Вклад в психологию сократ: 4. Вклад Сократа в психологическую науку. Психологические аспекты учения Платона. — Общие дети, г. Воронеж

Сократ — Психологос

​​Сократ, греческий философ, родился в Афинах в 469 г. до н. э. в семье скульптора. Сам ничего не писал, а о его жизни и учении человечество узнало из трудов Ксенофонта и Платона. Философ вел беседы с людьми разных социальных слоев, стараясь, чтобы собеседник правильно понял предмет разговора. С помощью удачно поставленных вопросов помогал осознать свое непонимание и указывал путь к лучшему построению понятий. Делал вид, будто сам желает учиться у того, с кем разговаривает, и что предмет беседы для него самого не ясен.

Беседы со всеми желающими закончились для Сократа плачевно — его обвинили в антигосударственной деятельности, в поклонении новому божеству — демону. Он был помещен в темницу, откуда отказался бежать, несмотря на просьбу друзей.

В мае 399 г. до н. э. выпил кубок с ядом, парализующим дыхание. Пребывание Сократа в темнице и его предсмертные беседы с друзьями описаны в диалоге Платона «Фэдон».

Главным критерием в философии Сократа была нравственность. Философ отождествлял ее со знанием и истиной вообще, и потому обращался к исследованию основ знания. Сократ защищал объективный характер познания, придавал большое значение исследованию человека как существа нравственного, указывал на родство души и божества и на вероятность бессмертия души. В Боге он видел источник добродетели и справедливости.

Сократ требовал от людей уважения к физическому труду, обосновывал необходимость человеку властвовать над своими страстями, но не чурался наслаждений. Сам никогда не позволял страстям брать верх над разумом, потому и стал идеалом мудреца. В государстве видел порядок, обоснованный божественным планом, считал, что правитель должен быть человеком знания.

Источниками учения Сократа могут служить «Диалоги» Платона, «Воспоминания» Ксенофонта, сочинения Аристотеля, глава о Сократе у Диогена, «О Демоне Сократа» Плутарха и др.

Высказывания и афоризмы Сократа

  • Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.
  • Хороший советчик лучше любого богатства.
  • Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.
  • Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.
  • Я знаю только то, что ничего не знаю.
  • Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом.
  • Женишься ты или нет — все равно раскаешься.
  • Заговори, чтобы я тебя увидел.
  • Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!
  • Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так нельзя лечить тело, не леча душу.
  • Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
  • Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло.
  • В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества — приличие, а признак щегольства — излишество.
  • Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного как образование самого себя и своих ближних.
  • Высшая мудрость — различать добро и зло.
  • Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.
  • Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека.
  • Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим.
  • Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
  • Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество.
  • Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души?
  • Когда слово не убьет, то палка не поможет.
  • Красота — это королева, которая правит очень недолго.
  • Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!
  • Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
  • Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это яд, тем более опасный, что он приятен.
  • Мудрость — царица неба и земли.
  • Наслаждение, роскошь — вот что вы называете счастьем, а я думаю, что ничего не желать — вот блаженство богов, и потому нуждаться лишь в небольшом есть приближение к этому высшему счастью.
  • Нужно есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть.
  • Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Счастье не меняет нравов: оно их подчеркивает.
  • Расплавляется пламя ветром, а влечение — близостью.
  • Сделанное наспех редко бывает хорошо сделано.
  • Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.
  • То, что я понял, — прекрасно, из этого я заключаю, что и остальное, чего я не понял, — тоже прекрасно.
  • У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.
  • Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более уравновешенным.

Вклад Платона в развитие психологии

Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего  профессионального образования  «Башкирский государственный университет»

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Вклад Платона  в развитие психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы НО 21

                              

                                           Петрова М. В.

                                                   Проверила: Уварова Л.М.

 

 

 

Стерлитамак, 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1. Биография Платона………………………………………………………………….5

2. Творчество Платона…………………………………………………………….6

3. Учение об идеях…………………………………………………………………7

4. Учение о душе…………………………………………………………………..9

4.1. Душа и тело……….…………………………………………………………..9

4.2. Душа и её страсти……………………………….…………………………..11

5. Любовь как движущая сила души……………………………………………12

6. Душа и знание…………………………………………………………………14

6.1 Душа как инструмент нашего познания……………………………………14

6.2. Душа уже знает всё………………………………………………………….15

6.3.“Познай самого себя”………………………………………………………..17

6.4.Душа в своей чистоте………………………………………………………..18

Заключение………………………………………………………………………. 21

Список литературы………………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  В процессе исторического развития нет другой эпохи, столь важной, знаменательной и поучительной, как та, которая связана с именем Платона. В нем, как в образце, на все времена воплощен культурный идеал человечества: созидание жизни посредством науки. В этом заключается самая сущность его личности и лучшее содержание его жизни и деятельности; в этом заключается глубочайший смысл его учения, источник его могучего влияния в истории, причина его неувядающего значения даже для наших дней.

  Время жизни Платона античные источники определяют на редкость единодушно – с 427 (по некоторым сведениям – 429) по 347 г. до н. э. Происхождения он был очень знатного. Его отец, Аристон, происходил из рода Кодридов, его мать, Периктиона, — из дома Солона. Подлинное его имя – Аристокл, Платон – прозвище, которое он получил в молодые годы, то ли за физическую силу, то ли за широту духовных интересов, поскольку «платос» в переводе с греческого означает «широкий».

  О жизни Платона достоверно известно немногое. Как и все юноши его сословия, он получил хорошее воспитание и образование. Решающий поворот в его биографии связывают с именем Сократа. В 20 лет Платон стал слушателем сократовских бесед, обратился к диалектике и философии. После казни своего учителя (399 г. до н. э.) Платон был вынужден бежать из Афин. Скитаясь по миру, побывал в Мегаре, Кирене, Сиракузах, Египте, приобщаясь к мудрости знаменитых ученых. По возвращении в Афины Платон основал школу, получившую в честь героя Академа название «Академия».  Последние годы его преподавания в школе отмечены дружбой и сотрудничеством с Аристотелем, его гениальным учеником. После себя Платон оставил огромное количество философских и других сочинений. К числу наиболее значимых можно отнести такие произведения, как «Государство», «Законы», «Федр», «Протагор» и другие.

  Даже из столь скудных сообщений о платоновской жизни можно заметить в этой личности незаурядную одаренность, приверженность к наукам и искусствам, неуемный политический темперамент и неутомимое стремление к идеалу. Неудивительно, что слава сопутствовала Платону еще при жизни, а после смерти его имя с благодарностью и восторгом передавалось из поколения в поколение.

  Центром того, что Платон создал в области науки, он сам всегда называл свое учение об идеях. Многие исследователи также склоняются к тому, что данное учение – своеобразное «ядро» всей философии Платона. Первоначально представляя собой логическую теорию, оно обратилось в мировоззрение и общий принцип философской науки. Вместе с тем, идеалистическая диалектика Платона не изолирована и не оторвана от остальных учений великого философа, а наоборот, являясь в принципе их основой, она гармонирует и дополняет все стороны платоновской философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Биография Платона

  Платон родился в 428г. до н.э в Афинах. В юности он получил всестороннее воспитание, которое соответствовало представлениям классической античности о современном, идеальном человеке.

Он брал уроки у лучших учителей. Его настоящее имя — Аристокл. Платон — псевдоним, обозначающий «широкоплечий», который ему дал в юности за его крепкое сложение учитель борьбы из Аргоса. Известно также, что он занимался живописью, а кроме этого сочинял песни и трагедии. [8, c.5]

  Духовная атмосфера ранней молодости Платона была пронизана не только антидемократическими, но и антитираническими тенденциями. Платон презирал аристократические тюрьмы, смертные казни и изгнания. [8, c.6] 

  В 20 лет Платон встретил Сократа и оставался с ним до самой смерти своего учителя — около 8 лет. Именно под влиянием Сократа он предположил, что выход из смут его времени будет возможен только тогда, когда вместо борьбы интересов будет сделан акцент на нравственном воспитании общества. 

  В сорокалетнем возрасте Платон возвращается в Афины и открывает философскую школу, Академию, названную так по имени героя Академа. Эта знаменитая платоновская Академия просуществовала в Афинах до самого конца античного мира, т.

е. в течение почти 1000 лет. Руководство этой школой стало самым любимым делом в жизни Платона. Академия заменяла Платону семью, которой у него не было, а также общественную деятельность, от которой он отказался. В основу платоновского обучения был положен метод математики. С 367 г. до н.э. его учеником Платона становится Аристотель. В кругу Академии и заканчивается жизнь Платона. Умер Платон в 347 году, по легенде, в день своего рождения, в возрасте 80 лет. Погребение свершили в Академии. [8, c.24]

 

 

 

2. Творчество Платона

  Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. В творчестве Платона исследователи выделяют три периода: 

  Первый период (с 399 года до 389-387 годов до н.э)- «ранний»- он начинается после смерти Сократа и заканчивается первой поездкой Платона в Сицилию. Все диалоги этого периода отличаются схожестью своей формы. В них Сократ ведет разговор с каким-либо видным афинским гражданином (знатоком предмета), в процессе беседы Сократ выявляет ряд противоречий и нелепостей, и далее делает определенные выводы. Диалоги периода: «Апология Сократа», «Критон», «Протагор», 1-я книга «Государства», «Лахет», «Лисий», «Парменид».

  Второй период (80-е годы до н.э.)- большое внимание в этот период Платон уделяет вопросам метода познания идеи. Диалоги периода: «Ион», «Гиппий больший», «Гиппий меньший», «Горгий», «Менон», «Кратил», «Евтидем», «Менексен».

  Третий период (70-60 года IV века до н.э.)- зрелый период творчества. Началом этого периода считают диалог “Парменид”. 

  Платон — единственный из всех философов античности, чьи труды практически полностью дошли до наших дней — это 34 диалога и «Апология Сократа». Кроме диалогов сохранились также некоторые письма Платона. Главным персонажем большей части диалогов является Сократ, который описывается Платоном как идеальный нравственный и философский учитель. 

  Диалоги Платона имеют особую ценность: с одной стороны в них он представляет свои научные концепции, с другой стороны — новое мировоззрение. Однако философа нельзя назвать изобретателем литературной формы диалога — в то время она была достаточно распространенным художественным приемом в литературном кругу, находившимся под влиянием Сократа. Этим можно объяснить главенствующее положение Сократа в диалогах. Ведь именно он руководит разговором и в его уста вкладываются важнейшие выводы. За полувековой период писательской деятельности Платона характер диалога у него много раз менялся то в ту, то в другую сторону. Более драматичен диалог в его ранних произведениях, более уравновешен и спокоен в произведениях последнего периода. [8, c.51]

  Создавая свои произведения Платон выражал в них то, что его действительно захватывало, а именно его философские концепции. Смысловым центром его произведений является «Учение об идеях». 

  Главным средством характеристики людей у Платона является не описание их внешности, а передача индивидуальной манеры говорить. Основным тоном разговоров служит вежливость, придающая даже резким противоречиям форму любезности. Платон чрезвычайно любил жизнь. Это видно в сотнях и тысячах его выражений, художественных образов, в его философских концепциях. Он непрестанно любуется красотой небесного свода, морями и реками, цветущими вербами, красотой сильного и здорового мужского тела, нежным обликом ранней юности.  

 

3. Учение об идеях

  Идеи Платона — не только понятия, а прежде всего истинно-сущие роды бытия». Понятие идеи является ключевым понятием в философии Платона. Идеи существуют в их собственном мире, они вечны, не изменяются и неподвижны.  «Идeя» пpoтивoпocтaвляeтcя  y  Плaтoнa  вceм ee чyвcтвeнным aнaлoгaм и oтoбpaжeниям в миpe вeщeй.  Чyвcтвeнныe вeщи измeнчивы и пepexoдящи, в ниx нeт ничeгo пpoчнoгo, ycтoйчивoгo, пocтoяннoгo. [8, c.46]

  Согласно учению Платона, материальный мир является лишь копией, тенью мира идеального. Материальный мир находится между миром идей, понимаемых, как реальное бытие (мир подлинный, который порождает мир вещей), и небытием (материей как таковой). Сама же область идей не представлялась Платону однородной, она образовывала иерархию. Так, по Платону, существуют идеи высшего порядка — это идеи прекрасного, справедливого. Затем идеи, выражающие физические явления и процессы- идеи огня, движения, цвета, звука. Третий ряд идей — отдельные разряды существ (животные, человек). Далее — идеи предметов. Все количество эйдосов восходит к идее Блага — к единому первоначалу. Эта идея «единого» близка к идее о Боге. [3, c.190]

  Чтобы пояснить свою теорию идей, Платон создает миф о пещере. В этом мифе говорится следующее: В одной пещере с самого рождения томятся узники. Они сидят спиной к огню и их головы не могут поворачиваться, поэтому они постоянно смотрят только в одну сторону — на стену пещеры. Позади них ходят люди, которые проносят различные предметы. Заключенные могут видеть лишь тени этих предметов и людей. И если хотя бы одному узнику удалось бы освободиться и увидеть людей, огонь и предметы, он бы наверняка решил, что это воображаемые объекты, т.к. всю жизнь он привык верить, что реальные вещи — это тени. Кроме того- свет бы ослепил его.

  Можно предположить, смысл этого мифа заключается в том, что познать идеальную реальность довольно сложно. Узники пещеры — это мы. Тени на стене представляют собой образы знакомых нам вещей. Солнце символизирует верховную идею Блага, поэтому так сложно смотреть на него, хотя оно дает жизнь и делает все остальное видимым. Миф повествует о том, что если мы чужды философии, то мы видим только тени, видимость предметов. 

  Платон разработал еще один способ понимания идеального мира — через интуицию. Он пишет, что все мы родились с врожденным пониманием идеального мира, но забываем это знание. Платон вводит понятие «анамнезис»- воспоминание идеального мира, который мы знали до рождения. Анамнезис объясняет то, почему мы знаем некоторые вещи, хотя никогда не сталкивались с ними на опыте. Анамнезис указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. 

  Учение Платона об идеях — «идеализм, так как реально существует, согласно Платону, не чувственный предмет, а лишь бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. В то же время это учение — объективный идеализм, так как, по Платону, «идея» существует сама по себе. [3, c.210] Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека.

 

4. Учение о душе

4.1. Душа и тело

  В диалоге “Федон” Сократ, готовящийся принять смерть, не только не сожалеет об этом, но и радуется предстоящему. Тело обременяет душу, тело мешает душе быть собой, а смерть — освобождение от тела, считает Сократ. Тело загрязнят душу. Тело — это то, что не даёт душе подняться вверх, то, что постоянно опускает её вниз. Истинной деятельностью души должно быть размышление, а все телесные нужды не позволяют душе всё время предоставлять себя тому, что является её истинным уделом. Вот что пишет Алкиной: “Мышление есть действие ума, созерцающего первично умопостигаемое. Оно двояко: одно — до внедрения души в тело, когда душа созерцает умопостигаемое; другое — после внедрения души в данное тело”. [1, c. 69-70] “Внедрение души в тело” — сказано не совсем верно, правильнее было бы говорить о внедрении тела в душу. Тело внедряется в душу саму по себе, чистую душу и препятствует ей созерцать само по себе бытие. Ведь тело является чуждым для души, внешним ей. 

  Человек должен есть, спать, справлять свои нужды и т. п. Человек вынужден отдавать себя совершенно посторонним, не относящимся к действительно присущим душе, занятиям. Душа находит себя в созерцании истинного бытия. Чтобы постигнуть вещи такими, какие они есть сами по себе, душа должна отрешиться от тела, от ощущений, которые ей мешают видеть “чистое бытие”, как пишет Платон. 

  “…У нас есть неоспоримые доказательства, что достигнуть чистого знания чего бы то ни было мы не можем иначе как отрешившись от тела и созерцая вещи сами по себе самою по себе душою”,— говорит философ. [11, c.66] О чистом знании я буду говорить в другой части своей работы, но уже здесь, сравнивая душу и тело, необходимо сказать, что Платон не признаёт за телом способности к познанию. Тело не может нам помочь в познании истинных и вечных вещей,  т. е. оно не может нам помочь в действительном познании (а под действительным познанием Платон понимает именно познание вечных вещей, т.е. идей). Мало того, оно не дает нам, нашей душе осуществить это познание. Тело препятствует душе быть собой, постоянно отвлекая её, заставляя прислушиваться к внешнему, чувственному. Телесное рассеивает внимание души, разрушает её сосредоточенность. Внешнее везде в этой жизни, по Платону, настигает душу, не дает ей остаться наедине с собой, оно всюду врывается в это внутреннее одиночество души.

Сократ | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Эту статью необходимо переписать, чтобы повысить ее актуальность для психологов. .
Пожалуйста, помогите улучшить эту страницу самостоятельно, если можете.

  • Метод Сократа
  • Сократовские вопросы в терапии

Сократ ([греч. Σωκράτης, неизменно англизированный как sɔkɹətiːz, Sǒcratēs ; 470 г. .

Говорят, что он афинянин, но описан как приговоренный к смерти афинским судом, который признал его виновным в нечестии и развращении афинской молодежи своими учениями. Те, кто дает отчет, говорят, что он решил умереть, выпив болиголов, хотя ему была предоставлена ​​​​возможность отправиться в изгнание, поскольку он считал, что изгнание еще больше опозорит соглашение, которое он добровольно заключил, чтобы соблюдать законы Афин, и что он не лучше преподавания в других городах.

Содержимое

  • 1 срок службы
  • 2 Испытание и смерть
  • 3 Философия
    • 3.1 Метод Сократа
    • 3.2 Философские убеждения
      • 3.2.1 Знания
      • 3.2.2 Достоинство
      • 3. 2.3 Политика
      • 3.2.4 Мистицизм
  • 4 драматурга-сатирика
  • 5 Источники прозы
    • 5.1 Диалоги Сократа
  • 6 См. также
  • 7 Дополнительная литература и внешние ссылки
  • 8 Сноски

Жизнь

Большая часть того, что сейчас известно о Сократе, получена из информации, которая повторяется из различных современных источников: диалоги, написанные Платоном, одним из учеников Сократа; произведения Ксенофонта], одного из его современников; и сочинения Аристофана и Аристотеля. Все, что Сократ написал сам, не сохранилось. Кроме того, рассказ Аристофана о Сократе на самом деле является сатирической атакой на философов и не претендует на то, чтобы быть фактическим описанием событий из жизни Сократа. Еще одна сложность связана с древнегреческой традицией ученых, приписывающих свои идеи, теории и иногда даже личные качества своим наставникам, традиции, которой, по-видимому, следовал Платон. Габриэле Джаннантони в своем монументальном 1991 работа Socratis et Socraticorum Reliquiae , попытки собрать все обрывки свидетельств о Сократе, включая материалы, приписываемые Эсхину Сократику, Антисфену и ряду других, предположительно знавших его.

Согласно свидетельствам древности, отцом Сократа был скульптор Софрониск, а матерью Фенарет — повивальная бабка. Сократ женился на Ксантиппе, которая родила ему троих сыновей — Лампрокла, Софрониска и Менексена, которые были совсем молоды на момент его смерти. Традиционно считается, что Ксантиппа была вспыльчивой ругательницей, в основном из-за ее характеристики Ксенофонтом.

Непонятно, как Сократ зарабатывал на жизнь. Согласно « Симпозиуму » Ксенофонта , Сократ сказал, что посвящает себя только тому, что он считает самым важным искусством или занятием: обсуждению философии. Хотя он унаследовал деньги после смерти отца, маловероятно, что их хватило бы, чтобы удержать его надолго. Ксенофонт и Аристофан соответственно изображают Сократа как принимающего плату за преподавание и руководство софистической школой с Херефонтом, в то время как в 9 Платона0029 Симпозиум Сократ явно отрицает получение оплаты за обучение. Возможно, Сократ полагался на щедрость богатых и влиятельных друзей, таких как Критон.

Такие персонажи, как Алкивиад — имя одного из друзей Сократа — в диалогах указывают на то, что Сократ служил в афинской армии во время Пелопоннесской войны. Платон Симпозиум указывает, что он также был награжден за храбрость. Говорят, что в одном случае Сократ остался на поле битвы, чтобы защитить Алкивиада, вероятно, спасая ему жизнь; Затем он добивался признания Алкивиада, а не принимал свое собственное. Также утверждается, что он проявлял большую выносливость во время этих военных кампаний, например, зимой ходил без обуви или пальто.

Испытание и смерть

Файл:Socratesdeath.jpg

Смерть Сократа Жак-Луи Давид (1787).

Сократ жил во время перехода от расцвета Афинской империи к ее упадку после поражения от Спарты и ее союзников в Пелопоннесской войне. В то время, когда Афины стремились стабилизироваться и оправиться от унизительного поражения, три видных общественных деятеля побудили афинский общественный суд судить Сократа за нечестие и развращение афинской молодежи. Это было время в культуре, когда греки думали, что боги и богини связаны с защитой определенных городов. Афины, например, названы в честь богини-покровительницы Афины. Поражение Афин в Пелопоннесской войне было истолковано как осуждение Афины города за неблагочестие. Последнее, в чем нуждались Афины, так это в еще большем наказании от Афины за одного человека, подстрекающего своих граждан задавать вопросы ей или другим богам. В Извинение]] , Сократ настаивает на том, что это ложное обвинение.

Согласно версии его защитной речи, представленной в Апологии Платона , жизнь Сократа как «овода» Афин началась, когда его друг Херефонт спросил оракула в Дельфах, есть ли кто-нибудь мудрее Сократа; Оракул ответил отрицательно. Сократ, истолковав это как загадку, отправился на поиски людей, которые были бы мудрее его. Он расспросил афинян об их знаниях о добре, красоте и добродетели. Обнаружив, что они ничего не знают, но полагая, что сами знают много, Сократ пришел к заключению, что он мудр только в той мере, в какой он0029 знал, что ничего не знает. Превосходящий интеллект Сократа заставил выдающихся афинян, которых он публично допрашивал, выглядеть глупо, что настроило их против него и привело к обвинениям в правонарушениях.

Тем не менее, он был признан виновным по предъявленным обвинениям и приговорен к смертной казни, выпив чашку болиголова. Сократ отклонил просьбы своих учеников попытаться сбежать из тюрьмы, выпил болиголов и умер в компании своих друзей. Согласно Федону , Сократ умер спокойно, стойко перенося приговор. Римский философ Сенека пытался подражать смерти Сократа от болиголова, когда император Нерон заставил его совершить самоубийство.

Согласно Ксенофонту и Платону, у Сократа была возможность бежать, так как его последователи смогли подкупить тюремных охранников. После побега Сократу пришлось бы бежать из Афин. На картине «Смерть Сократа» под смертным ложем находится плитка, которую многие считают аварийным люком. Как становится ясно из диалога Критон , Сократ отказался бежать даже для того, чтобы избежать приведения в исполнение своего смертного приговора. Сознательно согласившись жить по законам города, он косвенно подверг себя возможности быть обвиненным в преступлениях его гражданами и осужденным его присяжными. Поступить иначе означало бы, что он разорвал свой «контракт» с государством и тем самым нанес ему ущерб, что противоречило сократовскому принципу.

Философия

Портрет Сократа, римский мрамор, Лувр

Платонизм

Платонический идеализм
Платонический реализм
Средний платонизм
Неоплатонизм
Статьи о неоплатонизме
Платоническая эпистемология
Метод Сократа
Сократический диалог
Теория форм
Платоновское учение о воспоминании
Физические лица
Платон
Сократ
Обсуждения произведений Платона
Диалоги Платона
Платоновская метафора солнца
Аналогия разделенной линии
Аллегория пещеры

Это ящик: просмотреть • говорить • редактировать

См. основную статью: Метод Сократа Метод или метод elenchos , который он в основном применял для изучения ключевых моральных понятий, таких как Добро и Справедливость. Впервые он был описан Платоном в 9 в.0029 Сократовские диалоги . По этой причине Сократа обычно не считают отцом ни политической философии, ни этики, ни моральной философии. В этом методе задается ряд вопросов, чтобы помочь человеку или группе определить их лежащие в основе убеждения и степень их знаний. Метод Сократа — это отрицательный метод исключения гипотез, в котором лучшие гипотезы находятся путем последовательного выявления и устранения тех, которые приводят к противоречиям. Он был разработан, чтобы заставить человека проверить свои собственные убеждения и обоснованность таких убеждений. На самом деле, Сократ однажды сказал: «Я знаю, что вы мне не поверите, но высшая форма человеческого совершенства — это задавать вопросы себе и другим». [ необходима ссылка ]

Философские убеждения

Детализация философских убеждений Сократа – дело непростое; поскольку он сам ничего не писал, мы должны полагаться на (иногда) противоречивые сообщения Ксенофонта и Платона. Продолжаются споры (см. Также проблему Сократа ) относительно того, во что именно верил Сократ, в отличие от Платона, и мало конкретных доказательств при разграничении этих двух. Некоторые утверждают, что у Сократа не было определенного набора верований, и он стремился только исследовать; длинные теории, которые он дает в Республика считаются мыслями Платона. Другие утверждают, что у него действительно были свои теории и убеждения, но существует много споров по поводу того, какими они могли быть, из-за сложности отделения Сократа от Платона и сложности интерпретации даже драматических произведений о Сократе. Следовательно, отличить философские взгляды Сократа от взглядов Платона и Ксенофонта нелегко, и следует помнить, что то, что приписывается Сократу, может более точно отражать конкретные интересы этих писателей.

Судя по диалогам, у Сократа было всего два учителя: Продик, грамматик, и Диотима, жрица из Мантинеи, которая научила его эросу , или любви. Его знание других современных мыслителей, таких как Парменид и Анаксагор, видно из ряда диалогов, и исторические источники часто включают их обоих как учителей Сократа. Джон Бернет утверждал, что его главным учителем был анаксагроянин Архелай, но его идеи были такими, какими их описал Платон; Эрик А. Хэвлок, с другой стороны, считал связь Сократа с анаксагорейцами свидетельством философского отделения Платона от Сократа. Самого Аполлона можно считать одним из его учителей, как утверждает Сократ (в платоновской Апология ), что его привычка к постоянным разговорам была послушанием Богу. Подробнее о божественном знаке см. ниже.

Знание

Кажется, Сократ часто говорил, что его мудрость ограничивается осознанием собственного невежества. Сократ, возможно, полагал, что проступок был следствием невежества, что те, кто поступил неправильно, не знали лучшего. Единственное, о знании которого Сократ постоянно заявлял, было «искусство любви», которое он связывал с понятием «любви к мудрости», то есть с философией. На самом деле он никогда не претендовал на то, чтобы быть мудрым, только для того, чтобы понять путь, по которому должен идти любящий мудрость. Спорный вопрос, верил ли Сократ, что люди (в отличие от богов, таких как Аполлон) действительно могут стать мудрыми. С одной стороны, он проводил четкую грань между человеческим невежеством и идеальным знанием; с другой стороны, Платона Симпозиум (Речь Диотимы) и Республика (Аллегория Пещеры) описывают метод восхождения к мудрости.

В платоновском « Теэтете » (150а) Сократ сравнивает себя с настоящим сватом (προμνηστικός), в отличие от сводника (προᾰγωγός). Это различие отражено в « Симпозиуме » Ксенофонта (3.20), где Сократ шутит о своей уверенности в том, что сможет разбогатеть, если решит заняться искусством сводничества. Со своей стороны, как собеседник-философ, он ведет своего собеседника к более ясному пониманию мудрости, хотя утверждает, что сам не является учителем («Апология»). Его роль, утверждает он, правильнее понимать как аналогию акушерка (μαῖα). Сократ объясняет, что он сам лишен теорий, но знает, как породить чужие теории и определить, достойны ли они или просто «ветряные яйца». Возможно, важно то, что он указывает, что акушерки бесплодны из-за возраста, а женщины, которые никогда не рожали, не могут стать акушерками; по-настоящему бесплодная женщина не имела бы опыта или знаний о рождении и была бы не в состоянии отделить достойных младенцев от тех, которых следует оставить на склоне холма, чтобы их выставили напоказ. Чтобы судить об этом, акушерка должна иметь опыт и знание того, о чем она судит.

Добродетель

Сократ считал, что лучший образ жизни для людей — сосредоточиться на саморазвитии, а не на погоне за материальными благами. (Гросс 2). Он всегда предлагал другим попытаться больше сосредоточиться на дружбе и чувстве истинной общности, поскольку Сократ считал, что это лучший способ для людей расти вместе как народ. Его действия соответствовали этому: в конце концов, Сократ принял свой смертный приговор, когда большинство думало, что он просто покинет Афины, поскольку он чувствовал, что не может убежать или пойти против воли своей общины; как и выше, его репутация за доблесть на поле боя была безупречной.

Идея о том, что люди обладают определенными добродетелями, составляла общую нить в учениях Сократа. Эти добродетели представляли собой наиболее важные качества, которыми должен обладать человек, главными из которых были философские или интеллектуальные добродетели. Сократ подчеркивал, что «добродетель была самым ценным из всех владений; идеальная жизнь была проведена в поисках Добра. Истина лежит под сенью существования, и что задача философа — показать остальным, как мало они знают на самом деле». .» (Соломон 44)

В конечном счете добродетель относится к форме Добра; по-настоящему быть хорошим, а не просто действовать с «правильным мнением»; нужно познать неизменное Добро в себе самом. В Республике он описывает «разделительную линию», континуум от невежества к знанию с Добром поверх всего этого; только в верхней части этой строки мы находим истинное добро и знание такового.

Политика

Часто утверждают, что Сократ считал, что «идеалы принадлежат миру, который может понять только мудрый человек», что делало философа единственным человеком, способным управлять другими. Согласно рассказу Платона, Сократ никоим образом не скрывал своих конкретных взглядов на правительство. Он открыто возражал против демократии, царившей в Афинах во время его взрослой жизни. Это была не только афинская демократия: Сократ возражал против любой формы правления, которая не соответствовала его идеалу совершенной республики во главе с философами (Соломон 49).), а афинское правительство было далеко от этого. В последние годы жизни Сократа Афины постоянно менялись из-за политических потрясений. В конце концов демократия была свергнута хунтой, известной как Тридцать тиранов, во главе с родственником Платона Критием, учеником Сократа. Тираны правили около года, прежде чем афинская демократия была восстановлена, после чего она объявила амнистию за все недавние события. Четыре года спустя он заставил замолчать голос Сократа.

Этот аргумент часто отвергают, и этот вопрос является одним из самых больших философских споров при попытке определить, во что именно верил Сократ. Самым сильным аргументом тех, кто утверждает, что Сократ на самом деле не верил в идею царей-философов, является постоянный отказ Сократа заниматься политикой или участвовать в правительстве любого рода; он часто заявлял, что не может заниматься другими делами или указывать людям, как жить, когда сам еще не понимает. Философ только это, любовник мудрости, а на самом деле не мудрый. Принятие Сократом его смертного приговора после его осуждения Буле (Древняя Греция) (Сенат) также может поддержать эту точку зрения. Часто утверждают, что многие антидемократические наклонности исходят от Платона, который так и не смог преодолеть отвращение к тому, что сделали с его учителем. В любом случае ясно, что Сократ считал правление Тридцати тиранов не менее нежелательным, чем демократия; Когда его призвали к ним для помощи в аресте афинянина, Сократ отказался и чудом избежал смерти до того, как тираны были свергнуты. Однако он выполнил свои обязанность служить притащение когда суд над группой генералов руководил катастрофической морской кампанией; даже тогда он сохранял бескомпромиссную позицию, будучи одним из тех, кто отказался действовать в порядке, не поддерживаемом законами, несмотря на сильное давление. [1] Судя по его действиям, он считал правление Тридцати Тиранов менее законным, чем правление демократического сената, приговорившего его к смерти. Он умер в компании своих друзей и учеников.

Мистицизм

Читая диалоги Платона, Сократ часто проявляет мистическую сторону, обсуждая реинкарнацию и мистические религии; однако обычно это приписывают Платону. Тем не менее, это нельзя сбрасывать со счетов, поскольку мы не можем быть уверены в различиях между Платоном и Сократом; кроме того, кажется, что в работах Ксенофонта есть некоторые следствия. В кульминации философского пути, как обсуждалось в платоновских симпозиумах и Республика , человек приходит к Морю Красоты или к созерцанию формы Добра в опыте, похожем на мистическое откровение; только тогда можно стать мудрым. (В Симпозиуме Сократ приписывает свою речь о философском пути своему учителю, жрице Диотиме, которая даже не уверена, способен ли Сократ достичь высших тайн). В Meno он ссылается на Элевсинские мистерии, говоря Мено, что он лучше поймет ответы Сократа, если только сможет остаться на посвящения на следующей неделе.

Возможно, самым интересным аспектом этого является то, что Сократ полагался на то, что греки называли его «демоническим знаком», голос, который Сократ слышал только тогда, когда Сократ собирался совершить ошибку. Именно этот знак помешал Сократу войти в политику. В Федре нам говорят, что Сократ считал это формой «божественного безумия», своего рода безумием, которое является даром богов и дает нам поэзию, мистицизм, любовь и даже саму философию. В свою очередь, знак часто принимают за то, что мы бы назвали «интуицией»; однако характеристика Сократом этого явления как «демонического» предполагает, что его происхождение божественно, таинственно и не зависит от его собственных мыслей.

Драматурги-сатирики

Он заметно высмеивался в комедии Аристофана «Облака» , поставленной, когда Сократу было за сорок; он сказал на суде (в версии Платона), что на смех театра было труднее ответить, чем на аргументы его обвинителей. Сократ также высмеивается в пьесе Аристофана 9.0029 The Birds за его грязность, связанную с причудой Laconizing; также в пьесах Каллиаса, Евполиса и Телеклида. Во всех них Сократа и софистов критиковали за «моральные опасности, присущие современной мысли и литературе».

Прозаические источники

Платон, Ксенофонт и Аристотель являются основными источниками исторического Сократа; однако Ксенофонт и Платон были непосредственными учениками Сократа и, по-видимому, идеализируют его; однако они написали единственные дошедшие до нас непрерывные описания Сократа. Аристотель часто, но мимоходом упоминает Сократа в своих трудах.

Диалоги Сократа

См. основную статью: Диалоги Сократа

Диалоги Сократа представляют собой серию диалогов, написанных Платоном и Ксенофонтом в форме дискуссий между Сократом или другими людьми его времени. как обсуждение между последователями Сократа его концепций. Платоновский Федон является примером этой последней категории. Хотя его Извинение представляет собой монолог Сократа, он обычно группируется с диалогами.

Апология утверждает, что это запись реальной речи, которую Сократ произнес в свою защиту на суде. В афинской системе присяжных извинения состоят из трех частей: речи, за которой следует контроценка, а затем несколько заключительных слов. «Извинение» — это транслитерация, а не перевод греческого apologia , что означает «защита»; в этом смысле оно не является апологетическим согласно нашему современному использованию этого термина.

Платон обычно не вкладывает свои идеи в уста конкретного говорящего; он позволяет идеям появляться с помощью сократовского метода под руководством Сократа. В большинстве диалогов Сократ в той или иной мере применяет этот метод, но нигде так полно, как в 9-м диалоге.0029 Евтифрон . В этом диалоге Сократ и Евтифрон проходят через несколько итераций уточнения ответа на вопрос Сократа: «… Что такое благочестивое и что такое нечестивое?»

В диалогах Платона обучение предстает как процесс запоминания. Душа до своего воплощения в теле находилась в царстве Идей. Там он видел вещи такими, какие они есть на самом деле, а не бледными тенями или копиями, которые мы видим на Земле. С помощью процесса вопрошания душу можно заставить вспомнить идеи в их чистой форме, тем самым принося мудрость.

Специально для сочинений Платона, относящихся к Сократу, не всегда ясно, какие идеи, выдвинутые Сократом (или его друзьями), на самом деле принадлежали Сократу, а какие из них могли быть новыми дополнениями или разработками Платона — это известно как сократовское проблема. Как правило, ранние произведения Платона считаются близкими духу Сократа, тогда как более поздние произведения, в том числе Федон , считаются, возможно, продуктами разработок Платона.

См. также

  • Сократ , симфоническая драма Эрика Сати.
  • О понятии иронии с постоянной ссылкой на Сократа , трактат о Сократе и сократовской иронии Сёрена Кьеркегора.

Дополнительная литература и внешние ссылки

  • Апология Сократа, Платон. http://en.wikisource.org/wiki/Апология
  • Брюэлл, Кристофер (1999). О сократовском образовании: введение в краткие платонические диалоги . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд.

Брюэлл, Кристофер (1994), «О политической философии Платона». Обзор политики 56: 261-82. Энтони Готтлиб назвал его мучеником и святым философии (Monk & Raphael, 2000).

  • Греческая философия: Сократ
  • Электронные тексты
  • Project Gutenberg о Сократе, среди прочего:
    • Диалоги Платона (см. также статьи Википедии о диалогах Платона)
    • Сочинения Ксенофонта, такие как Мемораблиа и Хелленика .
    • Сатирические пьесы Аристофана
    • Сочинения Аристотеля
    • Вольтер Сократ
    • Вторая история Менона; продолжение диалога Сократа с Меноном, в котором мальчик доказывает иррациональность корня 2 (анонимный автор)
  • Бесплатная аудиокнига диалога Сократа Евтифрон в LibriVox
  • SocraticMethod.net — Портал исследования метода Сократа
  • Введение в греческую философию , JV Luce, Thames & Hudson, NY, l992.
  • Введение в философию , Жак Маритен
  • Греческие философы — Сократ, Платон и Аристотель , C. C.W. Taylor, RM Hare, and Jonathan Barnes, Oxford University Press, NY, 1998.
  • Тейлор, CCW (2001). Сократ: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Цитаты Сократа
  • Ричард Робинсон, Ранняя диалектика Платона , 2-е издание (Clarendon Press, Oxford, 1953). Ч. 2: Эленх Гл. 3: Эленх: Прямое и косвенное
  • Стэнфордская энциклопедия философии — Сократ (2005)
  • Биография Сократа

Сноски

  1. ↑ Каган, Дональд. Падение Афинской империи. Первый. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1987.
  • ar:سقراط

ast:Sócrates бн: সক্রেটিস ба:Сократ бс: Сократ бг:Сократ ca: Сократ cs: Сократес да: Сократ де: Сократ et: Сократ эл:Σωκράτης es: Сократ Эо: Сократо eu: Сократ fa:سقراط фр: Сократ ga:Сокрайтеас ko:소크라테스 час:Сократ ку: Сократ ID:Сократ иа: Сократ это:Сократес он: סוקרטס ка: სოკრატე sw: Сократ ла: Сократ lt: Сократас hu: Сократеш мк:Сократ мс: Сократ nl: Сократ нет: Сократ nn: Сократ пс: سقراط nds: Сократ pt: Сократ Ро: Сократ ru:Сократ простой:Сократ ск: Сократ sl:Сократ ср:Сократ ш: Сократ fi: Сократ sv: Сократ та: சாக்கிரட்டீஸ் th:โสกราตีส vi: Сократ Великобритания:Сократ ва: Сократ zh:苏格拉底

На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов).

Сократ | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Эту статью необходимо переписать, чтобы повысить ее актуальность для психологов. .
Пожалуйста, помогите улучшить эту страницу самостоятельно, если можете.

  • Метод Сократа
  • Сократовские вопросы в терапии

Сократ ([греч. Σωκράτης, неизменно англизированный как sɔkɹətiːz, Sǒcratēs ; 470 г. .

Говорят, что он афинянин, он описан как приговоренный к смерти афинским судом, который признал его виновным в нечестии и развращении афинской молодежи своими учениями. Те, кто дает отчет, говорят, что он решил умереть, выпив болиголов, хотя ему была предоставлена ​​​​возможность отправиться в изгнание, поскольку он считал, что изгнание еще больше опозорит соглашение, которое он добровольно заключил, чтобы соблюдать законы Афин, и что он не лучше преподавания в других городах.

Содержимое

  • 1 срок службы
  • 2 Испытание и смерть
  • 3 Философия
    • 3.1 Метод Сократа
    • 3.2 Философские убеждения
      • 3.2.1 Знания
      • 3.2.2 Достоинство
      • 3.2.3 Политика
      • 3.2.4 Мистицизм
  • 4 драматурга-сатирика
  • 5 Источники прозы
    • 5.1 Диалоги Сократа
  • 6 См. также
  • 7 Дополнительная литература и внешние ссылки
  • 8 Сноски

Жизнь

Большая часть того, что сейчас известно о Сократе, получена из информации, которая повторяется из различных современных источников: диалоги, написанные Платоном, одним из учеников Сократа; произведения Ксенофонта], одного из его современников; и сочинения Аристофана и Аристотеля. Все, что Сократ написал сам, не сохранилось. Кроме того, рассказ Аристофана о Сократе на самом деле является сатирической атакой на философов и не претендует на то, чтобы быть фактическим описанием событий из жизни Сократа. Еще одна сложность связана с древнегреческой традицией ученых, приписывающих свои идеи, теории и иногда даже личные качества своим наставникам, традиции, которой, по-видимому, следовал Платон. Габриэле Джаннантони в своем монументальном 1991 работа Socratis et Socraticorum Reliquiae , попытки собрать все обрывки свидетельств о Сократе, включая материалы, приписываемые Эсхину Сократику, Антисфену и ряду других, предположительно знавших его.

Согласно свидетельствам древности, отцом Сократа был скульптор Софрониск, а матерью Фенарет — повивальная бабка. Сократ женился на Ксантиппе, которая родила ему троих сыновей — Лампрокла, Софрониска и Менексена, которые были совсем молоды на момент его смерти. Традиционно считается, что Ксантиппа была вспыльчивой ругательницей, в основном из-за ее характеристики Ксенофонтом.

Непонятно, как Сократ зарабатывал на жизнь. Согласно « Симпозиуму » Ксенофонта , Сократ сказал, что посвящает себя только тому, что он считает самым важным искусством или занятием: обсуждению философии. Хотя он унаследовал деньги после смерти отца, маловероятно, что их хватило бы, чтобы удержать его надолго. Ксенофонт и Аристофан соответственно изображают Сократа как принимающего плату за преподавание и руководство софистической школой с Херефонтом, в то время как в 9 Платона0029 Симпозиум Сократ явно отрицает получение оплаты за обучение. Возможно, Сократ полагался на щедрость богатых и влиятельных друзей, таких как Критон.

Такие персонажи, как Алкивиад — имя одного из друзей Сократа — в диалогах указывают на то, что Сократ служил в афинской армии во время Пелопоннесской войны. Платон Симпозиум указывает, что он также был награжден за храбрость. Говорят, что в одном случае Сократ остался на поле битвы, чтобы защитить Алкивиада, вероятно, спасая ему жизнь; Затем он добивался признания Алкивиада, а не принимал свое собственное. Также утверждается, что он проявлял большую выносливость во время этих военных кампаний, например, зимой ходил без обуви или пальто.

Испытание и смерть

Файл:Socratesdeath.jpg

Смерть Сократа Жак-Луи Давид (1787).

Сократ жил во время перехода от расцвета Афинской империи к ее упадку после поражения от Спарты и ее союзников в Пелопоннесской войне. В то время, когда Афины стремились стабилизироваться и оправиться от унизительного поражения, три видных общественных деятеля побудили афинский общественный суд судить Сократа за нечестие и развращение афинской молодежи. Это было время в культуре, когда греки думали, что боги и богини связаны с защитой определенных городов. Афины, например, названы в честь богини-покровительницы Афины. Поражение Афин в Пелопоннесской войне было истолковано как осуждение Афины города за неблагочестие. Последнее, в чем нуждались Афины, так это в еще большем наказании от Афины за одного человека, подстрекающего своих граждан задавать вопросы ей или другим богам. В Извинение]] , Сократ настаивает на том, что это ложное обвинение.

Согласно версии его защитной речи, представленной в Апологии Платона , жизнь Сократа как «овода» Афин началась, когда его друг Херефонт спросил оракула в Дельфах, есть ли кто-нибудь мудрее Сократа; Оракул ответил отрицательно. Сократ, истолковав это как загадку, отправился на поиски людей, которые были бы мудрее его. Он расспросил афинян об их знаниях о добре, красоте и добродетели. Обнаружив, что они ничего не знают, но полагая, что сами знают много, Сократ пришел к заключению, что он мудр только в той мере, в какой он0029 знал, что ничего не знает. Превосходящий интеллект Сократа заставил выдающихся афинян, которых он публично допрашивал, выглядеть глупо, что настроило их против него и привело к обвинениям в правонарушениях.

Тем не менее, он был признан виновным по предъявленным обвинениям и приговорен к смертной казни, выпив чашку болиголова. Сократ отклонил просьбы своих учеников попытаться сбежать из тюрьмы, выпил болиголов и умер в компании своих друзей. Согласно Федону , Сократ умер спокойно, стойко перенося приговор. Римский философ Сенека пытался подражать смерти Сократа от болиголова, когда император Нерон заставил его совершить самоубийство.

Согласно Ксенофонту и Платону, у Сократа была возможность бежать, так как его последователи смогли подкупить тюремных охранников. После побега Сократу пришлось бы бежать из Афин. На картине «Смерть Сократа» под смертным ложем находится плитка, которую многие считают аварийным люком. Как становится ясно из диалога Критон , Сократ отказался бежать даже для того, чтобы избежать приведения в исполнение своего смертного приговора. Сознательно согласившись жить по законам города, он косвенно подверг себя возможности быть обвиненным в преступлениях его гражданами и осужденным его присяжными. Поступить иначе означало бы, что он разорвал свой «контракт» с государством и тем самым нанес ему ущерб, что противоречило сократовскому принципу.

Философия

Портрет Сократа, римский мрамор, Лувр

Платонизм

Платонический идеализм
Платонический реализм
Средний платонизм
Неоплатонизм
Статьи о неоплатонизме
Платоническая эпистемология
Метод Сократа
Сократический диалог
Теория форм
Платоновское учение о воспоминании
Физические лица
Платон
Сократ
Обсуждения произведений Платона
Диалоги Платона
Платоновская метафора солнца
Аналогия разделенной линии
Аллегория пещеры

Это ящик: просмотреть • говорить • редактировать

См. основную статью: Метод Сократа Метод или метод elenchos , который он в основном применял для изучения ключевых моральных понятий, таких как Добро и Справедливость. Впервые он был описан Платоном в 9 в.0029 Сократовские диалоги . По этой причине Сократа обычно не считают отцом ни политической философии, ни этики, ни моральной философии. В этом методе задается ряд вопросов, чтобы помочь человеку или группе определить их лежащие в основе убеждения и степень их знаний. Метод Сократа — это отрицательный метод исключения гипотез, в котором лучшие гипотезы находятся путем последовательного выявления и устранения тех, которые приводят к противоречиям. Он был разработан, чтобы заставить человека проверить свои собственные убеждения и обоснованность таких убеждений. На самом деле, Сократ однажды сказал: «Я знаю, что вы мне не поверите, но высшая форма человеческого совершенства — это задавать вопросы себе и другим». [ необходима ссылка ]

Философские убеждения

Детализация философских убеждений Сократа – дело непростое; поскольку он сам ничего не писал, мы должны полагаться на (иногда) противоречивые сообщения Ксенофонта и Платона. Продолжаются споры (см. Также проблему Сократа ) относительно того, во что именно верил Сократ, в отличие от Платона, и мало конкретных доказательств при разграничении этих двух. Некоторые утверждают, что у Сократа не было определенного набора верований, и он стремился только исследовать; длинные теории, которые он дает в Республика считаются мыслями Платона. Другие утверждают, что у него действительно были свои теории и убеждения, но существует много споров по поводу того, какими они могли быть, из-за сложности отделения Сократа от Платона и сложности интерпретации даже драматических произведений о Сократе. Следовательно, отличить философские взгляды Сократа от взглядов Платона и Ксенофонта нелегко, и следует помнить, что то, что приписывается Сократу, может более точно отражать конкретные интересы этих писателей.

Судя по диалогам, у Сократа было всего два учителя: Продик, грамматик, и Диотима, жрица из Мантинеи, которая научила его эросу , или любви. Его знание других современных мыслителей, таких как Парменид и Анаксагор, видно из ряда диалогов, и исторические источники часто включают их обоих как учителей Сократа. Джон Бернет утверждал, что его главным учителем был анаксагроянин Архелай, но его идеи были такими, какими их описал Платон; Эрик А. Хэвлок, с другой стороны, считал связь Сократа с анаксагорейцами свидетельством философского отделения Платона от Сократа. Самого Аполлона можно считать одним из его учителей, как утверждает Сократ (в платоновской Апология ), что его привычка к постоянным разговорам была послушанием Богу. Подробнее о божественном знаке см. ниже.

Знание

Кажется, Сократ часто говорил, что его мудрость ограничивается осознанием собственного невежества. Сократ, возможно, полагал, что проступок был следствием невежества, что те, кто поступил неправильно, не знали лучшего. Единственное, о знании которого Сократ постоянно заявлял, было «искусство любви», которое он связывал с понятием «любви к мудрости», то есть с философией. На самом деле он никогда не претендовал на то, чтобы быть мудрым, только для того, чтобы понять путь, по которому должен идти любящий мудрость. Спорный вопрос, верил ли Сократ, что люди (в отличие от богов, таких как Аполлон) действительно могут стать мудрыми. С одной стороны, он проводил четкую грань между человеческим невежеством и идеальным знанием; с другой стороны, Платона Симпозиум (Речь Диотимы) и Республика (Аллегория Пещеры) описывают метод восхождения к мудрости.

В платоновском « Теэтете » (150а) Сократ сравнивает себя с настоящим сватом (προμνηστικός), в отличие от сводника (προᾰγωγός). Это различие отражено в « Симпозиуме » Ксенофонта (3.20), где Сократ шутит о своей уверенности в том, что сможет разбогатеть, если решит заняться искусством сводничества. Со своей стороны, как собеседник-философ, он ведет своего собеседника к более ясному пониманию мудрости, хотя утверждает, что сам не является учителем («Апология»). Его роль, утверждает он, правильнее понимать как аналогию акушерка (μαῖα). Сократ объясняет, что он сам лишен теорий, но знает, как породить чужие теории и определить, достойны ли они или просто «ветряные яйца». Возможно, важно то, что он указывает, что акушерки бесплодны из-за возраста, а женщины, которые никогда не рожали, не могут стать акушерками; по-настоящему бесплодная женщина не имела бы опыта или знаний о рождении и была бы не в состоянии отделить достойных младенцев от тех, которых следует оставить на склоне холма, чтобы их выставили напоказ. Чтобы судить об этом, акушерка должна иметь опыт и знание того, о чем она судит.

Добродетель

Сократ считал, что лучший образ жизни для людей — сосредоточиться на саморазвитии, а не на погоне за материальными благами. (Гросс 2). Он всегда предлагал другим попытаться больше сосредоточиться на дружбе и чувстве истинной общности, поскольку Сократ считал, что это лучший способ для людей расти вместе как народ. Его действия соответствовали этому: в конце концов, Сократ принял свой смертный приговор, когда большинство думало, что он просто покинет Афины, поскольку он чувствовал, что не может убежать или пойти против воли своей общины; как и выше, его репутация за доблесть на поле боя была безупречной.

Идея о том, что люди обладают определенными добродетелями, составляла общую нить в учениях Сократа. Эти добродетели представляли собой наиболее важные качества, которыми должен обладать человек, главными из которых были философские или интеллектуальные добродетели. Сократ подчеркивал, что «добродетель была самым ценным из всех владений; идеальная жизнь была проведена в поисках Добра. Истина лежит под сенью существования, и что задача философа — показать остальным, как мало они знают на самом деле». .» (Соломон 44)

В конечном счете добродетель относится к форме Добра; по-настоящему быть хорошим, а не просто действовать с «правильным мнением»; нужно познать неизменное Добро в себе самом. В Республике он описывает «разделительную линию», континуум от невежества к знанию с Добром поверх всего этого; только в верхней части этой строки мы находим истинное добро и знание такового.

Политика

Часто утверждают, что Сократ считал, что «идеалы принадлежат миру, который может понять только мудрый человек», что делало философа единственным человеком, способным управлять другими. Согласно рассказу Платона, Сократ никоим образом не скрывал своих конкретных взглядов на правительство. Он открыто возражал против демократии, царившей в Афинах во время его взрослой жизни. Это была не только афинская демократия: Сократ возражал против любой формы правления, которая не соответствовала его идеалу совершенной республики во главе с философами (Соломон 49).), а афинское правительство было далеко от этого. В последние годы жизни Сократа Афины постоянно менялись из-за политических потрясений. В конце концов демократия была свергнута хунтой, известной как Тридцать тиранов, во главе с родственником Платона Критием, учеником Сократа. Тираны правили около года, прежде чем афинская демократия была восстановлена, после чего она объявила амнистию за все недавние события. Четыре года спустя он заставил замолчать голос Сократа.

Этот аргумент часто отвергают, и этот вопрос является одним из самых больших философских споров при попытке определить, во что именно верил Сократ. Самым сильным аргументом тех, кто утверждает, что Сократ на самом деле не верил в идею царей-философов, является постоянный отказ Сократа заниматься политикой или участвовать в правительстве любого рода; он часто заявлял, что не может заниматься другими делами или указывать людям, как жить, когда сам еще не понимает. Философ только это, любовник мудрости, а на самом деле не мудрый. Принятие Сократом его смертного приговора после его осуждения Буле (Древняя Греция) (Сенат) также может поддержать эту точку зрения. Часто утверждают, что многие антидемократические наклонности исходят от Платона, который так и не смог преодолеть отвращение к тому, что сделали с его учителем. В любом случае ясно, что Сократ считал правление Тридцати тиранов не менее нежелательным, чем демократия; Когда его призвали к ним для помощи в аресте афинянина, Сократ отказался и чудом избежал смерти до того, как тираны были свергнуты. Однако он выполнил свои обязанность служить притащение когда суд над группой генералов руководил катастрофической морской кампанией; даже тогда он сохранял бескомпромиссную позицию, будучи одним из тех, кто отказался действовать в порядке, не поддерживаемом законами, несмотря на сильное давление. [1] Судя по его действиям, он считал правление Тридцати Тиранов менее законным, чем правление демократического сената, приговорившего его к смерти. Он умер в компании своих друзей и учеников.

Мистицизм

Читая диалоги Платона, Сократ часто проявляет мистическую сторону, обсуждая реинкарнацию и мистические религии; однако обычно это приписывают Платону. Тем не менее, это нельзя сбрасывать со счетов, поскольку мы не можем быть уверены в различиях между Платоном и Сократом; кроме того, кажется, что в работах Ксенофонта есть некоторые следствия. В кульминации философского пути, как обсуждалось в платоновских симпозиумах и Республика , человек приходит к Морю Красоты или к созерцанию формы Добра в опыте, похожем на мистическое откровение; только тогда можно стать мудрым. (В Симпозиуме Сократ приписывает свою речь о философском пути своему учителю, жрице Диотиме, которая даже не уверена, способен ли Сократ достичь высших тайн). В Meno он ссылается на Элевсинские мистерии, говоря Мено, что он лучше поймет ответы Сократа, если только сможет остаться на посвящения на следующей неделе.

Возможно, самым интересным аспектом этого является то, что Сократ полагался на то, что греки называли его «демоническим знаком», голос, который Сократ слышал только тогда, когда Сократ собирался совершить ошибку. Именно этот знак помешал Сократу войти в политику. В Федре нам говорят, что Сократ считал это формой «божественного безумия», своего рода безумием, которое является даром богов и дает нам поэзию, мистицизм, любовь и даже саму философию. В свою очередь, знак часто принимают за то, что мы бы назвали «интуицией»; однако характеристика Сократом этого явления как «демонического» предполагает, что его происхождение божественно, таинственно и не зависит от его собственных мыслей.

Драматурги-сатирики

Он заметно высмеивался в комедии Аристофана «Облака» , поставленной, когда Сократу было за сорок; он сказал на суде (в версии Платона), что на смех театра было труднее ответить, чем на аргументы его обвинителей. Сократ также высмеивается в пьесе Аристофана 9.0029 The Birds за его грязность, связанную с причудой Laconizing; также в пьесах Каллиаса, Евполиса и Телеклида. Во всех них Сократа и софистов критиковали за «моральные опасности, присущие современной мысли и литературе».

Прозаические источники

Платон, Ксенофонт и Аристотель являются основными источниками исторического Сократа; однако Ксенофонт и Платон были непосредственными учениками Сократа и, по-видимому, идеализируют его; однако они написали единственные дошедшие до нас непрерывные описания Сократа. Аристотель часто, но мимоходом упоминает Сократа в своих трудах.

Диалоги Сократа

См. основную статью: Диалоги Сократа

Диалоги Сократа представляют собой серию диалогов, написанных Платоном и Ксенофонтом в форме дискуссий между Сократом или другими людьми его времени. как обсуждение между последователями Сократа его концепций. Платоновский Федон является примером этой последней категории. Хотя его Извинение представляет собой монолог Сократа, он обычно группируется с диалогами.

Апология утверждает, что это запись реальной речи, которую Сократ произнес в свою защиту на суде. В афинской системе присяжных извинения состоят из трех частей: речи, за которой следует контроценка, а затем несколько заключительных слов. «Извинение» — это транслитерация, а не перевод греческого apologia , что означает «защита»; в этом смысле оно не является апологетическим согласно нашему современному использованию этого термина.

Платон обычно не вкладывает свои идеи в уста конкретного говорящего; он позволяет идеям появляться с помощью сократовского метода под руководством Сократа. В большинстве диалогов Сократ в той или иной мере применяет этот метод, но нигде так полно, как в 9-м диалоге.0029 Евтифрон . В этом диалоге Сократ и Евтифрон проходят через несколько итераций уточнения ответа на вопрос Сократа: «… Что такое благочестивое и что такое нечестивое?»

В диалогах Платона обучение предстает как процесс запоминания. Душа до своего воплощения в теле находилась в царстве Идей. Там он видел вещи такими, какие они есть на самом деле, а не бледными тенями или копиями, которые мы видим на Земле. С помощью процесса вопрошания душу можно заставить вспомнить идеи в их чистой форме, тем самым принося мудрость.

Специально для сочинений Платона, относящихся к Сократу, не всегда ясно, какие идеи, выдвинутые Сократом (или его друзьями), на самом деле принадлежали Сократу, а какие из них могли быть новыми дополнениями или разработками Платона — это известно как сократовское проблема. Как правило, ранние произведения Платона считаются близкими духу Сократа, тогда как более поздние произведения, в том числе Федон , считаются, возможно, продуктами разработок Платона.

См. также

  • Сократ , симфоническая драма Эрика Сати.
  • О понятии иронии с постоянной ссылкой на Сократа , трактат о Сократе и сократовской иронии Сёрена Кьеркегора.

Дополнительная литература и внешние ссылки

  • Апология Сократа, Платон. http://en.wikisource.org/wiki/Апология
  • Брюэлл, Кристофер (1999). О сократовском образовании: введение в краткие платонические диалоги . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд.

Брюэлл, Кристофер (1994), «О политической философии Платона». Обзор политики 56: 261-82. Энтони Готтлиб назвал его мучеником и святым философии (Monk & Raphael, 2000).