Роль философии в жизни общества. Функции философии и ее структура.
Философия, её предмет и значение в современном обществе.
Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей,
Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая.
Это, так сказать, костяк, основа функционального назначения философии. Но сами основные функции конкретизируются. В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления.
Через систему категорий и содержание философии в делом реализуется такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта.
Далее следует назвать критическую функцию философии, выполняющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего.
Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний — практического, познавательного, ценностного. уолько на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни.
Рассматривая роль философии в обществе, следует видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее «вечные проблемы» с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание.
Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой — в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР — это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалекгико-материалистической философии. Этот момент — историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии.Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее при. обретение философии резко изменило подход к философским проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения, а в реальной жизни.
Короче говоря, философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.
Философия как наука
Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.
Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны? Попробуем ответить на эти вопросы, обратившись к истории.
Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом существующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое время предпринял Аристотель. В отличии от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания «госпожой наук», считая, что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей и слова против. В размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течение многих веков. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами «королева наук» и «наука наук».
В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки — само слово «философия» означает «наука».
Эта наука была направлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становилась отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни. Идеи, первоначально выдвинутые еще в античной философии, лишь в 17-18 веках превратились в естественнонаучный факт — можно говорить об определенных прогнозирующих функциях по отношению к естествознанию.В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии. В это время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность, одним словом развенчивающее «королеву наук» в «служанки». В позитивизме был сформирован вывод о том, что философия — это суррогат науки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание.
Ко всему прочему отличием философского знания от других является то, что философия — единственная из наук объясняет, что такое бытие, какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.
Посмотрим, как наука и философия взаимодействуют между собой.
Научно-философское мировоззрение выполняет познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.
На основе общих принципов рационального понимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения о их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики, она создает философские «эскизы» тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого, логически и теоретически возможного. Т.о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» познавательной картины мира. Конечно, пробелы в конкретном научном плане предстоит заполнить специалистам-ученым, иной общей системе миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления.
Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих закономерностях и т. д. Однако сами она таких представлений не вырабатывают — в конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии.
Становление и развитие представлений о сущности, предмете, функциях философии осуществлялось в процессе исторического развития общественной жизни, расширения и углубления знаний о мире. Отдельные философские идеи, взгляды превращались в систему знаний о мире, и, наконец, в целостное учение, теорию, науку, опирающуюся на законы и принципы, составляющие сущность процессов, явлений и самого мира как системы, целостности.
Сегодня можно дать следующее определение философии и её предмета: философия — это наука об универсальных принципах и законах развития мира, материального и духовного бытия.
Философские законы — диалектические законы единства и борьбы противоположностей, закон взаимосвязи количественных и качественных изменений, законы отрицания отрицания, причинно — следственной связи, единства сущности и явления, необходимости и случайности, содержания и формы.
Законы неразрывно связаны с принципами, составляющими основу организации мира как развивающейся системы и выступающие основоположением любого знания. Философия опирается напринципы универсальной связи, единства и развития. В процессе развития философии как учения о мире сложилась её структура: онтология /учение о бытии/, диалектика /учение о развитии/, гносеология /теория познания/, социология /учение о человеке и обществе/. Следует хорошо уяснить органическую связь, единство всех элементов этой структуры, дать обоснование этому единству. Философия возникла и развивалась в соответствии с потребностями общественно-экономического и духовного развития общества, в силу чего она всегда играла существенную роль в его жизни.
Функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, логическая, аксиологическая, эвристическая, прогностическая, идеологическая, праксиологическая.
Философия- теоретическая основа мировоззрения. Исторические типы мировоззрений (мифологическая, религиозная и философская)
Роль философии в жизни человека и общества
Тема: Роль философии в жизни человека и общества
Каждый человек когда-нибудь в жизни задается вопросом: «Что такое философия? И зачем она нужна?» Попытаемся дать ответ на этот вопрос. Философия, как наука основывается на познании существа всего мироздания. В своем отражении она плотно переплетается со всеми областями науки, искусства, религии, помогая человеку познать себя и окружающий мир. Современная форма философии значительно отличается от более ранних форм. Одним из ее главных достижений является цивилизованный подход к анализу процессов в обществе и изменение принципа мировоззрения, согласно которому понимание мира происходит с включением в него человека.
В философии всегда рассматривалась проблема человека в окружающем мире, в современной философии она также играет ведущую роль. В ней рассматриваются даже такие проблемы, как виза в Италию.
Современное общество сегодня уходит от социализма и капитализма, но необходимо сохранить все позитивное, что было создано человеком в прошлом.
Со временем человек все больше и больше осознает себя активным фактором окружающего мира и социальной среды. Это и определяет повышенные требования к современному человеку в плане его образования, нравственности и духовности, так как именно человек является сознательным соучастником в мировой эволюции. Именно повышение этих качеств человека может действовать на социальный строй как ортопедический матрас на позвоночник, укрепляя его и предотвращая развитие нежелательных болезней.
Современное человечество, перейдя на новый уровень развития, может значительно увеличить шансы выхода из состояния глобального кризиса. Все опасности реализации этой цели зависят в основном от самого человека, вернее от его невысокого уровня сознания, что обусловлено недопониманием причин и механизмов действия природных, социальных и антропологических явлений, как взаимодействия элементов единого мира.
Если по каким-то причинам сегодня человечество лишится философии, то ее утрата станет причиной непоправимых последствий. Ведь именно, продолжая развивать философию, люди не только увеличивают способности своего разума, но и нацеливают свои интеллектуальные возможности на понимание судьбы человечества. В двадцатом веке философы сделали множество открытий, которые в будущем, безусловно, отразятся на жизни человечества, позволяя избежать многих негативных последствий. Их можно сравнить с приобретением матрасов оптом, чтобы положить их в те места, где чаще всего падают люди. Современные философы смогли проникнуть в глубины человеческого сознания, научились определять его процессы, смогли убедиться в больших возможностях человеческой психики. Определив человека, как сознательно-деятельный фактор всего сущего, возможно, им удастся предотвратить многие кризисы и катастрофы, которые могут произойти из-за человеческого фактора. Хотя философия уже не влияет на людей так, как столетия назад (например, в Китае целая религия, основанная на размышлениях великого философа Конфуция), все-таки нельзя недооценивать ее роль влияния на формирование каждого человека и социума. А самым поразительным в этой науке является то, что даже виза в германию является в большинстве случаев актуальной и в настоящее время.
- Место философии в системе культуры.
Культура — совокупность
проявлений жизни, творчества и достижений
народа или группы народов. В философии
под культурой понимается сфера
информационного обеспечения
2. Функции Философии
Все функции философии
можно разделить на две группы: мировозренческие
и методологические. В свою очередь
в мировоззренческих функциях можно выделить
следующие:
— социально-аксиологическая функция расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конкструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункция. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале. С конструктивно-ценностнными задачами философии переплетаются и составляют единство задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действи-тельности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. Философия критична по своему существу;
— культурно-воспитательная
функция. Знание философии, в том числе
требований к познанию, способствует формированию
у человека качеств культурной личности:
ориентации на истину, правду, доброту.
Философия способна оградить человека
от поверхностных и узких рамок обыденного
типа мышления; она динамизирует теоретические
и эмпирические понятия частных наук с
целью максимально адекватного отражения
противоречий, изменяющейся сущности
явлений;
-гносеология — учение о познании;
-социальная философия — учение об обществе;
— этика — учение о морали;
-эстетика — учение о прекрасном;
-логика — учение о законах мышления;
-философская антропология — учение о человеке;
-аксиология — учение о природе ценностей;
— методология — учение о методе;
— история философии — учение о развитии философских знаний.
Кроме того, можно выделить
прикладные аспекты философского знания:
— философия науки — раздел философии, включающий
исследования структуры научного знания,
средств и методов научного познания,
способов обоснования и развития знания;
— философия техники — раздел
философии, связанный с
— философия истории — раздел
философии, связанный с интерпретацией
исторического процесса и исторического
познания;
— философия политики — раздел
философии, исследующий общие
вопросы политической сферы
— философия права — раздел
философии, включающий общие
— философия культуры — раздел философии, исследующий сущность и значение культуры;
— философия религии — это философия в ее отношениях с религией. Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую, логико-гносеологическую.
Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказаний теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Рассмотрение эвристической функции философского метода показывает, что роль философии в развитии частных наук значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий.
Координирующая функция
философии состоит в
Интегрирующая функция связана
с объединяющей ролью философского
знания по отношению к какому-либо
множеству элементов, составляющих
систему или способных
Логико-гносеологическая функция заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы обогащать истинностное представление об объекте. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания.
Литература
Бабушкин В. У. О природе философского знания. М., 1978.
Брутян Г. А. Очерки по анализу философского знания. Ереван, 1979.
Золотухина-Аболина Е. В. Страна философия. Ростов н/Д, 1995.
Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991.
Келигов М. Ю. Философы о философии. Ростов н/Д, 1995.
Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990.
Рассел Б. Мудрость
Запада: исторические исследования
западной философии в связи
с общественными и
Рассел Б. Искусство мыслить. М., 1999.
Сагатовский В. Н. Вселенная философа. М., 1972.
Философия и мировоззрение. М., 1990.
Философское сознание: драматизм обновления. М., 1991.
Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К, Энгельс Ф. Соч. изд. Т. 20.
Философия и гуманитарные науки | Традиции и современностьФилософские размышления об африканском опыте
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicТрадиции и современность: философские размышления об африканском опытеАфриканская философияСоциальная и политическая философияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicТрадиции и современность: философские размышления об африканском опытеАфриканская философияСоциальная и политическая философияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Геке, Кваме, «Философия и человеческие дела», Традиции и современность: философские размышления об африканском опыте ( Нью-Йорк , 1997; онлайн-издание, Oxford Academic, 3 октября 2011 г. ), https://doi.org /10.1093/acprof:oso/9780195112252.003.0001, по состоянию на 27 июня 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicТрадиции и современность: философские размышления об африканском опытеАфриканская философияСоциальная и политическая философияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicТрадиции и современность: философские размышления об африканском опытеАфриканская философияСоциальная и политическая философияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Философия — это дисциплина, которая выдвигает фундаментальные вопросы — не обязательно обращаясь к ним — об опыте людей. Ввиду этого автор заявляет, что его интерес к философским размышлениям о человеческих делах основан на важном месте интеллектуального предприятия в понимании самых сложных систем и структур жизни. Большая часть этого раздела посвящена развитию философской мысли в западных обществах и обычаях, из которых можно извлечь теоретические основы и осязаемые исторические свидетельства. Чтобы различать релевантную информацию и анализировать человеческую деятельность, «сущностный универсализм» и «условный универсализм» имеют четкое определение. Это стремление направлено на то, чтобы установить значимость попыток поставить под сомнение мир, его компоненты и цель при ограниченной проницательности людей и их начинаний.
Ключевые слова: философская мысль, западные общества, люди, опыт, западные обычаи, сущностный универсализм, случайный универсализм
Предмет
Социальная и политическая философияАфриканская философияКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов учреждения
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупкеФилософия и наука
Диалектический материализм (А. Спиркин) | ||
---|---|---|
Предыдущий | Глава 1. Философия как мировоззрение и методология | Следующий |
Пробным камнем ценности философии как мировоззрения и методология – это степень, в которой она взаимосвязана с жизнь. Эта взаимосвязь может быть как прямой, так и косвенной, через всю систему культуры, через науку, искусство, морали, религии, права и политики. Как особая форма общественное сознание, постоянно взаимодействующее со всеми своими других форм, философия есть их общетеоретическая обоснование и толкование.
Может ли философия развиваться сама по себе, без поддержки наука? Может ли наука «работать» без философии? Некоторый люди думают, что науки могут стоять в стороне от философии, которую ученый должен фактически избегать философствование, причем последнее часто понимается как беспочвенные и вообще расплывчатые теоретизирования. Если термин философии дается такая плохая интерпретация, то, конечно, любой согласится с предупреждением «Физика, остерегайся метафизики!» Но к философии в более высокий смысл термина. Специальные науки не могут и не должны разрывать связи с истинной философией.
Наука и философия всегда учились у каждого другой. Философия неустанно черпает из научных открытий свежая сила, материал для широких обобщений, а для наукам оно придает мировоззренческий и методологический смысл импульсы его универсальных принципов. Многие общие руководящие идеи которые лежат в основе современной науки, были впервые провозглашается силой восприятия философского мысль. Одним из примеров является представление об атомной структуре вещи, озвученные Демокритом. Некоторые предположения о природе отбор был сделан еще в древности философом Лукреций, а затем и французский мыслитель Дидро. Гипотетически он предвидел то, что стало научный факт два века спустя. Мы можем также вспомнить о Декартовский рефлекс и положение философа о сохранения движения во Вселенной. Об общем философский план Спиноза давал основания для всеобщего принцип детерминизма. Представление о существовании молекулы как сложные частицы, состоящие из атомов. развился в трудах французского философа Пьера Гассенди, а также Михаил Ломоносов из России. Философия выдвинул гипотезу о клеточном строении животных и растительных организмов и сформулировал идею развитие и всеобщая связь явлений и Принцип материального единства мира. Ленин сформулировал одна из фундаментальных идей современного естествознания. наука — принцип неисчерпаемости материи, на которую ученые полагаются как на твердую методологическая основа.
Новейшие теории единства материи, движения, пространства и время, единство прерывного и непрерывного, принципы сохранения материи и движения, идеи о бесконечности и неисчерпаемости материи говорилось в общая форма в философии.
Помимо влияния на развитие специализированных областей знания, сама философия была существенно обогащается прогрессом конкретных наук. Каждый крупный научное открытие является в то же время шагом вперед в развитие философского мировоззрения и методология. Философские утверждения основаны на наборах факты, изучаемые науками, а также на систему положения, принципы, понятия и законы, открытые посредством обобщение этих фактов. Достижения специализированный науки резюмируются в философских утверждениях. евклидов геометрия, механика Галилея и Ньютона, которые влияли на умы людей на протяжении веков, были великими достижениями человеческого разума, сыгравшего «значительную роль в формировании мировоззрение и методология. А какой интеллигент революцию произвела гелиоцентрическая система Коперника, которые изменили всю концепцию структуры вселенной, или теорией эволюции Дарвина, которая глубокое влияние на биологическую науку в целом и на всю нашу представления о месте человека в природе. менделеевский гениальный Система химических элементов углубила наше понимание строение материи. Теория относительности Эйнштейна изменилась наше представление об отношениях между материей, движением, пространством и время. Квантовая механика открыла доселе неизвестный мир микрочастицы вещества. Теория высшей нервной деятельность, развитая Сеченовым и Павловым, углубила наши понимание материальных основ психической деятельности, сознания. Кибернетика открыла новые горизонты для понимание явлений информационных взаимодействий, принципы управления в живых системах, в технологических устройства и в обществе, а также принципы обратной связи, система человек-машина и так далее. А что философски значимые картины представила нам генетика, что углубило наше понимание отношений между биологическое и социальное в человеке, отношения, которые раскрыл тонкие механизмы наследственности.
Создание и развитие Марксом, Энгельсом и Лениным наука о законах развития человеческого общества, которая изменилось представление людей о своем месте в природном и социальном водоворот событий, занимает особое место в этом созвездии достижений человеческого разума.
Если мы проследим всю историю естественных и социальных наук, мы не можем не заметить, что ученые в своей конкретной исследования, в построении гипотез и теорий постоянно применяемые, иногда неосознанно, мировоззренческие и методологические принципы, категории и логические системы разработанная философами и поглощенная учеными в процесс их обучения и самовоспитания. Все ученые те, кто мыслит теоретически, постоянно говорят об этом с глубокое чувство благодарности как в их работах, так и в региональных и международных конференций и конгрессов.
Таким образом, связь между философией и наукой взаимна и характеризуется их все более углубляющимся взаимодействием.
Некоторые думают, что наука достигла такого уровня теоретическая мысль, что она больше не нуждается в философии. Но любой ученый, особенно теоретик, в глубине души знает что его творческая деятельность тесно связана с философией и что без серьезного знания философской культуры результаты этой деятельности не могут стать теоретически эффективный. Все выдающиеся теоретики сами руководствовался философской мыслью и пытался вдохновить своих учеников своим благотворным влиянием, чтобы сделать специалистов, способных всесторонне и критически анализируя все известные науке принципы и системы, обнаруживать свои внутренние противоречия и преодолевать их с помощью новых понятий. Настоящие ученые, и этим мы обычно подразумевают ученых с мощной теоретической хваткой, никогда не отворачивались от философии. По-настоящему научный мысль философична до мозга костей, столь же истинно философская мысль глубоко научна, уходит своими корнями в сумма научных достижений Философская подготовка дает ученому широту и проницательность, более широкий размах в постановке и решении проблем. Иногда эти качества блестяще выражены, как у Маркса, особенно в его Капитал, или в Широкие естественнонаучные концепции Эйнштейна.
Общая основа существенной части содержания наука, ее факты и законы всегда связывали ее с философии, особенно в области теории познания. край, и сегодня эта точка соприкосновения связывает его с проблемами моральных и социальных аспектов научных открытий и технические изобретения. Это достаточно понятно. Сегодня тоже многие одаренные умы ориентированы на деструктивные цели. В древние времена, как мы видели, почти каждый известный ученый был в то же время философом, а каждый философ был в какой-то степени ученый. Связь между наукой и философия существовала тысячи лет. В наши дни условиях он не только сохранился, но и растет существенно сильнее. Масштабы научной работы и социальная значимость исследований приобрела огромную пропорции. Например, философия и физика сначала органически взаимосвязаны, особенно в работе Галилей, Декарт, Кеплер, Ньютон, Ломоносов, Менделеев и Эйнштейна и вообще в работах всех ученых с широкий кругозор. Одно время считалось, что философия была наукой о науках, их высшим линейка. Сегодня физика считается королевой наук. Оба взгляда содержат определенную меру правда. Физика со своей традицией, конкретными объектами изучение и широкий спектр точных методов наблюдения и эксперимент оказывает исключительно плодотворное влияние на все или почти все области знаний. Философией можно назвать «наука о науках», вероятно, в том смысле, что она есть, по сути, самосознание наук и источник, из которого все науки черпают свое мировоззрение и методологические принципы, которые на протяжении столетий Был сведены к лаконичным формам. В целом философия и науки являются равноправными партнерами, помогающими творческой мысли в ее исследования для достижения обобщающей истины. Философия не заменяют специальные науки и не командует ими, а она вооружает их общими принципами теоретического мышления, с методом познания и мировоззрения. В этом смысле, научная философия законно держит один из ключевых место в системе наук.
Искусственно изолировать специальные науки от философия сводится к тому, чтобы обречь ученых на поиски себе мировоззренческие и методические ориентиры для своих исследования. Незнание философской культуры обречено отрицательно сказываются на любых общетеоретических выводах из заданного набора научных фактов. Нельзя добиться какого-либо реальное теоретическое осмысление, особенно глобального проблемы специальной науки, без широкого понимания междисциплинарные и философские взгляды. специализированный ученые, игнорирующие философские проблемы, иногда обращаются находиться в рабстве у полностью устаревших или импровизированных философские идеи, даже не подозревая об этом. стремление игнорировать философию особенно характерно для такое течение буржуазной мысли, как позитивизм, сторонники утверждают, что наука не нуждается в философия. Их непродуманный принцип заключается в том, что «наука есть сама по себе философия». Они работают на предположение, что научное знание получило широкое развитие достаточно, чтобы дать ответы на все философские проблемы не прибегая к какой-либо актуальной философской системе. Но «хитрость» философии состоит в том, что всякая форма презрение к ней, всякое неприятие философии есть само по себе своего рода философия. Так же невозможно избавиться философия как избавление от всего убеждения. Философия является регулирующим ядром теоретически мыслящая личность. Философия берет реванш на тех, кто отделяет себя от него. Это можно увидеть на примере ряда ученых, которые после придерживаясь позиций грубого эмпиризма и пренебрежения философия в конце концов впала в мистицизм. Итак, звонки ибо свобода от каких-либо философских предположений являются признаком интеллектуальная узость. Позитивисты, отрицая философия на словах, на деле проповедовать порочную философию агностицизм и отрицают возможность познания законов существования, в частности, развития общество. Это тоже философия, но совершенно ошибочным, а также общественно вредным.
Некоторым ученым может показаться, что они пользуются логическим и методические средства развивались строго в рамках своей конкретной специальности. Но это глубокая заблуждение. В действительности каждый ученый, осознает он это или даже в простых актах теоретического мышления не использует общие итоги развития познавательной способности человечества. деятельность, закрепленная в основном в философских категориях, которые мы поглощаем, как мы поглощаем наше собственное естественное, что нет человек может составить любой теоретический язык утверждений, и позже особый язык теоретического мысль. Немного упрощая вопрос, можно сказать без таких понятий, как свойство, причина, закон или случайность. Но на самом деле это философские категории, выработанные всей истории человеческой мысли и особенно в системе философской, логической культуры, основанной на опыте все области знаний и практики.
Знание хода и результатов исторического развитие познания, философских воззрений, проводившиеся в разное время в мире всеобщие объективные связи также важны для теоретического мышления, потому что дает ученому надежный критерий для оценки гипотезы и теории, которые он сам выдвигает. Все познается в сравнении. Философия играет огромную интегрирующую роль в научном знании, особенно в нынешний век, когда знание образовало чрезвычайно разветвленную система. Достаточно сказать, например, что только медицина насчитывает около 300 специализированных отделений. Медицина имеет «скальпель» человека на сотни мелких частей, которые стали объектами независимого расследования и уход.
Науки стали настолько разветвленными, что ни один мозг, однако универсальный может освоить все их ветви или даже одну избранную поле. Никто в наше время не может сказать, что знает все медицине, биологии или математике, как некоторые люди могли бы сказал в прошлом. Подобно Фаусту Гёте, ученые понимают, что они не могут знать все обо всем. Так что они стараясь узнать как можно больше о как можно меньшем и становясь похожими на людей, копающих все глубже и глубже в колодец и видят все меньше и меньше того, что происходит вокруг них, или как хор глухих, в котором каждый поет свое настроиться, не слыша никого другого. Такая узкая специализация может привести, а в некоторых случаях уже привела к профессиональному ограниченность. Здесь мы имеем парадокс. Этот процесс и вредным, и исторически необходимым и оправданным. Без узкой специализации мы не можем добиться прогресса и в то же время время такая специализация должна постоянно заполняться широкий междисциплинарный подход, благодаря интегративной силе философская причина. В противном случае может возникнуть ситуация, когда общий фронт развития науки будет продвигаться вперед все больше и больше быстрее, и общий объем знаний человечества увеличится в то время как личность, ученый, например, будет отставать все дальше и дальше позади общий поток информации и становится все больше и больше ограничено с годами. Аристотель знал почти все это было известно его эпохи и составляли суть древняя наука, но сегодня, когда он заканчивает школу, предполагается, что ученик знает гораздо больше, чем Аристотель. И это было бы быть делом всей жизни даже для одаренного человека с феноменальным память для изучения основ всех наук.
Более того, узкая специализация, лишенная всякой широты мировоззрение, неизбежно ведет к ползучему эмпиризму, к бесконечное описание деталей.
Что нам делать с накоплением интегрального знания? Такой тем не менее сборка может быть построена за счет интегрирующей силы философия, являющаяся высшей формой обобщения всех человеческое знание и жизненный опыт, совокупность развитие всемирной истории. С помощью философии человек разум синтезирует результаты человеческого познания природы, общества, человека и его самосознания, что дает людям чувство свободы, открытый взгляд на мир, понимание того, что находится за пределами его обычное занятие и узкие профессиональные интересы. Если мы возьмем не хакеры науки, а ученые в большом масштабе, с поистине творческий склад ума, который честно, мудро и ответственно относиться к тому, что творят их руки и умы, мы обнаруживают, что они в конечном счете осознают, что для получения подшипники в своей области они должны принимать во внимание результаты и методы других областей знаний; такой ученые как можно шире охватывают историю и теории познания, построения научной картины мира и впитывать философскую культуру через ее исторически сложившуюся систему категорий сознательно овладение всеми тонкостями логического мышления. Макс Борн, один создателей квантовой механики, дает нам яркое пример этого процесса. Борн обладал глубоким пониманием физического мысль, освещенная философским осмыслением его предмет. Он был автором многих философских работ и он сам признавал, что философские последствия наука всегда интересовала ему больше, чем узкоспециализированный Результаты. После Эйнштейна он был одним из первых в мире ведущих ученых к осознанию тщетности позитивизма. попытки выступать в качестве основы для понимания внешнего мира и науки и отказать в этой роли философии.
Философский подход позволяет преодолеть односторонность в исследованиях, что отрицательно сказывается на современная узкоспециализированная научная работа. Например, естествознание сегодня находится под сильным влиянием интегративного тенденции. Он ищет новые обобщающие теории, такие как унитарная теория поля, общая теория элементарных частицы, общая теория систем, общая теория управления, информация и так далее. Обобщения на таком высоком уровне предполагают высокую общенаучную степень, естественно-гуманитарная, а также философская культура. Это философии, охраняющей единство и взаимосвязь все аспекты познания огромного и разнообразного мира субстанцией которого является материя. Как однажды заметил Вернер Гейзенберг, для наших чувств мир состоит из бесконечного разнообразия вещи и события, цвета и звуки. Но для того, чтобы понять это мы должны ввести какой-то порядок, и порядок означает признание того, что равным, это означает своего рода единство. Отсюда вытекает убеждение, что существует один фундаментальный принцип, и в то же время трудность вывести из него бесконечное разнообразие вещей. Естественный отправной точкой является то, что существует материальная первопричина вещей, поскольку мир состоит из материи.
Интенсивное развитие современной науки, которая по своей гениальность, как правило, затмевала другие формы интеллектуального деятельность, процесс ее дифференциации и интеграции, порождает огромное количество новых проблем, связанных с мировоззрение и методология. Например, сделать какие-либо дополнительные существуют земные цивилизации и есть ли жизнь в других галактики? Как возникла Вселенная в данной качественной форме? определенность? Что понимается под бесконечностью пространства и времени? Определенные области знаний постоянно сталкиваются с трудностями методологического характера. Как можно судить о степени какие физические или химические методы применимы для исследование живой природы, не упрощая ее? В современная наука не только необычайно быстро накопление новых знаний; приемы, методы и стиль мышления также существенно изменился и продолжает изменить. Сами методы исследования привлекают растущий интерес ученых, как обсуждение на национальном и международные симпозиумы и конгрессы-шоу. Следовательно более высокие требования к философии, к теоретическому мышлению в общий. Дальнейшие научные знания в различных областях развивается, тем сильнее тенденция к изучению логического система, с помощью которой мы получаем знания, природа теории и как она устроена, анализировать эмпирические и теоретические уровни познания, исходные представления о наука и методы достижения истины. Короче говоря, науки обнаруживают возрастающее стремление познать самих себя, ум становится все более и более рефлексивным.
Не только предмет той или иной науки и проверяются методы его изучения. мы пытаемся определить точную социальную и моральную роль того или иного наука играет или может играть в жизни общества то, что она подразумевает или может подразумевать для будущего человечества — благо или разрушение? Этот тенденция к самопознанию, о которой много говорят как ученых и философов, обязательно проявит себя и должно проявиться в отношениях между философией и наука.
Методологическое значение философского принципы, категории и законы не должны упрощенный. Неверно предполагать, что ни один конкретная задача может быть решена без них. Когда мы думаем о место и роль философии в системе научных познания, мы имеем в виду не отдельные эксперименты или расчетов, но и развитие науки в целом, выдвижение и обоснование гипотез, битва мнения, создание теории, решение внутренних противоречия в данной теории, углубленное изучение первоначальные понятия науки, осмысление нового, основные факты и оценка выводов, сделанных из их, методы научного исследования и так далее.
Карл Ясперс, немецкий психиатр и философ, когда-то отметил, что студенты, недовольные философия часто поступала на естественнонаучные факультеты, чтобы вникнуть в «реальные вещи», которые потом изучали с энтузиазмом. Но позже, когда стали искать основу для их собственной жизни в науке, общие руководящие принципы своих поступков, они снова были разочарованы и их поиски привели их обратно к философии. Философия, кроме всего прочего других своих функций, уходит вглубь личностной стороны человека. жизнь. Судьба человека, его внутренние переживания и желания, одним словом, его жизнь и смерть, со временем незапамятных времен составляли одну из кардинальных философских проблемы. Безразличие к этому «человеческому» набору проблемы, что является характерной чертой неопозитивизма, справедливо рассматривается как односторонний сциентизм, суть что примитивно просто: философия должна быть наукой, подобной естествознание, и стремиться к тому же идеалу математическая точность и достоверность. Но в то время как многие ученые-исследователи смотрят только вовне, философы смотрят как наружу, так и внутрь, то есть на окружающий мир человек и место человека в этом мире. Философское сознание рефлексивна по самой своей сути. Степень точности и сам характер точности и достоверности в науке поэтому философия должна отличаться. Кто, например, отражает внутренний мир человека со всей его патологической заблуждения «точнее» — естествоиспытатель своими экспериментальными методами, математическими формулами и графики или, например, Шекспира, Толстого, Достоевского, в их бессмертные произведения, которые так сильно заряжены философский смысл?
Здесь возникает огромная философская проблема. Как нам быть преодолеть зияющую пропасть между математизированным естественнонаучное и техническое мышление, с одной стороны, а гуманитарная, социальная мысль, с другой? Как нам разрешить интенсивный и непрекращающийся спор между так называемых «лириков и физиков», которые символизируют эти два разных стиля мышления? Это то, что имеет пагубное воздействие на личность человека, влекущее за собой противоположное направления по двум принципам. Эта болезненная дихотомия может иметь негативные последствия для настоящего и будущего обоих индивидуальный и коллективный человеческий разум. Так что это образовательный, философский, нравственный и глубоко социальный проблема.
Философия, как мы уже говорили, не есть просто абстрактное наука. Он также обладает оценочным аспектом, его нравственным принципы. Наука дала человеку многое, но этика или, говоря более прямо, совесть не входит в их число. важны также оценочный, аксиологический и эстетический аспекты. для науки. И они тоже не являются его частью.
Философия помогает нам достичь более глубокого понимания общественная значимость и общие перспективы научной открытия и их техническое применение. Впечатляющий достижения научно-технической революции, противоречия и социальные последствия, которые оно вызвало, поднимают глубокие философские проблемы. Современный философский иррационализм дает пессимистическую оценку научно-технический прогресс и предсказывает во всем мире катастрофа. Но это поднимает вопрос об ответственности философии, поскольку философия стремится понять сущность вещей, и здесь мы имеем дело с деятельностью человеческий разум и его «неразумные» последствия. Таким образом вопрос о природе философии в наши дни перерастает в вопрос об исторических судьбах человечества и становится жизненно важная социальная проблема. В какой степени общество может осмысливать себя, рационально управлять своим развитием, быть хозяин своей судьбы, распоряжаться последствиями своего собственной познавательной и практической деятельности?
Есть много вопросов, которые эпоха ставит перед человечеством. и на эти вопросы может ответить философия. Для например, какое будущее ждет конкурирующую социальную системы в современном мире? Каковы рациональные способы устранение угрозы всеобщего уничтожения?
В современных условиях возрастает роль не только естествознания. и техники, но и гуманитарных наук, изучающих «человеческие дела», законы жизни и развития общество значительно выросло и будет продолжать расти по мере время идет. Результаты социальных исследований сегодня предполагалось не только исключительное теоретическое, но и исключительное прикладное, социальное и политическое значение. Сама структура общественной жизни усложняется, появляются новые формы человеческого появляются научные и технологические революция продолжает свое наступление, роль социальных и политические проблемы в жизни общества, в развитии культуры неуклонно растет.
Революционные изменения сегодня охватили все сферы жизни: производительные силы, наука с ее гигантским полем практическое применение, технологии, политика, этническая отношения, интеллектуальная жизнь в целом. Сам человек меняется. В чем суть, причина этих изменений, которые распространяются по всему миру и затрагивают самые разные аспекты жизни человека? Каким образом различные аспекты революционный процесс, охвативший планету взаимозависимы? К каким последствиям приведет научное и технологическая революция для народов мира? Разве мы не наблюдаем и не участвуем в глубоком кризисе всей нашей цивилизации? Что нам делать с повышенным человеческим идеалам, когда мы сталкиваемся с угрозой самой существования жизни на Земле?
На протяжении нескольких столетий люди с надеждой наблюдали развитие технологии, исходя из предположения, что укрощение силы природы принесли бы им счастье и изобилие, и что этого было бы достаточно, чтобы позволить устроить человеческую жизнь на рациональных принципах. Человечество многого достигло, но мы также наделали «большой беспорядок». Как долго и в каких масштабах мы можем продолжать накапливать отходы среди которых современному человеку приходится жить? Здесь нужна четкая и философский взгляд на историю. Почему, из-за чего противоречия, делают ли силы, создаваемые и приводимые в действие человеком мозги и руки обращаются против самого человека и его разума? Почему мир так устроен, что большая часть его одаренных умов стремление к разрушению вместо созидания? Разве это не глубокая социальная и философская проблема? Появление атомный век был отмечен ужасающей аннигиляцией и массовым убийство. Как долго будет грозная тень атомного бомба висит над всеми человеческими радостями и надеждами?
На эти и другие великие вопросы нашего времени невозможно ответить высшей наукой физикой, математикой, кибернетикой, химией, биологией или естествознанием как целыми, какими бы великими ни были их открытия. Эти вопросы, занимающие умы всего человечества и касающиеся жизни сегодня и в будущем, должны отвечать научная философия.
Естественно, решение всех насущных проблем нашей время зависит не только от рационального философского ориентация. Это также зависит от политической ориентации народов и государственных деятелей, что в свою очередь связано с природой социальной структуры.