Внимание это в психологии: внимание | это… Что такое внимание?

Содержание

13. Внимание как психологический процесс. Свойства и виды внимания.

Внимание — Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту. Феномен внимания появился у животных в процессе эволюции как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия, как временная заторможенность, которая служит для подготовки к действию.

Развитие внимания на протяжении эволюции тесно связано с развитием тонической рефлекторной иннервации. Тоническая иннервация обеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного наблюдения за объектом (животное замирает, прислушиваясь или приглядываясь).

По мере развития человека разумного внимание начинает выражаться в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления.

Внимание, в отличие от других процессов, не имеет собственного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других психических процессов.

Внимание как свойство субъекта деятельности — это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Изменение отношения субъекта к объекту выражается во внимании — в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым.

Изменения в процессе внимания выражаются в изменениях ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность. Поскольку внимание выражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается и известная двусторонность: с одной стороны, внимание направляется на объект, с другой — объект привлекает внимание. Именно это обстоятельство и позволяет ввести понятия произвольного и непроизвольного внимания.

Причины повышенного внимания к объекту кроются не только в субъекте, но и в объекте, при определенных обстоятельствах — прежде всего в нем, в его свойствах и качествах.

Внимание — это динамическая связь сознания с объектом, более или менее тесная, цепкая; в действии, в деятельности она и крепится. Лишь совершая мысленно какую — нибудь деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания.

Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени. Итак, свойства:

1. Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и направление на него внимания.2. Устойчивость – большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии.3. Объем внимания – количество объектов воспринимаемых одновременно.4. Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий.5. Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект. 6. Рассеянность и внимательность.

При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой, т.е. рассеивается.

Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый – результат общей неустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста. Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т. д. Такой вид рассеянности появляется также при отсутствии привычки работать сосредоточенно.

Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом.

Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем психологическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.

Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.

Внимание: что это в психологии, свойства, виды, классификация, функции

Содержание

  • 1 Описание 
  • 2 Физиологический механизм 
  • 3 Классификация внимания в психологии
  • 4 Какими свойствами обладает внимание
  • 5 Основные функции внимания в соответствии с видами
  • 6 Нарушения внимательности
  • 7 Стадии развития 
  • 8 Основные теории: что относится к свойствам внимания
    • 8.1 В. Вундт
    • 8.2 Э.Титченер
    • 8.3 У. Джеймс
    • 8.4 Т. Рибо
    • 8.5 Н. Н. Ланге
    • 8.6 А. А. Ухтомский
    • 8.7 И. П. Павлов
    • 8.8 Д. Бродбент
    • 8.9 А. Трейсмен – ранняя модель
    • 8.10 А. Трейсмен – поздняя
    • 8.11 Д. и Э. Дойч
    • 8.12 Д. Норман
    • 8.13 Р. Шиффрин
    • 8.14 Д. Канеман
    • 8.15 У. Найссер
    • 8.16 Л. С. Выготский
    • 8.17 П. Я. Гальперин
    • 8.18 Д. Н. Узнадзе
  • 9 Разновидности 
  • 10 Помощь психолога Дарьи Милай

Как долго вы можете концентрироваться на одном действии, собеседнике? Почему вчера вы работали, не отвлекаясь, а в сегодня – сделать это очень сложно. В этой статье я расскажу о внимании, дам краткое определение из психологии,  перечислю его основные виды и свойства, а также приведу примеры. 

Описание 

Это понятие обозначает определенную направленность сознания и зацикливание на одном объекте. Выбор предмета осуществляется самим субъектом деятельности, при этом происходит отвлечение личности от других раздражающих факторов. Можно сравнить данную способность ума со зрением. Когда человек фокусируется на конкретной точке, его окружение становится размытым, так как находится не в фокусе. Держать непрерывный взгляд можно только определенное время – это обусловлено физиологией. То же самое происходит и с нашей внимательностью.

Физиологический механизм 

Ежедневно, ежечасно, ежесекундно мы получаем неотфильтрованный поток информации через все способы восприятия. Но из-за того, что у человека есть собственные осознанные и неосознанные потребности, интересы, мотивы – не каждое сведение усваивается нашим мозгом, а только те, которые нам интересны. 

Приведу пример: по пути в школу ученик остановился на пешеходном переходе, потому что был красный сигнал светофора. На эту уже отработанную реакцию он потратил немного сил, поэтому уже к вечеру он не сможет вспомнить – на каком именно светофоре он стоял. Но на уроке он внимательно слушал учителя, прикладывая максимум усилий. Это позволило ему запомнить весь урок.   

Степень внимательности зависит от: 

  • потребностей и мотивации самого субъекта; 
  • новизны – одинаковые, постоянно повторяющиеся действия часто не сопровождаются вниманием, а делаются по инерции;
  • продолжительности и количества – почувствовать одну каплю дождя на коже сложнее, чем долгий ливень; 
  • связи с базовыми рефлексами – иногда мы откликаемся на раздражители, которые кажутся нам опасными, это любой громкий звук или свет; 
  • времени суток, усталости, индивидуальных особенностей человека.  

Важно то, что данный процесс протекает взаимосвязано с другими (например, со слушанием, говорением, моторикой), поэтому его очень сложно изолировать и изучать отдельно. На органы восприятия (слух, зрение) действуют раздражители, через нервные окончания импульс идет прямо к коре головного мозга. При правильных условиях в данной области формируется очаг воспаления, и большинство нейронных связей начинает работать в этой зоне, остальные блекнут. 

Классификация внимания в психологии

Есть несколько видов, которые зависят от степени участия сознательности в процессе восприятия. Внимательность бывает: 

  • непроизвольная. Этот вид проще всего, встречается очень часто и используется в некоторых обучающих программах для детей. Дополнительные названия – пассивное, вынужденное. В данном случае сознание практически не имеет значения, хотя оно может «уловить» и перенять заинтересованность, начать воспринимать более осознанно или намеренно отстраниться от процесса. Раздражитель действует на основании контраста – было тихо, стало громко. В данной категории также существует несколько подвидов. Например, вынужденное – им сложно управлять, оно часто выходит из-под контроля. Так действует внезапный страх от вспышки, громкого взрыва. Еще есть невольное, оно связано с чувством голода или жажды, к примеру, когда из пекарни доносится ароматный запах. Есть также привычное внимание – когда человек по привычке исходя из особенностей профессии, начинает замечать то, что другим людям неинтересно; 
  • произвольная. Для нее необходимо прикладывать усилия. Есть цели, которые приводят к активным действиям. Подобным образом происходит обучение, работа, домашние дела и многое другое. Это значительно отличает человека от животных, потому что мы руководствуемся не только биологическими, но и социальными мотивами. Подобное волевое внимание часто учитывают при трудоустройстве; 
  • послепроизвольная. Цель есть, но усилий прикладывать не нужно, так как все действия уже становятся привычными. Приведу пример: вы должны прочитать книгу для того, чтобы сдать экзамен. Но в процессе прочтения вы нашли ее интересной, поэтому испытываете самостоятельную тягу к нему. 

Какими свойствами обладает внимание

Я выделяю 5 основных особенностей.

  1. Устойчивость. Это то, как долго субъект может концентрироваться на объекте. Это связано со многими и физиологическими (врожденными), и приобретенными характеристиками. Чем устойчивее внимательность человека, особенно ребенка, тем выше вероятность развития гениальности. Это также напрямую связано с эффективностью работы на одном рабочем месте.
  2. Сосредоточенность. Ее также называют концентрацией. Это способность выделить один раздражитель из десятков подобных. Например: учиться или работать под звучание музыки, телевизора. Концентрироваться сложнее, когда вас окружает большое количество внешних раздражающих факторов. 
  3. Объем. Это показатель того, сколько объектов могут быть охвачены одновременно. Обычный пример для сравнения – это Цезарь. По историческим сведениям, он мог совмещать сразу несколько дел. Обычный человек может участвовать в  3-7 процессах. 
  4. Распределение. Свойство, которое связано с предыдущим. Это способность перестраиваться с одного действия на другое. 
  5. Переключение. Это возможность перейти с одного процесса на другой. Такой активностью в большей степени обладают женщины, особенно матери, которые должны быстро реагировать на запросы детей. 

Основные функции внимания в соответствии с видами

Их также можно назвать этапами: 

  • обнаружение импульса – пребывание в состоянии бдительности или намеренный поиск раздражителя; 
  • распределение – выбор одного и концентрация на нем с учетом того, что остальное неважно;
  • отождествление.

Нарушения внимательности

Отсутствие патологической сосредоточенности заключается в особом психологическом состоянии, когда нарушаются физиологические процессы. Чаще всего это выражается в утомлении, но также случается при травмах мозга или других заболеваниях. 

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Основные проявления:

  • сужается количество объектов, которое человек может воспринимать единовременно;
  • страдает устойчивость, то есть при наблюдении возникает переключение концентрации на что-то другое – непроизвольное. 

Какие бывают нарушения внимания.

  • Рассеянность. Проявляется в неспособности концентрироваться на объекте длительное время. Бывает мнимое состояние, когда оно вызвано чрезмерной заботой об одном конкретном предмете. Подлинное же характеризуется тем, что отсутствует возможность переключаться и удерживать произвольное внимание из-за малокровия, патологий нервной системы, травм. Также выделяют еще два дополнительных вида рассеянности: ученая и старческая. Первая возникает, когда человек сильно сосредотачивается на предмете исследования, а на остальное у него не хватает сил. Вторая – возрастная. 
  • Подвижность. Иногда у детей бывает гиперактивность, это характерно для возраста до 7-8 лет. Также случается и со взрослыми в состоянии измененного сознания под наркотическими веществами. 
  • Инертность – малая подвижность. 
  • Апрозексия. Это уже клиническая патология, когда полностью отсутствует любое (и произвольное, и непроизвольное) внимание на раздражители. 

Стадии развития 

В процессе взросления концентрирование проходит видоизменения в лучшую сторону, и к шестнадцати-семнадцати полностью формируется. 

  1. До 1,5 месяцев. Малыш реагирует только на яркие раздражители, это показатель того, что у него все хорошо с ЦНС. 
  2. До 7 месяцев. Ребенок начинает сосредотачиваться на таких вещах, как звук голоса, распознавать интонацию или действия. 
  3. До 1,5 лет. Уже появляется первичное осознание, то есть сознательное привлечение взрослых с помощью издания звуков или поворота головы. 
  4. До 4. Произвольное слушание, говорение. Ребенок старается понять говорящих, вступить с ними в диалог. Действия, игры приобретают более осознанный характер, появляется стремление выполнить что-то до конца – собрать пазл. 
  5. До 6 лет. Управлять своим же вниманием малышу проще с помощью голосовых команд – самовнушение. Границы мира увеличиваются, как и размер раздражителей и осознанных реакций. 
  6. До 13. Активно происходит усвоение норм – распорядок дня, школьные перемены и уроки. Ребенок учится перестраиваться, концентрироваться. Для этого он использует внутреннюю речь.
  7. До 17. Преобладает уже сознательная внимательность над произвольной, но только при достижении 16-18 лет можно говорить о полном формировании. 

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

 

Основные теории: что относится к свойствам внимания

Я перечислю несколько позиций ученых, касающихся внимательности.  

В. Вундт

Сравнивал процесс со зрительным полем.

Выделял до 6 объектов, которые связаны ассоциативно, при этом только один из них находится в фокусе, в перцепции, остальные – в апперцепции. 

Э.Титченер

Был согласен с Вундтом, но добавил метафору волны. Считал, что внимательность непрерывна и имеет свой гребень, пик.

Второе положение – аккомодация (когда один объект максимально согласуется с предшествующим, на него легче переключиться). 

У. Джеймс

Исследовал колебания. Считал, что произвольная концентрация продолжается пару секунд, а затем переключается или смотрит на объект с другой стороны. А также полагал, что устойчивость необходимо развивать, так как она способствует процессу развития гениальности. 

Т. Рибо

Исследовал физиологические проявления, выделил 3 группы признаков сосредоточенности: 

  • сосудистые; 
  • дыхательные; 
  • мимические. 

Ученый подчеркивал связанность физиологии и психологии.

Н. Н. Ланге

Выделил три разновидности внимания.

  • Рефлексивное – основано на рефлексах, автоматическое. 
  • Инстинктивное – способ приспособления организма к окружающему.
  • Волевое – включает компонент «воля». 

Задайте вопрос

 

А. А. Ухтомский

Физиолог изучал нейронные связи и определил понятие «доминанты» – это точка, где фокусируется нервное возбуждение, и участок, который подчиняет себе работу прочих центров ЦНС. 

И. П. Павлов

Говорил о безусловном ориентировочном рефлексе, который он также называл «что такое». Это способность организма чувствовать любые изменения в окружающей среде и реагировать на них. Но при постоянном раздражении ответ утихает, так как вырабатывается привычка. 

Д. Бродбент

Приводил ассоциацию с фильтрацией – канал передачи информации может быть перегружен, поэтому он очищается от лишнего. То есть происходит селекция – отбор. Термин получил активное развитие и дал корень многим последующим теориям.  

А. Трейсмен – ранняя модель

Исследователь предложила схему, как происходит селекция на первичном этапе. Сначала данные очищаются по физическим признакам, затем – по смысловым. Таким образом, нерелевантный поток информации не блокируется полностью, а ослабляется. 

А. Трейсмен – поздняя

Она же предположила, что, кроме двух представленных, может быть множество фильтров, они находятся в покое, но вместе с постановкой цели приходят в движение. 

Д. и Э. Дойч

Супруги считали, что ранней фильтрации не существует. А блоки устанавливаются не на входе, а не выходе – на стадии ответа. А остальные сведения остаются в бессознательном и косвенно воздействуют на сознание. 

 

Д. Норман

Стал последователем семьи Дойч и прибавил к их теории «блок уместности». Это факт, что если раздражитель или иной объект был ожидаем и предполагаем, то положительная реакция на него усиливается. 

Р. Шиффрин

Разделял все процессы переработки потока информации на:

  • автоматические – присущи не только людям, но и животным; 
  • контролируемые – отличаются сильной интенсивностью сознания.  

Д. Канеман

Он считал внимание актом умственного усилия и признавал в первую очередь не физиологические особенности, а психологические. Полагал, что у каждого субъекта есть определенная мощность, которую можно развить. 

У. Найссер

Признавал ведущее значение человека – именно он решает, какие органы чувств максимально задействовать, на чем сконцентрироваться, а что блокировать. Именно исследовательская субъективная активность приводит к тому, что выбирается фрагмент реальности в фокусе.

Л. С. Выготский

Полагал, что переключение внимательности с произвольного на послепроизвольное является актом поведения. Его он связывал одновременно и с природным развитием, и с культурным, социальным. 

П. Я. Гальперин

Продолжил теорию Выготского. Выделил несколько этапов действия и установил, что контроль – это только порождение новой умственной деятельности. 

Д. Н. Узнадзе

Изучал установки как предварительный настрой на получение результата. Они могут быть поставлены, когда есть потребность и ситуация, в которой данный мотив способен реализоваться. 

 

Разновидности 

Внимательность бывает произвольной, непроизвольной и послепроизвольной. Однако некоторые ученые считают, что последний вид – это только подвид неконтролируемой реакции. 

В этой статье я рассказала все о внимательности, объяснила, что это такое в психологии, дала определение понятию.

Помощь психолога Дарьи Милай

Записывайтесь на мою личную консультацию, и я помогу вам:

  • научиться концентрироваться и сосредотачиваться в нужный момент; 
  • бороться с растерянностью, беспокойством; 
  • использовать свойства внимания для повышения продуктивности.

 

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Skype, Viber.

Записаться на консультацию

Избирательное внимание: определение, примеры, психология

Избирательное внимание в психологии относится к тому, как мы фокусируем наше внимание на одних вещах и игнорируем другие. Прожектор внимания является примером.

Избирательное внимание в психологии — это сосредоточение внимания на одном объекте или раздражителях с исключением всех остальных.

Поскольку внимание — ограниченный ресурс, и в любой момент в наш мозг поступает так много информации от наших органов чувств, нам приходится выбирать, на что обращать внимание.

Избирательное внимание чаще всего изучается в психологии применительно к нашему зрению и слуху.

Например, эффект вечеринки с коктейлем — отличный пример силы слухового избирательного внимания.

Эффект коктейля в психологии — это наша впечатляющая и недооцененная способность настраивать свое внимание только на один голос из множества.

Однако зрение оказалось невероятно богатой областью для психологических исследований избирательного внимания.

Пример: зрительное избирательное внимание

Чтобы понять, как работает избирательное внимание в психологии, возьмем пример зрительного избирательного внимания.

Большую часть времени наше внимание сосредоточено так же, как мы смотрим, но не всегда.

На самом деле, мы, вероятно, проводим гораздо больше времени, чем можем себе представить, когда наш «мысленный взор» смотрит в другом направлении, чем наши глазные яблоки.

Направление взгляда обычно совпадает с направлением внимания, но это настолько важный социальный сигнал, что иногда необходима маскировка.

Возьмем следующие примеры избирательного внимания:

  • Люди, находящиеся в непосредственной близости, например, пассажиры поездов, которые могут наблюдать друг за другом, фиксируя взгляд и позволяя своему избирательному вниманию блуждать по полю зрения.
  • Родители следят за своими детьми краем глаза, глядя на своего собеседника.
  • Квалифицированные спортсмены скрывают свои намеченные передачи или движения, используя периферийное зрение, а не глядя прямо.

Прожектор внимания в психологии

Хотя этот феномен избирательного внимания является обычным повседневным явлением, то, как внимание перемещается по полю зрения, было сложным для изучения учеными.

Вплоть до 1970-х годов психологам было очень трудно экспериментально доказать, что внимание может двигаться без помощи глаз.

Затем взрыв экспериментов в 70-х годах предоставил именно то доказательство, которого ждали ученые.

Это привело к одной из самых известных метафор зрительного внимания: прожектор внимания .

Это идея о том, что наше избирательное внимание движется вокруг нашего поля зрения, так что вещи, попадающие в его луч, обрабатываются преимущественно.

Избирательное внимание может быть как сознательно направлено, так и захвачено бессознательными процессами, так что, например, мы можем избежать столкновения с автобусами.

Избирательное внимание движется быстро

Один классический эксперимент, обнаруживший, что «прожектор внимания» ускользает от направления взгляда, был проведен профессором Майклом Познером и его коллегами из Орегонского университета (Posner, Snyder & Davidson, 19). 80).

В ряде различных условий, проверяющих избирательное внимание, участники должны были как можно быстрее нажимать кнопку, когда они видели свет.

В некоторых условиях участникам давали небольшую подсказку о том, где должен появиться свет, либо они видели:

  • стрелку в центре, указывающую влево или вправо,
  • , либо прямоугольник на краю, указывающий, где должен появиться свет. появляться.

Эти подсказки давались буквально за долю секунды до вспышки света, поэтому люди не успевали двигать глазами (это проверялось с помощью электроокулографии), а должны были напрягать избирательное внимание.

Вопрос, который интересовал исследователей, заключался в том, быстрее ли люди реагировали на свет, когда им давали подсказку о его местоположении, по сравнению с теми, кто не имел подсказки.

Они обнаружили, что люди примерно на 50 миллисекунд (половину десятой секунды) быстрее обнаруживали свет, когда им давали подсказку, чем без нее — значительное преимущество.

Это говорит о том, что нечто иное, чем глаза, например, избирательное внимание, у которого нет времени на переключение, переместилось в область, где ожидался свет.

Из экспериментов, подобных этому, Познер и другие пришли к выводу, что это наше избирательное внимание, перемещающееся по полю зрения, часто удивительно независимое от нашего фактического направления взгляда.

В самом деле, даже если мы смотрим прямо на что-то и не ожидаем увидеть это, вероятность того, что мы это заметим, не выше, чем если бы оно появилось на краю нашего зрения (Posner, 1980).

Избирательное внимание — факт, часто используемый магами (см. психологию магии, особенно когнитивные иллюзии, часть 2).

Похоже, избирательное внимание можно уподобить прожектору, блуждающему по нашему зрению подобно виртуальному глазу, просто выбирающему то, что его интересует; это не так привязано к тому, куда мы направляем взгляд, как мы могли бы себе представить.

Выключение прожектора

То, насколько важен прожектор внимания для избирательного внимания в нашей повседневной жизни, становится еще более очевидным для пациентов, которые, кажется, «игнорируют» половину своих полей зрения.

После повреждения головного мозга, обычно правого полушария, они начинают игнорировать или пренебрегать всем, что находится слева (из-за того, как правое полушарие обрабатывает информацию из левого поля зрения, а левое полушарие — из правого поля зрения).

Несмотря на то, что оба глаза физически функционируют, из-за повреждения центров визуальной обработки кажется, что прожектор внимания не может перемещаться на левую сторону.

Технически они могут видеть налево, но принципиально ничего не замечают.

Люди с этой проблемой могут брить только одну сторону лица или есть только половину еды на тарелке.

Избирательное внимание действительно похоже на прожектор?

Теория прожектора внимания — не единственная метафора, используемая для описания движения избирательного внимания в поле зрения.

Одним из популярных родственников теории прожектора является метафора с зум-объективом.

Вместо луча внимания заданного размера Эриксен и Сент-Джеймс (1986) утверждают, что мы увеличиваем и уменьшаем масштаб в зависимости от задачи.

Есть также свидетельства, такие как LaBerge (1983), которые поддерживают эту модель.

Однако, как и многие другие метафоры, неразумно воспринимать прожектор внимания или зум-объектив слишком буквально.

Последующие результаты изучения деталей поставили под сомнение несколько аспектов этих теорий, но есть два основных возражения против обеих:

  1. Исследования показывают, что внимание можно разделить между двумя местами: внимание «луч» или «линза».
  2. Исследования показали, что мы можем довольно тщательно обрабатывать визуальные стимулы вне прожектора/зум-объектива. Точно так же было обнаружено, что пациенты с игнорированием полушария обрабатывают визуальную информацию, представленную их «забытой» стороне.

Хотя существуют проблемы с прожектором внимания и зум-объективом как метафорами, они все же дают полезную информацию о том, как наше избирательное внимание может двигаться независимо от глаз.

Доказательства также научно подтверждают повседневный опыт фиксирования взгляда и способности «оглядываться по сторонам».

.

Что такое избирательное внимание? Психология объясняет, как это работает

Многозадачность везде, куда ни глянь. В любой момент людям предлагается делать несколько дел одновременно; смотрите телевизор во время тренировки, слушайте музыку во время учебы или смотрите на GPS-навигатор во время вождения. Снова и снова мы видим случаи, когда нам предлагается сосредоточиться на нескольких вещах одновременно, а не на одной задаче, но остается вопрос: возможна ли эта задача?

Хотите узнать, как лучше сосредоточиться на текущем моменте?

Терапевт может предоставить советы и методы

Внимание и его отвлечение

Родители часто умоляют своих детей «пожалуйста, выслушайте», пока их дети смотрят в свои телефоны. Учителя стучат по доске, чтобы привлечь внимание учеников, которые смотрят в окно или беспечно рисуют в блокноте. В каждой из этих ситуаций предполагается, что вы не можете сосредоточить свое внимание на двух задачах одновременно, и одна задача должна дать возможность довести другую до завершения. Однако человеческий разум гораздо сложнее и не поддается такому простому объяснению. Каждый человеческий мозг состоит из миллионов нейронов и функций, каждая из которых предназначена для одновременной работы того, что, по сути, представляет собой миллион движущихся частей, при выполнении обычных повседневных задач, таких как выполнение работы, чистка зубов или вождение автомобиля. работать.

Внимание не так просто, как способность сосредотачиваться только на одной задаче за раз, и человеческий мозг не способен к такому разнообразному опыту, чтобы вы могли полностью сконцентрироваться на многочисленных действиях одновременно. Вместо этого разум обладает способностью задействовать «избирательное внимание», что позволяет людям на какое-то время отвлекать внимание и энергию на определенную задачу, прежде чем вернуться в состояние большей осознанности и более вовлеченной периферии.

Что такое избирательное внимание?

Избирательное внимание — это процесс, посредством которого человеческий мозг направляет свое внимание — ограниченный ресурс — на один объект в течение определенного времени, исключая внешние раздражители. Например, при сильной концентрации на распутывании узла мозг может включить избирательное внимание и потерять способность слышать фоновый шум или даже шум, столь же отчетливый, как чье-то имя. Избирательное внимание — это механизм, который позволяет вам слышать лекцию учителя сквозь шелест бумаги и кашель сверстников или позволяет слышать плач вашего ребенка сквозь шум звона посуды и журчание бегущей воды.

Избирательное внимание — это непроизвольная реакция вашего мозга, функционирующая как фильтр; вместо того, чтобы быть неспособным к многозадачности, избирательное внимание определяет, какие элементы многозадачности являются наиболее важными, и переключает свое внимание на эти вещи. Эта система фильтрации чрезвычайно гибкая и легко выполняет свои задачи. Ваше внимание может быть переключено на звук работающей газонокосилки, например, ожидание звона и стука ветки или камня, застрявших в лезвиях, прежде чем они перейдут на жалобное «мяу» соседской кошки, подобравшейся слишком близко к ней. косилка. Ваше внимание постоянно работает в многозадачном режиме и воспринимает информацию, а механизм избирательного внимания вашего мозга фильтрует, какие звуки, образы или задачи являются наиболее важными в любой момент времени.

Почему важно избирательное внимание?

Избирательное внимание важно, потому что оно позволяет человеческому мозгу функционировать более эффективно. Точно так же, как компьютер становится медленнее, когда открыто множество окон, вкладок и программ, человеческий мозг быстро и легко перегружался бы без появления избирательного внимания. Избирательное внимание функционирует как фильтр, поддерживающий оптимальную работу мозга при выполнении своих задач.

Потеря этой функции также важна; легко отвлекаться или испытывать трудности с концентрацией внимания, и то, и другое свидетельствует о нарушении способности разума задействовать свой механизм избирательного внимания. Если срыв носит временный характер, вы можете даже не заметить потери, но если ваш разум продолжает бороться, используя свои способности к избирательному вниманию в течение длительного периода, работа, учеба и домашняя жизнь могут сильно пострадать.

Избирательное внимание также важно, потому что оно гарантирует выполнение всех ваших важных задач. Избирательное внимание позволяет вашему разуму расставлять приоритеты в ваших потребностях — бесценный инструмент для достижения целей, обеспечения собственной безопасности и выполнения основных задач. Избирательное внимание может дать вам понять среди работы, что ваш живот начал болеть из-за голода, сигнализируя вам о важном недостатке в вашем нынешнем состоянии. Избирательное внимание может предупредить вас о испуганном плаче ребенка, когда вы усердно работаете за компьютером, побуждая вас отказаться от работы в пользу проверки вашего ребенка. Избирательное внимание жизненно важно как для кажущихся простыми задач, так и для задач, связанных с выживанием.

Как работает избирательное внимание?

Избирательное внимание — это (как минимум) двухэтапный процесс, когда ваш мозг обрабатывает всю информацию, которую он видит и слышит, и отправляет ее в систему фильтрации, которая затем определяет, какие стимулы являются наиболее важными. Человеческий мозг заполнен триллионами синапсов и миллиардами нейронов, каждый из которых способен выполнять несколько задач. Избирательное внимание является примером того, как эти синапсы и нейроны выполняют несколько функций и фильтруют информацию, которую получает мозг.

Некоторые части мозга отвечают за распознавание образов, образов и событий вблизи, в то время как другие отвечают за слуховые сигналы, а третьи отвечают за «общую картину» и могут воспринимать больше фонового шума. Каждая из этих частей мозга работает в тандеме, чтобы определить, какие аспекты входных данных, которые получает ваш мозг, важны, а какие можно заглушить.

Зачем изучать избирательное внимание?

Избирательное внимание является важной областью исследования. Во-первых, избирательное внимание демонстрирует эволюционную биологическую реакцию на внешние раздражители; если бы люди были легко поражены окружающими их видами и звуками, они бы не смогли выжить. Возможно, даже без угрозы дикой природы или угрозы голодной смерти избирательное внимание обеспечивает безопасность. Ваше внимание может быть отвлечено от телефона на ладони, как сигнал автомобильного гудка предупреждает вас о неизбежном столкновении, или шорох в траве может отвлечь ваше внимание от разговора с другом к потенциальной опасности на дороге. Ваши ноги.

Избирательное внимание — это невероятно адаптивный инструмент, который служит как источником выживания, так и источником выполнения основных повседневных задач. Это система, охватывающая все аспекты человеческой жизни, и ее отсутствие резко изменит то, как люди взаимодействуют с окружающим миром и даже то, как они взаимодействуют друг с другом.

Дополнительные теории избирательного внимания

До сих пор избирательное внимание продемонстрировало свою полезность по всем направлениям, но это многогранная неврологическая система, имеющая несколько стадий существования и две различные области применения. Первая позволяет мозгу сосредоточиться на чем-то конкретном, когда вокруг много отвлекающих факторов и хаоса. Это может позволить вам сосредоточиться на разговоре с другом на шумной вечеринке или услышать гудок в час пик, когда машины летят в обоих направлениях.

Вторая функция позволяет мозгу воспринимать несколько примеров внешних раздражителей, что позволяет лучше контролировать свое внимание. Это может быть пример прослушивания музыки во время подметания пола или просмотра телевизора во время бега на беговой дорожке. Вы сосредоточены на беге и просмотре программы или подметании крошек, слушая музыку. В таких случаях у вас есть возможность беспрепятственно переключать свое внимание между задачами.

Наибольшее различие между функциями избирательного внимания заключается в осознании вашего внимания; в первом примере ваше сознание бессознательно двигается вперед и назад, а во втором вы можете выбирать фокус и реагировать соответствующим образом.

Хотите узнать, как лучше сосредоточиться на текущем моменте?

Терапевт может предоставить советы и методы

Избирательное внимание и его роль

Хотя обычному человеку не всегда удается тщательно оценить избирательное внимание, его эффекты ощущаются в каждый момент бодрствования. Без способности избирательно реагировать на внешние раздражители люди были бы в постоянном состоянии перегруженности и с трудом могли бы выполнить даже самую простую задачу без достаточного света, полной тишины и ясного, чистого рабочего места. Обладая избирательным вниманием, люди могут хорошо и эффективно функционировать перед лицом бесчисленных источников отвлечения внимания и путаницы.

Заключение

Нарушение системы избирательного внимания разума может привести к сенсорным трудностям с окружающей средой, так как неважные или подавляющие стимулы не будут подавляться или отклоняться в сторону, что приводит к постоянному состоянию перегрузки сенсорных систем. Драматические последствия неправильной работы системы избирательного внимания можно наблюдать у мужчин и женщин, которые испытывают сенсорные трудности, такие как подавленность ярким светом, потребность в практически бесшумной обстановке, чтобы слушать и фокусироваться, или пугание и страх при виде ярких цветов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *