Признаки адаптации – Причины и признаки социальной адаптации

Содержание

Причины и признаки социальной адаптации

Причины адаптации

Замечание 1

Социальная адаптация выступает в качестве очень сложного и многоуровневого процесса. Ее основная и ключевая причина – это стремление индивида приобщиться к социальным, культурным, экономическим и политическим условиям общества, в котором он ранее не был.

Желание познать что-то новое, получить новые знания, умения и навыки также считаются причинами социальной адаптации человека. На протяжение всего нашего существования мы постоянно меняем свои социальные роли, меняем статусы один на другой, стремимся облегчить свою жизнь, но вместе с тем сделать ее интереснее, насыщеннее. Каждому хочется жить в достатке, при этом имея крепкую семью, независимость и возможность самореализоваться. В связи с этим нам постоянно приходится сталкиваться с новыми социальными сферами, знакомиться с большим количеством людей, которые могут быть проводниками на новый жизненный этап, трансляторами ценностей и норм, правил поведения и традиций, которые царят в общественной группе.

Причины адаптации кроются также в нашем образовании. Жизнь делится на несколько этапов в плане профессионально-трудовой реализации. Изначально мы социализируемся дома, в семье. Благодаря родителям мы узнаем элементарные правила поведения, этикета, историю семьи, общества и нашего государства. Затем нам помещают в дошкольные заведения, где кроме родителей с нами работают педагоги. В детском саду мы постигаем азы коммуникаций, причем не только со взрослыми, но и со своими ровесниками. Таким образом, еще ребенком мы начинаем процессы адаптации к новым условиям: выходя за пределы семьи, мы сталкиваемся с ясельной группой, а также группой сверстников в детском саду.

Закончив этап социализации в дошкольных учреждениях, мы переходим на ступень выше – в школу. К ней мы адаптируемся, исходя из особенностей нашего интеллектуального, физического и психологического развития. На данном этапе с детьми работают психологи, которые помогают сглаживать негативные моменты адаптации: боязнь нового коллектива, стеснительность, отсутствие мотивации и активности. Причины нашей адаптации в школьных заведениях заключаются в том, что это – самый продолжительный этап обучения в одном и том же коллективе (9-11 лет), и одноклассники со временем должны восприниматься не просто как незнакомые посторонние люди, но и как семья.

Оканчивая школу, следующим этапом идет поступление в вуз. Причина адаптации к вузовской среде – это комфорт пребывания в образовательном учреждении. Если человек чувствует себя уверенно, то его не будет беспокоить его неустроенность в коллективе. Эти мысли и негативные моменты не будут мешать ему заниматься самым главным – получать высшее образование, навыки и умения по выбранной профессии и специальности. Нередко говорят, что студенческая пора – самая прекрасная, поскольку человек реализует себя не только в образовательном процессе, но еще и во внеучебной деятельности: он принимает участие в организации важных мероприятий, становится частью общественных объединений. Его возраст и полученные навыки позволяют сформулировать свою общественную и гражданскую идею и продвигать ее в массы.

Причины, по которым индивид адаптируется к новым трудовым условиям, заключаются в необходимости реализации своего внутреннего капитала. Это значит, что человек осознает желание показать то, чему он обучался в течение получения высшего образования, желание продемонстрировать свои практические, эмпирические и творческие навыки.

Основные признаки адаптации

Адаптация, как и многие процессы, имеет свои признаки. Среди признаков успешной социальной адаптации выделяют следующие:

  1. Повышение уровня коммуникаций у индивида – прослеживается четкое желание идти на контакт со своими коллегами, руководством;
  2. Повышение трудоспособности и творческой активности – при успешной адаптации индивид не испытывает давления или чувства стеснения. Это помогает ему стать более работоспособным, не стесняться проявлять свою точку зрения и продвигать ее в массы;
  3. Позитивный настрой – хорошее настроение, медленная утомляемость;
  4. Желание помочь ближнему. Когда человек адаптируется в коллективе, он начинает видеть его как бы изнутри: все проблемы, перспективы, систему и сложную структуру.

Становятся видны и люди, которые недостаточно комфортно чувствуют себя, и индивид, осознавая то, что сам не так давно прошел через сложные процессы адаптации, проявляет инициативу и пытается помочь человеку в сложившейся ситуации. Это очень положительная интенция, поскольку, помогая ближнему, мы делимся с ним свои опытом, который зачастую бывает полезен.

Проблема дезадаптации

Нередко возникают ситуации, когда, по каким-то причинам, адаптация не происходит. Отсюда проистекает противоположный процесс – дезадаптация.

Определение 1

Дезадаптация- это психическое состояние индивида, при котором он частично или полностью утрачивает способность к адаптации к новым социально-культурным условиям.

Дезадаптация бывает нескольких основных видов:

  • Патогенная дезадаптация;
  • Психическая дезадаптация;
  • Социальная дезадаптация.

Причины социальной дезадаптации скрываются в некоторых факторах. Например, в социальном (отторжение индивида самим социумом), социально-экономическом (недостаток материальных средств, низкий материальный статус, или наоборот – избыток материальных благ), психологическом (несовпадение установок индивида и социальной группы) или возрастном (отношения между детьми и родителями, между начальником и подчиненным).

Наиболее актуальный фактор, который порождает дезадаптацию – это социальный, и это признают очень многие исследователи. К этому фактору относят ошибки в процессе воспитания человека, нарушения в межличностных взаимосвязях субъекта и обширной социальной группы, ошибки в накоплении социального опыта (безработица, образование, не соответствующее интересам индивида). Все это ведет к достаточно сложным последствиям: индивид чувствует себя вне социума, не может определить свою роль, статус и принадлежность, теряет мотивацию и не осознает свою ценность в конкретной социальной, экономической или профессиональной группах.

spravochnick.ru

Расстройство адаптации (адаптационное расстройство). Лечение в клинике, симптомы

Расстройство адаптации является промежуточным состоянием между нормальной реакцией человека на несчастье и заболеванием психического характера. Сложность патологии заключается в ее промежуточности, так как сам человек и его окружающие часто не могут определить его. Прогноз зависит от своевременности простановки диагноза и своевременности предочставить помощь.

Причины

Наиболее часто наблюдается расстройство адаптации у детей и подростков, что объясняется неустойчивостью их психики. Но, при длительном переживании стрессовых ситуаций оно диагностируется у людей работоспособного возраста и пожилых пациентов. Патологическое состояние появляется при:

  • Стрессах;
  • Неврозах;
  • Психозах.

При этих заболеваниях пациенты жалуются на бессонницу и ухудшение общего состояния человека, что приводит к расстройству адаптации. Расстройство адаптации личности имеет различную степень выраженности, что зависит от тяжести стресса.

Возникновение заболевания может наблюдаться при серьезном единичном стрессе, например, при потере престижной работы, смерти близкого человека и т.д. Патология развивается при периодических стрессах, которые возникают на фоне бедности или заболеваний хронического характера.

В группе риска развития патологии находятся люди с генетической предрасположенностью. Если у человека есть сбои в интимном плане или конфликты в семье, то это приводит к дезадаптации. Она появляется при материальных трудностях или сложностях во взаимоотношениях с окружающими. Если резко изменяется традиционный жизненный уклад, то это приводит к патологическому процессу.

Признаки патологии

Симптомы расстройства адаптации не всегда ярко выражены и могут отличаться в каждом отдельном случае, что усложняет процесс постановки диагноза. Основные признаки обладают тревожным и депрессивным характером. Дезадаптация сопровождается чувством неспособности справиться с неприятностями, которые появляются в жизни. При патологии пациент становится мнительным и раздражительным. Большинство людей отмечает появление чувства внутреннего напряжения. Психиатрия расстройства адаптации имеет сведения, что оно сопровождается:

  • Беспокойством;
  • Устойчивым тревожным состоянием;
  • Внутренним дискомфортом;
  • Нарушениями в нормальном поведении.

У пациентов при патологии ухудшается настроения. В особо тяжелых случаях появляется тоскливое состояние. Человеку становятся неинтересными его привычные занятия. Человек истощается физически и умственно, поэтому он не может взвешено принимать решения. Он не анализирует ситуацию и не несет ответственность за принятые решения.

Дезадаптация имеет смытую клиническую картину, поэтому при появлении первых подозрительных симптомов рекомендуется обратиться за помощью к специалисту, который правильно поставит диагноз и назначит эффективное лечение.

Виды патологии

В соответствии с причинами и особенностями протекания дезадаптация разделяется на несколько разновидностей:

  • Расстройство социальной адаптации. При патологии пациент не может общаться с привычным кругом друзей и знакомых. Он постепенно от них отдаляется и уединяется. При тяжелом протекании патологии пациент не может находиться в обществе вообще. Он месяцами может не выходить из квартиры.
  • Депрессивное расстройство адаптации. Заболевание развивается на фоне депрессий. Человек постоянно находиться в подавленном состоянии. Они не имеют желания к общению и постепенно утрачивают привычные интересы.
  • Расстройство психической адаптации. Возникает патологический процесс в виде острой реакции на стресс, которая развивается в виде психологического шока. Он сопровождается разными нарушениями в психике.
  • Пролонгированное расстройство адаптации. Патологический процесс характеризуется длительным течением. Ситуация усугубляется при появлении стрессовой ситуации различной степени выраженности.
  • Тревожное расстройство адаптации. При этом виде патологии у пациентов появляются тревожные симптомы при любых обстоятельствах.
  • Смешанное расстройство адаптации. Эта форма патологии совмещает в себе несколько из вышеперечисленных.

Существует несколько видов патологии, которые рекомендуется определять, чтобы проставить правильный диагноз расстройство адаптации.

Диагностические мероприятия

Определить дезадаптацию может только квалифицированный специалист. Он определяет развитие соматических симптомов у детей и подростков и тревожных признаков у пожилых людей, которые свидетельствуют о протекании патологии. Постановление диагноза проводится в соответствии с диагностическими критериями DSM-III-R:

  • Реакции на явные психосоциальные стрессы, которые появляются в течение трех месяцев.
  • Характера дезадаптации. На этом этапе диагностики определяется наличие нарушений в учебе или работе и симптомов, которые не должны присутствовать при стрессе.
  • Длительности реакции дезадаптации более 6 месяцев.

При дезадаптации рекомендуется проведение дифференциальной диагностики. Патологию нужно отличать от таких состояний, как расстройства, появляющиеся на фоне употребления психоактивных препаратов, расстройства посттравматического характера, возникающих на фоне стресса, ароматизация.

Терапия заболевания

Лечение расстройств адаптации требует использовать психотерапию. Рекомендуется проводить групповую терапию для пациентов, которые переживают одинаковый стресс, например, у пенсионеров или людей, имеющих одинаковое хроническое заболевание. Индивидуальная психотерапия направлена на то, чтобы человек начал понимать, что возникновение заболевания наблюдается при стрессе. Это основная причина патологии. Если методы лечения подбираются правильно, то у пациента появляется сила и выдержка, с помощью которых проводится борьба со стрессом.

Во избежание вторичной выгоды рекомендуется правильное проведение психиатрического решения. Успешной терапия заболевания будет при внимательном и трепетном отношении доктора к пациенту. При появлении симптомов вторичной выгоды процесс лечения осложняется.

Если диагностируются тревожно депрессивные расстройства, то это требует медикаментозной терапии. Пациентам рекомендован прием антитревожные препаратов, трициклических агентов, с помощью которых устраняется депрессивное состояние.

При дезадаптации пациент может становиться чрезмерно агрессивным, что приводит к конфликтам на работе или в школе, совершению правонарушений и т.д. Врачи не должны оправдывать эти действия пациентов и стараться их оправдать перед правоохранительными органами. При такой линии поведения доктора эмоциональное состояние человека не улучшается. Кроме того, он не критикует себя, и такое неприемлемое в социуме поведения становится нормой для него.

Дезадаптация – это опасный патологический процесс, который имеет смытую клиническую картину. Именно поэтому патология часто диагностируется несвоевременно. Выбор метода лечения должен проводиться доктором, что обеспечит его результативность.

chastnaya-psihiatricheskaya-klinika.ru

что это такое, симптомы, лечение

Что такое расстройство адаптации?

Расстройство адаптации (также расстройство приспособительных реакций) — это связанное со стрессом состояние. Вы испытываете больше стресса, чем обычно ожидаете в ответ на стрессовое или неожиданное событие, и стресс вызывает серьезные проблемы в ваших отношениях, на работе или в школе.

Проблемы с работой, болезнь, смерть близкого человека или любое количество изменений в жизни могут вызвать стресс. В большинстве случаев люди приспосабливаются к таким изменениям в течение нескольких месяцев. Но если есть расстройство адаптации, у людей по-прежнему возникают эмоциональные или поведенческие реакции, которые могут вызвать чувство тревоги или депрессии.

Пострадавший не должен справляться с этим состоянием самостоятельно. Лечение может быть кратким, и оно поможет восстановить эмоциональное состояние.

Симптомы и признаки

Признаки и симптомы зависят от типа расстройства адаптации и могут варьироваться от человека к человеку. Человек испытывает больше стресса, чем обычно ожидает в ответ на стрессовое событие, и стресс вызывает серьезные проблемы в его жизни.

Расстройство приспособительных реакций влияет на то, как человек себя чувствует и думает о себе и мире, а также он может влиять на действия или поведение пострадавшего. Вот некоторые примеры:

  • чувства грусти, безнадежности или не возможность насладиться вещами, которыми обычно привыкли наслаждаться;
  • частый плач;
  • беспокойство или тревожность, нервозность;
  • проблемы со сном;
  • отсутствие аппетита;
  • сложности с концентрацией;
  • чувства разбитости;
  • трудности функционирования в повседневной деятельности;
  • выход из социальной поддержки и замкнутость;
  • избегание важных вещей, таких как ходить на работу или оплачивание счетов;
  • суицидальные мысли или поведение.

Симптомы расстройства адаптации начинаются в течение 3 месяцев после стрессового события и длятся не более 6 месяцев после окончания стрессового события. Тем не менее, постоянные или хронические расстройства адаптации могут продолжаться в течение более 6 месяцев, особенно если стресс-ситуация продолжается, например, безработица.

Когда обратиться к врачу

Обычно стрессоры временные, и мы учимся справляться с ними со временем. Симптомы расстройства адаптации становятся лучше, потому что стресс слабеет. Но иногда стрессовое событие становятся частью жизни. Или возникает новая стрессовая ситуация, и мы снова сталкиваемся с одной и той же эмоциональной борьбой.

Поговорите с врачом, если продолжаете испытывать трудности. Человек может получить лечение, которое поможет лучше справляться со стрессовыми событиями и снова почувствовать себя лучше.

Если есть сомнения по поводу приспособления или поведения ребенка, поговорите с педиатром вашего ребенка.

Если у вас есть мысли о причинении вреда себе или кому-либо еще, немедленно позвоните по номеру экстренной службы «112», обратитесь в отделение неотложной помощи или доверьтесь доверенному родственнику или другу.

Причины и факторы риска

Нарушения адаптации вызваны значительными изменениями или стрессорами в жизни. Генетика, жизненный опыт и темперамент могут повысить вероятность развития расстройства адаптации.

Факторы риска

Некоторые вещи могут сделать человека более склонным к расстройству адаптации.

Стрессовые события

Стрессовые жизненные события — как положительные, так и отрицательные — могут подвергнуть риску развития расстройства адаптации. Например:

  • развод или семейные проблемы;
  • проблемы в отношениях или межличностные проблемы;
  • изменения в жизни, такие как выход на пенсию, рождение ребенка;
  • неблагоприятные ситуации, такие как потеря работы, потеря любимого или финансовые проблемы;
  • проблемы в школе или на работе;
  • опасные для жизни события, такие как физическое нападение, бой или стихийное бедствие;
  • постоянные стрессоры, такие как медицинское заболевание или жизнь в криминальном районе.
Ваш жизненный опыт

Жизненный опыт может повлиять на то, как вы справляетесь со стрессом. Например, риск развития расстройства приспособительных реакций может быть увеличен, если:

  • человек испытал значительный стресс в детстве;
  • есть другие проблемы с психическим здоровьем;
  • возникает множество трудных жизненных обстоятельств, происходящих одновременно.

Осложнения

Если расстройство адаптации не устраняется, он может в конечном итоге привести к более серьезным проблемам психического здоровья, таким как тревожное расстройство, депрессия или токсикомания.

Диагностика

Диагностика расстройств адаптации основана на выявлении основных жизненных стрессоров, симптомов и того, как они влияют на способность функционировать. Доктор спросит о вашем медицинском, психическом здоровье и социальной истории. Он может использовать критерии в диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5), опубликованном Американской психиатрической ассоциацией.

Для диагностики нарушений адаптации DSM-5 перечисляет следующие критерии:

  • Наличие эмоциональных или поведенческих симптомов в течение трех месяцев от специфического стрессора, возникающего в жизни.
  • Испытывание сильного стресса, чем обычно можно ожидать в ответ на стрессовое жизненное событие и/или ситуацию, который вызывает серьезные проблемы в отношениях, на работе или в школе.
  • Симптомы не являются результатом другого психического расстройства или частью нормальной скорби.

Типы расстройств адаптации

DSM-5 перечисляет 6 различных типов расстройств адаптации. Хотя все они связаны, у каждого типа есть уникальные признаки и симптомы. Нарушения адаптации могут быть с:

  • Подавленным настроением. Симптомы в основном включают чувство грусти, плача и безнадежности, а также отсутствие удовольствия от того, чем привыкли наслаждаться.
  • Тревогой. Признаки в основном включают нервозность, беспокойство, трудности с концентрацией внимания или запоминанием вещей и чувством подавленности. Дети, имеющие расстройство адаптации с тревожностью, могут сильно бояться разлучения со своими родителями и близкими.
  • Смешанной тревогой и подавленным настроением. Симптомы включают сочетание депрессии и тревоги.
  • Нарушением поведения. Признаки в основном связаны с поведенческими проблемами, такими как драка или безрассудное вождение. Молодежь может пропускать школу или вредить собственности.
  • Смешанным нарушением эмоций и поведения. Симптомы включают сочетание депрессии и тревоги, а также поведенческих проблем.
  • Неопределенной. Симптомы не соответствуют другим типам расстройств адаптации, но часто включают в себя физические проблемы, проблемы с семьей или друзьями, проблемы на работе или в школе.

Длина симптомов

Как долго будут длится признаки и симптомы расстройства адаптации, также варьируются. Нарушение адаптации может быть:

  • Острым. Признаки длятся 6 месяцев или меньше. Они должны ослабнуть после снятия стресс-факторов.
  • Постоянным (хроническое). Признаки длятся более 6 месяцев. Они продолжают беспокоить и разрушают жизнь.

Лечение расстройств адаптации

Многие люди с расстройствами адаптации считают лечение полезным, и им часто требуется только кратковременная терапия. Другие, в том числе с постоянными расстройствами адаптации или постоянными стрессорами, могут выиграть от более длительного лечения. Лечение расстройства адаптации включает психотерапию, прием медикаментов или и то, и другое.

Психотерапия

Психотерапия, также называемая разговорной терапией, является основным методом лечения расстройства приспособительных реакций. Она может быть предоставлена как индивидуальная, групповая или семейная терапия. Терапия может:

  • Обеспечить эмоциональную поддержку.
  • Помочь вернуться к обычной рутине.
  • Помочь понять, почему стрессовое событие так сильно повлияло.
  • Помочь научиться справляться со стрессовыми событиями.

Лекарственные препараты

Лекарственные препараты, такие как антидепрессанты и средства против тревожности, могут быть назначены для облегчения симптомов депрессии и тревоги.

Как и в случае терапии, лекарства могут понадобиться только в течение нескольких месяцев, но не переставайте принимать лекарства без предварительной консультации с врачом. При внезапной остановке приема некоторые лекарства, такие как определенные антидепрессанты, могут вызывать симптомы, напоминающие абстинентный синдром (иначе ломка).

Профилактика

Не существует гарантированных способов предотвращения расстройств адаптации. Но развитие здоровых навыков совладания и обучение устойчивости могут помочь в периоды сильного стресса.

Если вы знаете, что наступает стрессовая ситуация — например, переезд или выход на пенсию — призовите свои внутренние силы, укрепите здоровые привычки и заранее соберите социальную поддержку. Напомните себе, что это обычно короткое по времени состояние и что вы можете пройти через это. Также рассмотрите возможность проконсультироваться с врачом или специалистом по психическому здоровью, чтобы рассмотреть все способы справиться со стрессом.

tvojajbolit.ru

Расстройство адаптации: симптомы, лечение

Жизнь человека полна событий, иногда не совсем приятных, и даже печальных. Одни принимают их как должное, другим трудно бывает справиться с ударами судьбы. Тогда врачи говорят о расстройстве адаптации.

Что это за недуг?

Психическое расстройство, связанное с чрезмерно сильной реакцией человека на происходящие в жизни негативные события, называют расстройством адаптации. Это самостоятельное заболевание, не являющееся обострением других нарушений психического здоровья. Проявляется от трех месяцев до полугода с момента возникновения стрессовой ситуации. Обычно нарушение проходит само собой после прекращения воздействия на человека негативных обстоятельств. Реже возникает тотальное расстройство адаптации, которое требует более внимательного отношения, так как опасно осложнениями и ухудшением психосоматических состояний.

Симптомы проблемы

В чем проявляется расстройство адаптации? Симптомы недуга следующие:

  • Депрессивное настроение. Возникает обоснованно как следствие неблагоприятных событий. Проявляется состоянием подавленности, невозможность сконцентрироваться на работе или учебе, разрозненность мыслей, повседневные занятия становятся трудновыполнимыми.
  • Чувство тревоги. После пережитого стресса или сильного горя в человеке появляется тревожность, боязнь повторения стрессовой ситуации, неуверенность в завтрашнем дне. Формируется заниженная самооценка и неуверенность в себе.
  • Расстройство адаптации проявляется физическими нарушениями, такими как: головная боль, бессонница, боли в груди, расстройство пищеварения, затрудненное дыхание, тахикардия, тошнота, изменение аппетита в большую или меньшую сторону.
  • Нарушение поведения. Наблюдаются неадекватные поступки, неприемлемые для человека ранее: вандализм, хулиганства, опасная езда на автомобиле или мотоцикле, прогулы учебы или работы. В основном такое буйное поведение характерно для подростков в состоянии нарушения адаптации, но и взрослые не исключение. Расстройство социальной адаптации — наиболее опасное проявление недуга, так как не только ставит под угрозу отношения с обществом, но и приводит к серьезным последствиям, вплоть до уголовной ответственности или несчастного случая.
  • Стремление к одиночеству. Человек старается уменьшить количество контактов с окружением, замыкается в себе.
  • Повышенная раздражительность.

Коварная болезнь – расстройство адаптации. Симптомы могут соединиться воедино, а в некоторых случаях недуг проявляется лишь одним или двумя признаками.

Диагностика

Диагноз «расстройство адаптации» врач ставит, полагаясь на стандартные критерии определения психических расстройств:

  • Наличие симптомов, соответствующих данному заболеванию. При нарушении адаптации они возникают под воздействием сильного стресса, сразу или в течение около трех месяцев после события.
  • Переживание горя сопровождается чрезмерно сильными эмоциями, невыносимыми страданиями. Безвыходность ситуации преувеличена, реакция на происшествие неадекватна и затянута по времени.
  • Невозможность профессиональной или учебной деятельности ввиду нездорового душевного состояния.

Причины возникновения

Расстройство адаптации может стать результатом многих событий, личных переживаний. Вот основные из них:

  • Смерть близкого человека.
  • Развод.
  • Материальные потери.
  • Проблемы на работе, увольнение.
  • Семейные неурядицы, личные конфликты.
  • Проблемы со здоровьем, наличие серьезной болезни.
  • Другие негативные изменения в привычном укладе жизни.

Представленные причины могут приводить к расстройству адаптации не сразу. Негативные эмоции длительное время воздействуют на психическое здоровье, что в итоге приводит к нарушению, перед этим может пройти несколько месяцев после случившегося события.

Факторы риска

Одни люди более подвержены нарушению адаптации, чем другие. С чем это связано? Выделяют факторы и условия, оказавшись в которых, людям труднее справиться со стрессом:

  • Генетическая предрасположенность. Люди по-разному реагируют на жизненные ситуации в зависимости от наследственности и типа темперамента.
  • Трудные условия проживания, природные или социальные.
  • Экстремальные ситуации (война, природные катаклизмы).
  • Социальный статус.
  • Психологические травмы, полученные в детстве.
  • Личные качества, способность приспосабливаться к изменениям в жизни.

Бывают ситуации, когда не происходит никаких трагедий в жизни, никто не умирает и не болеет, но человек все равно подвергается расстройству адаптации. Это происходит под воздействием значимых перемен, нарушения повседневности, таких как призыв в армию, увольнение, у детей – поступление в сад и школу.

Трудности адаптации в армии

Попав в армию, многие ребята оказываются не готовыми психологически к жизни в постоянном стрессе. Отдаленность от дома, невозможность видеть близких людей, новое окружение, мужской коллектив, тяжелые условия проживания и физические перегрузки, строгий режим – такая резкая перемена провоцирует негативные эмоции абсолютно у всех призывников, но некоторые оказываются более подвержены психическим расстройствам. Отсюда и возникают инциденты в армии – парни сбегают, стреляют в мирных людей, совершают попытки суицида.

Расстройство адаптации у солдат – опасное явление. Близкие люди далеко, и человек чаще всего не получает никакой помощи. Расстройство адаптации в армии является поводом для комиссования. Главное, чтобы его вовремя заметили, не доводя до беды. Ведь обычно человек в такой ситуации держит свои переживания в себе, пока напряжение не достигнет своего пика, когда он начинает вести себя неадекватно.

Безработные

Потеря работы из-за сокращения штата или других причин, не зависящих от работника, это всегда стресс, который может сразу вызвать нарушение психического здоровья. Длительное нахождение в статусе безработного также провоцирует расстройство адаптации из-за постоянных проблем и накопившихся отрицательных эмоций. Безработица создает почву для нарушений адаптации ввиду таких сопутствующих проблем:

  • Постоянные финансовые проблемы.
  • Чувство собственной ненужности и неспособности к переменам.
  • В семьях безработных часты конфликты, повышается риск развода, возможно жестокое обращение с детьми и неправильное воспитание.
  • В условиях безработицы возрастает уровень преступности, особенно это касается молодых людей, которые пытаются найти возможность заработка незаконными путями.
  • Жилищные проблемы.
  • Проблема обучения детей.

Расстройства адаптации безработных наблюдаются чаще всего у слабых в плане трудоустройства слоев населения. Это люди пенсионного и предпенсионного возраста, молодые мамы с маленькими детьми, люди без профессионального образования. Вызывает депрессии, подавленность, неуверенность в себе, при длительном продолжении подобной ситуации приводит к психическим болезням, алкоголизму, наркомании, совершению уголовно-наказуемых действий, суициду.

Дети дошкольного возраста

Социальная адаптация – приспособленность к окружающим условиям, адекватное взаимодействие с обществом. Расстройства социальной адаптации детей проявляются, когда они начинают ходить в сад или школу. Изначально ребенком движут только его собственные потребности и желания. Он не может мотивировать себя на какую-либо деятельность самостоятельно, для этого ему нужна помощь взрослых. Чтобы стать социально адаптированным, ему приходится учиться взаимодействовать с окружающими людьми, считаться с желаниями других, приспосабливаться к новым окружающим условиям, которые изменить он не может.

Если родители заранее дают ребенку знания о правилах и границах своего поведения в обществе, ему легче потом адаптироваться к новым условиям и большому кругу общения, так как полученные знания он переносит в жизнь. Сначала малыши учатся взаимодействовать с окружающим миром в детском саду. Родители, которые отказываются отдавать своих детей в сад, совершают большую ошибку. В школе такому ребенку придется очень тяжело.

Дети младшего школьного возраста

Плохая или недостаточная подготовка ребенка младшего возраста к жизни в обществе приводит к нарушению адаптации. Это влияет на его успеваемость не только при поступлении в первый класс, но и может отложить отпечаток и на дальнейшую его жизнь. Нарушение адаптации проявляется плохим поведением, непослушанием, отказом от общепринятых правил поведения в пользу личных желаний. Либо, наоборот, ребенок замыкается в себе, не общается со сверстниками, не интересуется общественной жизнью, предпочитает быть в одиночестве.

Факторы риска, которые увеличивают возможность того, что возникнет расстройство адаптации детей:

  • В семье, где растет ребенок, злоупотребляют алкоголем.
  • Родители конфликтуют между собой.
  • Отсутствует мотивация к обучению у ребенка.
  • Ребенку, его воспитанию уделяется мало времени в семье.
  • Отставание в развитии.
  • Применение к ребенку физического наказания.
  • Низкий культурный и социальный уровень семьи.

При наличии подобных факторов у ребенка, влияющих на его адаптацию, школьный педиатр должен принять меры, чтобы помочь в непростой ситуации.

Трудный возраст – подростки

Расстройство адаптации может произойти и в более старшем возрасте, у старшеклассников. Причиной тому обычно становятся проблемы в учебе или личные конфликты со сверстниками. Ситуацию усугубляют переходные изменения в организме и психике, которые подростки обычно тяжело переносят. Здесь уже имеют место взрослые проблемы, такие как отношения с противоположным полом, первая любовь, не всегда взаимная. Нарушение адаптации у подростков наиболее опасно, так как проявляется оно обычно буйным поведением, отказом от общепринятых правил. Дети прогуливают школу, уходят из дома, занимаются хулиганством. Часто такое состояние приводит их к употреблению алкоголя или наркотиков.

Лечение расстройства

Если симптомы с течением времени не угасают, а только усиливаются, лечение расстройства просто необходимо организовать в срочном порядке во избежание плачевных результатов. В некоторых случаях посещение психотерапевта становится обязательной мерой, особенно при затяжном течении болезни или при попытках суицида. При таких проявлениях возможно даже применение стационарного психиатрического лечения. Работа специалистов дает хороший результат, и при правильном лечении пациент приходит в норму через 2-3 месяца.

Лекарственные препараты облегчают состояние человека, если нет серьезных проявлений, опасных для жизни и здоровья. Врач может назначить антидепрессанты. Применять их самостоятельно без назначения специалиста строго запрещено, да и в аптеке их отпускают только по рецепту, так как это серьезные препараты сильного действия. От чувства тревоги и страха помогут избавиться транквилизаторы, например, «Афобазол». Они облегчают симптомы, восстанавливают жизненный тонус, не вызывая привыкания.

Помощь и поддержка близких людей – неотъемлемая часть реабилитации.

Последствия заболевания

Расстройство адаптации, лечение которого не проводится, опасно своими серьезными последствиями. Это депрессивные состояния, имеющие хронический характер, пристрастие к алкоголю или наркотикам. Состояние алкогольного и наркотического опьянения еще сильнее повышает риск самоубийства больного. Более всех таким осложнениям подвержены подростки из-за несформированной психики и особенностей возрастных изменений. Если расстройство проявляется асоциальным, неадекватным поведением, это может повлечь новые неприятности: увольнение с работы, отчисление из учебного заведения, ссоры в семье.

fb.ru

Психологическая адаптация человека

Адаптация личности – это психологическое приспособление к изменениям окружающей среды. Основная составляющая психологической адаптации заключается в приспособлении человека к требованиям социума и собственным желаниям. Психологическая адаптация подразумевает усвоение традиций социальной группы и принятых здесь ценностей. Она встречается повсеместно. Нам необходимо адаптироваться к ситуации в детском саду, в школе, на работе, в незнакомой компании.

Проявление и способы психологической адаптации

Психологическая адаптация – процесс, происходящий с раннего детства и до конца существования. Приспособление к окружающим условиям существования в детском возрасте чрезвычайно важно. Именно от психологической и социальной адаптации человека в детстве зависит его дальнейшая жизнь в социуме.

Все мы наслышаны об историях детей-Маугли. Человек, который в раннем возрасте адаптировался к диким условиям и жизни среди животных, не сможет вести активную социальную жизнь в обществе людей. Необходимость психологической адаптации к жизни среди себе подобных вызывает у Маугли шок. В редких случаях людям, выросшим без человеческого общества, удается приспособится к социуму. Чаще всего они возвращаются к прежней жизни, где психологическая адаптация – пройденный этап.

Психологическая адаптация человека

Главное проявление психологической адаптации — общение и другие виды взаимодействия. Активное взаимодействие с обществом и привыкание к нормам и устоям делают возможными процесс обучения и работы, построение отношений с другими членами общества, изменение поведения человека для соответствия ожиданиям окружающих.

Способы психологической адаптации:

Метод проб и ошибок. Встречаясь с жизненным препятствием на пути, человек преодолевает его, опираясь на собственный опыт. Не всегда испробованные способы преодоления решают возникшую проблему. Со временем человек отбрасывает в сторону методы, которые не привели к нужному результату, и находит новые пути решения.
Формирование реакции. Так называемая своеобразная «дрессировка». Правильная реакция на изменения общества подкрепляется вознаграждением на психологическом или физическом уровне. Этот способ адаптации не осознано используют родители в отношении детей. В тот момент, когда ребенок произносит членораздельные звуки, матери кажется, что он зовет именно ее. Она встречает начинание малыша с восторгом, что стимулирует ребенка к дальнейшему развитию.
Наблюдение. Попадая в незнакомую среду, человек наблюдает за поведением окружающих. Он подражает людям, которые уже адаптировались к условиям взаимодействия в этом обществе, не задумываясь над тем, зачем он это делает. Со временем человек полностью принимает линию поведения, включая осознание целей и последствий.

3

Латентная адаптация. Человек постоянно получает сигналы от окружающего мира. Часть из них воспринимается, другая понимается не так четко, а третья не осознается вовсе. В подсознании сохраняются определенные методы взаимодействия с обществом, которые используются по мере необходимости и возникновения ситуаций.
Инсайт. Это реакция мозга на ситуацию, когда разбросанные в памяти варианты поведения и способы решения проблемы объединяются, и человек получает сигнал о том, какая реакция на окружающий мир станет единственно верной. Решение спонтанно и уникально, поэтому инсайт похож на творческий процесс.
Рассуждения. Обсуждая проблему или незнакомую ситуацию, человек ищет решение или способ адаптации к окружению. Выводы, полученные в результате рассуждений, в дальнейшем используются при аналогичных ситуациях.

Адаптационные расстройства личности

Не всегда процесс психологической адаптации человека проходит гладко. Если непривычная ситуация затягивается, то возможно появление адаптационных расстройств. Это может случится при затяжном семейном конфликте, при расставании с близкими людьми, при потери прежнего положения в социуме или при тяжелом заболевании.

Опасные звоночки проявляются постепенно. Развитие адаптационного расстройства занимает около месяца и в дальнейшем может либо исчезнуть, либо перерасти в психическое заболевание, требующее вмешательства врача.

Варианты адаптационного расстройства человека:

Кратковременная депрессия, которая заключается в резком понижении настроения, апатичности и безразличия, медлительности мышления, ощущении бессилия и неуверенности в себе;
Пролонгированная депрессия, которая подразумевает продолжительность симптомов кратковременной до двух лет. Проявляется, когда конфликтная жизненная ситуация затягивается, а человек не может с ней справится и адаптироваться к изменениям собственной жизни;
Тревожность, проявляющаяся в форме беспокойства, как двигательного, так и вегетативного;
Нарушение эмоционального фона, когда наряду с депрессией и тревожностью, проявляется агрессия, раздражительность, подверженность состоянию гнева и злости;
Нарушения поведения, проявляющееся в поступках, которые намеренно нарушают этические и моральные нормы, принятые в обществе. Такие отклонения характерны для подросткового возраста, когда необходимость психологической адаптации вызывает в человеке отрицание и подталкивает на бессмысленные действия.

2

Расстройства, связанные с психологической адаптацией человека, распространены в обществе. Однако подобный диагноз ставится врачом только в случае нарушения функциональности человека, как полноценного члена общества. Чаще всего адаптационными расстройствами личности страдают женщины. Среди людей, которые не смогли психологически адаптироваться к происходящему, преобладают те, которые считают себя несчастными. Это одинокие люди, не имеющие семьи или разведенные, социальное и материальное положение человека с расстройством, как правило, оставляет желать лучшего.

Адаптационные расстройства успешно поддаются лечению и в большинстве случаев имеют благоприятный исход, если вовремя обратится к специалисту и принять меры. Психологическая адаптация – обязательный процесс для гармоничного существования в обществе и общения с его членами.

sunmag.me

Расстройства адаптации | PSYERA

Согласно DSM-III-R, расстройство адаптации является дезадаптивной реакцией на отчетливо обнаруживаемый психосоциальный стресс или стрессы, проявляющейся через 3 мес после начала действия стресса. Данная патологическая реакция может восприниматься субъектом как личное несчастье, это не обострение психического заболевания, которое отвечает другим критериям. Расстройство, как правило, прекращается вскоре после того, как прекращается действие стресса, или же, если стресс остается, достигается новый уровень адаптации. Реакция является дезадаптивной из-за нарушений в социальной или профессиональной деятельности или из-за проявлений, выходящих за рамки нормальных, обычных, ожидаемых реакций на подобный стресс. Следовательно, данный диагноз не должен ставиться, если больной отвечает критериям более специфического расстройства.

Распостраненность

Расстройства адаптации встречаются очень часто. В ходе одного обследования у 5% больных, находящихся в клинике более 3 лет, были выявлены расстройства адаптации. Этот диагноз чаще ставится подросткам, но бывает в любом возрасте.

Причины возникновения

Расстройства адаптации усиливаются при наличии одного или более стрессов. Тяжесть стресса или стрессов не всегда обусловливает тяжесть расстройства адаптации. Личностная организация и культурные или общественные нормы и ценности вносят свой вклад в неадекватную реакцию на стресс. Ее тяжесть является комплексной функцией степени, количества, продолжительности, обратимости, окружающей среды и личностных отношений. В качестве примера можно указать, что потеря родителя совершенно по-разному переносится в возрасте 10 и 40 лет.

Стрессы могут быть единичными, такими как развод или потеря работы, или множественными, такими как смерть дорогого человека, наступающая в то же самое время, когда человек теряет работу или тяжело болеет соматически. Стрессы могут быть периодическими, такими как сезонные трудности по работе, или постоянными, такими как хронические заболевания или проживание в бедности. Дискордантные внутрисемейные отношения могут вызвать расстройства адаптации, которые влияют на всю семью в целом. Если же нарушения способности к адаптации возникают у жертвы преступления или в результате тяжелой болезни, расстройство ограничивается одним лицом. Иногда расстройства адаптации появляются в группе или общественной прослойке, стрессы оказывают влияние на нескольких лиц, как при стихийном бедствии или при расовых, социальных или религиозных преследованиях. Специфические стадии развития, такие как начало школы, расставание с домом, вступление в брак, рождение ребенка, неуспех в достижении поставленной цели в профессиональном отношении, уход из дома последнего ребенка и выход на пенсию, часто сопутствуют расстройствам адаптации.

Некоторые психоаналитики считают, что один и тот же стресс вызывает целый ряд разных реакций у нормальных людей. На протяжении своей жизни Фрейд проявлял интерес к вопросу о том, почему стрессы обыденной жизни у одних людей вызывают заболевание и не вызывают у других, почему заболевание принимает ту или иную форму и почему определенные явления предрасполагают, а другие не предрасполагают к развитию психопатологии. Он придавал существенную роль конституциональным факторам и считал, что взаимодействие этих факторов с житейскими переживаниями вызывает фиксацию.

Психоаналитические исследования подчеркивают важную роль, которую играет мать и лица, воспитывающие больного, в выработке его способности реагировать на стресс. Особое значение имеет концепция Winnicott о достаточно хорошей матери, которая прислушивается к нуждам ребенка и оказывает ему поддержку, ив этом случае он, вырастая, становится способен бороться с фрустрацией, когда сталкивается с ней в жизни.

При наличии одновременного расстройства личности или органического поражения также может развиться нарушение адаптации. Подобная подверженность может также явиться результатом утраты родителя в детском возрасте.

Диагноз

Хотя, по определению, расстройство адаптации наступает после стресса, симптомы необязательно начинаются немедленно, и точно так же они не сразу исчезают, когда прекращается стресс. При постоянно действующем стрессе расстройство может продолжаться всю жизнь. Оно может также наступать в любом возрасте. Его проявления очень многообразны, причем наиболее частыми у взрослых являются депрессивные, тревожные и смешанные симптомы.

Соматические симптомы наиболее часто наблюдаются у детей и пожилых лиц, но могут быть иу других. Иногда больные проявляют насилие и безрассудство, пьют, совершают правонарушения или изолируются от общества. Ниже приведены диагностические критерии DSM-III-R для расстройств адаптации.

А. Реакция на явный психосоциальный стресс (или множественные стрессы), которая появляется в течение 3 мес после начала воздействия стресса(ов).
Б. На дезадаптивный характер реакции указывает один из следующих:

  1. нарушение в профессиональной (включая школу) деятельности или в обычной социальной жизни или во взаимоотношениях с другими,
  2. симптомы, выходящие за рамки нормы и ожидаемых реакций на стресс.

В. Расстройство является не просто примером чрезмерной реакции на стресс или обострением одного из ранее описанных психических расстройств.
Г. Реакция дезадаптации длится не более 6 мес.

Подтипы реакции дезадаптации

С ДЕПРЕССИВНЫМ НАСТРОЕНИЕМ
При расстройстве адаптации с депрессивным настроением основными проявлениями являются депрессивное настроение, страх и безнадежность. Этот подтип следует отличить от тяжелого депрессивного расстройства или неосложненной утраты.

С ТРЕВОЖНЫМ НАСТРОЕНИЕМ
Симптомы, наблюдающиеся при расстройстве адаптации с тревожным настроением, такие как сердцебиение, дрожание и ажитация, следует отличать от расстройств в виде тревожности.

СО СМЕШАННЫМИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ ЧЕРТАМИ
Основными проявлениями расстройства приспособления со смешанными эмоциональными чертами являются комбинация тревоги и депрессии или других эмоций. Этот подтип нужно дифференцировать от депрессивных и тревожных расстройств.

С НАРУШЕНИЕМ ПОВЕДЕНИЯ
При расстройствах адаптации с нарушением поведения основным проявлением является поведение, при котором больной посягает на права других или нарушает принятые в обществе нормы, в том числе и возрастные. Примерами такого поведения являются прогулы, вандализм, безрассудные гонки на автомобиле и борьба. Эту категорию следует отличать от расстройств поведения.

С НАРУШЕНИЕМ РАБОТЫ ИЛИ УЧЕБЫ
Это — расстройства адаптации, которые препятствуют работе или учебе, если ранее у данного лица таких нарушений в этом отношении не было. Часто наблюдаются тревога и депрессия, поэтому данное состояние надо дифференцировать от депрессивных и фобических расстройств.

Ниже приводятся клинические характеристики расстройства адаптации с нарушением работы или учебы.

Главные особенности: тяжелый стресс, препятствующий любому виду работы или учебы, проявляющийся в тревожности во время экзаменов или при проведении каких-либо тестов, неспособности писать деловые бумаги, делать доклады или заниматься артистической деятельностью; трудности в концентрации внимания в процессе работы, избегание работы или учебы, с утратой социального контроля; эти нарушения отсутствуют в периоды времени, когда субъект не думает о трудности в работе и учебе; наличие адекватных интеллектуальных и профессиональных способностей; нормальное выполнение работы или учебы в прошлом; применение специальных усилий, направленных на работу и учебу, даже если они потом вторично подавляются выше описанными симптомами.

Дополнительные особенности: тревога и депрессия; нарушения сна; компульсивное поведение; дезорганизация дневного распорядка; расстройства аппетита; злоупотребление наркотиками, алкоголем или табаком; одиночество.

Так девятнадцатилетний студент колледжа, проходящий повторно второй курс, обратился вслужбупсихического здоровья из-за трудностей, связанных с обучением. Он вполне мог выучить первый параграф, хорошо написав его и усвоив, однако не способен продвинуться дальше и, следовательно, ему угрожает опасность завалить 2 или 3 предмета. Ему также трудно посещать занятия, так как он много спит.

Он утверждает, что трудности начались около 2 лет назад и продолжались в течение всего первого года обучения, но он каким-то образом умудрялся справляться со своими курсовыми работами и сдавать экзамены.

Больной посещал частную среднюю школу и хорошо успевал до последнего класса, когда у него появились трудности, после того как у его матери обнаружили рецидив рака иона умерла. У него не было конфликтов по поводу пребывания в колледже, и ему очень хотелось победить эти трудности и продолжать образование для того, чтобы стать юристом.

Обсуждение. Нарушение способности к обучению клинически очень значимо, так как оно очень мешает стремлению больного к карьере. Потому оно классифицировано как расстройство адаптации с нарушением способности к обучению.

Большинство случаев нарушения (торможения) способности к работе и учебе является проявлением личностного расстройства, обычно компульсивного личностного расстройства. Но в этом случае расстройство, видимо, появилось внезапно в ответ на психологический стресс, а факты, которые могли бы подтвердить диагноз расстройства личности, отсутствуют.
Диагноз по DSM-III-R Ось I: Расстройство адаптации с торможением способности к обучению.

С АУТИЗМОМ
Диагноз расстройства адаптации с аутизмом ставится в случаях наличия социального аутизма без депрессии и тревоги.

С ФИЗИЧЕСКИМИ ЖАЛОБАМИ
Расстройство адаптации с физическими жалобами проявляется такими симптомами, как головная боль, усталость или другие соматические жалобы.

РАССТРОЙСТВО АДАПТАЦИИ, НИГДЕ БОЛЕЕ НЕ КЛАССИФИЦИРУЕМОЕ (ДРУГОЕ НАЗВАНИЕ ОТСУТСТВУЕТ, ДНО)
Расстройство адаптации, нигде более не классифицируемое, представляет собой резидуальную категорию для атипичных дезадаптивных реакций на стресс. Примерами являются неадекватные реакции на физическое заболевание, такие как полное отрицание диагноза и отказ от лечения.

Дифференциальный диагноз

Расстройства адаптации следует дифференцировать от состояний, не относящихся к психическому расстройству. Согласно DSM-III-R, эти события, не связанные с психическим расстройством, не вызывают нарушений в общественной и профессиональной деятельности или каких-либо симптомов или проявлений, выходящих за рамки нормальных критериев на стресс. Вследствие отсутствия абсолютных критериев для облегчения дифференциального диагноза между расстройством адаптации и состоянием, не связанным с психическим заболеванием, желательно обследовать больного в условиях стационара.

Хотя и неосложненная утрата близкого человека также включает временное нарушение социальной и профессиональной деятельности, наблюдающиеся нарушения остаются в рамках нормальной реакции на потерю любимого человека и, таким образом, не рассматриваются как расстройство адаптации.

Другие расстройства, от которых следует отличать расстройство адаптации, включают тяжелое депрессивное расстройство в виде соматизации, расстройство, связанное со злоупотреблением психоактивными веществами, расстройства поведения и посттравматические расстройства, связанные со стрессом.

Во всех случаях эти диагнозы должны быть названы как основные, если они отвечают соответствующим критериям, даже при наличии стресса или ряда стрессов, которые могли служить провоцирующим моментом. Однако у некоторых больных отмечаются заболевания, отвечающие критериям обоих расстройств, расстройства личности и расстройства адаптации.

При посттравматическом стрессовом расстройстве симптомы, развивающиеся после психологически травматизирующего события или событий, выходят за рамки нормальных человеческих переживаний. Это означает, что подобные симптомы можно ожидать после данных стрессов у большинства людей. Стресс может быть перенесен индивидуально (изнасилование или нападение) или среди людей (например, на поле сражения). Целый ряд стихийных бедствий, таких как наводнение, авиационные катастрофы, атомная бомбардировка и лагеря смерти, также расцениваются как сильные стрессы. Стресс всегда содержит психологический компонент, а часто и сопутствующий соматический компонент, который оказывает непосредственное повреждающее воздействие на нервную систему. Считается, что это расстройство более тяжелое и длительное, когда стресс обусловлен поступками человека (например, изнасилование), чем внешними причинами (например, наводнение).

Прогноз

Прогноз при расстройствах адаптации в целом благоприятен при соответствующем лечении. Большинство больных возвращаются к прежнему образу жизни в течение 3 мес. Подросткам для выздоровления требуется больше времени, чем взрослым. Некоторым, особенно подросткам, диагноз «расстройство адаптации» затем меняют на диагноз «расстройства настроения» или «расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами».

Лечение

Психотерапия является методом предпочтительной терапии для расстройств адаптации. Особенно полезной может оказаться групповая терапия для больных, перенесших одинаковый стресс—например, группа вышедших на пенсию лиц или группа больных, находящихся «на искусственной почке». В результате индивидуальной психотерапии больной начинает понимать роль, которую сыграл стресс в его заболевании, и изживает старые травмы. Иногда после успешной терапии больные, перенесшие расстройство адаптации, становятся более сильными, чем до заболевания, хотя в этот период у них не было какой-либо патологии.

Психиатрическое лечение расстройства адаптации должно проводиться разумно, чтобы избежать вторичной выгоды. Болезненное состояние может быть вознаграждено для лица, ранее не сталкивавшегося с этой проблемой, тем, что оно снимает с него ответственность. Таким образом, внимание врача, сочувствие и понимание, которые необходимы для успеха, могут стать подкреплением в процессе развития вторичной выгоды. Надо учитывать все эти факторы при проведении психотерапии. Когда симптомы вторичной выгоды уже развились, лечение становится более трудным.

Иногда при лечении тревоги, часто возникающей улиц, страдающих расстройством адаптации, хороший эффект оказывают антитревожные агенты; менее часто — трициклические антидепрессанты, которые оказываются эффективными при депрессии. Действительно, когда врач планирует курс антидепрессивной терапии, он должен пересмотреть диагноз и продумать особенности депрессивного расстройства. Лишь единичные или же вообще никакие заболевания не могут быть излечимы только лекарствами. Больные, у которых расстройства адаптации включают нарушения поведения, иногда совершают правонарушения, конфликтуют с начальством на работе или в школе. Не рекомендуется, чтобы врачи старались спасти таких больных от ответственности за свои действия. Слишком часто такая доброта только подкрепляет социально неприемлемые способы редукции напряжения и препятствует выработке критики и последующему улучшению эмоционального состояния.

Поскольку при расстройствах адаптации может быть четко прослежен стресс, часто предполагают, что психотерапия не показана, и что расстройство окончится самостоятельно. Но эта точка зрения не учитывает, что многие лица, испытавшие такой же стресс, не обнаруживают болезненных симптомов, и что это— патологическая реакция. Психотерапия может помочь субъекту лучше приспособиться к перенесению стресса, если он необратим или ограничено время, и может служить превентивной мерой в случае, если стресс повторяется.

psyera.ru

Психологическая адаптация

Психологическая адаптация в настоящее время является важным социальным критерием, позволяющим оценивать баланс личностного функционирования в системе профессиональных, социальных и межличностных отношений.

Психологическая адаптация

Адаптация
это процесс приспособления к условиям существования.

Психологическая адаптация зависит от многих переменных: индивидуальные особенности, психологические защиты и копинг, немаловажная роль в процессе психологической адаптации отводится требованиям со стороны социального окружения.

Тяжесть дезадаптации индивида находится в зависимости от нарушений раннего развития и особенностей усвоения предшествующего опыта, наличия текущих стрессовых событий.

На биологическом уровне психологическая адаптация зависит от состояния нервной системы и ее способности регулировать процессы торможения и возбуждения. Длительная эмоциональная нагрузка, отсутствие возможности отдыха и восстановления, как правило, заканчиваются истощением физиологических ресурсов регулирования и снижением адаптивных свойств нервной системы. Темперамент, инстинкты, эмоции, интеллектуальные способности  часто называют врожденными основами адаптивности.

Важное место в вопросах психологической адаптации занимает  социальный буфер. Социальный буфер — это ресурсы и возможности, предоставленные социальным окружением, которые индивидуум использует для приспособления. Коммуникативные способности человека открывают доступ к дополнительным социальным ресурсам и существенно увеличивают адаптационный потенциал.

Важный момент в процессе психологической адаптации — способность включать и менять социальные роли. Эффективность адаптации зависит не только от числа используемых ролей, но и от оправданности и адекватности их выбора. Поэтому одним из критериев психологической адаптации является способность человека критически оценивать свое место в социальной группе, свои реальные возможности и способности.

В психологии часто применяется понятие «адаптационный синдром». В протекании синдрома выделяют три стадии: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия стабилизации состояния, или истощения.

Психологическая адаптация — это понятие, которое лежит в основе концепции здоровья человека, так как заключение «психическое расстройство» основывается не на субъективном мнении врача, а на объективных признаках низкой адаптационной способности человека. Проблемные ситуации, возникающие в процессе социализации, становятся пусковым механизмом для запуска адаптационных процессов.

Потребность в коррекции поведения возникает в случаях напряжения адаптационных возможностей индивидуума. Наличие слаженно работающих компенсаторных способностей, позволяет относить человека к разряду здоровых.

Социализация
это процесс формирования конкретных социально-психологических типов личности, результат онтогенетического развития.

Личность может быть социализированной, но дезадаптированной. Более того, дезадаптация человека может стать следствием высокой степени социализированности.

Адаптация (adaptation)
это системная реакция организма или личности к изменяющимся условиям и требованиям окружающей среды. 

Здесь имеем ввиду приспособительные реакции, а не поддержание равновесия, гомеостаза, которые ближе к копинг-поведению.

Механизм адаптации имеет определенную структуру, включающую ряд уровней.

Психофизиологическая адаптация 
это совокупность физиологических реакции организма. Данный вид адаптации нельзя рассматривать отдельно от психического и личностного компонентов.
Психологическая адаптация
это способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды. Термин морально устарел, иногда используется в клинической психологии.

Все уровни адаптации одновременно и в различной степени участвуют в процессе регулирования.

Регулирование (adjustment) определяется двояко (по Г. Айзенку):

  • как состояние, в котором сталкиваются потребности индивида и требования среды;
  • как процесс, посредством которого достигается состояние баланса.

В процессе психологической адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности.

  • Аллопластическая адаптация – осуществляется изменениями внешнего мира под существующие потребности личности.
  • Аутопластическая адаптация – осуществляется изменениями структуры личности под условия среды.

Различают общую и ситуативную адаптацию; общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций.

Социальную адаптацию можно описать как отсутствие переживания конфликта со средой.

Социально-психологическая адаптация
это процесс преодоления проблемных ситуаций личностью, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки социализации, что позволяет ей взаимодействовать с группой без внутренних или внешних конфликтов, продуктивно выполнять ведущую деятельность, оправдывать ролевые ожидания и, при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворять свои основные потребности.
Социальная уступчивость
это исправления нарушений адаптации со стороны социальной среды таким образом, что неприемлемые для одних ситуаций формы поведения становятся приемлемыми для других. В первую очередь, социальная уступчивость направлена на детей, а также лиц, страдающих нервно-психическими расстройствами.

В процессе активизации и использования психологических адаптивных механизмов изменяется и психическое состояние личности. По завершению адаптационного процесса оно имеет качественные отличия от состояния психики до адаптации.

Психоаналитические концепции отмечают адаптацию как процесс, осуществляемый при помощи механизмов психологических защит. Но не всякая адаптация через развитие и процесс научения является конфликтной, требующей включения механизмов психологической защиты.

Важнейший принцип теории социально-психологической адаптации заключается в том, что защитные процессы адаптации в сложившейся проблемной ситуации протекают не изолированно, а в виде комплексов. Различают три разновидности комплексов:

  1. Незащитные адаптивные комплексы используются в нефрустрирующих проблемных ситуациях и направлены на разрешение внешних конфликтов.
  2. Защитные адаптивные комплексы являются устойчивым сочетанием механизмов защит и направлены на разрешение внутренних конфликтов.
  3. Смешанные комплексы состоят их защитных и незащитных механизмов.

Следует отличать жизненный успех и адаптированность личности. Неверно считать каждую неудачу признаком отсутствия адаптированности. Необходимо учитывать, что не все потребности человека способствуют его правильному функционированию и социально-психологической адаптации.

Первой составляющей в структуре личности, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. Инстинктивное поведение индивида можно охарактеризовать как поведение с опорой на естественные потребности организма. Но существуют адаптивные в данной социальной среде потребности и потребности, приводящие к дезадаптации. Адаптивность или дезадаптивность потребности зависит от личностных ценностей и объекта-цели.

Дезадаптивность личности выражается в  ее неспособности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям.

Дезадаптированная личность не в состоянии отвечать требованиям, предъявляемым социумом, выполнять свою социальную роль. Признаком возникающей дезадаптации становится переживание личностью длительных внутренних и внешних конфликтов. Причем, пусковой механизм для дезадаптации — не наличие конфликтов, а факт того, что ситуация приобретает значение проблемной.

Для понимания особенностей адаптивного процесса следует знать тот уровень дезадаптированности, отталкиваясь от которого личность начинает свою адаптивную активность.

Два вида адаптивной активности:
  • адаптация путем преобразования и устранения проблемной ситуации;
  • адаптация с сохранением ситуации — приспособлением.
Адаптивное поведение характеризуется:
  • успешным принятием решений,
  • проявлением инициативы и ясным представлением своего будущего.
Основными признаками эффективной адаптации являются:
  • в сфере социальной активности — приобретение индивидом знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства;
  • в сфере личностных отношений — установление интимных, эмоционально насыщенных связей с желаемым человеком.
Критерии, указывающие на адаптивный процесс:
  • адекватность когнитивных механизмов обработки информации;
  • показатели личностной зрелости;
  • показатели социальной зрелости;
  • клинический критерий (по Братусю) — отсутствие клинически выраженной психопатологии;
  • статистический критерий: адаптированная личность — личность, наиболее чаще встречаемая в популяции;
  • социальный критерий — это социальная адаптация.
Адаптационный потенциал
это копинг-ресурсы, копинг-поведение и способность вырабатывать копинг-стратегии.

Санкции со стороны общества ставят под удар адаптационный потенциал. Общество людей:

  • подавляет,
  • ущемляет,
  • предъявляет требования,
  • является источником конфликтов с другими.

Все санкции воздействуют на человека стрессогенно, вызывая при этом состояние активации. Если человек не можем справиться, то возникает дистресс.

Состояние активации — это весы: на одной чаше лежат когнитивные механизмы обдумывания, а на другой чаше находятся переживаемые фрустрации.

Человек сохраняет психологическую устойчивость до тех пор, пока в голове происходит обдумывание ситуации. Если когнитивные механизмы не справляются — запускаются биохимические процессы, возникает психопатология.

Этот процесс характеризуется не плавным течением, а изменениями переломного характера, переходом в состояние качественно нового уровня.

Часто вместо понятий «адаптация-дезадаптация» в психиатрии и медицинской психологии можно встретить градацию «компенсация-декомпенсация». Полярности предлагают рассматривать психические расстройства в связи с их влиянием на социально-психологические функции. Они позволяют оценивать степень совладания с имеющимися нарушениями, что позволяет определять тактику психиатрического воздействия и выбор методов реабилитации и профилактики.

Компенсация

Адаптация и компенсация — это не полностью идентичные понятия, разница заключается в том, что при адаптации происходит приспособление — «смирение», выработка положительного отношения к имеющимся нарушениям. В свою очередь, при компенсации происходит замещение утраченной психической функции более приемлемой для данного состояния организма способностью.

Литература:

  1. Налчаджян А.А. Социально-психологическаяя адаптация личности — Издательство АН Армянской ССР. Ереван, 1988г.
  2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека — Л., 1988г.
  3. Перре М., Бауман У. Клиническая психология — Питер, 2007г.

psy-diagnoz.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *