Вклад в психологию сократа: 4. Вклад Сократа в психологическую науку. Психологические аспекты учения Платона. — Общие дети, г. Воронеж

История психологии — Античная психология Классический период. Сократ, Платон, Аристотель Психологические идеи Сократа

Загрузка

СкачатьПолучить на телефон

например +79131234567

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Что это

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по истории психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по истории психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Сообщество

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Следующий вопрос »

Развитие европейской психологии в Средние века (Августин Аврелий, Эриугенн, Пьер Абеляр)

Аврелий Августин (354-430) был крупнейшим христианским мыслителем эпохи Средневековья. Его философия


Сократический метод. Сократ был мастером устного общения и анализа, цель которого — с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания.

Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Такой тип диалога впоследствии стали называть сократическим методом. Этот метод ведения беседы заключается в том, чтобы с помощью специальных вопросов вначале поставить под сомнение истинность их знаний, а затем достичь этой истины обнаружением противоречий в утверждениях противника, их сталкиванием и таким образом нахождением нового, более надежного знания.
Значение идей Сократа для дальнейшего развития психологии как науки. Сократ в своем методе диалога обозначил такие идеи, которые впоследствии сыграли важнейшую роль в психологических исследованиях мышления. Во-первых, работа мысли изначально носила характер диалога. Во-вторых, она ставилась в зависимость от задач, создающих препятствие в ее привычном течении. Именно е такими задачами ставились вопросы, вынуждая собеседника обратиться к работе собственного ума. Оба признака — диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, и детерминирующая тенденция, создаваемая задачей, — стали в XX в.
основой экспериментальной психологии мышления.
Психологические идеи Платона
Процессы познания. Платон сделал акцент не на внешнем диалоге, как было у Сократа, а на внутреннем, предполагающем, что душа в процессе мышления спрашивает саму себя, сама же отвечает, утверждает и отрицает. Этот феномен известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее происхождения из речи внешней (социальной) получил название интериоризации (от лат. «интериор» — внутренний). Всякое знание есть воспоминание душой тех идей, которые она познала во время пребывания в мире идей, до того, как соединилась с телом, т. е. на основе ассоциаций; таким образом, изучать надо свою душу, и в ней истинное знание.
Чувственное познание отделено от рационального. Чувственное познание, отражая материальный мир, дает человеку лишь вторичное, несущественное знание, так как отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир вещей. Оно дает промежуточное мнение между знанием и незнанием и является низшим видом знания.
Поэтому истинным может быть только то познание, которое проникает в саму суть, в мир идей.
Психологические идеи Аристотеля Трактат «О душе»
Аристотель (384/383 — 322/321 до н. э.) впервые систематизировал все знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшественников и построения на этой основе своей теории. Главная функция души — это реализация биологического существования организма, в котором телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа — это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения. Способности души рассматриваются через ее уровни.
1. Вегетативный уровень характерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле питания, роста и упадка.
2. Чувственный уровень преобладает в душах животных, и его главными способностями являются чувства и ощущения.
3. Разумный (высший) уровень присущ лишь человеку, основными являются способности к размышлению.
Выделяются следующие познавательные способности души: Восприятие, Осязание, Память

Античная психология. Софисты и Сократ

К 4 в. до н.э. в греческом обществе ощущалась настоятельная потребность в учителях, которые могли бы обучать людей, занявших высокие политические должности в выборных греческих республиках, но не имевших хорошего начального образования. При этом важно было обучать их не столько начаткам знаний (грамоте, арифметике), сколько искусству излагать свои мысли, логично мыслить и убеждать окружающих. Преподаватели — преимущественно философы — обучали не только философии, но и психологии, риторике, т.е. общей культуре, мудрости, поэтому их называли

«учителями мудрости» — софистами.

Наиболее известными представителями этой школы были Протагор (ок. 490-420 гг. до н.э.) и его ученик Горгий (ок. 483-375 гг. до н. э.). С их точки зрения, способность к рассуждению развивает умение доказать любую истину, так же как и опровергнуть любое суждение. За свои выступления, в которых они публично демонстрировали это умение, и за уроки софисты стали получать значительные суммы денег, что отличало их от большинства других ученых. Можно сказать, что их деятельность положила начало платному обучению науке.

Умение уйти от прямого ответа и привести несколько способов решения одной и той же задачи получило название софистики.

Доказывая значимость личного мнения конкретного человека и его приоритетность над другими убеждениями, Протагор высказал знаменитое изречение: «Человек есть мера всех вещей». Исходя из этого, он и говорил об относительности и субъективности человеческих знаний, невозможности выработать общие для всех понятия, в том числе понятия добра и зла, так как то, что есть добро с точки зрения одного человека, другой может оценивать как зло.

В то же время Протагор говорил о том, что с точки зрения общества существуют понятия блага и зла, хорошего и плохого поведения. Именно он впервые поставил вопрос о том, можно ли, планомерно воздействуя на человека в личном общении, сделать его лучше в нравственном смысле, помочь ему преодолеть трудности жизни. При этом целью такого воздействия было не только совершенствование человека с точки зрения объективных критериев нравственности, но и

поиск оптимальных путей адаптации к тем социальным условиям, в которых человек живет. С точки зрения Протагора, естественное развитие души ребенка, без целенаправленного социального воздействия на него, не может помочь ему в такой социализации. Так, уже в Древней Греции был впервые поставлен вопрос о том, какие условия оптимальны для формирования социально активной и адаптированной личности. Протагор пришел к выводу, что с точки зрения социальной адаптации наиболее важным является именно внешнее влияние, которое заключается в обучении людей приемам воздействия на других. В условиях греческой демократии одним из значительных условий такого воздействия как раз и было ораторское искусство, способность словом увлекать людей и убеждать их в правоте собственной точки зрения. Поэтому именно обучение приемам ораторского искусства Протагор считал главным в тех уроках, которые давали софисты.
Эту точку зрения разделяли многие ученые Древней Греции и Рима, а потому владение ораторским искусством считалось одним из главных критериев одаренности. Способность к красноречию давала возможность более активно участвовать в общественной жизни, помогала добиться более высокого статусного места. Поэтому Протагор считал, что благодаря обучению и упражнению человек может стать более нравственным и более гражданственным.

Примерно с 3 в. до н. э. психологов начали больше интересовать не столько общие закономерности и функции души, сколько содержание души человека. На первый план стали выходить не общие для всего психического законы, но изучение того, что отличает человека от других живых существ. В это время ученые пришли к мнению о том, что душа человека служит источником не только активности, но и разума и нравственности. Такое новое понимание души было заложено в теории Сократа, а затем развито в концепциях Платона и Аристотеля.

Начиная с Сократа человек осознается как самостоятельная ценность, не подчиняющаяся природе, но стоящая вне и выше ее.


Сократ (470 — 399 гг. до н. э.).


По Сократу ничего важнее исследования именно человека, его души быть не может.

Божественный разум, по Сократу, является единственной причиной всех явлений. Из положения о несводимости общего к единичным проявлениям Сократ пришел к пренебрежению единичным и признанию объективности общего.

Сократ связывал нравственность с поведением человека, говоря о том, что это благо, реализуемое в поступках людей. Однако для того, чтобы оценить тот или иной поступок как нравственный, надо предварительно знать, что такое благо. Поэтому Сократ был вынужден связать нравственность с разумом, подчеркивая, что

добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. Например, храбр тот человек, который знает, как нужно вести себя в опасности, и поступает соответственно своим знаниям. Поэтому прежде всего надо показать людям разницу между хорошим и плохим, а потом уже оценивать их поведение.

Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать самого себя. Таким образом, Сократ пришел к важнейшему положению своей теории, к переносу исследовательского интереса с окружающей действительности на человека, выразившемуся в известном изречении Сократа: «Познай самого себя».

Одним из важнейших положений Сократа была идея о том, что существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек в своем размышлении о природе вещей может познать и передать другим. Важность этой мысли объясняется острой полемикой Сократа с софистами, которые отрицали наличие абсолютной для всех истины, подчеркивая относительность наших представлений о мире, добре и зле. Против положения софистов о субъективности и относительности истины, их мнения о том, что «человек есть мера всех вещей», и выступал Сократ. В своей теории, в разрабатываемых концепциях познания и этики, он стремился доказать, что в любом знании, несмотря на его относительность, есть зерно истины, общей для всех, тем более это касается истины нравственной.

Доказывая, что такое абсолютное знание не только существует, но и может передаваться от одного человека к другому, Сократ одним из первых в психологии обратился к речи, утверждая, что истина зафиксирована в общих понятиях, в словах и в таком виде передается от поколения к поколению. Таким образом, он впервые связал мыслительный процесс со словом.

Сократ утверждал, что знание — это понятие о предмете. Достижение знания есть определенное действие, имеющее частную цель. Однако есть общая для всех знаний цель — понимание высшего блага, которое одновременно является и высшей истиной. Конечный источник всех действий — это формирование и развитие самого разума, который, в свою очередь, вырабатывает новые общие понятия.

Однако абсолютное знание хотя и существует объективно, но не может быть дано человеку в готовом виде. Невозможна не только передача готового знания, но и передача отношения к нему, этических норм и понятий о нравственности и добродетели. Эти чувства можно только развивать из тех зародышей, что имеются в душе каждого, т. е., по мнению Сократа, истина существует в душе человека с самого рождения, хотя разум и не осознает этого. Причем развивать это существующее в душе знание должен сам человек, а собеседник (учитель) только помогает ему в этом процессе. Фактически речь идет о том, что бессознательное знание, которое до определенной поры дремлет в душе, необходимо сделать осознанным, а потому активно и сознательно управляющим поведением.

Актуализация врожденных знаний возможна под влиянием внутренней потребности в этом знании или внешнего побуждения. Таким внешним побуждением может стать восприятие какой-то вещи, а может и обучение. Сократ одним из первых психологов поднял вопрос о необходимости разработать метод, при помощи которого можно помочь актуализации тех знаний, которые уже заложены в душе человека. Он считал, что такой метод основывается на диалоге учителя и ученика, при котором учитель направляет течение мысли ученика, помогая ему осознать необходимые для решения конкретной проблемы знания.

Этот метод, открытый Сократом и применявшийся им в его размышлениях, его знаменитая диалектика, получил название метода сократической беседы. В ее основе лежал разработанный Сократом диалог, основанный на способе «наводящих размышлений», при помощи которых ученика подводят к определенному знанию. Сократ никогда не предъявлял собеседнику знание в конечной форме, считая, что самое главное — привести человека к самостоятельному открытию истины. Помочь ему в этом процессе должны наводящие вопросы, которыми Сократ постепенно и приводил своих слушателей к нужным выводам. Вводя понятие гипотезы, он в беседе показывал, как неправильное допущение рождает противоречия и, следовательно, необходимость выдвинуть другую гипотезу, приводящую к истине. Главное открытие, к которому подводил Сократ своих собеседников, заключалось в том, что всеобщее, абсолютное находится в уме и только из него должно выводиться. Сам Сократ говорил о себе, что он является «акушером мысли», помогая человеку самому прийти к правильной идее, найти, «родить» ее в своей собственной душе.

Разрушая ходячие представления, которые люди повторяют без достаточного понимания, Сократ настаивал на возможности точного знания нравственных добродетелей, доказывал, что истинное благо человека состоит не в удовлетворении случайных желаний, а в жизни сообразно с добродетелью. За свои проповеди он был обвинен в том, что подрывает веру в богов и развращает юношество, и приговорен афинским судом к смертной казни. Обвинение было ложное, но он не стал оправдываться. Деятельность Сократа увенчалась его доблестной смертью. Составленная Платоном от лица Сократа «Апология» (защитительная речь) воссоздает образ бесстрашного мудреца, свободного от страха, всецело преданного истине.

В учении о душе Сократ впервые указал на разграничение между телом и душой и провозгласил нематериальность и невещественность души. Он определил душу отрицательно — как нечто, отличное от тела. Душа невидима, в отличие от видимого тела. Она — разум, который является началом божественным. Он защищал бессмертие души.

Именно Сократ впервые подошел к душе прежде всего как к источнику разума и нравственности человека, а не как к источнику активности тела. Он говорил о том, что душа — это психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам.

Считал, что естественные законы не могут быть полностью распространены на человека, который подчиняется и другим законам, законам разума.

Сократ не записывал свои рассуждения, считая, что только устное общение в живой беседе приводит к нужному результату — самосовершенствованию человека, в образовании которого он выделял две ступени: изучение этики и изучение специальных практических жизненных вопросов. О его взглядах нам известно из трех основных источников — комедий Аристофана, воспоминаний Ксенофонта и сочинений Платона.

Сократ заложил основы нового понимания души и познания, связав душу не с активностью, а с разумом и нравственностью человека.

Источник:
А.Н. Ждан История психологии
Т.Д. Марцинковская История психологии

Вклад Сократа Грека в психологию — психология

Видео: Кто такой Сократ | серия «Великая греческая философия» | Вклад в психологию в контенте урду/хинди

  • Сократ, философ
  • его мысль
  • Вклад Сократа в психологию
  • 1. Интерес к психике
  • 2. Этика и мораль
  • 3. Индуктивный метод
  • 2. Этика и мораль
  • 3. Индуктивный метод
  • 2. Этика и мораль
  • 3. Индуктивный метод
  • 2. Этика и мораль 4. Сократический метод
  • 5. Предшественник конструктивизма
  • 6. Использование иронии: Противостояние

Философия — мать всех наук. Разберемся со специальностью, которую мы лечим и каким бы ни был объект изучения, так же как и философия, наука основана на поиске истины и знаний или их практического применения. Таким образом, мы часто находим концепции и точки зрения философской мысли в научных теориях.

Один из самых известных и важных классических философов — Сократ , чей вклад внес вклад в создание различных техник и способов осмысления функционирования мира и разума. Давайте посмотрим в этой статье на некоторые из основных вкладов Сократа в психологию.

  • Статья по теме: «55 фраз Сократа для понимания его мысли»

Сократ, философ

Один из величайших греческих философов (на самом деле философов до него иногда называют досократиками), Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. , от матери акушерки и отца скульптора. Хотя подробности его жизни сомнительны, различные писания указывают на то, что этот скромный семьянин с детства обладал большой изобретательностью, обучаясь различным дисциплинам, таким как литература и музыка. Пелопоннес, и что он женился на женщине по имени Ксантипа.

О своем философском мышлении Сократ выделялся тем, что сосредоточил свое внимание на области морали и этики . Он считал, что человек стремится к добру и что все пороки являются продуктом невежества. Он считал, что добро, любовь, добро и этика основаны на универсальных определениях. Его позиция противостояла релятивизму, отстаиваемому софистами. Он также считал, что философ должен искать мудрости в добродетели, будучи необходимым для ее достижения, признавая собственное невежество.

Он не считал себя мудрым и считал, что большинство людей считают, что знают больше, чем на самом деле. Таким образом, использовал иронию и диалог, чтобы разоблачить противоречия своих собеседников и показать другим уровень знаний, которым они действительно обладали.

  • Статья по теме: «6 различий между этикой и моралью»

Его мысль

Несмотря на веру в существование универсальных определений, он считается предшественником индуктивизма в том смысле, что он считал, что универсальные концепции должны быть получается от простого к сложному, от частного к общему . Каждый должен задавать свои вопросы и формировать свой взгляд на мир, достигая все большего и большего понимания того, как он устроен.

Также известно его использование майевтики , которая основана на ответах на вопросы других людей другими вопросами, так что человек сам вырабатывает свой собственный ответ.

Этот философ не писал и не транскрибировал свои размышления , считая, что каждый человек должен формировать свои собственные идеи. Его работы дошли до нас через разных учеников, и особенно через Платона, который размышлял и углублял в своей работе некоторые концепции, сформулированные Сократом.

Сократа судили и приговорили к смертной казни через отравление болиголовом , обвинив в развращении молодежи и неприятии божеств афинян. Он умер в 470 г. до н.э.

Вклад Сократа в психологию

Прогрессивный прогресс науки и ее поиски объективности могут затруднить для многих наблюдение связи между текущим состоянием материи, в данном случае психологией и философией. Однако вклад Сократа как в эту, так и в другие науки имеет большую ценность и значение. Вот некоторые из этих вкладов.

1. Интерес к психике

Сократ и его ученик Платон работали и размышляли о существовании психики, что они считали душой . Влияние этого факта на современную науку психологию очевидно, ее рождение явилось результатом размышлений о содержании нашего разума, полученных от этих и других авторов.

2. Этика и мораль

Сократ сосредоточил свое внимание на этике и морали. Поведение личности в обществе и формирование моделей поведения, установок и ценностей — вот некоторые из многих аспектов, которыми занимается психология.

  • Вас может заинтересовать: «Теория нравственного развития Лоуренса Кольберга»

3. Индуктивный метод

Сократ считается одним из предшественников создания индуктивного метода, утверждая, что люди имеют доступ к познанию истины через свой опыт вместо того, чтобы исходить из предполагаемого и считающегося хорошим знанием. Этот метод в свою очередь имеет большое значение при порождении научного метода, характеризующегося гипотетико-дедуктивным умозаключением.

4. Метод Сократа

Диалог Сократа Это стратегия, основанная на майевтике Сократа, которая до сих пор используется в психологической практике, являясь основой многих терапий. Он основан на постановке индуктивных вопросов: терапевт задает разные вопросы, чтобы заставить субъекта задуматься и найти собственный ответ на поднятое.

5. Предшественник конструктивизма

Конструктивизм основан на создании знаний путем создания общих знаний, которые, в свою очередь, зависят от способности субъекта осмыслить изученный материал. Сократ считал, что не что думать, а как делать надо учить . Это соображение связано с поиском конструктивизма для учащегося в создании собственного учебного процесса благодаря применению различных средств, предлагаемых средой. Таким образом, как предлагал Сократ, учитель должен помочь ученику генерировать, создавать собственные знания.

6. Использование иронии: Противостояние

Сократ характеризовался использованием в своем диалектическом методе иронии . Он был предназначен для того, чтобы испытуемый увидел, что противоречия в его речи считаются мудрыми, и опровергнуть его предвзятые доводы, чтобы дать ему осознать свой истинный уровень знаний.

В терапии иногда используется аналогичная стратегия , конфронтация , в которой субъект подвергается противоречиям в своей речи или между своей речью и своим поведением, чтобы он осознал их.

Вклад Сократа Грека в психологию

Философия — мать всех наук. Давайте займемся специальностью, с которой имеем дело, и каким бы ни был объект изучения, точно так же, как философия основана на поиске истины и знания или его практическом применении. Таким образом, мы часто находим концепции и точки зрения, исходящие из философской мысли в научных теориях.

Одним из самых известных и наиболее важных классических философов является Сократ , чей вклад внес вклад в создание различных методов и способов осмысления функционирования мира и разума. В этой статье мы увидим некоторые из основных вкладов Сократа в психологию.

Сократ, философ

Один из величайших греческих философов (фактически философов до него иногда называют досократиками), Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. , от матери акушерки и отца скульптора. Хотя подробности его жизни сомнительны, различные писания указывают на то, что этот человек из скромной семьи с детства обладал большой изобретательностью, обучаясь различным дисциплинам, таким как литература и музыка. Известно его участие в различных войнах в качестве пехотинца, таких как Пелопоннесская война, и он женился на женщине по имени Ксантипа.

Что касается мысли Сократа как философа выделялся акцентированием своего внимания на области морали и нравственности . Он считал, что люди стремятся к добру и что каждый порок есть продукт невежества. Он считал, что добро, любовь, доброта и этика основаны на универсальных определениях. Эта позиция противоречила релятивизму, отстаиваемому софистами. Он также считал, что философ должен искать мудрости в добродетели и что для ее достижения необходимо признать собственное невежество.

Он не считал себя мудрым и считал, что большинство людей считают, что знают больше, чем на самом деле. Следовательно, использовал иронию и диалог, чтобы разоблачить противоречия своих собеседников и показать другим уровень знаний, которым они действительно обладали.

Его мысль

Несмотря на веру в существование универсальных определений, он считается предшественником индуктизма, в том смысле, что считал, что универсальные понятия должны быть получены от простого к сложному, от частного к сложному общий . Каждый человек должен задавать себе свои вопросы и формировать свой собственный взгляд на мир, достигая все большего понимания его функционирования.

Также известен использованием майевтики , которая основана на ответах на вопросы других людей другими вопросами, чтобы человек мог разработать свой собственный ответ.

Этот философ не записывал и не транскрибировал свои размышления , так как считал, что каждый человек должен формировать свои собственные идеи. Его работа дошла до нас через различных учеников, и особенно через Платона, который отразил и углубил свою работу в некоторых концепциях, сформулированных Сократом.

Сократа судили и приговорили к смертной казни через отравление болиголовом , обвинив в развращении молодежи и неприятии божеств афинян. Он умер в 470 г. до н.э.

Вклад Сократа в психологию

Прогрессивный прогресс науки и ее поиски объективности могут затруднить для многих наблюдение связи между текущим состоянием материи, в данном случае психологией и философией. Однако вклад Сократа в эту и другие науки имеет огромную ценность и значение. Ниже мы укажем некоторые из этих вкладов.

1. Интерес к психике

Сократ и его ученик Платон работали и размышляли о существовании психики, что они считали душой . Влияние этого факта на современную науку психологию очевидно, ее рождение является продуктом размышлений о содержании нашего разума, полученных от этих и других авторов…

2.

Этика и мораль

Сократ сосредоточил свое мышление на этике и мораль. Поведение личности в обществе и формирование моделей поведения, установок и ценностей — вот некоторые из многих аспектов, которыми занимается психология.

Индуктивный метод

Сократ считается одним из предшественников создания индуктивного метода, поскольку он пытался дать людям доступ к знанию истины через их опыт вместо того, чтобы исходить из предполагаемого и предполагаемого знания. Этот метод в свою очередь имеет большое значение при порождении научного метода, характеризующегося гипотетико-дедуктивным умозаключением.

4. Метод Сократа

Сократовский диалог — это стратегия, основанная на майевтике Сократа, которая до сих пор используется в психологической практике, будучи базовой во многих методах лечения. Он основан на постановке индуктивных вопросов: терапевт задает разные вопросы с целью заставить субъекта задуматься и найти свой собственный ответ на вопрос.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *