Внимание непроизвольное: Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание

Непроизвольное внимание. Внешние и внутренние факторы его обуславливающие. Произвольное внимание. Его виды. Факторы, его обусловливающие.

Внимание– направленность и сосредоточенность психики (сознания) на определенном объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость.

Два рода факторов, определяющих внимание :

-внешний мир, его характеристики, физические и семантические параметры

-внутренний мир человека, активность, деятельность, структура внутреннего поля

Основными видами внимания являются непроизвольное и произвольное внимание. В основе этого разделения лежит наличие или отсутствие цели, намерения.

Непроизвольное вниманиесвязано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательных намерений человека. Свойства действующих на него раздражителей, их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями или интересами приводит к тому, что определенные предметы, явления или лица завладевают нашим вниманием и приковывают его на время к себе.

Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольным продуктом интереса.

Непроизвольное внимание обычно представляется как пассивное. Его направляют независимые от нас факторы: внезапно раздавшийся шум, яркая окраска, ощущение голода. Т.е. непроизвольное внимание возникает тогда, когда привычная стимуляция преподносит нам сюрпризы.

Виды непроизвольного внимания :

  • Вынужденное внимание – обусловливается такими свойствами объекта, как новизна, интенсивность, контраст, изменение местоположения объекта (движение), физиологическая значимость объекта. Вся реклама основана на действии вынужденного внимания. Оно обусловливается инстинктивной деятельностью и закреплено в видовом опыте.

  • Невольное внимание – проявляется в минуты отдыха, бездействия, когда взгляд скользит по объектам. Внимание привлекают объекты, которые находятся ближе всего, более значимы, более бросаются в глаза.

    Оно зависит от индивидуального опыта.

  • Привычное внимание – проявляется в намерении выполнить ту или иную деятельность. Это внимание к определенному алгоритму деятельности (напр., водить, ведущий машину). Оно тесно связано с профессией, а также проявляется в учебной деятельности. Оно обусловлено установками субъекта. Это высшая форма непроизвольного внимания, переходная форма, в некоторой степени обладающая характеристиками произвольного внимания.

Произвольное внимание— это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Здесь познание человека, как и его деятельность, поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишь самотеком, стихийно, под властью извне действующих сил. Произвольное внимание определяется субъективными характеристиками – интерес, цель, намерение. Это функция интереса субъекта познавательной деятельности к объекту познавательной деятельности.

Произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает. Произвольное внимание поэтому всегда носит опосредованный характер.

Произвольное внимание определяется как активное, мы сами его направляем. И самое главное, произвольное внимание – это волевая операция. Сознательное регулирование является здесь самым существенным.

Виды произвольного внимания :

  • Волевое внимание – возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом и тенденцией непроизвольного внимания, между тем, что хочу, и тем, что надо. Оно проявляет себя в условиях помех и предполагает определенные умения, навыки, как моторные, так и когнитивные. Определяется в большой мере социумом, часто является вынужденным. Часто имеет моральный аспект, связано с чувством долга, моральными обязательствами, стремлением к идеалу. Это специфически человеческая способность и предпосылка социализации, самореализации человека, его личностного и духовного роста.

  • Выжидательное внимание – проявление бдительности. Часто связано с профессией (напр., разведчик).

  • Произвольное внимание – предполагает сознательное намерение обращать внимание на деятельность. Оно детерминируется внутренним состоянием личности – мотивация, значимость, интерес, эмоции и чувства, определенная установка и апперцепция.

  • Спонтанное внимание – высшая форма произвольного внимания (послепроизвольное). Сущность его заключается в том, что часто трудно сделать первый шаг в каком-то деле, требуется задействование произвольного внимания. Но после этого шага деятельность может стать такой значимой, что человек не будет замечать своей углубленности, энергетических затрат. Внимание как бы перейдет в непроизвольное. Деятельность, очень увлекательная для человека, и является проявлением его свободы (напр., творчество). Здесь отпадает необходимость в сознательном усилии.

4.1 Статические хар-ки внимания(В)

Поскольку наличие внимания означает связь сознания с опр. объектом, его сосредоточенность на нем, прежде всего, встает вопрос о степени этой сосредоточенности, т.е. о концентрированности внимания.

Конц. внимания – в противоположность его распыленности – означает наличие связи с опр. объектом или стороной деятельности и выражает интенсивность этой связи. Конц. – это сосредоточенность, т.е. центральный факт, в котором выражается внимание. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность.

Под концентрированным вниманием понимают внимание интенсивной сосредоточенности на одном или небольшом числе объектов. Концентрированность внимания в таком случае определяется единством двух признаков – интенсивности и узости внимания.

Объединение в понятии концентрации интенсивности и узости В исходит из того, что интенсивность В и его объем обратно пропорциональны друг другу. Это правильно только когда поле В состоит из несвязанных друг с другом элементов. Но когда в него включаются смысловые связи, объединяющие элементы между собой, расширение поля В может не только не снизить К(концентрацию), но даже повысить ее.

Для определения объема Впользовались до сих пор глав.образом тахистоскопическим методом (см.ОПП). Речь при этом идет о некотором числе друг от друга независимых между собой объектов (чисел, букв и т.п.). Кол-во находящихся в поле В связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, м.б. больше. Объем В является поэтому изменчивой величиной. При чтении осмысленного текста объем В может оказаться существенно отличным от того, который дает его измерение при концентрации на отдельных осмысленно между собой несвязанных элементах. Поэтому результаты тахист. изучения В на отдельные цифры, буквы, фигуры не могут быть перенесены на объем В в естественных условиях восприятия связанного осмысленного материала.

С объемом В тесно связана и распределяемость внимания. Говоря об объеме, можно подчеркивать ограничение поля В, но оборотной стороной ограничения является распределение В между тем или иным числом разнородных объектов, одновременно сохраняющихся в центре В. При распределении В речь идет о возможности по крайней мере двухфокального В, концентрации его не в одном, а в двух или большем числе различных фокусов. Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего В.

При определении концентрированности и объема В необходимо учитывать не только количественные условия. Значительную роль играет связанность смыслового содержания.

Устойчивость В определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация В.

экспериментальной иссл-ние показало, что В первично подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды колебаний по разным данным равны обычно 2-3 сек. К колебаниям В относились и колебания сенсорной ясности, которые, очевидно, непосредственно связаны с утомлением и адаптацией органов чувств. Иной характер носят колебания В, сказывающиеся при наблюдении многозначных фигур («фигуры – фона»).

Однако традиционная трактовка проблемы устойчивости В, связанная с установлением его периодичес.колебаний, требует некоторой ревизии. Наша(Рубинштейна) гипотеза заключается в том, что наиболее существенным условием устойчивости В является возможность раскрывать в предмете новые стороны и связи. Там, где связи с поставленной перед собой задачей мы, сосредоточиваясь на к.-н. предмете, можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, В может очень длительное время оставаться устойчивым.

Наше В становится также менее подверженным колебаниям, когда мы включаемся в разрешение опр. задач, в интеллектуальных операциях раскрываем нов.содержание в предмете нашего восприятия или нашей мысли. Сосредоточение внимания – это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении. Для того чтобы В к к.-н. предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом.Предмет должен на наших глазахразвиваться, обнаруживать перед нами все нов.содержание. Лишь обновляющееся и изменяющееся содержание способно поддерживать В. Однообразие притупляет В, монотонность угашает его.

Для наличия устойчивого В, необходимо чтобы изменяющееся содержание было объединено совокупностью отношений в одно единство. Устойчивое В – это форма

предметногосознания. Оно предполагает единство предметной отнесенности многообразного содержания. Т.О.,осмысленная связанность объединяющая многообразное, динамическое содержание в более или менее стройную систему, сосредоточенную вокруг одного центра, отнесенную к одному предмету, составляет осн. предпосылку устойчивого В.

Если бы В при всех условиях было подвержено таким колебаниям, какие имеют место, когда нам даны разрозненные чувственные данные, никакая эффективная умствен.работа не была бы возможна. Но, оказывается, что самое включение умсвтен.деятельности, раскрывающей в предметах нов.стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости В. Устойчивость В, будучи условием продуктивной умст.деятельности, является в извест.мере и ее следствием.

Устойчивость В зависит от ряда условий: особенности материала, степень его трудности, знакомости, понятности, отношения к нему со стороны субъекта – степени его интереса к данному материалу и индивидуальные особенности личности. Среди последних существенна способность посредством сознательного усилия длительно поддерживать свое внимание на опр.уровне, даже если то содержание, на к-рое оно направлено, не представляет непосредств.интереса, и сохранение его в центре В сопряжено с опр. трудностями.

Устойчивость В не означает его неподвижности, она не исключает его переключаемости. Переключаемость В заключается в способности быстро выключатся из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся усл-ям. Способность к переключению означаетгибкостьВ. Поскольку В может отличаться различными свойствами, можно, исходя из разных свойств В, различать разные типы В: широкое и узкое внимание – в зависимости от их объема, хорошо и плохо распределяемое, быстро и медленно переключаемое, концентрированное и флюктуирующее, устойчивое и неустойчивое.

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание — более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных.

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.

Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность.

Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.

Причины возникновения непроизвольного внимания

Причинами возникновения непроизвольного внимания могут быть:

  1. Неожиданность раздражителя.

  2. Относительная сила раздражителя.

  3. Новизна раздражителя.

  4. Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

  5. Контрастность предметов или явлений.

  6. Внутреннее состояние человека.

Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления.

Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный и глубокий. Красивый пейзаж привлекает внимание художника, действуя на его эстетическое чувство, тогда как местный житель в этом же пейзаже видит лишь что-то обыденное.

Произвольное внимание

Если Вы скажете мне, на что Вы обращаете внимание, то я смогу определить кто Вы: прагматик или высоко духовная личность. Здесь речь идет уже о другом виде внимания — произвольном, преднамеренном, активном.

Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо.

Произвольное внимание более сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Здесь все просто, нужно поставить цель: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что», и упорно идти к этой цели.

Физиологический механизм произвольного внимания

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, т.к. без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Непроизвольное восстановление внимания во время воздействия виртуальной природы 360° на мобильных устройствах у здоровых взрослых с разным уровнем восстановительного опыта: исследование потенциала, связанного с событием

1. Каплан С. Восстанавливающие преимущества природы: к интегративной структуре. J Environ Psychol. 1995 г., сен; 15 (3): 169–182. doi: 10.1016/0272-4944(95) -2. [CrossRef] [Google Scholar]

2. Hancock PA, Warm JS. Динамическая модель стресса и устойчивого внимания. Гум Факторы. 1989 окт; 31 (5): 519–37. doi: 10.1177/001872088

0503. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

3. Бонен Н., Хоукс П., Николсон Н., Джоллес Дж. Реактивность кортизола и когнитивные способности в парадигме непрерывной умственной задачи. Биол Психол. 1990 окт; 31 (2): 107–16. [PubMed] [Google Scholar]

4. Каплан Р., Каплан С. Опыт природы: психологическая перспектива. Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета; 1989. [Google Scholar]

5. Herzog TR, Black AM, Fountaine KA, Knotts DJ. Рефлексия и восстановление внимания как отличительные преимущества восстановительной среды. J Environ Psychol. 1997 июня; 17 (2): 165–170. doi: 10.1006/jevp.1997.0051. [CrossRef] [Google Scholar]

6. Lederbogen F, Kirsch P, Haddad L, Streit F, Tost H, Schuch P, Wüst S, Pruessner JC, Rietschel M, Deuschle M, Meyer-Lindenberg A. Городская жизнь и жизнь в городе воспитание влияет на нейронную обработку социального стресса у людей. Природа. 2011 22 июня; 474 (7352): 498–501. doi: 10.1038/nature10190. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

7. Лоренц Т., Клейтон С., Нири Д., Уайтхед М., Петтикрю М., Томсон Х., Камминс С., Соуден А., Рентон А. Преступность, страх перед преступностью, окружающая среда и психическое здоровье и благополучие: обзор теорий и причинно-следственных связей. Место здоровья. 2012 июль; 18 (4): 757–65. doi: 10.1016/j.healthplace.2012.04.001. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

8. Братман Г.Н., Гамильтон Дж.П., Daily GC. Воздействие природного опыта на когнитивные функции и психическое здоровье человека. Энн Н.Ю. Академия наук. 2012 февраль; 1249: 118–36. doi: 10.1111/j.1749-6632.2011.06400.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

9. Taylor AF, Kuo FE. Дети с дефицитом внимания лучше концентрируются после прогулки в парке. Джей Аттен Расстройство. 2009 март; 12 (5): 402–9. doi: 10.1177/1087054708323000. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

10. Tyrväinen L, Ojala A, Korpela K, Lanki T, Tsunetsugu Y, Kagawa T. Влияние городской зеленой среды на меры по снятию стресса: полевой эксперимент. J Environ Psychol. 2014 июнь; 38: 1–9. doi: 10.1016/j.jenvp.2013.12.005. [CrossRef] [Google Scholar]

11. Bratman GN, Daily GC, Levy BJ, Gross JJ. Преимущества пребывания на природе: улучшенный аффект и познание. Ландшафтный городской план. 2015 июнь; 138: 41–50. doi: 10.1016/j.landurbplan.2015.02.005. [CrossRef] [Google Scholar]

12. Брингслимарк Т., Хартиг Т., Патил Г.Г. Психологические преимущества комнатных растений: критический обзор экспериментальной литературы. J Environ Psychol. 2009 г., декабрь; 29 (4): 422–433. doi: 10.1016/j.jenvp.2009.05.001. [CrossRef] [Google Scholar]

13. Lottrup L, Stigsdotter UK, Meilby H, Claudi AG. Вид из окна рабочего места: определяющий фактор работоспособности и удовлетворенности работой офисных работников. Ландшафтные исследования. 2013 21 октября; 40 (1): 57–75. doi: 10.1080/01426397.2013.829806. [CrossRef] [Google Scholar]

14. Берто Р. Воздействие восстанавливающей среды помогает восстановить способность внимания. J Environ Psychol. 2005 г., сен; 25 (3): 249–259. doi: 10.1016/j.jenvp.2005.07.001. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

15. Браун Д.К., Бартон Дж.Л., Гладуэлл В.Ф. Просмотр сцен природы положительно влияет на восстановление вегетативной функции после острого психического стресса. Технологии экологических наук. 04 июня 2013 г.; 47 (11): 5562–9. doi: 10.1021/es305019p. doi: 10.1021/es305019p. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [CrossRef] [Google Scholar]

16. Хартиг Т., Кайзер Ф., Боулер П. Институт жилищных исследований. [2018-05-25]. Дальнейшая разработка меры воспринимаемой восстановительной способности окружающей среды http://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:130237/FULLTEXT01.pdf сайт .

17. Friedman D, Cycowicz YM, Gaeta H. Новизна P3: связанный с событием потенциал мозга (ERP) признак оценки мозгом новизны. Neurosci Biobehav Rev. 2001 Jun; 25 (4): 355–73. [PubMed] [Google Scholar]

18. Лайт Г.А., Свердлов Н.Р., Брафф Д.Л. Преаттентивная сенсорная обработка, определяемая ответами мозга MMN и P3a, связана с когнитивным и психосоциальным функционированием у здоровых взрослых. J Cogn Neurosci. 2007 окт; 19 (10): 1624–32. doi: 10.1162/jocn.2007.19.10.1624. http://europepmc.org/abstract/MED/18271737. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

19. Chen J, Zhang Y, Wei D, Wu X, Fu Q, Xu F, Wang H, Ye M, Ma W, Yang L, Zhang Z. Нейрофизиологический переход от MMN к P3a при первом эпизоде ​​и рецидивирующей большой депрессии. J Аффективное расстройство. 2015 15 марта; 174: 173–9. doi: 10.1016/j.jad.2014.11.049. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

20. Biedermann B, De Lissa P, Mahajan Y, Polito V, Badcock N, Connors MH, Quinto L, Larsen L, McArthur G. Медитация и слуховое внимание: исследование ERP медитирующих и немедитирующих. Int J Психофизиол. 2016 Декабрь;109: 63–70. doi: 10.1016/j.ijpsycho.2016.09.016. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

21. Кан Б.Р., Полич Дж. Медитация (випассана) и потенциал мозга, связанный с событием P3a. Int J Психофизиол. 2009 г., апрель; 72 (1): 51–60. doi: 10.1016/j.ijpsycho.2008.03.013. http://europepmc.org/abstract/MED/18845193. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

22. Polich J. Обновление P300: интегративная теория P3a и P3b. Клин Нейрофизиол. 2007 г. , октябрь; 118 (10): 2128–48. doi: 10.1016/j.clinph.2007.04.019. http://europepmc.org/abstract/MED/17573239. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

23. Näätänen R, Gaillard AW, Mäntysalo S. Переосмысление раннего эффекта избирательного внимания на вызванный потенциал. Acta Psychol (Амст), 1978 г., июль; 42 (4): 313–29. [PubMed] [Google Scholar]

24. Chung K, Park JY. За пределами реального мира: дебаты внимания в слуховом несоответствии негативности. Нейроотчет. 2018 11 апреля; 29 (6): 472–477. doi: 10.1097/WNR.0000000000000999. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

25. Олдфилд RC. Оценка и анализ хиральности: Эдинбургская инвентаризация. Нейропсихология. 1971 март; 9 (1): 97–113. [PubMed] [Google Scholar]

26. Кеннеди Р.С., Лейн Н.Е., Бербаум К.С., Лилиенталь М.Г. Опросник симулятора болезни: усовершенствованный метод количественной оценки симулятора болезни. Int J Aviat Psychol. 1993 г., июль; 3 (3): 203–220. doi: 10.1207/s15327108ijap0303_3. [CrossRef] [Google Scholar]

27. Min B, Jeon H, Sung E, Chung S, Kim C. Исследование болезни симулятора и физиологических реакций в динамическом симуляторе вождения. J Soc Korea Ind Syst. 2003;26(1):22–9. http://www.ksie.or.kr/bbs/Data/board/thesis/4.2003-26-1-4.pdf. [Google Scholar]

28. Yoo Y, Yeoun P, Shin W. Сравнение PRS (Шкала воспринимаемой восстановительности) по типам городских лесов. КФРМ. 2013;17(1):33–45. http://www.dbpia.co.kr/Journal/ArticleDetail/NODE02127275. [Google Scholar]

29. Ferree TC, Luu P, Russell GS, Tucker DM. Импеданс скальпового электрода, риск инфицирования и качество данных ЭЭГ. Клин Нейрофизиол. 2001 март; 112 (3): 536–44. [PubMed] [Академия Google]

30. Коэн Дж. Анализ статистической мощности для поведенческих наук, 2-е изд. Махва: Lawrence Erlbaum Associates; 1988. [Google Scholar]

31. Джеймс В. Принципы психологии. Нью-Йорк: Классика Пантианос; 2013. [Google Scholar]

32. Escera C, Alho K, Schröger E, Winkler I. Непроизвольное внимание и отвлекаемость по оценке потенциалов мозга, связанных с событиями. Аудиол Нейротол. 2000;5(3-4):151–66. doi: 10.1159/000013877. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

33. Ян Б., Сяо В., Лю С., Ву С., Мяо Д. Умственная усталость ухудшает процесс предварительного внимания: исследование MMN. Нейроски Летт. 2013 04 января; 532: 12–6. doi: 10.1016/j.neulet.2012.08.080. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

34. Salisbury DF, Kuroki N, Kasai K, Shenton ME, McCarley RW. Прогрессирующие и взаимосвязанные функциональные и структурные признаки постначалной редукции головного мозга при шизофрении. Арх генерал психиатрия. 2007 г., май; 64 (5): 521–9. doi: 10.1001/archpsyc.64.5.521. http://europepmc.org/abstract/MED/17485604. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

35. Турецкий Б.И., Билкер В.Б., Зигель С.Дж., Колер К.Г., Гур Р.Е. Профиль дефицита обработки слуховой информации при шизофрении. Психиатрия рез. 2009 г., 30 января; 165 (1–2): 27–37. doi: 10.1016/j.psychres.2008.04.013. http://europepmc.org/abstract/MED/189. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

36. Yamamuro K, Ota T, Iida J, Nakanishi Y, Kishimoto N, Kishimoto T. Ассоциации между компонентом несоответствия-негативности и тяжестью симптомов у детей и подростки с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Нейропсихиатр Dis Treat. 2016;12:3183–3190. doi: 10.2147/NDT.S120540. doi: 10.2147/NDT.S120540. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [CrossRef] [Google Scholar]

37. Naismith SL, Mowszowski L, Ward PB, Diamond K, Paradise M, Kaur M, Lewis SJ, Hickie IB, Hermens DF. Снижение отрицательности временного несоответствия при депрессии в пожилом возрасте: связанный с событием потенциальный показатель когнитивного дефицита и функциональной инвалидности? J Аффективное расстройство. 2012 г., апрель; 138 (1-2): 71–8. doi: 10.1016/j.jad.2011.12.028. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

38. Аспиналл П., Маврос П., Койн Р. , Роу Дж. Городской мозг: анализ физической активности на открытом воздухе с помощью мобильной ЭЭГ. Бр Дж Спорт Мед. 2015 фев; 49(4): 272–6. doi: 10.1136/bjsports-2012-091877. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

39. Pierson A, Le HJ, Fossaert A, Dubal S, Jouvent R. Фронтальная реактивность и поиск ощущений в исследовании ERP у парашютистов. Прог Нейропсихофармакол Биол Психиатрия. 1999 г., апрель; 23 (3): 447–63. [PubMed] [Google Scholar]

40. Шмидт С. Медитация-нейронаучные подходы и философские выводы. Чам: Спрингер; 2014. Открытие медитации для науки: разработка системы классификации медитаций; стр. 137–52. [Академия Google]

41. Дэвидсон Р.Дж., Гоулман Д.Дж. Роль внимания в медитации и гипнозе: психобиологический взгляд на трансформации сознания. Int J Clin Exp Hypn. 1977 г., 25 октября (4): 291–308. doi: 10.1080/00207147708415986. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

42. Шапиро Д.Х. Обзор: клиническое и физиологическое сравнение медитации с другими стратегиями самоконтроля. Am J Психиатрия. 1982 г., март; 139 (3): 267–74. doi: 10.1176/ajp.139.3.267. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

43. Кан Б.Р., Полич Дж. Медитационные состояния и черты: исследования ЭЭГ, ВП и нейровизуализации. Психологический бык. 2006 г., март; 132 (2): 180–211. doi: 10.1037/0033-2909.132.2.180. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

44. Lutz A, Slagter HA, Dunne JD, Davidson RJ. Регуляция и мониторинг внимания в медитации. Тенденции Cogn Sci. 2008 апр; 12 (4): 163–9. doi: 10.1016/j.tics.2008.01.005. http://europepmc.org/abstract/MED/18329323. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

45. Раффоне А., Шринивасан Н. Исследование медитации в неврологии внимания и сознания. Процесс познания. 2010 февраль; 11 (1): 1–7. doi: 10.1007/s10339-009-0354-z. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Нисходящий контроль над непроизвольным переключением внимания в слуховой модальности

  • Ahveninen, J. , Jääskeläinen, I.P., Pekkonen, E., Hallberg, A., Hietanen, M ., Няатанен, Р., Шрегер, Э., и Силланауки, П. (2000). Повышенная отвлекаемость не относящимися к задаче звуковыми изменениями у трезвенников. Алкоголизм: клинические и экспериментальные исследования , 24 , 1850–1854

    Статья Google Scholar

  • Алхо К., Эстера К., Диас Р., Яго Э. и Серра Дж. М. (1997). Влияние непроизвольного слухового внимания на выполнение зрительных задач и активность мозга. НейроОтчет , 8 , 3233–3237.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Берти, С., и Шрёгер, Э. (2001). Сравнение слуховых и визуальных эффектов отвлечения: поведенческие и связанные с событиями индексы. Когнитивные исследования мозга , 11 , 265–273.

    Артикул Google Scholar

  • Коулз, М. Г. Х., Смид, М. , Шефферс, М. К., и Оттен, Л. Дж. (1995). Ментальная хронометрия и изучение обработки информации человеком. В MD Rugg & MGH Coles (Eds.), Электрофизиология разума: связанные с событиями потенциалы мозга и познание (стр. 86–131). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Google Scholar

  • Куршен, Э., Хиллъярд, С.А., и Галамбос, Р. (1975). Новизна стимула, релевантность задачи и визуальный вызванный потенциал человека. Электроэнцефалография и клиническая нейрофизиология , 39 , 131–143.

    Артикул Google Scholar

  • Чепе В., Кармос Г. и Молнар М. (1987). Вызванные потенциальные корреляты отклонения стимула во время бодрствования и сна в модели кошки-животного несоответствия негативности. Электроэнцефалография в клинической нейрофизиологии , 66 , 571–578.

    Артикул Google Scholar

  • Дончин, Э. , и Коулз, М. (1988). Является ли компонент P300 проявлением обновления контекста? Науки о поведении и мозге , 11 , 357–374.

    Артикул Google Scholar

  • Драйвер, Дж., и Бейлис, Г.К. (1991). Разделение цели и отвлекающего фактора и интеграция функций при визуальном внимании к буквам. Acta Psychologica , 76 , 101–119.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Дункан-Джонсон, К.С., и Дончин, Э. (1977). О количественной оценке удивления: изменение потенциалов, связанных с событием, с субъективной вероятностью. Психофизиология , 14 , 456–467.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Эстера, К., Альхо, К., Шрегер, Э., и Винклер, И. (2000). Непроизвольное внимание и отвлекаемость по оценке потенциалов мозга, связанных с событиями. Аудиология и нейроотология , 5 , 151–166.

    Артикул Google Scholar

  • Эстера, К., Альхо, К., Винклер, И., & Няятанен, Р. (1998). Нейронные механизмы непроизвольного переключения внимания на новизну и изменение акустической обстановки. Journal of Cognitive Neuroscience , 10 , 590–604.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Эстера, К., Яго, Э., и Алхо, К. (2001). Электрические реакции показывают временную динамику мозговых событий во время непроизвольного переключения внимания. Европейский журнал неврологии , 14 , 877–883.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Фолк, К.Л., и Ремингтон, Р.В. (1996). Когда знания не помогают: ограничения гибкости контроля внимания. В AF Kramer, MGH Coles и GD Logan (Eds.), Конвергентные операции в исследовании зрительного избирательного внимания (стр. 271–295). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

    Глава Google Scholar

  • Фолк, К.Л., и Ремингтон, Р.В. (1998). Избирательность в отвлечении на нерелевантные характерные одиночки: свидетельство двух форм захвата внимания. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 24 , 847–858.

    Артикул Google Scholar

  • Фолк, К.Л., Ремингтон, Р.В., и Джонстон, Дж.К. (1992). Непроизвольное скрытое ориентирование зависит от настроек контроля внимания. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 18 , 1030–1044.

    Артикул Google Scholar

  • Фридман, Д., Цикович, Ю.М., и Гаэта, Х. (2001). Новизна P3: связанный с событием потенциал мозга (ERP) — признак оценки мозгом новизны. Нейронаука и биоповеденческие обзоры , 25 , 355–373.

    Артикул Google Scholar

  • Giard, M.H., Perrin, F., Pernier, J., & Bouchet, P. (1990). Генераторы мозга, участвующие в обработке отклонений слуховых стимулов: потенциальное исследование, связанное с топографическими событиями. Психофизиология , 27 , 627–640.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Gratton, G., Bosco, C.M., Kramer, A.F., Coles, M.G.H., Wickens C.D., & Donchin, E. (1990). Потенциалы мозга, связанные с событиями, как показатели извлечения информации и подготовки ответов. Электроэнцефалография и клиническая нейрофизиология , 75 , 419–432.

    Артикул Google Scholar

  • Халгрен Э., Баудена П., Кларк Дж. М., Хейт Г., Льежуа К., Шовель П. и Мусолино А. (1995). Электроэнцефалография и клиническая нейрофизиология , 94 , 191–220.

    Артикул Google Scholar

  • Джавитт, округ Колумбия, Штайншнайдер, М. , Шредер, К.Э., и Ареццо, Дж.К.96). Обнаружение отклонения стимула в первичной слуховой коре приматов: внутричерепные механизмы генерации негативности несоответствия (MMN). Исследование мозга , 667 , 192–200.

    Артикул Google Scholar

  • Джонсон, Р., младший, и Дончин, Э. (1978). О том, как амплитуда P300 зависит от полезности вызывающих стимулов. Электроэнцефалография и клиническая нейрофизиология , 44 , 424–437.

    Артикул Google Scholar

  • Джонидес, Дж., и Янтис, С. (1988). Уникальность резкого визуального начала в привлечении внимания. Восприятие и психофизика , 43 , 346–354.

    Google Scholar

  • Найт, Р. Т. (1991). Вызванные потенциальные исследования способности внимания при поражениях лобной доли человека. В HS Levin, HM Eisenberg и AL Benton (Eds. ), Функция и дисфункция лобной доли (стр. 139–153). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Google Scholar

  • Найт, Р. Т., и Скабини, Д. (1998). Анатомические основы потенциалов, связанных с событиями, и их связь с обнаружением новизны у людей. Журнал клинической нейрофизиологии , 15 , 3–13.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Крамер, А. Ф., и Джейкобсон, А. (1991). Перцептивная организация и сосредоточенное внимание: роль объектов и близости в визуальной обработке. Восприятие и психофизика , 50 , 267–284.

    Google Scholar (1995). Несоответствие негативности изменению слухового стимула, записанному непосредственно в височной коре человека. Психофизиология , 32 , 418–422.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Люйтинен, Х. , Бломберг, А. П., & kw] Няэтэнен, Р. (1992). Событийные потенциалы и вегетативные реакции на изменение оставленных без присмотра слуховых стимулов. Психофизиология , 29 , 523–534.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Мюллер, Х. Дж., & Кролик, П. М. А. (1989). Рефлексивная и произвольная ориентация зрительного внимания: динамика активации и сопротивления. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 15 , 315–330.

    Артикул Google Scholar

  • Няатанен, Р. (1992). Внимание и работа мозга . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google Scholar

  • Няятанен Р., Винклер И. (1999). Концепция представления слуховых стимулов в когнитивной нейробиологии. Психологический бюллетень , 6 , 826–859.

    Артикул Google Scholar

  • Нагахама Ю. , Окада Т., Кацуми Ю., Хаяси Т., Ямаути Х., Оянаги К., Кониси Дж., Фукуяма Х. и Шибасаки Х. (2001 ). Диссоциируемые механизмы контроля внимания в префронтальной коре человека. Кора головного мозга , 11 , 85–92.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Опиц Б., Ринне Т., Меклингер А., фон Крамон Д.Ю. и Шрёгер Э. (2002). Дифференциальный вклад лобной и височной коры в обнаружение слуховых изменений: результаты фМРТ и ERP. Нейро-Имидж , 15 , 165–174.

    Google Scholar

  • Пиктон, Т.В., Ален, К., Оттен, Л., Риттер, В., и Ахим, А. (2000). Отрицательное несоответствие: разная вода в одной и той же реке. Аудиология и нейроотология , 5 , 111–139.

    Артикул Google Scholar

  • Ремингтон, Р. В., Фолк, К. Л., и Маклин, Дж. П. (2001). Случайный захват внимания или отсроченное распределение внимания? Восприятие и психофизика , 63 , 298–307.

    Google Scholar

  • Ремингтон, Р. В., Джонстон, Дж. К., Янтис, С. (1992). Непроизвольный захват внимания внезапными приступами. Восприятие и психофизика , 51 , 279–290.

    Google Scholar

  • Ринне, Т., Альхо, К., Ильмониеми, Р. Дж., Виртанен, Дж., и Наатанен, Р. (2000). Раздельное поведение временных и фронтальных источников MMN во времени. НейроИзображение , 12 , 14–19.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Ринне, Т., Антила, С., и Винклер, И. (2001). На MMN не влияет прогностическая информация сверху вниз. НейроОтчет , 12 , 2209–2213.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Риттер, В., Сассман, Э., Дикон, Д., Коуэн, Н., и Воган, Х.Г., младший (1999). Две когнитивные системы одновременно подготовились к противоположным событиям. Психофизиология , 36 , 835–838.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Сэмс, М., и Хари, Р. (1991). Магнитоэнцефалография в исследовании обработки слуховой информации человека. В R.A. Zapulla et al. (Eds.), Окна в мозг: технические границы нейропсихологии (Анналы Нью-Йоркской академии наук, том 620, стр. 102–117). Нью-Йорк: Нью-Йоркская академия наук.

    Google Scholar

  • Шерг, М., Вайсар, Дж., и Пиктон, Т. В. (1989). Анализ источников поздних слуховых вызванных потенциалов человека. Journal of Cognitive Neuroscience , 1 , 336–355.

    Артикул Google Scholar

  • Шрегер, Э. (1997). Об обнаружении слуховых отклонений: модель преаттентивной активации. Психофизиология , 34 , 245–257.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Шрегер, Э. , Джард, М.-Х., и Вольф, К. (2000). Слуховое отвлечение: связанный с событием потенциал и поведенческие индексы. Клиническая нейрофизиология , 111 , 1450–1460.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Шрегер, Э., и Вольф, К. (1998a). На ориентацию и переориентацию внимания указывают потенциалы мозга человека, связанные с событиями. Нейро-Отчет , 9 , 3355–3358.

    Google Scholar

  • Шрегер, Э., и Вольф, К. (1998b). Поведенческие и электрофизиологические эффекты изменения звука, не относящегося к задаче: новая парадигма отвлечения внимания. Когнитивные исследования мозга , 7 , 71–87.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Спенсер К.М., Дин Дж. и Дончин Э. (1999). Компонентный анализ ERP, вызванный новыми событиями, с использованием массива электродов. Психофизиология , 36 , 409–414.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Сквайрс, К.С., Дончин, Э., Хернинг, Р.И., и Маккарти, Г. (1977). О влиянии релевантности задачи и вероятности стимула на компоненты событийного потенциала. Электроэнцефалография и клиническая нейрофизиология , 42 , 1–14.

    Артикул Google Scholar

  • Сквайрс, Н.К., Сквайрс, К.С., и Хиллард, С.А. (1975). Две разновидности долголатентных положительных волн, вызываемых непредсказуемыми слуховыми раздражителями у человека. Электроэнцефалография и клиническая нейрофизиология , 38 , 387–410.

    Артикул Google Scholar

  • Саттон, С., Брарен, М., Зубин, Дж., и Джон, Э. Р. (1965). Вызванные потенциальные корреляты неопределенности стимула. Наука , 150 , 1187–1188.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Тьювес, Дж. (1991). Избирательность межпространственного восприятия. Восприятие и психофизика , 50 , 184–193.

    Google Scholar

  • Тьювес, Дж. (1992). Избирательность восприятия цвета и формы. Восприятие и психофизика , 51 , 599–606.

    Google Scholar

  • Тьювес, Дж. (1994). Управляемый стимулом захват и установка внимания: выборочный поиск цвета и резких визуальных эффектов. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 20 , 799–806.

    Артикул Google Scholar

  • Тьювес, Дж., и Бергер, Р. (1998). Контроль внимания при зрительном поиске: эффект нерелевантных одиночек. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 24 , 1342–1353.

    Артикул Google Scholar

  • Трейсман, А. М., и Геладе, Г. (1980). Интеграционная теория внимания. Когнитивная психология , 12 , 97–136.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Вудс, Д.Л. (1990). Физиологическая основа избирательного внимания: последствия потенциальных исследований, связанных с событиями. В JW Rohrbaugh, R. Parasuranam, & R. Johnson, Jr. (Eds.), Потенциалы, связанные с событиями: основные вопросы и приложения (стр. 178–209). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Google Scholar

  • Янтис, С. (1993). Управляемый стимулом захват внимания и настройки управления вниманием. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 19 , 676–681.

    Артикул Google Scholar

  • Yantis, S., & Egeth, HE (1999). О различии между заметностью и захватом внимания, управляемым стимулом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *