Влияние экономической сферы на социальную сферу: Роль и значение социальной сферы в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Содержание

Роль и значение социальной сферы в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

УДК 334

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Д.А. Белоруков, А.В. Степичев Московский политехнический университет

Аннотация.

Экономика социальной сферы связана с потребностями людей и потреблением ими благ и услуг. Экономика социальной сферы определяется общими категориями экономической теории: производство, распределение, обмен и потребление. На профессиональном уровне экономика социальной работы призвана ответить на вопросы: какова эффективность ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные звенья и каковы критерии этой эффективности.

Ключевые слова:

рыночное хозяйство, экономические процессы, социально-экономические проблемы, социально-ориентированная экономика, социальная сфера, социальная экономика, экономика социальной сферы.

История статьи:

Дата поступления в редакцию 11.08.17 Дата принятия к печати 15.08.17

Термин «экономия» от греческого «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (правило, закон) рассматривался вначале как наука о домашнем хозяйстве. В современных условиях экономика — это как бы синоним категории «рыночное хозяйство».

В широком смысле слова социальным принято называть все, что не непосредственно относится к обществу, людям и жизни. Так как экономика — это система жизнеобеспечения людей и общества, то по своей целевой направленности все экономические процессы в той или иной степени одновременно имеют социальную окраску. Поэтому наряду с выражениями «экономические явления», «экономическое развитие» широко используются словосочетания «социально-экономические процессы», «Социально-экономические проблемы», «социально-ориентированная экономика».

Вместе с тем существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, их доходов и расходов, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллективов, групп, общества в целом, социальной помощи.

Рассмотри понятие — социальная экономика. Экономика социальной сферы, прежде всего, связана с потребностями людей и потреблением ими благ и услуг. Социальная экономика как наука изучает, исследует, анализирует природу возникновения потребностей, потребительские запросы, структуру потребления, выделяет рациональные потребности человека, семьи, социальных групп, регионов, общества с учетом разнообразия самих потребностей и потребителей.

С другой стороны, в зону действия социальной экономики попадают доходы различных слоев и групп населения. Виды, природа возникновения, источники, уровень доходов, включая в первую очередь денежные доходы населения, — это все вопросы социальной экономики.

Мера соответствия доходов и расходов, потребительские бюджеты человека и семьи применительно к разным половозрастным, территориальным, профессиональным группам также составляют предмет социальной экономики.

Социальная экономика включает такие категории, как денежные сбережения, накопления, имущественное состояние людей.

Д.А. Белоруков, А.В. Степичев

Таким образом, все, что относится непосредственным образом к благосостоянию людей, есть социальная область экономики.

Социальная экономика тесно связана с формами отношениями собственности, по крайней мере в той части, где проявляются собственнические интересы людей, социальных групп. Отношения, возникающие между людьми в связи с присвоением, образованием личной, семейной собственности, имущественным переделом, относятся к социальным.

Экономику, функционирование которой направлено первоочередным образом на удовлетворение потребностей человека, семьи, исходит из социальных запросов, принято называть социально ориентированной.

Экономика труда, в той своей части, в которой она характеризует его условия, оплату, занятость, уровень безработицы, тоже социальная область экономики. К социальной сфере экономики относят и демографию.

Непосредственно социальную экономику характеризуют все виды социального обеспечения, т. е. денежного содержания, материальной помощи, оказываемых отдельным, чаще всего нетрудоспособным слоям и категориям населения, которые не имеют собственных доходов и источников существования либо обладают ими в ограниченной, недостаточной степени. Особую область социальной экономики образует содействие людям, попавшим в беду, пострадавшим от природных и социальных катастроф, стихийных бедствий.

Так как человек в своей жизни теснейшим образом связан с природой, то экологическая экономика, характеризующая воздействие окружающей среды на жизнеспособность и качество жизни людей, должна быть также отнесена к социальной экономике.

Социальная экономика — главный мост, соединяющий экономику с политикой, основной возбудитель политических сил и течений.

Роль и задачи экономики социальной сферы.

Основной задачей изучения экономики социальной сферы является изучение экономических связей в социальном организме общества, их изменение в переходный период и направленность на социальную защиту тех слоев населения, у которых ущемлены экономические, политические и иные социальные права; влияние рыночных отношений на социальный организм общества в целом; процессы, происходящие в экономике, и их влияние на социальную жизнь общества, его отдельных социальных групп и его членов, семей в обществе и индивидов в семье.

Экономические отношения в обществе прямо воздействуют на социальную жизнь отдельных его членов. Особенно сильное влияние оказывают отношения, связанные со средствами производства, отчуждением наемных работников от средств производства и т.д. Отчуждение от средств производства приводит к проблемам занятости и безработицы, экономической и социальной стратификации общества, экономическим и социальным проблемам в семье, к экономической эксплуатации.

Реализация политики социальной защищенности населения — задача социальной работы. При этом все более возрастает значение социального страхования, социальных гарантий в сфере здравоохранения, образования, на случай старости, утери трудоспособности и т.д.

Экономика социальной сферы определяется общими категориями экономической теории: производство, распределение, обмен и потребление. В реализации личностных и общественных интересов уделяется особое внимание анализу решающей области жизнедеятельности людей — сфере производства и распределения жизненных благ в условиях формирования рыночных отношений. Производство материальных благ — основа жизни человека и общества.

Распределение как категория экономической науки — это не только распределение результатов общественного производства. Это и распределение ресурсов, или факторов производства. В этом смысле распределение в обществе зависит от института собственности, так как факторы производства принадлежат их собственникам.

Становление рыночной системы хозяйствования и формирования на этой основе слоя собственников усиливает влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование собственных доходов населения неизбежно способствует росту дифференциации доходов, экономическому и социальному расслоению

общества. И это требует системного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности, формирования системы социально-экономической поддержки наиболее уязвимых категорий населения.

Основная целевая функция перераспределения внутреннего валового продукта государства состоит в нивелировании экономических различий в целях обеспечения более благоприятных условий жизнедеятельности большинства населения. Формой реализации такой цели выступают распределение продуктов и услуг, трансформация выплаты, а также государственные программы по стабилизации доходов.

На основе государственных программ социально-экономической помощи осуществляется обеспечение конституционных прав граждан: бесплатное образование и медицинское обслуживание, содержание престарелых и нетрудоспособных, поддержка материнства и детства и др. Степень их удовлетворения определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками общества.

Деятельность государства по регулированию распределительных процессов осуществляется по трем основным направлениям.

Первое направление, это когда часть получаемых населением поступлений находится в зависимости от результатов труда, но с учетом степени удовлетворения потребностей для жизнеобеспечения.

Второе направление характеризуется тем, что на первое место выступает размер потребностей, на удовлетворение которых направляются эти выплаты: детские пособия, доплаты на специализированное лечение и т.д.

Особенность третьего направления государственной поддержки выражается в форме льгот и услуг законодательно определенным категориям населения через соответствующие учреждения непроизводственной сферы.

Экономика социальной работы, оставаясь в рамках общей экономической теории, занимается изучением ее воздействия на жизнеобеспечение людей, определение государственных стандартов социальной поддержки нуждающихся, которые зависят не только от экономических, но и политических, исторических, национальных, этических и других норм жизни общества.

На профессиональном уровне экономика социальной работы призвана ответить на вопросы: какова эффективность ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные звенья и каковы критерии этой эффективности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Атаманчук Г.И. Критерии социальной эффективности управления /Сб. «Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального управления в современной России». — Ростов н/Д., 2012.

2. Тавокин Е.П. Социальная политика. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2013 г.

3. Фомина В.П., Алексеева С.Г. Социальная сфера национальной экономики: Монография. — Москва Издательство Экономическое образование, 2015 г., — 100 с.

4. Аленина Е.Э., Сендеров В.Л., Лебедев А.А. Принципы формирования механизма антикризисной информационной безопасности предприятий промышленности Системные технологии. 2016. № 3 (20). С. 26-31.

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Д.А. Белоруков, А.В. Степичев. Роль и значение социальной сферы в современной экономике. — Системные технологии. — 2017. — № 24. — С. 11—13

THE ROLE AND IMPORTANCE OF THE SOCIAL SPHERE IN THE MODERN ECONOMY Belorukov D.A. master, Stepichev A.V., master, Moscow Polytechnic University

Abstract Key words: market economy, economic

The economy of the social sphere is connected with the needs of people and the processes, socio-economic problems, consumption of goods and services. The economy of the social sphere is determined socially-oriented economy, social sphere, by the general categories of economic theory: production, distribution, exchange and social economy, social sphere economy. consumption. At the professional level, the social work economy is called upon to Date of receip t in edition: answer questions: what is the effectiveness of resource investments in the industry 11.08.17

and its individual links and what are the criteria for this effectiveness. Date of acceptance for printing:

15.08.17

Министерство экономического развития Российской Федерации — Деятельность

Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года определены приоритетные социально-экономические задачи на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы.

Достижение указанных задач зависит от активизации новых факторов экономического роста, таких как развитие человеческого потенциала и проведение эффективной политики социального развития, повсеместное распространение инноваций и ускоренное развитие высокотехнологических производств.

Социальная политика должна быть ориентирована как на действенную поддержку людей, в силу объективных причин оказавшихся в сложной жизненной ситуации, так и на создание условий для того, чтобы каждый человек мог бы самостоятельно формировать стабильные, благополучные социальные позиции для себя и своей семьи.

Высокоприоритетные задачи социальной сферы: качественное и доступное здравоохранение, удовлетворение потребностей в современном образовании, развитие национальной культуры, предоставление гражданам Российской Федерации доступного жилья, создание условий для стабильного роста доходов и социальной защищенности.

Одним из важнейших направлений деятельности в социальной сфере также является реформирование пенсионной системы в Российской Федерации.

Ежегодно осуществляется формирование перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются.

На 2013 год указанный перечень утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 3 декабря 2012 г. №568н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются, на 2013 год».

При формировании такого перечня на очередной год принимаются во внимание предложения компаний о включении в перечень профессий (специальностей, должностей).

Соответствующие предложения компаний о включении в перечень профессий (специальностей, должностей) с указанием профессиональных (должностных) обязанностей и квалифицированных требований просим направлять по адресам: [email protected], [email protected].

3. Экономический рост, ведущий к увеличению занятости (Восточная Европа и Центральная Азия)

Устойчивое развитие

Достойный труд

ЭкономикаОбществоЭкологияЗанятостьЗащитаПраваДиалог
Актуальные задачи ЦУР
1. b, 8.3, 8.5, 8.6, 8.8, 8.b
Актуальные результаты политики
1, 10


Экономический рост сам по себе не обязательно означает увеличение количества и качества рабочих мест, особенно для малоимущих, незащищенных категорий населения — всех, кому угрожает опасность остаться за бортом жизни. Это скорее предварительное условие роста производительной занятости, объединенный результат повышения производительности труда и увеличения занятости. Поэтому темпы экономического роста задают абсолютный потолок, в пределах которого может происходить рост занятости и производительности труда. При этом большое значение также имеет структура или характер роста. Влияние экономического роста на производительную занятость зависит не только от его темпов, но и от того, насколько эффективно он преобразуется в создание производительных рабочих мест. Последнее в свою очередь зависит от ряда факторов, таких как отраслевая структура роста и капиталоемкость (трудоинтенсивность) роста внутри отдельных секторов. Обычно нужно не только увеличивать количество рабочих мест, но и повышать производительность труда, а также уровень дохода от занятости. Поэтому предметом анализа экономического развития с точки зрения занятости должна быть оценка того, в какой степени экономический рост удовлетворяет потребность в увеличении количества рабочих мест и повышении производительности труда (дохода). Для такого, чтобы такая оценка была значимой, ее нужно выполнять в отраслевом разрезе. При этом главное значение для устойчивости экономического развития в средней и долгосрочной перспективе имеет то, в какой мере экономический рост ассоциируется с производительной трансформацией и направляется ею (19).

Индикаторы, измеряющие способность экономики создавать достаточные возможности для трудоустройства населения, могут дать полезную информацию о результатах экономического развития в целом. К этим индикаторам относятся уровень безработицы, доля занятых в общей численности населения, уровень экономической активности населения и трудоинтенсивность роста или его эластичность по отношению к выпуску — этот последний индикатор измеряет, какое количество роста занятости приходится на 1 процентный пункт экономического роста. Сокращение составляющей роста, связанной с занятостью, должно настораживать. Включение аспектов занятости и достойного труда в состав политики экономического роста и сокращения бедности способствует максимальному распространению результатов роста на все население, обеспечивая его устойчивый и всеохватный характер.

Особое внимание следует уделять положению «работающих бедных», особенно в тех странах, где формальная экономика мала и где многие мужчины и женщины, несмотря на то, что они заняты — подчас тяжелым и ненормированным трудом — неспособны заработать достаточно средств для того, чтобы преодолеть собственную нищету и нищенское положение их семей. Среди тех, кто сочетает оплачиваемый труд с неоплачиваемым, женщины работают дольше мужчин, что не только усугубляет их материальное положение, но и еще больше подрывает их возможности получить достойную работу (8).

За последние пятнадцать лет МОТ, ПРООН, ОЭСР, ДЭСВ ООН, Всемирный банк и другие органы выполнили значительный объем аналитической работы, посвященной взаимосвязям между занятостью, ростом и бедностью [см. , например: (20)]. В своем докладе о мировом развитии 2013 года, озаглавленном «Создание рабочих мест», Всемирный банк отметил ключевую роль занятости в повышении уровня жизни, социальной интеграции и производительности труда (21). ПРООН в своем докладе о человеческом развитии 2015 года, озаглавленном «Труд во имя человеческого развития», стремилась установить взаимосвязь между трудом (понимаемым в расширенном смысле) и человеческим развитием (22). Совместная конференция МОТ и МВФ, расширенном смысле) и человеческим развитием (22). Совместная конференция МОТ и МВФ, состоявшаяся в Осло в 2010 году, была посвящена изучению взаимосвязей между ростом, занятостью и социальной интеграцией. Связь между ростом, занятостью и бедностью также была центральной темой внеочередного совещания на высшем уровне Африканского союза, состоявшегося в Уагадугу в сентябре 2004 года и посвященного проблеме занятости и нищеты. В декларации, принятой по этому поводу главами государств-участников, указывалось, что «создание рабочих мест составляет очевидную и определяющую цель нашей экономической и социальной политики на национальном, региональном и континентальном уровне, которая направлена на сокращение масштабов бедности и повышение уровня жизни наших народов» (23).

Для того, чтобы добиться трансформации роста в занятость, МОТ выступает за разработку глобальных программ и формирование партнерств, имеющих целью создание возможностей для более качественного трудоустройства, и способствует этому процессу. На уровне стран ее целью является поддержка усилий трехсторонних участников по разработке, реализации и контролю выполнения согласованных и учитывающих национальную специфику программ и мер, которые способствуют созданию качественных рабочих мест при помощи стратегий экономической диверсификации и инвестиций, подготовки кадров, отвечающих текущим и перспективным потребностям рынка труда, а также активной политики содействия занятости и посреднических услуг на рынке труда в интересах наиболее уязвимых категорий населения. К таковым относятся программы и меры, способствующие переходу в формальную экономику, а также созданию возможностей трудоустройства и получения дохода в сельской экономике (по этому вопросу см. отдельный раздел).

Взаимосвязь ПДТ и ЦУР

В самой формулировке ЦУР 8 — «содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех» — признается, что экономический рост может быть всеохватным лишь в том случае, если создает рабочие места и содействует достойному труду. В силу тесных взаимосвязей между ростом, занятостью и сокращением бедности мероприятия, поддерживающие ЦУР 8, одновременно поддерживают ЦУР 1 (снижение бедности) и ЦУР 10 (достижение равенства). При этом задачи, связанные с ЦУР 8, охватывают широкий круг аспектов, относящихся к ПДТ, таких как производительность труда (8.2), предпринимательство (8.3), «зеленые» рабочие места (8.4), создание рабочих мест (8.5), молодежная занятость (8.6), детский и принудительный труд (8.7), охрана труда (8.8), трудоинтенсивное развитие (8.9) и доступ к финансированию (8.10). Задача 8.b предполагает реализацию Глобального пакта МОТ о рабочих местах (2009), фундаментальная цель которого состоит в том, чтобы заложить международно согласованную основу политики, призванной сократить промежуток времени между подъемом экономики и появлением возможностей для достойного труда.

С точки зрения достойного труда тема трудоинтенсивного экономического роста, разумеется, преимущественно связана с компонентом занятости ПДТ; но в силу комплексного характера данной программы МОТ, выступая за повышение трудоинтенсивности экономического роста, одновременно принимает во внимание три другие составляющие.

Абсолютные приоритеты политики

Многие из документов МОТ так или иначе связаны с проблемами занятости. С точки зрения трудоинтенсивного экономического роста главные из них — Конвенция 1964 года о политике в области занятости (№ 122) (считается одним из приоритетных актов МОТ и ратифицирована 111 государствами-членами) и Рекомендация № 122 к ней (дополняет Конвенцию № 122), а также Конвенция 1988 года о содействии занятости и защите от безработицы (№ 168) и дополняющая ее Рекомендация № 176, а также дополнительная Рекомендация 1984 года о политике в области занятости (№ 169). Применение трудовых норм является составной частью программ МОТ по содействию занятости.

Содействие занятости и связь между ростом и занятостью особенно интересуют государство и социальных партнеров и поэтому во всех странах являются предметом социального диалога, особенно в ситуации экономического кризиса или промышленного спада.

Стратегия МОТ в области занятости объединяет в себе гендерный подход, который учитывает результаты исследований, проводимых в рамках Инициативы МОТ «Женщины в сфере труда», и укрепление потенциала в области гендерного равенства и недопущения дискриминации.

С точки зрения занятости изменение климата и экологические тенденции в экономике можно одновременно рассматривать и как возможности, и как риски, так как это меняет отраслевую структуру экономики страны. Для того, чтобы переход к новой экономике был справедливым, такие изменения должны сопровождаться макроэкономической политикой, способствующей созданию рабочих мест, а также инвестициями в отраслевую, промышленную и торговую инфраструктуру и, кроме того, реализацией экологических стратегий, создающих как можно больше качественных рабочих мест и одновременно содействующих развитию и структурной трансформации предприятий.

Партнерства

МОТ работает над созданием почвы для глобальных усилий по обеспечению согласованных подходов к трудоинтенсивному макроэкономическому росту и наращивает свою поддержку мероприятиям, имеющим целью увеличить количество качественных рабочих мест, в том числе с помощью возглавляемой ею Глобальной инициативы по созданию достойных рабочих мест для молодежи, которая является общей для всей системы ООН. Глобальные усилия по защите интересов трудящихся также предпринимаются в составе Группы двадцати и БРИКС20, способствуя политике занятости в рамках кооперации «юг-юг». Партнерства и сотрудничество внутри системы ООН, международных финансовых организаций, региональных экономических комиссий, банков развития и субрегиональных экономических сообществ предполагается расширять для решения задач, связанных с занятостью, и достижений целей Повестки дня до 2030 года. Для реализации этой стратегии на национальном уровне необходимо, в частности, участие таких ведомств, как министерство экономики, министерство финансов и министерство промышленности при тесном взаимодействии со страновыми группами ООН.

Возможности МОТ

Работой МОТ по содействию такому экономическому росту, который создает рабочие места, руководит Департамент МОТ по вопросам политики занятости, отвечающий за разработку комплексной политики занятости, развития и подготовки кадров, имеющей целью обеспечить максимальное влияние экономического роста, инвестиций и развития на занятость. В состав этого департамента входят три отдела: отдел по развитию и инвестициям (DEVINVEST), отдел политики в области занятости и рынка труда (EMPLAB), а также отдел по профессиональным навыкам и возможностям трудоустройства (SKILLS). DEVINVEST обеспечивает координацию мероприятий — в том числе в рамках флагманской программы МОТ «Рабочие места в целях обеспечения мира и потенциала противодействия» — по преодолению кризисных ситуаций, в том числе в странах с неустойчивой экономикой. Последняя Рекомендация МОТ, принятая в 2017 году для замены и пересмотра Рекомендации 1944 г. (№ 71), называется Рекомендация о занятости и достойном труде в целях обеспечения мира и потенциала противодействия (№ 205).

Многие другие департаменты и подразделения МОТ также вносят свой вклад в достижение трудоинтенсивного экономического роста: среди них прежде всего стоит назвать департамент по развитию предприятий, за которым следуют подразделения по сельской и неформальной экономике, миграции и отраслевой деятельности, а также департамент исследований.

Дополнительная информация

Департамент по вопросам политики занятости имеет собственный информационный центр, доступный по следующей ссылке. Центр включает в себя несколько баз данных о
  • молодежной занятости
  • индикаторах состояния рынка труда
  • трудоинтенсивных технологиях
Другие материалы можно найти в разделе содействие занятостибиблиотеки сайта МОТ.

19. ILO. Decent Work Country Diagnostics — Technical Guidelines to draft the Diagnostics Report. Geneva : ILO, 2015.

8. ILO. Women at Work Trends. Geneva : ILO, 2016.

20. Osmani, S.R. Exploring the Employment Nexus: Topics in Employment and Poverty. New York & Geneva : UNDP and ILO, 2002.

21. World Bank. World Development report — Jobs. Washington : World Bank, 2013.

22. UNDP. Human Development Report 2015: Work for Human Development. New York : UNDP, 2015.

23. African Union. Declaration on employment and poverty aleviation in Africa. Addis Ababa : African Union, 2004.

20 — Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР.

Социальная сфера как экономическая категория и ее структура (Туишева М.Р.) / Вопросы инновационной экономики / № 1, 2012

 Скачать PDF | Загрузок: 91 | Цитирований: 17

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики
№ 1 (11), Март 2012

Цитировать:
Туишева М.Р. Социальная сфера как экономическая категория и ее структура // Вопросы инновационной экономики. – 2012. – Том 2. – № 1. – С. 35-39.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17712746
Цитирований: 17 по состоянию на 06.02.2021

Аннотация:
На сегодняшний день в условиях развития экономики страны возрастает роль социальной сферы, оказывающей прямое влияние на качество жизни населения и уровень экономического роста страны. Многие ученые экономисты, социологи и философы занимаются исследованием вопросов социальной сферы, и все же приходится с сожалением констатировать, что категория «социальная сфера» в науке однозначно не определена.

Ключевые слова: социальная политика, социальная сфера, социальные отношения, инфраструктура социальной сферы

Источники:

1. Андреев Ю.П. и др. Социальные институты: содержание, функции, структура. Изд-во Уральского университета, 1989.
2. Волков Ю.Е. Социальные отношения и социальная сфера // Социологические исследования. ‒ № 4. ‒ 2003. ‒ С. 40.
3. Гуляева Н.П. Лекции. Социальная сфера как объект управления и социальное развитие. ‒ Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/n/natalxja_p_g/.
4. Добрынин С.А. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. – СПб.,1999. – С. 295.
5. Иванченко В.В. и др. Общая экономика: учебное пособие. Барнаул, 2001. ‒ Режим доступа: http://www.econ.asu.ru/old/k7/economics/index.html.
6. Осадчая Г.И. Социальная сфера: теория и методология социологического анализа. М.,1996. С. 75.
7. Острая Т.Б. Институциональные преобразования в социальной сфере как условие экономического развития России, дис. к.э.н. С. 11.
8. Социальная политика. ‒ Режим доступа: http://orags.narod.ru/manuals/html/sopol/sopol31.htm.
9. Янин А.Н. Социальная сфера в экономике Тюменской области. ‒ Режим доступа: http://www.zakon72.info/noframe/nic?d&nd=466201249&prevDoc=466201243.
10. http://orags.narod.ru/manuals/html/sopol/sopol31.htm

Страница обновлена: 19.05.2021 в 22:40:50

Шок спроса и шок предложения

Никогда такого не было, и вот опять. Этот известный афоризм довольно точно характеризует происходящее. Мир опять проходит через кризисную полосу – и это привычное явление, но никогда еще в эпоху современного экономического роста, т. е. за последние 300 лет, глобальный экономический кризис не был спровоцирован медицинскими проблемами.

Кризис неизбежный, но неожиданный

Пандемия коронавируса стала триггером экономического кризиса, жесткость и глубину которого никто пока в полной мере не осознает. Мы имеем дело с переплетением нескольких процессов – или, точнее, нескольких кризисов. Впрочем, в этом нет ничего необычного: кризисы, с которыми и мир, и Россия сталкивались в последние десятилетия, тоже имели сложную структуру.

Прежде всего пандемия привела к разрыву хозяйственных связей, к закрытию границ, многие из которых казались прозрачными уже навсегда. Это породило шок предложения – явление, с которым мир не сталкивался на протяжении по крайней мере полувека. Ближайший аналог – ситуация начала 1970-х, возникшая из-за нефтяного эмбарго арабских стран и послужившая триггером длившегося десятилетие структурного кризиса. Сейчас шок предложения стал результатом резкого сокращения доступного капитала и трудовых ресурсов из-за закрытия предприятий, отдельных регионов и целых стран. К этому нужно добавить снижение совокупной факторной производительности вследствие ограничения транспортной связанности и функционирования логистических цепочек.

На шок предложения накладывается и шок спроса. На российскую экономику он влияет через снижение спроса на экспортные товары (особенно углеводороды), а также через сжатие внутреннего спроса, в том числе из-за девальвации и снижения покупательской способности населения.

Переплетение шоков спроса и предложения – важнейшая черта глобального кризиса, предопределяющая его структурный характер. Как показал опыт последних полутора веков, такого рода кризисы происходят не часто – раз в несколько десятилетий. В их основе лежат технологические сдвиги, которые приводят к серьезному обновлению экономических, социально-политических, интеллектуальных и идеологических условий жизни. Они ведут к формированию новых геополитических и геоэкономических балансов, новых валютных конфигураций (включая глобальные валюты), новых механизмов экономического и политического регулирования, появлению принципиально новой повестки государственной власти.

Кризис как возможность

Глобальные структурные кризисы существенно влияют и на развитие наук, причем всех – естественных и технических, гуманитарных и социально-экономических. Открываются новые горизонты для развития наук о жизни, для технологической модернизации (включая, разумеется и в первую очередь, и военную сферу). Прорыв совершается в философии и особенно в этике – хотя с каждым новым кризисом философская мысль становится все более пессимистической. Совершенно по-новому начинают звучать этические проблемы, которые еще недавно казались вечными. И, разумеется, мощный рывок получают экономические исследования, перед которыми открывается огромное поле для анализа. Циничные экономисты иногда говорят, что кризис – это плохое время для нормального человека, но очень увлекательное для экономиста.

В ХХ в. было два кризиса, оказавших комплексное и долгосрочное влияние на развитие мира, – Великая депрессия 1930-х гг. и кризисные 1970-е. В результате первого сформировалось индустриальное государство с мощными механизмами государственного регулирования. Кризис 1970-х привел к формированию постиндустриального либерального миропорядка, который к концу 1980-х гг. некоторые мыслители восприняли как «конец истории» (об этом писал Фрэнсис Фукуяма). Кстати, кризис советской системы 1980–1990-х гг. был отложенным кризисом 1970-х – СССР сумел откупиться от структурной модернизации благодаря мощному потоку рентных доходов (высоким ценам на нефть). Однако избежать кризиса индустриального общества («промышленных динозавров») было невозможно, и отложенный кризис, как это нередко бывает, оказался гораздо более жестким.

Но история не имеет конца – во всяком случае, пока существует человечество. Общество накапливает технологические изменения, которые натыкаются на препятствия социального и институционального характера, – и следует новый структурный кризис, ведущий к коренному обновлению парадигмы общественной жизни. И сейчас на наших глазах разворачивается драма рождения новой реальности. Важно, чтобы драма не обернулась трагедией, – но это зависит от наших усилий, от точности действий, причем не только и не столько в экономической сфере.

Кризис как норма

Если же рассуждать с позиции экономики, то нельзя не увидеть связь нынешней ситуации с проблемами 2008–2009 гг. Тогда мир столкнулся со структурным кризисом, который должен был привести к тем качественным сдвигам, о которых шла речь выше. Однако этого не произошло. Структурная (да и политическая) адаптация была остановлена энергичными антикризисными мерами, к тому же скоординированными на глобальном уровне. От кризиса и структурных реформ удалось откупиться. Но оборотной стороной успешных антикризисных мер стала блокировка описанного почти 100 лет назад Йозефом Шумпетером «созидательного разрушения», которое является непременным условием экономического и технологического прогресса.

Результатом стала очень странная макроэкономическая ситуация в большинстве развитых стран. Они вышли из кризиса перегруженными долгами и бюджетными дефицитами при сверхнизких или даже отрицательных процентных ставках. Дешевые кредитные ресурсы позволяли государству не заботиться о бюджетном здоровье и еще больше наращивать госдолг, а для бизнеса размывались критерии эффективности инвестиций. Экономический рост не сопровождался обычным в такой ситуации ускорением инфляции. Все это создавало странную картину, не вписывающуюся в привычную для экономистов и политиков систему координат.

В ответ они стали говорить о «новой нормальности». Начала набирать популярность так называемая современная денежная теория (Modern Monetary Theory, MMT), согласно которой государственный долг, если формируется в национальной валюте, может расти бесконечно, т. е. бюджетный дефицит вообще не проблема для устойчивого экономического развития. Придерживающийся традиционных экономических взглядов Кеннет Рогофф назвал MMT «несовременной неденежной нетеорией».

Кризис как прорыв в будущее

Ситуация резко меняется. Привычный экономический мир рушится прямо на глазах. И разрабатывая антикризисную повестку, следует принимать во внимание как экстренные задачи по нейтрализации разрушительных последствий распространения коронавируса, так и среднесрочные структурные вызовы, которые формируют контуры новых социально-экономических реалий.

Необходимо экстренно предлагать и реализовывать меры по недопущению экономической катастрофы и одновременно не блокировать решение давно назревших структурных проблем. Это разные решения, причем, как свидетельствует опыт, не всегда их можно легко разграничить. Не раз случалось, когда решения (институты), которые принимались ситуативно, действовали на протяжении десятилетий. И, напротив, решения, казавшиеся естественными, довольно быстро отменялись.

В качестве первого примера можно привести формирование мощного государственного регулирования в ведущих странах в условиях Первой мировой войны – этот институт, казавшийся сугубо временным, оказался мейнстримом для большей части ХХ столетия. В качестве противоположного примера можно привести новую экономическую политику (нэп): она была провозглашена в 1921 году и воспринималась как возврат к более или менее рыночной экономике «всерьез и надолго», но оказалась сугубо конъюнктурным решением, позволившим большевикам консолидировать политическую власть. В нынешней острой фазе кризиса подобные исторические примеры кажутся далекими от реалий. Но их необходимо иметь в виду, вырабатывая, предлагая или анализируя те или иные антикризисные меры.

Уже сейчас можно наблюдать долгосрочные последствия происходящих структурных сдвигов. Резко ускорилось внедрение информационно-коммуникационных технологий в жизнь человека – особенно в сферах образования, здравоохранения, торговли. Неизбежно существенное изменение роли государства – в регулировании экономики и социальной сферы. Произойдет трансформация мирохозяйственных связей. Многое из этого уже намечалось 10 лет назад, но тормозилось по разным причинам. Многие протекающие на наших глазах процессы и принимаемые решения являются не временными мерами противодействия кризису, но формируют важнейшие элементы будущей социально-экономической и политической системы. В сегодняшнем дне нужно видеть не только ужасное настоящее, но и прорывы в будущее – его контуры, возможности и риски.

Кризис как шанс вернуть доверие

Долгосрочные тренды требуют отдельного анализа, пока же обратимся к принимаемым сейчас антикризисным мерам. Над ними работают правительства и эксперты почти всех стран, на которые обрушился двойной удар – пандемия и экономический кризис.

Прежде всего необходимо направить доступные правительствам финансовые ресурсы на помощь людям, которые будут формировать спрос, поддерживая тем самым производителей. Предприятиям поддержка также может оказываться, поскольку их проблемы связаны сейчас не с рыночной неэффективностью, а с резко изменившимися условиями ведения бизнеса – по сути, с обстоятельствами непреодолимой силы. Однако здесь надо сделать три важных уточнения.

Во-первых, поддержка не должна носить избирательный характер, но оказываться всем фирмам конкретной отрасли или сферы деятельности. Не должны приниматься меры, которые на первый взгляд выглядят полезными, но ставят фирмы в неравные конкурентные условия. Примером «привлекательной, но вредной» меры можно назвать рекомендацию ввести нулевую ставку аренды региональной или муниципальной собственности, что означает автоматическое ухудшение положения всех предприятий, арендующих коммерческую недвижимость. Если уж помогать, то вводить мораторий на всю арендную плату с возможной компенсацией потерь арендодателей из бюджетов соответствующих уровней.

Во-вторых, нужно отделять неплатежеспособность фирмы от ее проблем с ликвидностью. Помощь имеет смысл, только когда проблемы связаны с ликвидностью, поддерживать неплатежеспособных, т. е. не способных к конкуренции в нормальных условиях, – бессмысленно. В этом случае более уместной является помощь со стороны кредиторов (списание или реструктуризация долгов), а не спасение за госсчет, превращающегося в зомби предприятия.

В-третьих, важно не создавать препятствий для оптимизации бизнесов, включая оптимизацию занятости. Но для этого нужны более тонкие механизмы, чем просто пособие по безработице уволенным. Особенностью последних 30 лет российского рынка труда стало не увольнение работников в условиях кризиса, а сокращение продолжительности рабочего времени или отпуск без сохранения содержания. Полагаю, последние должны получать пособие по безработице, хотя, возможно, и в меньшем размере, чем уволенные. Такой подход применяется в ряде развитых стран, и российская экономика является достаточно зрелой, чтобы его использовать. Это соответствовало бы принципу помощи в первую очередь людям.

Сейчас самое время активизировать усилия, чтобы ослабить административное давление на бизнес. Отмена избыточного контроля и надзора не должна откладываться до лучших времен, а, напротив, проводиться более решительно, если не сказать агрессивно. Нужно дать возможность людям и предприятиям находить пути решения встающих перед ними (и перед всей страной) проблем. И очень важно, чтобы эти послабления носили не временный характер. Нужно жестко придерживаться принципа: разрешено все, что не запрещено. В период стабильности о нем нередко забывали.

И главное – необходимо делать все, что повышает уровень доверия, особенно к государству. Доверие является важнейшей экономической категорией, и его дефицит стал причиной многих экономических проблем минувшего десятилетия. Сейчас государство получает возможность кардинально изменить ситуацию. При принятии нормативных актов проводится «оценка регулирующего воздействия», антикоррупционная экспертиза. Полагаю, что все принимаемые государственными органами решения должны проходить также и «тест на доверие», т. е. на способность этого решения повысить доверие общества (граждан, бизнеса) к государству.

Кризис и деньги

Ключевой вопрос антикризисных мер – где взять деньги. Решая стоящие перед страной антикризисные задачи, мы не должны погрузиться в пучину макроэкономического хаоса. Мы не можем позволить себе проводить одновременно политику бюджетного и денежного смягчения, как это делают ЕС и США. Денежное смягчение в условиях волатильности рубля и высоких инфляционных ожиданий представляется опасным. Но у России имеются существенные резервы, государственный долг остается предельно низким, поэтому целесообразно прежде всего опираться на бюджетные источники. Мы можем позволить себе прибегнуть к заимствованиям, а не монетизировать госдолг. Последнее было бы чревато инфляционным всплеском, перед которым, в силу макроэкономических традиций последних 30 лет, страна выглядит особенно уязвимой.

Политика макроэкономического стимулирования требует особой осторожности. Шоки спроса и предложения предполагают разный набор антикризисных мер. И если финансовые вливания позволяют смягчить спросовые ограничители, то в условиях шока предложения они чреваты стагфляцией. Именно это произошло в начале 1970-х, когда на шок предложения, спровоцированный нефтяным эмбарго, США ответили стандартным кейнсианским впрыскиванием денег, результатом чего стала стагфляция и затяжной кризис, из которого Запад вышел только в начале 1980-х гг.

Еще одним риском сейчас была бы гонка за количественными показателями роста. В условиях динамичного развития современных технологий и быстрого удешевления новых товаров и услуг мир столкнулся с феноменом технологической дефляции. Показатель ВВП все более расходится с реальной динамикой благосостояния: мы знаем примеры как ускорения роста ВВП при падении благосостояния, так и противоположные – рост благосостояния при застойных показателях ВВП. Сейчас неудачный момент для подхлестывания номинальных цифр. Важно сосредоточиться на стабилизации положения людей и фирм, а в стратегическом плане – на структурной модернизации, на повышении производительности. Динамика ВВП в отрыве от других параметров не должна рассматриваться в качестве задачи краткосрочной экономической политики.

Кризисом надо воспользоваться

Кризис – сложное время. Но именно сейчас стоит обратить внимание на развитие науки. Общество, оправившись от шока, должно пойти по пути стимулирования научных исследований – чтобы понять, что произошло, предотвратить повторение ситуации, совершить рывок и преуспеть в научной конкуренции. Конкуренции и людей, и систем, что обеспечивается приоритетным развитием науки. Иначе нам придется все чаще слышать горький ответ испанского врача, которая в ответ на упреки в отсутствии вакцины от коронавируса ответила: «Вы платите 1800 евро врачу и 1 млн евро футбольным звездам. Вот к ним и обращайтесь за вакциной». Это тоже важнейшая структурная проблема, которая ждет своего решения.

Омский филиал — О публикации монографии «Актуальные проблемы финансов в экономике и социальной сфере»

​ К 100-летию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, которое будет отмечаться 2 марта 2019 года, коллективом авторов – преподавателей Омского филиала Финуниверситета, а также сотрудников Омского научного центра была опубликована монография «Актуальные проблемы финансов в экономике и социальной сфере» (под общей редакцией доктора экономических наук В.А. Ковалева и доктора экономических наук А.И. Ковалева).

Данная монография – это комплексное, всестороннее исследование наиболее актуальных аспектов влияния финансов на экономику и социальную сферу. Финуниверситет представляет собой сегодня целую научно-образовательную корпорацию с широкой географией и безусловно входит в рейтинг лучших университетов Российской Федерации. Вполне закономерно, что 100-летний юбилей на службе экономической науке является хорошим поводом для размышлений о судьбах, современном состоянии, перспективах дальнейшего развития.

Издание монографии позволяет получить представление по широкому кругу вопросов, касающихся влияния финансов на экономику и социальную сферу. Здесь присутствует и региональный контекст, касающийся исторических предпосылок экономического и социального развития, текущего положении дел в экономике нашего города и региона, существующих проблемах в реализации экономической политики. В данном издании отражены реалии современной региональной экономики, испытывающей на себе воздействие тех процессов, которые сегодня протекают в масштабах и национальной, и глобальной экономических систем. Результаты исследований обращены не только к тем, кто изучает региональную экономику и управление, но будут полезны всем, кто интересуется современными проблемами регионального развития. Монография включает ряд глав, подготовленных различными авторами, но объединенных единой направленностью, связанной с осмыслением исторических предпосылок, современного состояния и дальнейшей траектории развития экономики города Омска и Омского региона в целом.

Коллективная монография будет интересна не только представителям академического сообщества и изучающим экономику, но и руководителям из сферы бизнеса, сферы государственного и муниципального управления, в том числе и тем, кто нуждается в повышении своей квалификации. Полезным может быть применение материалов монографии в системе дополнительного профессионального образования, повышения квалификации для специалистов в сфере финансово-экономической деятельности и управления и др.

С текстом монографии можно ознакомиться в библиотеке филиала. Электронный вариант монографии будет размещен в рубрике «Наука» — «Научные публикации».

 

Аналитики оценили влияние пандемии на экономику России :: Экономика :: РБК

Заместитель главного экономиста Института международных финансов в Вашингтоне Элина Рыбакова сообщила изданию, что стабильности российской экономики в период пандемии COVID-19 способствовали введенные против страны санкции.

«Благодаря санкциям, введенным еще в 2014 году, Россия гораздо меньше зависит от внешних потоков капитала», — пояснила эксперт. Она отметила, что в других странах от ограничений сильнее всего пострадали малый бизнес и сфера услуг. В российской экономике его доля относительно невелика, поэтому влияние кризиса не столь сильно.

Читайте на РБК Pro

В конце августа помощник президента Владимира Путина Максим Орешкин сообщал, что пандемия поможет России войти в топ-5 мировых экономик, несмотря на отсутствие такой задачи.

Пандемия COVID-19 поможет России войти в топ-5 экономик мира

По словам Орешкина, Россия уже фактически вошла в пятерку сильнейших экономик планеты. «Если вы откроете последний прогноз МВФ на этот год, то увидите, что в этом году Россия будет пятой экономикой мира, поднимется на этот уровень», — заявил помощник главы государства.

В мае 2018 года Путин подписал указ, в котором одной из стратегических задач страны являлось попадание в топ-5 мировых экономик к 2024 году. Однако в указе о национальных целях развития страны на период до 2030 года, подписанного президентом в августе 2020 года, этой цели не значится.

В Кремле объяснили исчезновение задачи неблагоприятной конъюнктурой и необходимостью корректировки задач.

По оценкам экспертов, пандемия COVID-19 может нанести мировой экономике ущерб в $35 трлн. При этом аналитики опасаются, что экономика планеты столкнется с новыми трудностями в конце 2020 года, если правительства ведущих государств слишком рано откажутся от стимулирующих мер.

Экономическая сфера | SpringerLink

Герман Дойеверд (1985) утверждал, что среди модальностей, составляющих ткань реальности, следует искать сугубо экономический. Цель данной статьи — обсудить структуру такой модальности и то, как она дифференцируется и переплетается с другими. Для обновленного краткого, хотя и убедительного и аналитически ясного представления онтологии правовых рамок см. Clouser (2009). Точка зрения Дойеверда влечет за собой, что надлежащий объект экономики не сводится к объекту других дисциплин, но нередукционистский взгляд на объект экономики предполагает, что ядерное значение этой дисциплины четко определено: это требуется для определения ее природы. и отдельная идентичность как научная дисциплина.Под «ядерным значением дисциплины» я понимаю дотеоретическое разграничение области ее исследований, например, области физики, характеризуемой законами, управляющими силой и энергией. В рамках одной и той же области может существовать множество теорий, теорий, конкурирующих за объяснение одних и тех же явлений, или имеющих дело с явлениями, настолько разными, что практически невозможно проследить концептуальные связи между ними. Эта последняя ситуация требует теории единого поля. Во втором разделе этой статьи я попытаюсь защитить довольно общепринятое определение области экономики, которое рассматривает эту дисциплину как предпочтительную науку.В третьем я покажу, как содержащаяся в нем аналитическая концепция может быть естественным образом дополнена классификационной. Согласно классификационной концепции, агрегированные явления, закономерности и закономерности социального уровня, с которыми обычно имеют дело экономические теории, являются экономическими в этом смысле, даже если они не являются prima facie случаями индивидуального поведения или непреднамеренными последствиями агрегированного индивидуального выбора . В четвертом я буду обсуждать значение наиболее общих, сверх произвольных экономических законов — модальных законов экономики.В заключительном разделе я предложу нередукционистский взгляд на экономику, который, тем не менее, принимает во внимание ее переплетение с другими сферами.

(PDF) Концепция устойчивого развития «Четыре сферы»

НЕПРАВИЛЬНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

уважение целостности систем, будь то в экологической или

социальной сфере.

Но принципы уважения — не панацея. Напротив,

возникают в каждой области политики устойчивого развития, трудные

вопросов справедливости в распределении возможностей,

выгод, затрат и рисков в рамках каждого сообщества интересов.

Это предлагает двухуровневую структуру для формулирования

целей или критериев эффективности со ссылкой на различные сообщества заинтересованных сторон

.

Первый уровень анализа должен определять обязательства

по уважению классов или сообществ заинтересованных сторон с учетом статуса

— другими словами, определение классов

сообщества, заслуживающих уважения, и форм или норм для выражения

этого уважения.(Учитывая «монопольное» присутствие

нынешнего поколения, сегодняшние политики

и граждане должны утвердить свои обязанности в отношении — или, по доверенности,

«прав» будущих поколений, исчезающих видов

и экосистемы, уязвимые люди и т. д.)

 Второй уровень анализа будет направлен на справедливость или несправедливость

в доступе к услугам, распределение возможностей, уязвимость, стрессы и риски (и т. д.)) внутри каждого класса

.

Вопросы о том, какие принципы, ценности или классы сообщества

должны поддерживаться, или какой критерий

справедливости или справедливости следует применять, часто являются спорными, и

трудно разрешить. Социальные и экологические аспекты оценочного анализа

всегда взаимосвязаны, потому что

— это всегда асимметрия потребностей и доступа к окружающей среде

психических выгод (и подверженности вреду или рискам) между

различными классами заинтересованных сторон.Очень часто можно выдвинуть множество разумных соображений

, которые не могут быть соблюдены одновременно. В этом смысл вопроса

, который можно было бы сделать для этого короткого названия статьи:

Устойчивое развитие чего, для кого и почему? В некоторых ситуациях

качественные соображения, такие как отказ от насилия

и сокращение бедности, могут служить ориентирами для соблюдения

конкретных классов системы или сообщества или секторов в пределах

любого данного сообщества.Могут быть выбраны индикаторы, которые сигнализируют о

, когда община (человек или нечеловек) находится в опасности

, и направления движения от опасности (а именно,

уменьшают уязвимость сообщества). Но очень часто

не существует общественного консенсуса по распределению устойчивости

.

В таких условиях противоречий большее количество информации (в режимах

и даже социальных наук) не обязательно приближает

к решению «что должно быть сделано

?».Напротив, политика устойчивого развития

часто должна учитывать ситуации, характеризующиеся сложностью, которые для наших целей

могут быть вызваны тремя соображениями, которые

усиливают и мешают друг другу:

Научные знания, указывающие на неснижаемые неопределенности

и / или необратимости, связанные с курсом действий.

 Множественность систем ценностей, политических и моральных убеждений,

и критерии обоснования в обществе.

Высокие ставки принятия решений, включая экономические интересы и

проблем стратегической безопасности для наций или этнических меньшинств

(и т. Д.), А также последствия изменения окружающей среды для

здоровья населения, целостности организма и будущих экономических возможностей

.

Эти особенности — характерные для того, что Фунтович и

Равец (1990, 1994) называют «постнормальными» ситуациями, или то, что

Риттель (1982) и другие называют «злыми проблемами», из

то, что О’Коннор (2002) называет «невозможным» социальным выбором

дилемм — затрудняет формулирование и обоснование простых правил действия

.По-видимому, простые пожелания, такие как «макс.

имум чистой прибыли» (с анализом затрат и выгод в денежном выражении) или

«избежать рисков» (с принципом предосторожности) падают вниз

, потому что либо они недостаточно решить проблемы, связанные с решением

(а именно, они не дают четкого «совета» о том, что делать

), или способ, которым они это делают, не имеет правдоподобия или приемлемости для ключевых заинтересованных сторон. Нет четкого моста

между знанием и правильными действиями.Это не означает, что

обоснованное использование базы научных знаний для разработки политики

невозможно. Это означает, что если обоснованная основа для действий

должна быть установлена ​​для «постнормальных», «злых» или «невозможных»

возможных проблем, тогда знания и рассуждения должны быть

заняты совещательным образом.

В модели «Четыре сферы» принципиально необходим совещательный политический процесс

, так как процесс исследования

и совместного построения будущего.Политика устойчивого развития —

о мобилизации ресурсов с точки зрения уважения и

согласования по нескольким направлениям и в долгосрочной перспективе

(O’Connor, 1995). При рассмотрении нескольких итоговых строк задача

состоит в том, чтобы работать с постоянной «аргументацией»

между несколькими противоречивыми позициями. Говоря словами

Риттел (1982), аналитику нужно было найти похожую на «жену

проблем», помогающую привлечь внимание к », вопросы и

вопросов, по которым вы можете занять разные позиции,

и с доказательствами, собранные и аргументы против этих

и

различных позиции ».Коллективные действия подобны решению

построить лодку для того, чтобы, по словам Риттеля, «вместе рискнуть

». Принимая дилеммы оценки производительности

в сравнении с несколькими нижними линиями систем

целостности и этического взаимодействия, исследуемой в экономической,

социальной и экологической сферах, которые одновременно развиваются

с течением времени, мы признаем сложности — как с научной точки зрения, так и с

.

и мораль — вопросов устойчивости, одновременно с

, определяющими четкие роли для науки, гуманитарных наук, экономики,

и политического процесса.

Ссылка не цитируется

Martinez-Alier et al. (1999).

ссылки

EC, 2001. Зеленая книга ЕС по корпоративной социальной ответственности: Продвижение европейских принципов корпоративной социальной ответственности

. COM (2001)

366 Final, Европейская комиссия, Брюссель.

Фошо, С., О’Коннор, М., 2001. Природный капитал, озелененный национальный продукт

и рубеж монетизации. В: van

Ierland, E., van der Straaten, J., Vollebergh, H. (Eds.),

Экономический рост и оценка окружающей среды.

Эдвард Элгар, Челтенхэм, стр. 225–274.

454

455

456

457

458

459

460

461

462

463

464

465

464

465

464

465

464

465

464

465

464

465 470

471

472

473

474

475

476

477

478

465466

467

468

000

000

468

000

467

468

000

474

475476

477

478

479

480

481

482

483

484

485

486

485

486

485

486

492

493

494

495

496

497

498

499

9 0002500

501

502

503

504

505

506

507

508

509

508

509

510

511

000 510

511

510

511

517

521

522

523

524

525

526

527

528

529

530

000

529

530

000

529

530

000 5000

000

000 536

537

538

539

540

541

542

543

544

545

546

547

000

546

547

000

550

547

000

550

553

554

555

556

557

558

559

560

561

562

563

564

565

566

567

568

569

570

571

572

573 9000 xx5

ECOCOM 86 1–8

Цитируйте эту статью в прессе как: O’Connor, M., Концепция устойчивого развития «Четыре сферы», Ecol. Сложный. (2007),

doi: 10.1016 / j.ecocom.2007.02.002

Сфера экономики | Humanity’s Team

Наука, которая занимается производством, распределением, потреблением и управлением товарами, услугами и валютой

Экономика из широкого определения соглашения об обмене на микро и макро, формальном и неформальном, локальном и глобальном уровнях. прикоснуться ко всем аспектам Колеса. То, как структурированы наши экономические системы, влияет на результаты для всех различных сфер, в том числе на то, сочетаются ли они с естественными системами Земли или доминируют над ними.

В аутентичном интимном сообществе ценятся множественные аспекты друг друга, а денежные вопросы становятся менее важными. Как будто мы можем настроиться на дары друг друга. И когда во главу угла ставится выгода, а не прибыль, деньги и накопление становятся отдаленной деталью, играющей небольшую роль.

Принцип работы денежной системы, включая создание денег из ничего, напрямую влияет на работу, дом, семью и общество каждого человека; вся наша мотивация и действия.По этой причине этот сектор, пожалуй, наиболее важно трансформировать.

Международная банковская элита и гигантские корпорации сумели постепенно превратить почти весь мир в популяцию долговых рабов. Разоблачение и устранение этих систем и замена их честной, открытой и справедливой торговлей на благо всех может стать решающим поворотным моментом на пути к созданию мира, в котором все могут процветать.

Ориентация на краткосрочную прибыльность и материальное благополучие как главный приоритет переросла способность Земли к самовосстановлению и привела к истощению наших природных ресурсов и загрязнению планеты.

Мы по-прежнему являемся свидетелями неэффективного и недобросовестного вмешательства правительства, которое приводит к нежелательному балансу между свободой и контролем. И из-за страха со стороны граждан и в целях обеспечения максимальной заработной платы люди требуют меньшего контроля, что, в свою очередь, ведет к принятию риска в отсутствие надлежащих сдержек и противовесов.

Сознание Единства в экономике призывает к сдвигу парадигмы и «третьему пути», а не к увеличению, уменьшению или комбинации этих двух альтернатив.Это сознание позволит нам добраться до корней наших экономических проблем и создать новый подход вместо того, чтобы продолжать попытки исправить то, что происходит на поверхности.

Сознание единства в экономике будет способствовать развитию таких ценностей, как интеграция, а не дезинтеграция, сотрудничество, а не конкуренция и раздоры, и обеспечение безопасности друг друга, а не уничтожение друг друга. И прогресс общества будет измеряться социальными показателями, а не только экономическим ростом и материалистическими ценностями.

Участие и изменения в этой сфере составляют часть процесса определения новой системы экономического регулирования посредством рассмотрения лежащих в основе взаимосвязанности, взаимосвязанности и взаимозависимости жизни и наблюдения, что «этого достаточно».

Доступ к разуму нашего Священного Единства с нашими собратьями и окружающей средой создает огромную эффективность времени, энергии и других ресурсов. Компенсационный характер наших вкладов становится многомерным, а целеустремленная денежная и материальная выгода теряет свое значение.

Изменили ли социальные сети общественную сферу? | Автор: Альп Дженк Арслан

Афинская школа Facebook (перепроектированная по версии Рафаэля)

Социальные сети — это феномен, в который все мы вовлечены в их сверхэкспансионистскую сеть. После интернет-революции, в то время как интеллектуалы думали, что не будет революции, которая повлияет на мировое сообщество, такое как интернет, социальные сети перевели развитие на другую фазу. Со всего мира, из всех слоев общества, люди начали участвовать в социальных сетях, и это создало новый тип сетевого общества.

Несмотря на влияние социальных сетей на нашу повседневную жизнь, в наших представлениях о надлежащем месте социальных сетей во всем контексте все еще существует большой пробел. Требуется поместить его в контекстную основу, которая включает такие понятия, как публичная сфера и средства массовой информации . Поскольку наша основная тема — «способность социальных сетей решать проблемы публичной сферы и средств массовой информации», мы должны сосредоточиться на контекстном позиционировании и ограничить наш анализ этой точкой.

Кофейня как публичная сфера

Требуется определить концепции социальных сетей, СМИ и публичной сферы, чтобы понять ключевые слова, которые мы обсуждаем. Средства массовой информации — это обозначение сектора средств массовой информации, способного охватить большое количество людей (New World Encyclopedia, 2017). Очевидно, что традиционные средства массовой информации, такие как телевидение и радио, являются частью средств массовой информации. Но некоторые источники, такие как New World Encyclopedia, рассматривают Интернет и новые коммуникационные технологии как часть средств массовой информации.С другой стороны, социальные сети можно определить как компьютерные технологии, которые способствуют созданию и обмену информацией и идеями (Obar & Steven, 2015). Когда дело доходит до концепции публичной сферы, необходимо подчеркнуть, что эта концепция долгое время находилась в центре коммуникативных исследований и политических дискуссий. Широкое определение публичной сферы можно найти в литературе Хабермаса, поскольку она определяется как сфера социальной жизни, в которой может формироваться общественное мнение (Habermas et al., 1964). Он также описывается как область повседневной жизни, в которой люди собираются вместе и обсуждают повседневные проблемы.

После этой краткой концептуальной карты обсуждение преобразующей силы современных социальных сетей было бы более содержательным. Решили ли социальные сети проблемы и ограничения СМИ и общественной сферы? Это может быть одним из основных вопросов в коммуникативных исследованиях.

Как подчеркивает Фукс в своей статье, Интернет, социальные сети и общественная сфера обычно сочетаются с преобразующей силой новых технологий.Ученые, изучающие эту область, всегда склонны обсуждать проблему в соответствии с культурными, политическими и социальными аспектами, но игнорируют политико-экономический аспект. В своей статье Фукс задает резонный вопрос: кому принадлежат интернет-платформы? Кому принадлежат социальные сети? Если мы думаем о роли социальных сетей в современном мире, мы не можем игнорировать политико-экономическую часть истории (Fuchs, 2014).

Очевидно, что, когда платформы социальных сетей появились в самом начале, существовал огромный позитивный прогноз относительно будущего публичной сферы.Эффект социальных сетей рассматривался как ключевое решение проблем СМИ при авторитарных правительствах и крупных корпорациях. Это могло быть так, потому что платформы социальных сетей были в основном стартапами,
которых принадлежали обычным молодым людям, которые хотели изменить мир. С тех пор развитие не пошло так, как предполагалось. Платформы резко выросли, и они также резко коммерциализировали себя. Эта коммерциализация включала их подписчиков, которые были обычными людьми со всего мира.
Когда мы подходим к платформам социальных сетей сегодня, кажется, что существует большой рекламный мир, который поглощает всех нас как свои основные части.

Средства массовой информации и классическое понимание публичной сферы были сильно ограничены. Органы СМИ находились под контролем политических и экономических субъектов, и собираемая информация систематически фильтровалась. Публичная сфера, в которой формировалось общественное мнение, постигла та же участь. Механизм контроля СМИ и обмена информацией создавал ограниченную публичную сферу.

После революции социальных сетей в Интернете эта реальность полностью изменилась. Люди стали индивидуальными источниками информации, и они стали частью безграничного сообщества обмена. Это разорвало цепи «древнего информационного порядка». Анализируя эту реальность, появляется четкая идея о том, что социальные сети изменили представление о средствах массовой информации, что можно назвать предыдущим порядком. Однако после нескольких разработок в Интернете и платформах социальных сетей новый порядок также трансформировался в новую структуру, которая имеет новые алгоритмы.Это означало новый стиль фильтрации. У него может не быть ограничений, которые такие СМИ применяют к своей аудитории, однако это можно рассматривать как еще один способ создания ограничений. Подводя итог, можно сказать, что политико-экономические отношения, лежащие в основе платформ социальных сетей, не полностью отличаются от классических отношений в СМИ. Когда мы снова вернемся к Fuchs, мы увидим, что концепции надстройки, которые продвигаются в социальных сетях, имеют свои сильные экономические движущие силы и действующих лиц.

Экспансионистский зомбифицирующий эффект социальных сетей

Другой аспект обсуждения — проблема эффективности роли социальных сетей в политических ситуациях.Многие утверждают, что социальные сети настолько мощны, чтобы вызвать изменения в политической сфере? Статья Ширки, опубликованная в журнале Foreign Affairs, показывает нам, что влияние социальных сетей нельзя обобщать (Shirky, 2011). В случае Филиппин и Молдовы социальные сети оказали большое влияние и привели к серьезным политическим изменениям. Однако есть дела в Иране, Белоруссии и Тайланде, которые имели серьезные последствия для диссидентов, которые использовали социальные сети и организовывали свои протесты с их помощью.Социальные сети могут внести изменения по сравнению со средствами массовой информации, но они по-прежнему являются частью традиционной системы, в то время как технологический и научный контроль государств и корпораций остается у власти.

В заключение, социальные сети кардинально изменили отношения между знаниями и властью и сломали старый стиль СМИ. Это включает в себя большое количество участников процесса, и общественная сфера должна быть проанализирована с учетом этой реальности. Однако политико-экономические субъекты и отношения адаптировались к новой эпохе, и такие проблемы, как и проблемы средств массовой информации, все еще возникают, даже если они трансформируются.

ЦИТАТЫ

  1. «СМИ». СМИ — Энциклопедия Нового Света, www.newworldencyclopedia.org/entry/Mass_media. По состоянию на 26 марта 2017 г.
  2. Fuchs, Christian. «Социальные сети и общественная сфера». tripleC: Коммуникация, капитализм и критика. Журнал открытого доступа для глобального устойчивого информационного общества 12.1 (2014): 57–101.
  3. Хабермас, Юрген, Сара Леннокс и Фрэнк Леннокс. «Публичная сфера: статья в энциклопедии (1964)». Новая немецкая критика 3 (1974): 49–55.
  4. Обар, Джонатан А. и Стивен С. Уайлдман. «Определение социальных сетей и проблема управления: введение в специальный выпуск». (2015): 745–750.
  5. Ширки, Глина. «Политическая сила социальных сетей: технологии, общественная сфера и политические изменения». Международные отношения (2011): 28–41.

Современная глобальная публичная сфера как реинкарнация буржуазного общества Хабермаса

Наша современная глобальная общественная сфера составляет крошечную часть населения мира.Богатая, эксклюзивная и заинтересованная только в сохранении собственного экономического прогресса, эта современная глобальная публичная сфера является анахронизмом, обладающим всеми составными элементами буржуазной публичной сферы начала восемнадцатого века, выявленными Юргеном Хабермасом в его основополагающей работе «Структурная трансформация общества». Глобальная сфера ». Это особенно смелое заявление, учитывая, что Хабермас подвергался резкой критике за свою теорию, считалось, что он недоволен своей работой, и с самого начала прямо заявляет, что его идеал публичной сферы уникален для этого конкретного момента истории и «не может быть абстрагирован »от него.

Однако история имеет обыкновение повторяться. Когда мы исследуем экономические и социальные компоненты, составляющие буржуазную публичную сферу, мы видим, что они применимы к современной группе глобальных элит, которые участвуют в своем собственном рациональном критическом дискурсе, свободном от манипуляций со стороны коммерциализированных СМИ. Развитие этой группы зародилось в тех же экономических условиях, что и в восемнадцатом веке: рыночный капитализм. Участники сегодняшней глобальной сферы сформировали особый коллектив, в котором, благодаря общему и корыстному интересу к глобальной политической экономии, они озабочены в первую очередь тем влиянием, которое государственная политика оказывает на ее развитие.Социальная динамика этой группы связана с их экономической средой и параллельна среде буржуазного общества. Эта группа в принципе является инклюзивной, в которой участники собираются на равных для участия в критическом дискурсе, причем престиж присуждается качеству аргументации, а не социальному статусу. Однако на самом деле участие требует доступа к эксклюзивной системе образования, требующей высокой степени культурного капитала, что делает его таким же эксклюзивным, как и буржуазное общество восемнадцатого века.

Как описал Хабермас, эта исключительная социальная группа представляет собой коллектив частных лиц, которые объединяются, чтобы сформировать глобальную публику. Они участвуют в рациональных критических дебатах в глобальном дискурсе, свободном от манипуляций с помощью элитарных средств массовой информации, таких как Financial Times, где вопросы, не связанные с их взаимными интересами, а именно глобальная политическая экономия, критически обсуждаются за счет остального мира. Как и в парадигме Хабермаса, во всем мире существуют и другие публичные сферы, но, как и в начале нашей капиталистической эпохи, их взгляды не представляют высшее общество и могут быть отклонены как «плебейские» и подчиненные тем, кто опирается на богатство.Сегодня идеальные социальные условия, описанные Хабермасом для облегчения рационального дискурса, возродились на макроуровне, составляя глобальную публичную сферу.

Эти социальные условия уходят корнями в экономическое неравенство, созданное капиталистическими системами свободного рынка, при этом наша современная глобальная экономическая система демонстрирует много общего с системой раннего капитализма семнадцатого и восемнадцатого веков. Крейг Кэлхун (1992) показывает, как наряду с описанием буржуазной публичной сферы Хабермас предлагает глубокий анализ развития капитализма и государства, подчеркивая постепенный сдвиг в государственном регулировании экономики от либерального к административному подходу в Великобритании.

Хабермас считал, что этот переход изменил природу публичной сферы. Сфера расширилась с созданием государства всеобщего благосостояния, сокращающего неравенство, одновременно увеличивая участие, что отрицательно сказалось на качестве дискурса, и идеальная публичная сфера была потеряна для истории. За последние три десятилетия мы стали свидетелями обращения вспять этой экономической тенденции с упразднением организованного капитала и возрождением нерегулируемых рынков наряду с финансовым неравенством и социальными лишениями, создаваемыми такой политикой.

Этот возврат к диккенсовской саморегулируемой экономике произошел сегодня в глобальном масштабе, создав аналогичные социальные условия, как и раньше: в обществе возникла исключительная группа, которая кровно заинтересована в сохранении и продвижении этой неолиберальной идеологии. Именно эта группа сформировала глобальную сферу, расположенную на всемирном географическом пространстве, они пересекают национальные, этнические и религиозные границы, чтобы сформировать однородную группу с корыстной общей заинтересованностью в сохранении статус-кво.

Эти недавние экономические события проходят параллельно с теорией Хабермаса о «генезисе буржуазной общественной сферы». Хабермас утверждает, что в конце семнадцатого и в восемнадцатом веках новая социальная группа возникла из нового «финансового и торгового капитализма», который развился, это явление потребовало установления «новых коммерческих отношений» между частными лицами на более широком географическом пространстве. По мере того, как эти новые рынки расширялись, а торговля на большие расстояния увеличивалась, обмен информацией между этой группой становился все более важным.Они начали общаться на равных, которые были заинтересованы в облегчении и расширении этого финансового и торгового капитализма.

Хабермас делает глубокое социологическое наблюдение, демонстрируя, как эта группа формировала «горизонтальные» экономические отношения, которые в дальнейшем бросили вызов традиционным «вертикальным» отношениям господства государства над субъектом. Эта группа теперь имела общий интерес к новой политической экономии и сформировала то, что Хабермас называет буржуазной общественной сферой, общей целью которой было бросить вызов государству по частной торговле и экономическим интересам.В связи с этим новым экономическим развитием решения государства стали «предметом общественного интереса». По мере роста меркантилистских рынков этой группе требовалась помощь государства для расширения за рубежом. Именно из этих капиталистических корней Хабермас описывает возникновение современной государственной власти, управляемой государством, основная функция которой заключалась в содействии этому новому найденному методу создания богатства.

Глобальные экономические отношения одного и того же характера сегодня возникли из очень похожей ассимиляции частных финансовых интересов.Они также «горизонтальные»; эти отношения пересекают национальные границы и охватывают весь земной шар в поисках увеличения прибыли и открытых рынков. Будь то владелец малого бизнеса или транснациональной корпорации, каждый в этой новой социальной группе заинтересован в успехе мировой экономики. После дерегулирования финансовых рынков в 1980-х годах и преобладания неолиберальной экономической политики во всем мире вновь возникла глобальная идеология, в которой, как и в эпоху меркантилизма, основная роль государства заключается в содействии функционированию свободного общества. рынок.Действительно, по сей день современные правительства все еще используют сочетание дипломатии и военного вмешательства для открытия новых рынков, обычно под прикрытием демократии.

Этот рынок теперь выходит за рамки национальных сфер и носит глобальный характер. В настоящее время существуют поистине глобальные институты, призванные обеспечить его беспрепятственное применение, например, G8, МВФ и Всемирный банк. Из недр этой экономической идеологии мы стали свидетелями возрождения определенной социальной группы в обществе. Он состоит из частных лиц, которые тесно связаны горизонтальными экономическими связями и движимы совокупной заинтересованностью в сохранении глобальной капиталистической экономики.Эта группа имеет больше общего со своими сверстниками, которые могут находиться на другом конце света, чем соотечественники, живущие в том же городе. Как и в начале восемнадцатого века, экономические условия снова создали особый тип глобального общества, содержащего группу частных лиц, которые сформировали новую общественность. Эта группа сформировала глобальную сферу для представления своих общих финансовых интересов, и, как и в начале восемнадцатого века, участие Великобритании в этой общественной сфере ограничено привилегированной группой частных лиц.

В основе концепции Хабермаса о публичной сфере лежит содействие рационально-критическому обсуждению. Это имело место в салонах и кофейнях восемнадцатого века, куда все входили на равных, статус полностью игнорировался и уважалась только сила аргументов. В этих заведениях «литература должна была узаконить себя». Однако великий парадокс буржуазной сферы Хабермаса состоит в том, что она была лишь «в принципе инклюзивной». Как признает Хабермас, участие в этом просвещенном публичном дискурсе было обусловлено тем, кто был «имущим и образованным».”

Публичная сфера Хабермаса на самом деле представляла собой очень эксклюзивную группу привилегированных лиц. Он был только инклюзивным в принципе, квалификационными критериями, богатством, гарантирующим, что только эта новая экономически успешная социальная группа была оснащена ресурсами для участия. Пьер Бурдье писал о том, как экономический капитал может проявляться в социальном мире в форме культурного и социального капитала, создавая возможности и барьеры для разных людей.

Бурдье убедительно показывает, что экономический капитал лежит в основе культурного и социального капитала, которые эффективно замаскированы и образуют экономический капитал.Культурный капитал, возможность получить доступ к высокому уровню образования, необходимое условие сегодняшней общественной жизни и общественной жизни Хабермаса, доступны только тем членам общества, у которых есть экономические средства для доступа к качественному и продолжительному образованию. Бурдье утверждает, что культурный капитал — это «лучшая скрытая форма наследственной передачи капитала», которая закрепилась в сегодняшней системе частного образования. Именно этот культурный капитал делает публичную сферу Хабармаса такой исключительной, а ее сдержанность вводит многих, в том числе и членов группы, в заблуждение, заставляя думать, что публичная сфера представляет собой инклюзивное сообщество.В то время как в буржуазные времена салонов и кафе участие требовало грамотности и знаний, сегодняшняя общественная сфера также требует для участия такой же степени культурного капитала. Сам Хабермас признает, что большинство людей не обладают достаточным богатством для приобретения «культурных ценностей», необходимых для доступа в его буржуазную сферу. Крейг Кэлхун утверждает, что для участия в рациональных критических дебатах в публичной сфере необходимо быть грамотным, образованным и иметь доступ к журналам, периодическим изданиям и книгам, которые он называет «культурными продуктами».”

Доступность для нашей глобальной публичной сферы поразительно похожа. В принципе, он инклюзивен: каждый может участвовать в дискурсе, однако участие требует высокой степени культурного капитала, который может быть достигнут только самыми богатыми в глобальном обществе. Как и прежде, люди считают, что это инклюзивный, но требование культурного капитала предъявляет высокие требования к участию. Этот капитал дает людям контекстные знания о глобальной политической экономии и доступ к информации, необходимой для участия в дебатах.Эту информацию или «культурные продукты», требуемые для участия, по-прежнему очень трудно получить. Такие публикации, как «Файнэншл таймс» и «Вашингтон пост», так же ограничены для населения мира, как периодические издания и журналы восемнадцатого века — для британской публики. Для участия в сегодняшней глобальной общественной сфере по-прежнему требуется такое же количество культурного капитала, как и в буржуазные дни, наша глобальная сфера столь же исключительна.

Бурдье утверждает, что «доходность» или возможности, предоставляемые культурным капиталом, зависят от другой формы капитала, которую мы можем наблюдать в этих общественных сферах образованной элиты.Социальный капитал — это еще одна производная от экономического капитала, проявляющаяся в социальных отношениях, которые дают членам определенных групп доверие и поддержку со стороны коллективного капитала других членов; по сути, это членство в эксклюзивной группе. Бурдье утверждает, что эти отношения могут формироваться в «экономическом социальном пространстве». Он говорит нам, что эти группы не сформированы сознательно, но при этом они заботятся и защищают друг друга. Хабермас определяет одну из определяющих характеристик буржуазной публичной сферы как участие в критическом дискурсе по темам «общей заботы»: экономике.

Эта группа была образованной элитой, разделявшей социальные и экономические интересы не только в том, чтобы стать более богатым, но и в защите своего положения в обществе. Крейг Кэлхун заявляет, что Хабермас прекрасно понимал, что на его буржуа влияет не только личная заинтересованность в защите себя от государства, но и в сохранении своего доминирующего положения в обществе. Здесь мы видим еще одну параллель между буржуазной и глобальной сферами, обе являются социальными группами, связанными общими экономическими интересами и корыстно заинтересованными в успехе рыночного капитализма.Наша глобальная общественная сфера, как и буржуазная, состоит из образованной элиты, которая считает, что она инклюзивна, и сила аргументации среди равных имеет решающее значение. Эта концепция в высшей степени идеалистична и была такой же верной тогда, как и сейчас. Для участия требуется высокий уровень культурного капитала, недоступный большинству в современном глобальном обществе. Образование — это просто еще один товар, который могут получить только богатые члены общества.

Согласно описанию Хабермаса ранней общественной сферы, расширяющийся рынок не только создавал богатство и освобождал некоторых людей, он постоянно создавал новые товары.Еще одним товаром, освобожденным рынком и сделавшим его доступным для избранных в обществе, была информация. Хабермас рассказывает нам, как изменилась коммуникация литературы в 1700-х годах, литература впервые стала коммерциализированной, когда производство перешло от покровителя к издателю. Это высвобождение информации было очень важным в развитии общественной сферы Хабермаса и в передаче его рациональных критических дебатов. Хотя благодаря этому процессу информация становится более беспристрастной, она также становится доступной только для тех, кто обладает культурным и экономическим капиталом, тех, кто грамотен и имеет располагаемый доход, которые можно потратить на получение такой специализированной информации.Продолжение на следующей странице »

Перейти к основному содержанию Поиск