Влияние экономической сферы на социальную: Как взаимосвязаны экономика и другие сферы общественной жизни?

3. Экономический рост, ведущий к увеличению занятости (Восточная Европа и Центральная Азия)

Устойчивое развитие

Достойный труд

ЭкономикаОбществоЭкологияЗанятостьЗащитаПраваДиалог
Актуальные задачи ЦУР

1.b, 8.3, 8.5, 8.6, 8.8, 8.b

Актуальные результаты политики
1, 10

На этой странице:
Взаимосвязь ПДТ и ЦУР | Абсолютные приоритеты политики | Партнерства | Возможности МОТ | Дополнительная информация

Экономический рост сам по себе не обязательно означает увеличение количества и качества рабочих мест, особенно для малоимущих, незащищенных категорий населения — всех, кому угрожает опасность остаться за бортом жизни. Это скорее предварительное условие роста производительной занятости, объединенный результат повышения производительности труда и увеличения занятости. Поэтому темпы экономического роста задают абсолютный потолок, в пределах которого может происходить рост занятости и производительности труда. При этом большое значение также имеет структура или характер роста. Влияние экономического роста на производительную занятость зависит не только от его темпов, но и от того, насколько эффективно он преобразуется в создание производительных рабочих мест. Последнее в свою очередь зависит от ряда факторов, таких как отраслевая структура роста и капиталоемкость (трудоинтенсивность) роста внутри отдельных секторов. Обычно нужно не только увеличивать количество рабочих мест, но и повышать производительность труда, а также уровень дохода от занятости. Поэтому предметом анализа экономического развития с точки зрения занятости должна быть оценка того, в какой степени экономический рост удовлетворяет потребность в увеличении количества рабочих мест и повышении производительности труда (дохода).

Для такого, чтобы такая оценка была значимой, ее нужно выполнять в отраслевом разрезе. При этом главное значение для устойчивости экономического развития в средней и долгосрочной перспективе имеет то, в какой мере экономический рост ассоциируется с производительной трансформацией и направляется ею (19).

Индикаторы, измеряющие способность экономики создавать достаточные возможности для трудоустройства населения, могут дать полезную информацию о результатах экономического развития в целом. К этим индикаторам относятся уровень безработицы, доля занятых в общей численности населения, уровень экономической активности населения и трудоинтенсивность роста или его эластичность по отношению к выпуску — этот последний индикатор измеряет, какое количество роста занятости приходится на 1 процентный пункт экономического роста. Сокращение составляющей роста, связанной с занятостью, должно настораживать. Включение аспектов занятости и достойного труда в состав политики экономического роста и сокращения бедности способствует максимальному распространению результатов роста на все население, обеспечивая его устойчивый и всеохватный характер.

Особое внимание следует уделять положению «работающих бедных», особенно в тех странах, где формальная экономика мала и где многие мужчины и женщины, несмотря на то, что они заняты — подчас тяжелым и ненормированным трудом — неспособны заработать достаточно средств для того, чтобы преодолеть собственную нищету и нищенское положение их семей. Среди тех, кто сочетает оплачиваемый труд с неоплачиваемым, женщины работают дольше мужчин, что не только усугубляет их материальное положение, но и еще больше подрывает их возможности получить достойную работу (8).

За последние пятнадцать лет МОТ, ПРООН, ОЭСР, ДЭСВ ООН, Всемирный банк и другие органы выполнили значительный объем аналитической работы, посвященной взаимосвязям между занятостью, ростом и бедностью [см., например: (20)]. В своем докладе о мировом развитии 2013 года, озаглавленном «Создание рабочих мест», Всемирный банк отметил ключевую роль занятости в повышении уровня жизни, социальной интеграции и производительности труда (21).

ПРООН в своем докладе о человеческом развитии 2015 года, озаглавленном «Труд во имя человеческого развития», стремилась установить взаимосвязь между трудом (понимаемым в расширенном смысле) и человеческим развитием (22). Совместная конференция МОТ и МВФ, расширенном смысле) и человеческим развитием (22). Совместная конференция МОТ и МВФ, состоявшаяся в Осло в 2010 году, была посвящена изучению взаимосвязей между ростом, занятостью и социальной интеграцией. Связь между ростом, занятостью и бедностью также была центральной темой внеочередного совещания на высшем уровне Африканского союза, состоявшегося в Уагадугу в сентябре 2004 года и посвященного проблеме занятости и нищеты. В декларации, принятой по этому поводу главами государств-участников, указывалось, что «создание рабочих мест составляет очевидную и определяющую цель нашей экономической и социальной политики на национальном, региональном и континентальном уровне, которая направлена на сокращение масштабов бедности и повышение уровня жизни наших народов» (23).

Для того, чтобы добиться трансформации роста в занятость, МОТ выступает за разработку глобальных программ и формирование партнерств, имеющих целью создание возможностей для более качественного трудоустройства, и способствует этому процессу. На уровне стран ее целью является поддержка усилий трехсторонних участников по разработке, реализации и контролю выполнения согласованных и учитывающих национальную специфику программ и мер, которые способствуют созданию качественных рабочих мест при помощи стратегий экономической диверсификации и инвестиций, подготовки кадров, отвечающих текущим и перспективным потребностям рынка труда, а также активной политики содействия занятости и посреднических услуг на рынке труда в интересах наиболее уязвимых категорий населения. К таковым относятся программы и меры, способствующие переходу в формальную экономику, а также созданию возможностей трудоустройства и получения дохода в сельской экономике (по этому вопросу см. отдельный раздел).

Взаимосвязь ПДТ и ЦУР

В самой формулировке ЦУР 8 — «содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех» — признается, что экономический рост может быть всеохватным лишь в том случае, если создает рабочие места и содействует достойному труду. В силу тесных взаимосвязей между ростом, занятостью и сокращением бедности мероприятия, поддерживающие ЦУР 8, одновременно поддерживают ЦУР 1 (снижение бедности) и ЦУР 10 (достижение равенства). При этом задачи, связанные с ЦУР 8, охватывают широкий круг аспектов, относящихся к ПДТ, таких как производительность труда (8.2), предпринимательство (8.3), «зеленые» рабочие места (8.4), создание рабочих мест (8.5), молодежная занятость (8.6), детский и принудительный труд (8.7), охрана труда (8.8), трудоинтенсивное развитие (8.9) и доступ к финансированию (8.10). Задача 8.b предполагает реализацию Глобального пакта МОТ о рабочих местах (2009), фундаментальная цель которого состоит в том, чтобы заложить международно согласованную основу политики, призванной сократить промежуток времени между подъемом экономики и появлением возможностей для достойного труда.

С точки зрения достойного труда тема трудоинтенсивного экономического роста, разумеется, преимущественно связана с компонентом занятости ПДТ; но в силу комплексного характера данной программы МОТ, выступая за повышение трудоинтенсивности экономического роста, одновременно принимает во внимание три другие составляющие.


Абсолютные приоритеты политики

Многие из документов МОТ так или иначе связаны с проблемами занятости. С точки зрения трудоинтенсивного экономического роста главные из них — Конвенция 1964 года о политике в области занятости (№ 122) (считается одним из приоритетных актов МОТ и ратифицирована 111 государствами-членами) и Рекомендация № 122 к ней (дополняет Конвенцию № 122), а также Конвенция 1988 года о содействии занятости и защите от безработицы (№ 168) и дополняющая ее Рекомендация № 176, а также дополнительная Рекомендация 1984 года о политике в области занятости (№ 169). Применение трудовых норм является составной частью программ МОТ по содействию занятости.

Содействие занятости и связь между ростом и занятостью особенно интересуют государство и социальных партнеров и поэтому во всех странах являются предметом социального диалога, особенно в ситуации экономического кризиса или промышленного спада.

Стратегия МОТ в области занятости объединяет в себе гендерный подход, который учитывает результаты исследований, проводимых в рамках Инициативы МОТ «Женщины в сфере труда», и укрепление потенциала в области гендерного равенства и недопущения дискриминации.

С точки зрения занятости изменение климата и экологические тенденции в экономике можно одновременно рассматривать и как возможности, и как риски, так как это меняет отраслевую структуру экономики страны. Для того, чтобы переход к новой экономике был справедливым, такие изменения должны сопровождаться макроэкономической политикой, способствующей созданию рабочих мест, а также инвестициями в отраслевую, промышленную и торговую инфраструктуру и, кроме того, реализацией экологических стратегий, создающих как можно больше качественных рабочих мест и одновременно содействующих развитию и структурной трансформации предприятий.

Партнерства

МОТ работает над созданием почвы для глобальных усилий по обеспечению согласованных подходов к трудоинтенсивному макроэкономическому росту и наращивает свою поддержку мероприятиям, имеющим целью увеличить количество качественных рабочих мест, в том числе с помощью возглавляемой ею Глобальной инициативы по созданию достойных рабочих мест для молодежи, которая является общей для всей системы ООН. Глобальные усилия по защите интересов трудящихся также предпринимаются в составе Группы двадцати и БРИКС20, способствуя политике занятости в рамках кооперации «юг-юг». Партнерства и сотрудничество внутри системы ООН, международных финансовых организаций, региональных экономических комиссий, банков развития и субрегиональных экономических сообществ предполагается расширять для решения задач, связанных с занятостью, и достижений целей Повестки дня до 2030 года. Для реализации этой стратегии на национальном уровне необходимо, в частности, участие таких ведомств, как министерство экономики, министерство финансов и министерство промышленности при тесном взаимодействии со страновыми группами ООН.

Возможности МОТ

Работой МОТ по содействию такому экономическому росту, который создает рабочие места, руководит Департамент МОТ по вопросам политики занятости, отвечающий за разработку комплексной политики занятости, развития и подготовки кадров, имеющей целью обеспечить максимальное влияние экономического роста, инвестиций и развития на занятость. В состав этого департамента входят три отдела: отдел по развитию и инвестициям (DEVINVEST), отдел политики в области занятости и рынка труда (EMPLAB), а также отдел по профессиональным навыкам и возможностям трудоустройства (SKILLS). DEVINVEST обеспечивает координацию мероприятий — в том числе в рамках флагманской программы МОТ «Рабочие места в целях обеспечения мира и потенциала противодействия» — по преодолению кризисных ситуаций, в том числе в странах с неустойчивой экономикой. Последняя Рекомендация МОТ, принятая в 2017 году для замены и пересмотра Рекомендации 1944 г. (№ 71), называется Рекомендация о занятости и достойном труде в целях обеспечения мира и потенциала противодействия (№ 205).

Многие другие департаменты и подразделения МОТ также вносят свой вклад в достижение трудоинтенсивного экономического роста: среди них прежде всего стоит назвать департамент по развитию предприятий, за которым следуют подразделения по сельской и неформальной экономике, миграции и отраслевой деятельности, а также департамент исследований.

Дополнительная информация

Департамент по вопросам политики занятости имеет собственный информационный центр, доступный по следующей ссылке. Центр включает в себя несколько баз данных о

  • молодежной занятости
  • индикаторах состояния рынка труда
  • трудоинтенсивных технологиях

Другие материалы можно найти в разделе содействие занятостибиблиотеки сайта МОТ.


19. ILO. Decent Work Country Diagnostics — Technical Guidelines to draft the Diagnostics Report. Geneva : ILO, 2015.

8. ILO. Women at Work Trends. Geneva : ILO, 2016.

20. Osmani, S.R. Exploring the Employment Nexus: Topics in Employment and Poverty. New York & Geneva : UNDP and ILO, 2002.

21. World Bank. World Development report — Jobs. Washington : World Bank, 2013.

22. UNDP. Human Development Report 2015: Work for Human Development. New York : UNDP, 2015.

23. African Union. Declaration on employment and poverty aleviation in Africa. Addis Ababa : African Union, 2004.

20 — Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР.

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА ТЕМПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ | Ряховская

В условиях мирового финансовоэкономического кризиса правительства всех государств предпринимают комплекс соответствующих мер по снижению его последствий, стабилизации экономики, обеспечению посткризисного развития.

Глобальный экономический кризис поставил Россию перед серьезными проблемами: падение ВВП, рост безработицы, снижение доходов населения, увеличение численности населения, живущего за чертой бедности. Особое место при этом занимают проблемы градообразующих организаций монопрофильных городов. Проявления кризиса национальной экономики более чем значительны, что связано с деформациями ее структуры, очень высокой зависимостью от экспорта природных ресурсов, недостаточностью развития ряда рыночных институтов, финансовой системы и т. д. Очевидным является то, что рыночные механизмы не в состоянии самостоятельно отрегулировать кризисные процессы, преодолеть кризис, что объективно обуславливает возрастание роли государства в экономической жизни страны.

В этих условиях правительство Российской Федерации ставит перед собой задачу активизировать использование всех имеющихся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечить решение стратегических задач.

Программа антикризисных мер правительства РФ затрагивает все сферы социальноэкономической жизни общества: социальную поддержку населения, обеспечение макроэкономической стабильности, решение проблем системообразующих предприятий, создание условий для макроэкономического развития в новых условиях. Предполагается, что в ходе ее реализации будет проведена структурная перестройка экономики, осуществлен переход от «нефтяной» модели экономического развития к инновационной. Важное место уделяется обеспечению роста внутреннего спроса, что позволит снизить зависимость от внешних факторов, максимально эффективно задействовать внутренние ресурсы, как государственные, так и частные. Особое значение придается нормализации функционирования финансового сектора, в первую очередь банковской системы и фондового рынка. Денежная политика предусматривает поддержание равновесного курса рубля, повышение ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Рассматривается проблема снижения административного давления на бизнес, создания благоприятных условий для малого предпринимательства и т. д.

Программой также предусматриваются целевые финансовые вложения, меры налогового стимулирования, субсидирование, повышение доступности финансовых ресурсов, совершенствование бюджетного процесса, развитие целевого кредитования, реструктуризация задолженности предприятий. В законодательной сфере инициированы и частично реализованы изменения, направленные на поддержку предпринимательства, финансовой и инвестиционной сферы, социальной поддержки населения. Предусмотрены изменения в правовом и методологическом обеспечении санации неэффективных предприятий. Важными элементами программы являются организационные меры поддержки образования, науки, развитие консультационной сферы, обеспечение постоянного мониторинга развития и изменения ситуации.

Предполагается, что реализация рассматриваемой программы позволит не только не допустить социального взрыва в обществе, но и создать условия и стимулы для формирования качественно иной модели экономического развития, при которой было бы невозможно повторение кризиса 2008 года в аналогичных масштабах.

По оценкам аналитиков, программа антикризисных мер правительства РФ является одной из самых неэффективных, в первую очередь в части социальной зашиты россиян. Следует отметить, что социальные проблемы в России накапливались и углублялись даже в благополучные годы, а проводимая государством социальная политика во многом велась бессистемно, в надежде на то, что решение социальных задач будет обеспечено по мере экономического роста. Сегодня и правительство, и граждане убедились в несостоятельности данного предположения.

Значительная часть населения России уповает на недавнее социалистическое прошлое, которое характеризуется значительными достижениями социальной политики государства: бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание, практически бесплатное обеспечение жизненно необходимыми, социально значимыми услугами жилищного и коммунального хозяйства, отсутствием задержек в выплате заработной платы и др., что в полном объеме регулировалось только государством. При этом многие недоумевают: почему значительные усилия государства по стабилизации социальной составляющей его внутренней политики столь неэффективны; почему так быстро утрачены существенные достижения социальной политики социалистического государства; почему, переходя к рыночной экономике, мы полностью разрушили достигнутое; почему, наконец, мы не опираемся на знания из прошлого при разработке механизмов воздействия государства на процессы формирования его экономической и социальной политики настоящего и будущего? Мы не призываем в полном объеме использовать опыт построения социальной политики СССР, ведь будущее никогда в полной мере не повторяет прошлого, тем более что современность характеризуется небывалой динамикой процессов, глубокими структурными сдвигами, глобализацией мирохозяйственных связей.

В условиях рыночной экономики количество субъектов, от реальных действий или бездействия которых зависит эффективность реализации социальной политики, в значительной степени выросло, в то время как при социалистическом строе все в основном ограничивалось функциями государства.

Таким образом, при разработке различных программ выхода российской экономики из кризиса, снижения его последствий и исследовании моделей посткризисной экономики необходимо глубокое теоретическое изучение механизмов, управляющих процессами развития в прошлом, а также серьезные междисциплинарные исследования будущего.

При этом мы полностью поддерживаем утверждение Гжегожа В. Колодко1 о том, что особенно опасна простая и некритическая экстраполяция трендов из прошлого при прогнозировании будущего: «Закономерности, известные нам из прошлого, лишь частично будут управлять ходом процесса общественного производства, распределения и потребления» [3, с. 342]. И также лишь частично возможно будет наверстать упущенное, что в полной мере относится к России, которая, если сегодня упустит шанс догнать развитые страны Запада, не сможет иметь его (шанс) в будущем.

Чрезвычайно важным представляется уровень проработанности, научной обоснованности антикризисной политики государства, неэффективность большинства положений которой многие объясняют расхождением провозглашенных и фактически реализуемых приоритетов. Так, оказание значительной финансовой помощи крупному бизнесу многими расценивается как спасение состояний олигархов и государственных капиталистов за счет населения. Неэффективность этой меры обусловлена тем, что основная часть государственной помощи была выведена за рубеж и использована для покупки недвижимости, предметов роскоши и лишь незначительная часть — на погашение кредиторской задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, другими кредиторами, в т. ч. на выплату зарплаты их работникам без модернизации производства и решения производственных проблем.

Сегодня государство перекупает иностранные долги крупнейших российских компаний и кредитует их на суперльготных условиях — на 5 лет под 8% годовых. При этом рефинансирование (перекредитование на более выгодных условиях) осуществляется в соответствии с требованиями законодатель- ства2 [1]. Однако среди организаций, получивших такого рода государственную помощь, преобладают крупнейшие компании (Русал, группа стройком- паний «ПИК», горно-металлургический холдинг «Евраз Групп», НОМОС банк, Ханты-Мансийский банк, Альфа-банк, ВТБ, горно-металлургическая компания «Мечел», компании ТМК, «Северсталь» и другие), в то время как средний и малый бизнес получает кредиты от банков — получателей госпо- мощи под 20% годовых. Представляется более эффективным прямое кредитование предприятий через Минфин и Центробанк.

При анализе указанной меры мы исходим из того, что нет роста и развития экономики без капитала, без принятия комплекса мер по сохранению бизнеса, ликвидации угроз его разрушения.

Видимо, именно эти обстоятельства учитываются правительством РФ при выделении гигантских сумм некоторым представителям крупного бизнеса. При этом предполагается, что уровень его социальной ответственности настолько высок, что полученные средства обеспечат модернизацию производства, его технологическое и техническое обновление, достойный уровень доходов работников, снижение уровня безработицы и социальной напряженности в регионах России. В действительности происходит обратное. Многие собственники крупнейших российских компаний увеличили свое личное состояние за период кризиса.

Новейшая история государства российского свидетельствует о том, что для развития экономики недостаточно наличия только капитала. Одновременно должны протекать процессы обеспечения более высокого уровня производства (в нашем случае — преодоления технико-технологической отсталости), повышения инновационной и инвестиционной активности, обеспечивающей его рост в будущем, а значит, и повышение уровня жизни большинства населения, которое формирует интеллектуальный и кадровый потенциал страны, а не только собственников этого капитала, как это происходит в России.

При анализе эффективности антикризисных мер российского правительства многие утверждают, что она была бы значительно выше при более существенной и адресной помощи государства населению, что способствовало бы увеличению внутреннего спроса и повлекло бы за собой соответствующее увеличение предложения со стороны российских производителей при одновременном усилении государственного протекционизма последним. Именно такая политика — стимулирование внутреннего спроса и переориентация государственной политики на его удовлетворение — избрана Китаем, что позволило в кратчайшие сроки стабилизировать его экономику, обеспечить рост ВВП, несмотря на продолжающийся мировой финансово-экономический кризис.

Представляется важным, что при выборе направлений расходования бюджетных ассигнований — для сохранения бизнеса и капитала либо для увеличения помощи населению и повышения уровня его жизни — необходимо просчитывать, какое влияние на экономические процессы на уровне государства будет оказывать этот выбор, как это отразится на процессах поддержания потоков докризисной величины доходов в последующие периоды и создания новых потоков доходов. Напомним, что речь идет о перераспределении имеющегося дохода государства. Однако в перспективе при увеличении дефицита госбюджета, полного расходования средств Резервного фонда и Фонда будущих накоплений, а также при увеличении заимствований государства (а именно об этом все чаще говорят представители Минфина) речь должна вестись не только о приросте дохода государства, о создании предпосылок к его увеличению в будущем, но и о приращении долга. Кроме этого, необходимо учитывать, что с оказанием многомиллиардной помощи крупному бизнесу без обеспечения надлежащего контроля за ее эффективным, целевым расходованием доходы основной части населения снижаются до критического уровня. Возникает парадокс — за чертой бедности в первую очередь рискуют оказаться именно трудоспособные граждане3 — бюджетники (15 млн чел.)4, военнослужащие (1,5 млн чел.) и жители села. В результате ставится под удар будущее России не только в части технико-технологического отставания (о чем говорилось выше), но и под воздействием усиливающегося снижения численности населения, а также его деградации5 [2].

При этом нельзя сказать, что государственная помощь ограничивается только помощью крупному бизнесу: растут пенсионное обеспечение населения, пособия по безработице, выплаты по беременности и родам, реализуются другие социальные программы, в т. ч. по переобучению высвобождающихся работников. Однако социальная напряженность в обществе возрастает, в т. ч. из-за роста тарифов на жизненно необходимые, социально значимые услуги, что свидетельствует о недостаточно выверенной социальной политике государства, которая приобретает особое значение в условиях мирового финансового кризиса и кризиса российской экономики.

Так, запланированный еще в благополучные в экономическом отношении годы рост коммунальных тарифов и реализованный сегодня, несмотря на кризис и обнищание основной массы населения России, «съедает» почти весь положительный эффект от предпринятых государством усилий. Действительно, по результатам 2009 года снижение ВВП составило 8,5-8,7%6, уровень инфляции превысил 10%, однако рост тарифов на коммунальные услуги в г. Москве, например, составил: на горячее водоснабжение — 25,3%; на электроэнергию — 14,6%; на отопление — 12,4%; на холодное водоснабжение и водоотведение — 28,7 и 26,9% соответственно; на газ — 19,5%7. Всего за период с 2001 г. по 2009 г. коммунальные тарифы по Москве возросли в 5 (на газ) и более раз (в 9 раз на горячее водоснабжение). Однако увеличение тарифов не привело даже к незначительному повышению качества коммунальных услуг (которое в ряде случаев даже снизилось), но способствовало обнищанию огромного числа населения.

Рост тарифов на коммунальные услуги и другие аналогичные меры, например изменение механизма льготного транспортного обеспечения пенсионеров, несмотря на увеличение пенсий, совершенствование методик расчета их величины (увеличение значимости стажа работы в СССР), поставил эту категорию населения на грань выживания, а также свел на нет усилия государства по улучшению пенсионного обеспечения.

Также при этом необходимо учитывать планируемое с 2011 г. увеличение налогового бремени на работодателей в части роста величины отчислений с фонда оплаты труда с 26 до 35%, что, скорее всего, приведет к расширению масштабов применения «серых» зарплатных схем с целью снижения налогооблагаемой базы, снижению реальной заработной платы работающих.

При разработке направлений совершенствования социальной политики государства необходимо учитывать, что одним из общепризнанных критериев ее эффективности является соотношение, когда прирост потребления неработающего населения (пенсионеров, детей, безработных) в обязательном порядке должен сопровождаться ростом производительности труда работающих либо вводом в действие ранее законсервированных (при их наличии) избыточных производственных мощностей. Таким образом, увеличение пенсий, пособий по безработице, других социальных выплат увеличивает эффективный спрос, возможности реализации продукции (услуг), способствует росту объектов производства продукции (работ, услуг).

При отсутствии избыточных производственных мощностей и роста производительности труда дополнительный прирост потребления неработающего населения удовлетворяется за счет импортных товаров, что вызывает рост объемов их производства за рубежом. Если дополнительный прирост потребления неработающего населения не сопровождается ростом производительности труда либо отсутствуют избыточные производственные мощности, то возникает невозможность удовлетворения возросшего спроса на рассматриваемые категории товаров внутреннего рынка и рост инфляции. Затем возросшая инфляция может вследствие ценовых деформаций снизить темпы роста экономики.

Именно такое положение является характерным для экономики России на современном этапе ее развития: сегодня практически все отрасли народного хозяйства демонстрируют снижение производительности труда и объемов производства продукции (услуг). Некоторое исключение составляет нефтедобыча, где в условиях кризиса также имеет место некоторое снижение объемов производства и цен ввиду мирового финансово-экономического кризиса, что, однако, лишь в незначительной степени снизило доходы бизнеса этой отрасли, которые по-прежнему остаются самыми высокими в России. Однако этот процесс не сопровождался, как в докризисный период и тем более сейчас, улучшением условий жизни населения России, а вызывает еще большее расслоение общества по уровню доходов. Кроме этого, обнищание значительной части населения провоцирует снижение внутреннего потребления, что вызывает снижение ВВП.

Такое положение, при котором доля бедного населения увеличивается8, а значит, не растут объемы его потребления называют ростом без развития9. Именно такое положение сложилось в экономике России задолго до мирового финансовоэкономического кризиса и кризиса российской экономики. При этом, по уточненным прогнозам правительства РФ, снижение реальных доходов населения продолжится, и лишь к концу 2012 г. предусматривается их рост всего на 3 % к уровню 2008 г (ранее планировался на 39%).

Именно эти факторы необходимо учитывать правительству России при корректировке социальной политики государства, совершенствовании форм и методов социальной помощи населению, оказании финансовой поддержки крупному бизнесу.

Для России главной характеристикой настоящего является гигантский разрыв между наличием всех объективных возможностей для минимизации влияния мирового кризиса на экономику России и субъективной неготовностью правительства и крупного частного бизнеса воспользоваться этими возможностями.

Экономические, социальные и культурные права

Экономические, социальные и культурные права (ЭСКП) включают права на достаточное питание, на достаточное жилище, на образование, на здоровье, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни, на воду и санитарии и на работу.

Ключевые понятия ESCR

Экономические, социальные и культурные права — и гражданские и политические права

Все права человека, будь то гражданские и политические или экономические, социальные и культурные, взаимосвязаны. Например, людям, которые не умеют читать или писать, часто сложнее полностью реализовать свой потенциал, чем тем, кто может, найти работу или принять участие в политической деятельности. Недоедание и голод менее вероятны там, где люди могут эффективно осуществлять свое право голоса и влиять на приоритеты правительства.

ВДПЧ, ратифицированная в 1948 году, не делает различия между этими правами. Различие позже появилось в контексте напряженности холодной войны между Востоком и Западом. Это привело к обсуждению и принятию двух отдельных пактов — одного о гражданских и политических правах, а другого об экономических, социальных и культурных правах.

В последние десятилетия после принятия Венской декларации прав человека в 1993 году произошел возврат к первоначальной архитектуре ВДПЧ, подтверждающей неделимость всех прав человека. В то же время вновь стало уделяться внимание важности экономических, социальных и культурных прав, особенно в контексте Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, а также решения и предотвращения кризисных конфликтов во всем мире, включая COVID-19. пандемия.

Обязательства государств

Государства обязаны уважать, защищать и осуществлять экономические, социальные и культурные права.

Их конкретные обязательства можно резюмировать следующим образом:

  • Постепенное осуществление: Государства должны постепенно достигать полного осуществления этих прав в течение определенного периода времени. Независимо от наличия ресурсов, государства обязаны немедленно принять соответствующие меры для обеспечения постоянного и устойчивого улучшения осуществления этих прав с течением времени.
  • Основные обязательства, которые носят немедленный характер:  
    — Минимальные основные уровни: Государства обязаны с немедленным вступлением в силу обеспечить осуществление минимальных основных уровней каждого права.

    — Запрещение регресса: Обязанность постепенно осуществлять экономические, социальные и культурные права подразумевает запрет на меры, которые могут уменьшить текущее пользование правами. Например, государства должны обеспечить, чтобы их политика и меры не препятствовали доступу к медицинскому обслуживанию или пособиям по социальному обеспечению.

    — Запрещение дискриминации: это касается законов, политики и практики, которые по сути являются дискриминационными, независимо от намерений. Соблюдение принципа недискриминации требует принятия конкретных мер для обеспечения защиты прав маргинализированных групп населения в приоритетном порядке. Даже когда ресурсы ограничены, государство обязано принимать меры для защиты тех, кто подвергается наибольшему риску. Такие меры могут включать налогообложение и социальные выплаты для смягчения неравенства, возникающего или усугубляющегося во время кризиса.

    — Принять меры к полной реализации ESCR для всех.

  • Использование максимально доступных ресурсов: Государства обязаны использовать максимально доступные ресурсы для постепенной реализации экономических, социальных и культурных прав. Даже если в распоряжении государства явно недостаточно ресурсов, оно все равно должно внедрять малозатратные и целевые программы помощи наиболее нуждающимся, с тем чтобы ограниченные ресурсы использовались эффективно и результативно.

Примеры нарушений

Экономические, культурные и социальные права человека могут быть нарушены различными способами. Нарушения происходят, когда государство не выполняет свои обязательства уважать, защищать и осуществлять эти права. Некоторые примеры:

  • Насильственное выселение людей из их домов (право на достаточное жилище)
  • Водоочистные сооружения, загрязняющие питьевую воду (право на здоровье)
  • Необеспечение заработной платы, достаточной для достойного существования (право на труд)
  • Неспособность предотвратить голодание (избавление от голода)
  • Отказ в доступе к информации и услугам, связанным с сексуальным и репродуктивным здоровьем (право на здоровье)
  • Отделение детей-инвалидов от общеобразовательных школ (право на образование)

Правоприменение

Решения национальных судов по всему миру, а также региональных и международных механизмов, охватывающих все экономические, социальные и культурные права, показывают, что эти права могут подлежать судебному обеспечению. Судебная власть играет фундаментальную роль в развитии нашего понимания этих прав, предоставлении средств правовой защиты в случаях нарушений и принятии решений по контрольным случаям, что может привести к систематическим институциональным изменениям для предотвращения будущих нарушений.

Узнайте больше об этих и других ключевых концепциях в информационном бюллетене ESCR.

Наша работа в области экономических, социальных и культурных прав

Мы стремимся усилить поощрение и защиту экономических, социальных и культурных прав в рамках неделимого подхода ко всем правам человека. Мы делаем это по:

  • Проведение исследований и анализа для выработки политических позиций и защиты интересов ESCR
  • Предоставление политики, технических консультаций и поддержки в наращивании потенциала в области ЭСКП для отделений УВКПЧ на местах и ​​заинтересованных сторон на страновом уровне
  • Поддержка работы правозащитных механизмов ООН по ЭСКП и участие в межправительственных процессах, имеющих отношение к ЭСКП; и
  • Укрепление партнерских отношений с агентствами ООН, городами и местными органами власти, НПЗУ и гражданским обществом для совместного продвижения ESCR

Узнайте больше о нашей работе по защите и продвижению следующих ESCR: 

  • Право на питание
  • Право на достаточное жилище
  • Право на здоровье
  • Права на воду и санитарию
  • Право на социальное обеспечение

Стандарты ESCR

Экономические, социальные и культурные права защищены различными международными и региональными договорами, а также национальными конституциями.

Международные договоры

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах является наиболее всеобъемлющим договором, обеспечивающим защиту этих прав на международном уровне. См. статус ратификации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах
  • Всеобщая декларация прав человека
  • Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 
  • КЛДЖ
  • CRC
  • КЛРД
  • КПИ

Региональные договоры, наиболее важные для ЭСКП

  • Американская конвенция о правах человека (1969 г.)
  • Дополнительный протокол к Американской конвенции о правах человека в области экономических, социальных и культурных прав (Сан-Сальвадорский протокол) (1988)
  • Африканская хартия прав человека и народов (1981 г.)
  • Африканская хартия прав и благополучия ребенка (1990 г.)
  • Протокол к Африканской хартии прав человека и народов о правах женщин в Африке (2003 г. )
  • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.)
  • Европейская социальная хартия (1961 г.)
  • Пересмотренная Европейская социальная хартия (1996 г.)

Женское присутствие в экономической и политической сферах

 

8 марта Центр американского прогресса совместно с организацией Just Jobs Network и Министерством торговли и промышленности Норвегии провел мероприятие, посвященное Международному женскому дню. Мероприятие было посвящено проблемам, с которыми женщины сталкиваются при входе и участии в государственном и частном секторах, а также положительному влиянию их занятости на социально-экономическое развитие стран.

В своем вступительном слове президент CAP Нира Танден сказала:

Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить проблемы, стоящие перед женщинами на рынке труда. Сокращение гендерного разрыва в рабочей силе, а также в политическом и корпоративном руководстве имеет решающее значение для улучшения условий работы и жизни всех женщин и помогает поддерживать разнообразную и продуктивную экономику во всем мире.

Мы знаем, что чем образованнее женщина, тем лучше образованы дети. Мы знаем, что когда женщины имеют возможность работать как полноправные и равные партнеры, экономика процветает. И мы также знаем, что, когда голоса женщин могут быть услышаны в политическом процессе, демократия укрепляется, и голоса всех наших сообществ также становятся сильнее.

После выступления Танден заместитель министра торговли и промышленности Норвегии Рикке Линд рассказала о прогрессе женщин в своей стране и о том, что еще необходимо сделать как в Норвегии, так и во всем мире:

Сегодня, в настоящем [Норвежское] правительство, 10 из 20 министров — женщины. Более 60 процентов студентов университета составляют девушки. И более 70 процентов норвежских женщин работают.

Для Норвегии гендерное равенство — это больше, чем самостоятельная цель. Гендерное равенство было и остается [] инвестицией в экономический рост.

Норвежские женщины добились больших экономических успехов, но они также хотят иметь детей, сказала Линд. Политика совместного отпуска по уходу за ребенком, который длится целый год, и поддерживаемый государством уход за детьми помогают женщинам Норвегии совмещать работу и семейную жизнь. Девять из 10 отцов в настоящее время пользуются 12-недельным отпуском по уходу за ребенком благодаря правительственной квоте. Это дает женщинам больше вариантов и больше возможностей и выгодно для экономики.

«Международный женский день — это день празднования, — сказала Линд, — но это также и день размышлений о проблемах, с которыми мы сталкиваемся. И это мое главное сообщение вам сегодня утром: ни одна страна, даже Норвегия, не достигла полного гендерного равенства».

Линд сказал, что хотя проблемы в разных странах разные, «решение во всех странах одинаковое. Бесчисленные отчеты показывают, что гендерное равенство и права человека способствуют демократическому и экономическому развитию любой страны».

За выступлением Линда последовала панельная дискуссия, которую модерировала Сабина Деван, директор CAP по глобализации и международной занятости. В состав группы входили заместитель министра Линд; Эми Дейси, исполнительный директор EMILY’S List; и Мария Пенья, старший директор по предпринимательству и экономическому развитию Vital Voices.

На вопрос, почему женщины могут не баллотироваться на политические должности, Дейси ответила, что их нужно спрашивать и поощрять, и что им «нужно видеть больше женщин на должностях, потому что им нужно видеть частичку себя в женщинах, которые представлять их».

Отвечая на вопрос о препятствиях для женщин на пути к предпринимательству и работе в компаниях, Пенья рассказала о работе Vital Voices и важности более широких сетей и более полезных моделей для подражания, сказав: «Женщины, как правило, больше полагаются на своих супругов и ближайших родственников при принятии деловых решений и деловые советы по отношению к мужчинам, у которых гораздо более разнообразные связи» — контакты из школы, деловых кругов и общества в целом.

И у женщин не так много образцов для подражания в бизнесе; Пенья сослался на исследование, показывающее, что генеральных директоров-мужчин ошеломительно больше, чем женщин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *