состояний и предрасположенностей.

Рациональность несет в себе уникальную способность к осознанному выбору (prohairesis), от которой зависят моральные добродетели. Соответственно, только те, кто обладает такой рациональной властью, могут быть по-настоящему смелыми, великодушными, справедливыми и так далее. Но сообщество нечеловеческих животных предлагает ослабленные примеры этих атрибутов, так что разделение между человеческой и нечеловеческой психологией становится менее резким, чем шире читается в сохранившихся работах Аристотеля.

Теория восприятия Аристотеля также подчеркивает сенсорную интеграцию, процесс, который сам по себе не является сенсорным. Рассмотрим чашку кофе. Это горячая, слегка подслащенная жидкость темно-коричневого цвета. Различные специализированные органы чувств соответственно реагируют на каждый из этих атрибутов: температуру, вкус, цвет и консистенцию. Но опыт — это не отдельные атрибуты. Скорее, это цельный, полностью интегрированный опыт, так что кофе становится отличным от любого количества других раздражителей, которые также оказываются темными, горячими и сладкими жидкостями.Таким образом, в дополнение к классическим пяти чувствам существует также здравый смысл (koine aisthesis; sensus communis), с помощью которого опыт выковывается из отдельных вкладов различных органов чувств.

Отвергнув платоновскую теорию «истинных форм» в книге 2 книги «О душе», Аристотель рассматривает, как разум приходит к пониманию универсальных положений, которые не могут быть даны на опыте. Его решение требует различия между актуальным и потенциальным: разум обладает потенциалом для такого понимания, но для того, чтобы это было актуализировано, мир должен действовать в соответствии с ним.Он говорит, что то, что думает разум, должно быть в уме, поскольку персонажи могут появиться на восковой табличке, на которой еще ничего не выгравировано. Будучи составной частью сложных процессов, психическая жизнь должна быть снабжена информацией, иначе перцептивно-когнитивным процессам не над чем было бы работать. Таким образом, внешний мир должен вызывать физические отклики в органах чувств, эти отклики должны изображать, представлять или выступать в качестве кодов для объектов, которые их вызывают. Ощущения вызывают определенные движения в душе.Со временем они ослабевают, но, если они производились достаточно часто, их можно воссоздать, или, по крайней мере, их можно воссоздать в сопоставимых условиях. Благодаря повторению (по обычаю или привычке) одни движения надежно следуют за другими или предшествуют им. Попытки вспомнить прошлые события — это всего лишь попытки инициировать правильные внутренние события. Вот почему, пытаясь вспомнить последовательность событий или объектов, нужно найти начало соответствующей серии. В случае успеха приводится в движение целая череда ранее установленных ассоциаций.

Конечно, Аристотель знал, что всеобъемлющее научное познание невозможно посредством простых действий восприятия. Он подчеркивал особенность каждого такого акта и противопоставлял его «тому, что соразмерно универсально и истинно во всех случаях», что не может быть воспринято таким образом. Понимание последнего требует стандартов истины по существу познавательного характера, с помощью которых простые факты интегрируются в систематические совокупности знаний. Такое знание становится возможным только благодаря тому, что Аристотель называл демонстрацией.Научное знание демонстративно в смысле рационального или логического доказательства. Такие демонстрации основаны на изобретенных им силлогистических способах аргументации. Основная посылка в таком аргументе может быть законом природы, второстепенная посылка — фактом природы, а заключение — необходимым и продемонстрированным заключением. Существует определенное родство между этой особенностью философии науки Аристотеля и номологической дедуктивной моделью, которую в наше время защищают Карл Гемпель и другие.

Никакая фигура от античности до семнадцатого века не имела бы такого значения для истории психологии, как Аристотель. Его наиболее общий вклад заключался в том, чтобы определить интеллектуальные и двигательные особенности разума в естественных науках, оставив при этом моральные и политические аспекты человеческой жизни за счет значительно расширенного представления о самой природе. На уровне основных процессов его психология была биологической и этологической, основанной на соображениях, мало чем отличавшихся от тех, которые Чарльз Дарвин развил столетия спустя.Если его собственная версия эмпиризма не зашла так далеко, чтобы представить научные истины просто для подтверждения органами чувств, она действительно установила обоснованность и важность чувственного мира. При этом он представил сами чувства как объекты исследования. Он также предложил первые законы обучения, основанные на принципе ассоциации и подкрепленные принципами подкрепления. За исключением своего отступления к несколько фаталистическому наследственности в политике, он постоянно подчеркивал роль, которую играет ранний опыт, образование, практика, привычки и жизнь в самом полисе в формировании психологических диспозиций.Таким образом, он представил человеческую психологию как развивающийся предмет, родительской наукой которого одновременно были гражданское право и моральная философия.

10 главных вкладов Аристотеля

Аристотель, родившийся в 384 году до нашей эры в Стагире, небольшом городке на северном побережье Греции, является, возможно, одной из самых известных фигур в истории Древней Греции. Он был популярным учеником известного древнегреческого философа Платона. Но в отличие от Платона и Сократа, Аристотель проявил инстинкт использовать научные и фактические рассуждения при изучении природы — черта, от которой его предшественники обычно отказывались в пользу своих философских мыслей.Возможно, именно из-за его непоколебимого увлечения природой, логикой и разумом он продолжил вносить важный вклад, который все еще находит отражение в современной математике, метафизике, физике, биологии, ботанике, политике, медицине и многом другом. Он действительно заслужил честь называться Первым Учителем. Чтобы углубиться в детали его достижений, вот список из 10 лучших работ Аристотеля:

1. Изобрел логику категорического силлогизма

Силлогизм — это определенная форма рассуждения, в которой вывод делается на основе двух предпосылки.У этих посылок всегда есть общий или средний термин, который их связывает, но этот обязательный термин отсутствует в заключении. Этот процесс логического вывода был изобретен Аристотелем и, возможно, лежит в основе всех его знаменитых достижений. Он был первым, кто придумал аутентичную и логичную процедуру для заключения утверждения, основанного на имеющихся предложениях. Эти предположения или предпосылки были либо представлены как факты, либо просто приняты как предположения. Например: Сократ — мужчина.Все люди смертны. Из этих двух посылок можно сделать вывод, что «Сократ смертен».

Логика нахождения рассуждения, основанного на предложении и выводе, имеющем что-то общее с указанным предложением, довольно проста. Его дедуктивная простота и легкость использования катапультировали теорию силлогизма Аристотеля, которая оказала беспрецедентное влияние на историю западной логики и рассуждений. Однако в эпоху пост-ренессанса, ведущую к современности, мы пришли к логическим подходам, которые были больше основаны на математических выводах (и были гораздо более точными), а не на неопределенности неправдоподобных предпосылок.При этом логическая теория категорического силлогизма Аристотеля приобрела статус, который делает ее гораздо больше, чем просто историческое любопытство.

См. Также:

2. Классификация живых существ

В своей книге «Historia Animalium» или «История животных» Аристотель был первым человеком в истории человечества, который отважился на классификацию различных животных. Он использовал черты, общие для определенных животных, чтобы разделить их на похожие группы. Например, на основе наличия крови он создал две разные группы, такие как животные с кровью и животные без крови.Точно так же, основываясь на их среде обитания, он классифицировал животных как тех, кто живет в воде, и тех, которые живут на суше. С его точки зрения, жизнь имела иерархическую структуру, и все живые существа могли быть сгруппированы в этой иерархии на основе их положения от низшего к высшему. Он поставил человеческий вид на первое место в этой иерархии.

Он также разработал биномиальную номенклатуру. Используя эту систему, всем живым организмам теперь можно было дать два разных набора имен, определяемых как «род» и «различие» организма.Аристотель имел в виду, что род живого существа представляет его коллективную семью / группу в целом. Разница в том, что отличает живой организм от других членов семьи, в которую он входит.

3. Основатель зоологии

Аристотель также известен как отец зоологии. Как видно из его классификации живых существ, все его процедуры классификации и несколько других трактатов в основном касались только различных видов животного царства. Однако он написал ряд трактатов, которые также касались различных аспектов зоологии.Некоторые из его популярных трактатов, такие как «История животных», «Движение животных», «Развитие животных» и другие, были основаны на изучении различных наземных, водных и воздушных животных. В отличие от своих предшественников, которые просто документировали свои обычные наблюдения за природой, Аристотель работал над описанием конкретных методов, которые он использовал бы для проведения конкретных наблюдений.

Он использовал эти эмпирические методы для проведения того, что мы могли бы назвать в современную эпоху «обозначением», нескольких протонаучных тестов и экспериментов по изучению окружающей его флоры и фауны.Один из его ранних наблюдательных экспериментов включал вскрытие птичьих яиц на разных стадиях эмбрионального развития внутри яйца. Используя свои наблюдения, он смог подробно изучить рост различных органов по мере того, как эмбрион превратился в полностью вылупившегося детеныша.

4. Вклад в физику

Это правда, что, хотя Аристотель установил новые рубежи в области наук о жизни, его начинания в области физики по сравнению с этим не оправдывают ожиданий. На его исследования физики, похоже, сильно повлияли устоявшиеся идеи современных и ранних греческих мыслителей.Например, в его трактатах «О порождении и порче» и «О небесах» устройство мира, которое он описал, имело много общего с положениями некоторых теоретиков досократической эпохи. Он разделял точку зрения Эмпедокла на устройство Вселенной, согласно которой все было создано из различных составов четырех основных элементов: земли, воды, воздуха и огня.

Точно так же Аристотель считал, что любое изменение означает, что что-то движется. Довольно противоречивым образом (по крайней мере, первоначальные интерпретаторы считали это так), он определил движение чего-либо как действительность потенциальности.В целом Аристотель понимал физику как часть теоретической науки, которая была синхронизирована с натурфилософией. Возможно, более синонимичным термином для интерпретации Аристотеля было бы «физис» или просто изучение природы.

5. Влияния в истории психологии

Аристотель первым написал книгу, посвященную специфике психологии: De Anima или О душе. В этой книге он предлагает идею абстракции, царящую над телом и разумом человека.Тело и ум существуют внутри одного и того же существа и взаимосвязаны таким образом, что ум является одной из многих основных функций тела.

В более подробном психологическом анализе он делит человеческий интеллект на две основные категории: пассивный интеллект и активный интеллект. Согласно Аристотелю, человеку свойственно подражать чему-то, что, пусть даже на поверхностном уровне, дает нам чувство счастья и удовлетворения. Возможно, изюминкой его психологических наблюдений была тонкая связь, которая связывает человеческую психологию с человеческой физиологией.Его вклад был гигантским шагом вперед по сравнению с психологией донаучной эры, которая предшествовала ему, и привел нас в эпоху гораздо более точного качественного и количественного анализа.

6. Достижения в метеорологии

Для своего времени и возраста Аристотель смог провести очень подробный анализ окружающего мира. В настоящее время термин «метеорология» конкретно охватывает междисциплинарные научные исследования атмосферы и погоды. Но у Аристотеля был гораздо более общий подход, в котором он также охватывал различные аспекты и явления воздуха, воды и земли в своем трактате Meteorologica.

В этом трактате, своими словами, он излагает детали «различных привязанностей», общих для воздуха и воды, а также различных частей земли, и привязанностей, которые связывают эти части вместе. Основные моменты его трактата Meteorologica — это его отчеты об испарении воды, землетрясениях и других общих погодных явлениях. Его анализ этих различных метеорологических явлений — одно из самых ранних представлений о таких явлениях, хотя это мало что говорит о точности его метеорологических исследований.Аристотель верил в существование «подземных ветров» и в то, что они вызываются ветрами и землетрясениями. Точно так же он классифицировал гром, молнию, радугу, метеоры и кометы как различные атмосферные явления.

7. Этика

Попытка резюмировать богатые детали аристотелевской этики в рамках пары параграфов не принесет ей должного. При этом «Никомахова этика» выделяется как главная изюминка интерпретаций Аристотеля. Он представляет собой наиболее известный труд Аристотеля по этике: сборник из десяти книг, основанный на заметках, взятых из его различных лекций в лицее.В «Никомаховой этике» изложены мысли Аристотеля о различных моральных добродетелях и их соответствующие детали.

Аристотелевская этика описывает различные социальные и поведенческие достоинства идеального человека. Например, уверенность, которую человек испытывает перед лицом страха и поражения, складывается в храбрость, а способность противостоять искушениям физических удовольствий выделяется, поскольку умеренность, щедрость и великолепие человека говорят о том, сколько богатства можно пожертвовать ради блага. благосостояние других и любые амбиции никогда не могут быть по-настоящему великодушными, если они не достигнут безупречного баланса между честью, которую они обещают, и долгами, которые они платят.Они, наряду с другими ключевыми выдержками, создают основу для этических усилий Аристотеля. В этой этической сущности Аристотель считал, что «независимо от различных влияний наших родителей, общества и природы, мы сами являемся единственными рассказчиками наших душ и их активных состояний».

8. Аристотелизм

Аристотелианство — самый большой пример влияния аристотелевской философии на всю последующую философскую парадигму. Аристотелианство представляет собой философскую традицию, которая берет свое начало в различных философских трудах Аристотеля.Путь конвенциональной философии находится под сильным влиянием различных аспектов идеологий Аристотеля, включая его взгляды на философскую методологию, эпистемологию, метафизику, эстетику, этику и многие другие.
Факт остается фактом: идеи Аристотеля глубоко укоренились в социальной и общинной структуре мышления многих цивилизаций, которые возникли в западном мире. Его философские работы сначала репетировали и защищали представители перипатетической школы. Неоплатоники последовали его примеру и сделали хорошо задокументированные критические комментарии к его популярным сочинениям.Историки также указывают на основные ссылки на аристотелизм в ранней исламской философии, где современные исламские философы, такие как Аль-Кинди, Аль-Фараби и другие, переводили и включали работы Аристотеля в свое обучение.

9. Политика

Слово «политика» происходит от греческого слова полис, которое в Древней Греции просто обозначало любой город-государство. Аристотель считал, что полис отражает высшие слои политической ассоциации. Быть гражданином полиса было необходимо для того, чтобы человек мог вести качественную жизнь.Получение этого статуса означало, что гражданин должен был установить необходимые политические связи для обеспечения постоянного проживания. По мнению Аристотеля, именно это стремление указывало на тот факт, что «человек — животное политическое».

Без сомнения, различные предприятия жизни Аристотеля способствовали формированию его политической проницательности так, как не могли его предшественники и современники. Его прогрессивные приключения в области биологии естественной флоры и фауны весьма заметны в натурализме его политики. Он делит полис и соответствующие конституции на шесть категорий, три из которых он считает хорошими, а остальные три — плохими.По его мнению, хорошие — это конституционное правительство, аристократия и королевская власть, а плохие — это демократия, олигархия и тирании. Он считает, что политическая оценка личности напрямую зависит от их вклада в улучшение жизни своего полиса.

10. Поэтика

Многие записи взглядов Аристотеля на искусство и поэзию, как и многие другие документы его философских и литературных работ, были составлены около 330 г. до н. Э. Большинство из них существуют и сохранились до наших дней, потому что они были должным образом записаны и сохранены его учениками во время его лекций.Взгляд Аристотеля на поэтику в основном вращается вокруг драмы.

В более поздний период, когда аристотелизм получал все большее распространение по всему миру, его первоначальный взгляд на драму был разделен на два отдельных сегмента. Первая часть была посвящена трагедии и эпосу, а вторая часть обсуждала различные детали комедии. Согласно Аристотелю, хорошая трагедия должна вовлекать зрителей и заставлять их чувствовать катарсис (чувство очищения через жалость и страх).

Заключение

Прошло более 2300 лет с последнего дня аристотелевской эры в Древней Греции, но исследования и работы Аристотеля сегодня так же влиятельны, как и когда-либо.От областей, которые склоняются к структурно-научной ориентации, такой как физика и биология, до мельчайших подробностей о природе знания, реальности и существования, его многочисленные всесторонние вклады действительно делают его одним из самых влиятельных людей в истории человечества.

Вклад Аристотеля в развитие психологии.

Похожие документы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *